Культурология

Реферат «Религия Древней Индии» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев вт, 28.03.2017 09:50

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

Реферат «Культура древнего Китая» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:35

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Реферат «Глобализация как явление в мировой культуре» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:34

Экзальтация – восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность Парадигма – пример из истории, взятый для доказательства или сравнения. Ментальность – это синтез умственного, духовного и чувственного начал в рамках данной культуры.

Типология – классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Глобализация как явление в мировой культуре и мое отношение к ней. Глобализация – это явление, при котором происходит слияние и унификация государств, их культуры и всего прочего, в результате чего происходит утрата самобытности и своеобразия культуры данного государства и обеднение мировой культуры в целом.

Лекция «Миф и мифология» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:31

Миф - общее понятие, обозначающее символическое повествование в религии (в отличие от символического поведения (культ, ритуал), и символических объектов (храм, иконы)). Слово «мифология» означает и изучение мифа, и систему мифов, относящихся к определенной религиозной традиции.

Мифы - это специфические описания богов или сверхчеловеческих существ, вовлеченных в необычайные события или обстоятельства, во времена неопределенные, но понимаемые как далеко отстоящие от обыденного человеческого опыта.

Миф предстает как авторитетное фактическое повествование, вне зависимости от того, насколько описываемые события расходятся с естес-твенным законом или обыденным опытом. Миф, таким образом, черпает свою авторитетность не в доказательстве, а в показывании себя. Слово «миф» происходит от греческого «mythos» - слово, говорение, рассказ, повествование. Бесспорная компетентность «мифа» противостоит «логосу», компетентность или истинность которого может быть доказана.

Лекция «Массовая культура» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:30

Общее положение западного мира второй половины XX века определялось главным образом итогами Второй мировой войны. Хотя в войне было много победителей, действительно выиграли от войны США (меньший выигрыш получила Великобритания).

Лекция «Культурология в России» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:28

Культурология в России ХIХ-ХХ вв. - неотъемлемая часть мировой культурологической мысли. В качестве самостоятельной отрасли знаний она развивалась с опозданием. Она обладает определенным своеобразием, что связано со спецификой социального, национального и исторического самосознания России в данную историческую эпоху.

Ей предстояло определиться среди народов и культур Запада и Востока; это необходимо было сделать в процессе быстро протекавшего обновления ее собственной культурной традиции. Ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в новой русской культуре нарастало и по той причине, что сам Запад (в сторону которого все более клонилось историческое движение России) в это время переживал обновление ориентационных идеалов и целей (от католицизма - к протестантизму, гуманизму, просветительству, рационализму, утилитаризму, либерализму, демократизму, социализму).

Лекция «Культурологические школы» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:26

Основные школы и течения в культурологии XX века сложились на базе всего предшествующего знания, обогащенного достижениями разных наук: философии, истории, этики, эстетики, антропологии , этнографии , социологии , социальной психологии , этнической или национальной психологии, демографии , а также фрейдизма и семиотики .

Задача создания некой единой и самоценной теории культуры, самостоятельной науки - культуроведения или культурологии - впервые была поставлена американским ученым - культурантропологом Лесли Уайтом /1900-1975/ .

1.Общественно-историческая школа. Эта школа имеет наиболее давние традиции (восходит к Канту, Гегелю, Гумбольту), объединяет преимущественно историков и философов. Н. Я. Данилевский отрицает существование единства историко-культурного процесса. Он предлагает концепцию локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.

Лекция «Культурогенез» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:25

Первобытная эпоха человечества – каменный век – включает: - палеолит – древний каменный век (2,5 млн. - 12 тыс. лет до н.э.); - мезолит – средний каменный век (12 – 8 тыс. лет до н.э.); - неолит – новый каменный век (8 – 3 тыс. лет до н.э.).

Палеолит делится на : - ранний (нижний); - поздний (верхний) (с 35 тыс. лет до н.э.). Указанное разделение в археологии появилось в ХIХ веке и отражало идею о роли технологии в развитии человека и специфику археологического материала дописьменной эпохи – неуничтожимый камень служил источником датировок, классификаций, гипотез о древности.

Рубеж нижнего и верхнего палеолита занимает ключевое положение в каменном веке: на рубеже нижнего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется homo sapiens sapiens; скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные - вкладыши, наконечники; сшитая одежда;

Лекция «Культура Китая» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:24

Подобно Индии, Китай можно назвать «вечной цивилизацией». Древнейшие поселения земледельцев (культура Яншао) появляются в долине реки Хуанхэ около 5 тыс. лет до н. э. После периода земледельческих культур Китаем стали управлять первые династии (к XXII в. до н. э. относятся начало правления династии Ся, а к XVIII в. до н. э. — династии Шан). Вся дальнейшая история Китая также была связана с правлением династий императоров. Одни из них правили сотни лет, другие — десятки. Основателями новых династий чаще становились потомки древнейших аристократических родов, но были в истории Китая случаи, когда императорами провозглашали себя простолюдины, возглавившие крестьянские восстания.

Лекция «Культура Европы XIX века» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:22

В XIX веке буржуазная цивилизация достигает зрелости и вступает в стадию кризиса. Она базируется на ценностях Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм. Но мир теперь стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей.

Совершался культурный поворот, сопоставимый по значимости с переходом человечества от древности к средневековью, а затем к новому времени. Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Мы стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX в Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Все эти факторы появились на два столетия раньше; XIX век провел их в жизнь».