Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 000200 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ДГТУ)

ФАКУЛЬТЕТ "СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ"

КАФЕДРА "ФИЛОСОФИЯ"

ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Выполнил студент Нечаева Екатерина Андреевна

Направление подготовки 030300.62 "Психология"

№ группы ГП 11

№ семестра _II_

Подпись студента ___________ "26" июля 2014 г.

Отчет принят ст. преподаватель,

Подпись

"26" июля 2014г.

Ростов-на-Дону

2014 СОДЕРЖАНИЕ:

1. Анализ научной психологической статьи: "Роль внутренней речи в высших психических процессах".

2. Заключения по методикам

2.1 I. Ощущение.

2.2 II. Восприятие.

2.3 III. Воображение

o Опыт 1.

o Опыт 2. 2.4 IV. Память.

o Опыт 1. "Изучение зависимости продуктивности запоминания от переживаемых чувств"

o Опыт 2. Методика "Память на образы"

o Опыт 4. "Типы памяти"

o Опыт 5. "Смысловая память"

o Опыт 7. "Процесс запоминания"

2.5 V. Мышление.

o Опыт 3. Методика "Интеллектуальная лабильность"

o Опыт 6. Оценка понятийного мышления с помощью методики "Сравнение понятий"

o Опыт 8. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики "Исключение понятий"

o Опыт 11. Тест "Логичность умозаключений"

2.6 VI. Внимание.

o Опыт 1. Тест для определения уровня внимания "Числовой квадрат"

o Опыт 2. "Определение избирательности внимания с помощью методики Мюнстерберга"

o Опыт 3. Исследование произвольного внимания с помощью методики "Расстановки чисел"

o Опыт 7. "Исследование концентрации внимания"

3. Приложение

4. Литература

1. Анализ научной психологической статьи по теме: "Роль внутренней речи в высших психических процессах".

2. Заключения по методикам

2.1. Глава I. Ощущение

Практические задания

Задание 1.

Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

o Качество. Пример: вкусовые ощущения, зрительные, обонятельные. То есть мы можем почувствовать вкус, запах предмета или увидеть какого он цвета.

o Интенсивность. Пример: чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. Находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

o Продолжительность. Пример: зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

o Пространственная локация. Пример: анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, то есть мы можем сказать, откуда звучит музыка или откуда подает свет.

o Абсолютный порог. Пример: при преодолении абсолютного верхнего порога мы испытываем боль: боль в ушах, резь в глазах и так далее.

o Относительный порог. Пример: это то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить не меньше 3 грамм, чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов потребуется добавить 6 грамм. (1/30)

Задание 3.

Перечислите виды профессиональной деятельности, предъявляющие повышенные требования к различным видам ощущений?

o Дегустатор - предъявляется повышенное требование к вкусовому виду ощущения.

o Музыкант - предъявляется повышенное требование к слуховому виду ощущения.

o Вышивальщица - предъявляется повышенное требование к зрительному и тактильному виду ощущения.

o Хирург - предъявляется повышенное требование к тактильному виду ощущения.

2.2. Восприятие

Практические задания

Задание 1.

Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

o Предметность. Пример: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных вещей.

o Целостность. Пример: слушая музыку, мы слышим не отдельные ноты, а целую композицию.

o Структурность. Пример: внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации (различное написание какой-либо буквы).

o Константность. Примет: если далеко от нас стоит человек, то он кажется маленьким, но мы знаем, что он гораздо больше.

o Избирательность. Пример: на лекции студенты записывают ту информацию, которая им будет нужна при ответе.

o Осмысленность. Пример: приписывается воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл.

Задание 2.

Подготовьте несколько психологических рекомендаций по практическому использованию свойств восприятия.

o Восприятие обладает структурностью. Структурность восприятия можно использовать при работе с больными детьми. Например: психолог, при работе с ребенком, страдающим даунизмом или ММД, может использовать рисунки с одной и той же структурной организацией, но с внешним различием, для того, чтобы ребенок умственно развивался и умел выделить сходства или различия каких-либо объектов.

o Восприятие обладает избирательностью. Например: если в качестве эксперимента в ВУЗы ввести свободное конспектирование на лекциях, то может быть это повысить и успеваемость студентов, так как, слушая преподавателя, студентам будет необходимо уловить и записать главную мысль лекционного материала.

2.3. Глава III. Воображение

Практические задания

Задание 1.

Назовите функции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие.

o Регуляция эмоциональных состояний. Например: человек хотя бы отчасти может удовлетворять многие потребности или снимать напряженность.

o Произвольная регуляция познавательных психических процессов. Например: человек может обращать внимание на нужные события или планировать свой поход в магазин, а так же обраться к воспоминаниям.

o Планирование и программирование деятельности. Например: составление каких-то программ, оценка их правильности, процесс реализации

o Управление психофизиологическим состоянием организма. Пример: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела.

Задание 2.

Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические воздействия, позволяющие их актуализировать.

o Воссоздающее. Например: в учебных заведениях можно открыть специальную программу, где новые идеи учеников будут представляться, и обсуждаться на конференциях, а самые продуктивные идеи будут внедряться в сферы деятельности человека, а создатель идеи будет вознагражден.

o Антиципирующее. Например: можно ввести учебные задания на логическое предвидение событий. Чтобы на открытых занятиях обсуждалась политика, экономика, культурное развитие стран и наций. Таким образом, у студентов (школьников) будет развиваться "мысленный взор".

o Творческое. Например: предлагать учащимся реализовывать свои идеи с помощью СМИ учебного заведения.

Задание 2.

Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические воздействия, позволяющие их актуализировать.

o Воссоздающее. Например: в учебных заведениях можно открыть специальную программу, где новые идеи учеников будут представляться, и обсуждаться на конференциях, а самые продуктивные идеи будут внедряться в сферы деятельности человека, а создатель идеи будет вознагражден.

o Антиципирующее. Например: можно ввести учебные задания на логическое предвидение событий. Чтобы на открытых занятиях обсуждалась политика, экономика, культурное развитие стран и наций. Таким образом, у студентов (школьников) будет развиваться "мысленный взор".

o Творческое. Например: предлагать учащимся реализовывать свои идеи с помощью СМИ учебного заведения.

Опыт с воображением 1.

Цель исследования - определить степень воздействия мыслей на процессы.

Используемые материалы. Нитка или тонкая леска длиной 30 см, кольцо и ключ

Процедура исследования. Сделать простейший маятник, привязав к нитке или тонкой леске длиной 30 см кольцо или ключ. Сесть за стол, опершись на него локтями и соединив кисти рук на уровне подбородка. Держать соединенными кончиками средних пальцев маятник за нить. Постарайтесь, чтобы маятник висел неподвижно, и в то же время вообразите, не закрывая глаз, что маятник начинает качаться вперед-назад. Необходимо ощутить сильное желание, чтобы маятник начал двигаться. Спустя несколько секунд вы заметите, что маятник действительно качается в воображаемом направлении. Вообразите теперь, что маятник качается справа налево, и вы увидите, как маятник действительно будет двигаться в этом направлении.

Испытуемый. Студент, 19 лет

Вывод: То, что маятник следует воображаемому движению, подтверждает, что экспериментатор совершал неосознанные и незаметные движения своими пальцами, чтобы дать физическое воплощение тому образу, который был в его воображении.

Опыт с воображением 2

Цель исследования - определить степень воздействия мыслей на физиологические процессы.

Используемые материалы. Ничего не требуется

Процедура исследования. Сесть удобно, закрыть глаза и вообразить как можно более ярко, что вы стоите у железной дороги. Представить, что слева направо перед вами проезжает поезд. Во время опыта последите за своими глазными яблоками. Можно заметить, что, хотя веки закрыты, глаза двигаются, следуя за поездом.

Испытуемый. Студент, 19 лет

Вывод: Движение глазных яблок показывает, что существует очевидная и тесная связь между мыслью и движением глаз. Глазные яблоки всегда стремятся двигаться в соответствии с тем, что человек воображает. Если вместо горизонтального движения представить ракету, взлетающую вверх, то глазные яблоки будут двигаться также вверх.

2.4. Память

Опыт 1. "Изучение зависимости продуктивности запоминания от переживаемых чувств".

Цель исследования - показать влияние чувств на запоминание.

Используемые материалы. Список из 30 слов. Из них 10 могут считаться связанными с чувством удовольствия, 10 - с чувством неудовольствия и 10 - безразличными. Первые помечены в списке знаком "-", вторые - знаком "-", третьи - "0"; бумага (0), подарок (+), скука (-), танцы (+), лампа (0), несчастье (-), музыка (+), рана (-), окно (0), поэзия (+), печаль (-), красота (+), карандаш (0), мечта (+), стена (0), кража (-), здание (0), змея (-), удача (+), похороны (-), деньги (+), болезнь (-), пробка (0), любовь (+), число (0), буква (0), война (-), тетрадь (0), радость (+), обман (-).

Процедура исследования. Не объясняя заранее, что раскрывает опыт, экспериментатор просит испытуемых внимательно слушать слова, которые читаются монотонно и в медленном темпе. По окончании чтения испытуемые записывают все оставшиеся в памяти слова независимо от порядка. Запись проверяют. Каждый испытуемый на своем листке отмечает число правильно воспроизведенных слов со знаком "+", со знаком "-" и со знаком "0".

Обработка и анализ результатов. Проанализировав результаты опыта, испытуемые отвечают на вопрос, влияют ли чувства на запоминание, и если влияют, то как. Делается вывод, что, как правило, наиболее верно и в большем количестве воспроизводят слова, связанные с чувством приятного ("+"), в наименьшем - безразличные слова ("0").

Вывод: В ходе исследования, испытуемым зачитывают 30 слов, которые связаны с чувством: удовольствия, неудовольствия и безразличия. Экспериментатор просит испытуемых внимательно слушать слова и по окончании чтения записать слова, которые они запомнили. Выяснилось, что слова связанные с приятными чувствами запоминаются лучше.

Опыт 2. "Методика "Память на образы"

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.

Процедура исследования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести на бланке.

Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и Вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили". Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Вывод: В ходе исследования испытуемому предлагалась таблица с 16 образами, которые он должен был запомнить за 20 секунд и воспроизвести в течение 1 минуты. Результаты исследования показали, что испытуемый воспроизвел 11 правильных образов, что является нормой для образной памяти.

Опыт 4. "Типы памяти"

Цель исследования - выявление типа памяти методом воспроизведения по разному воспринятых слов.

Используемые материалы. 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Такие ряды подготавливаются для каждого испытуемого.

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому вслух 1 ряд слов (интервал между словами -5 сек.). После 10-ти секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся, слова 3-го ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывая" в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова 4 ряда.

Обработка и анализ результатов. После проведения опыта оформляется протокол стандартной формы и заполняется таблица.

Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов.

Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания учебного материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта.

Вывод: В ходе исследования использовались карточки, состоящих из 4 рядов по 10 слов в каждом. Испытуемый должен был разными способами запоминать слова находящиеся в каждом ряде, после чего оформить протокол и заполнить таблицу. Используя данные из таблицы, испытуемый должен дать оценку своей памяти "Хорошей" или "Плохой" Испытуемый оценил свою память как "Плохая". Требуется развивать память.

Опыт 5. "Смысловая память".

Смысловая память

Данный метод является модификацией метода, предложенного К. Бюлером в 1907 г.

Цель исследования - выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образования логических связей.

Процедура исследования. Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Инструкция исследуемому: "Я сейчас прочту Вам слова, составляющие пары (например, дождь - грязь, стол - дерево). Когда я буду читать эти пары слов, внимательно слушайте и старайтесь запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва я буду читать только первое слово каждой пары. Вы должны припомнить вторые слова и записать пары на листке бумаги. Все понятно? Есть вопросы?"

Удостоверившись, что инструкция понята исследуемым, экспериментатор подает сигнал и начинает читать слова-пары с интервалом 2 сек. Прочитав все пары, экспериментатор делает перерыв 10 сек. и затем, предупредив исследуемого, читает первое слово первой пары, затем второй и т.д., делая паузу 5 сек. после каждого слова, чтобы исследуемый успел записать и названное слово, и то, которое ему следует вспомнить.

Чтобы проверить прочность запоминания, нужно в конце занятия предложить испытуемому снова записать все запомнившиеся слова так же, как и в первый раз, называя только первое слово каждой пары.

Обработка и анализ результатов. При наблюдении необходимо установить:

в чем проявляется активность исследуемого при слушании; не повторяет ли шепотом или губами читаемые ему слова; нет ли каких-нибудь признаков (внешних) умственного напряжения.

При опросе следует выяснить:

применял ли исследуемый специальные приемы, чтобы запомнить слова, если применял, то какие; трудно ли было запоминать пары слов; какие пары были легкими для воспроизведения, какие трудными.

Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к числу предъявленных пар (10) условно называется коэффициентом словесного логического запоминания.

Вывод: В ходе эксперимента, испытуемый должен был запоминать слова, используя смысловые связи между ними. При наблюдении установили: Испытуемый внимательно слушал смотря в одну точку; проговаривал шепотом слова; ярко выражена умственная нагрузка . При опросе :специальных приемов не применял ; запоминать пары слов было не трудно.

Опыт 7. "Процесс запоминания"

Цель исследования - Исследование значения отдельных повторений для запоминания всего ряда; исследование значения для запоминания отдельного объекта его положения в ряду.

Используемые материалы. Два ряда двузначных чисел, по 10 в каждом ряду.

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому, числа 1 ряда с интервалом в 1 сек. Затем испытуемый записывает запомнившиеся ему числа. После этого экспериментатор дважды читает испытуемому числа 2-го ряда. По окончании чтения испытуемый записывает запомнившиеся числа 2 ряда.

Обработка и анализ результатов. Заполняется протокол (форма стандартная), результаты эксперимента заносят в таблицу.

Вывод: В ходе исследования испытуемому предлагалось запомнить числа, которые читал экспериментатор с интервалом в 1 секунду, затем за неограниченное количество времени записать запомнившиеся испытуемому числа. Результаты исследования показали, что процесс запоминания у испытуемого в пределах нормы.

2.5. Мышление

Опыт 3. Методика "Интеллектуальная лабильность"

Вводные замечания. Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Цель исследования - изучение лабильности - ригидности мыслительных процессов.

Процедура исследования. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк. Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.

Инструкция: "Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!"

Обработка и анализ результатов. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.

Нормы выполнения:

0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

5-9 ошибок - средняя лабильность;

10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;

15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.

Вывод: В ходе исследования исследуемый должен был выполнять задания, с целью определения ригидности мыслительных процессов. Оценка производилась по количеству ошибок. Испытуемый допустил ...

Опыт 6. Оценка понятийного мышления с помощью методики "Сравнение понятий"

Цель исследования - оценка понятийного мышления.

Используемые материалы. Бланки 22 парами сравниваемых понятий.

Процедура исследования. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 - к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности.

Обработка и анализ результатов. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки, и указывается на необходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Вывод: В ходе исследования испытуемому предлагалось сравнить 22 пары понятий и определить относятся ли они к одному семантическому полю признаков. Результаты исследования понятийного мышления у испытуемого в пределах нормы-15 баллов, что свидетельствует о том, что испытуемый умеет выделять и обобщать признаки понятий.

Опыт 8. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики "Исключение понятий"

Цель исследования - изучить способность к классификации и анализу.

Используемые материалы. Бланк с 20 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится.

Процедура исследования.1 вариант - каждый исследуемый получает бланк

за 3 минуты должен найти лишние понятия. 2 вариант - исследуемым зачитывается первый ряд слов, требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать "лишнее" слово. Затем зачитывается следующий ряд слов и т.д. Инструкция: "Я буду зачитывать по 5 слов, из которых 4 слова объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово Вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. На запись дается 10 секунд. Если не успели написать слово, то лучше пропустить, чем писать наобум. Какие вопросы. Приготовились! Начали!"

Обработка и анализ результатов. Оценка выводится в условных баллах по таблице.

Вывод: Результаты исследования показали, что испытуемый за ограниченное количество времени (3 минуты) справился с заданием. Испытуемому зачитывались 20 рядов слов, в каждом ряду было еще по 5слов, и предлагалось выявить 1 лишнее. Способность к классификации и анализу - выше среднего, то есть испытуемый набрал 19 правильных ответов из 20.

Опыт 11. Тест "Логичность умозаключений"

Цель исследования - изучить уровень логического мышления.

Используемые материалы - заранее заготовленные бланки с заданиями. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод- умозаключение.

Процедура исследования. Испытуемым предъявляются на слух задания, где некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания - 10 с.

Материал:

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб.

3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин юрист. Следовательно, Фомин - работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс - коммунист.

12. Все коренные жители Конго - негры. Мухамед - негр. Следовательно, Мухамед - житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ПО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя - студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий, - рынок. Австрия - капиталистическая страна. Следовательно,

Австрия входит в Общий рынок.

Обработка и анализ результатов.

Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки.

Вывод: В ходе исследования, испытуемый за короткое время должен был определить, какие вопросы являются верными, а какие нет. Из 14 вопросов верны только 1, 8, 9. Если умозаключения испытуемого иные, то это оценивается как ошибки. В результате исследования испытуемый не допустил ни одной ошибки.

2.6. Внимание

Опыт 1. Тест для определения уровня внимания "Числовой квадрат"

Цель исследования - оценка объема распределения и переключения внимания.

Используемые материалы - бланки, на которых, в квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40, пропущено 15 чисел, демонстрационный плакат, карандаши, секундомер.

Процедура исследования. Опыт проводит преподаватель. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу - 1,5 минуты. Инструкция испытуемым: "Перед вами квадрат с 25-числами и числовой ряд из 40 чисел, Вам необходимо за 1,5 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате".

Обработка и анализ результатов. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление - ошибка). Оценка проводится по 9-бальной шкале.

Вывод: В ходе исследования испытуемый за ограниченное количество времени ... минуты, набрал ... правильных ответов и допустил ... ошибки. Оценка объема распределения и переключения внимания ровняется ... баллам. Так как оценка проводится по 9-бальной шкале - оценка испытуемого

Опыт 2. "Определение избирательности внимания с помощью методики Мюнстерберга"

Вводные замечания. Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Цель исследования - изучение избирательности внимания.

Процедура исследования. Обследуемый должен выделить в буквенном ряду слова, как можно быстрее считывая текст. Время на работу - 2 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

Инструкция: "Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Пример: ркжлбюсрадостьуфркнп. Время работы - 2 минуты".

Обработка и анализ результатов. При обработке подсчитывается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Стимульный материал

бсолнцевгргщоцэрайонзгучновостьъхэычяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзфюэлгщьбпамятьшогхэюжипдргщхщнздвос-

приятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфьтрплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйщрепортажэк ждорлафьвюфбысонкурсйфнячьгузскарплличностьзжэьеюдшщглоджин

эцрилаваниедтлжэзбьтэрдшжнпркывмомедияшддкуйфотчаяниейфрлньячвтлдаэхьгфтасенлабораторияпвдщнруцтргщчтлроснованиезхжьбщдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплнстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Вывод: В результате исследования по избирательности внимания, путем нахождения слов в наборе буквенного текста за 2 минуты, испытуемый не уложился в данное время, но нашел больше половины слов, следовательно, избирательность внимания средняя.

Опыт 3. Исследование произвольного внимания с помощью методики "Расстановки чисел"

Цель исследования - изучение произвольного внимания.

Используемые материалы. Бланк с 2 квадратами, где в 25 клетках верхнего квадрата в случайном порядке расположены числа, 25 клеток нижнего квадрата бланка свободны; секундомер

Процедура исследования. Обследуемый должен расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Время на работу - 2 минуты. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии психолога-экспериментатора.

Инструкция: "В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких пометок в верхнем квадрате делать нельзя".

Вывод: В ходе исследования результаты обоих испытуемых ниже среднего уровня. Тест на изучение произвольного внимания применяется только в индивидуальном порядке, так как в групповом исследовании результаты не удовлетворительные. Испытуемый не смог сосредоточиться на тесте и не набрал нужного количества баллов.

Опыт 7. "Исследование концентрации внимания"

Цель исследования - изучение индивидуальных особенностей концентрации внимания и оценка способности к концентрации внимания.

Процедура исследования. Испытуемому предлагается решить три простые арифметические задачи, которые зачитывает экспериментатор. Экспериментатор должен читать четко, медленно, с паузами. Методика может применяться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция испытуемому: "Я Вам прочитаю три простые арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Результат вычислений записывайте только тогда, когда я Вам скажу: "Пишите!". Говорить вслух и переспрашивать нельзя. Если Вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа ставьте черту. Внимание! Начинаю!"

Материалы теста: "Даны два числа: 82... и 68... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа,.. и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа... Пишите!..

Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,.. и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа... Пишите!..

Даны числа: 56... и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа...Пишите!"

Обработка и анализ результатов. Заполняется стандартная форма протокола в которую заносятся результаты решения всех трех задач (решил, не решил). Если опыт проводится в группе, то можно составить сводную таблицу данных.

Для решения всех трех задач необходимо сохранять устойчивость концентрированного внимания.

Правильное решение первой и второй задач при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования.

Правильное решение первой и третьей задач при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания.

Правильное решение второй и третьей задач при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.

Вывод: В ходе эксперимента по выявлению концентрации внимания, путем решения простых арифметических задач, испытуемый допустил ошибку ... задаче, что означает ...

3.Приложение

Приложение 1

2.4. Память

Опыт 2. Методика "Память на образы"

Приложение 2

Опыт 4. "Тимы памяти"

Вид памяти Количество слов

в ряду (А)

Количество

удержанных в

памяти слов (В) Коэффициент

Памяти С=В /А Слуховой Зрительный Моторно-слуховой Комбинированный

Приложение 3

Опыт 5. "Смысловая память"

Используемые материалы. Секундомер, десять пар слов, между которыми легко установить смысловые связи.

Луч - солнце шум - вода замок - дверь

Медь - свинец стол - обед день - сутки

Сук - елка мост - река пруд - плотина

Год - месяц рубль - копейка зверь - лиса

Нуль - число лес - медведь глаз - ухо

Свет - заря дуб - желудь ночь - звезда

Марс - планета дичь - выстрел путь - дорога

Дом - книга рой - пчела сад - цветы

Нож - вилка час - время пуля - война

Лист - дерево гвоздь - доска дождь - зонтик

Приложение 4

Опыт 7. Процесс запоминания

Используемые материалы. Два ряда двузначных чисел, по 10 в каждом ряду.

1 ряд: 41 83 62 84 29 79 35 56 18 97

2 ряд: 17 58 21 73 49 92 37 85 14 68

Обработка и анализ результатов. Заполняется протокол (форма стандартная), результаты эксперимента заносят в таблицу.

Объем памяти при однократном чтении Объем памяти при

двухразовом чтении Коли

чество

чисел в 1 ряду

(А1) Количество

чисел 1 ряда,

удержанных

памятью (В1) Коэффициент

памяти

С1 = В1 /А1 Количество

чисел во 2

ряду (А2) Количество

Чисел 2 ряда,

удержанных

памятью (В2) Коэффициент

памяти С2 = В2/ А2

В таблицу заносятся данные всех испытуемых. Далее составляют график, который показывает, как зависит удержание члена ряда в памяти от его положения в ряду. График строится для каждого испытуемого по 1и по 2 ряду.

Воспроизвел

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Не воспроизвел

Следует оценить, как влияет повторение ряда и положение объекта в ряду на качество их запоминания.

10. Золото - серебро 21. Ворона - воробей

11. Молоко - вода 22. Ветер - соль

Список правильно выделенных признаков для "однополевых" пар понятий:

1. Часть (время) суток.

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.

3. Военная профессия (управление военной техникой).

5. Атмосферные осадки.

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.

7. Причинно-следственное искажение действительности.

10. Драгоценные металлы.

11. Жидкость для питья.

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт).

14. Естественные водоемы.

15. Транспорт.

18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты - ягоды).

19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.

20. Цвет. 21. Птицы.

Приложение 5

2.5. Мышление

Опыт 3 Методика "Интеллектуальная лабильность"

Содержание методики.

1. Напишите первую букву имени "Сергей" и последнюю букву первого месяца года (3 сек).

2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (23 сек).

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (7 сек).

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 - в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (2 сек).

7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (8 сек).

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (3 сек).

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (5 сек).

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (6 сек).

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города (7 сек).

12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек).

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (7 сек).

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2,4,5, миновав 1 и З (3 сек).

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (7 сек).

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек).

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (2 сек).

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (3 сек).

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (2 сек).

20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (2 сек).

21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (1 сек).

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (4 сек).

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (2 сек).

24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не "и", впишите сумму чисел 3 + 5 (1 сек).

25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные, а в слове дождь зачеркните гласные (2 сек).

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (5 сек).

28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (2 сек).

29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, под гласными - направленную влево (5 сек).

30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (7 сек).

31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 сек).

32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (2 сек).

33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (8 сек).

34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (3 сек).

35. (квадрат 42) Заключить букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (3 сек).

36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих чисел - в ромбе (4 сек).

37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (3 сек).

38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 -только в прямоугольник (2 сек).

39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).

40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (3 сек).

Приложение 6

Опыт 6. Оценка понятийного мышления с помощью методики "Сравнение понятий"

Пример материала методики "Сравнение понятий"

Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:

1.Утро-вечер 12. Сани - телега

2. Корова - лошадь 13. Очки - деньги

3. Летчик - танкист 14. Озеро - река

4. Река - птица 15. Поезд - самолет

5. Дождь - снег 16. Стакан - петух

6. Маленькая девочка - большая кукла17. Ось - оса

7. Обман - ошибка 18. Яблоко - вишня

8. Волк - луна 19. Лыжи - коньки

9. Ботинок - карандаш 20. Красный - зеленый

10. Золото - серебро 21. Ворона - воробей

11. Молоко - вода 22. Ветер - соль

Список правильно выделенных признаков для "однополевых" пар понятий:

1. Часть (время) суток.

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.

3. Военная профессия (управление военной техникой).

5. Атмосферные осадки.

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.

7. Причинно-следственное искажение действительности.

10. Драгоценные металлы.

11. Жидкость для питья.

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт).

14. Естественные водоемы.

15. Транспорт.

18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты - ягоды).

19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.

20. Цвет. 21. Птицы.

Приложение 7

Опыт 8. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики "Исключение понятий"

Образец методики "Исключение понятий"

1.Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2.Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3.Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4.Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5.Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6.Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7.Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8.Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9.Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10.Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12.Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13.Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14.Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15.Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16.Секунда, час, год, вечер, неделя.

17.Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19.Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка и анализ результатов.

Оценка выводится в условных баллах по таблице

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Количество правильных ответов 20 19 18 17 15-16 13-14 11-12 10 9

Приложение 8

Опыт 11. Тест "Логичность умозаключений"

Анализ результатов проводится с помощью таблицы.

Количество ошибок Баллы

Уровень логичности

0 5 Высокий уровень логичности, быстро

"улавливает" ошибки в

своих и чужих рассуждениях 1 4 Хороший уровень логичности 2 -3 3 Средняя норма логичности,

Подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не "улавливаются" логические ошибки в чужих сложных рассуждениях 4 - 6 2 Низкая логичность, частые логические ошибки

Приложение 9

2.6. Внимание

Опыт 1. Тест для определения уровня внимания "Числовой квадрат"

14 5 31 7 37 40 34 23 1 20 19 16 32 13 33 2 6 8 25 9 12 26 36 28 39

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,

8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,

15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,

22, 23, 24, 25, 26, 27, 28,

29, 30, 31, 32, 33, 34, 35,

36, 37, 38, 39, 40.

Обработка и анализ результатов. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление - ошибка). Оценка проводится по 9-бальной шкале

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Количество правильных ответов 18 17 15-16 13-14 10-12 8-9 6-7 5 4

Приложение 10

Опыт 3. Исследование произвольного внимания с помощью методики "Расстановки чисел"

Стимульный материал методики "Расстановки чисел" и бланк для заполнения.

16 37 98 29 54 80 92 46 59 35 43 21 8 40 2 65 84 99 7 77 13 67 69 34 18

Приложение 11

Опыт 7. "Исследование концентрации внимания"

ФИО Решение задач первой второй третьей

1

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_324508046
132 Кб, 2 сентября 2014 в 22:26 - Россия, Ростов-на-Дону, ДГТУ (бывш. РИСХМ), 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении