Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 000229 из ДГТУ (бывш. РИСХМ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ДГТУ) Факультет "Социально-гуманитарный"

Кафедра "Психология"

Курсовая работа

на тему: "Психологические особенности общения пользователей в сети INTERNET".

Студентка: Нечаева Е.А.

Группа: ГП31

Научный руководитель:

Даутов Д.Ф. к.псих.н

Ростов-на-Дону

2015 год Содержание

Введениес.3

Глава 1.Сравнительный анализ реального и виртуального общенияс.4

1.1.Понятие общенияс.4

1.2.Общение в интернетес.12

1.3.Сравнение реального и виртуального общенияс.29

Глава 2. Психологический феномен интернет общенияс.31

2.1.Начальный процесс социализации в виртуальном пространстве у подростковс.31

2.2.Информационная социализация в изменяющемся информационном пространствес.37

2.3.Понятие "кибербуллинг" и его характеристикас.42

Заключениес.51

Список использованной литературыс.52

Введение

В настоящее время существует множество форм и способов общения. И общению непосредственному уступает общение опосредованное, через использование глобальной компьютерной сети "интернет".

Такое общение уже приобрело большую популярность, в сети появилось большое количество разнообразных социальных сетей, где, зарегистрировавшись, пользователи могут общаться друг с другом.

Данный вид общения удобен, так как происходит не прямо здесь и сейчас, не в настоящее время, а может быть размыт во времени, прост в использовании и овладении, потому как не требует каких-либо профессиональных знаний, а также в нем присутствует аспект анонимности, где пользователи могут презентовать себя на своем личном профиле именно так, как сами того пожелают, подделать свои данные, имя, фамилию, место работы или учебы, фотографии и другую информацию.

В данной работе будет рассмотрена не только специфика общения как такового, но и общения посредством технических средств в интернете.

А также их сравнение и вывод по заключенным данным.

Глава 1.Сравнительный анализ реального и виртуального общения

1.1.Понятие общения

На страницах отечественной психологической литературы до сих пор ведется полемика по поводу определения понятия общения. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, "содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности".

Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологии как "деятельность общения" или "коммуникативная деятельность". Однако, и здесь возникают сложности, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как условие деятельности или ее сторону. Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

Б.Д. Парыгин выделял основные параметры общения:

а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга;

б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения;

в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга.

В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.

В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Общение рассматривается как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т.д. Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.

В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения:

1. Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, теле- видению и др.).

2. Информационные функции. В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительную функцию. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную функцию. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.

3. Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком.

Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. Важно подчеркнуть, что от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Когнитивные функции общения связываются с эмотивными.

4. Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят свое выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии - антипатии, любви - ненависти, дружбе - вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.

5. Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.

6. Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.

В основе общения лежит коммуникативный процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами. В любом единичном акте передачи и восприятия информации необходимы, как минимум, два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант или адресат).

С точки зрения теории информации, рассматривая специфику общения, можно выделить в соответствии с работами классиков этой теории К. Шеннона и У. Уивера три следующих аспекта коммуникаций:

1.Техническая проблема. Насколько точно могут быть переданы символы коммуникаций?

2. Семантическая проблема. Насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?

3. Проблема эффективности. Насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?

Все эти проблемы тесно связаны между собой. Так, технические помехи какого-либо передающего устройства или неточность используемых понятий могут уменьшать степень эффективности той или иной коммуникации. При научном анализе коммуникаций обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);

2) передатчик;

3) приемник;

4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).

В роли отправителя информации может выступать любой индивид, имеющий намерение что-либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом. Отправитель информации зачастую является в то же самое время и источником информации, однако эти две роли не следует полностью отождествлять. Например, когда на лекции преподаватель рассказывает об исследованиях других ученых, он выступает, скорее, как коммуникатор, а не как источник данной информации. Та или иная информация кодируется ее отправителем на основе какой-либо системы знаков для передачи адресату коммуникации. Преобразование информации в те или иные сигналы производится коммуникатором посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло). Коммуникатор может сказать или написать что-либо, продемонстрировать схему или чертеж, наконец, выразить свою мысль мимикой и жестами. Таким образом, при передаче информации всегда используется ряд определенных знаков.

Сигналы коммуникатора поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией опознавания полученного сообщения.

Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации - лицо или группа лиц, которые воспринимают эту информацию и интерпретируют.

Весь путь прохождения информации от ее отправителя до получателя называется каналом коммуникации. Необходимо отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, телефон, радио, телевидение, интернет и т.д.

Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют лицом к лицу на основе устной речи или используя невербальные знаки.

Роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе общения.

Одна из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание адресата информации к предстоящему сообщению. В социальной психологии говорится о двух очевидных характеристиках коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения.

Таким образом, коммуникатору важно иметь ясное представление о тех сведениях, которыми располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентаций.

Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность "тезаурусов" отправителя информации и адресата. В переводе с дневнегреческого "тезаурус" означает сокровище. Под тезаурусом в данном случае понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек.

Большие различия в запасе и характере информации затрудняют общение. Так, известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой специфический язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой стороны, использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказывается на их взаимопонимании.

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его

психических процессов и т.д. Имеются экспериментальные данные Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской и др., свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприятия информации.

Успешному межличностному общению могут препятствовать различные помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например, выражает свое сообщение несоответствующими словами. В данном случае можно сказать, что не решается семантическая проблема коммуникации. Так, порой то или иное неосторожное слово или необдуманная фраза могут болезненно задеть адресата коммуникации и вызвать у него острую эмоциональную реакцию возражения и противодействия. Данная ситуация может превратиться в конфликтную. Нередко коммуникатору потом долго еще приходится убеждать адресата

коммуникации в том, что тот его неправильно понял, что он не хотел его обидеть, что имел в виду совсем не то, о чем подумал получатель информации, и т.д., и т.п.

Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, в итоге информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, когда устная информация проходит через большое число лиц. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. А также, человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно

интерпретировать.

Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути межличностных коммуникаций. Так, главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективному общению, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и др.

В процессе передачи информации используются различные знаковые системы. На этом основании обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникации.

При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно, письменно или в печатной форме). Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь, хотя быпотому, что она не требует особых материальных затрат при межличностном общении. Кроме того, обращаясь к устной речи, можно передавать информацию не только словами или предложениями. В такой речи люди используют еще и паралингвистические средства, которые также могут нести определенный смысл. Это степень громкости речи, ее ритм, распределение пауз, а также вокализация - смех, плач, зевота, вздохи и т.д.

Таким образом, существует огромное разнообразие различных лингвистических и паралингвистических форм передачи информации.

1.2.Общение в интернете

Электронные сети - относительно новое средство массовой коммуникации. Внимание ученых привлекают два типа электронных сетей - глобальная сеть Интернет и локальные электронные сети, использующиеся в обучении и принятии массовых решений.

Первый вопрос, который возникает в связи с электронными сетями - какие люди предпочитают этот тип средств массовой коммуникации?

У таких личностей отмечаются как социодемографические, так и некоторые психологические особенности. К социодемографическим особенностям относятся пол, возраст, образование, профессия, уровень дохода и место жительства.

При этом существуют половые различия в предпочтении информации в Интернете. Женщины реже, чем мужчины, подписываются на коммерческие и программистские общественные группы, но чаще на группы, связанные с искусством, литературой, куль турой и религией. Они меньше интересуются информацией о науке, информатике и вычислительной технике, но чаще информацией по образованию.

Кроме того, мужчины больше, чем женщины, ценят в оформлении Интернет сайтов необычные детали.

Если говорить о психологических особенностях, то большую роль играют компьютерная тревожность, самоэффективность, оценка полезности и безопасности работы в сети, склонность к риску, открытость новому опыту, застенчивость, идентичность и мотивация.

Компьютерная тревожность затрудняет работу человека на компьютере и, как следствие, в электронных сетях. Она связана с другими типами тревожности - общей, тестовой, математической, технотревожностью. Следует отметить, что женщины охотнее сообщают о компьютерной тревожности и демонстрируют боль шее желание избавиться от нее.

Выделяют несколько видов компьютерной тревожности. Она может быть связана с многочисленными страхами:

- страхом испортить что либо,

- ощущением незнания или неумения,

- боязнью самой техники,

- страхом за свое физическое здоровье,

- боязнью нового, незнакомого,

- ощущением угрозы самооценке в интеллектуальной сфере,

- а также ощущением дефицита времени.

Причинами возникновения компьютерной тревожности являются неадекватные обыденные представления о компьютере и неправильный выбор формы обучения работе на нем. Тревожность у людей по поводу последнего фактора увеличивается с их возрастом.

Существует несколько способов снизить компьютерную тревожность во время обучения.

Во-первых, к ним относится беседа преподавателя с учеником, в которой он рассказывает о своих переживаниях, испытанных им во время первых разов работы на компьютере, а также о сделанных ошибках.

Во-вторых, возможна подготовка к серьезным занятиям, во время которой люди играют в компьютерные игры или используют несложные программы, рассчитанные на детей. Это позволяет им почувствовать себя

эффективными и преодолеть свои страхи.

В-третьих, во время обучения можно сравнивать работу на компьютере с теми действиями, которые человек уже совершал, когда обучался чему-либо в своей жизни. Важно показать человеку то, что работа на компьютере это то же обучение, что и, к примеру, изучение иностранного языка.

В-четвертых, эффективной является смена ролей: человеку дают роль учителя и ученика, знающего еще меньше, чем он сам.

Следующий компонент - это самоэффективность. Компьютерная самоэффективность - оценка человеком своей способности работать на компьютере. Люди с низкой самоэффективностью испытывают большую тревогу и меньше используют Интернет.

Восприятие полезности и безопасности работы в интернете также оказывает влияние на его использование: чем выше оценка полезности, легкости его использования, доверия к нему, и чем ниже оценка риска, тем активнее люди работают в сети.

Важной особенностью пользователей электронных сетей является склонность к риску, предприимчивость. Такие люди чаще используют интернет и испытывают меньшее ощущение дезориентации при работе в нем.

Интернет пользователей также характеризует большая открытость новому опыту.

Кроме того, в интернет общении принимают активное участие застенчивые, одинокие, интровертированные люди, хотя это заключение подтверждается не во всех исследованиях.

Активность в электронных сетях зависит от типа идентичности человека. Идентичность показывает как общую активность пользователя, так и предпочтение им определенных сайтов или общественных групп.

Люди, которые идентифицируют себя с группой пользователей интернета, чаще и охотнее пользуются им. Эта идентификация стабильна во времени. Например, интернет идентификация английских студентов в начале учебного года предсказывала эту идентификацию в конце учебного года, а также использование интернета в учебных целях.

Также чем больше в идентичности пользователей выражена социально ролевая составляющая (это могут быть семейные или гендерные роли), тем ниже их активность в интернет коммуникации. Это происходит потому, что требования социальных ролей не предписывают требований относительно активности в неопределенной среде, такой как интернет.

Людей, часто использующих интернет, отличает плохо сформированная "Я" концепция.

Следует заметить, что люди с сильной этнической идентификацией чаще посещают и выше оценивают сайты, созданные специально для их социальной принадлежности, а люди со слабой идентификацией не демонстрируют подобного поведения.

И, наконец, важной особенностью пользователей электронных сетей является мотивация. Она определяет не только активность пользователей, но и причины такой активности. Например, российское исследование позволило выделить восемь типов мотивации пользования интернетом (в порядке убывания значимости):

- деловая мотивация - получение информации, необходимой для профессиональной деятельности;

- познавательная мотивация - желание узнать или испытать что-либо новое, связанное с профессиональной деятельностью или межличностным общением;

- мотивация сотрудничества - стремление помочь другим

пользователям;

- мотивация самореализации - восприятие интернета как

способа проявления и развития собственных способностей

и возможностей;

- рекреационный мотив - расслабление, отдых;

- мотивация аффиляции - стремление найти в интернете референтную группу, принять ее ценности, найти в ней свое место;

- мотив самоутверждения - увеличение собственного авторитета, достижение признания;

- коммуникативная мотивация - стремление преодолеть дефицит общения, возникающий в обыденной жизни.

Кроме мотивации использования интернета в целом, интерес представляют и мотивы, побуждающие людей играть в сетевые компьютерные игры, от которых зависит стиль игры.

Например, выделяют четыре типа мотивации игроков в многопользовательской онлайн игре:

- "победители": ориентированы на достижения в этом пространстве, преодоление большого числа препятствий, накопление множества виртуальных сокровищ и баллов;

-"исследователи": их интересует познание этой среды и перемещение в ней;

- "коллективисты": ориентированы на игру в группе, рассматривают ее как средство завязывания и поддержания межличностных контактов;

- "убийцы": испытывают наслаждение, препятствуя достижениям целей других игроков, вплоть до применения против них допускаемого правилами игры оружия.

Существуют различия в мотивации, связанные с полом, возрастом, местом жительства, сетевым сообществом, ориентированностью на работу с компьютером.

Наличие у пользователей мотивов коммуникации и аффиляции вызывает следующий вопрос: не приводит ли интенсивное использование компьютера к предпочтению людей виртуального общения межличностному?

Результаты проведенных исследований не дают однозначного ответа. Некоторые из них показывают, что частое использование интернета связано с уменьшением межличностных контактов в жизни. В этом случае интернет коммуникация выступает как средство компенсации.

Однако другие исследования показывают, что чем чаще люди используют интернет как средство общения, тем чаще они заводят межличностные

контакты, особенно с друзьями, чаще разговаривают по телефону.

Кроме того, ощущение близости с другими в интернет коммуникации позитивно связано с ощущением близости в межличностном общении. В данном случае люди рассматривают интернет как один из способов коммуникации. Общительные люди чаще, чем необщительные используют любые виды общения.

Может быть, интернет уменьшает использование традиционных средств массовой коммуникации?

Результаты исследований показывают, что активное использование интернета связано с редким просмотром телевизора, но с частым чтением журналов или газет и слушанием радио или музыки.

Электронные сети обладают особенностями, характерными как для массового, так и для межличностного общения. Эти особенности можно разделить на технологические и психологические. Технологические характеристики связаны с техническими возможностями электронных сетей, а психологические - следствие технологических.

К технологическим особенностям относятся:

- анонимность коммуникатора и реципиента.

Пользователи электронных сетей далеко не всегда знают, с кем они общаются в данный момент. Часто они не имеют информации даже о внешнем облике партнера;

- двухсторонний характер коммуникации, при котором коммуникатор и реципиент обмениваются ролями и поэтому имеют возможность быстро дать и получить обратную связь;

- ограниченность коммуникации текстовым вариантом;

- чувственная депривация, порождаемая отсутствием информации о невербальном поведении партнера. Правда в последнее время появилась возможность общаться, наблюдая за собеседником и слыша его голос, что еще больше приблизило общение в электронных сетях к межличностному.

- быстрота общения, исчезновение расстояния и времени:

- децентрализованность сети - отсутствие единого центра,

который бы имел возможность контролировать распространяемую по сети информацию. Эта особенность характер на в первую очередь для глобальных сетей;

- большое количество пользователей, что обеспечивает широкие контакты с окружающими;

- возможность записать коммуникацию и вернуться к ее содержанию через некоторое время.

Психологические особенности, являющиеся следствием технологических, весьма разнообразны. Они связаны с характером сообщений (коммуникация), формированием представления о реципиенте (перцепция) и взаимодействием с ним (интеракция), самопрезентацией коммуникатора и его идентичностью.

В частности, коммуникацию в электронных сетях отличают следующие особенности:

1. Повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью общаться молча. Поэтому Интернет коммуникация помогает при межкультурном общении, в котором иностранцы становятся активнее, чем при межличностной коммуникации.

2. Разорванность, мозаичность коммуникации. Люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты.

3. Специфический этикет общения, новый язык. Например, в кон це электронных писем пользователи достаточно часто указыва ют свое место работы и координаты. Это прежде всего касается деловой переписки, но используется и при неделовом общении.

4. Эмоциональность общения: пытаясь восполнить недостаток невербальной коммуникации, пользователи часто пишут сообщения, включающие в себя слова или значки, обозначающие эмоции.

5. Эмоциональное состояние во время общения. Несмотря на значительные отличия, коммуникация в Интернете имеет особенности, роднящие ее с межличностной коммуникацией. В частности, несмотря на анонимность общения, застенчивые люди, не имеющие опыта публичных выступлений, испытывают большую тревогу при выступлении в присутствии виртуальных собеседников, чем выступая в одиночестве. Уверенные люди не испытывают тревоги ни в одиночестве, ни в компании виртуальных

собеседников.

6. Опыт "потока", который отличают следующие особенности - погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией. Этот опыт возникает в ходе поиска информации, при использовании электронной почты, ознакомлении с новостями, навигации с помощью гиперссылок.

Сетевые сообщения имеют половую и статусную специфику. Половые различия в электронном общении частично определяются темой дискуссии. При обсуждении тем, соответствующих гендерным стереотипам, половые различия в стилях речи проявляются ярче, чем при обсуждении тем, не связанных со стереотипом.

Формирование впечатления о партнере по общению также имеет сетевую специфику.

1. Социальная категоризация при восприятии реципиента. На формирование образа партнера в Интернете наиболее существенное влияние оказывает прошлый опыт пользователя, существующие у него представления о других людях и группах. В процессе "достраивания" образа виртуального партнера, о котором пользователь часто имеет мало информации, он использует стереотипы (представление о типичном члене определенной социальной

группы), прототипы (представление о наиболее "ярком" члене социальной группы), примеры знакомых ему людей и представления об идеальном человеке.

Таким образом, представление о партнере по общению в интернете строится на основе приписывания ему некоторых черт, которыми он не обладает. Идеализация партнера или приписывание ему собственных черт порождает симпатию к нему.

2. Активный сбор информации о партнере. В Интернет общении люди стараются сделать ситуацию более определенной и поэтому активно используют стратегии, позволяющие получить подробную информацию о партнере. Например, они чаще используют активные непрямые стратегии: задают вопросы о партнере другим знающим его людям или рассказывают о себе.

3. Предпочтение партнера по общению. Люди, которые не общаются в интернете с помощью ICQ, видят идеального партнера по общению похожим на себя, независимо от их собственного типа поведения. Иная закономерность характерна для пользователей интернета. Пользователи дружелюбных типов поведения предпочитают виртуальных партнеров, похожих на себя. Однако пользователи с агрессивным и доминирующим типами взаимодействия предпочитают партнеров более дружелюбных, чем они сами.

4. Противоречивость образа партнера. Каким бы успешным ни казалось общение с виртуальным собеседником, пользователи интернета не могут создать интегрированный образ партнера. Они успевают только проанализировать имеющиеся доступные данные, и составляют достаточно противоречивый портрет, включая туда черты, которые не могут присутствовать у одного человека.

5. Интенсивные чувства. Благодаря исчезновению многих коммуникативных барьеров, пользователи Интернета быстро сближаются, а партнеры по общению испытывают интенсивные эмоции. Ярким примером является виртуальный роман. Для него характерны спрессованность эмоций во времени (роман быстро развивается и так же быстро угасает) и состояние крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией. Основными причинами выбора партнера являются частые встречи в виртуальном пространстве, сходство аттитюдов, отсутствие ответственности за кого либо, анонимность, ведущая за собой идеализацию партнера. Симптомами наличия виртуального любовника являются нарушение режима

сна, требование уединенности, уменьшение внимания, уделяемого личным отношениям. В ходе виртуального романа может происходить обсуждение сексуальной стороны жизни. Мужчины больше, чем женщины, склонны к сексуальному самораскрытию в Интернет общении. Последствия

романа - распад реальных отношений, ощущение насыщенности жизни или приобретение пользователями полезного опыта.

Взаимодействие между пользователями в сети отличают следующие особенности:

1. Уравнивание статусов партнеров по общению: анонимность интернет коммуникации не позволяет определить социальный статус партнера, если он сам не расскажет о нем. Для некоторых пользователей это является достоинством интернет коммуника ции, а для других - недостатком. Дискомфорт, вызванный отсутствием подобной информации, чаще возникает у пользователей, которые ценят собственный социальный статус.

2. Изменение давления социальных норм и неформальность общения. Согласно одной точке зрения, при коммуникации в интернете люди обращают меньшее внимание на соблюдение социальных норм, что делает такое общение менее формальным. В соответствии с другой позицией, стремясь уменьшить неопределенность, пользователи активно выступают за соблюдение социальных норм и требуют применения к нарушителям строгих санкций.

3. Дружелюбие и взаимопомощь. Пользователи доброжелательны друг к другу. Общение носит скорее кооперативный, а не конкурентный характер. В электронных сообщениях часто встречаются шутки, демонстрация согласия.

Пользователи стремятся оказать друг другу помощь. В основе помощи лежит как альтруистическая, так и эгоистическая мотивация.

4. Агрессия. Для некоторых сетевых сообществ характерен высокий уровень агрессии, формами которой являются: вхождение к человеку в доверие, чтобы использовать полученные сведения за пределами сети для нанесения ущерба; постоянная слежка за человеком; распространение картинок и слов, унижающих человека или группу; принуждение человека к совершению виртуальных, но унижающих его действий. Объектами агрессии становятся пользователи, не похожие на других, нарушающие нормы (девианты), люди, которых агрессор не любит, и новички. Однако в целом частые пользователи интернета отличаются низким уровнем физической агрессии. Интернет агрессия возникает либо в структуре поисковой активности, либо как результат неопределенности границ "Я" и импульсивности - типичных черт

частого пользователя.

Самопрезентация и формирование идентичности также обладают сетевой спецификой:

1. Самораскрытие: благодаря визуальной анонимности, пользователи сети демонстрируют более высокий уровень самораскрытия, чем участники межличностного общения, чаще пишут сообщения от первого лица. Члены женских групп больше склонны к самораскрытию, чем члены

мужских.

2. Формирование новой идентичности. Люди, которые долгое

время работают в интернете, сильно идентифицируются с группой пользователей интернета, а также с большими социальными группами. Кроме того, сайты учебных заведений и коммерческих организаций способствуют идентификации студентов и сотрудников с этими заведениями. Интернет коммуникация особенно сильно влияет на идентификацию в организациях, сотрудники которых редко встречаются друг с другом

3. Выбор качеств для самопрезентации. Пользователи интернета различаются особенностями, которые они приписывают себе при самопрезентации.

4. Возможность смены идентичности /способа самопрезентации. Причинами смены идентичности/самопрезентации являются:

- компенсация: неудовлетворенность пользователя определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная идентичность может быть осуществлением мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании;

- самоактуализация: люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного "Я" в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет.

- получение нового опыта, любопытство

- формирование определенного образа "Я". Эта причина особенно характерна для подростков, которые, экспериментируя со своей идентичностью, составляют представление о разных сторонах своего "Я";

- стремление пошутить и повеселиться.

5. Факторы, оказывающие влияние на самопрезентацию и

идентификацию в сети.

Например, по результатам одного исследования (Фриндте, Келер, 2000) на идентификацию и самопрезентацию в сети оказывают влияние четыре фактора:

- опыт взаимодействия с компьютером и опосредованного

компьютерного общения;

- присутствие и анонимность аудитории;

- степень самосознания пользователя (личное - концентрация человека на своем состоянии и особенностях или публичное самосознание - концентрация человека на том, как он выглядит в глазах окружающих);

- идентификация с социальной группой пользователей компьютера.

Все перечисленные психологические особенности общения в электронных сетях обуславливают многогранное позитивное и негативное влияние этого СМК.

Однако негативное влияние электронных сетей также имеются:

Частое использование интернета может оказать негативное влияние на профессиональную деятельность человека и его отношения с окружающими. Например, люди, часто использующие Интернет для отдыха, реже посещают занятия в университете и хуже учатся. В некоторых случаях использование интернета приобретает характер зависимости: пользователь ни дня не может прожить без него. В этом случае говорят об интернет зависимости, или интернет аддикции. Существуют разные виды интернет зависимости:

- киберсексуальная зависимость связана с поиском в сети

порнографической продукции;

- зависимость отношений характеризуется невозможностью

существовать без общения в сети, замена непосредственно

го общения с людьми сетевым;

- зависимость от сетевых игр;

- информационная зависимость характерна для людей, которые тратят очень много времени на поиск информации в интернете и ее организацию.

Основными симптомами Интернет зависимости являются:

- поглощенность мыслями об Интернете;

- движения пальцами как при печатании на клавиатуре даже

тогда, когда человек не работает на компьютере; - потребность проводить все больше времени в интернете, чтобы достичь удовлетворения;

- невозможность контролировать время нахождения в интернете даже при наличии соответствующих усилий;

- возникновение раздражения по отношению к людям, которые пытаются отвлечь пользователя от интернета;

- чувство беспокойства или раздражения при попытке выйти

из интернета;

- работа в интернете становится способом решения проблем, она позволяет избежать ощущения беспомощности, вины, тревоги, депрессии;

- ложь членам семьи о времени нахождения в интернете;

- пренебрежение риском потерять друзей, работу, образование из за постоянного нахождения в интернете;

- игнорирование стоимости интернета;

- затрата большого количества времени на деятельность, связанную с использованием интернета.

Последствиями Интернет зависимости являются:

- уменьшение физической активности;

- депривация сна;

- ухудшение здоровья;

- потеря работы;

- потеря друзей, семьи;

- отказ от времяпровождения вне интернета.

Интернет зависимость развивается постепенно. Существует описание стадий формирования зависимости от ролевых игр в сети:

1. Стадия легкой увлеченности. После того как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Однако игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о пе реходе человека на эту стадию, является появление новой потребности - игры в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности блокируется, возможны достаточно активные действия по устранению блокирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. Происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной или индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом. Такие люди очень любят играть совместно, с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. При индивидуальной зависимости нарушается взаимодействие с окружающим миром. Эти люди часто подолгу играют в одиночку.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека. Человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Возможно кратковременное возрастание игровой зависимости вследствие появления новых интересных игр.

Основными мотивами использования интернета зависимые пользователи считают свободу от ограничений; эмоциональную поддержку, которую можно получить от других пользователей, но нельзя - при межличностном общении; сексуальное удовлетворение; возможность создавать новые идентичности.

Распространенность и серьезность последствий интернет аддикции привела к созданию форм терапевтической работы с зависимыми пользователями. К ним относятся:

- обучение копинг стратегиям (стратегиям совладания со

стрессом), кроме "ухода" в интернет;

- изучение временных паттернов и их перестройка. В ходе терапии изучается, как человек распределяет свое время, когда и сколько времени он тратит на посещение сети. После этого его побуждают к постепенному изменению временных паттернов, прежде всего к сокращению времени нахождения в интернете;

- установление внешних стоп сигналов. Например, зависи мому пользователю рекомендуют ставить будильник, чтобы он прозвенел за час до предполагаемого выхода из сети. За этот час он психологически подготовится к выходу и успеет закончить свои дела;

- составление расписания: пользователь вместе с терапевтом составляют расписание посещения интернета таким образом, чтобы человек оказывался в сети на короткое время по несколько раз в день;

- написание списка действий, от совершения которых человек отказался ради интернета, выделение среди них наиболее важных, их обсуждение;

- развешивание по дому карточек, на которых записаны недостатки слишком частого использования интернета;

- обсуждение достоинств редкого пользования Интернетом;

- индивидуальная и групповая терапия, направленная на работу с низкой самооценкой, отсутствием социальных навыков и другими индивидуальными особенностями, присущими интернет зависимым пользователям.

1.3.Сравнение реального и виртуального общения

Касаемо виртуального общения, следует подчеркнуть важный аспект, о котором говорит Е.И.Изотова: сетевая коммуникация позволяет удовлетворить потребность в общении, невзирая на территориальную удаленность партнеров, их физический и эмоциональный статус. При гармоничном комбинировании форм общения (реальной и виртуальной) коммуникатор получает возможность расширить свой круг общения, сохраняя эмоционально-личностную составляющую социального взаимодействия.

Сосуществование различных форм общения провоцирует их взаимообогащение, прежде всего инструментальное. Реальное общение получает новые сленговые вербальные средства, виртуальное общение приобретает закодированный "язык эмоций" как невербальную возможность репрезентации своих эмоциональных состояний.

Е.П.Белинская в своих исследованиях рассматривает интернет-коммуникации как неограниченную возможность создания вариаций собственного "Я", игр с эмоциональным состоянием, экспериментов с виртуальными личностями и поиска сетевой идентичности. [Белинская, 2013].

Вслед за Е.П.Белинской И.С.Шевченко выделяет ряд специфических особенностей виртуального общения, включая в его перечень и эмоциональный компонент:

- анонимность;

- своеобразие процессов протекания межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации;

- желательность и добровольность контактов, так как пользователь по собственной воле завязывает общение либо избегает их;

- трудность в эмоциональном компоненте общения либо стремительное желание к наполнению текста эмоциональной окраской, выражающееся в создании специальных знаков;

- стремление к ненормативному, нетипичному поведению. [Шевченко, 2013].

Действительно, характерные для интернет-коммуникации ограниченное сенсорное переживание и трудность выражения эмоций частично компенсируются специально разработанной знаковой системой передачи эмоций и возможностью задавать тон сообщения в строке вывода сообщения (шепотом, иронично, грустно и пр.).

Рассматривая интернет-коммуникацию как альтернативу реальному общению, нельзя обойти стороной обозначенную многими авторами доминанту вербальных средств общения, тем более в письменных формах виртуальных коммуникационных актов. При этом невербальные средства в силу необходимости обеспечения полноценного общения должны быть востребованы и реализованы. Применение знаковых форм эмоционального реагирования позволяет партнерам не только выражать свои чувства, но и достаточно успешно их скрывать или симулировать [Бабаева, Войскунский, 1998].

Условия отсутствия визуального контакта (за исключением Skype ресурса) расширяют возможности эмоционального реагирования, прежде всего его непроизвольных форм, что при визуализации может нарушить общение, ориентированное на нормативность, формальность. По этой причине выбор письменных форм общения, без визуализации, преследует цель отрыва реального переживания от транслируемого партнеру эмоционального сигнала. Данная стратегия эмоционального поведения актуализирует поиск различных способов выражения эмоций, отвечающих цели и задачам общения.

В реальном межличностном общении таковых перспектив не наблюдается.

Глава 2. Психологический феномен интернет общения

2.1.Начальный процесс социализации в виртуальном пространстве у подростков

Новые информационные технологии, являясь сегодня одним из важнейших факторов экономического, политического и социального развития мира, несомненно, "встраиваются" и в процесс социализации личности. Именно они трансформируют все информационное пространство современного человека, принципиально преобразуя роль средств массовой коммуникации как агентов социализации. И потому представляется закономерным все большее распространение в современном научном дискурсе термина "информационная социализация".

Звучавший когда-то спорно известный тезис Э.Тоффлера о том, что не только и не столько информация, сколько специфическая коммуникация станет смыслообразующим стержнем новой, информационной, эпохи, сегодня уже не нуждается в доказательствах.

Особое значение содержания социализации в виртуальном пространстве имеет для подросткового и юношеского возраста. Оно определяется как минимум двумя группами причин.

Во-первых, известные возрастные задачи развития: расширение круга общения и взаимодействия, активный поиск референтных групп, конструирование различных типов социальной идентичности определяют ведущее значение коммуникативной составляющей на данном этапе.

Во-вторых, представляется, что именно данный возраст становится "проводником" норм и правил взаимодействия информационной эпохи в другие возрастные этапы.

Изучение информационной социализации на данном возрастном этапе предполагает как минимум две основные линии анализа. Прежде всего, это изучение информационной среды как нового ресурса социального развития, то есть анализ влияния новых информационных технологий на процесс подростковой социализации в целом.

Во-вторых, изучение трансформаций основных процессов социализации при условии их протекания в виртуальной среде, то есть анализ изменений параметров социального развития подростка. При условии объединения эти два направления представляют, по сути, тезис о том, что новые информационные технологии являются сегодня одновременно и средством, и средой социального развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

Представляется, что новое информационное пространство подростковой социализации влечет за собой определенные изменения в ее содержании.

Во-первых, это изменения в процессах восприятия и категоризации социальной информации: закономерное при активном интернет-пользовании доминирование аудиовизуального канала и опыта "клипового мышления" приводит к снижению рефлексивности, в результате чего ведущей составляющей представлений о социальном мире становится образ.

Однако это утверждение (различные способы получения опыта влияют на специфику познавательных процессов) до сих пор не имеет развернутой эмпирической доказательной базы.

Вторым направлением возможной содержательной динамики социализации в информационную эпоху является трансформация коммуникативного опыта подростка.

Исследования специфики интернет-коммуникации уже традиционно доминируют в психологических работах, составляя основную часть всей "психологии Интернета". За более чем десятилетие изучения определены основные специфические параметры виртуального общения, психологические особенности его активных участников, особенности формирования образа партнера по коммуникации, своеобразие норм взаимодействия при использовании различных сервисов.

Как и в первом случае, эмпирические данные отличает достаточная противоречивость. Так, например, согласно одной точке зрения, при сетевой коммуникации подростки обращают меньшее внимание на соблюдение социальных норм (в силу определенной анонимности и физической непредставленности партнера), что делает такое общение менее формальным. В соответствии с другой позицией, стремясь уменьшить неопределенность сетевой коммуникации, пользователи активно выступают за соблюдение социальных норм и не только строят поведение более нормативно, но и опираются при этом преимущественно на свою социальную идентичность. Аналогичная противоречивость наблюдается и в результатах, касающихся содержательной стороны норм сетевой коммуникации. Так, отмечающаяся норма взаимопомощи (преобладание кооперации, демонстрация согласия, дружелюбие и возможность повышения пользователем своего сетевого статуса за счет подобного коммуникативного поведения) сочетается с проявлениями агрессии в коммуникации . Заметим, что интерпретационная рамка и для первых, и для вторых результатов практически одинакова - и в том, и в другом случае они могут быть объяснены высокой степенью неопределенности интернет-коммуникации и, вследствие этого, неопределенностью границ "Я" любого пользователя. Несмотря на неоднозначность эмпирики, сегодня тезис о наличии нового коммуникативного опыта у активного пользователя не оспаривается, а очевидные особенности интернет-коммуникации привели к тому, что "компьютерный" язык рассматривается как особый вид дискурсивной практики, порождающий возникновение и использование новых норм коммуникации.

Третьим возможным вектором информационной социализации подростка, имеющим содержательное значение, представляется динамика сферы самосознания. Начиная с самых первых работ в области психологии Интернета, вопрос о динамике представлений человека о себе в контексте виртуального общения и взаимодействия является одной из исследовательских "констант". Как и в первом случае, в основе популярности темы лежит достаточно закономерное теоретическое предположение. А именно - представляется очевидным, что расширенные возможности ролевого экспериментирования (например, посредством компьютерных сетевых игр) и увеличение количества максимально управляемых самопрезентаций (через создание личных профилей и страниц в блогах и социальных сетях) могут задавать пользователю как новые основания для самокатегоризации, так и новые причины для Я-изменений. Однако и в данном случае имеющаяся на сегодняшний день эмпирическая картина далеко неоднозначна.

Существуют две гипотезы относительно того, почему люди предпочитают интернет общение, их названия - гипотезы дефицитарности и гипотезы комплементарности.

В основе первого типа гипотез лежит общее предположение о том, что реальность интернет-коммуникации в силу своих объективных, технологических особенностей восполняет некоторые "дефициты" современного человека и позволяет удовлетворить ряд потребностей, которые сегодня фрустрированы объективной социальной реальностью. Потребности следующие:

1) потребность в стимуляции;

2) потребность в поиске новых ощущений;

3) потребность в безопасности.

При этом способ удовлетворения этих потребностей в интернет-коммуникации оценивается как компенсаторный, и, соответственно, подобная оценка переносится на другие возможные психологические и социально-психологические аспекты активного, вплоть до максимально широких обобщений.

В основе же второго типа гипотез - гипотез комплементарности - лежит предположение о том, что реальность интернет-коммуникации не столько компенсирует для человека различные "дефициты" социальной реальности, сколько предоставляет ему принципиально новые возможности, позволяя как бы "достраивать" те или иные личностные атрибуты.

Эти гипотезы, заметим, менее многочисленны и менее представлены в конкретных исследованиях. В целом выделяется два их типа: апеллирующие к потребностно-мотивационной сфере личности (условно говоря, "гипотезы расширения потенциала") и обращающиеся к сфере самосознания ("гипотезы самоконструирования").

С точки зрения первых интернет-коммуникация предоставляет человеку настолько новые возможности в плане динамики потребностно-мотивационной сферы, что сопутствующие, например, феномену интернет-аддикции поглощенность деятельностью, высокую познавательную активность и готовность к преодолению возникающих проблем можно трактовать как имеющие ту же природу, что и опыт "потока", и рассматривать, например, компьютерные зависимости уже не как патопсихологический феномен, а как новую мотивацию познавательной деятельности.

Вторая трактовка в аналогичном "конструктивном" ключе связана с опорой в анализе интернет-коммуникации на теории идентичности. С этой точки зрения интернет-среда рассматривается, прежде всего, как практически неограниченная возможность экспериментировать с собственным Я, создавать "виртуальные личности" и сетевые идентичности. Интернет-зависимость в данном случае также перестает выступать как чисто клинический факт, превращаясь в процесс самоконструирования человека информационной эпохи, пусть и взятый в своем "предельном" значении.

Факт положительной связи качественных показателей виртуального и реального общения для "активно" и "пассивно" коммуницирующих свидетельствует о том, что выделенные выше два способа интерпретации интернет-коммуникации ("компенсаторный" и "комплементарный") в равной степени имеют право на существование: так, для более "активных" виртуальная коммуникация предоставляет новые возможности, а для "пассивных" - позволяет компенсировать реальный коммуникативный дефицит.

2.2.Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве

Т.Д.Марцинковская считает очевидным, что информационное пространство шире пространства интернет-коммуникации, а отношение к информации, разным информационным полям (источникам), в том числе и интернету, связаны с многообразными психологическими проблемами. В числе этих проблем, безусловно, и вопросы, связанные с веером возможных идентичностей, проявляющихся при различных формах общения и взаимодействия, и вопросы, относящиеся к новым вариантам трансляции идеалов, норм и ценностей.

Новой эпохе, в частности, свойственны такие черты, как глобализация, серьезные межэтнические и межконфессиональные конфликты, представления о пассионарности и активности людей в конструировании окружающего мира, ярко выраженное состояние неопределенности в понимании целей и направления развития общества. Изменчивость мира и его образа в сознании людей разной ментальности, образования и социальной принадлежности меняет и само представление о межличностных и межгрупповых отношениях и атрактивности партнеров, проблематизируя или, напротив, упрощая контакты с людьми другой культуры.

Проявления глобализации сказываются не только на экономике и политике, но затрагивают все стороны взаимодействия разных культур - от обмена технологиями и совместных научных разработок до смешанных браков. Существенное влияние оказывают эти процессы и на восприятие людьми окружающего пространства, которое начинает восприниматься как свернутое, а сама Земля - как небольшая планета, расстояния между разными точками на которой совсем не так велики, как прежде казалось.

В работе М.Маклюэна периоды развития общества связываются с изменением доминирующих каналов коммуникации. Так, первоначальная акустическая коммуникация с появлением письменности была постепенно заменена на печатную. Информационная культура, с его точки зрения, характеризуется электронным типом коммуникации, который объединяет людей в единую информационную систему. Современную эпоху М.Маклюэн называет аудиовизуальной, так как в ней гармонично сочетаются визуальные и вербальные каналы получения информации, то есть, говоря другими словами, каждый человек может выбрать наиболее адекватный для него "язык" получения и передачи сообщения.

Сходная концепция развития социума была предложена и Д.С.Робертсоном, который выделил в развитии общества пять периодов (пять информационных революций). Первый период - изобретение языка, второй - письменности, третий - книгопечатания, четвертый - создание электронных средств информации и, наконец, пятый - изобретение компьютера и электронных носителей информации. Необходимо подчеркнуть тот факт, что Робертсон акцентирует внимание не только на собственно технологическом аспекте общественного развития, но и на расширении объема информированности, знаний как отдельных людей, так и общества в целом. Таким образом, технологический и культурологический аспекты связываются друг с другом.

Не меньшее значение для понимания информационной социализации имеет и тот факт, что на сегодняшний день жизненно необходимая информация часто просто не может быть транслирована в непосредственных контактах. Поэтому и с точки зрения теории, и с точки зрения практики развития информационной социализации изучение межпоколенной трансмиссии является крайне значимым вопросом.

В больших городах процессы обмена опытом, перехода от одной формы трансмиссии к другой существенно ускорены по сравнению с более традиционными малыми городами, особенно в этнически гомогенных областях.

Огромное значение для межпоколенных связей и обмена опытом имеет и информационное пространство, в которое погружены разные члены семьи. Исследования показывают, что подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета. При этом, чем моложе люди, тем больше влияния на их поступки оказывает интернет, а чем старше - тем большее воздействие оказывает TV. Поэтому нарушение межпоколенной трансмиссии происходит и из-за несовпадения информационных предпочтений.

Материалы, полученные в исследованиях О.В.Гребенниковой, Н.А.Голубевой и А.Н.Пархоменко, показали, что молодые люди в большей степени доверяют интернету и больше им пользуются, что существенно отличает их от педагогов. Проблема даже не столько в операциональной стороне (взрослые меньше пользуются электронными СМИ, так как в меньшей степени обладают умениями их использования), сколько в отношении и доверии к ним.

Для молодежи, которая, в свою очередь, не доверяет телевидению, эти взрослые не могут быть значимыми, уважаемыми, и не вызывают доверие их советы и в других областях социальной реальности. Это говорит о том, что в выборе информационных источников и полей информации подростки фактически предоставлены сами себе и не могут (даже если бы захотели) ориентироваться на мнение педагогов, а часто, по-видимому, и родителей.

Исследования Г.Р.Хузеевой показали, что не меньшее значение, чем профессиональная и групповая идентичность, имеет при выборе формы и содержания СМИ и место проживания подростков. Как и следовало ожидать, у подростков из больших городов больше выбор и большее разнообразие в источниках информации, прежде всего, по содержанию. С этим связано и стремление подростков больше походить на самих себя, а не близких взрослых, меньшая ориентация на семью и традиции. При этом обращает на себя внимание тот факт, что степень доверия к получаемой информации у подростков из небольших поселений значительно выше, чем в мегаполисе. Особенно важно, что именно в малых городах СМИ выполняют роль источника и объекта гражданской и этнической идентичности, в то время как в больших - групповой и личностной.

Полученные материалы показывают, что современная ситуация неопределенности и изменчивости проявляется не только в отсутствии единых информационных полей для взрослых и подростков, но и в отсутствии практически у всех возрастных групп идеалов, образцов для подражания, героев и норм. Большинство опрошенных (как взрослых, так и подростков и молодежи) ни на кого не хотят быть похожими, никакие образы (как реальные, так и художественные) не являются для них эталонами. Этот факт, по-видимому, говорит не столько о самоактуализации и индивидуализации, сколько о том, что люди надеются только на себя и не испытывают доверия ни к каким образам и образцам и ни к какой информации. Ученые всегда отмечали, что отсутствие идеалов - симптом кризиса духовности в обществе, и это тревожный феномен.

При этом в отсутствие постоянных увлечений и интересов, так же как и постоянной референтной группы, источники информации меняются, и их выбор зависит не только от собственных предпочтений (как кажется подросткам), но и от ситуации. А потому роль СМИ в этом случае особенно велика.

Еще один примечательный феномен связан со все увеличивающейся долей музыки в общем информационном пространстве подростков. Музыка накладывает существенный отпечаток на весь стиль и ритм жизни подростков и молодежи, на их поведение, одежду, героев. По-видимому, можно говорить и о катарсическом воздействии музыки, которая заменяет комедии, мелодрамы, детективы и приключенческие фильмы и книги, являющиеся способом разрядки и катарсиса (очищения от трудностей и переживаний) для более взрослой части населения. Во втором случае идентификация идет с героями фильмов и книг, в первом - эмоциональное заражение и разрядка заложены в самом строе музыки.

Материалы исследований показывают, что задачи развития на этапе взросления проявляются и в содержании информационной социализации. Задачи, связанные с самоопределением и самореализацией, стремлением найти смысл своей жизни, свою идентичность - как личностную, так и групповую, решаются и при помощи различных СМИ и СМК.

Увлечение же виртуальными играми, дающее ощущение "запасных" жизней, "запасных вариантов" построения своей судьбы, не только снижает ощущение реальных рисков, но и реальности как таковой, делает подростков крайне уязвимыми при появлении стрессовых, неблагоприятных жизненных ситуаций.

2.3.Понятие "кибербуллинг" и его характеристика

В современном мире использование интернет-ресурсов является неотъемлемой частью жизни. Информационные технологии, развиваясь, все прочнее входят в нашу жизнь, привнося с собой как преимущества, так и риски. Современные подростки и молодые взрослые значительную часть своего свободного времени проводят в интернет-пространстве. По данным социологических исследований, большую часть времени в интернете молодые люди уделяют общению в социальных сетях, а также обмену мгновенными сообщениями в специальных программах (ICQ, Skype, IM).

Общение в интернете привлекает, как правило, простотой и удобством, но, помимо пользы и удовольствия, оно может содержать и некоторые угрозы. В последние годы в западных научных журналах появляется все больше публикаций, посвященных проблеме агрессии в интернет-пространстве. В России, несмотря на огромную популярность интернета, проблема онлайн-агрессии пока не стала предметом научного изучения. В то же время уже сейчас отечественные психологи сталкиваются с проблемой переживания онлайн-агрессии и ее психологическими последствиями у своих клиентов.

В Научной электронной библиотеке не было обнаружено русскоязычных статей, посвященных проблеме переживания онлайн-агрессии. В то же время в журналах, входящих в базы данных Scopus и Web of Science, были обнаружены 134 статьи, посвященные проблеме онлайн-агрессии. В большинстве этих статей выборку для исследования составляли подростки. Несмотря на то, что молодые взрослые также являются активными интернет-пользователями, опыт столкновения с онлайн-агрессией в этой возрастной группе оказался менее исследованным.

Представляется необходимым определить термин онлайн-агрессии. В англоязычных научных работах для обозначения проявлений агрессии в интернет-пространстве используются следующие термины: cyberbullying (кибербуллинг), internet (online) harassment или cyberstalking.

Чаще всего встречается термин "кибербуллинг", понимаемый как "любое поведение, осуществляемое с помощью электронных или цифровых устройств индивидами или группами, которое заключается в неоднократной передаче враждебных или агрессивных сообщений с целью нанести вред другим или привести их в дискомфортное состояние".

Термин cyberbullying происходит от школьного "буллинга", что означает "травлю" ребенка сверстниками с помощью как физических, так и психологических методов воздействия. Некоторые исследователи утверждают, что термин cyberbullying может использоваться только в том случае, если это явление является частью офлайн-буллинга, то есть происходит из школьной среды - переходит из реального пространства в виртуальное. Термин cyberbullying чаще используется, когда идет речь о подростках, но это название встречается и в работах, связанных с онлайн-агрессией среди взрослых. В западных интернет-ресурсах подчеркивается допустимость применения термина cyberbullying только по отношению к детям до 18 лет, во всех остальных случаях рекомендуется использовать термин internet harassment. Исследователи Wolak с соавторами говорят о том, что термин online harassment должен использоваться в случаях, когда агрессия в интернете исходит от незнакомца.

Последний из интересующих нас терминов - cyberstalking - происходит от английского слова stalking (преследование). Cyberstalking, к примеру, во многих штатах США является уголовно наказуемым преступлением. Термином cyberstalking описывают различные формы поведения, которые включают повторяющиеся угрозы и/или оскорбления посредством электронной коммуникации и заставляют человека опасаться за свою безопасность. Это явление отличается намерением вселить страх или даже ужас в жертву, а также определенной длительностью - не менее четырех недель. Этот термин, так же как и internet harassment, используется только в отношении взрослых людей, по данным исследований, средний возраст жертв cyberstalking - 32,6 года и 86,8% жертв составляют женщины .

Термин online harassment, или онлайн-агрессия, представляется наиболее подходящим в контексте исследования данного явления среди молодых взрослых. Он описывает взаимодействие в интернет-пространстве между людьми старше 18 лет, при котором агрессию может проявлять как знакомый жертве человек, так и незнакомый, его намерения и цели могут быть разными, длительность такого взаимодействия также варьируется.

По данным различных исследовательских работ, распространенность опыта переживания агрессии, проявляемой с помощью электронных устройств, варьируется от 10 до 60%, а распространенность агрессии в интернете - от 10 до 20%. В качестве причин такого значительного разброса значений могут выступать различия в используемых разными авторами определениях онлайн-агрессии (от более специфических до самых широких), а также различия задействованных выборок (в т.ч. культурные различия).

Помимо изучения общей распространенности опыта переживания онлайн-агрессии, представляет интерес вопрос о существовании различий в подобном опыте между юношами и девушками. Из рассматриваемых нами шести публикаций в двух сообщается об отсутствии таких различий, авторы остальных работ обнаружили некоторые отличия. Так, например, Henson и Reyns отмечают, что женщины почти в два раза чаще являются жертвами онлайн-агрессии, чем мужчины.

Существуют данные, что в тех случаях, когда агрессор неизвестен, воздействие этого опыта на психологическое состояние жертвы оказывается сильнее, так как вызывает чувство беспомощности и страх.

Дальнейший анализ данных показал (исследование, проведенного на выборке студентов колледжа США (N = 351, средний возраст 19,9 года), 56,1% из которых сообщили о наличии опыта переживания онлайн-агрессии, что, испытывая чувства беспомощности, печали и страха, жертвы онлайн-агрессии становились более замкнутыми, а чувство гнева влияло на их большую агрессивность. Значимых различий в интенсивности негативного влияния онлайн-виктимизации на юношей и девушек обнаружено не было. Помимо психологических коррелятов опыта переживания онлайн-агрессии, авторы получили интересные данные о субъективном восприятии людьми причин случившегося. Среди всех респондентов, сообщивших об опыте переживания онлайн-агрессии, 91% в качестве возможной причины указали различные межличностные проблемы: разрыв романтических взаимоотношений (41%), зависть (20%) и нетерпимость (16%). Мы видим, что в большинстве случаев молодые взрослые, имевшие опыт переживания онлайн-агрессии, объясняли для себя такое поведение наличием у агрессоров проблем во взаимоотношениях.

В исследовании изучались взаимосвязи между опытом онлайн-виктимизации и суицидальным поведением. Выборку составили учащиеся средних школ США (N = 1963, средний возраст 12,8 года). В данной выборке 20% респондентов сообщили о суицидальных мыслях и 19% сообщили о попытках суицида. Статистически было показано, что опыт переживания онлайн-агрессии объясняет только 6% вариации суицидальных намерений. Это означает, что опыт онлайн-виктимизации является лишь одним из многих факторов, оказывающих влияние на суицидальное поведение. Но также в результате проведения этого исследования были получены данные, что подростки, имевшие опыт переживания онлайн-агрессии, почти в два раза чаще предпринимали попытки суицида, чем подростки, не имевшие такого опыта. Эти данные могут говорить о том, что опыт переживания онлайн-агрессии может вносить определенный вклад в развитие суицидальных намерений.

В кибербуллинге выделяют три роли, а именно: преследователь, жертва и наблюдатель.

1.Преследователь.

В ряде работ выделяются различные типы агрессивного поведения и анализируется их специфика в виртуальной среде. Наиболее распространенным является разграничение реактивной и инструментальной агрессии. Если первая возникает как реакция на фрустрацию, то второй тип является намеренным запланированным поведением, использующим агрессию для достижения определённой цели. Реактивная агрессия сопряжена с отрицательными эмоциями (гневом, страхом) и направлена на их снижение. Возбуждающие мотивы имеют дело с положительными эмоциями, которые человек получает от агрессивного поведения. Сочетание двух измерений дает схему из четырёх типов агрессивного поведения: импульсивно-реактивный, контролируемый-реактивный, контролируемый-возбуждающий, импульсивный-возбуждающий.

- импульсивно-реактивная агрессия возникает как реакция на фрустрацию и характеризуется импульсивным ответом на угрозу. Она задействует два процесса: активацию враждебной схемы и нарушение самоконтроля. Приписывание враждебных намерений особенно чувствительно к фактору неопределённости, характерному для интернета. Неполнота информации может повышать неопределённость, которая в свою очередь может приводить к более вероятному приписыванию враждебных намерений. Но активация враждебной схемы недостаточна для импульсивной агрессии. Второй составляющей является низкий самоконтроль. Помимо индивидуальных черт, на уровень самоконтроля влияют ситуативные факторы, такие как усталость, недостаток сна, что актуально для подростков, засиживающихся за полночь за монитором. Кроме того, интернет предоставляет возможность мгновенной разрядки напряжения.

- контролируемый-реактивный тип агрессивных действий связан с контролем внимания, его переключением, возможностью подавления гнева и импульсивной реакции и накоплением агрессии. Для этого типа свойственен высокий самоконтроль в ситуациях провокации, что позволяет избежать непосредственного агрессивного ответа. Иногда злость и желание возмездия со временем утихают. Однако процессы руминации (мысленного "пережёвывания" инцидента) могут приводить к отсроченному импульсивному выплеску напряжения или к контролированной реактивной агрессии. Травматичный материал остается в сети неопределённо долго. Постоянное обращение к нему подогревает руминацию, что в свою очередь повышает вероятность агрессии. Этот тип агрессивного поведения ассоциируется с особой формой кибербуллинга, при которой подростки, ставшие жертвами традиционного буллинга и других форм агрессии, используют Интернет для мести и восстановления справедливости.

- контролированная-возбуждающая агрессия представляет собой намеренное, запланированное поведение, направленное на достижение своих целей (например, повышение социального статуса) и использующее насилие в качестве средства. Кибер-булли, относящиеся к этой категории, чаще считают себя экспертами в информационных технологиях и гордятся своими "достижениями" в кибербуллинге.Преследователь может прекрасно знать о существующих моральных стандартах в отношении кибербуллинга, однако это не останавливает от травли, в целях которой используются имеющиеся у человека технологические, коммуникационные и социальные навыки. Такое поведение, по мнению исследователей, связано с нарушениями эмпатии, морального сознания, специфическими субъективными нормами, оправданием агрессии. Социальные нормы в сети воспринимаются представителями данной группы как иные, чем в офлайн-взаимодействии. В реальном общении, даже в таком типе взаимодействия, как травля (буллинг), большую роль играет эффект присутствия. Феномен присутствия и связанные с ним преобразования действия являются одним из фундаментальных явлений социальной жизни. Подчас обидчик отступает, увидев реакцию своей жертвы. Однако виртуальная реальность не позволяет столкнуться с последствиями травли, с воздействием своих слов на жертву, что ведет к росту жестокости в обращении с другим человеком, снижению эмпатии.

- импульсивно-возбуждающая агрессия. Мотивом для этого типа киберагрессии является непосредственное переживание возбуждения, радости, удовольствия, азарта, преодоления рутины и скуки. Он указывается как один из самых распространённых. Для этого типа зачастую характерно отсутствие сформированного намерения нанести вред и преобладание мотива развлечения. В отсутствии социальных сигналов, которые могли бы подкрепить эмпатическую реакцию (и эмоциональную, и когнитивную), молодые люди могут полагать, что их шутки и комментарии укладываются в нормы допустимого и просто забавны.

2. Жертва.

Можно выделить два основных направления исследований виктимизации( Виктимизация - это процесс превращения человека в жертву преступления и результат этого процесса, как в единичном, так и в массовом порядке) : выявление факторов риска и описание влияния кибербуллинга на его жертв.

Практически в любой публикации по кибербуллингу прямо или косвенно затрагивается вопрос о негативном влиянии. Исследования показывают, что виктимизация вследствие кибербуллинга может иметь самые серьёзные последствия для здоровья юных пользователей цифровых технологий и приводить к депрессии, тревожности и даже суицидальному поведению. Жертвы кибербуллинга имеют более низкие показатели физического и психического здоровья, чаще обнаруживают склонность к психосоматическим проблемам, делинквентному и агрессивному поведению, социальной тревожности. В странах с более высокими показателями кибербуллинга наблюдается более высокий показатель неестественной смертности среди подростков.

Аудитория, на которую распространяются сообщения, может быть практически неограниченной. Именно публичность является одним из наиболее значимых факторов, связанных с переживанием дистресса у подростков.

3. Наблюдатель

Наблюдатели - незримый двигатель в цикле буллинга и самая большая ролевая группа в кибербуллинге. Практически 88% подростков, использующих социальные сети, оказываются свидетелями кибербуллинга. Наблюдатели могут реагировать тремя основными способами: оставаться вне конфликта, поддержать преследователя или защитить жертву. В случае поддержки преследователя, булли становится ещё более агрессивным. Когда наблюдатель принимает сторону жертвы, статус и действия булли ставится под сомнение и зачастую булли прекращает преследование. Однако чаще всего наблюдатели предпочитают оставаться в тени. Обычно о свидетелях упоминается мало в рассказах о кибербуллинге, что позволяет исследователям предположить недостаток осознания их роли в онлайн-буллинге. В то же время сами свидетели часто не воспринимают себя как участников происходящего.

Модель вмешательства свидетеля (Bystander Intervention Model) помогает понять условия, при которых люди принимают решение помочь другому человеку. Она включает пять шагов, которые должны быть сделаны, чтобы свидетель вмешался: 1) заметить происходящее; 2) интерпретировать это событие как критическое; 3) взять на себя личную ответственность за оказание помощи; 4) определить, какие действия должны быть совершены; 5) оказать помощь.

Исследователи выявляют гендерные различия в оценке события. Юноши имеют значимо более низкий уровень воспринимаемой тяжести инцидента, они чаще склонны сказать преследователю, что им кажется происходящее забавным. С этим может быть связано более частое намерение поддержать преследователя у юношей. Ряд стратегий оценки серьёзности инцидента, свидетелем которого становится наблюдатель, связываются с формами морального отстранения: снятие ответственности ("это не моё дело"), моральное оправдание ("это типично для интернета"), снижение значимости ("это всего лишь слова").

На поведение наблюдателя влияют индивидуальные особенности, в частности, уровень морального развития. Феномен анонимного присутствия, свойственный виртуальной среде, способствует повышению уровня морального отстранения. В качества фактора, противостоящего моральному отстранению, рассматривают эмпатию, способность встать на точку зрения, позицию другого.

Помимо индивидуальных факторов, особую роль в поведении наблюдателя играют контекстные факторы, среди которых степень тяжести инцидента и другие свидетели (их количество, степень близости, особенности реагирования). Тяжесть инцидента признаётся одним из наиболее важных факторов, определяющих поведение свидетеля. Когда инцидент воспринимается как серьёзный, свидетелю может быть яснее, требуется ли жертве помощь, является ли она уместной и приведёт ли она к социальному одобрению.

Незнание того, как помочь и кому сообщить о кибербуллинге, признаётся в качестве одного из основных факторов невмешательства наблюдателя. Свидетели предпочитали реагировать на кибербуллинг в реальном общении и лично, когда инцидент исчерпан, а утешение жертвы было предпочтительнее, чем разговор с булли. Целый ряд переживаний может приостановить или прервать активные действия со стороны наблюдателя. Страх мести, тревога за свою социальную позицию, обеспокоенность своей безопасностью, колебания - эти и другие факторы могут видоизменить реакцию наблюдателя.

Заключение

Интернет - это глобальная компьютерная сеть, которая на сегодняшний день охватывает практически весь мир. Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению.

Общение посредством Интернета, не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку, интернет - это всемирная паутина, следовательно, общаться могут люди разных стран. Всемирная сеть интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствует сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.

В настоящее время существует очень много способов общения в интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое. Но существует и ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей.

Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения.

Список использованной литературы

1. Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 8.

2. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 5.

3. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1).

4. Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования. 2012. № 1(21). С.

5. Гулевич О.А. Психология коммуникаций// 2007.384 c.

6. Жилинская А.В.Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований// Психологическая наука и образование. 2014. № 1.

7. Игнатьева Э.А. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений виртуального общения// Психологическая наука и образование.2011. №

8. Изотова Е.И. Инструменты эмоциональной насыщенности интернет-сообщения: эмоциональный интеллект и способы кодирования эмоций // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 37. С. 5.

9. Изотова Е.И. Особенности самопредъявления подростков с разной степенью сформированности идентичности // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 9.

10. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски// Психологическая наука и образование. 2014. № 1.

11. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 7.

12. Марцинковская Т.Д. Методология современной психологии: смена парадигм?! // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. С. 1.

13. Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 10.

14. Марцинковская Т.Д. Социальная и эстетическая парадигмы в методологии современной психологии // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 37. С.

15. Петров К. Мобильная революция // Мир Internet. 2001. №5.

16. Свенцицкий А.Л. Социальная-психология// Учебник-ТК-Велби-2004.336 c.

17. Ураева Г.Е. Боголюбова О.Н. Опыт переживания онлайн-агрессии у молодых взрослых: современное состояние и перспективы исследования проблемы // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 12.

18.Федунина Н.Ю. Представления о триаде "Преследователь - жертва - наблюдатель" в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 41. С. 11.

19. Чудова Н.В. Особенности образа "Я" жителя интернета// Психологический журнал. 2002.

20. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций// М.:Азбука-классика. 2006.

4

Показать полностью… https://vk.com/doc75133869_437229627
Рекомендуемые документы в приложении