Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 000221 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

Дж.Ниренберг, Г.Галеро

ЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА - КАК КНИГУ

Глава 7. ОТНОШЕНИЯ И СИТУАЦИИ

Невербальные значения могут меняться в зависимости от того, где, кто и как использует жест. Мы перейдем теперь к рассмотрению событий и групп жестов в соответствии с измененными ситуациями.

РОДИТЕЛЬ И РЕБЕНОК

Модусом невербальной коммуникации здесь часто является уровень звука и децибелы. Послания передаются с помощью таких звуков, как хлопанье дверьми, громкие звуки музыки и вопли. Как и считается в обыденном сознании, матери лучше понимают невербальное поведение своих детей, чем отцы. В нашем исследовании, кроме того было установлено, что все родители лучше всего распознают попытки солгать или что-то скрыть от них. Так же считают и сами дети. На вопрос, кого легче всего обмануть, они единодушно называли дедушек и бабушек.

ВЛЮБЛЕННЫЕ

В помещении, наполненном людьми, можете ли вы сказать, кто из них в браке, а кто - нет; между кем - сильная любовная связь, между кем - нет; кому удобно с другим, а кому - нет; кто лучше чувствовал бы себя поодиночке, каждый в своей компании, а кто - нет?

Рис. 36. Взгляд, прикосновение Рис. 37. Одно объятие

порождает другое Рис. 38. Когда слова

не нужны Любовь хорошо подходит одним и плохо другим. Мы заметили, что для тех, для кого она полна смысла, специфичны определенные позы и жесты (рис. 36 - 38).

В группе замужние женщины сильнее чем незамужние стремятся к общению с другими женщинами, тогда как незамужние - с мужчинами. Очень редко можно увидеть двух беседующих незамужних женщин, а если это случается, то ненадолго.

Пары, не состоящие в браке, стремятся оставаться вместе в течение всего вечера, как бы сигнализируя окружающим, что они принадлежат друг другу. Пары, которые недавно поссорились и еще не успели толком наладить отношения, общаются друг с другом формально, и если отвечают на улыбку улыбкой, то между губ не видны зубы. В общем, в паре, переживающей не лучшие свои времена, редко прикасаются друг к другу, а если кто-то это и делает, то второй быстро отдергивает руку или кисть руки, к которой прикоснулись. Как мы это уже говорили, прикосновение показывает права собственности и является жестом уверенности или подстраховки. Прикасающийся может поддержать адресата, уловив его потребность в уверенности. Если пара находится в хороших отношениях, то одно хорошее объятие порождает другое.

Многое можно сказать также по взаимному расположению стульев или кресел членов пары, допускающему или нет возможность присоединения к ним других собеседников.

Кроме непосредственного ухаживания А. Шефлен выделил также действия, призывающие к нему. Для женщин среди прочих это наклон головы, скрещивание ног, расположение рук на бедре, демонстрация запястий или ладоней, расправление груди, медленное поглаживающее движение пальцев по бедру или запястью.

НЕЗНАКОМЫЕ

Эрвинг Гоффман сделал интересное наблюдение в книге "Поведение в публичных местах": "Можно утверждать в качестве общего правила, что знакомые люди в ситуации общения находят причины не смотреть в лицо друг другу, в то время как незнакомые постоянно это делают". Детерминирующим фактором в общении между незнакомыми людьми является желание включиться, быть вовлеченным в это общение. Например, поздно ночью в метро в пустом вагоне, если они не желают вовлеченности, два человека будут стараться не вступать в контакт глаз, поскольку он означает признание, часто предшествующее разговору и вовлеченности. Не глядя друг на друга, эти два пассажира передают сигнал отсутствия интереса друг к другу хотя, может быть, каждый боится другого. Если же желание вовлеченности есть, то человек после первого взгляда на другого откашливается, мигает и говорит какую-либо незначительную фразу, типа: "В подземке мало народу по ночам" или "Чувствуешь себя странно, не будучи окружен со всех сторон толпой".

Невербальные сигналы по отношению к незнакомым людям различаются и в разных городах. На Юге в небольших городках гораздо чаще улыбаются, кивают, тепло говорят "привет" и т.п. Поэтому житель оттуда, впервые попав на Север в огромный город, удивляется кажущейся ему холодности прохожих.

НАЧАЛЬНИК И ПОДЧИНЕННЫЙ

Желание занимать главенствующее положение может выразиться уже в первом рукопожатии. Если кто-то твердо схватывает вашу руку и поворачивает ее так, что его рука оказывается прямо над вашей, то он пытается добиться физического доминирования. Если же он поворачивает вашу руку наоборот, протягивая свою руку ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного.

В общении начальник-подчиненный часто встречаются жесты типа "захвата территории" ("ноги на стол"), возвышения (начальник встает над сидящим подчиненным). Если подчиненный надоел руководителю своими проблемами, последний может, например, начать избегать контакта глаз; если это не понято, то наступает вторая стадия - откидывается назад или вздыхает, глядя на часы. Если подчиненный не понял и этого, то начальник может встать или взять папку с бумагами, раскрыть ее и посоветовать тому идти заниматься своими делами. Не стоит доводить дело до этой стадии.

Рис. 39. Озабоченность Рис. 39. Показывает руководителя, озабоченного множеством проблем. Если вы видите своего босса в такой позе, то лучше не подходить к нему еще и со своими трудностями.

Рис. 40. Отношения начальник-подчиненный.

Кто есть кто? На рис. 40 тот, кто стоит - начальник. Обратите внимание на признаки его превосходства: он стоит, к тому же сзади стола, то есть на личной территории подчиненного, и держит руку в кармане, большой палец наружу - характерный жест уверенности и авторитета, общий для Европы и США.

КЛИЕНТ И РАБОТНИК

Большинство клиентов хочет кроме помощи получить участие со стороны профессионала, поскольку считает, что тот, кто не "почувствует" их проблему, вряд ли сможет ее разрешить.

Каковы же жесты в отношениях клиент-профессионал? Со стороны профессионала должны быть явные, заметные свидетельства того, что он с равным внимание слушает все, что бы ни рассказывал клиент. Кроме того, хорошо подходят позы оценки - голова опирается на руку; поза мыслителя и т.п. автоматически принимаемые многими профессионалами. Правда, не надо забывать, что эти позы являются неадекватными в общении между самими профессионалами, где они кажутся критичными и подозрительными.

Наклон в сторону клиента выражает интерес. Отрицательный образ - профессионал сидит, откинувшись назад, соединив пальцы в "купал", и от клиента его отглаживает огромный стол.

Даже если клиент похож на растерявшегося ребенка, ни в коем случае не стоит занимать родительской позиции, выражающейся, в частности, в вопросах: "Вы следите за моей мыслью?", "Это вы ясно поняли?"

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_416378480
52 Кб, 3 сентября 2015 в 14:08 - Россия, Ростов-на-Дону, ДГТУ (бывш. РИСХМ), 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении