Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 000209 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

41. Место дифференциальная психология среди других психологических дисциплин.

1. ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.

2. ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.

3. Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.

4. ДП изучает индивидуальную вариантность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.

5. Говоря о различных подходах к пониманию "нормы" и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.

6. ДП исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта. Данная область ДП находится в пересечении с этнопсихологией.

Можно проследить связи ДП с рядом других психологических дисциплин. Необходимо только отметить, что в ДП основной акцент делается не только на выявлении, констатации определенных особенностей субъекта, но и на факторах, причинах и последствиях, которые связаны с данными особенностями.

42. Методы дифференциальной психологии

Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще - там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям (1, 2, 5, 7).

По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности - изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение - к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования - это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

43. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология - (от лат. differentia - различие) - это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна - это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий.

Задачи дифференциальной психологии:

1. Изучение источников вариабельности(изменения) измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.

2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку - половому, возрастному, расово-этническому и др.

3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип - симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий (более подробно - см. тема 8). В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий - типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

49. Среда как фактор, порождающие индивидуальные различия

Осн. вопрос дифференциальной психологии - определение характера и количества тех аспектов, в к-рых индивидуум может отличаться от других. Эти различия начинают формироваться с момента зачатия вследствие значительных различий хромосом и генов, присущих каждому родителю. На то, какие именно хромосомы и гены "достанутся" младенцу, влияют средовые факторы, а тж физ., ментальное и эмоциональное состояние его матери. Среди прочих факторов индивидуализации - питание, получаемое плодом в утробе матери и новорожденным, объем доступной стимуляции после рождения, тип и степень травмирующего опыта, люди в окружении младенца, а тж тип и объем доступного ему обучающего опыта.

Базовое физ., умственное и эмоциональное развитие индивидуума определяется специфическими генами, полученными от родителей. Каждый набор генов уникален, даже в случае идентичных близнецов. В недавних исслед. обнаружены различия материнской среды, к-рые могут сильнее влиять на развитие одного из близнецов.

Среда способна лишь видоизменять то, что уже существует. Напр. питание, лишенное таких важных компонентов, как витамины и белки, а тж неблагоприятная экология (наличие вредных физ. и хим. факторов)могут стать причиной драматических изменений.

53. Понятие психологической черты. Каковы критерии выделения черт?

Черты - элементы психологической структуры свойств, которые являются относительно стабильными образованиями, проявляющимися в разных ситуациях, и различаются по своей выраженности у разных людей.

В качестве примера черты можно назвать экстраверсию. Экстравертированность проявляется по-разному - в способности легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, в большом количестве дружеских связей, в выборе занятий, связанных с общением с другими людьми, в склонности получать информацию от других людей, а не из книг и т.д. При этом одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие.

Для того, чтобы выявить существенные и устойчивые отличия людей друг от друга, теория черт предлагает сравнивать их по психологическим чертам. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, как люди друг от друга отличаются - насколько широки индивидуальные различия.

Есть три основных подхода к выделению психологических черт:

1) концептуализация-поиск черт, которые бы соответствовали теоретическим представлениям об изучаемом психологическом явлении.

В работах, проводившихся в конце прошлого века, концептуализация была единственным способом выделения психологических черт. О том, каким образом отбирались в это время черты, можно понять по работе петербургского психолога Александра Федоровича Лазурского (1874-1917) - создателя науки о характерах, понимаемой им как психологической области, изучающей индивидуальные различия. А.Ф. Лазурский, положивший начало исследованию индивидуальных различий в отечественной психологии, считал наиболее важной задачей психологии индивидуальных различий, которую он называл "характерологией или индивидуальной психологией", поиск элементов психологической структуры (в его терминологии - наклонностей). Реализуя свой подход к исследованию индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил 4 психологические сферы - внимание, моторику (и психомоторику), эмоции и волю (которая включала в себя также и мотивационные особенности). Список конкретных свойств, определяющих эти 4 психологические сферы, составил немногим менее ста характеристик, диагностику одной части которых предполагалась проводить на основании экспериментальных процедур, а другой - на основании наблюдения.Способ концептуализации лежал и в основе создания интеллектуальных тестов. В начале века французская система школьного образования столкнулась с проблемой неравноценности умственного развития детей, обучающихся в одних и тех же классах.

В современных исследованиях концептуализация используется только как первый этап выделения черт. Дальнейший анализ - выяснение соотношения между чертами и сокращение их числа до нескольких наиболее общих проводится следующими методами:

1) семантическое сходство; способ выделения психологических черт на основании сходства их значения, которое существует в языке. Каждое слово, существующее в языке, имеет определенное значение (определенную семантику). Слова, которые обозначают психологические черты, не являются исключением. Выделение черт на основании их семантического сходства предполагает, во-первых, отбор слов, обозначающих различные психологические характеристики, и, во-вторых, их группировку на основании того сходства, которое существует между словами в языке

2) ассоциативный эксперимент;

3) метод классификации; Этот метод, разработанный в первую очередь Дж. Миллером.

4) метод субъективного шкалирования;Суть самой методики чрезвычайно проста: испытуемым предлагается классифицировать материал (обычно слова) в произвольное количество групп, причем в группу может входить произвольное количество объектов (слов). Результаты классификации суммируются в матрицу, где мерой семантического сходства пары объектов выступает количество отнесений их испытуемыми в один класс.Достоинством метода классификации является то, что его удобно использовать для семантического анализа как вербального, так и невербального материала,

Метод субъективного шкалирования. Этот метод, заимствованный из классической психофизики, является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Перед испытуемыми ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы

5) метод семантического дифференциала;Метод СД принадлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов.

Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методе СД измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Ч. Осгуд считал явление синестезии.

Синестезия - психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, как, например, переживание цветового образа в ответ на музыкальную фразу в цветомузыке.

6) метод личностных конструктов Дж.Келли; В основе этого метода лежит теория личностных конструктов, выдвинутая Дж. Келли в 1955 г. В его работах была развита мысль Дж. Брунера об индивидуально-личностных эталонах восприятия окружающего мира и предложен метод операционального изучения "имплицитных теорий личности". По Дж. Келли, личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий. Личностные конструкты отражают своеобразие индивидуальной системы антонимии. Например, описание взрослыми испытуемыми сказочных героев по униполярным шкалам и последующая группировка шкал в факторы показали, что существительное "плакса" противопоставляется по одному из факторов качествам "драчливый", "храбрый" у испытуемых мужчин и качествам "грубый", "злой" у женщин, т.е. женщины трактуют слово "плакса" как полюс конструкта "слабый, но хороший" в оппозиции "сильному, но плохому".Чем шире набор личностных конструктов у субъекта, тем более многомерным, дифференцированным является образ мира, себя, других, т.е. тем выше его когнитивная сложность

7) факторно-аналитическое выделение черт. статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другом черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных

Факторный анализ представляет собой статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другим черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных (факторов). Не касаясь математической базы факторного анализа, требующей для понимания хорошего знания статистики, мы рассмотрим логику, лежащую в основе факторно-аналитического выделения черт.

Допустим, при исследовании нескольких психологических характеристик по каждой из них были обнаружены индивидуальные различия, что статистически может быть выражено дисперсиями этих характеристик. Представим эти дисперсии графически в виде кругов

Различные личностные теории оперируют разными конструктами, имеющими неодинаковый уровень как теоретических обобщений, так и степени абстракции. Но наиболее распространенным является понятие черты, описываемой, как правило, каким-либо существительным или прилагательным, а также рассматриваемой в качестве предиктора поведения личности.

Понятие личностной черты, впервые предложенное Г.Оллпортом, было достаточно всеобъемлющим:

Генерализованная и сфокусированная нейропсихическая система (характерная для индивидуума), обладающая способностью воспроизводить функциональный эквивалент, релевантный множеству стимулов, а также инициировать и регулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного и экспрессивного поведения (Allport, 1937). Исходя из этого определения можно предположить, что множество признаков, характеризующих форму взаимодействия субъекта с миром, упорядочивается за счет введения двух начальных координат, относящихся к адаптивному и экспрессивному типам поведения.

В современных теориях (Phares & Chaplin, 1997) выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта:

•черта не есть состояние и поэтому обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий (McAdams, 1995). Я впечатлительный означает устойчивую характеристику, тогда как меня впечатляют твои успехи описывает лишь временное состояние эмоционального реагирования;

•черта является количественным измерением, позволяющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей;

•черта может иметь иерархическую организацию, то есть более широкая черта включает в себя несколько специфических черт. Дескриптивные системы, базирующиеся на анализе черт, позволяют описывать личность через множество уровней;

•черта как конструкт создает основу для общего языка не только между различными формальными теориями личности, но между формальными теориями и неформальными описаниями человеческой личности в повседневной жизни.

Устойчивость многих личностных черт во времени подтверждена экспериментально. Различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабель-ности и застенчивости сохраняются на протяжении всего периода, начиная со среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости (Huesman et ai, 1984). В дополнение к этому, клинические наблюдения показывают, что детям, имеющим в возрасте десяти лет поведенческие проблемы, довольно сложно избавиться от них во взрослой жизни (Patterson, 1982).

Психологическая черта кроме описательного аспекта поведения включает в себя и каузальный. Поэтому теории черт ставят своей целью анализ индивидуальной психодинамики с точки зрения поиска причинных механизмов:

В своей наиболее простой форме диспозиции и их поведенческие проявления связаны, по определению, непосредственно - чем более выражена у личности черта добросовестности, тем более добросовестно его (субъекта. - А.Л.) поведение (Mishel & Shoda, 1995).

Эти два аспекта, дескриптивный и каузальный, присутствуют во всех наиболее развитых концепциях личностных черт. Мы рассмотрим в качестве примера только немногие из десятков развиваемых на сегодняшний день концепций.

ЭКСТРАВЕРСИЯ/ИНТРОВЕРСИЯ

Понятие экстраверсии-интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении швейцарским психологом Карлом Юнгом, недолгим последователем Зигмунда Фрейда. Как димензиональная черта эта характеристика личности, впервые представленная так Г.Айзенком (Eysenk, 1947), в последнее время изучается в самых различных контекстах (см. Zuckerman & Сото, 1983). Наиболее общие характеристики этой черты выглядят следующим образом:

•Интроверсия

•Ориентация на внутренние стимулы;

•заторможенность поведения;

•низкий уровень вовлеченности

•в различные формы активности.

•Экстраверсия

•Стремление к стимуляции извне;

•расторможенность поведения;

•интенсивное вовлечение в разные формы активности.

•Активность/социабельность/эмоциональность

Концептуально эти личностные свойства связаны с соответствующими темпераментальными параметрами. Называя эти черты личностными, авторы трехкомпо-нентной концепции личности (Buss, Plomin, 1984) фактически отождествили уровни темперамента и личности. Неудивительно, что все три параметра, как показывают многочисленные исследования, удовлетворяют критериям выделения психобиологических черт - наследственности, стабильности и эволюционной значимости. Проявляясь уже у младенцев, эти черты сохраняются и в личности взрослых.

Тревожность

Тревожность (выступающая также под названиями нейротицизм и эмоциональная нестабильность) считается одним из важнейших измерений личности, связанным со спецификой индивидуальных реакций на стресс. С одной стороны, тревожность сопряжена с возбуждением нервной системы, проявляющимся в сердечно-сосудистых и дыхательных ритмах, гастроэнтерологических симптомах, уровне кровяного давления. С другой стороны, показана тесная связь тревожности с оценочными процессами, с тем, воспринимает ли человек для себя данную ситуацию как угрожающую (Spielberger, 1966).

Как стабильная черта - а не вызванное ситуативным влиянием состояние - тревожность впервые начала изучаться Тэйлор (Taylor, 1953), на основе разработанной клинической шкалы измерения хронической тревожности. Концептуальная модель развивается ведущим специалистом в этой области Чарльзом Спилбергером (Флоридский университет, США) обосновавшим рассмотрение тревожности как черты, A(anxiety)-trait, и состояния, A-state. По определению, тревожность-как-черта есть проявление в поведении индивидуума тенденции воспринимать большинство ситуаций, объективно ничем не угрожающих, как опасные (Spielberger, 1983).

Гнев Выделившись в качестве одного из подизмерений тревожности в экспериментах Чарлза Спилбергера (Spielberger, 1988; 1994), гнев как устойчивая черта личности стал предметом самостоятельных исследований. Автор концепции определяет гнев как эмоциональную характеристику, описывающую ощущения, интенсивность которых варьирует от средне выраженного раздражения или досады до ярости и бешенства, что сопровождается активацией автономной нервной системы (там же, с. 6). В руководстве к опроснику, измеряющему гнев-как-черту и гнев-как-со-стояние (STAXI), указывается, что гнев является более элементарным состоянием по сравнению с враждебностью или агрессией. Модель гнева-как-черты имеет несколько примечательных характеристик:

•гнев рассматривается как предиспозиция или тенденция воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие;

•различается гнев как характеристика темперамента (гневливость без связи с провоцирующий ситуацией) и как реакция (вызванная, например, критикой, неприятным обращением и пр.);

•пункты шкалы сконструированы таким образом, чтобы оценить степень выраженности стремления подавлять гнев (Anger-In), проявлять гнев вовне (Anger-Out), а также контролировать гнев (Anger-Control).

Исследование описанной модели на русскоязычной выборке (Eckhard, Kassinove, Tsytsarev & Sukhodolsky, 1995) показало высокую консистентность адаптированных субшкал и выявило средние значения, совпадающие с данными американской выборки. При этом в российской выборке (исследование было проведено в Санкт-Петербурге) мужчины характеризовались более высоким уровнем проявления гнева (Anger-Out), чем женщины.

Застенчивость

По мнению профессора Стэнфордского университета (Stanford University, USA) Ф.Зимбардо, застенчивость - не личностное расстройство, а, скорее всего, определенный паттерн или черта, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов (Zimbardo, Weber, 1997). Вполне возможно, что застенчивость есть проявление своего рода социальной фобии, но, независимо от интерпретации, остается главный вопрос - где скрываются корни этого явления? В главе 18 мы будем более подробно рассматривать этот вопрос, здесь же отметим связь застенчивости с одной из темпераментальных тенденций, обнаруживающихся уже у младенцев, которую Дж.Каган (Kagan et ai, 1994) назвал сдерживанием. Предрасположенность к такому типу поведения может затем развиваться в форму социальной тревожности, рассматриваемой как выученные реакции. Влияние широкого культурного контекста становится решающим фактором в развитии имеющейся предрасположенности, а также в формировании выученной застенчивости. В последнее десятилетие число американцев, считающих себя застенчивыми, возросло с 40% до 50% (Carducci & Zimbardo, 1995). Среди наиболее влиятельных факторов, определяющих этот сдвиг показателей, Зимбардо выделяет:

•компьютерные технологии и информационную действенность интеракций, позволяющих людям, сохраняя дистанцию, поддерживать контакты с другими без непосредственного личного общения;

•автоматизация работы, уменьшающая процесс живого общения;

•влияние бесконтрольной криминализации общества, воспитывающее в людях страх, удерживающий их от контактов;

•необратимые изменения в семейных структурах, отражающие в несколько раз возросшее число разводов, семей с одним родителем или отсутствием родителей дома из-за чрезмерной занятости. Все это обучает детей стереотипам взаимодействия, которое они позднее переносят в свою жизнь;

•снижение ценности совместного отдыха, благодаря развитой индустрии развлечений.

Вполне возможно, что культурологические предпосылки развития застенчивости будут разными в других странах, но это не исключает перспективы исследования застенчивости как феномена, наиболее ярко отображающего взаимодействие социальных и биологических факторов в формировании личностных черт.

57. Понятие "стилевая характеристика". Опосредующая и системообразующая роль стилевых характеристик.

В последнее двадцатилетие в зарубежной и отечественной психологии значительно возрос интерес к стилевым особенностям личности. В 1998 году даже вышла коллективная монография под названием "Стиль человека: психологический анализ", в которой ведущие российские специалисты в этой области представили свои точки зрения на природу, функции и виды разных стилей.

Интерес к стилевым характеристикам обусловлен несколькими причинами. Во-первых, стили человека отражают способы его поведения в разных видах деятельности, и потому они могут быть более наблюдаемыми и легче диагностируемыми, чем личностные черты, проявление которых в поведении многократно опосредуется многими внешними и внутренними факторами. Во-вторых, формируясь на основе требований среды и внутренних ресурсов человека, они представляют собой глобальную характеристику механизма адаптации человека. В третьих, каждая стилевая характеристика обнаруживает свое влияние на поведение в большом спектре ситуаций, что дает возможность обширного прогноза поведенческих особенностей человека на основе диагностики одной стилевой характеристики.

К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и эмоциональные стили и др. Соотношение между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления изучения личности и стремятся к построению полной картины стилей человека.

Говоря о формировании стиля человека, мы, так или иначе, имеем в виду две исходные координаты - внутреннюю индивидуальную среду как источник детерминации стилевых свойств и внешние условия, "отвечающие" не только за первый стимул, но и за контекст, в котором реализуется стилевой феномен.

. Как влияет объективная деятельность на стилевые проявления в контексте разрабатываемой концепции о стилевых особенностях саморегуляции - это означает, какие требования предъявляются к регуляторике? Когда мы переходим к анализу индивидуального стиля саморегуляции, то в качестве предпосылок рассматриваем не только индивидуальные особенности основных процессов, но и субъектно-личностные особенности, например, самостоятельность, надежность. Эти свойства во многом являются системообразующими, сквозными как для регуляторных процессов, так и для личностных. Таким образом, мы вводим проблему регуляции в личностный контекст.

Личностные регуляторные профили показывают, что регуляция в стилевом контексте зависит от мотивированности, от того, насколько человек стремится овладеть средствами саморегуляции для достижения цели, опираясь на сильные и компенсируя слабые стороны характера. В ситуациях высших достижений выражена мотивация, но в обычных ситуациях реальной деятельности, не требующей высокого напряжения, чаще встречаются акцентированные способы регуляции. Характер влияет, но, тем не менее, успешность деятельности зависит от того, насколько успешно найдены эти способы саморегуляции.

Нельзя сбрасывать со счетов предрасположенность, когда мы говорим об универсальности проявлений данного стилевого признака. Если человек ригидный при выделении фигуры из фона, и ригидным он остается в поведении с семьей, то это тип человека, у которого на уровне нервных процессов выражена инертность и слабость саморегуляции. В другом случае человек ригиден в моторном плане, а в социальном - пластичен.

Индивидуальная предиспозиция, тесно связанная с врожденными свойствами, лежит в основе личностных свойств, развивающихся на данной почве. Не учитывать их и опираться только на привитые социально-исторические нормы, это значит снова проявлять перекос в понимании принципов формирования личности. Еще С.Л. Рубинштейн в свое время утверждал, что социальная детерминанта развития личности не является единственной, что информация, идущая от окружающего мира, от внешней среды, преломляется через индивидуальный тип восприятия, через его специфические внутренние среды.

Следует придерживаться парадигмы целостного восприятия личности, включая в это понятие все те структуры, которые оказывают влияние на этот процесс тем или иным способом. Биологический фактор не только не должен по-прежнему отрицаться, но напротив, после долгих лет замалчивания его значимости следует отдать ему должное. Ни Э. Кречмера, ни Л.Ф. Лазурского с его эндопсихикой и экзопсихикой, ни Шелдона, экспериментально доказавшего достоверность корреляционных связей конституционально-типологических особенностей с психологическими свойствами у человека, нельзя упрекнуть в спекулятивности идей. Наши экспериментально-исследовательские данные подтверждают это.

Понятие ведущая тенденция - более емкое и динамичное, чем "черта", "свойство", "состояние", оно их всех объединяет и определяет, направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.

Ведущая тенденция - это дефиниция, включающая в себя и условия определенного личностного свойства, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиваться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально - личностной чертой и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. В зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются, наиболее выраженными (ведущими) - перед нами однозначный или многозначный, мозаичный личностный паттерн. Если по вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - базовые свойства, черты характера и их реализацию как социальные установки или особенности актуального состояния, то по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Отсюда и познавательные особенности, и процессы саморегуляции, и иные проявления личности окрашиваются той ведущей тенденцией, которые проявляются как наиболее выраженные в силу конституционально-типологической предиспозиции.

Ведущая, тенденция личности проявляется как в осознанной деятельности, на уровне его интеллектуальной активности, в поведении, в выборе (не всегда осознанном) сферы социальной деятельности, так и на бессознательном уровне. Декларативно-установочные аспекты, касающиеся самопредъявления, хотя и подвластны контролю сознания, в значительной степени связаны с экспектациями социума.

Для того, чтобы справиться с таким мощным биологическим обусловливанием и сложившимся на его основе механизмом реагирования нужна иногда не просто коррекция, а разрушение поведенческих стереотипов. Разрушение поведенческих стереотипов должно также проводиться дифференцированно и опираться на выявленный индивидуально очерченный стиль.

58. Интер- и интраиндивидуальную вариативность.

Изучение проблемы индивидуальности ведется в двух встречных направлениях:

•анализ интериндивидуальных различий: что объединяет и что отличает людей, то есть поиск общего и особенного в терминах философской психологии (о философской психологии подробнее см.: Block, 1981; а также Век-керу Либин, готовится к печати);

•изучение закономерностей интериндивидуальной реальности, проявляющейся в структурной организации и динамике функционирования " внутри "-индивидуальных механизмов (рассмотрение единичного).

Довольно распространенной ошибкой при анализе структуры индивидуальности (интра-аспект анализа) является отождествление части" и "целого" в характеристике отдельных свойств. Следствие этого - ошибочность в определении источников детерминации того или иного свойства, характерная для концепций, основанных на представлениях о недифференцированности структуры индивидуальности.

Другая ловушка подстерегает некоторых сторонников теории социального научения, полагающих, что межиндивидуальные различия (интер-аспект анализа) стираются под воздействием силы ситуационного фактора* В этом случае ситуационно-обусловленное поведение воспринимается исследователями как устойчивый фактор детерминации, нивелирующий различия в реакциях и способах субъективной интерпретации события, производных от специфики жизненного опыта человека.

И в том, и в другом случае происходит подмена сложности симметричного по природе своей явления кажущейся простотой асимметричных выводов.

60. Идиографический подход к исследованию психологических особенностей человека

Идеографический подход реализуется обычно при использовании менее формализованных методик, чем нормативное тестирование. Например, в результате беседы, интервью или при наблюдении за человеком в разных условиях психолог может сделать выводы о выраженности у него познавательного отношения к миру, представленности других видов мотивации, его ценностных ориентациях. Полученный психологический портрет может не включать при этом указания о том, как соотнести (на уровне представленности разных качеств и количественно) обсуждаемые индивидуальные показатели с какими-либо нормативными характеристиками других людей.

в психологии (как частное проявление вышеописанного) - поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное - номотетический подход, направленный на выявление закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем (природных, социальных, семиотических и т.д.).

62. Индивидуальные различия и развитие.

Деление области дифференциально-психологических исследований на три сферы, относящиеся к анализу различий между отдельными людьми, человеческими группами и, наконец, типами людей, имеет большое значение. Знание индивидуальных различий позволяет глубже проникнуть в тайну строения субъективного мира человека (см. часть III). Однако сам феномен индивидуальности возникает как результат взаимопроникновения субъективного и объективного, и в этом смысле очень важно исследовать групповой статус субъекта (см. часть IV), характеризующий последнего с точки зрения возраста и пола, принадлежности к определенной расе и культурной традиции. Одной из самых интри-гующих тем дифференциальной психологии является характеристика индивидуальности со стороны ее принадлежности к определенному типу. Таким образом, анализ субъекта в дифференциальной психологии идет через выявление индивидуальных различий - с учетом группового статуса - к определению типа, а затем вновь возвращается к изучению законов организации интраиндивидуальной структуры.

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_401386922
Рекомендуемые документы в приложении