Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 005113 из ИУБиП

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА и ПРАВА

(Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ)

ОП "Юриспруденция"

Кафедра "Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины"

Контрольная работа

Дисциплина: "Юридическая психология"

Вариант 5

Выполнил:

студент 4-го курса

заочной формы обучения

группы ЮЗ-401

Батрак А.Д.

Проверил:

Ларионова Е.А.

Ростов-на-Дону

2014 г Содержание

1.Охарактеризуйте комплексную судебно-психолого-психиатрическую экспертизу.

2.Характеристика компетентности юриста в области "человеческого фактора".

3.Психологический анализ нормопослушного поведения гражданина.

Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза

Юридическая практика нуждается в научно обоснованном разрешении вопросов психологического содержания, возникающих при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Судебно-психологическая экспертиза становится одним из важнейших звеньев психологической службы, создаваемой в стране. Ее можно рассматривать как отрасль практической психологии, которая тесно связана с юридической психологией, так как использует методы общей психологии, сталкиваясь с противоправной деятельностью человека. Судебно-психологическая экспертиза - это часть судебной психологии, являющейся, в свою очередь, частью юридической психологии. Ведение судопроизводства требует дополнительных сведений из других областей знаний, и судебная психология должна использовать смежные области этих знаний. Функции судебно-психологической экспертизы (М. М. Коченов) заключаются в точной и объективной оценке индивидуальных особенностей психической деятельности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших в связи с задачами уголовного процесса. Общим предметом судебно-психологической экспертизы являются психологические особенности (свойства, состояния, процессы) психически здорового человека. Судебно-психиатрическая экспертиза - это решение экспертных вопросов относительно лиц с патологией психики (обвиняемых, свидетелей, потерпевших). Но экспертные вопросы психологического содержания не могут входить в компетенцию судебно-пси-хиатрической экспертизы как области применения медицинских, а не психологических знаний. Поэтому научное разрешение этих вопросов может быть обеспечено только развитием пограничных областей науки - судебной (или криминальной) патопсихологии. Экспертиза - это форма применения юриспруденцией специального неправового знания, когда в роли эксперта выступает лицо, обладающее этими специальными знаниями, которые он может применить для анализа каких-то случаев. Эксперт - это лицо, обладающее высокой профессиональной компетенцией, включающей в себя и знания, и опыт, и интуицию. При этом эксперт должен быть лицом независимым.

В судебной практике применяется три вида экспертиз:

1) медицинская экспертиза - проводится квалифицированными врачами, патологоанатомами. Определяет характер и степень тяжести телесных повреждений, нанесенных потерпевшим и обвиняемым;

2) судебно-психиатрическая экспертиза - проводится психиатрами. Определяет вменяемость обвиняемого или свидетеля, наличие или отсутствие психических заболеваний и их вид (шизофрения, олигофре-ния И т.д.); 3)

Судебно-психологическая экспертиза - проводится вслед за судебно-психиатрической экспертизой. Если психиатр дает заключение о том, что обвиняемый здоров (это заключение хранится в уголовном деле), не страдает психическими заболеваниями, является вменяемым и мог отдавать себе отчет в своих действиях, к делу приступает психолог, задача которого заключается в установлении особенностей характера, степени интеллектуального снижения и т.п. у обвиняемого или свидетеля.

Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы четко различаются по: -

экспертным задачам (оценка индивидуальных особенностей психической деятельности и вменяемость); -

методам исследования (психологические и клинические), но по предмету (нормальная и патологическая психика) различия затруднены. Это легко заметить на примере аффективных реакций, возникших у субъекта в момент совершения преступления. Аффективные реакции в момент совершения правонарушений могут возникнуть у психически здоровых и у лиц с различными нарушениями психики. У тех и других эта реакция может достигать значительной интенсивности, сохраняя при этом свойства нормальной психологической реакции (физиологический аффект) или приобретая форму болезненного психотического состояния (патологический аффект). Ряд авторов считают выходом из положения последовательное проведение экспертиз: вначале судебно-психиатрической, и, в случае вменяемости подэкспертного,- судебно-психологической.

Однако опыт проведения экспертиз аффективных преступлений показал, что большей частью приходится сталкиваться с психическими состояниями, в которых норма и патология переплетены и тесно связаны. Чаще всего аффективные реакции, ведущие к преступлению, наблюдаются у лиц с психопатическими чертами характера, органическим поражением головного мозга и другими психическими аномалиями, не исключающими вменяемости относительно содеянного. Судебно-психологическая экспертиза в этих случаях либо выйдет за пределы своей компетентности, оценивая патологические черты характера и особенности течения аффективных реакций у лиц с психическими аномалиями, либо, игнорируя их значение, может прийти к ошибочному

Характеристика компетентности юриста в области "человеческого фактора

Личностные характеристики, влияющие на процесс РУР. Человек как главный элемент организации - субъект, объект и потребитель решения. Каждый человек - абсолютно уникальная личность. Работа с абсолютно уникальной личностью требует в идеальном случае разработки уникальных решений. В процессе РУР целесообразно выявить общие и уникальные (особенные) личностные качества в коллективе и определить их соотношение. С учетом общих качеств используют типовые процедуры подготовки и реализации управленческих решений, а для использования уникальных качеств применяют искусство управления, основанное на знании этих уникальных качеств и способов их применения для решения задач управления. Любое УР в разной степени отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей, потому что окончательный выбор осуществляется на основе личных предпочтений. Поэтому УР может не гармонировать с участниками его разработки и реализации. На процесс подготовки, реализации и оценки УР влияет так называемый человеческий фактор18. Влияние человеческого фактора обусловлено личностными характеристиками: внушаемостью, нолей, здоровьем, оцытом, особенностями мышления, ответственностью, профессионализмом, склонностью к риску, темперамен- юм, уровнем эмоциональности и характером внимания. Особенный интерес с точки зрения подготовки и реализации УР представляют такие характеристики мышления человека, как широта, быстрота и гибкость. Остановимся на этих характеристиках подробнее. Широта мышления - это характеристика синтетического характера мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой вариации в общем сценарии деятельности. Данная характеристика, например, играет важную роль в эффективном применении методов "дерева решений" и "сценариев". Быстрота мышления - характеристика, определяющая время выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работники с более быстрым мышлением разбираются в ситуации и принимают эффективные решения с меньшими затратами времени. Быстрота мышления - определяющий фактор скорости перебора вариантов, от которого в свою очередь твисит эффективность применения эвристических методов подготовки и реализации УР. Гибкость мышления - характеризует способность человека своевременно и обоснованно переходить на новые методы разработки и реализации УР. Особенное значение при РУР имеет способность личности вовлекать в работу необходимых для ее выполнения людей, руководствуясь только здравым смыслом. Важный фактор в деятельности организации - способность руководителя контролировать разумный романтизм, который является как источником развития организации, так и представляет собой угрозу по той причине, что способствует переоценке возможностей и чреват последующим разочарованием. Практицизм - следствие большого опыта работы и характери- іуется использованием стереотипных подходов при РУР. Оптимизм руководителя проявляется в завышенной оценке потенциала работников и должен подкрепляться высоким профессионализмом управленческой деятельности и технологическими возможностями организации. Пессимизм руководителя - это заниженная оценка потенциала работников и организации в целом. Умеренный пессимизм позволяет принимать взвешенные решения с минимальным риском. Личные качества руководителя - определяющие качества лидера, принимающего решения и несущего ответственность за их последствия. Личные качества делятся на неизменяемые, слабо изменяемые и значительно изменяемые. К неизменяемым качествам относят: темперамент, здоровье и реакции.

К слабо изменяемым - внушаемость, уровень эмоциональности, профессионализм, опыт, характер внимания, склонность к риску, особенности мышления. К значительно изменяемым относят: волю, ответственность и коммуникабельность. Успешная разработка и реализация УР зависят от таких положительных качеств ЛПР, как: профессионализм, любознательность, открытость и общительность, терпимое отношение к чужим ошибкам, постоянное развитие и повышение квалификации. Лицо, принимающее решения, должно обладать отличным здоровьем, быть хорошим семьянином, прислушиваться к чужому мнению. Неудачливого руководителя характеризуют: торопливость; излишняя мягкость; недостаточный опыт; многословие; неряшливый внешний вид. Деятельность такого руководителя сопровождается ошибками, непредвиденными нерациональными решениями и постоянно возникающими негативными ситуациями. Особенности авторитета личности, влияющие на РУР. "Авторитет - это общепризнанное влияние личности или организации в различных областях деятельности на подчиненных, коллег или окружающих людей, основанное на профессионализме, опыте, добродетельных личностных качествах"19. Остановимся подробнее на следующих видах авторитета, одновременно являющихся составными частями общего авторитета ЛПР: авторитете доброты, компенсации, авторитете педантизма, подавления, расстояния, резонерства и авторитете чванства. Авторитет расстояния - искусственно создаваемые или естественно возникающие барьеры в контактах и информационных потоках между ЛПР и исполнителями управленческих решений. Факт отдаления ЛПР от подразделений организации и конкретных исполнителей УР стимулирует подчиненных к проявлению инициативны в части выбора способа реализации решения. Авторитет расстояния эффективен в случаях, когда ЛПР не имеет возможности детализировать УР до уровней конкретных исполнителей управленческих решений. В такой ситуации исполнители (руково- чители и сотрудники подразделений), полагаясь на свой опыт и 1ичные предпочтения, выбирают ту или иную альтернативу исполнения УР в той его части, которая соответствует функциональному предназначению данного исполнителя. Под исполнителями в данном случае понимаются как конкретные сотрудники, так и подраз- юления в лице их руководителей. Авторитет доброты - ЛПР как заботливый покровитель, наставник и "отец" коллектива. Такая роль руководителя сплачивает подчиненных и усиливает взаимопомощь при исполнении управляющих решений. Авторитет компенсации - основан на принципе взаимовыгодного обмена: "ты мне исполнение УР, я тебе поощрения, премии, или в идеальном случае то, что ты ожидаешь получить как компенсацию за затраченные на выполнение УР усилия, время, здоровье, прочие личные ресурсы". Авторитет компенсации при правильном использовании ("ты мне то, что я ожидаю получить, а не то, что Iсбе не нужно") выступает в роли эффективного средства мотивации при выполнении рутинных и тяжелых работ. В большей части авторитет компенсации основан на знании потребностей исполни- "елей и умелом их удовлетворении в пределах, определяемых ЛПР, и возможностями организации. Авторитет резонерства - формируется как следствие широкой разработки УР без компетентного обоснования необходимости такой широты (попросту говоря, решение содержит много воды", "умных слов", не проясняющих суть решения, а тлько "апутывающих исполнителей). Формирует у подчиненных мнение о высокой квалификации ЛПР и стимулирует серьезное отношение к выполняемой работе. Однако неконкретные пространные рассуждения без четкого определения того, что конкретно необходимо делать, могут спровоцировать обратный эффект, коша подчиненные усомнятся в компетентности руководителя, не имеющего четко выраженной позиции.Авторитет педантизма - формируется на основе подробной предварительной проработки ЛПР всех элементов проблемной си- |\ации, детальном анализе связей, тщательной проработке альтернатив и выдаче исполнителям обоснованного и детали шрованного \ Р Роль подчиненных сводится к исполнению решений в части, соответствующей его функциям, без элементов инициативы и творчества. Подавление стественной инициативы и свободы выбора способов выполнения конкретных заданий отрицательно сказывается на энтузиазме исполнителей и формирует комплекс "робота-автомата", что приводит к снижению производительности, превращению работника в "зомби", текучести кадров, а также к формированию и укреплению патерналистских ожиданий. Кроме этого недостатка есть еще один - руководитель постоянно принимает множество решений, и если каждое решение будет детально прорабатываться на высшем уровне без делегирования полномочий по выбору способов реализации УР, то ЛПР может попросту не выдержать такой нагрузки. Нарушение баланса между работой и отдыхом (пусть даже в виде смены вида деятельности) может привести к переутомлению, потере производительности, нервным срывам, ухудшению социально-психологического климата в коллективе и как следствие - к сбоям в системе управления организацией. Авторитет чванства - основан на искусственно созданном, "дутом" образе ЛПР как лидера, одаренного сверхспособностями. В случае если этот образ не соответствует действительности (не подтверждается реальными фактами), это может привести к полной потере авторитета ЛПР. Авторитет подавления - формируется вследствие приоритетов функции власти над приоритетами функций организации как системы. Или иными словами авторитет подавления - это спекуляция должностным положением в целях повышения своего авторитета со стороны ЛПР по отношению к исполнителям. Он основан на зависимости персонала от решений руководства организации. Отрицательная сторона - переход к жесткой дисциплине и полная потеря инициативы, а также свободы выбора методов реализации УР. Влияние темперамента человека на РУР. В процессе подготовки и реализации управленческого решения возможно возникновение ситуаций, в которых участники разработки и реализации УР понимают суть УР с искажением его смысла. Искажение восприятия сути управленческого решения может происходить как из-за недостаточной информации, неточных или двусмысленных формулировок, так и по причине того, что в процессах разработки и реализации УР участвуют люди с разным темпераментом. "Каждая личность имеет жизненную генетическую программу, включающую набор индивидуальных психических свойств (темпе- рамент)"20. Темперамент характеризует то, как человек воспринимает информацию и реагирует на нее. Психологический анализ нормопослушного поведения гражданина Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.Полученные за последние два десятилетия результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличии некоторых отличительных черт в структуре личности.Заслуживает внимания исследование ценностно-нормативной системы, проведенное А. Р. Ратиновым и его сотрудниками, которое выявило существенные различия между преступниками и законопослушными гражданами на уровне развития правосознания, в отношении к различным правовым институтам общества.Так, максимальная солидарность с уголовным законом и практикой его применения выражена у законопослушных граждан и в значительно меньшей степени у преступников, хотя правовая осведомленность у них примерно одинакова, а отчасти (знание статей Уголовного кодекса) имеет и обратную зависимость.Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве "своих" у преступников значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных граждан.Выявлены существенные различия в оценочном отношении к правоохранительным органам и их деятельности у обследованных групп. Преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступлений, за которые сами осуждены, относятся к органам правосудия настороженно, недоверчиво, что не свойственно для подавляющего большинства законопослушных граждан. Наиболее скептически к правоохранительным органам относятся корыстные преступники, наиболее отрицательно и враждебно - корыстно-насильственные

Показать полностью… https://vk.com/doc11804652_301969102
25 Кб, 26 мая 2014 в 14:44 - Россия, Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении