Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 000015 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДГТУ КАФЕДРА "Философия"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения контрольных работ

по курсу "Зоопсихология и сравнительная психология"

(для студентов заочного отделения)

шифр - 030300

Ростов-на-Дону

2012

Составитель: ст. преподаватель Климова Н.М.

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу "Зоопсихология и сравнительная психология" (для студентов заочного отделения). /Ростов-на-Дону, ДГТУ, 2012 г., с.27.

Методические указания содержат требования к написанию и оформлению контрольной работы, тематику контрольных работ, список литературы.

Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.

Научный редактор - д.ф.н., проф. Яременко С.Н.

(c) Издательский центр ДГТУ, 2012 г.

Алгоритм выбора варианта контрольной работы

Изучение курса "Зоопсихология и сравнительная психология" предусматривает выполнение контрольной работы, тема которой самостоятельно выбирается студентом из предложенных, но в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки студента.

Требования к выполнению контрольной работы

Объём работы 10-12 листов. Контрольная работа должна быть аккуратно написана от руки в стандартной школьной тетради, либо распечатана на компьютере на одной стороне листа.

Тип шрифта Times New Roman, стиль Normal, размер шрифта 14 pt., межстрочный интервал - полуторный.

Текст программы рекомендуется печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее - 20 мм; правое - 10 мм; левое и нижнее - не менее 20 мм.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен от 15 до 17 мм.

Страницы текста программы должны соответствовать формату А4 (210?297 мм). Страницы текста программы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу, включая и приложения. Номер страницы - в нижнем колонтитуле по центру. Точка в конце номера страницы не ставится.

При изложении материала студент должен ориентироваться на вопросы к теме контрольной работы.

Контрольная работа должна состоять из следующих разделов:

* титульный лист,

* план, * введение,

* основная часть (непосредственное раскрытие вопросов темы),

* заключение,

* список литературы.

Работа может быть не засчитана, если нарушены правила цитирования, большое количество грамматических ошибок, дается "сплошной текст" без выделения разделов, и без абзацев, отсутствуют подпись, план, список использованной литературы, нумерация страниц.

Темы контрольных работ

Тема 1.Предмет и задачи зоопсихологии как науки

План

1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук.

3. Структура зоопсихологии как науки.

4. Поведение животных и психика, взаимосвязь и особенности.

Литература: 1, 2, 7, 9(здесь и далее будет указан номер источника в списке информационно-методического обеспечения).

Тема 2. История развития представлений о психической деятельности животных

План

1. Эволюция отношения человека к животным.

2. Культ животных в религиях.

3. Представления о поведении животных в средние века.

4. Представления о поведении животных в XVII - XVIII вв.

Литература: 1, 2, 7, 9.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 209-261.

Гороховская Е. А. Этология: рождение дисциплины. СПб.: Алетей, 2001.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Тема 3. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв

План

1. Работы иностранных авторов.

2. Исследования российских ученых.

Литература: 1, 2, 3, 7, 9.

Дополнительная литература:

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925.

Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Гороховская Е.А. Становление классической этологии: историко-логический анализ / Автореф. дис... канд. биол. наук. М., 1998.

Гороховская Е. А. Этология: рождение дисциплины. СПб.: Алетей, 2001.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Тема 4. Основные направления в изучении поведения животных

План

1. Этология.

2. Физиология Высшей нервной деятельности.

3. Изучение проблемы "мышления", или рассудочной деятельности, животных.

4. Экспериментальная психология.

5. Сравнительная психология и зоопсихология в России.

Литература: 1, 2, 3, 7, 9.

Дополнительная литература:

Гороховская Е.А. Становление классической этологии: историко-логический анализ / Автореф. дис... канд. биол. наук. М., 1998.

Гороховская Е. А. Этология: рождение дисциплины. СПб.: Алетей, 2001.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Тема 5. Методы исследований в зоопсихологии

План 1. Методы зоопсихологических исследований.

2. Основные направления изучения поведения животных в природе.

3. Экспериментальные методы.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Гороховская Е.А. Становление классической этологии: историко-логический анализ / Автореф. дис... канд. биол. наук. М., 1998.

Тема 6. Изучение поведения отдельных таксономических групп

План

1. Краткая история.

2. Изучение поведения вида непосредственно в месте его обитания.

3. Поведение грызунов.

4. Поведение копытных.

5. Поведение хищников.

Литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Дополнительная литература:

Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. M., 1986. № 1.

Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Еськов Е.Л. Астическая сигнализация общественное насекомых. М., 1979.

Матюшкин Е.Н. Выбор пути и освоение территории амурским тигром (по данным зимних троплений) // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.

Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.

Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983.

Тема 7. Физиологические основы поведения

План 1. Безусловные рефлексы.

2. Условные рефлексы.

3. Условия образования условных рефлексов.

4. Возбуждение и торможение.

5. Проблема наследования условных рефлексов.

6. Срывы высшей нервной деятельности у животных.

7. Представления о типах высшей нервной деятельности.

8. Нейрогуморальная регуляция поведения.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. MV 1993.

Тема 8. Инстинктивное поведение

План 1. Врожденное и приобретаемое в поведении животных.

2. Индивидуальное и видовое поведение.

3. Структура инстинктивного акта.

4. Характеристика ключевых раздражителей.

5. Роль гормонов в развитии инстинктивного поведения.

6. Психический компонент инстинктивного поведения.

7. Физиологические механизмы развития инстинктивного поведения.

8. Основные методы изучения инстинктов.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.

Северцов А.С. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.

Слоним А.С. Инстинкт. Л., 1967.

Тема 9. Коммуникации животных

План 1. Биологическое сигнальное поле.

2. Язык животных.

3. Органы чувств. Анализаторы.

4. Способы коммуникаций животных.

Литература: 2, 3, 4, 5, 8.

Дополнительная литература:

Наумов Н.П. Биологические (сигнальные) поля и их значение в жизни млекопитающих // Усп. совр. териол. М., 1977.

Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978.

Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.

Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.

Фабри К.Э. Филогенетические предпосылки человеческих способов общения // Вест. Моск. ун-та. Сер.: Психология. 1977. № 2.

Тема 10. Пластичность поведения. Процесс обучения.

План

1. Классификации форм обучения.

2. Облигатное и факультативное обучение.

3. Основные особенности навыков. Познавательные процессы при формировании навыков.

4. Обучение и общение. Подражание.

5. Дрессировка.

6. Сложные навыки и высшие формы психического отражения.

7. Импринтинг и его роль в формировании разных форм поведения.

8. Опосредованное обучение и его роль в формировании поведения.

9. Экспериментальное изучение имитационного поведения.

10. Обучение животных в естественных условиях.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.

Фабри К.Э. О подражании у животных // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 95-99.

Фабри К.Э. Орудийные действия животных // Хрест. по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 100-108.

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.

Зорина 3. А. Сравнительные исследования некоторых сложных форм обучения у птиц. Сравнительная физиология ВНД человека и животных. Л.: Наука, 1990.

Зорина 3. А., Смирнова А. А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц (довербальное понятие "число" )//Соврем. концепции эво-люц. генетики. Сб. трудов, поев. памяти акад. Д. К. Беляева. Новосибирск, 2000.

Зорина 3. А., Смирнова А. А., Лазарева О. Ф. Умеют ли вороны "считать"?//Природа. 2001. №2

Зорина 3. А., Калинина Т. С., Маркина Н. В. Способность к обучению у ворон и голубей: формирование системы дифференцировок стимулов по цвету при нарастающем количестве подкрепления//Журн. высш. нерв. деят. 1989. Т. 39. № 4.

Тема 11. Психическая активность животных в онтогенезе.

План

1. Основные периоды онтогенеза позвоночных животных.

2. Сходство и различие онтогенеза зрело- и незрелорождающихся млекопитающих.

3. Сходство и различие онтогенеза птенцовых и выводковых птиц.

4. Сходство и различие онтогенеза птиц и млекопитающих.

Литература: 1, 2, 3, 4, 7.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Мешкова Н.Н. "Развитие психики" А.Н. Леонтьева - взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Тема 12. Психическая активность животных в онтогенезе. Пренатальный период.

План

1. Пренатальный период.

2. Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения.

3. Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения.

4. Эмбриональное научение и созревание.

5. Особенности пренательного развития поведения у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц и млекопитающих.

6. Пренатальное развитие сенсорных способностей.

7. Эмбриогенез и развитие психического отражения.

Литература: 1, 2, 3, 7, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Мешкова Н.Н. "Развитие психики" А.Н. Леонтьева - взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.

Тема 13. Психическая активность животных в онтогенезе. Постнатальный период

План

1. Особенности постнатального развития животных.

2. Значение заботы о потомстве.

3. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание.

4. Раннее облигатное и факультативное научение.

5. Реакция следования, запечатление.

6. Общение у низших и высших позвоночных.

7. Исследовательское поведение и ориентация.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Мешкова Н.Н. "Развитие психики" А.Н. Леонтьева - взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.

Тема 14. Психическая активность животных в онтогенезе. Ювенильный период.

План

1. Характеристика ювенильного периода.

2. Общая характеристика игр, классификация.

3. Игровая сигнализация.

4. Формирование общения в играх.

5. Совместные игры.

6. Познавательная функция игровой активности.

7. Сравнительная характеристика игр животных и детей.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Крымов А.А. Проблемы игры животных в современной зоопсихологии // Психологический журнал. 1982. № 3.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Мешкова Н.Н. "Развитие психики" А.Н. Леонтьева - взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М., 1996.

Фабри К.Э. Игры животных и игры детей // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 26-34.

Фабри К.Э. Игра у животных. М.: Знание, 1985. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Биология", № 8).

Эльконин Д. Б. Теории игры//Хрест по зоопсихологии и сравнительной психологии М.: Росс психол об-во 1997 С 290-304

Тема 15. Эволюция психики.

План 1. Основные этапы развития психики живых организмов в эволюции.

2. Роль поведения в эволюции.

3. Концепция А.Н. Леонтьева об эволюции психики.

Литература: 1, 2, 4, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Мешкова Н.Н. "Развитие психики" А.Н. Леонтьева - взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. М.: Знание, 1984. С.

Резникова Ж.И. Экология, этология, эволюция. Ч. 1: Структура сообществ и коммуникация животных. Новосибирск, 1997. С. 31-62. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.;Л., 1949.

Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И.. Основа этологии и генетики поведения. М.:Высшая школа, 2002.

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Северцов А.С. Эволюция и психика. М., 2000.

Северцов А.Н. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.

Тема 16. Низший уровень элементарной сенсорной психики.

План

1. Характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики.

2. Двигательная активность и ее пространственна ориентация у простейших.

3. Пластичность поведения простейших.

4. Явления привыкания и отвыкания.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Северцов А.С. Эволюция и психика. М., 2000.

Тема 17. Высший уровень элементарной сенсорной психики.

План 1. Характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики.

2. Появление нервной системы и основные этапы ее развития.

3. Зачатки высших форм поведения.

4. Пластичность поведения.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Северцов А.С. Эволюция и психика. М., 2000.

Тема 18. Низший уровень перцептивной психики.

План

1. Характеристика низшего уровня перцептивной психики.

2. Нервная система и органы чувств.

3. Двигательная и сенсорные способности высших беспозвоночных. Таксисы и предметное восприятие.

4. Инстинктивное поведение и научение.

5. Общение и групповое поведение.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Северцов А.С. Эволюция и психика. М., 2000.

Тема 19. Высший уровень развития перцептивной психики.

План

1. Общая характеристика высшего уровня развития перцептивной психики.

2. Особенности центральной нервной системы высших позвоночных.

3. Локомоция и манипулирование у позвоночных.

4. Видотипичные компоненты в сфере комфортного поведения, сна и покоя.

5. Коммуникация: ольфакторная, оптическая и акустическая коммуникация.

6. Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 209-261.

деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Северцов А.С. Эволюция и психика. М., 2000.

Тема 20. Интеллект животных.

План 1. Общая характеристика интеллектуального поведения животных.

2. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных.

3. Манипуляционная активность как основа высших познавательных способностей животных.

Литература: 2, 3, 4, 5, 8.

Дополнительная литература:

Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.; Л., 1949.

Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.

Мазохин-Поршняков Г.А. Как оценить интеллект животных? // Природа. 1989. № 4.

Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.

Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2, 3.

Счастный А.И. Сложные формы поведения антропоидов. Л., 1972.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Тема 21. Интеллект животных.

План 1. Критерии интеллекта.

2. Формы мышления.

3. Биологическая ограниченность интеллекта животных.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 8.

Дополнительная литература:

Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.; Л., 1949.

Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Ладыгина-Котс Н. Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе М.: Госиздат, 1923

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.

Мазохин-Поршняков Г.А. Как оценить интеллект животных? // Природа. 1989. № 4.

Резникова Ж. И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. М.: Наука, 2000.

Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.

Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2, 3.

Счастный А.И. Сложные формы поведения антропоидов. Л., 1972.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Тема 22. Экспериментальное изучение рассудочной деятельности.

План

1. Когнитивные (познавательные) процессы (по Зориной и Полетаевой, 2001).

2. Методы изучения когнитивных процессов.

3. Исследование способности к достижению приманки, находящейся в поле зрения животного. Использование орудий.

4. Интеллектуальное поведение шимпанзе вне экспериментов.

5. Орудийные действия антропоидов в естественной среде обитания.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.; Л., 1949.

Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1925.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.

Мазохин-Поршняков Г.А. Как оценить интеллект животных? // Природа. 1989. № 4.

Резникова Ж. И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. М.: Наука, 2000.

Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.

Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2, 3.

Стародубцев Ю. Д. Способность дельфинов афалин к обобщению//Морские млекопитающие Голарктики Архангельск, 2000 С 367-371.

Счастный А.И. Сложные формы поведения антропоидов. Л., 1972.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Фабри К. Э. Орудийные действия животных М Знание, 1980.

Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях Л.: Наука, 1977.

Тема 23 Формирование поведения животных

План 1. Основные составляющие поведения.

2. Интеграция поведения.

3. Формирование биологической формы поведения на примере охотничьего поведения волков.

4. Формирование разных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка.

5. Сложные интеграции поведения.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Бадридзе Я.К. Пищевое поведение волка: Вопросы онтогенеза. Тбилиси, 1987.

Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986.

Бибиков Д.И. (отв. ред). Волк: происхождение, систематика, морфология, экология. М., 1985.

Крайслер Л. Тропами карибу. М., 1966.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Тема 24. Биологические формы поведения. Пищедобывательное поведение

План 1. Пищедобывательное поведение.

2. Общее значение питания.

3. Пищевая специализация животных.

4. Формирование пищедобывательного поведения.

5. Сложные формы поведения, связанные с питанием.

6. Запасание корма.

7. Оборонительное поведение.

Литература: 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная литература:

Бадридзе Я.К. Пищевое поведение волка. Вопросы онтогенеза. Тбилиси, 1987.

Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986.

Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Захаров А.Л. Муравей, семья, колония. М., 1978.

Лавик-Гудолл Дж., Лавик-Гудолл Г. Невинные убийцы. М., 1977.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978.

Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М., 1994.

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций, М., 1983.

Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе. М., 1991.

Фабр Ж.А. Жизнь и нравы насекомых. М.; Л., 1936.

Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М., 1968.

Шулейкина К.В. Системная организация пищевого поведения. М., 1971.

Тема 25. Биологические формы поведения. Строительная деятельность животных.

План

1. Строительная деятельность животных.

2. Особенности строительной деятельности :

* Беспозвоночных (кроме насекомых).

* Насекомых.

* Рыб. * Земноводны.

* Пресмыкающихся.

* Птиц. * Млекопитающих.

Литература: 1, 2, 4, 7, 8.

Дополнительная литература:

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций, М., 1983.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978.

Захаров А.Л. Муравей, семья, колония. М., 1978.

Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Тема 26. Социальное поведение.

План 1. Структура сообщества и механизмы ее поддержания.

2. Сообщество животных.

3. Структура популяций и внутрипопуляционные отношения.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986.

Резникова Ж.И. Экология, этология, эволюция. Ч. 1: Структура сообществ и коммуникация животных. Новосибирск, 1997.

Наумов Н.П. Биологические (сигнальные) поля и их значение в жизни млекопитающих // Усп. совр. териол. М., 1977.

Овсянников Н.Г. Поведение и социальная организация песца. М., 1993.

Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.

Поярков А.Д. "Исторический" (биографический) метод описания социальной организации и поведения бродячих собак // Методы исследования в экологии и этологии. Пущино-на-Оке, 1986.

Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М., 1977.

Тема 27. Поведение, связанное с размножением.

План

1. Половое размножение.

2. Роль полового размножения в эволюции.

3. Типы брачных отношений.

4. Коммуникации в половом поведении.

5. Ритуализация полового поведения.

6. Брачные церемонии животных.

7. Родительское поведение.

8. Забота о потомстве у разных таксономических групп

Литература: 1, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Новиков С.Н. Феромоны и размножение млекопитающих. Л., 1988.

Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978.

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций, М, 1983.

Смирин В.М. Смирин Ю.М. Звери в природе, М., 1991.

Фриш К. Из жизни пчел. М., 1980.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.

Тема 28. Сравнительная психология.

План

1. Предмет сравнительной психологии.

2. Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия.

3. Врожденные компоненты поведения человека.

4. Предметная деятельность обезьян.

5. Предтрудовая деятельность ископаемых обезьян.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

Резникова Ж. И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. М.: Наука, 2000.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.

Тема 29. Сравнительная психология.

План 1. Орудия животных и орудия труда человека.

2. Биологические предпосылки зарождения речи. Язык животных и членораздельная речь.

3. Сравнительно-психические аспекты развития психики на ранних этапах онтогенеза человека.

4. Проблема социального и биологического в поведении человека.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

Протопопов В. П. Процессы отвлечения и обобщения (абстракции) у животных и человека//Исследование высшей нервной деятельности в естественном эксперименте Киев.: Гос мед изд-воУССР, 1950 С 157-176.

Резникова Ж. И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. М.: Наука, 2000.

Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.

Информационно-методическое обеспечение

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001. С. 101-118; с. 174-190.

2. Зорина 3. А., Полетаева И. И. Поведение животных. М.: Астрелль, 2000.

3. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И.. Основа этологии и генетики поведения. М.:Высшая школа, 2002.

5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988.

6. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М.: Мир, 1982.

7. Хайнд Р, Поведение животных. М • Мир, 1975.

8. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Уч. пособие/Ред. Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович. М.: Росс. психол. об-во, 1997.

Пример выполнения и оформления контрольной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Заочный факультет

КАФЕДРА "ФИЛОСОФИЯ"

Контрольная работа по "______________________"

За _________курс

Студент: Ф.И.О. ___________________

_________________________________

Адрес_____________________________

_________________________________

Группа___________ Шифр___________

(номер зачетной книжки)

Ростов-на-Дону

2012 Тема 1. Структура современных религий

План:

Введение.

1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон.

2. Религиозный культ: содержание и функции.

3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).....

§1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон.

Перед тем как перейти к конкретному анализу религии, прежде всего, важно установить, что составляет отличительную особенность религии, на каком основании те или иные взгляды, представления, действия, организации мы называем религиозными. Исторически в религиоведении ответы на эти вопросы приобрели характер спора по поводу так называемого "минимума" религии.

Проблема "минимума" религии имеет ряд аспектов. Первый аспект связан с определением той сферы религиозной жизни, в которой следует искать этот "минимум". Здесь обозначились три основных подхода. Первый подход утверждает, что этот "минимум" следует искать в сфере религиозного сознания: в особенностях взглядов, представлений, чувств и переживаний верующих. Второй подход утверждает, что специфика религии связана с культовой деятельностью. Третий - с религиозными организациями.

После того, как выбрана специфическая область проявления религиозного сознания, возникает следующий вопрос: а что же в этой области конкретно создает специфику религии? Ответы на эти вопросы в истории религии были самые разнообразные. Рассмотрим же конкретно, как решаются эти вопросы представителями различных направлений религиоведения..............

§2. Религиозный культ: содержание и функции

Признание религиозного сознания в качестве ведущего элемента религиозного комплекса является доминирующей, но не единственной точкой зрения в религиоведении. Уже в 80-х годах XIX столетия английский антрополог Р. Маретт показал, что есть религии, которые не столько представляются (то есть связаны с определенным представлением), сколько "танцуются". Иначе говоря, в этих религиях верования выражаются в ритуальных движениях, танцах. Дальнейшее изучение показало, что это относится не только к примитивным религиям, но также может в полной мере применено к развитым религиям. Отсюда последовал вывод, что наличие веры в любые объекты, в том числе и в священное, сверхъестественное и в возможность установления с ними связи, взаимоотношения само по себе еще не является показателем наличия религии. Такая вера может присутствовать в мифологии, в искусстве и т. д. Эта вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря включается в религиозную культовую систему.

По мнению Маретта, основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

§ 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций

Третье направление в истолковании приоритетов между элементами религиозного комплекса связано с развитием социологии религии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система - это, прежде всего система коллективных действий. Коллективные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культовых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты - это исторически сложившаяся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института представляет собой процесс институционализации религиозных культовых систем.

Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.

Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социальными группами - племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины.

Заключение.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования.

Список литературы:

1. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.

2. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работа М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

3. Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.

4. Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М., 1965.

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М., Центр, 2000.

6. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985.

7. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

1

1

Показать полностью…
207 Кб, 2 сентября 2017 в 20:43 - Россия, Ростов-на-Дону, ДГТУ (бывш. РИСХМ), 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении