Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 000169 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТАТЬИ......................... ..................................................3

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ".........................................................................................4

Тема "Ощущения" ............................................................................... 4

Тема "Восприятие" .............................................................................. 6

Тема "Воображение" .......................................................................... .8

Тема "Память" .................................................................................... 10

Тема "Мышление" ..............................................................................11

Тема "Внимание" ................................................................................13

3. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................15

4. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ................................................................................20

5. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ............................................................................... 21

1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТАТЬИ

Эпистемологические основания нейрофизиологической теории интеллекта Д. Хокинса

В данной статье рассматривается логическая операция субсумпции, на основе которой формируется инвариантное представление об объектах действительности, как одна из определяющих для интеллектуальной деятельности. Утверждается, что для моделирования этой операции в системах искусственного интеллекта, построенных на технических носителях, необходимо прояснить, как она осуществляется в естественном интеллекте. Анализируется, как осуществление данной операции трактуется с точки зрения натуралистического подхода, принятого в нейронауке. Эксплицируются эпистемологические проблемы философского уровня, возникающие перед натуралистической теорией. Демонстрируется, каким образом натуралистическая теория интеллекта способна решить эти проблемы. Рассматривается нейрофизиологическая теория интеллекта Д. Хокинса. Формулируются основные тезисы данной теории и эксплицируются ее эпистемологические основания. В качестве критики осуществляется попытка применить по отношению к логике рассуждения в рамках данной теории объективно - идеалистический контур-аргумент с позиции радикального реализма (платонизма). Демонстрируется, что в отличие от феноменалистских теорий интеллекта концептуальные построения в рамках натуралистической онтологии оказываются способными отразить аргументационную атаку со стороны платонизма.

Таким образом, при наличии соответствующих ощущений и небольшом структурном изменении памяти коры головного мозга смогли бы жить и мыслить в виртуальном мире математики и физики. Многие математические проблемы, например, касаются поведения объектов в мире с более, чем тремя измерениями. Ученые, изучающие природу пространства, размышляют о Вселенной как сущности, имеющей десять и более измерений.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ"

Тема "ОЩУЩЕНИЕ"

Задание 1.

Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

* Качество - это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других. Например: специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в, то, же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

* Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Например: Если долго находиться в тёмном помещении и выйти на хорошо освещаемую местность, то можно "ослепнуть" от яркого света.

* Длительность - определяется временем действия раздражителя. Например: инерция зрительного ощущения равна 0,1-0,2 с. След от раздражителя сохраняется в виде последовательных образов.

* Пространственная локализация - ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные). Например: Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение.

Задание 2.

Десять психологических рекомендаций использования свойств ощущений на практике:

1. Пространственная локализация - Её можно использовать в большинстве случаев, так как она помогает определить, куда воздействует раздражитель. Помогает избегать приближающихся опасностей или определять место боли и др.

2. Пространственная локализация - Так же помогает определять место в пространстве окружающих предметов. Благодаря ней мы понимаем, что солнце встает на востоке и садится на западе.

3. Длительность - Чем больше мы видим человека, тем больше мы о нем думаем.

4. Интенсивность - Можно использовать во многих ситуациях, например если разговариваем с человеком с плохим слухом, то увеличиваем интенсивность голосовых рецепторов и т.д.

5. Интенсивность - Так же это свойство часто используют музыканты. Они создают мелодию из контрастных по интенсивности звуков (тише - громче)

6. Интенсивность - Мы можем чувствовать запахи в зависимости от их интенсивности. Интенсивность запаха угарного газа высокая, и мы очень хорошо его чувствуем, а запах цветка розы менее уловим, потому, что менее интенсивен.

7. Качество - На практике его можно использовать, например, для определения цвета предмета.

8. Качество - Так же с помощью него можно ощутить, приятна ли нам на вкус та или иная еда.

9. Качество - Ещё помогает определять важнейшие свойства предмета.

10. Длительность - Сидя на лекции, слуховые ощущения студента полностью направлены на усвоение знаний, но если пара длиться слишком долго, то эти ощущения постепенно ослабевают, заменяясь другими.

Задания 3.

Перечислите виды профессиональной деятельности, предъявляющие повышенные требования к различным видам ощущений.

* Повар - предъявляется повышенное требование к вкусовому виду ощущения.

* Настройщик - предъявляется повышенное требование к слуховому виду ощущения.

* Ювелир - предъявляется повышенное требование к зрительному и виду ощущения.

* Хирург - предъявляется повышенное требование к тактильному виду ощущения.

Тема "ВОСПРИЯТИЕ"

Задание 1.

Назовите основные свойства восприятия и приведите примеры их иллюстрирующие.

* Предметность- Это способность отображать предметы и явления в форме отдельных объектов. Пример: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных вещей.

* Целостность восприятия заключается в том, что каждая часть будущего образа приобретает свое значение лишь при соотношении ее с целым или, другими словами, всякий элемент действительности воспринимается не иначе как во взаимосвязи с остальными. Пример: Рисуя, картину мы видим не отдельные части, а целостный образ.

* Структурность - это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Пример: Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальное произведение., т.е. воспринимает ее структуру в целом.

* Константность - восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия. Пример: если далеко от нас растёт дерево, то оно кажется маленьким, но мы знаем, что оно гораздо больше.

* Избирательность. Пример: на лекции студенты записывают ту информацию, которая им будет нужна при ответе.

* Осмысленность. Человек наделяет воспринимаемые образы определенным смыслом. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Пример: Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

* Апперцепция. Восприятие зависит от того, какой человек имеет опыт, его склад личности. Например, Художник замечает особенности рук и ног, воспринимаемых людей в несколько раз чаще, чем люди других профессий.

Задание 2.

Десять психологических рекомендаций по использованию свойств восприятия:

1. Целостность. Если у человека проблемы с целостным восприятием можно порекомендовать ему воспользоваться психологическими методиками, например дорисовка рисунка до конца.

2. Целостность. Слушая музыку, мы слышим не отдельные звуки, а мелодию.

3. Апперцепция. Примером апперцепции могут стать два человека, один ботаник, другой художник. Первый, выйдя на прогулку, будет рассматривать растения с научной точки зрения, а второй - с эстетической. Их восприятие базируется на особенностях их специальности, пристрастий и опыта.

4. Константность. Это свойство помогает нам создавать благоприятные условия внутри, так как воспринимая предметы постоянными, мы избегаем психологических ударов.

5. Предметность. Помогаем реально смотреть на жизненные ситуации о воспринимать их в конкретных понятных нам образах.

6. Константность. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых.

7. Целостность. Так же это свойство помогает воспринимать образ в его совокупности качеств, что нам помогает осознавать предметы и объекты законченными.

8. Осмысленность. Это важное свойство. И если у человека с этим какие- то серьезные проблемы, то я бы порекомендовала ему обратиться к врачу.

9. Константность. На практике важно для приспособления к несколько изменившимся условиям среды и жизни в целом.

Тема ВООБРАЖЕНИЕ

Задание 1.

Назовите функции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие.

* Способность мысленно представлять реальность для решения вполне конкретных задач.

* Регуляция эмоциональных состояний. Человек может удовлетворять многие потребности или снимать напряженность.

* Произвольная регуляция познавательных психических процессов. Человек может обращать внимание на нужные события или планировать свои дела, а так же обращаться к воспоминаниям.

* Планирование и программирование деятельности. Составление каких-то программ, оценка их правильности, процесс реализации

* Управление психофизиологическим состоянием организма. Изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела.

Задание 2.

Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические воздействия, позволяющие их актуализировать.

-Воссоздающее. Например: в учебных заведениях можно открыть специальную программу, где новые идеи учеников будут представляться, и обсуждаться на конференциях, а самые продуктивные идеи будут внедряться в сферы деятельности человека, а создатель идеи будет вознагражден.

- Антиципирующее. Например: можно ввести учебные задания на логическое предвидение событий. Чтобы на открытых занятиях обсуждалась политика, экономика, культурное развитие стран и наций. Таким образом, у студентов (школьников) будет развиваться "мысленный взор".

- Творческое. Например: предлагать учащимся реализовывать свои идеи с помощью СМИ учебного заведения.

Задание 3.

. Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

А) Честолюбие. Оно часто направлено на самого себя. Допустим, если такой человек воображает себе какое- либо предстоящее событие(конференцию, деловую встречу и т.д.) , то наверняка он увидит это в свете своего успеха, он вряд ли сомневается в своем превосходстве.

Б) Трусость. Для него воображение предстоящего события скорее всего будет видно в сомнительных красках, ему будет казаться, что есть большая вероятность того, что ничего у него не выйдет, особенно если он испытывает страх перед людьми, с которыми предстоит встреча.

В) Тревожность. Воображение таких людей очень переменчиво, так как они боятся ошибиться и сделать неправильный шаг в различных жизненных ситуация. Потому они будут воображать ситуацию с разных сторон и аспектов.

Г) Мстительность. Воображение мстительного человека очень яркое и порой агрессивное.

Д) Сострадательность. Воображая ту же самую встречу с другом, его мысли будут направлены не на самого себя, а на другого, он будет планировать свои действия и слова так, чтобы не обидеть собеседника, так как такой человек очень проникается чужими чувствами.

Тема ПАМЯТЬ

Задание 1.

Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них.

В памяти различают следующие основные функций (процессы): запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную

Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала.

Сохранение - фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.

Опыт 1. Методика "Память на образы"

Методика применяется при профотборе, используется в группе и индивидуально.

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.

Процедура исследования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести на бланке.

Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили".

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма 6 правильных ответов и больше.

Результаты тестирования:

Испытуемый женского пола, возраста 21 года прошел тест и запомнил 8 образов, что говорит о том, что объем его памяти в норме.

Испытуемый женского пола, возраста 51 года прошел тест и запомнил 6 образов, что говорит о том, что его объем памяти так же находится в пределах нормы.

Тема: МЫШЛЕНИЕ

Опыт 2. Оценка понятийного мышления с помощью методики "Сравнение понятий"

Цель исследования - оценка понятийного мышления.

Используемые материалы. Бланки 22 парами сравниваемых понятий.

Процедура исследования. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 - к разным.

Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности.

Обработка и анализ результатов. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки, и указывается на необходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Пример материала методики "Сравнение понятий". Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:

1.Утро-вечер 12. Сани - телега

2. Корова - лошадь 13. Очки - деньги

3. Летчик - танкист 14. Озеро - река

4. Река - птица 15. Поезд - самолет

5. Дождь - снег 16. Стакан - петух

6. Маленькая девочка - большая кукла 17. Ось - оса

7. Обман - ошибка 18. Яблоко - вишня

8. Волк - луна 19. Лыжи - коньки

9. Ботинок - карандаш 20. Красный - зеленый

10. Золото - серебро 21. Ворона - воробей

11. Молоко - вода 22. Ветер - соль

Результаты исследования:

Испытуемый женского пола в возрасте 51 года прошел исследование и дал результат в 13 баллов, что говорит о достаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Испытуемый женского пола в возрасте 21 года дал результат в 10 баллов, что так же говорит о достаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Тема: ВНИМАНИЕ

Опыт 3.Тест "Корректурная проба" Иванова-Смоленского

Цель исследования - изучение работоспособности, переключаемости внимания. Используемые материалы - корректурная проба А.Г.Иванова-Смоленского, карандаш, секундомер.

Процедура исследования. Испытуемому предлагается в течение 8 минут с максимальной скоростью и точностью просмотреть в каждой строке все знаки, вычеркивая букву "А" и подчеркивая букву "К". Через 4 минуты после начала экспериментатор подает сигнал: "черта", это значит, что испытуемый должен, поставить вертикальную черту в том месте, где его застала команда и продолжить работу, изменив способ: букву "А" - подчеркивать, абукву "К" - вычеркивать. Конец серии также отмечается вертикальной чертой.

Инструкция испытуемым: "Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, Вы должны вычеркивать букву "А" и подчеркивать букву "К". После того как прозвучит сигнал "черта", на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу изменив способ: вычеркивая букву "К" и подчеркивая букву "А". Работайте очень внимательно, но в то же время как можно скорее. Если лист закончится, то, не задерживаясь, продолжайте на втором листе и т.д. Работать начнете после моего сигнала. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть вопросы, задайте сейчас. Приготовились! Начали!".

Обработка и анализ результатов. Оценка переключаемости внимания и работоспособности производится в баллах производительности по девятибалльной системе. Для этого:

А) подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1475 знаков, Б) подсчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка - 60 очков. Допустим, сделано 20 ошибок, т.е. 20х20=400, В) определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из общего числа просмотренных знаков (1475) вычитаем количество ошибок (400), Г) теперь переводим в баллы производительность.

Производительность

Количество правильно отмеченных букв Баллы

Низкая 1000 - 1200 1

1201 - 1350 3 Удовлетворительная

1351 - 1500 4

1501 - 1700 5 1701 - 1850 6

Высокая 1851 - 2000 7

2001 - 2150 8 Более 2150 9

Результаты исследования:

Испытуемый женского пола в возрасте 51 года прошел тестирование с результатом 1312 правильно отмеченных букв (3 балла), что говорит о низкой оценке переключаемости внимания и работоспособности.

Приложение 1

В.А. Ладов

Эпистемологические основания нейрофизиологической теории интеллекта Д. Хокинса

В натуралистических теориях интеллекта в нейронауке одним из важнейших моментов является материалистическое объяснение операции субсумпции подведения конкретных чувственных данных под понятие, формирование абстракций. Это - одна из главных способностей человеческого разума. Реализуя эту способность, человек структурирует данные опыта, создает иерархические концептуальные каркасы, позволяющие ему наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. Воспроизведение способности к субсумпции на технических носителях в рамках исследований в области искусственного интеллекта оказывается важнейшей задачей для успешного развития робототехники, поскольку именно она сможет обеспечить гибкость интеллекта в оперировании с объектами и тем самым приблизить поведение искусственной интеллектуальной системы к естественной.

Тем не менее, как раз в данном существенном аспекте инженерная деятельность по-прежнему не может похвастаться внушительными достижениями. По словам М. Мински , одного из известных специалистов в области искусственного интеллекта, машина никогда не увидит в торчащем из-за кресла хвосте кошку. Человеческий интеллект, напротив, оказывается чрезвычайно гибким и подвижным в отношении субсумпции. Все это заставляет ученых и инженеров с большим вниманием всматриваться в деятельность естественной интеллектуальной системы в надежде получить необходимые сведения о ее работе для того, чтобы затем попытаться воспроизвести ее на технических носителях. Одной из самых последних и достаточно широко обсуждаемых разработок в нейронауке является теория интеллекта Д. Хокинса.

Хокинс ставит вопрос о материалистическом основании процессов концептуализации, считая его одним из краеугольных для своей теории. Он называет создание абстракций "инвариантным представлением". Его задача - показать, как это происходит на нейрофизиологическом уровне.

Хокинс утверждает существование иерархической структуры кортекса (коры головного мозга). Причем непосредственно с информацией, идущей от органов чувств, связаны только нижние слои кортекса. Здесь происходит возбуждение комплексов нейронов на основе раздражения нервных окончаний в органах чувств. В частности, если мы возьмем зрительное восприятие, то увидим, что глаза воспринимают объект, формируя некоторые дискретные порции информации - так называемые саккады. Если я смотрю на лицо собеседника, то мои глаза совершают постоянные движения, концентрируясь на отдельных дискретных элементах объекта. Я вижу нос, губы, фокусируюсь на одном глазе, на другом и т.д. Вся эта информация порциями передается в нижние слои кортекса, приводя к возбуждению различные группы нейронов. Встает вопрос, за счет чего я вижу лицо собеседника в целом? Как происходит отвлечение от конкретного чувственного материала, передаваемого саккадами? Как формируется абстракция лица? У Хокинса эта проблема получает такое специфическое наименование, как поиск "нейронов Билла Клинтона", если мы предположим, что разглядываем лицо бывшего американского президента.

Далее гипотеза разворачивается следующим образом. Если нижние слои кортекса чрезвычайно подвижны и реагируют на любые изменения информации от органов чувств, то высшие слои более инертны. Дендриты нейронов высших слоев кортекса соединяются посредством синапсов сразу со многими аксонами нейронов нижних слоев. В результате получается, что определенная конфигурация нейронов на высшем уровне оказывается постоянно активной вне зависимости от изменения нейронной активности на низших уровнях. Так возникает восприятие лица Билла Клинтона. Что бы мы ни воспринимали в каждый конкретный саккадный момент - ухо, глаз, цвет кожи и т.д. - определенная группа нейронов на высшем уровне кортекса окажется постоянно активной. Это и будут нейроны Билла Клинтона. Исследования, проводимые в рамках такой предметной области, как философия науки (к коим относится и материал настоящей статьи), как правило, заинтересованы в прояснении значений терминов, входящих в теорию, в прояснении последовательности рассуждений и в экспликации некоторых скрытых предпосылок, на которые опираются ученые. И в данном конкретном случае важно прояснить, присутствуют ли в гипотезе Хокинса какие-либо скрытые эпистемологические предпосылки. С какими существенными затруднениями эпистемологического характера эта гипотеза сталкивается?

При обсуждении этих вопросов нам бы хотелось провести параллель с феноменалистской теорией абстрагирования Д. Локка [3]. Как известно, Д. Локк предлагает естественную теорию абстракции, противостоящую классическому идеалистическому представлению платонизма, в соответствии с которым абстракция антиципирует фиксацию чувственного материала. Локк, как сенсуалист, утверждает, что изначально данными в опыте являются только конкретные ощущения, а абстракции возникают в разуме после обработки конкретных чувственных идей, после их сравнения и выявления общих характеристик. Однако по отношению к такой феноменалистской концепции Локка можно выдвинуть возражение платонистского типа. Дело в том, что для сравнения конкретных чувственных данных и для выявления их подобия друг другу мы уже должны опираться на некоторые критерии подобия, которые сами могут выступать только как абстрактные идеи. Так, пытаясь собрать некоторую множественность предметов в класс, нам нужно выделить то свойство, в соответствии с которым этот класс будет образован. Например, я вижу эти два стола как подобные на основе того, что я уже каким-то образом фиксирую идею прямоугольности (если я обращаю внимание на крышки столов) и более фундаментальную идею формы вообще. Таким образом, Локк не может избавиться от платонистских предпосылок в своей теории абстрагирования. Он не может, исходя из принципов сенсуализма, объяснить объединение чувственных данных в классы.

В нашем конкретном примере с формированием абстракции лица Билла Клинтона на основании последовательного созерцания его частных элементов данная проблема формулируется следующим образом. Чтобы увидеть лицо целиком, необходимо все частные ощущения, формирующиеся в зрительном восприятии, интерпретировать как части единого целого. Если этого не произойдет, то мы будем иметь в восприятии только неопределенное хаотическое скопление ощущений, за которыми нельзя будет увидеть цельные вещи. Поскольку мы в своем опыте в качестве очевидных данностей все же представляем вещи как цельные единства, постольку это должно предполагать, что мы имеем интеллектуальное созерцание таких абстрактных сущностей, как часть и целое. Созерцание данных абстракций первично по отношению к конкретному чувственному восприятию. Мы оказываемся способными разглядеть за саккадой носа, губ, глаз и т.д. лицо Билла Клинтона только на основе того, что уже интерпретируем эти разрозненные ощущения в рамках системы "часть - целое", расценивая их как интегральные частные элементы цельного объекта. Естественная теория абстрагирования не сможет и в этом случае вывести абстрактное из конкретного, поскольку созерцание абстракции эпистемологически должно быть первичным по отношению к классификации конкретного чувственного материала. Прежде чем станет возможным группировка носа, губ, глаз и т.д. в лицо Билла Клинтона, должна иметь место интеллектуальная интуиция, в которой осуществляется созерцание таких абстрактных объектов, как часть и целое.

В материалистических концепциях нейронауки в эпистемологическом отношении интригует тот факт, что они, как кажется, способны обойти этот объективно-идеалистический контраргумент, сформулированный выше. Хокинсу не нужно объяснять, на основании какого абстрактного принципа конкретные чувственные данные объединяются в общую идею и за счет каких эпистемических ресурсов происходит познание этого принципа. Ему нужно лишь указать на экспериментальные данные об исследованиях головного мозга. Так устроен мозг. Низшие слои нейронов кортекса связаны с высшими слоями именно таким образом, что, видя ухо, нос, глаз, я каждый раз вижу лицо. Здесь не нужно допущение какого-либо созерцания абстракции. Абстрактный принцип классификации конкретных чувственных данных интерпретируется как определенный "коридор" нейронных связей. Как возник этот "коридор"? - В процессе эволюции.

Мы могли бы сказать, что натуралистическая концепция Д. Хокинса, как и иные теории нейронауки, представляют собой специфический вид транс-ценденталистского рассуждения. Это - натуралистический трансцендентализм. Здесь основные свойства разума, отвечающие за формирование опыта, интерпретируются как укорененные в созданных в процессе эволюции материалистических образованиях. При этом сама эпистемологическая схема описания процесса формирования опыта оказывается вполне соответствующей классическому идеалистическому трансцендентализму И. Канта [4]. Как у Канта разрозненные данные ощущений нуждаются в объединяющем их принципе, за счет которого производятся структурирование и классификация ощущений, так и у Хокинса объяснение цельной картины чувственного созерцания основано на экспликации принципа объединения частного в целое. Разница только в том, что у Канта фундирующие чувственный опыт понятия и категории относятся к идеальному трансцендентальному субъекту, тогда как в натуралистических концепциях сфера трансцендентального, т.е. того, что обеспечивает возможность опыта, коренится в нейрофизиологическом устройстве головного мозга человека. Трансцендентальным субъектом здесь выступает определенная форма материи как продукт эволюции. Подобные взгляды развивает эволюционная эпистемология, заговаривая о натуралистических трансцендентальных основаниях опыта в противовес классическому кантовскому трансцендентализму. Такое сравнение позиций И. Канта и К. Лоренса - одного из видных представителей эволюционной эпистемологии - можно найти, например, в исследованиях К.-О. Апеля .

Для философов, разделяющих позицию радикального или математического реализма (платонизма), должен выглядеть небезынтересным тот факт, что если феноменалистская теория абстракции может быть подвергнута критике со стороны платонизма, то для натуралистической трактовки процесса абстрагирования явный контраргумент с ходу сформулировать сложно. Что значит созерцать такие абстракции, как часть и целое? С натуралистической точки зрения это не какие-то эфемерные невидимые объекты, а структурные образования материи, тот самый "коридор", возникший в процессе эволюции нейронных связей головного мозга, который обеспечивает надлежащий синтез разрозненных чувственных данных. Сфера метафизического в рамках такой интерпретации стремительно теряет весь свой покров таинственной значимости, который всегда тщательно старалась сохранить идеалистическая философия.

Литература

1.nsky M. Will Robots Inherit the Earth? // Scientific American. 1994. №4. October.

2. Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М., 2007.

3. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. М., 1985. Т. 1.

4. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 3.

5. Апель К.-О. Лингвистическое значение и интенциональность: Соотношение априорно-

сти языка и априорности сознания в свете трансцендентальной семиотики или лингвистиче-

ской прагматики // Язык, истина, существование. Томск, 2002. С. 204-224.

Приложение 2

Приложение 3

Стимульный материал корректурная проба

А.Г.Иванова-Смоленского

А К С Н Б Е А Н Е Р К В С О А Е Н В Р А К О Е С А Н Р К В Н Е О Р А К С В О Е С О В Р К А Н В С А Е Р Н В К С О А Н Е О С В Н Е Р К О С Е Р В К О А Н К С А K A H E O C B P E H K C O E H B P K C A P E C B M E C K A G E H C B K P A E O В Р Е С О А К В Н Е С А К В Р Е Н С О А К В Р Е Н С О К В Р А Н Е О К Р В Н А С Н С А К Р В О С А Р НЕ А О С К В Н А Р Е Н С О К В Р Е А О К С Н В Р А К С О Е Р В О Е С Н А Р К В О К Р А Н В О Е С В Н Е А Р О К В Н Е С А О К Р Е С А В К Н Е Н Р А Е Р С К В О К С Е Р В О С А Н О В Р К А С О А Р Н Е О Р Е С В О Е Р В О С К В Н Е Р А О С Е Н В С Н Р Л Е О К С А Н Р Д Е С В Р Н В К С Н А О Е Р С Н В К А О В С Н Е Р К О В Н Е А Н Е С В Н О К Л Н Р А Е О С Б Р В О А Н С К О К Р С Е Н А О В К С Е А В Н Е С К Р А О В К С Е О К С В Н Р А К О К Р Е С В К О Е Н С К О С Н А К В Н А Е С Е Р В Н С К О А Е Н С О В Н Р В К О С Н Е А К О В Н С А Е О В К Р Е Н Р Е С Н А К О К А Е Р В С А Р К В О С В Н Е Р А Н С Е О В Р А К В О А С В К Р А С К О В Р А К Н С О К Р Е Н Г Р С Е А О К С А К Р Н Р А К А Е Р К С Н О С К О Е О В С К О А Е О Е Р К О С К В Н А К В О В С О Е Л С Н В С Р Н А К В Н Е О С Е А В К Р Н В С Н В К А С В К А Н А К Р Н Е О К О В С Н В О В Р С Е Р В Н Р К С Р В Н Е А Р А Н Е Р В О А Е С Е Р А Н Е Р В О А Р Н В С А Р В Е Р Н Е А Е О Р Н А С Р В К О В Р А Е О С Е О В Н А Е Н Е О В С К О В Р Н А К С Е Р В К О С К А О Е Н Р В О С К Р Е Н А Е О Н А К В С Е О В К А Р Е С Н А О В К О А О В Н Р В Н С Р Е А О К Р Е Н С Р Е А К В С Е О К Р А Н С К В А Н Е О В Н Р С К А О Р Е С В Н А О Е С В О К Р Н К Р К Р А Е Р К О А С А Р В Н А Е О С К Р В К О К Р А Н А О Е С К О Е Р Н В К А Р С В Н Р В Н С Е О К Р А Н Е С В Н К Р А Н В Е Р А К О К С О В Р Н А Е А С В К Л Н О С Е Н В Р А К Р Е О С О В Р А О Е С Е А Н Е С В К Р Е А К С В Н О Е Н Е О С В Н Е О Р К А К С В Н Е О К Р О К А Н Е О С Р Н Е С В Н Р К О В К О А Р Е О В О К С Н В К А Е Р В О С Н Е А К А С Н В О Е Н С В Н Е О В К Р А Н Р Е С К О А Н В Р К А Н В С О Е Р А Н В О С А Р К В Н С О Е О К Н Е К Р В С Е Н Р К А Е С В О К А Р Е О К В Н А Р Е С К В Н Е О С А Р Н Л К Р Н С А О Е Р К О С Н В К О Е Р В О С К Л Е Р Н С О А Н В Р К В Н Е Н Р А К С Р Н В К О С Н Е А К В Р С О А Н С К В О А С Н Е В О Н С К В Р Н А О Е Н С О А Н С О А К В Р Н С А О Е Р С К О Е Н А Р Н В О С К А О К Р Н С Е О В С Е Н В К Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Н С Е

2

Показать полностью… https://vk.com/doc88504513_437600096
Рекомендуемые документы в приложении