Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 003061 из РГЭУ РИНХ

ЛЕКЦИЯ 3

ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (КВАЛИМЕТРИЯ)

Качественными называются показатели, не имеющие определенных единиц измерения. В гимнастике, фигурном катании, синхронном плавании к таким показателям относятся артистичность и выразительность; в спортивных играх и единоборствах - зрелищность. Для их количественной оценки используются методы квалиметрии.

Квалиметрия (лат. qualitas - качество) - это раздел метрологии, изучающий количественные методы оценки качественных показателей.

1. Элементы системы измерения качественных показателей

В технико-эстетических видах спорта, к которым относятся спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, фристайл и другие, первостепенное значение имеет выбор как самих качественных показателей, так и адекватных методов их измерения (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы системы измерения качественных показателей

2. Виды качественных показателей

Виды качественных показателей охватывают различные аспекты выполнения соревновательных упражнений в технико-эстетических видах спорта. Для их общей оценки служат показатели исполнительского мастерства. Однако при высокой трудности и совершенной технике исполнения произвольных композиций на первый план выступают эстетические показатели, позволяющие качественно различить выступления спортсменов.

Эстетические показатели формируются на основе модели эстетического отношения человека к действительности. Они отражены в правилах соревнований и представляют следующие стороны исполнения упражнений:

* состав элементов соединений (сложность, оригинальность);

* соподчиненность элементов и их целостность (логичность частей и композиции в целом, равномерность распределения трудности элементов в композиции, отсутствие тривиальных связок и композиционных стереотипов);

* динамичность исполнения (формирование соединений из нескольких элементов и каскадов, смена темпа выполнения элементов);

* художественное оформление композиции (экспрессия движений - умение сочетать движения с музыкой, соответствие композиции современному стилю, артистизм - внесение в движения смысловых оттенков мимикой и жестами, художественные приемы - повторы, контраст, элементы неожиданности).

Показатели исполнительского мастерства характеризуют умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом. Уровни исполнительского мастерства соответствуют спортивным разрядам и званиям. Кроме того, имеет место понятие "высшее исполнительское мастерство".

Комплексным показателем исполнительского мастерства является красота движений. Основными составляющими красоты считаются изящность и грация. Компонентами красоты, служащими частными показателями исполнительского мастерства, являются:

* зрелищность - способность создавать общее зрительное впечатление;

* эффектность - впечатление от отдельных моментов выступления;

* гармоничность - согласованность разных качеств, частей целого;

* естественность - легкость, непринужденность, непосредственность, простота;

* техничность - максимальная эффективность движений спортсмена, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков;

* выразительность - способность выражать в движении мысль, чувство, настроение;

* музыкальность - соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа и ритма произведения.

Кроме перечисленных, показателями исполнительского мастерства являются культура движений, виртуозность, точность, пластичность, элегантность, изящество и др.

3. Измерения методами экспертных оценок

Измерения методами экспертных оценок относятся к группе эвристических (интуитивных) методов измерения качественных показателей. Некоторые качественные показатели можно измерить также с помощью различных технических средств, но для большинства из них такие способы оценки неэффективны.

Экспертной называется оценка, полученная путем выявления мнений специалистов. Эксперт (лат. expertus - опытный) - сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний. Высококвалифицированному эксперту свойственны компетентность, беспристрастность, интуиция, широта взглядов и независимость суждений. Профессиональная компетентность эксперта определяется по степени близости его оценки к среднегрупповой и по результатам решения тестовых задач. Повышение квалификации экспертов производится путем специального обучения, тренировки и ознакомления с возможно более обширной объективной информацией по анализируемой проблеме. Во многих видах спорта экспертами являются судьи, оценивающие мастерство спортсмена (например, в гимнастике) или ход поединка (в боксе).

Существует несколько методов экспертных оценок (способов экспертизы): метод предпочтения (ранжирования), непосредственной оценки, парного сравнения, анкетирования.

Метод предпочтения является наиболее простым. Он заключается в том, что эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается наивысший (первый) ранг. Место, занятое каждым объектом, определяется числом набранных баллов (рангов): чем меньше сумма баллов, тем выше занятое место.

Метод непосредственной оценки получил большее распространение. Оценка производится по шкале, для этого эксперты помещают каждый объект в определенный оценочный интервал.

Метод парного сравнения основан на попарном сравнении всех объектов. В каждой сравниваемой паре устанавливается наиболее весомый (имеющий более высокое качество) объект. Второй объект этой пары оценивается в ноль баллов. При использовании этого метода эксперты заполняют специальную таблицу - матрицу парных сравнений. В ней по горизонтали и по вертикали отмечаются номера объектов. На пересечении сравниваемых объектов эксперты проставляют оценку (1 или 0). Затем рассчитывается частота предпочтения каждого объекта и его балл (весомость).

Метод анкетирования наиболее полезен в случае необходимости сбора массовых мнений. Особенно его значение возросло с развитием вычислительной техники, когда анкетирование проводится в режиме диалога с компьютером. Существующие программы позволяют сразу же обработать ответы и получить окончательные результаты и выводы. Анкета представляет собой последовательный набор вопросов, по ответам на которые судят об относительной важности рассматриваемого свойства или вероятности свершения каких-либо событий. Применяется несколько вариантов анкетирования: индивидуальное и групповое, очное и заочное, персональное и анонимное. В анкету могут быть включены следующие виды вопросов:

* открытые (не ограничивающие ответ) и закрытые (предполагающие определенные варианты ответов);

* условные (предлагающие высказать мнение о ситуации при определенных условиях, например, "Как изменится результат волейбольного матча, если будет заменен связующий игрок?") и безусловные;

* прямые (связанные с конкретным вариантом решения поставленных задач, например, "Каково значение прыжковых упражнений в подготовке бегунов на средние дистанции?") и косвенные (касающиеся различных аспектов решения задач).

Вопросы, включенные в анкету, должны быть лаконичны, точны и соответствовать уровню образованности отвечающих.

ЛЕКЦИЯ 4

ТЕСТИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА

Тестом (англ. test - проба, испытание) в спортивной практике называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Тестированием называется процесс испытания, а полученное в итоге числовое значение является результатом тестирования (результатом теста). Например, челночный бег 5?20 м - это тест, процедура проведения бега и хронометража - тестирование, время бега - результат теста.

1. Тестирование как косвенное измерение

Необходимость тестирования возникает всякий раз, когда объект недоступен для прямого измерения или изучаемое явление не вполне конкретно. Такая ситуация характерна для измерений в области физического воспитания и спорта. Например, практически невозможно точно определить силу, развиваемую отдельной мышечной группой при выполнении упражнения. Поэтому измеряют опорные реакции, межзвенные углы и другие биомеханические показатели и косвенно судят о развиваемой силе. Или требуется оценить уровень развития ловкости - физического качества, для которого не существует какой-либо единицы измерения, представляющего собой, по сути, скрытую способность человека и судить о котором можно только косвенно по его внешнему проявлению (времени удержания равновесия, количеству попаданий в кольцо и т. п.). Этим внешним проявлением и является результат теста. Таким образом, тестирование может быть отнесено к косвенным измерениям.

Говорить о точности результата тестирования как косвенного измерения можно лишь в той мере, в какой соблюдаются метрологические требования к тестам. Виды тестов и требования к ним представлены на рис. 1.

В спортивной практике применяются главным образом двигательные (моторные) тесты, в основе которых лежат двигательные задания. Кроме двигательных тестов, для оценки состояния спортсмена используются функциональные показатели, измеряемые, как правило, в покое (рост, вес, частота сердечных сокращений (ЧСС) и т. п.).

Рис. 1. Классификация и метрологические требования к тестам

2. Виды двигательных тестов

Двигательные тесты подразделяются в зависимости от содержания, формы и условий выполнения задания (контрольные упражнения, стандартные и максимальные функциональные пробы) и от направленности на измерение одних и тех же или разных свойств моторики человека (гомогенные и гетерогенные тесты).

Контрольные упражнения представляют собой специализированные и стандартизированные двигательные задания, при которых необходимо показать максимальный результат. Чаще всего, это - обычные физические упражнения, применяемые для оценки подготовленности спортсмена: бег на 100, 500, 1000, 3000 м, подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа и т. д. Фиксируется показанный результат.

Стандартные пробы проводятся в виде одинакового для всех задания с дозированной по величине стандартной нагрузкой (работа на велоэргометре с определенной мощностью, бег на тредбане с заданной скоростью и углом подъема, глубокие приседания с определенной частотой и т. п.). Регистрируются физиологические и биомеханические показатели (ЧСС, частота дыхания, концентрация молочной кислоты в крови и т. п.). В связи с тем, что нагрузка в стандартных пробах не максимальна, они могут использоваться для оценки состояния здоровья недостаточно подготовленных или имеющих определенные заболевания людей. Например, проба Руфье-Диксона для оценки приспособляемости к физической нагрузке заключается в выполнении 30 глубоких приседаний за 50 с с регистрацией ЧСС до приседаний, сразу после их выполнения и через минуту отдыха.

Максимальные пробы так же, как контрольные упражнения, направлены на достижение максимального результата, но в них регистрируется не сам результат (время бега, пройденное расстояние и т. п.), а физиологические или биохимические показатели (максимальное потребление кислорода (МПК), порог анаэробного обмена и т. п.).

Гомогенными называются тесты, измеряющее какое-то одно физическое качество или двигательное умение человека. Например, прыжки с места в длину, вверх, тройной прыжок.

Гетерогенными называются тесты, измеряющие разные физические качества и двигательные умения. Например, подтягивание на перекладине, бег на 3000 м, метание набивного мяча, удержание равновесия в определенной позе.

В спортивной практике при педагогическом контроле чаще используется не один, а несколько тестов, имеющих общую конечную цель. Такую группу тестов, в которую могут входить как гомогенные, так и гетерогенные тесты, называют комплексом или батареей тестов.

3. Метрологические требования к тестам

Метрологические требования к тестам определяют их качество. В число этих требований входят стандартность методики тестирования, надежность и информативность тестов.

Стандартность методики тестирования подразумевает одинаковую процедуру и условия тестирования во всех случаях применения теста (одна и та же последовательность действий, инвентарь, измерительные приборы и т. д.).

Надежность (воспроизводимость) теста - это степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Однако полное совпадение результатов практически невозможно из-за случайных изменений состояния испытуемых в процессе тестирования (врабатывания, утомления и т. д.), неконтролируемых изменений внешних условий (температуры, влажности и т. д.), нестабильности характеристик технических средств измерений, изменения состояния экспериментатора и, наконец, несовершенства самого теста.

Составляющими надежности тестов являются их стабильность, согласованность и эквивалентность.

Стабильность теста характеризуется воспроизводимостью результатов тестирования при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Стабильность зависит от вида теста, контингента испытуемых, временнoго интервала. Например, стабильность измерения функциональных показателей (веса, объема легких и т. п.) при небольших временны?х интервалах выше, чем у тестов на точность движений (бросков в цель). У взрослых тесты более стабильны, чем у детей; у спортсменов - более стабильны, чем у не занимающихся спортом. С увеличением временнoго интервала стабильность снижается.

Согласованность теста означает независимость результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего тест (экспериментатора, судьи, эксперта). Лицо, проводящее тест, может только оценивать его результаты, не влияя (например, в гимнастике, боксе, при ручном хронометраже в легкой атлетике) или влияя на них (в случае высокой требовательности экспериментатора, лучшей мотивации). Совпадение результатов свидетельствует о более высокой степени согласованности теста. Особое значение согласованность имеет при измерении качественных показателей (в квалиметрии).

Эквивалентность тестов - это возможность измерения одного и того же физического качества или стороны подготовленности спортсмена с помощью нескольких тестов. Например, силовую выносливость можно оценить по числу подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре лежа, количеству подъемов штанги в положении лежа на спине и т. д. Если результаты оценок совпадают, то это свидетельствует об эквивалентности тестов. Комплекс, составленный из эквивалентных тестов, является гомогенным, а из неэквивалентных - гетерогенным. Однако следует учитывать, что не существует универсальных гомогенных или гетерогенных комплексов. Так, для недостаточно подготовленных людей комплекс, в который входят бег на 100 и 800 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине будет гомогенным, а для спортсменов высокой квалификации - гетерогенным.

Степень надежности теста можно установить с помощью дисперсионного анализа и расчета внутриклассового коэффициента корреляции (коэффициента надежности r) между показателями, собранными на аналогичных группах или несколькими экспериментаторами. В большинстве случаев в спорте имеет место представленная в таблице 1 градация надежности тестов.

Таблица 1. Надежность тестов

Надежность r Отличная 0,95 и более Хорошая 0,90 - 0,94 Средняя 0,80 - 0,89 Приемлемая 0,70 - 0,79 Низкая 0,60 - 0,69 Надежность тестов может быть до определенной степени повышена следующими способами:

* более строгой стандартизацией тестирования;

* увеличением числа попыток;

* увеличением числа экспертов;

* увеличением числа эквивалентных тестов;

* лучшей мотивацией испытуемых;

* выбором технических средств, обеспечивающих заданную точность измерений в процессе тестирования.

При определении надежности тестов необходимо учитывать возможность такого явления, как тренд. Тренд - это систематическое повышение или понижение результатов тестирования от попытки к попытке. Причинами тренда являются, с одной стороны, адаптация (привыкание), а, с другой - утомление.

Информативность, или валидность, теста (англ. validity - обоснованность) - это степень точности, с которой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Например, такой тест, как кистевая динамометрия, будет явно информативен для оценки специальной силовой подготовленности борцов и неинформативен для оценки этого же качества у бегунов-спринтеров.

Информативность подразделяют на диагностическую и прогностическую, содержательную и эмпирическую.

Диагностическая информативность характеризует тест, который используется для определения состояния спортсмена в момент наблюдения.

Прогностическая информативность характеризует тест, который используется для определения возможных будущих показателей спортсмена. Тест может быть диагностически информативен, а прогностически нет, и наоборот.

Содержательная (логическая) информативность основана на качественном содержательном анализе ситуации. Она определяется посредством логического сопоставления физиологических, биомеханических, психологических и других характеристик теста и факторов, от которых, прежде всего, зависит эффективность основного двигательного действия. Например, необходимо подобрать тест для оценки подготовленности квалифицированных бегунов на 400 м. Известно, что фактором, от которого приблизительно на 70% зависит эффективность бега на 400 м, то есть спортивный результат, является совершенство анаэробного механизма энергообеспечения. Следовательно, наиболее эффективными будут тесты, позволяющие выявить уровень анаэробных возможностей спортсмена: бег на отрезках 200 - 300 м с максимальной скоростью, прыжки с ноги на ногу в максимальном темпе на отрезках 100 - 200 м и т. п.

Логический метод определения информативности тестов является зачастую единственным для тех видов спорта, результаты в которых не могут быть выражены напрямую в метрических единицах (гимнастика, спортивные игры и т. д.).

Эмпирическая информативность (греч. эмпейриа - опыт) основана на количественном сравнении результата теста с эффективностью основного двигательного действия. В качестве критерия эффективности двигательного действия обычно используются:

* результат в соревновательном упражнении;

* какая-либо количественная характеристика наиболее значимых элементов соревновательного упражнения (длительность фазы опоры в беге, силы отталкивания в прыжках, процент точных передач в футболе т. п.);

* результаты тестов, информативность которых для спортсменов данной квалификации была установлена ранее;

* квалификация спортсменов (принадлежность к группе мастеров спорта служит критерием для спортсменов низших разрядов).

Если для сравнения выбран единичный критерий эффективности двигательного действия (например, для лыжников-гонщиков - длина шага при подъеме крутизной 7 град, так как именно она более других связана с результатами на соревнованиях), то для определения информативности теста рассчитывается коэффициент корреляции (коэффициент информативности) между критерием и результатом теста. Наибольшие коэффициенты корреляции будут указывать на высокую информативность тестов.

Если единичный критерий для сравнения результатов теста отсутствует (например, силовую подготовленность студентов можно оценить с помощью таких тестов, как отжимание в упоре на брусьях, подтягивание на перекладине, приседание со штангой, тяга штанги и т. п., но не ясно, какой критерий выбрать для определения их эффективности), то используется так называемый факторный анализ - один из методов математической статистики. Он позволяет, во-первых, сгруппировать тесты, имеющие общую качественную основу, то есть в которых результаты обусловлены одними и теми же факторами (например, силой мышц верхних конечностей), и, во-вторых, определить их удельный вес в этой группе. Тесты с наибольшим факторным весом считаются самыми информативными.

Определяя эмпирическую информативность, следует иметь в виду, что она неодинакова в разных по составу группах и сильно зависит от надежности теста. Тест с низкой надежностью всегда мало информативен. Информативность батареи тестов выше информативности одного теста.

Содержательный и эмпирический анализы информативности взаимосвязаны. Содержательный анализ всегда должен предшествовать эмпирическому. Заведомо неинформативные тесты нет смысла подвергать эмпирическому анализу.

Показать полностью…
342 Кб, 8 июня 2017 в 0:32 - Россия, Ростов-на-Дону, РГЭУ РИНХ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении