Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 003079 из РГЭУ РИНХ

1. Объект, предмет и задачи психологии.

Объектом исследованияпсихологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.

Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической науки? Это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие;

3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) речь.

Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) интересы.

Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль ("индивидуальный почерк") деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.

Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции;

4) склонности; 5) способности; 6) знания; 7) сознание; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.

Основными задачами психологии являются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.

2. Струкура псиики человека

В структуру психики включают:психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования человека.

Психические процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями идущими от внутренней среды организма.

Психические процессы подразделяются:

- познавательные - к ним относятся ощущения, восприятия, мышление, память воображение, речь;

- эмоциональные - низшие и высшие (чувства) эмоции, аффект, настроение, фрустрация, стресс;

- волевые - потребности, мотивы, установки.

Психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности, протекают с различной быстротой, интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психическое состояние -временный уровень работоспособности, отражающий биологические потенциалы человека и придающий его деятельности своеобразный качественный фон; относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности, возникающий под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Виды состояний:

1.Общее психическое состояние.

1.1 Сосредоточенность - рассеянность.

1.3. Интерес - апатия.

1.4. Активность - пассивность.

1.5. Бодрость - усталость.

1.6. Стресс - расслабленность.

2. Эмоциональное состояние (настроение).

2.1. Жизнерадостное,

2.2. Восторженное,

2.3. Грустное,

2.4. Печальное,

2.5. Гневное,

2.6. Раздражительное.

3. Творческое состояние (вдохновение).

4. Фрустрация.

5. Аффект.

Психические свойства -устойчивые образования, обеспечивающие качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Классификация психических свойств (на основе структурной организации)

2.1. Жизненная позиция личности (направленность) - систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека;

2.2. Темперамент - систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности;

2.3. Способности - систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

2.4. Характер - систему отношений и способов поведения.

Психические образования человека -это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.

- Знания - совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, в результате изучения проблем, самообразования и жизненного опыта.

- Умения (от ум) - освоенный способ выполнения действия, позволяющий выполнять некое действие по определенным правилам, но это действие еще не достигло автоматизированности.

- Навыки - способ действия, сформированный путем повторения и доведенный до автоматизма.

- Привычки - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности;

- Установки - неосознанное психологическое состояние, базирующееся на его предшествующем опыте, проявляющееся в предрасположенности к определенной активности в ситуации.

- Взгляды - мнения, суждения, оценка кого-либо, чего-либо.

- Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности.

Содержательными компонентами психики являются:

-профессиональные,

- нравственные,

-политические,

- эстетические,

- правовые,

- экологические и другие знания,

- взгляды,

- убеждения,

- позиции,

- отношения.

Уровни психического отражения:

- досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);

- сознательный;

- послесознательный, надсознательный (автоматизмы, установки).

Позновательные процесы определение - как в тесте

3. Методы психологии

Метод эксперимента - основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача - обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test - проба, испытание) - метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест - краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности - их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида - почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: "рисунок человека" (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест "дом-дерево-человек" (Д. Бука), "рисунок семьи" (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa - причина и греч. metro - измерение) - причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы "Биограф". Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны - распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод - способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии - групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии - измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

4. Основные разделы псиологии

Биологическая психология. Задачей специалистов в области биологической психологии (также называемой физиологической психологией) является поиск взаимосвязей между биологическими процессами и поведением.

Экспериментальная психология. Специалисты в области экспериментальной психологии, как правило, проводят исследования на основе бихевиористского или когнитивного подхода и используют экспериментальные методы с целью изучения реакций людей (а также животных) на сенсорные стимулы, их восприятия окружающего мира, обучения и запоминания, мыслительных процессов и эмоциональных реакций.

Психология развития, личности и социальная психология. Эти три области психологии взаимно перекрываются. Специалисты в области психологии развития занимаются изучением индивидуального развития и факторов, формирующих наше поведение с рождения и до старости. Они могут изучать развитие отдельных способностей, таких как речевое развитие у детей, либо отдельные периоды жизни, например младенческий возраст.

Социальные психологи изучают то, как люди воспринимают и интерпретируют свой социальный мир и какое влияние оказывают другие люди на их верования, установки и поведение. Они также исследуют социальные отношения между людьми и группами людей, а также поведение этих групп.

Психологи, работающие в сфере психологии личности, изучают мысли, эмоции и формы поведения, определяющие личностный стиль взаимодействия индивидуума с окружающим миром. Соответственно, они интересуются индивидуальными различиями и пытаются дать целостное описание индивидуума на основе синтеза всех психологических процессов.

Клиническая психология и психологическое консультирование. Наибольшее число психологов работает в области клинической психологии; эти специалисты применяют психологические принципы для диагностики и лечения эмоциональных и поведенческих нарушений, включая психические заболевания, алкоголизм и наркоманию, а также брачные и семейные конфликты.

Специалисты в области психологического консультирования выполняют большинство тех же функций, что и клинические психологи, хотя они, как правило, имеют дело с менее серьезными проблемами. Они часто работают с учащимися и студентами университетов.

Школьная и педагогическая психология. Поскольку первые симптомы серьезных эмоциональных проблем часто проявляются в первых классах школы, многие начальные школы приглашают психологов, имеющих подготовку в области детского развития, образования и клинической психологии. При работе со школьниками эти специалисты пытаются определить наличие у них проблем с обучением, а также эмоциональных проблем. В отличие от них, специалисты в области психологии образования (педагогической) занимаются вопросами обучения и преподавания. Такие специалисты работают и в школах, но чаще они приглашаются образовательными школами при университетах, где они проводят исследования, посвященные разработке методов преподавания и подготовке учителей.

Индустриальная и инженерная психология. Специалисты в области индустриальной психологии (называемой также организационной психологией) обычно работают в коммерческих организациях. Они занимаются такими проблемами, как отбор наиболее подготовленных кандидатов на рабочие места и реализация различных программ профессиональной подготовки. Специалисты в области инженерной психологии (иногда называемой психологией человеческого фактора) преследуют цель оптимизации взаимодействий между человеком и машиной; они участвуют в разработке дизайна машин, сводящего к минимуму ошибки оператора. Одним из направлений оптимизации взаимодействия человек-машина является разработка наиболее эффективного размещения приборов и элементов управления, благодаря чему повышается производительность, безопасность и комфортность труда.

5. основные теории темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Гуморальные теории темперамента: Не смотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материалистом в своих взглядах, поэтому объяснял психосоматичное единство материальной основой - смесью "соков" в организме индивида.

Конституционные теории темперамента: Основной идеей этого подхода, первым шагом к классификации индивидуальных психических черт стало установление корреляции между типами телесной конституции, с одной стороны, и конкретными психическими заболеваниями - с другой.

Теория темперамента И.П. Павлова: В своих работах он сближал понятие нервной системы с понятием темперамента. Согласно принципу силы нервной системы,

классификации типов. С древности принято различать 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность.

Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.

Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем-то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность.

Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство.

6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Наиболее обоснованной является выдвинутая И.П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

Типы нервной системы. Каждый тип нервной системы представляет собой характерную совокупность трех основных свойств нервных процессов - силы, уравновешенности и подвижности.

Сила тормозного и раздражительного процессов характеризуется работоспособностью клеток коры головного мозга, их функциональной способностью выдерживать воздействия раздражителей разной степени интенсивности.

Уравновешенность нервных процессов представляет собой известную степень соответствия между силой раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

Подвижность нервных процессов характеризуется способностью нервных клеток более или менее быстро переходить от возбуждения к торможению и наоборот.

Соответственно этим особенностям нервных процессов И. П. Павлов различает следующие типы нервной системы:

По силе раздражительного и тормозного процессов могут быть выделены сильный и слабый типы нервной системы.

Животное с сильным типом нервной системы адекватно реагирует на внешние раздражения: интенсивные раздражители вызывают в коре его головного мозга сильные процессы возбуждения и торможения, неинтенсивные раздражители вызывают соответственно слабые реакции. У животного со слабым типом нервной системы все происходит наоборот.

По уравновешенности нервных процессов могут быть выделены уравновешенный и неуравновешенный типы нервной системы. В первом случае наблюдается соответствие между силой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Сильное возбуждение уравновешивается такой же силой торможения в других отделах мозга. При неуравновешенном типе нервной системы это соответствие нарушается: возбуждение по силе может преобладать над процессами торможения и наоборот.

По подвижности нервных процессов могут быть выделены подвижный и малоподвижный типы нервной системы. Первый характеризуется способностью нервных клеток коры быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Малоподвижный тип характеризуется замедленной сменой этих процессов, их "застойностью".

Эти особенности нервной системы выступают не изолированно, а всегда в органической связи друг с другом. Действительный тип нервной системы характеризуется одновременно особенностями и силы, и уравновешенности, и подвижности нервных процессов. Это позволило И.П.Павлову установить следующие четыре основных типа нервной системы: живой, безудержный, инертный и слабый, которым он дает следующую характеристику.

Живой тип характеризуется наличием сильной нервной системы, отличающейся вместе с тем хорошей уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов и их подвижностью, выражающейся в быстрой смене этих процессов.

Безудержный тип, отличаясь наличием сильной нервной системы, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, а именно: преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Спокойный тип характеризуется наличием сильной нервной системы, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, но вместе с тем их малой подвижностью: процессы возбуждения и торможения у этого типа нервной системы медленно и с трудом сменяют друг друга.

Слабый тип характеризуется наличием слабой нервной системы, малой работоспособностью нервных клеток, их быстрой истощаемостью. Этот тип нервной системы отличается слабым течением процессов возбуждения и торможения неадекватно силе получаемых раздражителей, а в отдельных случаях даже срывом в работе нервных центров, появлением при воздействии сильных раздражителей "запредельного торможения" вместо нормального возбудительного процесса.

Установленные И.П.Павловым основные типы нервной системы позволяют объяснить многие особенности темпераментов. Сам И.П.Павлов считал, что сангвинический темперамент стоит в связи с наличием у данного человека "живого" (сильного, уравновешенного и подвижного) типа нервной системы; холерический темперамент бывает у людей, отличающихся "безудержным" (сильным, но неуравновешенным) типом нервной системы; флегматик характеризуется инертным, а меланхолик - слабым типом нервной системы.

7. Характеристика типов тепераметра

38.Характеристика флегматичного типа темперамента невозмутимый, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. Чувства отличаются постоянством и глубиной. В зависимости от условий у такого человека могут возникнуть как положительные (выдержка, вдумчивость, глубина мыслей), так и отрицательные (пассивность, вялость, безразличие к окружающему) черты. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Флегматик неразговорчив, но со стабильным настроением. Это человек с сильной, уравновешенной инертной нервной системой. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан, вспыльчив, раздражителен. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать.

39. Меланхолик.Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим самый термин "меланхолик" часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью.

40.Сангвиник.Человек сангвинического темперамента отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.

Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания.

Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.

41.Холерик.Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик - человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях.

8. Понятие и структура характера

Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.

Определение. Характер -- это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу входят позитивные и негативные качества.

Выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Позитивными качествами, которые входят в эту группу, являются коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и др., отрицательными -- эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. В зависимости от самооценки личность может быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Позитивными чертами характера являются уверенность в себе, реалистичная самооценка, к отрицательным относятся неадекватно завышенная самооценка, излишняя строгость к себе, недооценка себя, неуверенность в своих силах, застенчивость.

Значительную роль в становлении характера человека играют волевые и эмоциональные качества. Волю называют основой характера, его стержнем. Значимая роль волевых качеств личности находит отражение в таких выражениях, как ``человек с характером'', ``твердый характер'', ``бесхарактерный человек''. Выделяют положительные волевые качества: смелость, решительность, целеустремленность и др., - и отрицательные: нерешительность, упрямство. Следует сказать и об эмоциональных качествах личности: тревожности или эмоциональной устойчивости, сдержанности или импульсивности и т.д. Соответствующие качества будут рассмотрены подробнее при изучении волевой и эмоциональной сфер личности.

Все черты, или качества, личности значимы для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, ивторостепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность.

Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру. Цельный характер -- характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.

Однако в жизни часто встречаются противоречивые характеры. Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.

9. акцентуации характера

Акцентуация - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме "слабых мест" в психике индивида - избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus - ударение, подчеркивание).

Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированны. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его "слабые места" могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по "слабому месту", то все поведение таких лиц резко видоизменяется - начинают доминировать особенности акцентуации.

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению к психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому "месту наименьшего сопротивления" данного типа характера.

Акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов. К таким факторам в первую очередь относятся особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций характера со временем сглаживаются. Лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на "слабое звено" характера, они могут вести к психопатиям (психическим заболеваниям).

Выделяются следующие основные типы акцентуации характера (Леонгард К., Ганнушкин П.Б. и др.):

1) циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

3) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4) астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;

5) сензетивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к навязчивым и ритуальным действиям;

7) шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8) эпилептоидный - склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9) застревающий (паранойяльный) - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других, высокая конфликтность;

10) демонстративный (истероидный) - характеризуется склонностью к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, "бегством в болезнь" при неудовлетворительной потребности в признании;

11) дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

12) неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В отличие от "чистых" типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера. Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко[12]. Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности (см. табл. 1).

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях - развиться и преобразоваться в "краевые" психопатии. Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи "Патохарактериологического диагностического опросника" (разработанного А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

10. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Процесс человеческого познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации - от восприятия до практического действия.

Выделение в познавательных процессах их отдельных видов в значительной мере условно, однако оно помогает в практике изучении психики.

В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов:

* специфические;

* неспецифические.

Специфические познавательные процессы

Специфические или собственно познавательные - это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Среди специфических процессов обычно рассматриваются:

Ощущения -процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;

Восприятия - результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин "перцепция" (от лат. perception - представление, восприятие);

Мышление -высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения.

Неспецифические познавательные процессы

Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также "сквозными", так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:

Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;

Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;

Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

Показать полностью…
47 Кб, 18 апреля 2017 в 18:10 - Россия, Ростов-на-Дону, РГЭУ РИНХ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении