Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 000085 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................с.2

Понятие алкогольной зависимости............................с.2

Причины и факторы развития алкоголизма среди молодежи в России.................................................с.3

Механизмы воздействия алкоголя на человека.............с.5

Стадии развития хронического алкоголизма...............с.8

Степени алкогольного опьянения.............................с.12

Акцентуации характера как фактор риска развития алкоголизма у молодых людей................................с.13

Неправильное воспитание как фактор алкоголизации личности..................................... ........................с.16

Психологические и социальные последствия алкоголизма.......................................................с.19

Теория трезвости и теория "культурного" пития.........с.20

Профилактика алкогольной зависимости...................с.22

Литература.........................................................с.24

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-психологическая обстановка в России характеризуется различными кризисами, приводящими к трансформации стереотипов поведения, нормативных и ценностных ориентаций в обществе. Находясь под воздействием информационных перегрузок, постоянных и интенсивных стрессовых ситуаций многие люди оказываются не готовы к их преодолению. Такое психоэмоциональное напряжение зачастую приводит к различным формам отклоняющегося поведения, разрушающих саму личность и ее отношения с окружающими людьми [10].

Самым распространенным типом отклоняющегося поведения в России является зависимое поведение, сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [10].

Среди социальных болезней алкогольная зависимость занимает особое место, связанное с масштабностью и разнообразием причиняемого ею вреда. Пристрастие к спиртным напиткам отрицательно сказывается на всех сторонах жизни, вредит культурному и профессиональному росту людей, разрушает их здоровье, негативно влияет на воспитание детей, нередко приводит к разрушению семьи, нравственной и психологической деградации личности, подрыву генетического потенциала нации.

Алкоголизм - это болезнь дефицита информации. И главная причина того, что люди пьют, кроется в недостаточной или искаженной информации на эту тему.

Зайцев С. Н., психиатр-нарколог

ПОНЯТИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Алкогольная зависимость относится к классу психических и поведенческих расстройств и характеризуется:

? патологическим, трудно преодолимым желанием принять алкоголь;

? трудностями в контролировании его употребления;

? упорным продолжением его использования, несмотря на пагубные последствия;

? предпочтением употребления алкоголя в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей;

? возрастанием допустимых пределов употребления и состоянием абстиненции;

? разнообразными последствиями алкогольной интоксикации нарастающей тяжести [1,6,7]

Алкоголь является химическим психоактивным веществом, способным вызывать эйфорию, а при систематическом приеме - психическую и физическую зависимость [5].

Физическая зависимость от алкоголя проявляется в виде абстинентного синдрома (лат. abstinentia - воздержание).

Психическая зависимость от алкоголя выражается в психическом влечении к алкоголю и возникновении эйфории в состоянии опьянения. Главными причинами психической зависимости являются желание человека испытать положительное эмоциональное состояние, возникающее при алкогольной эйфории, или стремление подавить тревогу, страх, чувство вины, неудовлетворенности и т. д., которые можно рассматривать как нарушения адаптации. Последние в свою очередь вызывают внутреннюю напряженность, снимающуюся приемом алкоголя. Эмоциональное переживание в состоянии алкогольной эйфории связано с активацией участков мозга, отвечающих за положительное подкрепление (награду) [14].

Алкоголизм относится к числу социально значимых заболеваний, поскольку злоупотребление алкоголем почти всегда приводит к различным и многообразным социальным последствиям как для самого больного, его семьи, близкого окружения, так и для общества в целом [14].

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

1. Социальные причины и факторы:

? кризис в идеологической, духовной, экономической и других сферах общественной жизни, приводящий к разрушению существующих идеалов и ценностей;

? алкогольная традиция современного общества, терпимое отношение общества к употреблению спиртного;

? легализация употребления спиртных напитков, их доступность, пропаганда в СМИ пития в пользу производителей алкогольных напитков;

? урбанизация, повышение ритма жизни современного человека, информационные перегрузки, снижение уровня жизни, отсутствие социальных гарантий и др.;

? отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей людей на сохранение собственного здоровья и работоспособности как основного и обязательного фактора жизненного благополучия [3].

2. Социально-психологические причины и факторы:

? негативные явления в семье - алкоголизм родителей, антисоциальное поведение членов семьи, нарушения в семейной иерархии (распад семьи, неполная семья), сильная занятость родителей, конфликты в семье, искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание (излишняя опека, тепличные условия или, наоборот, сверхконтроль, чрезмерные требования и запреты, а также попустительство, безразличие родителей);

? алкоголизм и антисоциальное поведение ближайшего окружения (алкогольные компании), формирование стереотипа общения и отношений, построенного на совместном опьянении [10].

3. Психологические причины и факторы:

? неразвитая система ценностей, отсутствие смысложизненных ориентиров и перспективы будущего;

? низкое самоуважение, чрезмерная самокритика;

? чувство одиночества, конфликтные отношения и затруднения в общении;

? повышенная тревожность, трудности в проявлении и распознавании своих эмоций, а также в регуляции собственного эмоционального состояния;

? низкий уровень самоконтроля, импульсивность, склонность к рискованному поведению;

? акцентуации характера (крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены);

? проблемы в социально-психологической адаптации, низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, неспособность преодолевать трудности и справляться со стрессами здоровыми способами;

? неспособность к самостоятельному и ответственному принятию решений, податливость негативному влиянию и давлению извне (сверстников, взрослых, СМИ);

? ярко выраженное отсутствие собственных достоверных знаний об алкоголе [9,10].

4. Причины, связанные с нравственной незрелостью личности:

? отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок;

? узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;

? неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установок на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений;

? терпимость к пьянству [10].

5. Биологические факторы:

? наследственная предрасположенность к алкоголизму (НО! она не приводит неизбежно к алкоголизму и не проявится при правильном воспитании и достаточном социальном контроле. Алкоголиками не рождаются, ими становятся!);

? тяжелые физические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве;

? органические поражения мозга, умственное недоразвитие [14].

Таким образом, к алкоголизму и пьянству могут приводить многие факторы, среди которых важнейшее значение имеют низкий духовный и культурный уровень, отсутствие или недостаточность установок на трезвость и здоровый образ жизни, слабость волевых качеств личности на фоне алкогольных влияний и традиций ближайшего окружения. Однако указанные факторы риска не являются неизбежными, они преодолимы [14].

МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЛКОГОЛЯ НА ЧЕЛОВЕКА

"Нет такого органа

в человеческом организме, который

бы не разрушался от любых доз алкоголя"

Ф. Г. Углов - хирург, академик РАМН

В состав любых алкогольных изделий входит этиловый спирт (этанол), химическая формула - С2Н5ОН.

Этиловый спирт относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы (ГОСТ 18300 - 72 п. 5.1.) [8].

Свойства этанола являются основой формирования зависимости от алкоголя. Этанол легко всасывается в желудочно-кишечном тракте и проникает из кровяного русла во все ткани организма, в том числе в мозг. Он легко проникает в клеточные мембраны, вызывая в них структурные перестройки, делая их более проницаемыми, в том числе для других веществ [8, 14].

Попадая в кровь, алкоголь способствует склеиванию эритроцитов (красных кровяных телец, которые переносят кислород от лёгких к тканям, а углекислый газ - в обратном направлении). Эритроциты, слипаясь друг с другом, образуют более крупные по размерам шарики - тромбы (в склейках может насчитываться от нескольких до 1000 штук эритроцитов). Тромбы перекрывают тонкие кровеносные сосуды, полностью прекращая кровоток в них, следовательно ухудшается кровоснабжение клеток головного мозга. Вследствие того, что кислород прекращает поступать к клеткам головного мозга, начинается гипоксия - кислородное голодание, которое воспринимается человеком как якобы безобидное состояние опьянения. Это приводит к "онемению", а потом и отмиранию участков головного мозга [13].

Рис.1 Закупорка сосуда склейкой эритроцитов

В целом этанол обладает выраженной избирательностью: в мозге его концентрация превосходит содержание в крови (мозг насыщен алкоголем даже в фазе его выведения). При закупоривании микрокапилляров головного мозга тромбами мозговые клетки человека безвозвратно и навсегда погибают. Наиболее чувствительна к действию алкоголя кора головного мозга, реагирующая быстрее других структур на введение алкоголя и, следовательно, быстрее дегенерирующая. В следствие этого у больных алкоголизмом наблюдаются расстройства памяти, снижение интеллектуальных способностей, нарушения абстрактного мышления и других высших функций мозга [13].

Некоторые учёные считают, что после 100 грамм водки навсегда отмирают не менее 8 тысяч активно работающих клеток, главным образом, клеток головного мозга и половых клеток [13].

Этанол оказывает токсическое влияние на половые клетки мужчин и женщин, из которых могут быть зачаты и родиться дети. Этанол прекрасно проникает через плаценту, влияя на плод. Если половые клетки повредит алкоголь, то может родиться ребёнок с уродствами или, что бывает чаще - умственно отсталый ребенок. Даже внешне здоровые дети могут быть с врождёнными заболеваниями почек, желудка, сердца, с быстрой утомляемостью и рассеянным вниманием, с малым весом и беспричинной депрессией [13].

Алкоголь, попадающий в детский организм с молоком матери, вызывает нервные расстройства (в том числе нарушения психики, умственную отсталость), заболевания органов пищеварения (главным образом печени), сердечно-сосудистой системы и т.д.

В целом наблюдается взаимосвязь уровня употребления алкоголя в обществе и уровня рождаемости. Так, в период антиалкогольной компании, начавшейся в 1985г. наблюдался рост рождаемости и падение смертности среди населения. После отмены "сухого закона" ситуация коренным образом изменилась, ознаменовавшись демографической катастрофой, получившей общеизвестное название "русский крест": рождаемость резко снизилась, смертность - возросла.

Рис.2

Действие этанола проявляется в угнетении центральной нервной системы. При использовании небольших доз возникает стадия возбуждения, которая длится долго и характеризуется нарушением психомоторных реакций, развитием эйфории, снижением самоконтроля и работоспособности. Этанол уменьшает остроту восприятия стрессовых факторов, снижает чувство страха. Установлено, что этиловый спирт высвобождает активность эндорфинов - гормонов радости и удовольствия. Однако при регулярном употреблении алкоголя системы, синтезирующие эндорфины, истощаются и, для того чтобы "подстегнуть" их деятельность, требуются все большие и большие дозы алкоголя [5, 14].

Этанол является универсальным средством разрушения всех систем и органов человека. По данным Всемирной организации здравоохранения употребление алкоголя является фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами. При систематическом употреблении алкоголя существенно поражаются нервная система, желудочно-кишечный тракт, сердце и сосуды, гуморальный и клеточный иммунитет, система крови, печень, почки, легкие, половые железы. Степень их повреждения различна, но нет ни одной системы организма, которая не страдала бы от воздействия алкоголя [14, 15].

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА

(классификация А.А. Портнова, И.Н. Пятницкой)

Рис.3

1. На начальной (первой, невротической) стадии наблюдается:

? повышение физиологической толерантности к алкоголю,

? появление болезненного влечения к алкоголю,

? снижение контроля количества употребляемого алкоголя,

? забывание отдельных эпизодов опьянения (алкогольная амнезия).

Каждый человек обладает определенной физиологической толерантностью (переносимостью) алкоголя, порог которой определяется рвотной реакцией. На первой стадии алкоголизма происходит исчезновение рвотного рефлекса, который призван защищать организм от передозировки алкоголя. При дальнейшем развитии зависимости организм приспосабливается к большим дозам алкоголя - происходит увеличение толерантности. Повышенная устойчивость к алкоголю - первый признак серьёзного заболевания - алкоголизма [8, 13].

Состояние опьянения становится приятным для человека. Все чаще появляются навязчивые мысли о спиртном, поскольку принятие алкоголя приводит к эйфории - подъему настроения и состоянию душевного комфорта. В периоды вынужденного перерыва в употреблении алкоголя человек испытывает подавленность, беспокойство, внутреннюю напряженность [14].

Происходит утрата количественного контроля: после первой порции алкоголя растормаживается и обостряется влечение к дальнейшему употреблению спиртных напитков ("первую рюмку беру я сам, вторая хватает меня"). Человек начинает с жадностью употреблять алкоголь, доводя себя до состояния тяжелого опьянения. Причем в последствии, расспрашивая окружающих, он приходит к выводу, что поведение его было неправильным, "дурным", и многое восстановить в памяти ему просто не удается (алкогольная амнезия) [14].

На первой стадии алкоголизма у человека снижается интерес к работе, повышается утомляемость, рассеянность, раздражительность. Осознавая болезненное влечение к спиртному, человек все-таки может предпринимать меры, чтобы избежать очередной выпивки, пытается преодолеть тягу.

2. На средней (второй, наркоманической) стадии наблюдается следующее:

? влечение к алкоголю становится непреодолимым, человек подчиняется ему без колебаний,

? толерантность к алкоголю растет и достигает максимума,

? человек полностью перестает контролировать количество выпитого спиртного,

? проявляется абстинентный синдром.

Абстинентный синдром (от лат. abstinentia - воздержание) свидетельствует о том, что физическая зависимость от алкоголя сформировалась. Синдром возникает в результате выведения алкоголя из организма после постоянного употребления.

При абстинентном синдроме у человека наблюдаются дрожание рук и языка, учащение сердцебиения, повышение артериального давления, потливость, головная боль, бессонница, подавленность, беспокойство, тревога. Причем облегчение данных симптомов возможно лишь путем повторного приема алкоголя [1, 4].

Начиная со второй стадии алкоголизма у больного могут возникать алкогольные психозы - нарушения психической деятельности, которые могут выражаться в расстройстве сознания, возникновении зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных галлюцинаций, усилении тревоги и страха, развитии бредового восприятия окружающего и идей преследования [7].

На средней стадии употребление алкоголя становится главным мотивом поведения человека. Вытесняются все другие способы достижения душевного комфорта. Большая часть времени тратится на поиск и употребление алкоголя, а также на пресечение вредных последствий. Пьянство становится систематическим и тяжелым. Страдают семейные отношения. У больного снижается работоспособность, учащаются прогулы и т.д. [14].

3. На конечной (энцефалопатической) стадии наблюдаются:

? стойкие нарушения в организме - поражение сердца, печени и других органов,

? снижение толерантности к алкоголю,

? употребление более легких алкогольных напитков и суррогатов,

? деградация личности.

На третьей стадии больной впадает в истинные запои, которые появляются без внешнего повода, под влиянием внезапно возникающего неодолимого влечения. Запой прекращается только в связи с развивающейся физической непереносимостью алкоголя - падает сердечная деятельность, появляются желудочно-кишечные расстройства, резкая общая слабость. Но, как только исчезают угрожающие жизни симптомы, у больного вновь пробуждаются влечение к алкоголю и физическая потребность в нем: после первой рюмки вновь развивается запойное состояние [1].

Толерантность к алкоголю падает вплоть до полного ее исчезновения, поэтому на третьей стадии больной пьянеет от небольшой дозы. Абстинентный синдром сильно выражен и быстро наступает, что заставляет больного постоянно похмеляться.

Для третьей стадии алкоголизма характерно употребление суррогатов (растворители, одеколон и др.). К приему суррогатов больной стремится потому, что они вызывают более сильное и тяжелое опьянение [1].

На поздних стадиях алкоглизма у больного проявляется психоорганический (энцефалопатический) синдром - сочетание разнообразных психических и соматических нарушений, которые приводят к ухудшению или утрате трудоспособности, особенно умственной, к ослаблению возможностей адаптации в социуме или к полной дезадаптации и беспомощности в результате слабоумия [7, 14].

Психоорганический синдром может иметь различные проявления, такие как: тяжелые нарушения памяти, бедность речи и двигательных реакций, потеря приобретенных знаний и навыков, повышенная слабость и истощаемость, нарушения сердечного ритма и дыхания и др. [14].

На конечной стадии алкоголизма наступает алкогольная деградация личности - человек становится эмоционально грубым, утрачиваются высшие морально-этические чувства, семейные и общественные привязанности, снижается самокритика, наступает общий упадок инициативы и работоспособности с невозможностью систематически трудиться [4].

Наиболее часто встречаются следующие варианты алкогольной деградации:

1) психопатоподобная деградация - характеризуется проявлениями грубого цинизма, агрессии, бестактными замечаниями, назойливой откровенностью, стремлением очернить окружающих;

2) деградация с преобладанием эйфории - характеризуется беспечным благодушным настроением больного с резким снижением критики к собственному положению и окружающему. Больной одинаково легко говорит о пустяках и важных сторонах жизни, включая интимную сферу. Ему присущ так называемый алкогольный юмор, речь изобилует примитивными штампами и шаблонными шутками.

3) деградация с аспонтанностью - типичны вялость, пассивность, снижение побуждений, утрата интересов и инициативы. В компании больной пассивен, активность проявляет только при приобретении спиртного. Склонен к ведению паразитического образа жизни [4].

Психическая зависимость от алкоголя выражается в психическом влечении к алкоголю и возникновении эйфории в состоянии опьянения. Главными причинами психической зависимости являются желание человека испытать положительное эмоциональное состояние, возникающее при алкогольной эйфории, или стремление подавить тревогу, страх, чувство вины, неудовлетворенности и т. д., которые можно рассматривать как нарушения адаптации. Последние в свою очередь вызывают внутреннюю напряженность, снимающуюся приемом алкоголя. Эмоциональное переживание в состоянии алкогольной эйфории связано с активацией участков мозга, отвечающих за положительное подкрепление (награду) [14].

Согласно исследованиям Б.С. Братуся при систематическом злоупотреблении алкоголем происходят изменения в эмоционально-волевой сфере, потребностях и мотивах человека. Особую ценность и личностную значимость для больного приобретает все, что ведет к удовлетворению возрастающей потребности в алкоголе. Алкоголь со временем становится смыслом жизни. Плохое самочувствие больных после каждого алкогольного эксцесса подтверждает, что жить без алкоголя они не могут. Алкоголизация становится ведущим мотивом деятельности, а сама деятельность превращается лишь в совокупность способов для удовлетворения потребности в алкоголе [10].

СТЕПЕНИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ

Одним из признаков алкогольной зависимости также является синдром алкогольного опьянения. Выделяют три степени алкогольного опьянения:

* Легкая степень опьянения (концентрация алкоголя в крови - от 0,5 до 1,5 0/00) характеризуется нарастанием психического возбуждения: повышается настроение, говорливость, хвастовство, демонстрация силы и ловкости. Повышается самооценка, преобладают приятные мысли и ассоциации. Мимика и жестикуляция становятся особенно выразительными, движения - размашистыми, порывистыми, но менее точными. Суждения поверхностны, не всегда последовательны [2, 11]. \

Под воздействием алкоголя человек склонен переоценивать свои возможности и недооценивать серьёзность окружающей обстановки ("море - по колено, горы - по плечо"). Реально же у него снижаются возможности к выполнению работы. Это приводит к необдуманным поступкам, ошибкам в деятельности. Так, самоуверенность пьяного является основной причиной аварий на дорогах. С нарастанием опьянения растет импульсивность поведения. Снижается объем и качество выполняемой работы, растет число ошибок. Длительность такого опьянения - от 30-40 минут до 2-3 часов [2, 8, 11].

* Средняя степень опьянения (концентрация алкоголя в крови - от 1,5 до 2,5 0/00) характеризуется появлением у человека более выраженных расстройств Повышенное настроение, благодушие сменяются обидами, раздражительностью, злобностью, которые проявляются в высказывании претензий, ругани, агрессивных действиях. Настроение склоняется к угрюмости, гневливости и тупому равнодушию. Поведение становится бестактным и бесцеремонным, притупляется и утрачивается чувство стыда. Характерна неспособность сдерживать свои чувства и желания. Психические реакции утрачивают живость, замедляется мышление и речь, ослабевает внимание, нарушается ориентировка в окружающем. Могут появляться иллюзорные восприятия окружающего, грубые ошибки в оценке величины предметов, расстояний между ними.

Состояние средней степени опьянения несовместимо с выполнением любого вида работ. Пьяный человек способен только ломать, портить, может стать виновником несчастного случая, аварии, пожара [2, 8, 11].

У молодежи опьянение средней степени тяжести обычно является результатом давления окружения либо попыток экспериментировать алкоголем, испытать свои возможности в этом плане. Не имея научно обоснованного представления о дозе, они ищут ее опытным путем и часто "проскакивают" через легкую степень опьянения в среднюю [5]

* Тяжелая степень опьянения (концентрация алкоголя в крови - от 3 до 5 0/00 и выше) характеризуется появлением у человека симптомов глубокого отравления алкоголем, угнетением сознания, обеднением психической деятельности, крайним затруднением восприятия окружающего мира, практическим отсутствием речи, утратой понимания речи окружающих. Нарушаются жизненно важные функции организма, в наиболее тяжелых случаях наступает кома, смерть. Протрезвление наступает медленно [2, 11].

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Высокая психологическая склонность к алкоголизации наблюдается у лиц с определенными акцентуациями характера - вариантами так называемого "нормального" характера, определенные черты которого чрезмерно ярко выражены, усилены (акцентуированы).

Среди акцентуаций, выступающих фактором риска развития алкоголизма, ученые выделяют прежде всего эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и гипертимный тип акцентуаций характера.

Эпилептоидная акцентуация характеризуется склонностью личности испытывать напряженность, раздражительность, агрессивность, которые могут переходить в состояние эмоционального взрыва - аффект. Вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, присущая данной акцентуации, откладывает отпечаток на всей психике человека - от движений и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Эпилептоидный тип характера является весьма трудным для социальной адаптации.

Для эпилептоидов характерна злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты спонтанны, сильны и продолжительны. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость - циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу.

У эпилептоидов алкоголизация проявляется в особой манере поведения. После первых опьянений может возникнуть потребность пить "до отключения". В состоянии опьянения могут совершаться поступки, о которых не сохраняется воспоминаний [10].

Личность с истероидной акцентуацией характеризуется прежде всего демонстративностью, театральностью, позерством, стремлением вызывать у окружающих удивление и восхищение, быть в центре внимания. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств.

Алкоголизм у истероидов также иногда носит демонстративный характер. Выпивают они немного, предпочитают легкие степени опьянения, однако не прочь прихвастнуть огромным количеством выпитого, способностью пить, не пьянея, или изысканным выбором алкогольных напитков.

Злоупотребление алкоголем у истероидов имеет в некотором роде вторичный характер, то есть не прямо исходит из потребности изменить психическое состояние, а сопутствует удовлетворению основной потребности быть в центре внимания. Тем не менее влечение к алкоголю может возникнуть уже в силу тех свойств, которыми обладает этанол [5, 10].

Неустойчивый тип акцентуации характеризуется слабоволием, отсутствием произвольной направленности поведения. Такому типу свойственна психическая незрелость, проявляющаяся в легкомыслии, поверхностности суждений, отсутствии собственного мнения и устойчивости интересов, повышенной внушаемости и пассивной подчиняемости.

Лица неустойчивого типа легко поддаются влиянию окружающих и охотно идут на поводу у более инициативных и целеустремленных людей. Они не любят преодолевать трудности, избегают препятствий, предпочитают скорее вообще отказаться от цели, чем настойчиво добиваться ее. Ищут сиюминутных легких удовольствий и развлечений. Неудержимая тяга к наслаждениям и праздному времяпрепровождению (гедонизм) определяет их жизненную философию. Говоря о подростках с данной акцентуацией, можно сказать, что они равнодушны к своему будущему, не задумываются о нем, живут сегодняшним днем.

Молодые люди с неустойчивой акцентуацией не переносят одиночества, обычно их привлекают асоциальные компании, где они наиболее полно удовлетворяют свою потребность в развлечениях. Изменить свое настроение от отрицательного к положительному они стремятся с помощью чувственных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект "в чистом виде", без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны [5].

Лица с гипертимным типом акцентуации отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, стремлением к лидерству, недостатком чувства дистанции в отношениях с окружающими. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность.

Гипертимы склонны к групповым формам асоциального поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений, на которые их толкает не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствий. Элемент риска также привлекателен для них. Им нравится участвовать в рискованном "деле", удовлетворяя при этом свое стремление к приключениям, авантюрам, желание чувствовать себя героем среди асоциальных сверстников. Алкоголизация представляет для гипертима серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компании с приятелями, предпочитают неглубокие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок [10].

НЕПРАВИЛЬНОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР АЛКОГОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В возникновении у человека влечения к психоактивным веществам большую роль играют неблагоприятные условия микросреды, в которой он находится, в том числе неправильное семейное воспитание.

К типам семейного воспитания, способным привести к формированию личности, прибегающей к алкоголю, являются следующие:

1. Гиперпротекция - тип семейного воспитания, при котором имеют место повышенная опека ребёнка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за его поведением. Родители сами организуют досуг своего ребёнка, насильно навязывают ему свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведения.

Доминирующая гиперпротекция встречается в авторитарных семьях, где дети безоговорочно подчиняются родителям. Эмоциональные отношения очень сдержанные. У детей нет глубокого душевного контакта с родителями, т.к. чрезмерная постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребёнка мешают естественному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.

Данный тип воспитания (доминирующая гиперпротекция) вызывает у повзрослевшего ребёнка ярко выраженное стремление к независимости, и подросток вообще выходит из под контроля родителей, становится неуправляемым, либо формирует конформный (приспособленческий) тип личности. Во втором варианте ребёнок вырастает безвольным, во всем зависимым от влияния окружающей микросреды, либо от лидера, более активного, чем он сам. У него не развиваются чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации. Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что там они чувствуют психологическую защищенность, отсутствие "давления" со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охотно подчиняются лидеру, как раньше подчинялись родителям [10].

К доминирующей гиперпротекции относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов, гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые и ребенок изо всех сил пытается и старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются более остро, вплоть до нервных срывов либо формирования комплекса неполноценности. В результате такого стиля возникает страх перед ситуацией напряженности, испытания, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психоактивных веществ.

Потворствующая гиперпротекция характеризуется повышенным вниманием к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным принятием всех его поведенческих проявлений. В этом случае родители стремятся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, кумир семьи. "Слепая" любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг него атмосферу восхищения и похвалы.

В результате у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подростки считают себя вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих или случайными обстоятельствами. Эту позицию подкрепляет и поведение родителей, которые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто "не понимает" их ребенка и "виновен" в его неудачах.

Личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение первичной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Неумение преодолевать трудности, отсутствие опыта переживания отрицательных эмоций побуждают его к употреблению психоактивных веществ, в том числе - алкоголя, поскольку они дают возможность быстро и без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.

2. Гипопротекция - тип воспитания, характеризующийся пониженным вниманием к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются его делами, успехами, переживаниями. Формально запреты и правила в семье существуют, но родители не контролируют их выполнение, просто забывая, что они вчера требовали от сына или дочери. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Недаром, у подростков, ставших алкоголиками, родители либо нигде не работали и вели асоциальный образ жизни, либо, наоборот, были очень добросовестными, ответственными государственными служащими, творческими или научными работниками, предпринимателями.

Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, т.е. родители все же любят ребенка, хотя и не занимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствие представлений о том, что "хочу" должно быть на втором месте после "надо". У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развивается саморегуляция и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.

К серьезным негативным последствиям ведет воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей, отсутствием душевного контакта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со стороны отца или матери и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности.

Дети, лишенные любви и внимания родителей, вырастают озлобленными и агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели достигают силой и обманом.

Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои, истязания за малейшие проступки или просто так, чтобы сорвать зло.

Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка искать утешения в компании таких же обездоленных сверстников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спиртными напитками, принципы вроде "у кого сила, тот и прав", и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.

Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции оставляет, по сути, ребенка один на один с жизненными трудностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, ребенок испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сформировавшаяся личность. Поэтому, вместо того, чтобы преодолевать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации, подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психоактивные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех жизненных проблем.

Помимо распространенных основных типов неправильного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные типы.

В чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни реже, чем их сочетания. Это обусловлено тем, что в зачастую члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспитания [10].

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АЛКОГОЛИЗМА

Среди многочисленных негативных психологических и социальных последствий алкоголизма можно назвать следующие:

* употребление алкоголя приводит к нарушениям здоровья, травмам, целому ряду психических и поведенческих расстройств, распаду личности. Сильное пристрастие к алкоголю вызывает депрессию. Частота случаев самоубийств увеличивается с ростом потребления алкоголя на душу населения.

* Алкоголизм - причина семейных конфликтов. Основным мотивом бракоразводных дел, возбуждаемых по инициативе женщин, является пьянство мужа.

* Алкоголизм пагубно влияет на процессы воспроизводства населения. По некоторым данным, среднее количество абортов, приходящихся на женщин в семьях, где мужчина систематически употребляет алкоголь, в 2-2,5 раза выше, чем в благополучных.

Алкоголизм родителей увеличивает детскую смертность. Оставшиеся в живых дети оказываются ослабленными, у них нередко отмечают явления задержки физического и психического развития. Алкоголизм - частая причина отказа от малолетних детей.

* Алкоголь в большей степени, чем другие вещества, вызывает повышенное количество насильственных действий и провоцирует агрессию. Острое и хроническое применение алкоголя увеличивает число нападений (покушений) на человека, сексуальных домогательств.

* Чем дольше человек пьёт, тем сильнее страдает его нравственность. А падение нравственности сказывается в потере стыда.

* Употребление алкоголя наносит значительный социальный и экономический ущерб отдельным людям и обществу в целом...[1, 13, 15].

ТЕОРИЯ ТРЕЗВОСТИ И ТЕОРИЯ "КУЛЬТУРНОГО" ПИТИЯ

Проблема употребления алкоголя в современном обществе рассматривается с двух противоположных позиций - теории трезвости и теории культурного пития.

Бытует мнение, что алкоголь в "умеренных" дозах не то, что вреден, а наоборот полезен и только "чрезмерное" употребление алкоголя вредит здоровью. Такое мнение нашло свое отражение в теории "культурного пития" ("главное - пить культурно!").

Согласно теории культурного пития, "культурное", умеренное потребление алкоголя является нормой и выступает элементом социализации. Путь, который выбирают сторонники данной теории для решения алкогольной проблемы в России: борьба с пьянством и алкоголизмом посредством "культурного", "умеренного" пития. При этом не дается возможность выбора пить или не пить, выбор заключается лишь в том, какой из алкогольных напитков выбрать для употребления, причем о последствиях поглощения алкоголя человеку знать не обязательно [13].

В целом теория "культурного" пития направлена на поддержание деструктивного культа "умеренного пития" среди населения. Она тормозит развитие общества и защищает интересы производителей алкоголя.

Учеными доказано, что безвредных доз алкоголя не существует. Многочисленные исследования показывают: независимо от вида и количества выпитого спиртного стопроцентно происходят разрушительные процессы в организме и психике человека. "Культурно" употребляя алкоголь, человек незаметно для себя может попасть в капкан зависимости, не говоря уже о возможном наступлении негативных социальных последствий (несчастные случаи, получение травм, совершение преступлений, разжигание конфликтов и т.д.).

Теория "культурного пития" создает у человека иллюзию безвредности употребления алкоголя в "умеренных" дозах. Выработанный в обществе стереотип, который связывает веселье с алкоголем, общение с алкоголем, праздник с алкоголем подкрепляет стремление следовать позициям данной теории. Усугубляется это отсутствием истинных знаний о том, какое действие оказывает алкоголь на человека.

Иначе решается проблема алкоголизма с точки зрения теории трезвости, согласно которой трезвость является естественным, дарованным человеку с рождения состоянием, которое обеспечивает возможность жить здоровой и полноценной жизнью.

Теория трезвости заявляет, что алкоголь - это наркотический яд. Путь, который необходим для решения алкогольной проблемы в России: борьба за трезвость. Теория трезвости направлена на возвращение обществу абсолютной трезвости как надёжной основы его развития.

Выбор, который даёт человеку теория трезвости: сознательная свобода от любого воздействия на организм психотропных веществ, или (под давлением тех или иных обстоятельств) сознательное отравление ими - вопреки здравому рассудку, нравственному долгу перед потомками и принципу самосохранения.

Личный пример сознательной и абсолютной трезвости напрямую способствует решению алкогольной проблемы. Трезвость даёт человеку колоссальные преимущества в жизни. Трезвый человеческий организм имеет непревзойдённые возможности самовосстановления, саморегуляции и самозащиты, у него достаточно сил противостоять неблагоприятным экологическим факторам. Трезвость обеспечивает организму возможность надолго сохранить свою естественную молодость и силу. При этом беспрепятственно развивается интеллект и творческое воображение, легко приобретаются новые знания и опыт [13].

С точки зрения сторонников теории трезвости, оградить себя и будущее поколение от социальных последствий алкоголизации можно, только поняв свою ответственность, став трезвым человеком и, внося посильный вклад в дело отрезвления.

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Профилактика зависимости от психоактивных веществ, представляет собой стратегии, направленные либо на снижение факторов риска заболевания алкоголизмом, либо на усиление факторов, которые повышают устойчивость к болезни [11].

Согласно концепции программы профилактики зависимости от психоактивных веществ (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) основными целями профилактики должны выступать:

- предоставление объективной информации о действии психоактивных веществ на организм;

- ориентация молодых людей на способность делать собственный выбор;

- предоставление возможности осознать свои ресурсы и усвоить определенные поведенческие навыки, способствующие здоровому образу жизни.

Компоненты программы:

1.Образовательный компонент, целью которого является развитие знаний о том, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ, а также развитие знаний о самом себе, понимание своих чувств, эмоций, заботы о себе.

2.Психологический компонент, целью которого является коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация лиц из группы риска и др.

3.Социальный компонент, целью которого является формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Задачи программы:

1.Формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, связи зависимого поведения с особенностями личности.

3. Осознание имеющихся личностных ресурсов, помогающих формированию здорового стиля жизни:

- Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, решать жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

- умения общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

- осознание потребности в получении и оказании социальной поддержки.

4. Развитие таких личностных ресурсов как:

- позитивное отношение к себе, критическая самооценка и позитивное отношение к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

- умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

- умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели и достигать их;

- умение осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;

- умение сопереживать окружающим и понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

- умение принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку.

5. Развитие следующих стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами:

- принятие решений и преодоление жизненных проблем;

- восприятие, использование и оказания психологической и социальной поддержки;

- оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;

- отстаивание своих границ и защита своего Я, самоподдержка и взаимоподдержка;

- избегание ситуаций, связанных с употреблением психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;

- использование альтернативных психоактивным веществам способов получения радости и удовольствия;

- эффективное общение и разрешение конфликтов.

Для реализации программы могут быть использованы такие методы как: лекция, беседа, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, просмотр и обсуждение видеороликов, а также различные методы практической психологии (личностный и групповой тренинг, ролевая игра, психогимнастика и др.) [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Барденштейн Л.М., Герасимов Н.П., Можгинский Ю.Б., Беглянкин Н.И. Алкоголизм, наркомании, токсикомании: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

2. Гофман А.Г. Клиническая нароклогия. - М.: "МИКЛОШ", 2003.

3. Грязнов А.Н. Социально-психологические проблемы и последствия алкоголизма // Неврологический вестник. - 2004. - Т. XXXVI, вып. 3-4. - С.49-57.

4. Иванец Н. Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А. Психиатрия и наркология: учебник. - М.: ГЭОТАР-М, 2006.

5. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; 10-й пересмотр. - Женева, Всемирная организация здравоохранения, 1995.

7. Наркология: национальное руководство / Под ред. Н.Н. Иванца, И.П. Анохиной, М.А. Винниковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

8. Оружие геноцида: самоубийство людей и его механизмы / Академия управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития. Прогнозно-аналитический центр, 2005.

9. Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании. Формирование здорового образа жизни: Методические рекомендации для педагогов и родителей / [сост. АНО "МИАЦ ТО" Упр. мед. профилактики: О. В. Андреева, Ю. А. Крючкова, Т. В. Хамидова] - Тюмень: Изд. центр Академия, 2009.

10. Симатова О.Б. Психология зависимости. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006.

11. Сирота Н.А. Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студю высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. - М.: ООО Центр полиграфических услуг "Радуга", 2004.

13. Сушинский С.А. Я выбираю трезвость! - М.: МГИУ, 2008.

14. Шабанов П.Д. Основы наркологии. - СПб.: Издательство "Лань", 2002.

15. http://www.who.int/ru/ - сайт всемирной организации здравоохранения

2

Показать полностью… https://vk.com/doc-121465596_440175056
573 Кб, 22 декабря 2016 в 21:14 - Россия, Ростов-на-Дону, ДГТУ (бывш. РИСХМ), 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении