Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 000207 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

2. Человек в системе современного человекознания.

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.

Б. Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека. По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность развития науки характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов изучения человека.

Несколько позднее к аналогичным выводам приходит и Б. Ф. Ломов, подчеркивавший, что общей тенденцией развития научного знания стало возрастание роли проблемы человека и его развития.

Таким образом, пропасть между гуманитарной и естественнонаучной цивилизациями, о которой в свое время говорил знаменитый английский ученый и писатель Чарльз Питер Сноу, может быть преодолена в рамках новой постиндустриальной парадигмы, переживающей сейчас фазу становления. Краеугольным камнем этой парадигмы, по мнению Ю. В. Яковца, является "примат человека, его сознания в системе источников саморазвития общества". Иными словами, в гуманистическом постиндустриальном обществе на передний план выступает проблема человека, а вслед за нею и науки, его изучающие.

Переориентация общенаучной парадигмы с целей технического или технотронного развития общества на цели культурного (антропогенного) развития не отрицает значимости научно-технических достижений в жизни самого общества. Речь при этом идет об изменении места человека в процессе развития. Из средства (инструмента) развития он превращается в саму цель его, что придает самому человеку не декларативную, но сущностную ценность. Техника, наука, по словам Н. Н. Моисеева, "окажутся всего лишь материальной базой для решения гуманитарных проблем, проблем будущности человека". Итак, в центре постинсдустриальной парадигмы оказывается человек и идеалы его развития - психического, нравственного, духовного.

Однако сам человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека, о которой говорил Б. Г. Ананьев, - это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. В системе этих связей человек изучается и как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном изменчивости, и как субъект и объект исторического развития - личность, и как основная производительная сила общества - субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу.

3. Специфика личности как объекта познания.

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека - от телесного до духовного.

Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде в каком оно воспринимается другими людьми.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

В настоящее время имеется множество определений понятия "личность". Они, как правило, основаны на различных методологических основаниях, которых придерживаются те или иные авторы. Но дать однозначное всеобъемлющее определение понятия личности не представляется возможным. Олпорт, проводя литературный обзор, выделил около пятидесяти определений понятия "личность". Каждое из этих определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и заслуживают того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия "личность".

Для систематизации этих определений Холл К., Линдсей выделяют ряд категорий или системообразующих критериев, по которым определения понятия "личность" могут быть распределены:

Биосоциальные определения - соотносят личность с "социальной стимульной ценностью" индивида. С данных позиций личность содержится только в "реагирующем другом". Индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих.

Биофизические определения - соотносят личность с характеристиками или качествами субъекта. Личность связывается со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению.

Определения-омнибус - представляют личность через перечисление. Личность обозначается через перечисление важнейших качеств индивида.

Интегрирующие определения - личность выступает как организация в отношении различных отдельных реакций индивида. Эта организация является следствием активности личности. личность - это то, что упорядочивает и согласует разные виды индивидуального поведения.

Определения, отождествляющие личность с уникальными, индивидуальными аспектами поведения.

В тоже время нужно отметить, что никакое сущностное определение личности ни на каком уровне общности не применимо. Определения личности, дающиеся различными авторами, зависят от их индивидуальных теоретических предпочтений. В большинстве случаев личность определяется на основе частных эмпирических представлений, выступающих как часть используемой наблюдателем теории личности. существует примерно столько определений личности, сколько исследователей работает над этой проблематикой.

Однако, в каждом определении можно выделить общие тенденции, которые затрагивает или включает понятие "личность" (Ферхнем А., Хейвен П.):

- каждый человек уникален, однако существуют различные базовые характеристики или специфические категории, которые можно использовать при описании всех людей;

- характеристиками личности являются поведенческие черты, в том смысле, что они коррелируют с мотивами, и влияют на социальное поведение;

- характеристики личности относительно устойчивы во времени и стабильно и согласованно проявляются в различных социальных ситуациях;

- чтобы понять личность человека её можно и нужно анализировать, выделив специфические и фундаментальные части, элементы и структурные составляющие, а так же рассматривая как организованную целостную систему.

- несмотря на сложность и многогранность понятия личности в трудах отечественных психологов делается попытка дать общее научное определение понятия "личность". Р.С.Немов определяет личность следующим образом: "Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми. Определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих".

4. Проблема комплексной характеристики личности в психологии.

Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым.

Анализируя особенности современного научного знания о человеке, Ананьев отметил, что проблема человека становится обшей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта. Выраженность социально-психологической составляющей повышается от исследования человека как индивида к исследованию его как субъекта. Так, уже при изучении человеческого индивида отмечается определенная зависимость индивидуально-типических свойств от условий внешней среды (природной и социальной).

Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется"статус личности", т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности". Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, по мнению Ананьева, обусловило то, что историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.

6. Критерии оценки теории личности.

Критерии оценки теории личности

(из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение")

Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оценивать относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория лучше другой? Для систематизированной оценки теорий личности используются шесть основных критериев. В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно в том случае, если удовлетворяет каждому из перечисленных ниже критериев. В заключительной главе мы предпримем сравнительный анализ всех обсуждавшихся в книге теорий в соответствии с данными критериями.

Верифицируемость

По данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее положения открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом. При таком изложении теории ее эмпирические заключения легко обосновываются логически и проверяются в формальном исследовании.

Эвристическая ценность

Для психолога эмпирической ориентации вопрос о том, в какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования, имеет первостепенное значение. Теории личности чрезвычайно сильно различаются по своей способности удовлетворять этому требованию. Некоторые из наиболее спорных теоретических определений личности, такие, например, как гуманистическая теория Эриха Фромма и теория личностных конструктов Джорджа Келли, дают минимальный импульс для дальнейшей исследовательской деятельности внутри самой психологии. Подобное положение дел обычно является результатом того, что теоретик не сумел дать рабочее определение своим концепциям, то есть не установил, с помощью каких операций они могут быть измерены или с какими наблюдаемыми характеристиками поведения они соотносятся. Конечно, компетентные последователи выдающегося теоретика могут повысить эвристическую ценность теории путем перевода базисных концепций в такую форму, которая даст толчок исследовательской активности.

Внутренняя согласованность

В этом критерии заключено следующее условие: теория должна быть свободна от внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Заслуживающая внимания теория также должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом. В целом, теории личности вполне удовлетворяют этому стандарту, и в тех случаях, когда обнаруживаются противоречащие друг другу предсказания, их истоки обычно можно проследить в недопонимании исследователем исходных положений теории. Имея ряд гипотез о природе человека, вполне возможно вывести теорию личности, концепции и положения которой логично согласуются между собой.

Экономность

Теорию также можно оценивать с позиции количества концепций, требуемых для описания и объяснения событий в пределах сферы охвата данной теории. Согласно принципу экономности, более простые и более четкие объяснения предпочтительнее более сложных. Иначе говоря, чем меньшее количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. И наоборот, при прочих равных условиях, теория, содержащая избыточное количество концепций и предположений, рассматривается, в целом, как неудачная.

Широта охвата

Этот критерий относится к широте и разнообразию феноменов, охваченных теорией. Чем более многосторонней является теория, тем на большую сферу поведенческих проявлений она распространяется. Таким образом, всесторонняя теория предпочтительнее узкой и ограниченной. Еще одно достоинство всесторонней теории состоит в том, что она может быть использована как логический каркас для объединения и включения в себя новых, разрозненных фактов, установленных в наблюдении или эксперименте. В то время как некоторые персонологи создают широкомасштабные теории, другие уступают им в этом отношении. Опора на определенный ряд положений о природе человека помогает обеспечить внутреннюю согласованность, но в то же время приводит к сужению сферы научного интереса теоретика до ограниченного диапазона поведенческих реакций. Персонологи, чьи теории представлены в этой книге, при объяснении поведения человека придают наибольшее значение биологическим, генетическим, эмоциональным, когнитивным, социальным или культурным факторам. Каждый из этих подходов к личности неизбежно ведет к ограничению теории по критерию широты охвата. В то же время следует признать, что ни одна из существующих теорий не может объяснить всех аспектов человеческого функционирования. Таким образом, в каждом случае следует решать, являются ли феномены, получившие объяснение в одной теории, такими же важными и играют ли они такую же существенную роль в понимании человеческого поведения как феномены, на которые акцентирована другая теория. К сожалению, не существует лакмусовой бумаги, позволяющей установить относительную значимость каждой теории, поскольку зачастую не ясно, насколько основополагающим на самом деле является данный феномен для понимания поведения. Сегодняшние исследования по внешне простым проблемам могут породить новые смелые догадки в будущем. Соответственно, мы должны с известной осторожностью судить о достоинствах теории личности, если в качестве критерия оценки используется только одна широта охвата.

Функциональная значимость

Последний из критериев определения хорошей теории состоит в ее способности помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы. Вполне естественно, что фактически всех нас привлекает возможность узнать как можно больше о себе и об окружающих нас людях. Действительно, основная ценность теории личности для непрофессионала заключается в ее способности пролить свет на него самого и на его межличностные отношения. Знание внутренних и внешних закономерностей, полученное нами от исследователей личности, может существенно обогатить наше понимание и оценку нюансов человеческих поступков. Мы надеемся, что читатели найдут в каждом теоретическом направлении, представленном в книге, что-то действительно важное для себя.

8. Система методов психологии применительно к анализу личности и ее поведения.

2.3.4.1. Метод наблюдения

Наблюдение - основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению:

• сохранение естественности;

• целенаправленность;

• фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение - это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны:

• поведение в естественных ситуациях,

• проведение в повседневном окружении.

Недостатки:

• непредсказуемость событий,

• наложение проблем наблюдателя (личный фактор),

• малая выборка,

• непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

2.3.4.2. Метод опроса (интервью)

Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода интервью:

• Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.

• Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.

• Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

2.3.4.3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)

Термин "самоотчет" в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, "да", "нет", "не знаю"). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно (табл. 25).

Таблица 25

Тестовые методы исследования личности

Сильные и слабые стороны тестовых методов:

• Сильные стороны:

• тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;

• получаемая информация объективна;

• с тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку;

• тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

• Недостатки:

• не защищены от преднамеренного обмана;

• не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.

2.3.4.4. Метод эксперимента

В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.

Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):

• принцип осведомленного согласия,

• принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,

• конфиденциальности.

Оценка метода эксперимента:

• Преимущества:

• Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

• Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.

• Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

• Недостатки:

• Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.

• Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.

• На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

Таблица 26

Экспериментальные методы исследования

2.3.4.5. Метод изучения клинических случаев

Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет. При описании прошлого клиента (описании клинического случая) используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека. Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изучения здесь является конкретный человек.

Оценка метода изучения клинических случаев:

1. Преимущества:

• Показывает сложность и уникальность индивида.

• Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

2. Недостатки:

• Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.

• Рассматриваемые случаи слишком частные.

• Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

• Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

2.3.4.6. Проективные методы

Термин "проективный метод" предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям "проецировать" на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее "внутренние" аспекты.

Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

• Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

• Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

• Недостаточно стандартизированы.

• Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

• Имеют низкую надежность и валидность.

• Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

2.3.4.7. Корреляционный метод

Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы. Например, можно ли на основании успеваемости в колледже предсказать профессиональный успех в дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистический показатель обозначает направление и силу связи между переменными. Коэффициент корреляции может варьировать от -1,00 (полностью отрицательная зависимость) до +1,00 (полностью положительная зависимость). Как исследовательская стратегия корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого поведения в естественных условиях. Кроме того, с его помощью можно изучать переменные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим соображениям. Однако корреляционный метод не дает убедительных доказательств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны, то есть, имеют высокий коэффициент корреляции. Корреляция не предполагает установления причинных связей.

Преимущества и недостатки корреляционного метода:

1. Преимущества:

• Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.

• Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.

• Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.

2. Недостатки:

• Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.

• Возможны недоразумения, вызванные действием "третьей переменной".

• Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.

• При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

9. Соотношение социотипического и индивидуального в поведении личности.

Социотипическое поведение личности и его проявления

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образы поведения и познания, надсознательные и надиндивидуальные явления.

Надсознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не означается субъектом и не контролируется им. Эти образцы, например, этнические стереотипы, усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация (подстановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, т.е. социотипические неосознаваемые особенности поведения, в проявлении которых субъект и группа выступают как одно неразрывное целое.

Социальные этнические стереотипы подобны двуликому Янусу:

- они могут выступать как индивидуальные нерефлексируемые способы решения проблемы данным социумом, данной социальной группой, которые отражают индивидуальность данной социальной общности, ее отличность, если на нее взглянуть из другой точки социального пространства, из другой культуры;

- эти же стереотипы выступают для личности в данной группе как ее функционально-ролевые качества, как социотипическая характеристика личности [10, с.7-21].

При всем этом необходимо исходить из тех реальных задач, которые ставятся общественной практикой. К таким задачам относятся: оптимизация совместной деятельности и психологического климата многонациональных коллективов в армии, вузе, на предприятии; обучение с учетом специфически традиционного типа мышления и форм деятельности данной культуры в школе; сочетание интернациональных и национальных традиций в образе мира и образе жизни групп при планировании; учет социотипических и этнотипических особенностей поведения личности при распределении трудовых ресурсов.

Этнопсихологические характеристики личности (или группы) проявляются в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью (или группой) проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы как средства регуляции социального поведения личности еще находятся в процессе своего формирования.

Функция социотипического поведения в социогенезе: социотипическое поведение личности, выражающее типовыепрограммы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем, усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых, стандартных для данной общности ситуациях.

10. Понятие социогенеза и его характеристика.

социогенез

(от лат. so(cietas) - общество и греч. genos - происхождение) -происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностямисоциализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея С. заключаетсяв том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи,взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: "ФЕНИКС". Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Изучение социогенеза в русле психоанализа и во французской социологической школе не позволило вскрыть его реальные механизмы, ибо они описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида либо сводились к духовному общению между людьми.

С иных методологических позиций проводилось изучение социогенеза в отечественной психологии, где социогенез трактуется как процесс, обусловленный деятельностью трудовой в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к социогенезу (палеопсихология Б. Ф. Поршнева), закономерности социогенеза высших функций психических в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях.

11. Биологические основания личности.

Биологические основы личности. Индивидуально-типологические особенности - врожденные, биологические черты, качества, с которыми человек родился. Психологическая школа российского психолога К.К. Платонова выделила три основных биологических основы личности: 1. Ведущий тип восприятия 2. Право/левополушарное развитие 3. Тип темперамента Что такое восприятие? • Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений окружающей нас действительности, при непосредственном воздействии на органы чувств Классификации восприятия: • В психологии выделяется два вида классификации восприятия: 1. По ведущему анализатору - т.е. зрительное, слуховое и т.д. 2. По объекту, который отражается в восприятии: восприятие величины и формы, восприятие удаленности и объемности предмета, восприятие времени, движения, пространства. Основные типы восприятия: • В основе выделения типов восприятия лежит первая классификация • Тип восприятия -----------------Анализатор • (орган чувств) Зрение -------------------------------------Глаза Слух ---------------------------------------Уши Осязание---------------------------------- Кожа Обоняние---------------------------------- Нос Вкус ----------------------------------------Язык Из всех перечисленных типов восприятия, ведущими могут стать только три - зрение, слух или осязание. Это будет означать, что данный тип восприятия быстрее и чаще реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Это заложено в каждом из нас от рождения и является индивидуально-типологическим свойством нашей личности. Это связано так же с тем, что потеря одного из этих типов восприятия сделает человека инвалидом, его жизнедеятельность окажется неполноценной. Тогда как нарушение вкуса или обоняния не приводит к таким глобальным последствиям • Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это ? • • • • • Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна. Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать • Школьный возраст • Активный словарь. Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите...). Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный...). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий...). • Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиквов - вниз. • Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. • Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая. Примеры различий в поведении. • • • Право/левополушарное развитие человека Одной из биологических основ, выделенной школой К.К. Платонова, считается право/левополушарное развитие. . Интересным является тот факт, что человек рождается с гармоничным единством развития полушарий. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. • Правое полушарие Хорошая память на лица Лучше воспринимают наглядную информацию (демонстрируемую) Охотно делятся своими переживаниями Любят делать то, что раньше делать не приходилось Любят делать много дел одновременно Предпочитают тесты, где сами придумывают ответы Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом Остроумны, большие шутники Действуют наугад, опаздывают, не любят ограничений, детализации, планов Хорошо переносят суматоху, неорганизованны и беспорядочны Невнимательны, "витают в облаках", мечтательны, восторженны Рисковые, с авантюрной жилкой, не боятся неудач Не любят предписаний Отвечают наугад и интуитивно в проблемных ситуациях, для осуществления замысла используют все, что попадет под руку Предпочитают систему организации по типу "феерии" Любят рисовать - Левое полушарие Хорошая память на имена Лучше воспринимают устно и письменно изложенную информацию (указание) Держат свои чувства и мысли при себе Продумывают несколько возможных путей, прежде чем предпринять новое дело Предпочитают делать одно дело Любят тесты, в которых надо выбрать из двух (да/нет) или нескольких альтернатив Ждут, когда человек сам сообщит о своем состоянии Серьезны, не остроумны Любят памятки, программы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения Ценят аккуратность в себе и в других Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии Не склонны к риску, осторожны, не любят ошибаться и любят определенность Следуют предписаниям До принятия решения задают много вопросов, в проблемных ситуациях бывают упрямы и излишне предусмотрительны Любят читать, для них книги всегда лучше, чем фильмы Левополушарное развитие • - Логический тип мышления; - Оптимист; - Считает, что большую часть проблем может решить самостоятельно; - Легко вступает в контакт с людьми. Современное понимание темпераментов • Сейчас понятие темперамент напрямую связывают со строением нашей нервной системы. Темперамент - это лишь одно измерение характера. Это стиль, почерк психических процессов, но не их содержание. А характер - это именно внутренние свойства человека, направленность этих свойств. Что входит в понятие характер, кроме темперамента ? 1. Отношение к другим людям, "общенческие" черты человека (доброта/злость, эгоистичность/альтруизм и т.д.); 2. Отношение к себе: самооценка, личные запросы и притязания, отношение к своей внешности, душевному облику, поведению; 3. Волевые черты - хребет характера: твердость, последовательность, упорство или их антиподы; 4. Черты умственного склада (принципиальность/непринципиальность и т.д.); 5. Черты чувств - и нравственно-психологических (долг, совесть), и эстетических (юмор, вкус); сила этих чувств, их глубина или поверхностность, стойкость или неустойчивость, простота или сложность. Итак, характер - это психологическое измерение личности, строй человеческих чувств, воли, ума, уклад нравственно--эмоционального отношения к себе, к другим, к жизни. Экстравертированность/интровертиро ванность". • Сама теория экстравертированности/интровертированности человека принадлежит швейцарскому психологу Карлу Юнгу, который представил ее на суд психологической общественности в двадцатые годы нашего столетия. Экстраверт (от латинского "экстра" - наружу, вне и "верто" - поворачиваю, обращаю) - это человек, у которого ощущения, интересы, чувства сфокусированы вовне, на других людях гораздо больше, чем на себе. Он сосредоточен на внешнем мире, а не на внутренних ощущениях. Интроверт (от латинского "интро" - внутрь) - это человек, у которого ощущения, чувства, интересы сфокусированы на себе. Такой человек в большей степени настроен на свои внутренние переживания, чем на события внешнего мира. Современные психологические исследования ввели в обиход третий вид людей - сплав экстраверта и интроверта, человек, направленный и вовне, и внутрь, сфокусирован одновременно и на себе, и на других. Его можно назвать Биверт (от латинского "би" - два). Основные черты экстраверта • Общителен, легко, но не глубоко сходится с людьми; Быстро приспосабливается к новым условиям, но не очень вдается в их суть; Энергичен, живо ведет себя, интересуется всеми вокруг, но больше внешними слоями всех событий; Главная часть его переживаний вызвана не своей душевной жизнью, а другими людьми, событиями. Чрезмерная, легкомысленная увлеченность, по мнению Юнга, доходит в сознание экстраверта до самоумаления, ущемляет глубинные личностные потребности. И поэтому подсознанием экстраверта руководит противоположный принцип сверхвнимание к себе! Основные черты интроверта • Малообщителен, а то и совсем не общителен; Медленно и плохо приспосабливается к условиям, к окружению, но зато может менять их, приспосабливать к себе; Основные переживания рождены внутренней жизнью, а не событиями внешнего мира. Биверты • Биверты видимо, соединяют эти черты, но приглушенно, сглаженно. Они общительны, но не так как экстраверты. Они энергичны в поступках, умеют как приспосабливаться к условиям, так и менять их, но то и другое делают менее успешно, шероховато. Такое мироощущение можно назвать гармоничным, уравновешанным подходом к жизни. Экстраверты и интроверты • У экстравертов возбуждение слабее, чем торможение, поэтому им все время нужны новые впечатления. У них слабее чувствительность нервов, им нужна все новая и новая эмоциональная пища. Именно по этой причине можно утверждать, что экстраверты - "энергетические вампиры". Когда же система чувствительна, избыток впечатлений вредит ей, и она может выйти из строя. У интроверта возбуждение сильнее торможения. Он принимает многочисленные сигналы от себя и извне, которых экстраверт просто не замечает, не ощущает. Чувствительность у интровертов повышенная, это как бы добавочный диапазон микроволн, которых нет у экстраверта. Этот-то диапазон и заполняет психику, погружает человека внутрь, в себя. Психологи назвали этот феномен "биологической сосредоточенностью на себе" (не "вампир", но и не "донор"). "Теория темпераментов И.П. Павлова". • Павлов пришел к выводу, что разница в темпераментах зависит от разницы в протекании главных нервных процессов - нервного возбуждения и торможения • Сангвиник - выносливый (сильный), уравновешанный и подвижный тип нервной системы. Поэтому он энергичен, бодр, легко приспосабливается к обстановке, людям, не боится жизненных трудностей. Флегматик - выносливая (сильная) и уравновешанная нервная система, но процессы возбуждения и торможения замедленны. Такой человек спокоен, основателен, нетороплив. Приспосабливается к обстановке и людям труднее и медленнее, а поэтому не любит менять условия жизни, склонен к постоянству привычек и интересов. Из-за стойкости нервов, он хорошо сопротивляется кризисам и любым трудным условиям. Холерик - нервная система неуравновешенна: возбуждение бурное и подвижное, а торможение ослаблено. Т.е. сильный в возбуждении и маловыносливый в торможении. Такой человек энергичен, деятелен, энергия из него "бьет ключом". Он быстр на решения, действия, ориентировку. Может быть находчивым и изобретательным. В тоже время холерик вспыльчив, несдержан, ему часто не хватает самообладания. Труднее всего таким людям приспосабливаться к обстановке, к людям (а точнее, к их недостаткам). Это свойство рождает в нем раздражение, которое отравляет жизнь ему и его окружению. Меланхолик - очень чувствительная и маловыносливая нервная система Силы возбуждения и торможения ослаблены, подвижность понижена. Такой человек труднее всех приспосабливается к условиям и переносит недостатки близких людей. Но его повышенная чувствительность делает его добрее, мягче, мирным и преданным человеком. По последним данным, в мире сейчас наблюдается следующее деление • Статистика к теме. Холериков - 35% Сангвиников - 30% Меланхоликов - 21% Флегматиков - 14%. Но это деление условно, т.к. людей чистых темпераментов не так уж много, гораздо больше таких, в которых их черты перемешаны. Т.е. указанное деление возможно по ведущему типу темперамента. 12. Относительность и многоаспектность понятия возраста. Понятие "возраст" - многоаспектное, выступает в нескольких формах - как хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Л. С. Выготский дает такое определение психологического возраста: "Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, ее внешнее и внутреннюю жизнь, весь ход его развития в данный период ". • Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени. • Психологический возраст психологи определяют как субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом. Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний. • Биологический (состояние организма). Биологический возраст - степень изношенности организма. Бывает, что он сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от образа жизни. • Социальный возраст - это уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т. д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста. 15. Уровни межличностных отношений в совместной деятельности. Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в следующие две большие группы: 1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. 2. Дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям. Межличностные отношения в группах и коллективах могут быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловым и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. Неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, личные отношения складываются между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Отношения руководства и подчинения предполагают подчинение интересов одних интересам других в силу различных ситуаций и условностей. Межличностные отношения зависят не только от включенных в них людей, но также и от социальной ситуации, в которой эти отношения формируются и развиваются. 16. Понятие жизненного пути личности. Психология жизненного пути Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн). Жизненный путь - это история индивидуального развития, жизнь человека как личности. Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления. В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности "во времени" в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат. Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста. Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению - всесторонней реализации "самого себя". Самоосуществление - итог жизненного пути, когда "ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию" (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию. Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) - 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) - 80 (85) лет). Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья. На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп - бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни. Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим "измерениям" жизни (всего их было найдено 97) - в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности - самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни: • Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути. • Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды - эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел. • Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи. • В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период - "трудный" возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. • В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были. • Проблемы жизненного пути в отечественной психологии • В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история - основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии. • Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие "события". События - основная "единица" всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера. • События жизни - это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу - события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека. • События среды - это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом. • События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее. • Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. "Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай". • Вторая группа событий - события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел "сказать" им. • События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей. • Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты - события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к "обретению себя" и т.д. Событием внутренней жизни могут стать "походы в лес" или "размышления на кочке" (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть - не в последнюю очередь определяется такими событиями. • Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор - это поступок. Жизненный выбор - поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор - это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет "увидеть", ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей. • Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора. • Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации - множество) - все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: "Личность - это ее выборы". 17. Социогенетические истоки развития личности. В традиционных культурах преобладает социотипическое адаптивное поведение, объяснение которого укладывается в устоявшуюся в человекознании модель рационального разумного действия, т.е. действия, полезную цель которого можно предсказать с высокой вероятностью. В исследовании О.Ю.Артемовой в разных видах зарождающейся профессиональной деятельности индивидуальность личности проявляется в выборе средств, различных способов достижения цели. О.Ю.Артемова иллюстрирует зависимость возможности выбора индивидуальных решений от места в социальной и возрастной группах [6, с.367]. Так, лидеры и мужчины, входящие в состав возрастной группы старших, обладают большими возможностями для проявления своей индивидуальности. В самой социокультурной системе содержатся активные механизмы по выработке неопределенности, в буквальном смысле обрекающие члена общины на выбор. На исторической оси социогенеза личности такие механизмы проявляются, например, в разных обрядах перехода, связанных с переменой социальной позиции личности и обретением своего "Я". При этом особо показательным является тот момент, когда старая позиция члена общины уже оставлена, а новая еще не родилась. Это явление в этнографии получило название лиминальности, которое детально описано в работах известного английского этнографа В.Тернера [55, с.71-103]. Лиминальность - "порог" личности - может выступать в различных формах. Одна из этих форм проявляется в ситуациях жизненных переломов, связанных с переходом индивида в другую возрастную категорию. В различных культурах это нашло свое отражение в обрядах жизненного цикла: рождении, достижении зрелости, вступлении в брак. Другая форма проявления лиминальности раскрывается в ситуациях жизненных переломов, связанных с изменением статуса личности в социальной общности. Лиминальность также проявляется в ситуациях жизненных переломов личности, связанных с переходом ее в другую социальную общность - группу, сословие, тайное общество и др. Исторически субъектом индивидуализации выступала в социогенезе социальная группа, которая побуждала члена общины пройти через пороговые, лиминальные ситуации. Процесс индивидуализации опирался на внешние средства - "знаки", через которые субъект овладевал своим "Я". В социальных системах с сословным делением функцию такого носителя роли фактически иногда выполняет одежда. Наряду с тенденцией к сохранению эволюционирующей социальной системы, проявляющейся в социотипическом поведении, в типовых программах разных культур, всегда существовала и тенденция к ее изменению, источником которой был социально-исторический образ жизни. В любом социально - историческом образе жизни существует зона неопределенности, в которой и проявляются индивидуальные системы, качества личности при встрече с неопредвиденными ситуациями. В качестве индивидуальности в истории культуры могут выступить и отдельная личность, и группа, и класс, когда приходится действовать в непредвиденных ситуациях. Меняются лишь масштабы проблемно - конфликтных ситуаций, а, следовательно, и последствия действий в этих ситуациях, их роль в процессе исторического развития. 18. Периодизация развития личности в рамках социальных групп. 3. Периодизация психического развития по А.В. Петровском Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.Адаптация - процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).Индивидуализация - появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).Интеграция - ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды:1. Эпоха детства 3-7 лет - преобладает адаптация, ребенок в основномприспосабливается к социальной среде.2. Эпоха отрочества 11-15 - доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.3. Эпоха юности (старший школьный возраст) - должна произойти интеграция в общество. А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первойстадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй - активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность - и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности. Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализация (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. 19. Теории "Я-концепции" личности. "Я" - концепция в различных теориях личности. Содержание и объем понятия "Я-концепция" до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон... Основоположником изучения "Я-концепции" принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: "Я" - познаваемое (эмпирическое) и "Я" - познающее (чистое), подчеркивая, однако, что такое деление условно и отделить одну сторону от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях. В структуре познаваемой части нашего "Я" он выделят физическую, социальную идуховную личности с компонентами каждой из которой мы себя отождествляем. В первых десятилетиях двадцатого века "Я-концепцию" начали изучать с позиций социологии такие ученые, как Ч. Кули и Дж. Мид. Это направление получило название "Социальный интеракционизм". Однако,задолго до них, в 1752 г. А. Смит - представитель шотландской школы философии морали - писал о том, что отношение человека к себе, его самооценка зависят от других людей, глядя на которых и опираясь на их отношение, можно как в зеркале увидеть собственные достоинства и недостатки. И мы судим о себе и своем поведении во многом так же, как думаем, что судят о нас. Позднее Ч. Кули и Дж. Мид развили теорию "зеркального Я" и поставили в основу своей позиции тезис о том, что именно общество определяет как развитие, так и содержание "Я-концепции". В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы индивидуального подхода сделали противоположный акцент - поставили в основу своей теории внутренние факторы становления "Я-концепции". Другой подход к изучению "Я" предлагается психоаналитической школой. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает "Я-концепцию" сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме формирования "Я-концепции" как о бессознательном процессе. В клиент-центрированной терапии К. Роджерса делается упор на конфликт между установками личностного "Я", возникшими под воздействием окружающих и непосредственным опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений его теории является взгляд на глубинные слои человеческой психики как на социализированные и позитивные по своей направленности. Автор различает понятия "Я" и "Я-концепция". Здесь "Я" - это результат непосредственного переживания своего реального опыта, а "Я-концепция" устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека. С исследованием "Я" как системы опыта связана теория личностных конструктов Дж. Келли. В ее основе лежит понятие конструкта, который является единицей опыта. Конструкт представляет собой способ толкования реальности, изобретенный человеком. Человеческий опыт, таким образом, формируется системой личных конструктов. Одно из направлений, сформировавшихся под влиянием идей К. Роджерса, представителями которого являются В. Б. Свэнн и С. Стилл, включило в себя множество трудов, направленных на изучение таких проблем, как организующая роль "Я-концепции" в общении, структурировании когнитивных процессов, механизмов поддержания имеющейся "Я-концепции". В. Б. Свэнн - автор теории верификации - утверждает, что "Я-концепция" нуждается в подтверждении со стороны других людей, что делает мир более предсказуемым и контролируемым, и является основой близких отношений и построения деятельности. С. Стилл - автор концепции самоутверждения - выделяет мотив самоутверждения как одну из детерминант поведения личности. В исследованиях ряда ученых, таких, как Р. А. Неймейер, М. Д. Берзонский, Р. М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние "Я-концепции" на различные характеристики когнитивных процессов, таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру образа Другого и различные личностные характеристики. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает внутренней когнитивной согласованности. В теории конгруэнтности Ч. Осгурда и П. Танненбаума исследуется отношение, возникающее при сравнении внутри когнитивной структуры личности двух объектов - информации и коммуникатора. Среди исследователей "Я-концепции" нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K. Роджерс. У Бернса "Я-концепция" связана с самооценкой как совокупность установок "на себя" и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую "Я-концепции" автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что "Я-концепция" определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Хотя в структуре "Я" большинство исследователей выделяют множество образов, наибольшая дифференциация встречается у американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них - это "настоящее Я", "фактическое Я", "динамическое Я", "возможное или будущее Я", "идеализированное Я", также как и ряд "изображаемых Я". Различения между Я-реальным и Я-идеальным присутствуют в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других. Рассмотрение жизни человека как сценария легло в основу сценарного анализа, разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали такие исследователи, как А. Шютценберг, И. Гофман, представители нарративной психологии (Ротри, Х. Арендт). Из них самой разработанной теорией Я как сюжета (или как драмы) является теория И. Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные постановки с реальной жизнью. По его мнению, личность разыгрывает различные роли для достижения коммуникативных целей. У. Спиркина категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что "Я - концепция" это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я: 1. Я - устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни. 2. Я обладает пластичностью. 3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью. Кон подчеркивает, что "Я - концепция" входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я. 1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди 2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка. 3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств. 4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования. В отечественной психологии "Я-концепция" рассматривалась в основном в русле изучения самосознания. Этой проблематикой занимались В. В. Столин, Т. Шибутани, А. А. Налачжанян, Е. Т. Соколова, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе. Многие авторы все множество теорий в исследовании "Я" делят на структуралистические и функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие "Я" как структуру, выполняющую определенные функции. Ко второй - исследующие "Я" как часть психического опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода - "Я" сложно и многомерно, согласно второму - едино и целостно. Анализ научной литературы показал, что существует множество подходов в изучении "Я-концепции", рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных теоретических позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой. В заключении можно сказать, что "Я - концепция" является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни. 20. Самооценка личности и ее значение для поведения. Самооценка - один из структурных важнейших компонентов я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Это глобальное чувство "за" и "против" самого себя. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности - стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. На самооценку влияют реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет её самооценка. Виды самооценки: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь может быть завышенная и заниженная. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, её достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Адекватная самооценка должна отражать динамику успеха и неудач в жизни личности. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чьё представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берётся за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче приводит к разочарованию. Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает свои возможности и способности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_401285995
Рекомендуемые документы в приложении