Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 000205 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

Тема: Нервозы. Михаил Ефимович Литвак.

Сущность неврозов.

Неврозы - самое распространенное нервно-психическое заболевание, которое, несмотря на принципиальную обратимость, нередко принимает затяжное лечение, развиваются и даже при успешном лечении могут давать рецидивы (возобновление заболевания).

Одни исследователи рассматривают невроз как этап развития личности (К. Домбровски), другие - как наследственно-биологическое заболевание, где психотравма является пусковым механизмом (Е.Слатер, Д.Либерман). Но большинство считают невроз психогенным заболеванием (В.Мясищев, Г.Ушаков и др.).

Причиной невроза выступает, так называемый, невротический конфликт - нарушения значимых жизненных отношений человека, восходящих к детскому возрасту и активирующихся в психотравмирующей ситуации.

Каким же образом происходит развитие невроза?

Во-первых, В детские годы у будущего больного неврозом формируется такая структура личности, при которой затруднены контакты в социальной среде, что приводит к фоновому эмоциональному напряжению.

Во-вторых, возникает перегрузка соматической сферы, а так же адаптивных механизмов. Поведение определяется не столько реальной ситуацией, сколько системой психологической защиты.

В-третьих, появляются невротические реакции, которые в некоторых ситуациях становятся выраженными и аномальными.

При детальном анализе, как выразился С.Б.Семичов, оказывается, что даже те неврозы, которые на первый взгляд представляются острыми, имеют длительную стадию предболезни.

Таким образом, личностные компоненты, психологическая, соматовегетативная симптоматика и нарушение адаптации, взаимно влияя друг на друга, формируют сложную картину невроза.

Очень важное место в психотерапии занимает теория Эрика Бёрна. Бёрн дает определение личностного комплекса, под которым понимает отношение к себе или "Я", близким или "Вы" и людям вообще или "Они". От этих позиций зависит стиль жизни и жизненный план, который Бёрн называет "сценарием".

В зависимости от того, где имеются минусы в личностном комплексе, возникают те или иные поведенческие стереотипы в конфликтных и кризисных ситуациях.

Личность, находящаяся в "сценарии" теряет возможность спонтанного развития, а жизненный путь её определяется не требованием действительности, а этим "сценарием".

Однако же Литвак добавляет к личностному комплексу позицию "Труд" или отношение индивида к труду.

Немного об адаптации. Невроз - это болезнь нарушения адаптации. Есть психологическая и биологическая адаптации. Психологическая адаптация расширяет пределы, в которых организм может действовать, а главная её функция - способность трансформировать новые обстоятельства, когда прежние формы поведения не соответствуют им. Биологическая адаптация дополняет её и усиливает.

Личность и судьба. Стабильные личностные комплексы.

У больных данной группы в процессе неправильного воспитания в личностном комплексе в одной или в двух позициях появляются минусы.

Формируется стабильный личностный комплекс, который оказывает большое влияние на стиль жизни, межличностные отношения, что основные жизненные коллизии повторяются, как бы ни менялись при этом обстоятельства.

Итак, первый стабильный личностный комплекс, получивший название "творческого снобизма" при Я+, Вы+, Они -, Труд+.

Больные с данным комплексом имели узкий круг близких людей, с которыми у них были глубокие эмоциональные связи, и достаточно интенсивные контакты, в которые входили родственники, единомышленники. Отсутствие широкого круга общения компенсировалось глубиной эмоциональных связей и широтой духовных интересов. Больные были увлечены и преданы своей работе. Большинство больных получили воспитание в стиле "преследователя" с ведущей идеей повышенной моральной ответственности. Проблема общения становилась острой при смене окружения. Общение сопровождается с внутренним эмоциональным напряжением. Компенсаторным моментом была деятельность.

Приведем пример в ситуации:

В школьные годы больные занимались достаточно усердно, имели успехи в учебе, избирательно общались с одноклассниками. И чем выше был интеллектуальный уровень, тем больше отличались его интересы от интересов друзей, и тем больше усиливалась его изоляция от сверстников.

Больные этого комплекса, боясь всего нового, страшились потерять существующие контакты, из-за чего попадали в зависимость от них же, невольно разрешая себя эксплуатировать.

Признаки невротизма возникали в довольно-таки зрелом возрасте, имея длинную стадию предболезни. На фоне эмоционального напряжения возникали простуды, легкие недомогания и др. Сомавегетативные признаки уже тогда маскировали имевшуюся психопатологическую симптоматику.

Все это нарушает возможность психологической адаптации, возникают защитные формы поведения, выражающиеся в компенсаторном уходе в трудовую деятельность.

Следующий комплекс "творческого высокомерия" при Я+, Вы-, Они+, Труд+

Характерной психологической особенностью больных с данным личностным комплексом является то, что у них отмечается негативное отношение к лицам своего ближнего окружения. Отличаются неуважительностью, конфликтностью. На новые контакты идут охотно, однако предпочитают отношения делового характера. При сближении с кем-нибудь начинается проявляться минус в позиции Вы, что усугубляет отношения и возникает конфликт. Компенсаторным защитным механизмом выступает активная творческая деятельность, где они достигают успехов. Или же это может быть различные формы агрессивного поведения.

К ним многие тянутся, уважают, однако сама личность данного комплекса выступает инициатором разрыва. Они используют сарказм и насмешки с близкими людьми, чем раздражают остальных. Однако же, никогда не осознают этого и в разрыве отношений винят не себя, а тех, кто от них ушел, здесь выступает рационализация и проекция в защитных механизмах.

Чаще всего воспитывались в стиле "преследователя". Явления невротизма чаще возникали в раннем детстве. Основными формами невротических реакций являлись истерические реакции. На этом фоне становление ведущего синдрома протекало очень остро.

Комплекс "чистого высокомерия" при Я+, Вы-, Они+, Труд-

Эти больные по характеру межличностных отношений напоминают больных предыдущей группы, однако труд ими воспринимается лишь как источник материальных благ. Отличием этого типа от двух предыдущих являлась определенная асоциальность (если не в поступках, то в намерениях). Ведут себя вызывающе и снисходительно, могут быть замкнуты или откровенны (из крайности в крайность), претенциозны.

Компенсаторным механизмом являлась склонность к накопительству, сомнительный в моральном плане образ жизни, иногда гиперсексуальность. А так же агрессивное поведение и асоциальность. Отсутствие стойких и глубоких контактов и удовлетворение от своей деятельности обусловило возникновение фонового эмоционального напряжения.

Больные воспитывались чаще в стиле "избавителя" (вроде кумира семьи). Можно составить картину:

Учеба с детства не приносила интереса, интересы пытались найти за пределами школы и семьи. Уход от друзей в школе создавал минус в позиции Они. Находясь в плохих отношениях с родными, считали это нормой.

Явления невротизма возникали довольно-таки рано. Могут проявляться в виде истерических реакций, а могут в виде астенических. Минус в позиции Вы и Труд связаны с фоновым эмоциональным напряжением.

Комплекс "гадкого утенка" при Я-, Вы+, Они+, Труд+

Больные данного комплекса не уважаемы или презираемы в своей микросреде. В межличностных контактах ведут себя робко, неуверенно. Всегда благодарны за знаки внимания со стороны окружающих, стремились к бесконфликтным отношениям, уступчивы. Больных не покидало чувство пессимизма, подавленности, которые сочетались с надеждами на будущее. Отличаются гиперсоциальностью и трудолюбием. Люди этого комплекса очень чутко ощущают настроения других людей, отличаются чувствительностью.

Компенсаторным механизмом являлась предметная деятельность, в которой больные находили удовлетворение и уход от реальных проблем.

Воспитывались чаще в стиле "преследователя".

Признаки невротизма возникали очень рано. Проявлялся подавленностью, тревожностью, неуверенностью. Отмечались так же астенические реакции с депрессивной окраской. Реакция больного на соматические заболевания усиливала чувство ущербности.

Минус в позиции Я приводил к появлению постоянного эмоционального напряжения, мешает налаживанию полноценных отношений, в результате чего больные становятся гонимыми.

В защитных механизмах выступает мечтательность, фантазирование, уход от реальности.

Коротко о лечении.

Лечение можно считать завершенным, если редуцировалась психопатологическая симптоматика, восстановились адаптационные резервы, нормализовалось соматовегетативная составляющая, а личностный комплекс можно определить как комплекс "демократической общности" (При всех плюсах во всех позициях или комплекс психического здоровья).

Его обладатель верно оценивает свои качества, как положительные, так и отрицательные, продуктивно общается с близкими, охотно расширяет круг общения, а процесс деятельности является для него радостью.

Принцип моделирования эмоций применяется для того, чтобы сформировать у больного аффективные состояния интереса и радости, воздействуя на его чувства. Удивление необходимо для снятия фоновой патологической эмоциональности, ибо оно обладает свойством как бы стирать предыдущие впечатления. Удивление, вызывая ориентировочный рефлекс, в одних случаях приводит к интересу, в других к недоумению, негодованию или даже гневу, которые в адаптационном плане более целесообразны, чем тревога страх и тоска, входящие в спектр эмоциональной патологии при неврозах. Эмоция гнева легко снимается техникой амортизации и переводится в эмоцию интереса.

Поддержание интереса способствует познавательной деятельности и стимуляции НС.

Необходимо также организовывать деятельность больного так, чтобы у него были реальные достижения, повышающие его самооценку и приносящие радость, которая имеет наибольшую адаптивную ценность в плане протекания восстановительных процессов.

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_382985320
Рекомендуемые документы в приложении