Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 000204 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

Учебно-методические материалы по семинарским занятиям

"История психологии"

При подготовке к семинарским занятиям следует внимательно изучить вопросы плана и список литературы. Выделите наиболее заинтересовавшие Вас проблемы (2-3), посмотрите что из предложенной литературы наиболее к ним подходит. Для подготовки нужно выбрать 2-3 из предложенных публикаций. Изучите соответствующие разделы учебников по истории психологии. Сделайте необходимые выписки из литературы.

Тема 1. История психологии: предмет и задачи(2 часа)

Темы докладов:

1. Значение и место истории психологии в системе современной психологии. Предмет, объект и задачи истории психологии.

2. Функции истории психологии как научной отрасли. Принципы истории психологии.

3. Методы и источники истории психологии.

4. Периодизация истории психологических знаний.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика истории психологии.

2. Чем данные истории отличаются от научных данных? Приведите

примеры искажения исторических данных.

3. В чем ценность изучения истории психологии?

Задания для самостоятельной работы:

1. Постройте структурную схему раздела.

Литература:

1. Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

2. Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 1.

3. Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологиии конца XIX - начала ХХ веков. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

4. Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 1.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 1.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 1.

Тема 2. Психологические учения античности (4 часа)

Темы докладов:

1. Общая характеристика условий развития и особенностей психологических знаний в античности.

2. Психология как наука о душе. Первые философские школы античности (Фалес, Пифагор и др.).

3. Атомистская психология Демокрита.

4. Психологические идеи в философских школах античности (софисты, стоики, киники и др.).

5. Идеалистическая психология Платона. Учение о познании.

6. Психология Аристотеля. Понятие о душе. Учение о процессах познания, чувствах, аффектах и воле.

7. Основные достижения античных врачей в исследовании мозга, органы чувств и темперамента.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие взглядов на природу и функции души Гераклита, Де-

мокрита, Сократа, Платона, Аристотеля?

2. В чем разница взглядов Платона и Аристотеля по вопросам о приро-

де души, связи души и тела?

3. В чем состояли основные принципы обучения в греческих и римских

школах? 4. В чем разница в понимании этически правильного поведения между

эпикурейцами и стоиками?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы, в которых будут указаны следующие вопросы:

Предмет исследования, объект исследования, методы исследования, представители и их основные идеи, вывод (итог).

Литература:

1. Антология мировой философии. В 4т. М., 1971.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. с.3-20.

3. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. с. 5-25.

4. Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 1. Глава 1.

5. Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 2.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 3, 5.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 2.

8. Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

9. Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 1.

Тема 3. Проблемы психологии в средние века и эпоху Возрождения(2 часа)

Темы докладов:

1. Общая характеристика психологии в Средние века. Психологические проблемы познания в рамках схоластической философии.

2. Учения "Отцов церкви" и схоластов о душе. Развитие религиозного мышления в средневековой Европе.

3. Психология Ф. Аквинского и А.Аврелия, П.Абеляра и др.

4. Ф.Бэкон Как родоначальник эмпирической психологии.

5. Арабоязычные исследователи Ибн-Сина, Ибн-Рошд, Ибн-аль-Хайсам и их вклад в развитие естественнонаучной традиции в психологии.

6. Возрождение естественнонаучного направления, науки и искусства в эпоху Возрождения.

7. Развитие анатомии и медицины. Возврат к естественнонаучным идеям Аристотеля.

8. Взгляды Леонардо да Винчи на природу человека и его экспериментальные исследования.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключались особенности психологических идей в странах

Древнего Востока?

2. В чем отличие взглядов на природу и функции души Гераклита, Де-

мокрита, Сократа, Платона, Аристотеля?

3. В чем разница взглядов Платона и Аристотеля по вопросам о приро-

де души, связи души и тела?

4. В чем состояли основные принципы обучения в греческих и римских

школах?

5. В чем разница в понимании этически правильного поведения между

эпикурейцами и стоиками?

6. Какие основные проблемы детской психологии решались в периоды

Античности, Средневековья и эпохи Возрождения?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте таблицы по теме раздела.

2. Подготовьте презентацию по одной из тем.

Литература:

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1982.

2. Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 1. Глава 2

3. История философии / Под ред. М.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича. В 3 т. М., 1999. Философия эпохи Возрождения.

4. Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 3.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 5.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 3.

7. Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

8. Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 1.

Тема 4. Психологическая мысль Нового времени (2 часа).

Выделение сознания в качества критерия психики.

Темы докладов:

1. Начало парадигмы психологии как науки о сознании.

2. Психологические идеи в работах Рене Декарта.

3. Концепция человека в системе Декарта.

4. Учение о теле и идея рефлекса в объяснении поведения.

5. Решение психофизической проблемы Б. Спинозы. Проблема аффектов и человеческой свободы

Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличались взгляды Р.Декарта на проблему соотношения души и

тела от более ранних представлений по этому поводу?

2. Поясните положение Р.Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую".

3. Каким образом Р.Декарт объяснил функционирование и взаимодействие тела человека и его души?

4. Каково понятие обучения по Р.Декарту?

5. Каково решение проблемы соотношения души и тела Б.Спинозой?

Задания для самостоятельной работы:

1.Сделать краткий конспект по вопросам, выносимым на обсуждение.

2.Подготовить 5-10 вопросов по обсуждаемым проблемам, с целью проведения интеллектуальной гимнастики.

3.Подготовить презентацию по одной из предложенных тем.

Литература:

1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. СПб., 2000. Глава 3, 4.

2. Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 2.

3. Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993. Глава 3.

4. История философии / Под ред. М.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича. В 3 т. М., 1999. Книга 2. Великие философы XVII - первой половины XVIII вв.

5. Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 4.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 5.

7. Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 4.

8. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 5.

9. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 2.

10. Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

11. Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 1.

Тема 5. Психологические идеи эпохи Просвещения (2 часа)

Темы докладов:

1. Развитие понятия об ассоциации идей в трудах Дж. Беркли и Д. Юма. Законы ассоциации. Основание первой системы ассоциативной психологии Д. Гартли.

2. Развитие учения Дж. Локка о сознании в трудах Э. Кондильяка, Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Д. Дидро.

3. Психологическая мысль в России в XVIII веке

4. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII - первой половины XIX века

5. Материалистический подход к пониманию психики в философии Л. Фейербаха.

6. Зарождение идеи о культурно-исторических законах духовной жизни людей.

Вопросы для обсуждения:

1. Постановка проблемы общественной обусловленности сознания человека.

2. Зарождение материалистического направления в русской психологии.

3. Идеи Канта о невозможности психологии как науки.

4. Идеи Ф. Шеллинга о развитии природы и сознания.

5. Итоги развития психологии в XVIII веке.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сделать краткий конспект по вопросам, выносимым на обсуждение.

2. Подготовить 5-10 вопросов по обсуждаемым проблемам, с целью проведения интеллектуальной гимнастики

Литература:

1.Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. СПб., 2000. Глава 3, 4.

2.Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 2.

3.Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993. Глава 3.

4.История философии / Под ред. М.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича. В 3 т. М., 1999. Книга 2. Великие философы XVII - первой половины XVIII вв.

5.Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 4.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 5.

7.Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 4.

8.Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 5.

9.Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 2.

10.Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 2.

11.Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 2.

12.Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологиии конца XIX - начала ХХ веков. Москва: Флинта. 2011. Глава 2.

Тема 6. Зарождение психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии (2 часа)

Темы докладов:

1. Становление немецкой эмпирической психологии в XIX веке

2. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке

3. Развитие психологических знаний в России XIX века

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая концепция И. Гербарта и его идеи о применении математики к психологии. Учение о сознании.

2. Теория "местных знаков" Р. Лотце.

3. Классический ассоцианизм Т. Брауна и Дж. Милля.

4. Ментальная химия Дж. Ст. Милля.

5. Кризис ассоцианизма в психологической концепции А. Бэна.

6. Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера.

7. Социокультурные корни развития психологии в России.

8. Дискуссии о специфике психологического и естественнонаучного подходов к изучению психологических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

9. Развитие психологии в рамках философии и естествознания.

10. Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии.

11. Развитие психологических знаний в различных областях социальной практики - промышленности, военном деле, медицине и др.

12. Учение о языке и мышлении А.А. Потебни.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изложите изученный материал в схемах, таблицах или иллюстрациях.

2. Напишите реферат о развитии педагогической мысли в России и становление педагогической психологии.

Литература:

1.Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 2.

2.Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 4.

3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 5.

4.Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 4.

5.Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 5.

6.Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 2.

7.Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

8.Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 1.

9.Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологиии конца XIX - начала ХХ веков. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

Тема 7. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку(2 часа).

Темы докладов:

1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX веке (И. Мюллер, Г. Гельмгольц, У. Раш, Ч. Халл и др.) в исследовании человека.

2. Возникновение психофизики и психометрии (Вебер, Фехнер).

3.Эксперимент как основной метод исследования человека. Психофизика Г. Фехнера. Психометрия П. Дондерса. Их значение для становления экспериментальной психологии.

4. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии

5. Учение Ч. Дарвина.

6. Возникновение генетических направлений в психологии. Пути развития сравнительной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Исследования функций мозга и нервной системы.

2. Исследования в области зрения, слуха и осязания: факты и теории. Возникновение генетических направлений в психологии.

3. Пути развития сравнительной, детской и исторической психологии в конце XIX века.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте основные достижения физиологии нервной системы

и органов чувств в XIX в. (Теория специфических энергий органов чувств

И.Мюллера. Учение о рефлексе. Исследования в области зрения, слуха,

осязания. Успехи в исследовании мозга. Психофизиологическая проблема.)

Личное уравнение в астрономии. Объясните их значение для становления

психологии.

2. Дайте характеристику психофизики Г.Фехнера и психометрии Ф.Дондерса. Определите их значение для становления экспериментальной психологии.

3. Проанализируйте успехи в области биологии в XIX в., эволюционную теорию Ч.Дарвина. Определите их роль в возникновении и развитии

психологии.

4. Результаты работы по данному семинару отразите в виде таблицы или

структурно-логической схемы.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 4.

2. История философии / Под ред. М.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича. В 3 т. М.,1999. Книга 3.

3. Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 5-7.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 5.

5. Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 3.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 6.

7. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 2.

Тема 8. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие отраслей психологии (4 часа)

Темы докладов:

1. В. Вундт и становление экспериментальной психологии.

2. И.М. Сеченов и становление научной психологии в России.

3. Структурализм Э. Титченера.

4. Психология интенционального акта Ф. Брентано.

5. Функциональная психология У. Джемса. Американский функционализм..

6. Описательная психология В. Дильтея.

7. Естественнонаучное направление в отечественной психологии (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов).

Вопросы для обсуждения:

1. Метод интроспекции В.Вундта.

2. Апперцепция в научной системе В.Вундта.

3. "Ошибка стимула" в работах Э.Титчнера.

4. Вклад структурализма в развитии психологии.

5. Вклад функционализма в развитие психологии. Отличие функционализма от структурализма.

6. Отличие взглядов У.Джемса от В. Вундта.

7. Влияние исследований Д.Кеттелла и А.Бине на развитие методов тестирования.

8. Факторы, повлиявшие на развитие прикладной психологии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте таблицы по теме семинара.

2. Подготовьте реферат и презентацию по одному вопросу занятия.

Литература:

1. Бехтерев В.М. Объективная психология. М. 1991.

2. Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 5.

3. История философии / Под ред. М.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича. В 3 т. М.,1999. Книга 3.

4. Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 7.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 4.

6. Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 5-7.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 5.

8. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 3.

Тема 9. Зарубежная психология периода открытого кризиса (10-е - середина 30-х годов XX века. Основные школы психологии(4 часа)

Темы докладов:

1. Предпосылки развития кризиса в психологии. Варианты выхода из кризиса, образование различных научных школ в Европе и Соединённых Штатах Америки (функционализм, бихевиоризм, глубинная психология, гештальт-психология).

2. Французская социологическая школа (Леви-Стросс, Леви-Брюль и др.).

3. Бихевиоризм как новое направление в психологии.. Необихевиоризм и его представители (Скиннер, Бандура и др.). Отличие от идей классического бихевиоризма.

4. Место психоанализа в истории психологии.

5. Гештальт-психология(Макс Вертхеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер). Теория поля: Курт Левин.

6. Описательная психология (В. Дильтей. Э. Шпрангера).

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние зоопсихологии на бихевиоризм.

2. Влияние функциональной психологии на бихевиоризм.

3. Критика бихевиоризма Уотсона.

4. Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии.

5. Зарождение гештальт-психологии (предшествующие влияния, изменение "духа времени" в физике, фи-феномен) - Макс Вертхеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер.

6. Гештальт-принципы организации восприятия.

7. Гештальт-исследования проблем научения.

8. Вклад гештальтизма в развитие психологии.

9. Предшествующие влияния. З. Фрейд и развитие психоанализа.

10. Проблема бессознательного в психологии.

11. Критика психоанализа.

12. Вклад психоанализа в развитие психологии.

13. Неофрейдизм и его варианты.

14. Проблема общественно-исторической обусловленности человеческой психики во французской социологической школе.

15. Концепция двух типов мышления Л. Леви-Брюля.

16. Проблема социальной обусловленности психики в концепции П. Жане.

17. Проблема предмета и метода психологии по В. Дильтею.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте характеристику кризиса в зарубежной психологии, опираясь на работы П.Я. Гальперина и Л.С. Выготского.

2. Определите достоинства и недостатки основных школ в психологии.

3. Как Вы можете применять теоретические положения данного раздела в своей жизни и профессиональной деятельности? Приведите примеры.

4. Составьте таблицы по теме семинара.

Литература:

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М. 1995.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М. 2001. Глава 1-4.

3. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса//Собрание сочинений. - В 6 т. - М., 1982. - Т.1.

5. Гальперин П.Я. Введение в общую психологию.-М. 1976.

6. Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 5.

7. История зарубежной психологии30-е-60-е годы ХХ века. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М: Московского университета. 1986. с.38-293

8. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1999.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1993.

11. Хьелл, Зиглер. Теории личности. - СПб., 1997.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1989.

13. Фромм Э. Человек для себя. - М., 1994.

14. Шихирев Ш. Современная социальная психология. - М.. 2000.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

16. Юнг. К.Г. Психологические типы. - М., 1995.

17. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

18. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997.

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 4.

20. Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 5-7.

21. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 7.

22. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 3.

Тема 10. Современное состояние зарубежной психологии

(4 часа) Темы докладов:

1. Необихевиоризм.

2. Теория развития интеллекта (Ж.Пиаже).

3. Неофрейдизм. Пересмотр базовой категории мотивации.

4. Когнитивная психология. Факторы, повлиявшие на ее появление. Краткая история развития направления. Направления когнитивной психологии (теория "когнитивного диссонанса", "личностных конструктов" и т.д.).

5. Гуманистическая психология: причины её возникновения, основные идеи (А. Маслоу, К. Роджерс).

6. Экзистенциальная психология и логотерапия В. Франкла.

Вопросы для обсуждения:

1. Представление Э. Толмена о поведении.

2. Понятие о промежуточной переменной и когнитивной "карте".

3. Вклад к. Хала в развитие необихевиоризма.

4. Роль исследований Б. Скиннера в теории научения.

5. Ж. Пиаже о законах развития мышления и речи ребенка. Эгоцентричность мышления.

6. Стадии развития детской мысли.

7. Критика теории Ж.Пиаже Л. Выготским.

8. Влияние социокультурной среды и ценностей на личность (в рамках неофрейдизма).

9. Адлер о бессознательных комплексах.

10. К. Хорни о базальном чувстве тревоги.

11. Понятие невроза и невротической реакции в работах К.Хорни.

12. Вклад Д. Миллера и У. Найсера в психологическую науку.

13. Теория обнаружения сигнала.

14. Основные результаты исследований представителей когнитивной психологии.

15. Теория личностных конструктов Г. Келли.

16. Г. Олпорт основатель гуманистической психологии.

17. Олпорт о личности как открытой и саморазвивающейся системе.

18. Теория Р. Мэйя о человеческой психике.

19. Теория Маслоу. Маслоу о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

20. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите достоинства и недостатки направлений (необихевиоризм, неофрейдизма, гуманистической и когнитивной психологии) в психологии.

2. Как Вы можете применять теоретические положения данного раздела в своей жизни и профессиональной деятельности? Приведите примеры.

3. Составьте библиографический список работ, посвященных:

- теории развития интеллекта (Ж.Пиаже);

- теории Маслоу.

4. Составьте таблицы по теме семинара.

Литература:

1.Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 1.

2.Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 1.

3.Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М. 1995.

4.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М. 2001. Глава 1-4.

5.Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

6.Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел 5.

7.История зарубежной психологии30-е-60-е годы ХХ века. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М: Московского университета. 1986. с.38-293

8.Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1999.

9.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

10.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1993.

11.Хьелл, Зиглер. Теории личности. - СПб., 1997.

12.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1989.

13.Фромм Э. Человек для себя. - М., 1994.

14.Шихирев Ш. Современная социальная психология. - М.. 2000.

15.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

16.Юнг. К.Г. Психологические типы. - М., 1995.

17.Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

18.Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997.

19.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 4.

20.Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 5-7.

21.Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 7.

22.Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 3.

Тема 11. История отечественных психологических воззрений(4часа).

Темы докладов:

1. Разгром педологии и его последствия.

2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология М.Я. Басова и др.).

3. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

4. Становление деятельностного подхода.

5. Психология С.Л. Рубинштейна.

6. Учение о деятельности А.Н. Леонтьева.

7. Теория формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

8. Психология установки Д.Н. Узнадзе.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальные условия в России после революции 1917 года и их влияние на развитие психологии.

2. Идеологизация психологии.

3. Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьева.

4. Исследования Б.М. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.

5. Развитие психологии в годы Великой отечественной войны.

6. Теоретические дискуссии 50-х - 70-х годов.

7. Российская психология в новых социально-экономических условиях. Реконструкция историографии российской психологии.

8. Интеграция в мировое сообщество психологов.

9. Психология в условиях социальной востребованности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Как Вы можете применять теоретические положения данного раздела в своей жизни и профессиональной деятельности? Приведите примеры.

2. Составьте библиографический список работ, посвященных:

-учению деятельности А.Н.Леонтьева;

-культурно-исторической концепции В.В. Выготского.

3. Составьте таблицы по теме семинара.

Литература:

1. Батыршина А.Р История психологии. Москва: Флинта. 2011. Глава 5.

2. Гегеле А.Ф. История психологии. Москва:Приор-издат. 2010. Раздел 6.

3. Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологиии конца XIX - начала ХХ веков. Москва: Флинта. 2011.

4. История зарубежной психологии30-е-60-е годы ХХ века. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М: Московского университета. 1986. с.38-293

5. Ждан А.Н. История психологии. М, 2007. Раздел .

6. Марцинковская Г.Л. История психологии. М., 2006. Глава 12.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Часть 2, 3, 4.

8. Шульц С., Шульц Д. История современной психологии. - СПб, 2002. Глава 16.

9. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2007. Глава 8.

10. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. Раздел 3.

11. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.

12. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. - М., 1983.

13. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М., 1984.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 6. - М., 1982.

15. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.. 1976.

16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.

17. Зинченко В.П. Психологическая теория будущего ("воспоминания о будущем") //Мир психологии. 2001. № 1.

18. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Сто выдающихся психологов мира. - М., 1996.

19. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.

20. Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. Абульхановой. - М., 1997.

21. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.

22. Психологическая наука в России. - М.. 1997.

23. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. - СПб., 1993.

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_355355713
Рекомендуемые документы в приложении