Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 005117 из ИУБиП

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА и ПРАВА

(Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ)

ОП "Юриспруденция"

Кафедра "Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: "История политических и правовых учений"

Теме: Политико-правовая концепция Аристотеля

Вариант № 4

Выполнил:

студент 4-го курса

заочной формы обучения

группы ЮЗ-401

Батрак А.Д.

Проверил:

Доц.Быльченко О.И.

Ростов-на-Дону

2014 г Содержание

1.Введение

2.Учения о политике

3.Учения о государстве

4.Право и законы

5.Заключение

6.Список литературы

Введение

Древнегреческий философ. Родина Аристотеля -полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя. Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платана, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже". Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир. Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского -отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове Наиболее известны следующие сочинения философа: Метафизика", "Протрептик", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "Опровержение софизмов", "Категории", "Об истолковании". В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах. Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот - от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием "Органон". Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорология" и др. В "Метафизике" Аристотель выстроил своеобразную "лестницу познания", первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень - представление - возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука - знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины. Аристотелю принадлежит первый психологический трактат "О душе", где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек). Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля "История животных", "О частях животных", "О движении животных", "О происхождении животных". До нас дошли три этических сочинения мыслителя: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика". В политико-экономических сочинениях "Политика" и "Экономика" Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены им в его "Поэтике" и "Риторике". Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую. Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения

горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: "Я стал добровольно делать то, что другие делают

лишь из страха перед законом".

Учения о политике

Аристотель противоречит Платону, выдвигая аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, а следовательно, платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, которые властвуют, и вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день. Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, а не из произвольно установленных ценностей. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе - конституция и законы - являются высшей инстанцией; тем самым он хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством . Человека он рассматривал как существо политическое и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь. Таков урок политической мудрости Аристотеля. Отмечая огромный вклад в становление и развитие политической науки Аристотеля и его предшественника, следует подчеркнуть, что они фактически составляют два полюса, между которыми и поныне движется политическая философия и политическая наука: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля.

Учения о государстве

Аристотель сформулировал чрезвычайно важное для политической науки представление о государстве как о продукте естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим "первичным общениям", как семья и селение. Государство, замечает Аристотель, - понятие сложное. По своей форме оно представляет организацию и определенную совокупность граждан. Стало быть, определение государства как формы зависит от того, кого считать гражданином. Из этой фундаментальной посылки исходит предложенная Аристотелем классификация форм правления.

Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию - здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм подчинен интересам тех, кто правит). Что касается наилучшей формы правления - политии - то, с точки зрения Аристотеля, здесь во всем доминирует "средний класс", причем важнейшей его отличительной чертой является "собственность средняя, но достаточная". Аргументы Аристотеля в пользу оптимальности политии вполне реалистичны: многочисленный и влиятельный средний элемент нейтрализует опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет распри и раздоры. Правда, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришел к выводу, что она невелика.

Философ обращает внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории "среднего элемента", под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории "среднего класса".

Кроме того, Аристотель использовал свою классификацию для выяснения причин политических изменений и беспорядков. Каждая из форм правления имеет свои недостатки, которые в определьном случае могут привести к перевороту. Так, олигархия наиболее уязвима по отношению к распрям внутри правящей элиты. Тирания, будучи внутренне относительно устойчивой, может быть легко уничтожена в результате нападения извне. Исследуя действие разрушительных элементов в различных формах государства, Аристотель применительно к каждой из них предлагает комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости данного строя.

Перевод в XIII веке "Политики" Аристотеля на латынь в решающей степени способствовал возрождению интереса к политической проблематике в Западной Европе.

Право и законы

Аристотель различает два вида справедливости - уравнивающую и распределяющую. Принципом уравнивающей спра­ведливости является "арифметическая пропорция", затрагивающая от­ношения обмена, возмещение ущерба, назначение наказаний за имуще­ственные преступления и т.п. При распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе и ее принципом служит "геометрическая пропорция" - воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отноше­ниях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за пре­ступления против чести и достоинства (если ударит начальник, то от­ветный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то ударившего следует не только ударить, но и подвергнуть каре).

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологичес­ким целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с поли­тической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государ­ством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Право отсутствует в отно­шениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти. По­литическое право делится на естественное и условное (установленное).

Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления, существующие "от природы - семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает установления государства (писаные законы, обыч­ное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее не­писаные, основанные на обычае. Постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. "Закон должен вла­ствовать над всем; должностным же лицам и народному собранию сле­дует предоставить обсуждение частных вопросов".

Аристотель многое перенял у Платона, но он от многого отказался и вошел в историю как равный ему. Ф. Аквинский, Ибн-Халдун, Аль-Фараби, Ж. Боден, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье использовали при обосновании своих программ идеи Аристотеля, касающиеся разграничения монархии и тирании, государственных переворотов, влияния географи­ческих факторов на политику и др.

Заключение

В истории античной мысли с именем Аристотеля связано представление о конце классической эпохи и одновременно - о начале эпохи эллинистической; это, в частности, определено двойственностью и пограничностью аристотелевского понимания государства, ориентированного, с одной стороны, на классический полис, а с другой на возможность создания единого (мирового) государства, в котором будет господствовать эллинский элемент.

Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса - города-государства как политического общения свободных и равных людей.

В своем учении о государстве Аристотель исходил из того, что государство - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Много размышляет Аристотель и о форме государства, характеризуя ее так же как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - только свое личное благо.

И, наконец, большую роль в политических отношениях между людьми Аристотель отводит праву, рассматривая его как политическое явление и называя его "политическим правом". Он считает, что право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

Список литературы

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - с. 580.

2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 736.

3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.В.Мартышина. - М.: Норма, 2002. - с. 912.

4. Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2002. - с. 447.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. - М.: "Молодая гвардия", 1993. - с. 381.

6. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Приор-издат, 2004. - с. 608.

7. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - с. 715.

8. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть ХIХ в.). - М.: "Российская политическая энциклопедия", 2001. - с. 479.

Показать полностью… https://vk.com/doc11804652_264227888
30 Кб, 23 января 2014 в 14:16 - Россия, Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении