Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 003055 из РГЭУ РИНХ

ТЕМА 1 "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА"

Методы ЭТ

Метод научного абстрагирования

Мысленное отвлечение в процессе познания от всего несущественного, второстепенного, случайного, выявление конкретного. Метод анализа и синтеза анализ - расчленение целого на простейшие составные части и изучение их как части целого. Синтез - воссоединение расчлененных и проанализированных элементов в единое внутренне - связанное. Метод индукции и дедукции индукция - движение мыслительного процесса от отдельных фактов к общим выводам. Дедукция - получение частных выводов на основе общих положений. Метод единства исторического и логического познание явлений экономики в их хронологии (зарождение, становление, развитие, смена) с использованием логики. Логическое - тоже историческое, но освобожденное от случайностей обобщения. Функциональный метод основан на применении математики в экономике и предполагает:

* выявление типичного качества явления;

* установление факторов на него влияющих;

Метод верифицируемости (проверяемости) теории теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. При несогласовании теории с практикой её приводят в соответствие. заключается в сборе и обработке информации, количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни. Дополняет эмпирический метод, поскольку построен не только на сборе информации, но и на её количественном анализе. Причинно-следственный метод (или каузальный) заключается в выявлении связей между отдельными явлениями. Он основан на создании четкого категориального аппарата. Категории - это осознанные экономические явления, отраженные в понятиях экономической науки. Наблюдательный или эмпирический метод наблюдение, сбор информации, фиксация и описание определённых фактов или событий. В естественных науках эмпирический метод опирается на эксперименты, в ходе которых повторение результата из опыта к опыту позволяет говорить о некоторой закономерности. В экономике проводить эксперименты затруднительно, а иногда невозможно, поэтому эмпирический метод в экономической науке заключается в наблюдении, фиксации событий, происходящих на практике, а не по воле экспериментатора, а потом экономисты пытаются понять их значение. Экономико-статистический метод заключается в сборе и обработке информации, количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни. Дополняет эмпирический метод, поскольку построен не только на сборе информации, но и на её количественном анализе. Равновесный подход предполагает изучение состояния относительной стабильности, когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменилось значительно, такое равновесие называют неустойчивым. Если при внешних изменениях в самой системе имеются силы, возвращающие её в прежнее состояние, такое равновесие называют устойчивым. Позитивный подход предназначен для объяснения и прогнозирования экономических явлений. Направлен на установление объективных закономерностей, явлений и фактов и отвечает на вопрос "Что есть? Что было? Что может быть?". При этом любые выводы могут быть подтверждены или опровергнуты практикой. Нормативный метод предполагает однозначные суждения и основан на отыскании наилучших форм организации производства, распределения, обмена и потребления. Отвечает на вопрос "Что должно быть?". Нормативные выводы основаны на позитивных суждениях, но содержат субъективную оценку. Ученые оперируют позитивными утверждениями, политики - только нормативными Метод экономический эксперимент искусственное воспроизведение экономических процессов путем разработки тех или иных моделей для их изучения в различных условиях хозяйствования

Итак, если предмет науки - что исследуется, то метод - как исследуется. Предмет и метод постоянно переходят друг в друга в процессе познания: знание становится методом, а метод воплощается в новое знание. В этом состоит диалектика предмета и метода. Например, стоимость была предметом познания в экономической теории, но ее можно использовать и как инструмент познания, метод исследования хозяйственных процессов.

Экономические законы и категории

Экономические законы - это объективные, устойчивые, повторяющиеся, причинно-следственные связи эк. явлений в процессе воспроизводства материальных благ и услуг.

Главная характеристика эк. законов - это их объективность, т.е. независимость от воли и сознания людей. Вместе с тем, в отличие от законов природы эк. законы действуют только через производственную деятельность человека.

Эк. законы можно только открыть, познать и применить; ни отменить, ни изменить их невозможно. В этом главное отличие эк. законов от юридических. Последние придумываются, изменяются или отменяются людьми.

Эк. законы - это законы хозяйственной деятельности людей, вне которой и без которой они не действуют.

Эк. законы делятся на 3 группы:

1. общие эк. законы действуют свойственны всем способам производства (закон экономии времени)

2. особенные эк. законы порождаются определенным уровнем развития производительных сил и общественного хозяйства (законы товарного производства: з-н стоимости, з-н денежного обращения, з-н спроса и предложения). В условиях первобытно-общинного строя не действуют

3. специфические (специальные) эк. законы действуют только при одном способе производства и выражают суть исторически определенных производственных отношений (эк. законы капитализма: з-н прибавочной стоимости, з-н средней прибыли, всеобщий з-н капиталистического накопления)

При изучении законов хозяйственной деятельности ЭТ использует:

=> позитивные методы анализа: имеют описательный характер, говорят о том, что есть в экономике, не говоря, что должно быть. Позитивная эк-ка стремится выявить отношения м/д эк-кими переменными и предсказать, что произойдет, если одна переменная изменится.

=> нормативные методы имеют рекомендательный характер, говорят о том, что должно быть, а не о том, что есть (Нормативными являются утверждения о том, что люди, имеющие большой доход, должны платить больший подоходный налог, чем люди с низким доходом).

=> ученые оперируют позитивными утверждениями, политики - только нормативными.

Эк. категории - научное понятие, характеризующее сущность определенного явления.

Эк. категории объективны и историчны, т.к. при переходе от одного способа производства к другому одни из них отмирают, а другие возникают.

Основные этапы мировой экономической мысли.

В этом вопросе мы рассмотрим этапы становления и развития экономической науки. Экономическая мысль как предшественница эк. учений зародилась в Древней Азии, Древней Греции, Древнем Риме. Эк. мысль Древнего мира нельзя считать наукой, т.к. это были сумма разрозненных, хаотических сведений по определенным вопросам, касающимся эк. деятельности людей. Наука - это системные знания на основе определенных принципов, практических приемов и логической выводимостью одних положений из других.

Истоки эк. мысли Др. Азии восходят к законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), отражающим стремление ослабить классовую борьбу. Эти законы охраняли частную собственность - эк. основу рабовладельческого строя, считая ее незыблемой, а покушение на нее каралось смертной казнью, либо обращением виновного в раба. Законы приравнивали рабов к имуществу рабовладельца, ограничивали ростовщичество, выражали заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, предусматривали регламентацию торговых сделок.

В Др.Китае крупным мыслителем был Конфуций (551-479 до н.э.). Он защищал рабовладельческий строй и подчеркивал естественный характер деления людей на господ и рабов. Учение Конфуция носит противоречивый характер. С одной стороны - он призывал правителей заботиться об улучшении благосостояния народа, снижать поборы и налоги, осуждал чрезмерную роскошь, источником богатства считал труд, осуждал междуусобные войны. С другой стороны, отдавал предпочтение частной собственности, учил правителя, каким образом заставить народ "трепетать" перед ним, беспокоился об увеличении богатства за счет народа.

Идеология конфуцианства отрицала учение Мо-дзы (Мо Ди), выражающее интересы угнетенных масс. Это учение признает природное равенство всех людей, выступает против сословности, угнетения родовой знатью и городскими богачами крестьян и ремесленников.

В Др. Индии важнейшим памятником эк. мысли являются "Артхашастра" ("Наука о пользе", между IV - III вв. до н.э.), в котором рабство считается уделом низшего сословия, содержится призыв к царю развивать производительные силы, регулировать цены на товары, соблюдать активный баланс госбюджета. В "Артхашастре" изложена программа царской эк. политики, которая рассматривается как часть науки об управлении государством.

В Др. Греции крупными представителями эк. мысли были Ксенофонт (около 430-354 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Ксенофонт обратил внимание на значение разделения труда и на его связь с размерами рынка, указывал на наличие в продукте меновой и потребительной стоимости. В деньгах, кроме функций средства обращения, накопления и образования сокровищ, признавал функцию обращения в качестве капитала.

Платон защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и сводил функции денег к средству обращения, объяснял связи между разделением труда, торговлей, деньгами и выделением купцов. В своей книге "Политика или государство" выдвинул утопические идеи идеального государства. Высоко оценил эффективность разделения труда, предлагая запретить земледельцам заниматься ремеслом, а ремесленникам разрешить только один вид ремесла.

Великим мыслителем античного мира был Аристотель, который дал глубокий для своего времени анализ важнейших эк. проблем. Он впервые проанализировал меновую стоимость, понимая, что она - зародышевая форма товарных цен, но ошибался, полагая что товары соизмеряются только благодаря деньгам. В работе "Никомахова этика" он впервые указал на две основы товарных отношений - труд и потребность. За деньгами признавал функции средства обращения и меры стоимости. Делил богатство на два вида: 1. Богатство как совокупность потребительных стоимостей (создается земледелием и ремеслом); 2. Богатство как накопление денег, меновых стоимостей (возникает из обращения). Эк. учение Аристотель развивал исходя из предпосылки, что рабство - естественное явление и всегда должно быть основой производства, и защищал натуральное хозяйство, основанное на труде рабов.

Эк. мысль Др.Рима связана с такими именами, как Катон-старший (234-149 гг. до н.э.), братья Гракхи Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в. до н.э.).

Катон-старший, будучи земледельцем, в работе "О земледелии" отразил опыт и методы ведения рабовл. хоз-ва в условиях расширения деятельности латифундий, рекомендовал продавать излишки и покупать, то, что не производилось в собственном хоз-ве. Прибыль - это избыток над стоимостью, а значит относится к издержкам производства. Катон был против наемного труда, считая, что труд рабов при умелой организации (держать их в строгости, изнурять трудом и насаждать ссоры между ними) может приносить достаточный доход. Катон, как и другие авторы, соединял на практике и в теории труд по управлению с целью оправдать рабство.

Колумелла в своем труде "О сельском хозяйстве" дал обзор античного с/х и высказал ряд новых положений по агрономии (неисчерпаемость плодородия земли при правильном уходе за ней, удельный вес почвы и т.д.). Выступал с жесткой критикой обращения с рабами. Для принуждения к труду рекомендовал вступать с ними в беседу, иногда шутить. Выступал за использование колоната (форма взаимоотношений между собственником земли и непосредственным производителем. Земля дробилась, сдавалась в аренду, колоны платили арендную плату и натуральные повинности).

Эк. мысль феодализма в арабских странах связана с именем Ибн-Хальдуна (1332-1406), который обращал внимание на богатство в товарной форме и выдвигал глубокую мысль о том, что в продуктах воплощен "труд, который проявляется как стоимость". На основании этого, он пришел к мысли, что продукты труда приобретаются "путем равноценного обмена..... по стоимости".

Эк. мысль феодализма в Западной Европе может быть проиллюстрирована на примере эк. взглядов Фомы Аквинского (1225-1274). Выступал с защитой сословных интересов, это отразилось в понятии "справедливой цены" (равенство пользы при обмене), процент - это плата за риск или возмещение убытка кредитора, ссудный процент - это неравенство в обмене, противоречащее справедливости.

Эк. мысль феодальной России (IX-XVI вв.) отражала борьбу прогрессивных сил за объединение Руси и образование централизованного государства.

Русская эк. мысль начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (XI в.). "Русская правда" стояла на защите феодального земледелия и классовой дифференциации, охраняла купцов от произвола ростовщиков, а кредиторов - от расточителей денег, взятых в долг.

Видный русский публицист XVI в. Ермолай Эразм в своем главном сочинении "Правительница" как сторонник дворянства выступал противником крупной торговли и ростовщичества. Он резко критикует бояр за праздность, предлагая жаловать землей исключительно служивых людей. Источником богатства считал труд крестьян, поэтому главное место в государстве отводил крестьянскому сословию и предлагал улучшить его материальное положение. Ошибочно считал, что причина эксплуатации крестьян кроется в денежных повинностях.

Меркантилизм (от итал. мерканте - торговец) - первая экономическая школа, возникла в эпоху первоначального накопления капитала в XVI-XVII вв., подразделяется на ранний (до великих географических открытий) и поздний (вторая половина XVI - середина XVII в.). Общее между ними: 1. богатство отождествляется с деньгами; 2. Накопление денежного богатства достигается с помощью власти гос-ва. Различия между ними: основной аспект раннего меркантилизма - система "денежного баланса", а позднего - система "торгового баланса". Основные представители: У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия) - ранний; поздний - Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А Монкретьен (Франция) и др.

Физиократы (от греч. физис - природа, кратос - закон, т.е. "власть природы"), XVIII в. Источник богатства нации - с/х производство. Именно в с/х создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Вывод: промышленность - "бесплодная сфера", т.к. только перерабатывает продукты земледелия. Основные представители: Ф. Кенэ, А. Тюрго.

Утопический социализм - возник с зарождением капитализма (конец XVIII в.). Теория об уничтожении эксплуатации, эк. и соц. неравенства, угнетения. Основные представители: Т. Мор, Т.Кампанелла, Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн.

Английская классическая политэкономия ("классики", "классическая школа") (XVII - XVIII вв). Источник богатства - труд в сфере производства, результаты которого (товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами и личными целями, но направляемые "невидимой рукой", содействуют реализации целей других людей и общества в целом. "Невидимая рука" по Смиту - это действие объективных экономических законов. Основные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо.

Марксистская политэкономия, Марксизм (середина XIX в.). Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и соц. несправедливость. Избавиться от этого рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить плановым ведением хоз-ва, всей экономической жизнью должно руководить гос-во. Основные представители: К. Маркс, Ф Энгельс.

Маржинализм (от лат. марго - край, предел), XIX в. Предмет изучения ЭТ - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Субъекты руководствуются в своей деятельности собственными, субъективными оценками выгод и затрат. Маржиналисты ввели в практику эк. анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных эк. теориях. Основные представители: У. Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас, Е. Бем-Баверк.

Неоклассическое направление (конец XIX в.), основной представитель - А.Маршал. Развивая идеи маржиналистов Маршал разработал основную идею рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение и т.д.

[сл. 10] Кейнсианство (XX в.), основатель Джон Мейнард Кейнс. Чтобы минимизировать такие негативные влияния как безработица, инфляция, монополизация, необходимо гос. Вмешательство. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы госрегулирования эк-ки, создав тем самым теорию смешанной эк-ки.

Монетаризм (XX в.), основатель М. Фридман. Между темпами развития эк-ки и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно, можно регулировать ход эк-ких процессов, изменяя кол-во денег в обращении, выпуск которого является прерогативой гос-ва. Гос-во может влиять на темпы эк-кого развития, безработицу, уровень цен, регулируя кол-во денег в обращении.

Институционализм (XX в.), Веблен, Митчел, Коммонс и др. Сторонники данного направления полагают, что движущей силой общественного развития являются институты. Под этим термином они понимают или социальные явления (семья, монополии, гос-во, профсоюзы), или проявление общественной психологии, поведение, способ мышления (обычаи, привычки, традиции). Анализируют не развитие производительных сил и производственных отношений, а эволюцию общественной психологии.

СЛОВАРЬ

Теория - (от греч. - рассмотрение, исследование) - (1) в узком смысле - система знаний, взглядов, идей, раскрывающих основы каких-либо наук, явлений, искусств; (2) - в широком смысле - взгляды, идеи, суждения по каким-либо вопросу.

Метод - способ познания чего-либо.

Методика - совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо.

Методология - наука о методах.

Концепция - система взглядов на ч-л; основная мысль, ключевая идея ч-л.

Доктрина - система руководящих теоретических или политических принципов в какой-либо области.

Рациональный (от лат. - разумный) - организованный наиболее разумным способом, логически обоснованный.

Оптимальный - (от лат. оptimus - наилучший) - наилучший вариант из множества возможных.

Объективный - не зависящий от воли и желания других.

Диалектика - наука о развитии.

Прерогатива - исключительное право.

Парадигма - (1) - система основных принципов построения теории; (2) - стержневая идея, на основе которой конструируются другие идеи, правила и т.п.

Гипотеза - предположение.

Протекционизм - (от лат. защита, покровительство) - это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Меркантильный - корыстный, мелочный.

Теология - богословие; совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Силлогизм - умозаключение, в котором из 2-х данных суждений (посылок) получается третье (вывод). (все металлы - электропроводны, медь - металл, значит медь электропроводна).

Верификация - (от лат. verus - истинный и fasio - делаю; доказательство, подтверждение) - установление истинности, проверка опытным путем научных утверждений.

Эмпирический - (от греч. еimperia - опыт) - основанный на опыте.

4

Показать полностью…
46 Кб, 5 сентября 2017 в 18:45 - Россия, Ростов-на-Дону, РГЭУ РИНХ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении