Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 005169 из ИУБиП

Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях

Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие - "Проспект", 2010 г.

Содержание:

Предисловие4

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина4

1.1. Предмет и структура теории государства и права4

1.2. Метод теории государства и права6

1.3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук7

2. Происхождение государства и права9

2.1. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода9

2.2. Причины и формы возникновения государства10

2.3. Основные теории происхождения государства12

2.4. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя12

2.5. Особенности возникновения права12

3. Сущность и типы государства14

3.1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти14

3.2. Понятие и сущность государства15

3.3. Типы государства: различные подходы15

4. Функции государства18

4.1. Понятие и классификация функций Российского государства18

4.2. Характеристика основных внутренних функций Российского государства19

4.3. Характеристика основных внешних функций Российского государства19

4.4. Формы и методы осуществления функций государства20

5. Формы государства21

5.1. Понятие и элементы формы государства21

5.2. Форма государственного правления21

5.3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства22

5.4. Политический (государственный) режим: понятие и признаки22

5.5. Демократический режим24

6. Механизм государства26

6.1. Механизм государства: понятие и структура26

6.2. Органы государства: понятие, признаки, виды26

6.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата26

7. Государство и политическая система общества28

7.1. Политическая система общества: понятие и структура28

7.2. Место и роль государства в политической системе общества29

8. Сущность, принципы и функции права30

8.1. Понятие, признаки и сущность права30

8.2. Понятие права в объективном и субъективном смыслах32

8.3. Право как государственный регулятор общественных отношений33

8.4. Основные теории правопонимания34

8.5. Принципы права34

8.6. Функции права: понятие и классификация35

9. Типы права37

9.1. Типы права: различные подходы37

9.2. Правовая система общества: понятие и структура37

9.3. Основные правовые семьи мира37

10. Личность, право, государство38

10.1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды39

10.2. Понятие прав человека и гражданина40

10.3. Классификация основных прав и свобод личности41

10.4. Правовое государство: понятие и принципы45

10.5. Разделение властей как принцип правового государства46

10.6. Гражданское общество: понятие, структура, признаки47

11. Право в системе социальных норм. Правосознание и правовая культура48

11.1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь48

11.2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия49

11.3. Понятие, структура и виды правосознания51

11.4. Правовая культура: понятие и структура52

11.5. Правовое воспитание: понятие, формы, методы53

12. Нормы права54

12.1. Понятие и признаки нормы права54

12.2. Структура нормы права55

12.3. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов56

12.4. Классификация норм права56

13. Формы права58

13.1. Понятие и виды форм (источников) права58

13.2. Понятие и виды нормативных актов58

13.3. Понятие, признаки и виды законов59

14. Правотворчество60

14.1. Понятие и принципы правотворчества61

14.2. Виды правотворчества61

14.3. Понятие и стадии законотворчества в РФ62

14.4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды63

14.5. Юридическая техника65

15. Система права66

15.1. Понятие и структурные элементы системы права66

15.2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли67

15.3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права68

15.4. Институт права: понятие и виды69

15.5. Частное и публичное право70

15.6. Юридический процесс: понятие и виды71

15.7. Соотношение системы права и системы законодательства72

16. Правовые отношения73

16.1. Правовые отношения: понятие и признаки73

16.2. Виды правоотношений74

16.3. Предпосылки возникновения правоотношений74

16.4. Взаимосвязь норм права и правоотношений74

16.5. Понятие и виды субъектов правоотношений75

16.6. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность77

16.7. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура78

16.8. Законные интересы: понятие, структура, виды79

16.9. Объекты правоотношений: понятие и виды80

16.10. Понятие и классификация юридических фактов81

17. Применение права81

17.1. Реализация права: понятие и формы81

17.2. Стадии процесса применения норм права83

17.3. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды83

17.4. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления84

17.5. Юридические коллизии и способы их разрешения85

18. Толкование права и юридическая практика86

18.1. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам86

18.2. Способы и объем толкования правовых норм87

18.3. Акты толкования права: понятие, особенности, виды87

18.4. Юридическая практика87

19. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность91

19.1. Правомерное поведение: понятие и виды91

19.2. Понятие, признаки и виды правонарушений91

19.3. Юридический состав правонарушения92

19.4. Понятие, признаки и основания юридической ответственности94

19.5. Цель и функции юридической ответственности95

19.6. Принципы юридической ответственности96

19.7. Виды юридической ответственности96

19.8. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность97

20. Цели и средства в праве98

20.1. Цели в праве98

20.2. Правовые средства98

20.3. Правовые стимулы99

20.4. Правовые поощрения99

20.5. Правовые льготы, привилегии, иммунитеты101

20.6. Правовые ограничения101

21. Механизм правового регулирования102

21.1. Правовое регулирование и правовое воздействие103

21.2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы103

21.3. Способы и типы правового регулирования104

21.4. Правовые режимы: понятие, признаки, виды106

21.5. Эффективность правового регулирования106

22. Законность, правопорядок, дисциплина107

22.1. Понятие и принципы законности107

22.2. Гарантии законности: понятие и виды108

22.3. Понятие правопорядка и общественного порядка109

22.4. Понятие и признаки дисциплины110

22.5. Виды дисциплины111

22.6. Соотношение законности, дисциплины, правопорядка и общественного порядка111

23. Правовая политика и правовая жизнь112

23.1. Правовая политика: понятие и виды112

23.2. Формы и принципы правовой политики113

23.3. Правовая жизнь: понятие и виды113

23.4. Признаки правовой жизни114

23.5. Правовая жизнь и правовая система114

23.6. Правовые акты как форма проявления правовой жизни117

Предисловие

Имеющиеся многочисленные учебники и курсы лекций по теории государства и права содержат абстрактные теоретические положения о государстве и праве, подчас весьма сложные юридические понятия и категории. Студенты в этой связи испытывают некоторые трудности при изучении данного "неконкретного" предмета.

Особенность же предлагаемого учебного пособия как раз и заключается в том, что оно освещает соответствующий государственному стандарту и учебной программе курс теории государства и права, представленный в виде схем, определений и комментариев.

Ценность схем состоит в том, что они призваны иллюстрировать основные теоретические положения и "включать" зрительную память, содействовать "наращиванию" ассоциаций. Учитывая, что теория государства и права - абстрактная наука и, соответственно, учебная дисциплина, схематическое изложение понятий будет способствовать усвоению материала. Вместе с тем важно помнить о том, что любые схемы отображают информацию весьма условно, подчас односторонне. Поэтому к схемам нужно относиться философски, имея в виду, что они отражают лишь некоторые главные, основные стороны изучаемого понятия. Всех деталей в схемах быть не может.

Ценность определений заключается в том, что они содержат в системном виде существенные признаки того или иного понятия, с помощью которых данное понятие можно отличить от другого. Определения понятий в концентрированной форме отражают костяк всего курса теории государства и права, выступают его своеобразным научно обоснованным "скелетом". Знать эту наиболее значимую информацию крайне необходимо, ибо именно она представляет собой фундамент учебной дисциплины, именно ее, как правило, спрашивают в качестве дополнительного или уточняющего вопроса.

Несмотря на то что учебное пособие написано на основе современных научных разработок и полученных новых данных, оно в более-менее доступной форме излагает и комментирует те или иные теоретические положения.

Подобные вспомогательные средства (изложение учебного материала в схемах, определениях и комментариях), думается, облегчат процесс понимания студентами основных теоретических положений изучаемой дисциплины, будут способствовать получению ими упорядоченных знаний, необходимых для юриста в его практической деятельности.

Автор выражает благодарность рецензентам - доктору юридических наук, профессору С.А. Комарову и доктору юридических наук, профессору А.С. Мордовцу.

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

1.1. Предмет и структура теории государства и права

Наука - это сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Схема 1.1

--------

¦ Наука ¦

LT--T--T-

-------------------- ¦ L-----------------

Ў Ў Ў

----------------- ---------------------- --------------------------

¦ Система знаний ¦ ¦Духовное производство¦ ¦Практическая деятельность¦

L----------------- L---------------------- L--------------------------

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается некая целостность, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки - более узкое понятие, нежели объект; предмет есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте. Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и неюридическими - философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).

Схема 1.2

Предмет теории государства и права - это:

1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки);

2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, нормы права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства и т.д.).

Схема 1.3

-------------------------------------

¦ Предмет теории государства и права ¦

L-T--------------------------------T--

¦ ¦

Ў Ў

---------------------------------- ---------------------------------

¦ Наиболее общие закономерности ¦ ¦ Система основных ¦

¦ возникновения, развития ¦ ¦ понятий и категорий ¦

¦ и функционирования ¦ ¦ юриспруденции ¦

¦ государства и права ¦ ¦ ¦

L---------------------------------- L---------------------------------

Структура теории государства и права - это два крупных блока (элемента), взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга:

- теория государства;

- теория права.

Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).

Схема 1.4

-------------------------------------

¦Структура теории государства и права¦

L-T--------------------------------T--

¦ ¦

¦ ¦

------+------------ -------+-----

¦Теория государства¦ ¦Теория права¦

L------------------- L-------------

Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга.

Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

1.2. Метод теории государства и права

Метод науки - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания (схема 1.5).

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить следующим образом:

1) всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (метафизика и диалектика);

2) общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов (анализ, синтез, системный подход, эксперимент);

3) частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук (социологический, статистический, кибернетический и др.);

4) частноправовые методы - это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими (формально-юридический и сравнительно-правовой).

1.3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические;

2) естественные;

3) гуманитарные.

Схема 1.5

-------------------------------------------

¦Система методов теории государства и права¦

LT-------------T-------------T------------T-

¦ ¦ ¦ ¦

Ў Ў Ў Ў

-------------- -------------- -------------- ---------------

¦ Всеобщие ¦ ¦ Общенаучные ¦ ¦Частнонаучные¦ ¦Частноправовые¦

¦(философские)¦ ¦ методы ¦ ¦ методы ¦ ¦ методы ¦

¦ методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

LT----------T-- LT-----T--T--T- LT--------T--T- LT------------T-

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Ў ¦ Ў ¦ ¦ ¦ Ў ¦ ¦ Ў ¦

----------- ¦ -------¦ ¦ ¦ --------- ¦ ¦ -------------- ¦

¦Метафизика¦ ¦ ¦Анали禦 ¦ ¦ ¦Социоло-¦ ¦ ¦ ¦Сравнительно-¦ ¦

L----------- ¦ L-------¦ ¦ ¦ ¦гический¦ ¦ ¦ ¦ правовой ¦ ¦

Ў Ў ¦ ¦ L--------- ¦ ¦ L-------------- ¦

----------- ------- ¦ ¦ Ў ¦ Ў

¦Диалектика¦ ¦Синтез¦ ¦ ¦ ------------ ¦ ------------

LT--------T- L------- ¦ ¦ ¦ Статисти- ¦ ¦ ¦Формально- ¦

------ ¦ Ў ¦ ¦ ческий ¦ ¦ ¦юридический¦

Ў ¦ ---------- ¦ L------------ ¦ L------------

-------------- ¦ ¦Системный¦ ¦ Ў

¦Материалисти-¦ ¦ ¦ подход ¦ ¦ ----------------

¦ ческая ¦ ¦ L---------- ¦ ¦Кибернетический¦

L-------------- ¦ Ў L----------------

Ў ------------ и др.

---------------- ¦Эксперимент¦

¦Идеалистическая¦ L------------

LT-------------T- и др.

¦ ¦

Ў Ў

------------- ------------

¦Субъективный¦ ¦Объективный¦

¦ идеализм ¦ ¦ идеализм ¦

L------------- L------------

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:

- теория государства и права;

- историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

- отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и тому подобное право);

- прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.) (схема 1.6).

Схема 1.6

--------------

¦ Виды наук ¦

LT-----T-----T-

-------------------- ¦ L------------------

¦ ¦ ¦

----------+--------- ----------+--------- ----------+---------

¦ Технические ¦¦ науки +--->¦общественные) науки¦

L-------------------- L-------------------- L-T---T---T---T---T--

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

---------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

-------------+------------- ----------------- ¦ ¦ ¦

¦ Юридические науки ¦ ----------+--------- ¦ ¦ ¦

L------------T-------------- ¦ Философия ¦ ¦ ¦ ¦

¦ L-------------------- ¦ ¦ ¦

-------------+------------- ¦ ¦ ¦

¦Теория государства и права¦ -------------- ¦ ¦

L------------T-------------- ----------+--------- ¦ ¦

¦ ¦ Политология ¦ ¦ ¦

-------------+------------- L-------------------- ¦ ¦

¦ Историко-правовые науки ¦ ¦ ¦

L------------T-------------- ------------ ¦

¦ ----------+--------- ¦

-------------+------------- ¦ Экономика ¦ ¦

¦ Отраслевые науки ¦ L-------------------- ¦

L------------T-------------- ¦

¦ ---------

-------------+------------- ----------+---------

¦ Прикладные науки ¦ ¦ Социология ¦

L--------------------------- L--------------------

и др.

Особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

- гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

- политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

- теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Схема 1.7

-----------------------------------------

¦ Особенности теории государства и права +--

L----------------------------------------- ¦

¦

------------------------- ¦

¦ Гуманитарная +------------------+

L------------------------- ¦

¦

------------------------- ¦

¦ Политико-юридическая +------------------+

L------------------------- ¦

¦

------------------------- ¦

¦ Теоретическая +-------------------

L-------------------------

Схема 1.8

-------------------------

¦Система юридических наук¦

L-----------T-------------

¦

------+-----

¦ Теория ¦

¦государства¦

¦ и права ¦

L-----T------ ---------------------

---------------------- ¦ ---+История политических¦

¦Конституционное право+- ------+----- ¦ ¦ и правовых учений ¦

L---------------------- ¦ ¦ Историко- +--- L---------------------

¦ ¦ правовые ¦ ---------------------

------------------ ¦ ¦ науки +-- ¦ История ¦

¦Гражданское право+- ¦ L-----T------ L--+государства и права ¦

L------------------ ¦ ¦ ¦ L---------------------

¦ L-T-----+-----

---------------- L-----+Отраслевые ¦

¦Уголовное право+---------+ науки ¦

L---------------- ------+-----T------

¦ ¦

--------------------+-- ------+-----

¦Административное право¦ ¦Прикладные ¦

L----------------------- ¦ науки ¦

и др. LT--T---T--T-

¦ ¦ ¦ ¦

------------------------ ¦ ¦ L---------------------

-------+------- ---------------+ -+------------- --------+------

¦Криминалистика¦ ¦ Судебная ¦ ¦ Юридическая ¦ ¦ Правовая ¦

¦ ¦ ¦ медицина ¦ ¦ психология ¦ ¦ статистика ¦

L--------------- L---------------- L--------------- L---------------

и др.

2. Происхождение государства и права

2.1. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода

Социальная власть - это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Схема 2.1

---------------------------------------------

¦Социальная власть догосударственного периода¦

L---T-----------------T-------------------T---

¦ ¦ ¦

--------------+--- ¦ ¦

¦ Была родовой и ¦ ¦ ¦

¦выражала его волю¦ ¦ ¦

L------------------ ¦ ¦

¦ ¦

-------------+--------- ¦

¦ Строилась на ¦ ¦

¦началах самоуправления¦ ¦

L----------------------- ¦

¦

-------------+------------

¦ Осуществлялась родовыми ¦

¦собраниями, старейшинами,¦

¦ военачальниками и т.д. ¦

L--------------------------

Социальные нормы в догосударственный период ("мононормы") - это такие правила поведения, которые входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, отражая главный интерес данной общности - выжить, противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии (схема 2.2).

2.2. Причины и формы возникновения государства

Причины - это такие факторы, приводящие к возникновению государства и нашедшие свое отражение в различных теориях возникновения государства: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д. (см. схему 2.3).

Схема 2.2

---------------------------------

¦Нормы догосударственного периода¦

L-T------T-------T-------T-----T--

------------- ¦ ¦ ¦ L-------------

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

---------+--------- ¦ ¦ ¦ ¦

¦Воплощались в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦основном в обычаях¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------- ¦ ¦ ¦ ¦

---------------------+- ¦ ¦ ¦

¦Содержались в сознании¦ ¦ ¦ ¦

¦людей и не имели ¦ ¦ L--- ¦

¦письменной формы ¦ ¦ ¦ ¦

L----------------------- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

-------------------+------- ¦ ¦

¦Обеспечивались силой ¦ ¦ ¦

¦привычки, мерами убеждения¦ ¦ ¦

¦и принуждения ¦ ¦ ¦

L--------------------------- ¦ ¦

¦ ¦

-------------------+----------- ¦

¦Олицетворялись преимущественно¦ ¦

¦в запретах ¦ ¦

L------------------------------- ¦

¦

-----------+------

¦Выражали интересы¦

¦всех членов рода ¦

L------------------

Формы возникновения государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три формы:

- "азиатский способ производства";

- рабовладельческая;

- прафеодальная.

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

- древнегреческая;

- древнеримская;

- древнегерманская (возникновение Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена) (схема 2.4).

Схема 2.3

----------------------------------

¦Причины происхождения государства¦

LT------T------T-----T---T---T---T-

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------

-------------------+---- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Социально-экономические¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------- ¦

L------------------------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

---------------+---- ¦ ¦ L------- ¦ ¦

¦Военно-политические¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

----------------+--- ¦ ¦ ¦ ¦

¦Теологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(божественная сила)¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

-----------------+----- ¦ ¦ ¦

¦Биологические (инцест)¦ ¦ ¦ ¦

L----------------------- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

--------------------+- ¦ ¦

¦Сила разума, сознания¦ ¦ ¦

L---------------------- ¦ ¦

¦ ¦

------------+-- ¦

¦Информационные¦ ¦

L--------------- ¦

¦

---------------------------------+-

¦Психологические (свойства психики)¦

L-----------------------------------

и др.

2.3. Основные теории происхождения государства

(схема 2.5)

2.4. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общесоциальных, религиозных, национальных, расовых и иных интересов в пределах определенной территории (схема 2.6).

Схема 2.4

--------------------------------

¦Формы возникновения государства¦

LT-----------------------------T-

¦ ¦

------------------+- --+-----------------

¦Первая точка зрения¦ ¦Вторая точка зрения¦

¦ ¦ ¦(евроцентристская) ¦

LT--------T--------T- L--T-------T-------T-

¦ ¦ L-------------------- ¦ ¦ ¦

¦ L------- ¦ ¦ ¦ ¦

---+---------- ----+-------- -----------+-- ----+----- ¦ ¦

¦ "Азиатский ¦ ¦Рабовладель-¦ ¦Прафеодальная¦ ¦Древне- ¦ ¦ ¦

¦ способ ¦ ¦ ческая ¦ ¦ (Германия, ¦ ¦греческая¦ ¦ ¦

¦производства"¦ ¦ (Древние ¦ ¦ Россия) ¦ L---------- ¦ ¦

¦ (Египет, ¦ ¦ Афины и ¦ L-------------- ¦ ¦

¦ Вавилон, ¦ ¦Древний Рим)¦ ----------+--- ¦

¦ Китай) ¦ L------------- ¦Древнеримская¦ ¦

L-------------- L-------------- ¦

¦

-------------+---

¦Древнегерманская¦

L-----------------

2.5. Особенности возникновения права

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов и т.п.);

3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел) (схема 2.7).

Схема 2.5

-----------------------------------------------------------------------

¦ Основные теории происхождения государства: идеи и представители ¦

L---------------------------------------------------------------------T-

¦

----------------------------------------------------------------- ¦

¦Теологическая - Бог создал государство ¦ смысл) ¦

L------------------------

Структура юридической практики:

1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;

2) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Схема 18.4

----------------------------------------------

¦ Особенности актов толкования права +------

L---------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Это разъяснение смысла юридических норм +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Содержат конкретизирующие предписания +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Действуют в единстве с теми нормами, +------+

¦ которые толкуют ¦ ¦

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Не являются формой и источником права +-------

L--------------------------------------------

Схема 18.5

------------------------------------------

¦ Виды актов толкования права ¦

L--------------------T---------------------

¦

-----------------+----------------

¦ ¦ ¦

-----------------+--- ----------+---------- ---+-----------------

¦ в зависимости от ¦ ¦ в зависимости от ¦ ¦ в зависимости от ¦

¦ предмета правового ¦ ¦ характера ¦ ¦ формы ¦

¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

LT-------------------- LT-------------------- LT--------------------

¦ ¦ ¦

¦ ----------------- ¦ ----------------- ¦ -----------------

+--+ Уголовное ¦ +--+ Материальное ¦ +--+Указы,инструкции¦

¦ L----------------- ¦ L----------------- ¦ L-----------------

¦ ¦ ¦

¦ ----------------- ¦ ----------------- ¦ -----------------

+--+Административное¦ L--+ Процессуальное ¦ +--+ Постановления ¦

¦ L----------------- L----------------- ¦ L-----------------

¦ ¦

¦ ----------------- ¦ -----------------

L--+ Гражданское ¦ L--+ Приказы ¦

L----------------- L-----------------

Схема 18.6

----------------------------------------------

¦ Признаки юридической практики +------

L---------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Строится на основе норм права +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦Составная часть правовой культуры общества+------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Интегрирует правовую систему +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Порождает соответствующие юридические +-------

¦ последствия ¦

L--------------------------------------------

Схема 18.7

------------------------------------------

¦ Структура юридической практики ¦

L--------------------T---------------------

¦

------------------+------------------

¦ ¦

---------------+--------------- -----------------+-------------

¦ Юридическая деятельность ¦ ¦ Социально-правовой опыт ¦

¦ (динамический элемент) ¦ ¦ (статический элемент) ¦

L------------------------------- L-------------------------------

Виды юридической практики:

Схема 18.8

------------------------------------------

¦ Виды юридической практики ¦

L--------------------T---------------------

¦

-----------------+----------------

¦ ¦ ¦

-----------------+--- ----------+---------- ---+-----------------

¦ по характеру ¦ ¦ по субъекту ¦ ¦ по функциональной ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ роли ¦

LT-------------------- LT-------------------- LT--------------------

¦ ¦ ¦

¦ ------------------ ¦ ----------------- ¦ -----------------

+-+ Правотворческая ¦ +--+Законодательная ¦ +--+ Регулятивная ¦

¦ L------------------ ¦ L----------------- ¦ L-----------------

¦ ¦ ¦

¦ ------------------ ¦ ----------------- ¦ -----------------

+-+Правоприменитель-¦ +--+ Исполнительная ¦ L--+ Охранительная ¦

¦ ¦ ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ L------------------ ¦ L----------------- L-----------------

¦ ¦

¦ ------------------ ¦ -----------------

L-+Интерпритационная¦ +--+ Судебная ¦

L------------------ ¦ L-----------------

¦

¦ -----------------

+--+ Следственная ¦

¦ L-----------------

¦

¦ -----------------

L--+ Нотариальная ¦

L-----------------

19. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность

19.1. Правомерное поведение: понятие и виды

Правомерное поведение - это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Схема 19.1

-------------------------------------------------------------

¦ Виды правомерного поведения ¦

¦ по степени социальной значимости ¦

L------------T----------------T-----------------T-------------

¦ ¦ ¦

Ў Ў Ў

--------------------- --------------------- ---------------------

¦ Необходимое ¦ ¦ Желательное ¦ ¦ Допустимое ¦

L--------------------- L--------------------- L---------------------

Наиболее распространенная классификация правомерного поведения производится в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется на:

Схема 19.2

-----------------------------------

¦ Виды правомерного поведения ¦

L-----------------T-----------------

¦

-------------------+-----------------

¦ ¦ ¦

------------+----------- ¦ ------------+-----------

¦ Социально-активное ¦ ¦ ¦ Маргинальное ¦

L------------------------ ¦ L------------------------

¦

------------+-----------

¦ Конформистское ¦

L------------------------

19.2. Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности (схема 19.3).

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Схема 19.3

----------------------------------------------

¦ Признаки правонарушений +------

L---------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Деяние (действие или бездействие) +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Вина +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Противоправность +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Вредный результат +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Причинная связь между деянием и вредным +------+

¦ результатом ¦ ¦

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Юридическая ответственность +-------

L--------------------------------------------

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия (схема 19.4).

19.3. Юридический состав правонарушения

Юридический состав правонарушения - это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности (схема 19.5):

1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние);

Схема 19.4

-------------------------------------

¦ Виды правонарушений ¦

L-----------------T-------------------

¦

------------------+------------------

¦ ¦

-----------+--------------- ----------+---------

¦ Преступления ¦ ¦ Проступки +---

¦(уголовные правонарушения)¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------------- L-------------------- ¦

¦

----------------- ¦

¦ Гражданские +---+

L----------------- ¦

¦

----------------- ¦

¦Административные+---+

L----------------- ¦

¦

----------------- ¦

¦ Дисциплинарные +---+

L----------------- ¦

¦

----------------- ¦

¦ Процессуальные +----

L-----------------

Схема 19.5

------------------------------------

¦ Юридический состав правонарушения ¦

L-----------------T------------------

¦

------------------T----+----T----------------

¦ ¦ ¦ ¦

------------+------------- ¦ ¦ ------------+-------------

¦ Субъект ¦ ¦ ¦ ¦ Объективная сторона ¦

¦ правонарушения ¦ ¦ ¦ ¦ правонарушения ¦

L-------------------------- ¦ ¦ L--------------------------

¦ ¦

-----------------------+-- ---+----------------------

¦ Объект ¦ ¦ Субъективная сторона ¦

¦ правонарушения ¦ ¦ правонарушения ¦

L-------------------------- L--------------------------

2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым - жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины - умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел, в свою очередь, может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы - легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть);

Схема 19.6

-----------------------------------------

¦ Формы вины ¦

L-------------------T---------------------

¦

--------------------+--------------------

¦ ¦

---------------+--------- -----------+-------------

¦ Умысел +---- -----+ Неосторожность ¦

L------------------------- ¦ ¦ L-------------------------

¦ ¦

---------------------- ¦ ¦ ----------------------

¦ Прямой +----+ +----+ Легкомыслие ¦

L---------------------- ¦ ¦ L----------------------

¦ ¦

---------------------- ¦ ¦ ----------------------

¦ Косвенный +----- L----+ Небрежность ¦

L---------------------- L----------------------

4) объективная сторона правонарушения - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:

- деяние;

- противоправность (формальный аспект);

- вредный результат (содержательный аспект);

- причинную связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение - причиной именно этого результата).

19.4. Понятие, признаки и основания юридической ответственности

Юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Схема 19.7

-----------------------------------------------------------

¦ Признаки юридической ответственности +----

L----------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Устанавливается государством в правовых нормах +----+

L--------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Опирается на государственное принуждение +----+

L--------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Применяется специально уполномоченными органами +----+

L--------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Связана с возложением новой дополнительной обязанности +----+

L--------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Выражается в определенных отрицательных последствиях +----+

L--------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Выступает формой реализации санкции правовой нормы +----+

L--------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Возлагается в процессуальной форме +----+

L--------------------------------------------------------- ¦

¦

--------------------------------------------------------- ¦

¦Наступает только за совершенное правонарушение +-----

L---------------------------------------------------------

Если фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием - норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.

19.5. Цель и функции юридической ответственности

Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. В качестве основной цели юридической ответственности выступают обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент.

Функции же определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие:

Схема 19.8

--------------------------------------------------------

¦ Функции юридической ответственности ¦

LT-------------------------------------------------------

¦ ¦ -------------------------------------------------

+-----+ Штрафная ¦

¦ L-------------------------------------------------

¦ ¦ -----------------------------------------------

+-------+ Правовосстановительная ¦

¦ L-----------------------------------------------

¦ ¦ ---------------------------------------------

L---------+ Воспитательная ¦

L---------------------------------------------

19.6. Принципы юридической ответственности

Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового средства.

Схема 19.9

----------------------------------------------

¦ Принципы юридической ответственности +------

L---------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Справедливость +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Гуманизм +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Законность +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Обоснованность +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Неотвратимость +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Целесообразность +-------

L--------------------------------------------

19.7. Виды юридической ответственности

Классифицируют юридическую ответственность по следующим основаниям. В зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяются:

Схема 19.10

------------------------------------------

¦ Виды юридической ответственности ¦

L-T-----T------------T------------T-----T--

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

----------------+-- ¦ ----------+--------- ¦ ---+---------------

¦ Уголовная ¦ ¦ ¦ Административная ¦ ¦ ¦ Материальная ¦

L------------------- ¦ L-------------------- ¦ L-------------------

¦ ¦

----------+--------- ----------+---------

¦ Гражданская ¦ ¦ Дисциплинарная ¦

L-------------------- L--------------------

и др.

19.8. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие:

Схема 19.11

-----------------------------------------------

¦ Обстоятельства, исключающие противоправность +------

¦ деяния и юридическую ответственность ¦ ¦

L----------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Невменяемость +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Необходимая оборона +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Задержание лица +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Крайняя необходимость +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Физическое и психическое принуждение +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Обоснованный риск +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Исполнение приказа или распоряжения +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Малозначительность правонарушения +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Казус (случай) и т.д. +-------

L--------------------------------------------

20. Цели и средства в праве

20.1. Цели в праве

Правовая (юридическая) цель есть будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности, представляющая собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охватывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они совпадают. Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства.

Схема 20.1

------------------------------------------

¦ Виды целей ¦

L--------------------T---------------------

¦

-----------------+----------------

¦ ¦ ¦

-----------------+--- ----------+---------- ---+-----------------

¦ ¦ ¦ ¦ ¦по характеру резуль-¦

¦ по степени ¦ ¦ по времени ¦ ¦тата, на достижение¦

¦ распространенности ¦ ¦ наступления ¦ ¦которого направлено¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействие ¦

LT-------------------- LT-------------------- LT--------------------

¦ ¦ ¦

¦ ------------------ ¦ ----------------- ¦ -----------------

+-+ Общеправовые ¦ +--+ Ближайшие ¦ +--+ Предметные ¦

¦ L------------------ ¦ L----------------- ¦ L-----------------

¦ ¦ ¦

¦ ------------------ ¦ ----------------- ¦ -----------------

L-+ Частные ¦ L--+ Перспективные ¦ L--+ Функциональные ¦

L------------------ L----------------- L-----------------

20.2. Правовые средства

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, МПР, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством (схема 20.2).

20.3. Правовые стимулы

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключаются их необходимость и социальная ценность (схема 20.3).

20.4. Правовые поощрения

Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1) они сопряжены с заслуженным поведением, т.е. с добросовестным правомерным поступком, связанным со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающим основанием для применения поощрения;

2) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства поступок, но не обязательный для каждого отдельного субъекта (поощрение жестко не предписывает того или иного вида социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

Схема 20.2

----------------------------

¦ Виды правовых средств ¦

L-------------T--------------

¦

-------------------------T-----------+-----------T-----------------------

¦ ¦ ¦ ¦

--------+-------- --------+------- -----------+---------- --------+-------

¦ по степени ¦ ¦по выполняемой¦ ¦ по предмету ¦ ¦ по характеру ¦

¦ сложности ¦ ¦ роли ¦ ¦ правового ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования ¦ ¦ ¦

L-T----T---------- L-T------T------- L-T---T---T-------T---- L-----T-----T----

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

---------+ --+--------- --------+-- --+----- ------+- ¦ ¦ ------+- -----------+- --+----------

¦Первичные¦ ¦Комплексные¦ ¦Регулятив-¦ ¦Охрани-¦ ¦Консти-¦ ¦ ¦ ¦Уголов-¦ ¦Материально-¦ ¦Процессуаль-¦

¦(элемен- ¦ ¦(составные)¦ ¦ ные ¦ ¦тельные¦ ¦туцион-¦ ¦ ¦ ¦ ные ¦ ¦ правовые ¦ ¦ ные ¦

¦ тарные) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-T-------- L----------T- L----------- L-------- L-------- ¦ ¦ L-------- L------------- L-------------

¦ ¦ ¦ ¦

--+----------- -------+-- --------------+ -+----------

¦Субъективные ¦ ¦ Договор;¦ ¦Административ-¦ ¦Гражданские¦

¦ права; ¦ ¦ норма; ¦ ¦ ные ¦ ¦ ¦

¦ юридические ¦ ¦институт;¦ L--------------- L------------

¦ обязанности;¦ ¦правовой ¦

¦ поощрения; ¦ ¦ режим ¦

¦ льготы; ¦ ¦ ¦

¦ запреты ¦ ¦ ¦

L-------------- L----------

Схема 20.3

-----------------------------

¦ Виды правовых стимулов ¦

L--------------T--------------

¦

------------------T--------+-------T-----------------

¦ ¦ ¦ ¦

--------+------ --------+------ -------+------- -------+-------

¦ по предмету ¦ ¦ по ¦ ¦ по ¦ ¦ по ¦

¦ правового ¦ ¦ объему ¦ ¦ времени ¦ ¦ содержанию ¦

¦регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ действия ¦ ¦ ¦

L-------T------- L-------T------- L------T-------- L------T--------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦Конституционные¦ ¦ Основные ¦ ¦ Постоянные ¦ ¦ Материально- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые ¦

L--------T------- L--------T------- L------T--------- L------T---------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦ Гражданские ¦ ¦ Частичные ¦ ¦ Временные ¦ ¦ Морально- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые ¦

L--------T------- L--------T------- L---------------- L----------------

¦ ¦

---------+------ ---------+------

¦ Экологические ¦ ¦Дополнительные ¦

L---------------- L----------------

3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поведения в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения - юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками - мерой, зависимыми от степени заслуг);

4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т.п. (схема 20.4).

20.5. Правовые льготы, привилегии, иммунитеты

Правовая льгота - это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций (схема 20.5).

20.6. Правовые ограничения

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Схема 20.4

-----------------------------

¦ Виды правовых поощрений ¦

L--------------T--------------

¦

------------------T--------+-------T-----------------

¦ ¦ ¦ ¦

--------+------ --------+------ -------+------- -------+-------

¦ по предмету ¦ ¦ по ¦ ¦ по субъектам,¦ ¦ по ¦

¦ правового ¦ ¦ юридической ¦ ¦ их ¦ ¦ иерархии ¦

¦регулирования ¦ ¦ природе ¦ ¦ применяющим ¦ ¦ ¦

L-------T------- L-------T------- L------T-------- L------T--------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------- --------+------- -------+-------- -------+--------

¦Административные¦ ¦ Материально- ¦ ¦Государственные¦ ¦ Общефедераль- ¦

¦ ¦ ¦ правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ные ¦

L--------T-------- L-------T-------- L------T--------- L------T---------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------- --------+------- -------+-------- -------+--------

¦ Трудовые ¦ ¦Процессуальные ¦ ¦Негосударствен-¦ ¦ Региональные ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные ¦ ¦ ¦

L--------T-------- L---------------- L---------------- L------T---------

¦ ¦

---------+------- -------+--------

¦ Уголовно- ¦ ¦ Локальные ¦

¦ исполнительные ¦ ¦ ¦

L----------------- L----------------

Схема 20.5

----------------------------------------

¦ Льготы ¦

L---T-------------------------------T----

¦ ¦

-------------------+--------- ----------+------------------

¦ Предоставление ¦ ¦ Освобождают от ¦

¦ дополнительных прав ¦ ¦ обязанностей ¦

L------------------T---------- L---------T-------------------

¦ ¦

-------------------+--------- ----------+------------------

¦ Привилегии +-----------+ Иммунитеты ¦

L----------------------------- L-----------------------------

Общие признаки правовых ограничений заключаются в следующем:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Схема 20.6

-----------------------------

¦ Виды правовых ограничений ¦

L--------------T--------------

¦

------------------T--------+-------T-----------------

¦ ¦ ¦ ¦

--------+------ --------+------ -------+------- -------+-------

¦ по предмету ¦ ¦ по ¦ ¦ по ¦ ¦ по ¦

¦ правового ¦ ¦ объему ¦ ¦ времени ¦ ¦ содержанию ¦

¦регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ действия ¦ ¦ ¦

L-------T------- L-------T------- L------T-------- L------T--------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦Конституционные¦ ¦ Полные ¦ ¦ Постоянные ¦ ¦ Материально- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые ¦

L--------T------- L--------T------- L------T--------- L------T---------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦ Гражданские ¦ ¦ Частичные ¦ ¦ Временные ¦ ¦ Морально- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые ¦

L--------T------- L---------------- L---------------- L----------------

¦ ---------+------

¦ Экологические ¦

L----------------

21. Механизм правового регулирования

21.1. Правовое регулирование и правовое воздействие

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную.

Схема 21.1

21.2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Схема 21.2

------------------------------------------------------

¦ Элементы механизма правового регулирования ¦

L--------------------------T---------------------------

¦

-----------------------+----------------------

¦ ¦

¦ Нормы права ¦

¦ ¦

L----------------------T-----------------------

¦

-------------------+------------------

¦ Юридический факт или фактический ¦

¦ состав с таким решающим фактом, как ¦

¦ организационно-исполнительный ¦

¦ правоприменительный акт ¦

L------------------T-------------------

¦

---------------+--------------

¦ ¦

¦ Правоотношение ¦

¦ ¦

L--------------T---------------

¦

-----------+----------

¦ Акты реализации ¦

¦ прав и ¦

¦ обязанностей ¦

L----------T-----------

¦

-------+------

¦Охранительный¦

¦правопримени-¦

¦ тельный акт ¦

¦(факультатив-¦

¦ ный элемент)¦

L--------------

21.3. Способы и типы правового регулирования

Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Схема 21.3

----------------------------------

¦ Способы правового регулирования ¦

L----------------T-----------------

¦

-------------------------+------------------------

¦ ¦ ¦

---------+-------- ---------+-------- ---------+--------

¦ Дозволение ¦ ¦ Обязывание ¦ ¦ Запрещение ¦

L------------------ L------------------ L------------------

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Схема 21.4

------------------------------------------

¦ Типы правового регулирования ¦

L--------------------T---------------------

¦

------------------+------------------

¦ ¦

---------------+--------------- -----------------+-------------

¦ Общедозволительный ¦ ¦ Разрешительный ¦

L------------------------------- L-------------------------------

21.4. Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

Схема 21.5

------------------------------------------

¦ Виды правовых режимов ¦

L--------------------T---------------------

¦

-------------------------+------------------------

¦ ¦ ¦

---------+----------- ----+---------------- ---+-----------------

¦ по предмету ¦ ¦ по юридической ¦ ¦ по форме ¦

-----+ правового +- ¦ природе ¦ ¦ выражения ¦

¦ ¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ L---------T----------- ¦ L-----T-------T------- L-----T-------T-------

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

-----+---- --------+--- -------+-- --------+-- ---+--------- ------+-- ---+-------

¦Конститу-¦ ¦Администра-¦ ¦Земельный¦ ¦Материаль-¦ ¦Процессуаль-¦ ¦Законный¦ ¦Договорной¦

¦ ционный ¦ ¦ тивный ¦ ¦ и т.д. ¦ ¦ ные ¦ ¦ ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------- L------------ L---------- L----------- L------------- L--------- L-----------

21.5. Эффективность правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

Схема 21.6

-------------------------------------------------------

¦ Пути повышения эффективности правового регулирования ¦

L--------------------------T----------------------------

¦

-------------------------+------------------------

¦ ¦ ¦

---------+-------- ---------+-------- ---------+--------

¦Совершенствование¦ ¦Совершенствование¦ ¦Повышение уровня ¦

¦ правотворчества ¦ ¦ правоприменения ¦ ¦правовой культуры¦

L------------------ L------------------ L------------------

22. Законность, правопорядок, дисциплина

22.1. Понятие и принципы законности

Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

- наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

- их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Схема 22.1

------------------------------------------

¦ Две стороны законности ¦

L--------------------T---------------------

¦

------------------+------------------

¦ ¦

---------------+--------------- -----------------+-------------

¦ Наличие правовых ¦ ¦ Их выполнение, ибо только ¦

¦ справедливых, ¦ ¦ только наличия даже самых ¦

¦ научно обоснованных ¦ ¦ совершенных законов будет ¦

¦ законов ¦ ¦ недостаточно ¦

¦ ¦ ¦ (формальная сторона) ¦

L------------------------------- L-------------------------------

Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой - сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".

22.2. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Схема 22.2

-----------------------------------------------

¦ Виды гарантий законности +------

L----------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Социально-экономические +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Политические +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Организационные +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Общественные +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Идеологические +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Специально-юридические +-------

L--------------------------------------------

и др.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

2) политические (это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, - прокуратуры, суда, милиции и т.д.);

4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);

6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

22.3. Понятие правопорядка и общественного порядка

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Следует различать понятия "правопорядок" и "общественный порядок". Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое.

Общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Схема 22.3

22.4. Понятие и признаки дисциплины

Дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных), имеющим цель упорядочить определенные общественные отношения.

Признаки дисциплины:

1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе той или иной совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.). Известно, что любая совместная деятельность предполагает определенную согласованность и организацию, что и достигается с помощью дисциплины;

2) она сопряжена с отношением подчинения одного субъекта другому, в котором содержатся определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;

3) связана с подчинением юридическим и иным социальным (нравственным, партийным и прочим) обязанностям. Самое основное в дисциплине - это выполнение обязанностей, содержащихся в различных предписаниях юридического и неюридического плана;

4) она есть выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Отсюда ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;

5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок. Находясь в противостоянии к анархии и хаосу, дисциплина призвана обеспечивать согласованные и целенаправленные совместные действия внутри тех или иных коллективов и организаций, создавать необходимые условия для нормального существования любой общности людей.

22.5. Виды дисциплины

Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.

Так, государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых - орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых правилах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.

Государственная дисциплина, в свою очередь, может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д. Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах, приказах командиров).

В новом, более многогранном и сложном качестве предстает в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества.

В условиях многоукладной экономики все более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что статус налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возрос. Налог становится одним из основных методов государственного управления, а функция налогообложения - самостоятельной основной функцией Российского государства.

Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.

Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, все больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).

Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казенных заводах (схема 22.4).

22.6. Соотношение законности, дисциплины, правопорядка и общественного порядка

(схема 22.5)

Схема 22.4

-----------------------------

¦ Виды дисциплины ¦

L--------------T--------------

¦

------------------T--------+-------T-----------------

¦ ¦ ¦ ¦

--------+------- --------+------ -------+------- -------+-------

¦Государственная¦ ¦ Трудовая ¦ ¦ Учебная ¦ ¦ Партийная ¦

L-------T-------- L--------------- L--------------- L---------------

¦ --------+-------

¦ Служебная ¦

L-------T--------

¦ --------+-------

¦ Воинская ¦

L-------T--------

¦ --------+-------

¦ Финансовая ¦

L-------T--------

¦

--------+-------

¦ Налоговая ¦

L----------------

и т.д.

Схема 22.5

23. Правовая политика и правовая жизнь

23.1. Правовая политика: понятие и виды

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия.

Правовая политика весьма разнообразна по своей природе (схема 23.1).

23.2. Формы и принципы правовой политики

Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации (схема 23.2).

Существуют следующие принципы выстраивания правовой политики в современной России:

1) четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства;

2) предвидение будущих юридических "ходов" субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизни;

3) ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;

4) комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей);

5) результатами правовой политики выступает повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности, что выражается в уверенности граждан, в гарантированности их статуса, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий власти.

23.3. Правовая жизнь: понятие и виды

Правовая жизнь общества - это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

Схема 23.1

-----------------------------

¦ Виды правовой политики ¦

L--------------T--------------

¦

------------------T--------+-------T-----------------

¦ ¦ ¦ ¦

--------+------ --------+------ -------+------- -------+-------

¦ по сфере ¦ ¦ по ¦ ¦ по ¦ ¦ по ¦

¦осуществления ¦ ¦ содержанию ¦ ¦ цели ¦ ¦ функции ¦

L-------T------- L-------T------- L------T-------- L------T--------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦Конституционная¦ ¦Законодательная¦ ¦ Текущая ¦ ¦Праворегулятив-¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ная ¦

L--------T------- L--------T------- L------T--------- L------T---------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦ Уголовная ¦ ¦Исполнительная ¦ ¦ Перспективная ¦ ¦ Правоохрани- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тельная ¦

L--------T------- L--------T------- L---------------- L----------------

¦ ¦

---------+------ ---------+------

¦ Финансовая ¦ ¦ Судейская ¦

L--------T------- L--------T-------

¦ ¦

---------+------ ---------+------

¦ Налоговая ¦ ¦ Прокурорская ¦

L--------T------- L--------T-------

¦ ¦

---------+------ ---------+------

¦ Таможенная ¦ ¦ Нотариальная ¦

L--------T------- L----------------

¦ ---------+------

¦Семейно-брачная¦

L--------T-------

¦ ---------+------

¦Процессуальная ¦

L----------------

Схема 23.2

------------------------------------------

¦ Формы реализации правовой политики ¦

L-T-----T------------T------------T-----T--

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

----------------+-- ¦ ----------+--------- ¦ ---+---------------

¦ Правотворческая ¦ ¦ ¦Правоприменительная¦ ¦ ¦ Правоинтерпре- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тационная ¦

L------------------- ¦ L-------------------- ¦ L-------------------

¦ ¦

----------+--------- ----------+---------

¦ Доктринальная ¦ ¦ Правообучающая ¦

L-------------------- L--------------------

Правовая жизнь не однородна. Ее можно классифицировать по различным основаниям (схема 23.3).

23.4. Признаки правовой жизни

Правовая жизнь - весьма сложное явление, которое характеризуется следующими признаками (схема 23.4).

23.5. Правовая жизнь и правовая система

Понятия "правовая жизнь" и "правовая система" во многом должны соотноситься подобно соотношению понятий "политическая жизнь" и "политическая система" (а в экономической науке - понятий "экономическая жизнь" и "экономическая система").

Правовая система создает условия для нормального протекания правовой жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализации и вытеснения из нее негативных юридических явлений (правонарушений, злоупотреблений и иной "злокачественной юридической опухоли"). Другими словами, она по отношению к правовой жизни играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала. Отсюда важно совершенствовать и укреплять элементы правовой системы российского общества, что будет содействовать обогащению и оптимизации его правовой жизни.

Между тем правовая система выступает лишь составной нормативно-упорядочивающей частью самой правовой жизни, ибо последнее явление (и понятие) шире первого.

Элементами правовой системы выступают прежде всего те, которые необходимы для процесса правового регулирования, для целенаправленного воздействия на сознание и поведение субъектов. Негативные же правовые явления - преступность, правонарушения, деформации и т.п., тоже имеющие отношение к бытию права и обладающие определенной юридической окраской, к элементам правовой системы не относятся.

Схема 23.3

-----------------------------

¦ Виды правовой жизни ¦

L--------------T--------------

¦

------------------T--------+-------T-----------------

¦ ¦ ¦ ¦

--------+------ --------+------ -------+------- -------+-------

¦ по ¦ ¦ по ¦ ¦ по ¦ ¦ по сфере ¦

¦ предмету ¦ ¦ характеру ¦ ¦ субъектам ¦ ¦ проявления ¦

L-------T------- L-------T------- L------T-------- L------T--------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦Конституционно-¦ ¦ Материально- ¦ ¦ Общества ¦ ¦ Внутригосу- ¦

¦ правовая ¦ ¦ правовая ¦ ¦ ¦ ¦ дарственная ¦

L--------T------- L--------T------- L------T--------- L------T---------

¦ ¦ ¦ ¦

---------+------ ---------+------ -------+-------- -------+--------

¦ Гражданско- ¦ ¦ Процессуально-¦ ¦ Государства ¦ ¦ Международно- ¦

¦ правовая ¦ ¦ правовая ¦ ¦ ¦ ¦ правовая ¦

L--------T------- L---------------- L------T--------- L----------------

¦ ¦

---------+------- -------+--------

¦Административно-¦ ¦ Социальных ¦

¦ правовая ¦ ¦ групп ¦

L----------------- L------T---------

¦

-------+--------

¦ Личностей ¦

L----------------

Схема 23.4

----------------------------------------------

¦ Признаки правовой жизни +------

L---------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Часть социальной жизни +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Связана с юридическими правилами +------+

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Появляется в правовых актах и +------+

¦ правоотношениях ¦ ¦

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦Характеризует специфику и уровень правового+------+

¦ развития данной страны ¦ ¦

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Включает в себя как упорядоченные, так и +------+

¦ стихийные процессы ¦ ¦

L-------------------------------------------- ¦

¦

-------------------------------------------- ¦

¦ Комплекс всех юридических явлений (как +-------

¦ позитивных, так и негативных) ¦

L--------------------------------------------

Схема 23.5

23.6. Правовые акты как форма проявления правовой жизни

Правовой акт-документ - это выражающее волю субъекта права и оформленное в установленном порядке решение, содержащее правовые средства (предписания), призванное достигать соответствующих целей (регулировать общественные отношения) и влекущее к определенным результатам (юридическим последствиям).

Схема 23.6

-------------------------------------------

¦ Виды правовых актов-документов ¦

L-T----------T--------------T------------T--

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

--------------+-------- ¦ -------------+--------- ¦

¦ Нормативные ¦ ¦ ¦Акты договорного права¦ ¦

L----------------------- ¦ L----------------------- ¦

¦ ¦

--------+-------------- ---------+-------------

¦ Правоприменительные ¦ ¦ Интерпретационные ¦

L----------------------- L-----------------------

Показать полностью… https://vk.com/doc-80157043_340100154
2 Мб, 9 ноября 2014 в 13:23 - Россия, Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении