Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 000224 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Факультет Социально-гуманитарный

Кафедра Философия

Методические рекомендации по выполнению практических работ

по дисциплине

"Невербальная психодиагностика"

Практическая работа 1: "Самооценка и оценка внешности"

Цель: определить особенности восприятия и оценки внешнего облика близких людей, установить степень удовлетворенности своим внешним обликом и внешним обликом родителей.

Задачи:

1. Сравнить оценки внешнего облика отца и матери, а также оценки их внешнего облика с самооценкой внешнего облика.

2. Установить различия в оценках внешнего облика отца, матери, своего внешнего облика в зависимости от половых различий участников исследования.

3. Представить интерпретацию полученных результатов.

Процедура выполнения задания:

Опросить по ниже прилагаемому опроснику 5 человек, включая исполнителя контрольной работы

Методика "Самооценки и оценки внешности" позволяет выявить степень удовлетворенности участника исследования внешностью (своей и родителей). Методика состоит из 36 пар суждений, объединенных в группы, соответствующие выделенному конструкту "Внешнее экспрессивное Я личности" Каждая пара суждений включает полярные характеристики, описывающие внешность. Например, красивая - некрасивая, привлекательная - непривлекательная, гармоничная - негармоничная, невзрачная - колоритная и

т.д. Участнику исследования предлагается оценить собственную внешность и внешность родителей, используя 10-балльную шкалу: чем ближе к 10 баллам тем выше оценивается как собственная внешность, так и внешность родителей. Показателем уровня удовлетворенности внешностью выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения оценок каждого из 36 суждений. Максимальная сумма равняется 360 баллам, а минимальна 36 баллам. Средний уровень оценки внешнего облика колеблется в диапазоне от 180 до 250 баллов.

1. Обработать данные и представить в письменном виде.

2. Схема выполнения и предъявления работы:

A) Титульный лист: указать название контрольной работы и ФИО исполнителя

Б) На втором листе указать цели и задачи

B) Приложить протоколы ответов участников исследования (5 протоколов)

Г) Обработать данные и представить в таблице

Например, в вашем исследовании приняли участие 2 мужчин и три женщины

: Участники

исследования Оценка внешности отца, матери и самооценка Я Мать Отец Мужчина 240 260 310 Мужчины 261 296 278 Женщина 180 230 150 Женщина 150 120 230 Женщины 288 277 260

Показатели оценки своей внешности и внешности родителей

Д) После таблицы привести выводы по следующей схеме

Внешность кого оценивают участники исследования выше: отца или матери?

Насколько выше или ниже участники исследования оценивают свою внешность, чем внешность отца и матери

Насколько участники исследования удовлетворены своим внешним обликом (высокий, средний, низкий уровень удовлетворенности)

Насколько участники исследования удовлетворены внешним обликом отца и матери

Различаются ли участники исследования в зависимости от пола в оценках своего облика и облика родителей.

В заключении попытайтесь объяснить полученные результаты

Опросный лист и бланк к методике: "Самооценка и оценка внешности"

Инструкция. Вам необходимо оценить по разным характеристикам внешний облик отца, матери, а также свой собственный внешний облик. Чтобы выполнить задание правильно, в начале прочитайте характеристику, например, некрасивая - красивая, затем из 10 баллов выберите тот, который в большей степени подходит для оценки и поставьте его в соответствующей колонке (Я - самоценка внешнего облика; М = оценка внешнего облика матери; О - оценка внешнего облика отца)

ФИО______________________________Возраст__________________________Пол

Я оцениваю свое лицо как... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 некрасивое красивое неизящное изящное невыразительное выразительное непривлекательное привлекательное заурядное незаурядное плохо сложенное хорошо сложенное нездоровое здоровое несексуальное сексуальное неухоженное ухоженное непривлекательное для противоположного пола привлекательное для противоположного пола

Я оцениваю свое тело, телосложение как... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 некрасивое красивое неизящное изящное негармоничное гармоничное непривлекательное привлекательное заурядное незаурядное плохо сложенное хорошо сложенное нездоровое здоровое несексуальное сексуальное неухоженное ухоженное непропорциональное пропорциональное непривлекательное для противоположного пола привлекательное для противоположного пола

Я оцениваю оформление мной внешнего облика (свою прическу, косметику, одежду, украшения) как... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 некрасивое красивое непривлекательное привлекательное неинтересное интересное отталкивающее притягивающее неприятное приятное неэффектное эффектное невзрачное колоритное типичное оригинальное несексуальное сексуальное непривлекательное для противоположного пола привлекательное для противоположного пола (для женского пола):

неженственное (для женского пола):

женственное (для мужского пола): немужественное (для мужского пола): мужественное

Я оцениваю свое выразительное поведение (жесты, мимику, походку, взгляд и т.д.) как... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 неуклюжее грациозное негармоничное гармоничное невыразительное выразительное отталкивающее притягивающее искусственное естественное статичное динамичное типичное индивидуальное непривлекательное для противоположного пола привлекательное для противоположного пола

Оцените следующие утверждения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Я не люблю фотографироваться Я люблю фотографироваться Я не люблю смотреть на себя в витрины Я люблю смотреть на себя в витрины Я не люблю сниматься на видеокамеру Я люблю сниматься на видеокамеру Я не люблю смотреть на себя в зеркало Я люблю смотреть на себя в зеркало Я не люблю смотреть о себе видеофильмы Я люблю смотреть о себе видеофильмы Я не люблю, когда о моей внешности говорят другие Я люблю, когда о моей внешности говорят другие Меня не удовлетворяет моя внешность Меня удовлетворяет моя внешность Меня беспокоит появление внешних признаков старения Меня не беспокоит появление внешних признаков старения Мой внешний облик не соответствует моему возрасту Мой внешний облик соответствует моему возрасту Я выгляжу старше, чем большинство людей моего возраста Я выгляжу моложе, чем большинство людей моего возраста С возрастом я становлюсь внешне менее привлекательной (-ым) С возрастом я не теряю свою внешнюю привлекательность К моему внешнему облику подходит выражение: "не поймешь ? то ли мужчина, то ли женщина" К моему внешнему облику не подходит выражение: "не поймешь ? то ли мужчина, то ли женщина" для женского пола: С возрастом мой внешний облик становится все более похожим на внешний облик большинства женщин моего возраста С возрастом мой внешний облик становится все менее похожим на внешний облик большинства женщин моего возраста С возрастом мой внешний облик становится все менее женственным С возрастом мой внешний облик становится все более женственным Мой внешний облик не соответствует моей роли "женщина-жена" Мой внешний облик соответствует моей роли "женщина-жена" Мой внешний облик не соответствует моей роли "женщина-мать" Мой внешний облик соответствует моей роли "женщина-мать" Мой внешний облик не соответствует моей роли "женщина-любовница" Мой внешний облик соответствует моей роли "женщина-любовница" Мой внешний облик не соответствует моей профессиональной роли Мой внешний облик соответствует моей профессиональной роли

для мужского пола: С возрастом мой внешний облик становится все более похожим на внешний облик большинства мужчин моего возраста С возрастом мой внешний облик становится все менее похожим на внешний облик большинства мужчин моего возраста С возрастом мой внешний облик становится все менее мужественным С возрастом мой внешний облик становится все более мужественным Мой внешний облик не соответствует моей роли "мужчина-муж" Мой внешний облик соответствует моей роли "мужчина-муж" Мой внешний облик не соответствует моей роли "мужчина-отец" Мой внешний облик соответствует моей роли "мужчина-отец" Мой внешний облик не соответствует моей роли "мужчина-любовник" Мой внешний облик соответствует моей роли "мужчина-любовник" Мой внешний облик не соответствует моей профессиональной роли Мой внешний облик соответствует моей профессиональной роли

Практическая работа 2: "Оценка личности на основе внешнего облика глазами другого человека"

Цель: определить какие качества личности передает Ваш внешний облик другому человеку

Задачи:

1. Определить на основе частотного анализа какие качества личности распознает другой человек, воспринимая внешний облик партнера

2. Установить существуют ли различия в восприятии внешнего облика глазами другого человека между мужчинами и женщинами

3. Представить интерпретацию полученных результатов.

4. Процедура выполнения задания:

5. Опросить по ниже прилагаемому опроснику 5 человек, включая исполнителя практической работы

Методика "Оценки внешнего облика глазами другого человека" позволяет выявить взаимосвязи между характеристиками внешнего облика и чертами личности. Данная методика направлена на определение комплекса черт личности, которые, по мнению участника исследования, представлены в его внешнем облике. Методика представляет из себя разновидность семантического дифференциала. Она включает 44 шкалы, состоящие из характеристик - антонимов ( например, приятный - неприятный). Участнику исследования предлагается представить себе ситуацию, в которой за ним может наблюдать другой, малознакомый человек. После этого попытаться определить, что может сказать о его личности мало знакомый человек, рассматривая его внешний облик.

Какие личностные характеристики этот мало знакомый человек выбрал бы, воспринимая Ваш внешний облик.

Обработка полученных данных осуществляется с помощью частотного анализа: сколько раз каждый признак выбран участниками исследования. Установив, количество выборов каждого признака, необходимо посчитать проценты. Например, у Вас 5 участников исследования, если какая - то характеристика выбирается всеми участниками, то это соответствует 100% . Соответственно, исходя из цифры пять, Вы подсчитываете процент выбора каждой характеристики. Затем выписываете только те характеристики, которые были выбрана 80% -100% участника исследования. Этот набор характеристик отражает стереотипные представления о том, какие качества личности распознаются на основе внешнего облика.

2. Обработать данные и представить в письменном виде.

3. Схема выполнения и предъявления работы:

A) Титульный лист: указать название контрольной работы и ФИО исполнителя

Б) На втором листе указать цели и задачи

B) Приложить протоколы ответов участников исследования (5 протоколов)

Г) Обработать данные и представить в виде перечня характеристик, (использовать опросный бланк), указав процент выбора каждой характеристики. После этого выбрать характеристики, которые имеют частоту равную 80%-100% и создать портреты личности на основе внешнего облика.

4. Сделать выводы по следующей схеме:

Какие качества личности (позитивные - негативные) выбирают чаще участники исследования?

Чем отличаются портреты, созданные на основе внешнего облика у мужчин и женщин?

В заключении попытайтесь объяснить полученные результаты

ФИО ПолВозрастГруппа

Инструкция: Представьте себе, что на Вас смотрит и пытается оценить по внешнему облику вашу личность малознакомый человек. Какие характеристики он выбрал бы с Вашей точки зрения. Поставьте значок в выбранном месте шкалы. (Например: х добрый - бессердечный). Если какая - либо из шкал не подходит для оценки Вашего внешнего облика, Вы можете ее пропустить (например, Вы считаете, что другой человек не может распознать по вашему внешнему облику являетесь ли Вы человеком благородным или подлым. В этом случае пропустите данную шкалу и заполняйте опросник дальше)

1. 1. Привлекательный - Непривлекательный

2. Опрятный - Неопрятный

3. Чистый - Грязный

4. Яркий - Бесцветный

5. Приятный - Неприятный

6. Приветливый - Надменный

7. Благожелательный - Неблагожелательный

8. Благородный - Подлый

9. Добрый - Бессердечный

10. Миролюбивый - Агрессивный

11. Спокойный - Озабоченный

12. Общительный - Замкнутый

13. Красноречивый - Косноязычный

14. Снисходительный - Требовательный

15. Профессионал - дилетант

16. Мужественный - Женственный

17. Сочувственный - Черствый

18. Прямолинейный - Дипломатичный

19. Деликатный - Хамоватый

20. Альтруист - Эгоист

21. Робкий - Смелый

22. Отзывчивый - Равнодушный

23. Гордый - Смиренный

24. Честный - Нечестный

25. Хитрый - Наивный

26. Импульсивный - Рассудительный

27. Умный - Глупый

28. Увлеченный - Безразличный

29. Блестящий - Скучный

30. Доверчивый - Подозрительный

31. Самоуверенный - Сомневающийся

32. Напористый - Покорный

33. Независимый - Зависимый

34. Подчиненный - Доминантный

35. Практичный - Развитое воображение

36. Активный - Пассивный

37. Экспрессивный - Сдержанный

38. Уверенный в себе - Тревожный

39. Непринужденный - Скованный

40. Эмоционально устойчивый - Эмоционально неустойчивый

41. Счастливый - Несчастный

42. Современный - Старомодный

43. Уникальный -Типичный

44. Консерватор - Радикал

Практическая работа 3: "Невербальные характеристики ролевого общения"

Цель: определить представления о паттернах невербального экспрессивного поведения людей, исполняющих различные социальные роли

Задачи:

1.Определить на основе частотного анализа какие характеристики невербального поведения приписываются человеку в зависимости от его социальной роли

2. Установитьсуществуют ли различия в паттернах невербального поведения коллеги, сокурсника, родственника.

3. Представитьинтерпретацию полученных результатов.

Процедура выполнения задания:

1.Опросить по ниже прилагаемому опроснику 5 человек, включая исполнителя контрольной работы

Опросник "Невербальные характеристики ролевого общения"

включает 53 характеристики экспрессии человека. Они относятся к кинесике (мимика, жесты, позы, контакт глаз), такесике (прикосновения)

Обработка полученных данных осуществляется с помощью частотного анализа: сколько раз каждая характеристика выбрана в соответствии с той или иной ролевой позицией. Установив, количество выборов каждой характеристики, необходимо посчитать проценты. Например, у Вас 5 участников исследования, если какая - то характеристика выбирается всеми участниками, то это соответствует 100% . Соответственно, исходя из цифры пять, Вы подсчитываете процент выбора каждой характеристики. Затем выписываете только те характеристики, которые были выбрана 80% -100% участников исследования для каждой ролевой позиции отдельно. Этот набор характеристик отражает стереотипные представления о том, какое невербальное поведение должен демонстрировать человек, имеющий определенный социальный статус и играющий определенную социальную роль.

2. Обработать данные и представить в письменном виде.

3. Схема выполнения и предъявления работы:

A) Титульный лист: указать название контрольной работы и ФИО исполнителя

Б) На втором листе указать цели и задачи

B) Приложить протоколы ответов участников исследования (5 протоколов)

Г) Обработать данные и представить в виде перечня характеристик, (использовать опросный бланк), указав процент выбора каждой характеристики по каждой ролевой позиции После этого выбрать характеристики, которые имеют частоту равную 80%-100% и создать паттерны невербального поведения коллеги, сокурсника, родственника.

4. Сделать выводы по следующей схеме:

Какие характеристики невербального поведения выбирают чаще участники исследования?

Чем отличаются паттерны невербального поведения коллеги, сокурсника, родственника.

Какие интерпретации личности этих людей можно сделать на основе описанных паттернов невербального поведения.

В заключении попытайтесь объяснить полученные результаты

Опросник " Невербальные характеристики ролевого общения"

Инструкция. Как известно, каждый человек использует различные средства для установления контакта с другими людьми. Самыми распространенными средствами общения являются речевые и неречевые (мимика, жесты, позы и.т.д.). Ниже перечислены неречевые характеристики нашего поведения в общении. Ваша задача заключается в том, чтобы выбрать из предлагаемого списка характеристик неречевого поведения те, которые как Вы считаете, соответствуют определенным нормам общения с коллегами, сокурсниками, родственниками и т.д.

Задание выполняйте следующим образом:

1. На специальном опросном листе напишите слово "коллега", затем последовательно читайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения, которые, как Вы считаете, соответствуют нормам общения с коллегами, и ставьте номер характеристики на опросном листе под словом "коллега".

2. Напишите слово "сокурсник " и выполняйте задание так же, как и в первом случае. То есть, последовательно, с самого начала, читайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения, которые как Вы считаете, соответствуют нормам общения с учениками, и ставьте номер характеристики на опросном листе под словом "ученик".

3. Напишите слово "родственник", можете указать, кого Вы имеете в виду (мать, отец брат, сестра, дети и т.д.); выполняйте задание так же, как в первом и во втором случаях.

Список характеристик невербального поведения

1) 1) брать за руки;

2) обнимать;

3) целовать;

4) класть руки на плечи, шею и т.д.;

5) какие-то другие прикосновения (напишите);

6) смотреть в глаза;

7) смотреть в лицо;

8) смотреть на тело;

9) смотреть пристально;

10) отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера;

11) другие характеристики взгляда (напишите);

12) скользить взглядом по другому человеку;

13) сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу за другую;

14) сидеть слегка наклонившиеся вперед;

15) сидеть, отбросившись на спинку стула;

16) сидеть прямо, положив руки на колени, ноги вместе;

17) сидеть, положив руки перед собой;

18) напряженная поза;

19) расслабленная поза;

20) наклонить голову в сторону;

21) приподнять голову вверх;

22) опустить голову вниз;

23) втянуть голову в плечи;

24) другие характеристики позы (написать);

25) сжимать руки перед собой;

26) сжимать руки позади себя;

27) держать руки в карманах;

28) прикрывать рот рукой;

29) прикасаться к различным частям лица;

30) потирать различные части лица, туловища;

31) перекрещивать руки на груди;

32) интенсивно жестикулировать;

33) использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть. усилить сказанное;

34) использовать жесты для описания предметов;

35) использовать жесты для выражения отношения к другому;

36) держать руки на бедрах;

37) брать под руки;

38) другие жесты (напишите);

39) выражать радость;

40) выражать гнев;

41) выражать удивление;

42) выражать страдание;

43) выражать отвращение;

44) выражать восхищение;

45) выражать презрение;

46) выражать страх;

47) выражать любовь;

48) другие выражения лица (напишите);

49) говорить быстро;

50) говорить медленно;

51) громко разговаривать;

52) смеяться;

53) плакать.

Бланк ответов для методики "Невербальные характеристики ролевого общения"

Невербальные характеристики Друг Сокурсник Родственник 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34.

Практическая работа 4: Опросник "Социально-психологические характеристики субъекта общения" разработанная Лабунской В.А.

Инструкция: "Представьте себе, что ваш партнёр, с качествами, которые характеризуют его как привлекательного человека, демонстрирует в общении с вами нижеперечисленные характеристики взаимодействия. Ваша задача, оценить, насколько та или иная особенность поведения партнёра затрудняет ваше общение с ним. Если та или иная особенность поведения очень сильно или сильно, средне, слабо и т.д. затрудняет ваше общение, то поставьте знак "+" в соответствующей графе бланка, напротив номера характеристики; если вы не обращали ранее внимание на ту или иную характеристику и не можете оценить её влияние на ваше общение, то поставьте знак "+" в графе "не знаю". Отвечая, старайтесь соблюдать следующие правила:

1) Будьте внимательны, следите, чтобы номер ответа на специальном бланке совпадали с номером характеристики в опроснике;

2) постарайтесь реже ставить знак "+" в графе "не знаю";

3) это задание на скорость, поэтому не тратьте время на обдумывание ответов, тогда вы быстро сможете закончить работу.

Качества:

1. Тихая речь партнёра.

2. Неумение партнёра соотносить действия и поступки людей с их качествами личности.

3. Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).

4. Желание партнёра больше говорить, чем слушать.

5. Застывшая поза, лицо партнёра.

6. Неумение партнёра поставить себя на место другого человека.

7. Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).

8. Привычка партнёра перебивать разговор.

9. Длительные паузы в речи партнёра.

10. Неумение партнёра "читать" по лицу чувства и намерения другого человека.

11. Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне).

12. Неумение партнёра выйти из общения, вовремя его прекратить.

13. Нежелание партнёра поддерживать зрительный кон-такт.

14. Ошибки партнёра в оценке чувств и настроений другого человека.

15. Властное отношение к другим людям (ко мне).

16. Неумение партнёра аргументировать свои замечания, предложения.

17. Отсутствие внешней привлекательности у партнёра.

18. Неумение партнёра продемонстрировать понимание особенностей другого человека.

19. Высокомерное отношение к другому человеку (ко мне).

20. Неумение партнёра разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.

21. Вялая, невыразительная жестикуляция партнёра.

22. Стремление партнёра относить людей к определённому типу.

23. Требовательное отношение к другим людям (ко мне).

24. Стремление партнёра занимать в общении ведущую позицию.

25. Несоответствие выражения лица партнёра его словам.

26. Отсутствие проницательности у моего партнёра.

27. Страх партнёра быть смешным в глазах других людей.

28. Желание партнёра навязать свою точку зрения.

29. Громкая речь партнёра.

30. Стремление партнёра делать заключение о личности на основе внешности.

31. Стремление партнёра произвести на меня приятное впечатление.

32. Неумение партнёра выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонаций.

33. Систематическое передвижение партнёра во время общения.

34. Умение партнёра поставить себя на место другого человека.

35. Заинтересованное отношение к другому человеку (ко мне).

36. Умение партнёра меньше говорить, а больше слушать.

37. Стремление партнёра систематически поддерживать зрительный контакт.

38. Умение партнёра точно оценивать чувства и настроения другого человека.

39. Доверительное отношение к другим людям (ко мне).

40. Умение партнёра слушать, вести диалог, беседовать.

41. Приятная внешность партнёра.

42. Умение партнёра "читать" по лицу чувства и намерения другого человека.

43. Дружеское отношение к другим людям (ко мне).

44. Умение партнёра вовремя выйти из общения, прекратить его, учитывая ситуацию и состояние другого человека.

45. Быстрый темп речи партнёра.

46. Умение партнёра демонстрировать своё понимание особенностей другого человека.

47. Почтительное отношение к другим людям (ко мне).

48. Умение партнёра принять точку зрения другого человека.

49. Интенсивная жестикуляция партнёра.

50.Умение видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты характера.

51. Добродушное отношение к другим людям (ко мне).

52. Умение партнёра объяснять, аргументировать свои предложения, замечания.

53. Соответствие выражения лица партнёра его словам.

54. Проницательность партнёра: людей видит "насквозь".

55. Умение партнёра выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонаций.

56. Умение партнёра разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.

57. Частые прикосновения партнёра (кладёт руку, постукивает по плечу и т.д.).

58. Стремление партнёра оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении.

59. Стремление партнёра занимать в общении подчинённую позицию.

60. Концентрация внимания партнёра на собственных чувствах и мыслях.

61. Длительное общение с одним и тем же человеком.

62. Присутствие посторонних лиц.

63.Большие временные промежутки в общении с партнером.

64. Общение с группой лиц одновременно.

65. Возрастные различия.

66. Половые различия.

67. Должностные различия.

68. Самочувствие (настроение, готовность к общению).

Количественный и качественный анализ результатов опроса.

В опроснике представлены пять групп характеристик общения. Каждая группа включает как "позитивные", так и "негативные" черты, определяющие его эффективность. Суммарная оценка степени влияния различных групп характеристик позволяет установить степень сензитивности к "позитивным" и "негативным" чертам общения.

Максимальная оценка каждой группы психологических трудностей общения равна 75 баллам. Первая группа (I) включает экспрессивно - речевые (ЭР) особенности партнёров. К ней относятся суждения 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41, 45, 49, 53, 57. Вторая группа (II) характеристик

отражает социально - перцептивные (СП) особенности партнёров. К ней относятся суждения 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50, 54, 58. Третья группа (III) включает суждения, описывающие отношения - обращения (ОО) партнёров друг к другу. К ней относятся суждения 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31,35, 39, 43, 47, 51, 55, 59. Четвёртая группа (IY) состоит из суждений, раскрывающих умения и навыки организации взаимодействия (НВ). Её образуют суждения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60. Отдельная группа характеристик (Y) даёт представление о влиянии на возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус. Её образуют суждения 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68. Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри каждой группы характеристик. Затем полученный показатель по каждой группе характеристик переводится в 20-балльную шкалу. Коэффициент перевода для I - IY групп признаков равен 0,27, для Y группы - 0,53. Перевод в 20-балльную систему осуществляется умножением суммарного показателя на соответствующий индекс.

Практическая работ 5: "Методика экспертной оценки невербальной коммуникации".

Назначение теста

Учитывая важную роль невербальных средств или "языка тела" в процессе общения, данная методика с помощью экспертных оценок помогает определить диапазон зрительно воспроизводимых и коммуникативно значимых движений человеческого тела, включая оценку разнообразия невербального репертуара, сензитивность к восприятию невербальной информации и самоуправлению невербальным репертуаром. В качестве экспертов можно привлекать одного из родителей или руководителей, педагогов, друга и самого оцениваемого.

Инструкция к тесту

Постарайтесь по приведенным ниже вопросам выразить свое мнение о некоторых особенностях поведения человека в общении с вами. На каждый из вопросов предлагается четыре варианта ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует данного человека. Обведите в бланке ответов ту букву, которая соответствует выбранному вами ответу.

* А - всегда,

* Б - часто,

* В - редко,

* Г - никогда.

Тестовый материал

1. Считаете ли вы, что он (она) умеет хорошо дополнять содержание своих слов неречевыми средствами (мимикой, жестами, позой и т. д.)?

2. Понимает ли он (она) ваши эмоции по выражению вашего лица?

3. Может ли он (она) найти подходящие интонации голоса для выражения своих чувств и отношений к другим людям?

4. Считаете ли вы, что он (она) умеет правильно понимать значение ваших взглядов (проявление симпатии, интереса, привлечение внимания, проявление волнения и др.)?

5. Считаете ли вы что у него (нее) бывают лишние жесты и движения, когда он (она) старается выразить свои мысли и чувства?

6. Умеет ли он (она) сдерживать проявление своих отрицательных эмоций и отношений?

7. Как вы считаете, реагирует ли он (она) на изменения вашего голоса (на проявление иронии, волнения и т. п.)?

8. Бывает ли, что его (ее) неречевое поведение не соответствует тому, о чем он (она) говорит?

9. Умеет ли он (она), по вашему мнению, выражением глаз и взглядом проявить внимание к другим людям, приветливость, заинтересованность?

10. Как вы считаете, может ли он (она) управлять своей мимикой во время конфликтной ситуации?

11. Отличается ли его (ее) мимика выразительностью, разнообразием, гармонией?

12. Есть ли у него (нее) позы или движения, непривлекательные с вашей точки зрения?

13. Использует ли он (она) мягкие, доверительные интонации, чтобы снять у других напряжение, вызвать на откровенность, расположить к себе?

14. Умеет ли он (она) по изменению вашей походки, позы определить ваше самочувствие, настроение, состояние?

15. Может ли он (она) передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций, используя различные неречевые средства поведения?

16. Умеет ли он (она) достаточно тонко и понятно показать через мимику свое доброжелательное отношение к другим?

17. Можно ли сказать, что по его (ее) выразительному поведению легко понять, какие он (она) испытывает чувства к окружающим?

18. Может ли он (она) понять ваше отношение к нему, даже если вы не демонстрируете его специально?

19. Бывает ли он (она) скован в движениях и жестах, зажат, когда попадает в непривычную, незнакомую ситуацию?

20. Как вы считаете, понимает ли он (она), когда вы огорчены, расстроены, не расположены к общению?

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа и каждому варианту приписывается определенный балл от одного до четырех (А - 4 балла; Б - 3 балла; В - 2 балла; Г - 1 балл).

Методика дает возможность диагностировать три параметра невербального общения:

* Общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности - вопросы 1, 5, 8, 12, 15, 17. Количественная оценка данного параметра может варьироваться от +9 до -9 баллов.

* Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации - вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20. Количественная оценка варьируется от 28 до 7 баллов.

* Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения - вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19. Количественная оценка варьируется от 23 до 2 баллов.

Уровень развития каждой из описанных способностей вычисляется как сумма баллов за ответы на соответствующие вопросы (за ответы на вопросы 5, 8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из трех параметров).

Для каждого испытуемого получают оценки трех экспертов, включая его самого. По каждому оцениваемому параметру находится среднее арифметическое значение трех экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития каждой из трех описанных выше способностей субъекта невербальной коммуникации.

На основе суммарных оценок по трем анализируемым параметрам определяется общий показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека. Этот показатель может варьироваться от 0 до 60 баллов.

Далее проводится качественный анализ структуры невербальной коммуникации тестируемого.

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_437056966
Рекомендуемые документы в приложении