Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 003117 из РГЭУ РИНХ

1.Предмет и задачи курса "Теория и технология развития речи детей".

Предметом технологий развития речи дошкольников является процесс обучения детей языку и его практическому использованию. Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения .Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:-чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);- как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);-почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи). Задачи РР: 1.Развитие словаря 2.Воспит. звуковой культуры речи 3.Формирование грамматич. строя речи 4.Развитие связной речи: а)формирование диалогической (разговорной) речи, б)формирование монологической речи.

2. Теоретические основы методики развития речи

Язык - это система словесных знаков, предназначенных для целей вербальной коммуникации. Речь - это реализация системы языка в речевой деятельности. Виды речи: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Языковая способность (Выготский) - это способность речевых навыков и умений, которые развиваются на основе языкового чутья или чувства языка. В дошк.возр. дети овладевают 4 формами общения (Лисина):1. Ситуативно-личностная (эмоциональная) (до 6 мес);2. Ситуативно-деловая (млад.дошк.возр);3. Внеситуативно-познавательная (сред.д/возр. 4-5 лет);4. Внеситуативно-личностная (ст.д/возр. 6-7 лет). Лингвистической основой работой с детьми явл.учение о языке как знаковой системе. Это учение говорит о системной организации языка (наличие лексической, грамматической, фонетической подсистем). Это учение требует развитие всех сторон детской речи. Психологической основой методики - учение психолингвистики о речи как речевой деят-ти. В структуре выдел. неск. этапов (побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский, исполнительский, рефлексия). Естественно-научной основой методики явл. учение Павлова о 2-х сигнальных системах и их взаимосвязи (чувствительной (сенсорной) системы и системы слова (речь). Педагогическую основу сост. дош.педагогика (ср-ва, методы, приемы, формы работы).Детская речь изучается наукой онтолингвистикой, которая изучает онтогенез языка ребенка, развития его.

3. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.

5. Методы исследования в методике развития речи.

1.Метод моделирования - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.2. Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.3. Наблюдение проводится за речью детей, за деятельностью воспитателей. Оно помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.4 Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и родителей позволяют определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.5.Беседы (с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования. К беседе примыкают методы анкетирования и интервью.6. Эксперимент направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, т.е. на более глубокое проникновение в сущность учебно-воспитательного процесса.

4. Роль родного языка и речи в развитии ребенка.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь

. 6.7. История методики развития речи

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов - Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.1.Ян Амос Коменский разработал материнскую школу, в которой развитию речи посвящена глава. Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.2. Иоганн Генрих Песталоцци раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.3. Фридрих Фребель (создал детсад). Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.4.Мария Монтессори Являясь сторонницей свободного воспитания считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.)

8. Развитие методики в России

9. Взгляды К. Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитании личности.

10. Е.И. Тихеева об условиях успешной работы по развитию речи в детском саду.

11. Основные направления современных исследований в области речевого развития детей.

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, ); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, М. И. Лисина); исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов). Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, сре­ди которых наиболее признанными являются:"Радуга" - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания."Развитие- в ней определены направления речевой работы: - ознакомление с художественной литературой; - освоение специальных средств литератур норечевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе­ственной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обучение чтению со старшей группы."Детство" - содержит специальные разделы: "развиваем речь детей", "ребенок и книга", - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого раз­вития; - определены речевые умения в разных видах деятельности."Программа развития речи" (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

12. Цель и задачи развития речи детей в детском саду.

13. Методические принципы развития речи.

Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.( понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира.)2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации)3. Принцип развития языкового чутья(Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их)4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка(сновывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка.)5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.6.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.7. Принцип обеспечения активной речевой практики.

14. Программы развития речи

Программа детского сада разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учреждений. Требования к разным сторонам речи отражают возрастные показатели развития речи. Значительно уточнены и конкретизированы задачи развития словаря (здесь больше внимания обращено на раскрытие смысловой стороны слова); более четко сформулированы задачи формирования грамматического строя речи; впервые выделены задачи развития навыков и умений словообразования и формирования синтаксического строя речи. Уточнена программа обучения рассказыванию, определена последовательность использования разных видов рассказывания и их взаимосвязь, задача развития связной речи вводится начиная со второй младшей группы. Определено содержание художественно-речевой деятельности детей."Радуга" - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания."Развитие- в ней определены направления речевой работы: - ознакомление с художественной литературой; - освоение специальных средств литератур норечевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе­ственной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обучение чтению со старшей группы."Детство" - содержит специальные разделы: "развиваем речь детей", "ребенок и книга", - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого раз­вития; - определены речевые умения в разных видах деятельности."Программа развития речи" (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

15. Средства развития речи.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:- общение взрослых и детей;-культурная языковая среда, речь воспитателя;·-обучение родной речи и языку на занятиях;- художественная литература;·-различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

16. Методы и приемы развития речи.

17. Общение как важнейшее условие развития речи детей на ранних этапах детства.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми возможно усвоение детьми общественно - исторического опыта человечества. В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Ведущей потребностью ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте становится потребность в уважении, наряду с действующими потребностями в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Опираясь на предметное и образное мышление и с помощью речи, ребенок получает больший доступ к познанию окружающего мира. Ведущим мотивом его общения с взрослыми становится познавательный, когда взрослый выступает для малыша в качестве эрудита и источника знания о внеситуативных, т. е. теоретических объектах. Очень хорошим сигнализатором появления познавательного мотива служат бесконечные детские вопросы. Не случайно этот возраст еще называют "возрастом почемучек"

18. Понятие словарной работы и ее значение.

словарная работа -целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом. словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

19. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, "придуманных" ими ("красавлюсъ", "намакаронился", "мазелин"). Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

20. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи: 1.обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).2 закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов.3. активизация словаря.Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.4. устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

21. Общие вопросы методики словарной работы.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. общий вопрос для всех возрастных групп - это методы и приемы словарной работы.Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

22. Методика словарной работы в возрастных группах

23. Методика формирования грамматического строя речи

24. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

25.Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой "систему систем", объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматический строй - продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

26. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

Задачи можно рассматривать в трех направлениях: 1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2.Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов - словообразования. Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

27. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок. Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:1.общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;3. запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

28. Методика формирования морфологической стороны речи.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов. Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества - цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами). Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

29. Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов - простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой.В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи.Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т.е. контекстностью.

30. Методика формирования способов словообразования

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал - уехал - переехал - выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии. В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками, также учат образованию глаголов разными способам(кря кря-уточка крякает) Образование глаголов при помощи приставок: ходить - заходить - уходить - приходить; вошел - вышел, пришел - ушел. Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами(сахарница,хлебница). В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования. Детей учат подбирать однокоренные слова(береза-березовый). Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных( сильный-сильнее), Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-,(сильный-сильнейший). Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Конспект НОД по обогащению словаря детей старшей группы "В гостях у Бабушки-Загадушки"

Галина Голубева

Конспект НОД по обогащению словаря детей старшей группы "В гостях у Бабушки-Загадушки"

Конспект НОД по обогащению словаря ребенка ст. гр.

"В гостях у Бабушки-Загадушки"

Задачи:

Развивающие:

Обогащать, закреплять и активизировать словарь по теме "Зима. Зимующие птицы", используя речевые игры и графические изображения;

- Назвать предмет, его признаки, качества, действия, обогащать речь прилагательными и глаголами;

- Подбирать антонимы и синонимы;

- Упражнять в подборе определений и сравнений к названному слову;

-иНаучить составлять описательный рассказ;

-Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его;

-Прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать заботу о птицах.

Организационный момент

1. Приходит в группу Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, дети! Меня зовут Бабушка-Загадушка. Почему меня так назвали? Ответы детей.

2. Б: Отгадайте мои загадки, и вы узнаете, о ком мы сегодня поговорим!

В серой шубке перовой

Повадкой вороватая

И в морозы он герой,

Крикуша хрипловатая,

Скачет, на лету резвится,

Всем она знакома,

Не орел - а все же птица.

Кто она? ... (Ворона!)

Чернокрылый, красногрудый,

Черный жилет, красный берет,

И зимой найдет приют:

Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)

Не боится он простуды,

С первым снегом тут, как тут.

Синяя косынка, темненькая спинка

(Снегирь)

Маленькая птичка, звать ее ... (Синичка)

Вы правильно поняли, мы сегодня поведем разговор о птицах.

3. Игра "Угадай по описанию" (Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее).

У этой птицы ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях, питаются ягодами рябины, ясеня, клена. Кто это? (Снегирь).

4. Беседа о птицах

-Ребята, а как вы понимаете слова из загадок? Дети говорят, как они понимают слова - вороватая, хрипловатая. Воровата - ворует, тащит без спроса, хрипловатая - кричит хриплым голосом, крикунья - кричит; красногрудый, чернокрылый - красная грудка, черные крылья? Птица Снегирь названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. Воробей - от слова "ворчать", "ворковать". Птицы синицы издают довольно громкий мелодичный посвист - "сии-сии". Вот и назвали их синицами.

-Скажите ребята, а птицы, которых мы отгадали, как называются одним словом? (Зимующие). А почему их так называют? (Потому что они зимуют рядом с нами, живут в городе или лесу). А что отличает птиц, от других животных? (У них есть крылья и они умеют летать). Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки и жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.)

- Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное.) Какие птицы по земле ходят, а какие прыгают? Почему говорят, что птицы - наши друзья? (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады).

5. Игра "Что общего"

Все птицы разные, но у всех них есть одинаковые части тела. Какие части тела есть у всех птиц? (Туловище, голова, крылья, хвост). А вы знаете, что хвост есть не только у птиц? (Детям раздаю картинки с изображением рыбы, лисы, самолета, девочки, птички, кометы и обсуждаем картинки и почему, эти предметы называют одним и тем же словом).

6. Игра "Кто как поет". Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.

7. Игра "Что это?" (необходимо закончить предложение).

Ворона, дятел, снегирь - это ... птицы;

Береза, тополь, сосна - это... деревья;

Сирень, орешник, шиповник - это... кусты;

Ромашка, роза, колокольчик - это... цветы;

Опенок, сыроежка, мухомор - это... грибы;

Комар, бабочка, пчела - это... насекомые;

Кукушка, сова, сорока - это... птицы;

Заяц, волк, лиса - это... животные.

8. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем. Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках,

Всем хватило зернышек.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

9. Игра "Наоборот" с мячом

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь ... пол.

Скажу я слово потерял, а скажешь ты ... нашел.

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты ... храбрец.

Теперь начало я скажу - ну, отвечай, ... конец.

10. Бабушка-Загадушка принесла "Чудесный мешочек". (Определять предмет на ощупь, из чего он сделан: деревянный, стеклянный, пластмассовый, резиновый, бумажный, металлический, меховой).

11. Чтение басни Крылова "Ворона и лисица"

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Мораль басни "Ворона и лисица"

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- О чем говорится в этой басне? Как вы понимаете слово взгромоздясь, близехонько? Подберите слова, близкие к этому слову. Кого автор называет плутовкой? Какое настроение у вороны, когда она уронила сыр? А как по-другому можно еще сказать? А у Лисы?

12. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку). Какое слово прячется здесь? (Корм). Давайте послушаем стихотворение.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Я принесла с собой кормушку. Давайте насыплем корм и оставим её для птиц.

13. Рефлексия.

Бабушка-Загадушка прощается с детьми:

Поскорее выходите и на птичек посмотрите,

Прилетели, прилетели, стайку встретили метели!

А Мороз-Красный нос им рябинки принес.

Хорошо угостил, хорошо подсластил,

До свиданья гости! Ждем еще вас в гости!

Показать полностью…
600 Кб, 19 января 2017 в 20:15 - Россия, Ростов-на-Дону, РГЭУ РИНХ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении