Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 000213 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

Оценка волевого качества смелости

О волевых качествах смелости, решительности можно судить, наблюдая за выполнением испытуемыми гимнастических упражнений, особенно прыжков, а также путем создания ситуации свободного выбора, где более близкий путь опаснее (например, переход через канаву по узкой опоре или прыжком), а менее опасный - длиннее (возможность обежать препятствие).

Один из приемов оценки смелости (и эмоциональной устойчивости) является поочередное выполнение физических упражнений на бумах разной высоты. Вначале обследуемый проходит вперед и назад (спиной вперед) по буму, лежащему на земле, выполняя упражнение на координацию движений (одно движение на каждый шаг), а затем повторяет то же самое упражнение на буме высотой 1,5 м (при надлежащей страховке). Пример упражнения:

И. п. - руки на поясе:

1) левая рука к левому плечу;

2) правая рука к правому плечу;

3) левая рука вверх;

4) правая рука вверх;

5) левая рука к левому плечу;

6) правая рука к правому плечу;

7) левая рука на пояс;

8) правая рука на пояс и т. д.

По обычной схеме судейства гимнастического упражнения обследуемому выставляется оценка сначала при движении по низкому буму, а затем по высокому. Особое внимание обращается на движение спиной вперед. Если обследуемый сохраняет точность, координированность движений, выполняет упражнение на высоком буме, как и на низком, действует смело, уверенно, ему выставляется 5 баллов.

При проявлении некоторой неуверенности, 1-2 ошибках в выполнении упражнения - 4 балла.

При проявлении робости, 2-4 ошибках - 3 балла.

При проявлении робости, ведущей к искажению формы упражнения (5 ошибках и более), - 2 балла.

Полное невыполнение упражнения, падение, отказ от движения спиной вперед - 1 балл.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с. § 4. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ, САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА. С. 82

Оценка волевого качества настойчивости

Настойчивость, как упорное стремление к достижению цели, несмотря на трудности и препятствия, оценивается наблюдением в процессе различных физических упражнений, специальным приемом сопоставления результатов кросса и функциональной пробы "степ-тест" и упражнениями на статическую выносливость.

Проба "степ-тест" выполняется восхождением на скамью (табурет) высотой 50 см в темпе. Восхождение и опускание двумя ногами и подсчет раз-два и три-четыре за 2 с (всего в течение 3 мин 180 подъемов и опусканий). После окончания нагрузки в начале 2-, 3- и 4-й мин подсчитывается пульс. Затем высчитывается индекс "степ-теста" по формуле

инд = 18000 / (П2+ПЗ+2П4)

где П2, ПЗ, П4 - частота пульса за 30 с на 2-, 3-, 4-й мин;

18 000 - постоянное число.

Нормативы:

* "отлично" - 125 и выше,

* "хорошо" - 110-124,

* "удовлетворительно" - 83-109,

* "плохо" - 67-82,

* "очень плохо" - 66 и ниже.

Проба может проводиться одновременно с большой группой обследуемых под команду руководителя. Для этого, например, классное отделение делится на 2 половины: одна выполняет упражнение, другая подсчитывает им пульс по команде руководителя и записывает результаты.

Испытуемые, имеющие высокие (отличные и хорошие) результаты (что свидетельствует о высоких возможностях) в "степ-тесте" и низкие (удовлетворительные и плохие) в кроссе (т. е. возможности не реализованы), обычно отличаются низкими волевыми качествами (если, разумеется, они достаточно мотивированы к бегу).

Напротив, высокие показатели в беге при низких в "степ-тесте" свидетельствуют о высоком развитии качества настойчивости и упорства при выполнении деятельности, связанной с физическими нагрузками.

О настойчивости можно судить также по результатам таких статических упражнений, как вис на согнутых руках, удержание горизонтального положения с опорой на скамью лицом вверх или вниз, по результатам пробы с задержкой дыхания и др., а также по способности к спуртам, продолжительным ускорениям в конце дистанции кросса на фоне сильного утомления.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с. § 4. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ, САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА. С. 81-82.

Оценка общей психологической устойчивости

Под общей психологической устойчивостью понимается способность сохранять устойчивость психических процессов при сильном утомлении и различных неблагоприятных воздействиях.

Оценка общей психологической устойчивости может осуществляться путем сопоставления результатов каких-либо упражнений на координацию движений, внимание, быстроту в действии после больших физических нагрузок (например, после кросса, на 1 или 3 км, вестибулярных" нагрузок, эмоциональных переживаний и др.).

Проба № 1: после разучивания и проверки упражнений на координацию движений в бросках теннисного мяча в цель (5-7 раз с 3-5 м) выполнить кросс на 1 км и повторить после него упражнения на координацию в бросках. Снижение результатов координации и точности движений свидетельствует о недостатках психологической устойчивости на фоне физических нагрузок.

Проба № 2: после выполнения упражнения в ударах баскетбольным мячом в круг (5-7 раз) провести упражнение с вестибулярными нагрузками. И. п. - наклон вперед, касаясь пальцами рук носков ног:

1) быстро выпрямиться и откинуть голову назад, повернуться переступлением в течение 1 с на 360°;

2) наклониться в исходное положение. Повторить упражнение 10 раз.

Повторить упражнение в ударах баскетбольным мячом в круг. Снижение результатов в бросках свидетельствует о недостатках в психологической устойчивости на фоне вестибулярных нагрузок (при этом результат медицинского освидетельствования может быть положительным, без вестибуло-вегетативных реакций).

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с. § 4. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ, САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА. С. 80

Опыт 2

Методика "Память на образы"

Методика применяется при профотборе, используется в группе и индивидуально.

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.

Процедура исследования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести на бланке.

Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и Вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили".

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Опыт 4

Типы памяти

Цель исследования - выявление типа памяти методом воспроизведения по разному воспринятых слов.

Используемые материалы. 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Такие ряды подготавливаются для каждого испытуемого.

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому вслух 1 ряд слов (интервал между словами -5 сек.). После 10-ти секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся, слова 3-го ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывая" в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова 4 ряда.

Обработка и анализ результатов. После проведения опыта оформляется протокол стандартной формы и заполняется таблица.

Вид памяти Коли

чество слов

в ряду (А) Количество

удержанных в

памяти слов (В) Коэффициент

Памяти С=В /А Слуховой Зрительный Моторно-слуховой Комбинированный

Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов.

Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания учебного материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта.

Опыт 8

Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики "Исключение понятий"

Цель исследования - изучить способность к классификации и анализу.

Используемые материалы. Бланк с 20 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится.

Процедура исследования.1 вариант - каждый исследуемый получает бланк и за 3 минуты должен найти лишние понятия.

2 вариант - исследуемым зачитывается первый ряд слов, требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать "лишнее" слово. Затем зачитывается следующий ряд слов и т.д. Инструкция: "Я буду зачитывать по 5 слов, из которых 4 слова объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово Вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. На запись дается 10 секунд. Если не успели написать слово, то лучше пропустить, чем писать наобум. Какие вопросы? (ответить на вопросы). Приготовились! Начали!"

Образец методики

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16. Секунда, час, год, вечер, неделя.

17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка и анализ результатов.

Оценка выводится в условных баллах по таблице

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Количество правильных ответов 20 19 18 17 15-16 13-14 11-12 10 9 Тест на темперамент

Часть 1

1. Я суетлив и неусидчив.

2. Я несдержан и вспыльчив.

3. Я нетерпелив.

4. Я резок и прямолинеен в общении.

5. Я часто являюсь инициатором всевозможных мероприятий.

6. Я упрям.

7. В споре я очень находчив.

8. Мне трудно соблюдать определенный ритм в работе.

9. Я часто иду на риск.

10. Я не помню обид.

11. Я говорю очень быстро и возбужденно.

12. Я неуравновешен и часто горячусь из за мелочей.

13. Я нетерпим к недостаткам других.

14. Я люблю дразнить людей.

15. Моя мимика очень выразительна.

16. Я быстро принимаю решения.

17. Меня привлекает все новое.

18. Мои движения порывисты и резки.

19. Я всегда настойчиво иду к поставленной цели.

20. У меня часто без особых причин меняется настроение.

Часть 2 1. Я - жизнерадостный человек.

2. Я энергичен и всегда знаю, куда направить свою энергию.

3. Я не всегда довожу до конца то, что начал.

4. Я часто себя переоцениваю.

5. Все новое я схватываю буквально на лету.

6. Мои интересы непостоянны.

7. Свои неудачи я переживаю довольно легко.

8. Мне легко приспособиться к практически любым обстоятельствам.

9. Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает меня.

10. Как только мой интерес к делу угасает, я, как правило, бросаю его.

11. Я легко включаюсь в новую работу, а также переключаюсь с одного вида деятельности на другой.

12. Монотонная кропотливая работа угнетает меня.

13. Я общителен и отзывчив, у меня много друзей.

14. У меня высокая работоспособность, я очень вынослив.

15. Я говорю обычно громко, быстро и четко.

16. Даже в сложных и непредвиденных обстоятельствах я не теряю самообладания.

17. Я всегда доброжелательно настроен.

18. Я обычно без труда засыпаю и просыпаюсь.

19. Я часто принимаю поспешные, необдуманные решения.

20. Иногда я слушаю кого-то невнимательно, не вникая в суть рассказа.

Часть 3

1. Обычно я спокоен и хладнокровен.

2. Во всех своих делах я придерживаюсь определенной последовательности.

3. Обычно я рассудителен и осторожен.

4. Я спокойно переношу ожидание.

5. Если мне нечего сказать, я предпочитаю молчать.

6. Моя речь размеренна и спокойна, без яркой эмоциональной окраски.

7. Я сдержан и терпелив.

8. Я обычно довожу то, что начал, до конца.

9. Я не трачу силы на пустяки, но могу быть очень работоспособным, если вижу, что дело того стоит.

10. В работе и в жизни я придерживаюсь привычной схемы.

11. Мне легко сдержать свои эмоции.

12. Похвала или критика в мой адрес мало волнуют меня.

13. К шуткам в свой адрес я отношусь снисходительно.

14. Мои интересы отличаются постоянством.

15. Я медленно втягиваюсь в работу или переключаюсь с одного вида деятельности на другой.

16. Обычно у меня ровные отношения со всеми.

17. Я аккуратен и люблю порядок во всем.

18. Мне трудно адаптироваться к новой обстановке.

19. Я очень выдержан.

20. Контакт с новыми людьми я налаживаю постепенно.

Часть 4 1. Я застенчив и стеснителен.

2. В незнакомой обстановке я чувствую себя растерянным.

3. Мне трудно заговорить с незнакомым человеком.

4. Порой я не верю в свои силы.

5. Я спокойно переношу одиночество.

6. Неудачи угнетают меня.

7. Иногда я надолго ухожу в себя.

8. Я быстро утомляюсь.

9. Я говорю очень тихо, иногда почти шепотом.

10. Я всегда подстраиваюсь под моего собеседника.

11. Иногда что то впечатляет меня настолько, что я не могу сдержать слез.

12. Я очень чувствителен к похвале или критике.

13. Я предъявляю высокие требования к себе и окружающим.

14. Я бываю мнительным и подозрительным.

15. Я легкоранимый человек.

16. Меня легко обидеть.

17. Я предпочитаю скрывать свои мысли от окружающих.

18. Я робок и малоактивен.

19. Я обычно безропотно подчиняюсь приказам.

20. Мне хотелось бы вызвать у окружающих сочувствие ко мне.

Инструкции

Подсчитайте общее количество положительных ответов (А).

Подсчитайте количество положительных ответов отдельно в каждой части (A1, A2, A3, A4).

Вычислите процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

* холерик = (А1/А) х 100%;

* сангвиник = (А2/А) х 100%;

* флегматик = (А3/А) х 100%;

* меланхолик = (А4/А) х 100%.

Полученные результаты будут означать, какую часть в вашем темпераменте составляет каждый из этих типов.

Результаты теста

Если результат по какому либо типу равен 40% или выше, то данный тип темперамента у вас является доминирующим.

Если результат по какому либо типу равен 30-39%, то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко.

Если результат по какому либо типу равен 20-29%, то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний.

Если же результат составил 10-19%, то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо.

Самооценка психологической адаптивности

Описание теста:

Если Вы безусловно согласны с утверждением, напишите ответ "да", если не согласны, напишите ответ "нет".

Тест: Группа А

1. Я часто испытываю тягу к новым впечатлениям.

2. Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной операции на другую, с одного дела на другое.

3. Я могу быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности.

4. Я быстро схожусь с новыми людьми.

5. Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.

6. Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.

7. Мне нравится, когда на работе появляются новые люди.

8. Я люблю бывать в новом для себя обществе.

9. Мне приходится слышать от окружающих и друзей, что я человек очень деятельный и подвижный.

10. Новый для меня учебный материал я обычно запоминаю и усваиваю очень быстро, хотя иногда способен так же быстро его забывать.

Группа Б

11. Я не люблю заводить новых знакомств.

12. Мне очень трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то поверил, хотя много убедительных доводов против этой мысли.

13. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у меня медленно, но зато усваиваются очень прочно.

14. Меня иногда называют флегматичным (или упрекают в медлительности).

15. Я не люблю подвижных игр.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10). Далее аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б (с 11 по 15). Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный показатель и будет свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в процессе деятельности.

Уровни социально-психологической адаптивности:

• 8-10 баллов - высокий;

• 6-7 баллов - выше среднего;

• 5 баллов - средний;

• 3-4 балла - ниже среднего;

• 2-3 балла - низкий.

Уровень фрустрации Бойко

1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

2. Вы недовольны отношениями в семье.

3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.

4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства.

5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.

6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.

7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как хочется.

9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.

10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря).

11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.

Обработка результатов теста

Каждый положительный ответ оцениватся в 1 балл, а отрицательный - 0 баллов. Подсчитывается общая сумма баллов.

Об уровне социальной фрустрации можно судить по следующим показателям:

* 10-12 баллов - очень высокий уровень фрустрации;

* 5-9 баллов - устойчивая тенденция к фрустрации;

* 4 балла и меньше - низкий уровень.

ШКАЛА ДЕПРЕССИИ (АДАПТАЦИЯ Т.И.БАЛАШОВОЙ)

Шкалы: уровень депрессии

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 минут.

Инструкция к тесту

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

• А (1) - никогда или изредка

• В (2) - иногда

• С (3) - часто

• D (4) - почти всегда или постоянно

ТЕСТ 1. Я чувствую подавленность.

2. Утром я чувствую себя лучше всего.

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам.

4. У меня плохой ночной сон.

5. Аппетит у меня не хуже обычного.

6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом.

7. Я замечаю, что теряю вес.

8. Меня беспокоят запоры.

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно.

10. Я устаю без всяких причин.

11. Я мыслю так же ясно, как всегда.

12. Мне легко делать то, что я умею.

13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.

14. У меня есть надежды на будущее.

15. Я более раздражителен, чем обычно.

16. Мне легко принимать решения.

17. Я чувствую, что полезен и необходим.

18. Я живу достаточно полной жизнью.

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру.

20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = ?пр. + ?обр.; где

• ?пр. - сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

• ?обр. - сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

Например:

• у высказывания №2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла;

• у высказывания №5 зачеркнут ответ 2 - ставим в сумму 3 балла;

• у высказывания №6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла;

• у высказывания №11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму 1 балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

• Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

• Если УД от 50 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

• Показатель УД от 60 до 69 баллов - субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

• Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.

Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

Инструкция к тесту

Ниже предлагаются 24 утверждения. Решите, относятся ли эти утверждения к вам или нет. Если относятся, отвечайте "да", если не относятся - "нет".

Тестовый материал

1. Работая, я устаю.

2. Я не могу сосредоточиться на чем-нибудь одном.

3. Я беспокоюсь по всякому поводу.

4. Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.

5. Я часто волнуюсь.

6. Я потею даже в холодную погоду.

7. Я все время ощущаю голод.

8. Я меня часто болит желудок.

9. Периодами из-за беспокойства я теряю сон.

10. Меня легко вывести из себя.

11. Я чувствительнее, чем другие.

12. Я часто о чем-то беспокоюсь.

13. Как жаль, что я не так счастлив, как другие.

14. Я легко могу заплакать.

15. Когда мне нужно ждать, я нервничаю.

16. Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.

17. Я сильно пасую перед трудностями.

18. Временами я чувствую свою бесполезность.

19. Я застенчивый человек.

20. Я считаю, что во всем для меня есть трудности.

21. Я всегда напряжен.

22. Временами я чувствую себя разбитым.

23. Я уклоняюсь от трудностей.

Обработка и интерпретация результатов теста

* Если сумма всех ответов "да" не превышает 3, адаптивность высокая;

* если 3-10 - средняя;

* свыше 10 - низкая;

* 20-25 - очень низкая.

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера):

Инструкция:

Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты вы можете дать три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в "Листе ответов" против номера вопроса в столбике "Больше всего". Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике "Меньше всего". Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы.

* Тестовый материал (вопросы):

* 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

* A. Одобрения моей работы;

В. Сознания того, что работа сделана хорошо;

С. Сознание того, что меня окружают друзья.

* 2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

* А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

В. Известным игроком;

С. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

* A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

В. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

С. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

* 4. Мне нравится, когда люди:

* A. Радуются выполненной работе;

В. С удовольствием работают в коллективе;

С. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

* 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

* A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

В. Были верны и преданы мне;

С. Были умными и интересными людьми.

* 6. Лучшими друзьями я считаю тех:

* A. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

В. На кого всегда можно положиться;

С. Кто может многого достичь в жизни.

* 7. Больше всего я не люблю:

* A. Когда у меня что-то не получается;

В. Когда портятся отношения с товарищами;

С. Когда меня критикуют.

* 8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

* А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

В. Вызывает дух соперничества в коллективе;

С. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

* 9. В детстве мне больше всего нравилось:

* A. Проводить время с друзьями;

В. Ощущение выполненных дел;

С. Когда меня за что-нибудь хвалили.

* 10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

* A. Добился успеха в жизни;

В. По-настоящему увлечен своим делом;

С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

* 11. В первую очередь школа должна:

* A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

В. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

С. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

* 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

* A. Для общения с друзьями;

В. Для отдыха и развлечений;

С. Для своих любимых дел и самообразования.

* 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

* A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

В. У меня интересная работа;

С. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

* 14. Я люблю когда:

* A. Другие люди меня ценят;

В. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

С. Приятно провожу время с друзьями.

* 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

* A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

В. Написали о моей деятельности;

С. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

* 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

* A. Имеет ко мне индивидуальный подход;

В. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

С. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

* 17. Для меня нет ничего хуже, чем:

* A. Оскорбление личного достоинства;

В. Неудача при выполнении важного дела;

С. Потеря друзей.

* 18. Больше всего я ценю:

* A. Успех;

В. Возможности хорошей совместной работы;

С. Здравый практичный ум и смекалку.

* 19. Я не люблю людей, которые:

* A. Считают себя хуже других;

В. Часто ссорятся и конфликтуют;

С. Возражают против всего нового.

* 20. Приятно, когда:

* A. Работаешь над важным для всех делом;

В. Имеешь много друзей;

С. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

* A. Доступным;

В. Авторитетным;

С. Требовательным.

* 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

* A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

В. О жизни знаменитых и интересных людей;

С. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

* A. Дирижером;

В. Композитором;

С. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

* A. Придумать интересный конкурс;

В. Победить в конкурсе;

С. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

* A. Что я хочу сделать;

В. Как достичь цели;

С. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен строиться к тому, чтобы:

* A. Другие были им довольны;

В. Прежде всего выполнить свою задачу;

С. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

* A. В общении с друзьями;

В. Просматривая развлекательные фильмы;

С. Занимаясь своим любимым делом.

* 28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

* A. Выдумал интересный конкурс;

В. Выиграл бы в конкурсе;

С. Организовал бы конкурс и руководил им.

* 29. Для меня важнее всего знать:

* A. Что я хочу сделать;

В. Как достичь цели;

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

* 30. Человек должен вести себя так, чтобы:

* A. Другие были довольны им;

В. Выполнить прежде всего свою задачу;

С. Не нужно было укорять его за работу.

* Ключ к тесту направленности личности Басса.

Направленность на себя (НС) на взаимодействие (ВД) на задачу (НЗ) 1. А 11. В 21. С 1. С 11. С 21. А 1. В 11. А 21. В 2. В 12. В 22. С 2. С 12. А 22. А 2. А 12. С 22. В З. А 13. С 23. В 3. С 13. А 23. С 3. В 13. В 23. А 4. А 14. С 24. С 4. В 14. А 24. А 4. С 14. В 24. В 5. В 15. А 25. В 5. А 15. С 25. А 5. С 15. В 25. С 6. С 16. В 26. В 6. А 16. С 26. А 6. В 16. А 26. С 7. А 17. А 27. А 7. С 17. С 27. В 7. В 17. В 27. С 8. С 18. А 28. В 8. В 18. С 28. С 8. А 18. В 28. А 9. С 19. А 29. А 9. А 19. В 29. С 9. В 19. С 29. В 10. С 20. С 30. С 10. В 20. В 30. А 10. А 20. А 30. В * Интерпретация и пояснения к тесту Басса.

* С помощью методики Басса выявляются следующие направленности:

* 1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству.

* 2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.

* 3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели

"Мотивация успеха и боязнь неудачи"

(МУН) опросник А.А. Реана

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ "да" или "нет". Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" объединяет как явное "да", так и "скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет": он объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да".

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

Ответ "ДА": 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ "НЕТ": 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка результатов и критерии оценки

* За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_405723515
Рекомендуемые документы в приложении