Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 003115 из РГЭУ РИНХ

1.беседа как метод формирования сознания, его виды и требования к содержанию и методике ее поведения

2.воспитание в структуре педагогического процесса ДОУ

3.воспитание как система

4. задачи гражданского воспитания дошкольников основные его формы и методы

5.задачи нравственного воспитания дошкольников, основные его формы и методы

6.закономерности процесса воспитания

7.основные условия развития детского коллектива

8.особенности процесса воспитания

9.понятие "воспитание", виды и функции воспитания

10.Понятие о принципах процесса воспитания

11. понятие о цели воспитания иерархия целей

12.поощрение и наказание с позиций нового педагогического мышления

13.Роль и задачи трудового воспитания дошкольников. .Их реализация на практике в ДОУ

14.Содержание воспитания.

15.Сущность понятий "метод", "прием", "средства". Их взаимосвязь

16.Сюжетно-ролевая игра как метод воспитания дошкольников.

17.Физическое воспитание дошкольников. Формирование здорового образа жизни

18.Цели и задачи эстетического воспитания дошкольников,его основные формы и методы.

1.беседа как метод формирования сознания, его виды и требования к содержанию и методике ее поведения

Беседа - вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полу­ченную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации. пра­вила применения метода беседы:- беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исс­ледуемой проблемой;- формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;- подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей рес­пондентов давать на них развернутые ответы;- избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъек­тивное состояние собеседника;- вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;- не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;- выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.

2.воспитание в структуре педагогического процесса ДОУ

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т. д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

3.воспитание как система

Процесс воспитания - это про­цесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспи­тание личности. Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось великое множество подобных форм.Классификация форм воспитания:1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).

4. задачи гражданского воспитания дошкольников основные его формы и методы

Цель гражданского воспитания детей дошкольного возраста состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:1проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;2 организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города;3проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;4организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;5.вовлечения детей в общественную деятельность. Задачами гражданского воспитания дошкольников являются:- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;- формирование бережного отношения к природе и всему живому;- воспитание уважения к труду;- развитие интереса к национальным традициям и обычаям;- формирование элементарных знаний о правах человека;-знакомство детей с символами своей республики и России (герб, флаг, гимн);- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

5.задачи нравственного воспитания воспитания дошкольников,основные его формы и методы

Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.Основой нравственного воспитания является мораль.Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает,способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Задачи нравственного воспитания:- формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;- воспитание нравственных чувств, привычек, норм;- овладение практикой поведения.- патриотизма;-гражданственности;- коллективизма.Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:- гуманности;- трудолюбия; Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

6.закономерности процесса воспитания.

Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей является системный подход. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки. общение имеющихся в педагогической литературе исследований по данному вопросу позволило выделить следующие закономерности процесса воспитания. 1. Воспитательный процесс достигает наибольшего эффекта, имеет наибольшую результативность, если в нем одновременно, взаимосвязанно находят отражение актуальные потребности и возможности общественного и индивидуально-личностного развития.2. Чем целесообразнее организована деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс. 3. Чем больше в организуемой деятельности воспитанников опора на предоставление им инициативы, самостоятельности, активности, ориентация на ситуацию успеха, тем большую эффективность имеет воспитательный процесс.4. Чем целенаправленнее в воспитательном процессе происходит целостное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы, тем гармоничнее умственное, духовное и физическое развитие детей.5. Чем в большей степени носят скрытый характер педагогические влияния воспитателя на воспитанников, тем эффективнее воспитательный процесс в целом.6. Чем последовательнее осуществляются взаимные связи между целью, содержанием и методами воспитательного процесса, тем выше его результативность. В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов, которые представляют собой исходные общие руководящие положения, определяющие его сущность, основные требования, содержание и методику.

7.основные условия развития детского коллектива

Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности дошкольников; деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, указание увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Самоуправление не может создаваться "сверху", т.е. начинаться с создания органов, оно должно естественно вырастать "снизу", из самоорганизации тех или иных видов деятельности. Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность, наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики. С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение.

8.особенности процесса воспитания

Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: 1целенаправленность(цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.)-многофакторность(в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса.)-комплексность(Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.)-вариативность и неопределенность результатов(В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться.)-двусторонний характер(Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю)-обратная связь(Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие)

9.понятие "воспитание", виды и функции воспитания

В широком смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Виды: 1. Умственное воспитание(Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований).2. Физическое воспитание ( способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности) 3.Трудовое воспитание (Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.)4. Политехническое воспитание (формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.) 5. Нравственное воспитание (формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества) 6. Эстетическое (эмоциональное) (базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников)

10.Понятие о принципах процесса воспитания

Принцип воспитания- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания:1обязательность;2комплексность;3равнозначность. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами(И. П. Подласый):1общественная направленность воспитания(требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности), 2связь воспитания с жизнью, трудом (Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним), 3 опора на положительное в воспитаннике (педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества)4гуманизация воспитания; (гуманного отношения к личности воспитанника;уважение прав и свобод) 5.личностный подход; (опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.)6.единство воспитательных воздействий. (Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.)

11. понятие о цели воспитания иерархия целей

Цель воспитания - ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулировка, разработка - центральный момент создания педагогической концепции..Иерархичность целей воспитания и образования предопределяется двумя основными фактами: 1) государственной целью воспитания как социальным заказом (все обучающиеся имеют право на интеллектуальное, физическое, нравственное, трудовое воспитание, на развитие политической, экологической, эстетической, правовой культуры, опыт жизненного самоопределения); 2) реальным уровнем развития, продвинутости, неравномерным формированием параметров становления.Следовательно, педагог ставит такую задачу, которая подсказывается интервалом между тем, что должно быть в знаниях, умения и навыках, опыте обучающихся и чем он обладает на самом деле.

12.поощрение и наказание с позиций нового педагогического мышления

Поощрение и наказание относятся к вспомогательным методам воспитания.Поощрение - такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного учащегося (или коллектива). Основанием для поощрения следует считать выполнение требований коллектива. Поощрение показывает, что коллектив, в котором живет и работает ребенок, им доволен. Следовательно, коллектив может закрепить навыки правильного поведения и искоренить отрицательные. Поощрение помогает ребенку совершенствоваться, дает ему как бы ориентир в поведении и поступках.1) пощрение должно быть справедливым;2) Поощрение должно быть поддержано всеми членами коллектива, в противном случае награда обесценивается;3) Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;4) Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определенной меры, которую не следует превышать;5) Ребенок должен ценить сам факт поощрения, а не награду. Педагогический смысл наказания состоит в том, чтобы внушить ребенку, что коллектив (или воспитатель) не доволен поведением ребенка, отношением его к делу, его поступками. Наказание также корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает у учащихся неприятное переживание, чувство стыда. Это состояние ребенка вызывает потребность изменить свое поведение, не повторять подобных ошибок. Наказание следует применять только тогда, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Когда воспитатель не уверен, что наказание будет правильно принято коллективом и им поддержано, наказывать нельзя. Если это обстоятельство не учитывается, может случиться, что наказание не приведет к изменению поведения ученика.

13.Роль и задачи трудового воспитания дошкольников. Их реализация на практике в ДОУ

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,Готовности принять участие в труде.4. Формирование навыков организации своей и общей работы.5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

14.Содержание воспитания.

Содержание воспитания -совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности (умственной, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и т.д.), направленной на развитие познавательной, эмоционально-нравственной и практико-действенной сфер личности ребенка. Факторами формирования содержания воспитания принято называть постоянно действующие условия, влияющие на физическую, интеллектуально-познавательную и духовную стороны личности ребенка. К ним можно отнести социальный опыт, положительную социальную среду и воспитательную деятельность (гуманное общение). Условием формирования содержания воспитания в школе является положительная социальная среда - совокупность окружающих социально-экономических, регионально-этнических, социально-бытовых, социокультурных факторов и обстоятельств, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру.

15.Сущность понятий "метод", "прием", "средства". Их взаимосвязь

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развития. .Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие .Средство воспитания - это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы, с помощью которых организуется использование данного средства в целях воспитания. К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.

16.Сюжетно-ролевая игра как метод воспитания дошкольников.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Именно в ней детьми усваиваются нравственные нормы и образцы поведения в обществе. 1.Сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники, зависит от педагогов дошкольного учреждения.2. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие. 3. Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.4. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.5. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.

17.Физическое воспитание дошкольников. Формирование здорового образа жизни

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:- охрана и укрепление здоровья детей;- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;- воспитание потребности в здоровом образе жизни;- обеспечение физического и психического благополучия.Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:- создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач;- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи.Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в ДОУ должны быть созданы определённые условия.

18.Цели и задачи эстетического воспитания дошкольников,его основные формы и методы.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:1 Восприятие - это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях. 2Чувства - эмоциональная оценка прекрасного. 3Потребности - желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного. 4Вкусы - умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.5 Идеалы - личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве. Задачами являются: формирование гармоничной личности; развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное; закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов; побуждение к развитию творческих способностей.Средствами приобщения к прекрасному являются: изобразительное искусство (живопись, скульптура); драматургия (театр); архитектура; литература; телевидение, СМИ; музыка различных жанров; природа. К методам относятся: личный пример; беседы; школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях; экскурсии; посещение театра, выставок, музеев, фестивалей; утренники и вечера в школе и ДОУ.

Показать полностью…
30 Кб, 25 января 2017 в 19:15 - Россия, Ростов-на-Дону, РГЭУ РИНХ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении