Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
odt

Студенческий документ № 005257 из ИУБиП

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

(Teilhard de Chardin) (Chardin) Мари Жозеф Пьер (1881 -1955) - фр. биолог, палеоантрополог, мыслитель-гуманист. Принадлежал к ордену иезуитов. Участвовал в Первой мировой войне. В 1920 получил докторскуюстепень в Парижском католическом ун-те. В 1920-1930-е гг. участвовал в экспедициях в Монголию, Сев.-Зап. Китай, Индию, Бирму, на о. Ява, в Юж. и Вост. Африку, США. С 1937 по 1946, не успев эвакуироватьсяво время войны Японии с Китаем, жил в посольском квартале Пекина, где создал свои основные труды,включая главный и наиболее известный - "Феномен человека" (1938-1940).

В "Феномене человека" Т. была предпринята грандиозная и вместе с тем глубоко романтичная по своейсути попытка создания натурфилософии, стремящейся к раскрытию тайн природы через понимание эволюции. В книге заметно влияние идей Демокрита, Николая Кузанского, Я. Бёме, Р. Декарта, Б. Паскаля,Г.В.Ф. Гегеля, А. Бергсона. Т. декларирует описательный характер своего исследовательского метода("только лишь феномен, но зато уж весь феномен"), противопоставляя свою эволюционнуюфеноменологию неэволюционной феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Лонти, а также метафизике,традиционно ищущей принципы, начала и причинные механизмы бытия. Задача эволюционнойфеноменологии, с т.зр. Т., состоит не в фиксации системы онтологических причинных связей, а в том, чтобыпроследить последовательное возникновение во времени основных стадий эволюционного процесса -Преджизни, Жизни и Сверхжизни.

Эволюционный подход Т. применяет к главной теме своего исследования - феномену человека. Принцип,согласно которому, "только исходя из человека, может человек разгадать мир", Т. формулирует еще в 1931.Наступает, считает Т., эра человеческой науки - "теоретической и практической науки о гоминизации".

Человек, с т.зр. Т., может быть взят в качестве центра исследования, т.к. он представляет собой наиболеесинтетическое состояние, в котором нашему опыту доступна "ткань Универсума", и является максимальноподвижной точкой этой ткани. Человек - это ключ ко всей науке и природе, центр перспективы,резюмирующий все, что мы познаем. Расшифровать человека означает расшифровать прошлое и будущеемира.

Наличие Жизни предполагает, по мнению Т., существование до нее беспредельно простирающейсяПреджизни. Бесконечной и неуничтожимой основой мира, "тканью Универсума" является материя, которуюТ. не определяет как феномен. Материя представляет собой общую универсальность, преисполненнуювозможностей развития, порождения, выхода за пределы. Это ощущаемая среда, в лоно которой мыпогружены. Т. рассматривает самозарождение материи как частный случай ее самодвижения.

Для объяснения источника развития материи Т. вводит понятия "тангенциальной энергии" (характеризующее движение по поверхности) и "радиальной энергии" (обозначающее переход на новыйуровень организации). Любая энергия, с т.зр. Т., имеет психическую природу. Т. определяет эволюцию каккачественно необратимое усложнение, передающее неорганическую и органическую космическуюпервичность.

Тангенциальная и радиальная виды энергии характеризуют эволюцию как прерывание непрерывности.

Т. склоняется в своей концепции к телеономии - признанию в живой природе целенаправленности, но не вформе мудрости провидения, а возникающей под действием различных эмпирически распознаваемыхпричин. Т. фактически признает, что в развитии Жизни на Земле и материи во Вселенной можно выделитьряд прогрессивных усложнений, ведущих к формированию единой магистрали космического развития,единственной стержневой линии эволюции. Т. полагает, что развитие человека это подтверждает.

Достоинство человека как вида, с т.зр. Т., заключается в том, что оно с момента своего появления (врезультате "совокупного усилия Жизни") "ткет" ноосферу. Ноосфера представляет собойгармонизированную общность созданий, единую мыслящую оболочку, функциональную крупинку мысли вкосмическом масштабе, акт единодушного мышления. Как и в случае понятия "биосфера", Т. используеттрадиционную метафору (гностики, патристика) "жизни на сфере". Каждый элемент каждого уровняорганизации связан с центром сферы, а все сферы - с "солнцем бытия" - мистической точкой "Альфа". "Альфа" транспозиционна точке "Омега", находящейся в бесконечном удалении от поверхности сферы.

Понятия "Альфа" и "Омега" характеризуют развитие как создание нового, прерывание непрерывности. Вболее узком смысле понятие "Альфа" обозначает совокупность элементарных материальных частиц и ихэнергий, а "Омега" - полюс притяжения радиальных энергий. Т. не определяет четко онтологическийстатус понятия "Омега". "Омега" - то, в чем мыслящая жизнь может устойчиво функционировать иразвиваться. Эта точка имеет свои атрибуты: автономность, наличность, необратимость. "Омега" отражаетто важное обстоятельство, что погружение Бога в вещи, его вхождение в самое сердце материи руководитэволюцией. "Омега" характеризует как первоисход эволюции, так и ее результат ("конец истории"), ибо, ст.зр. Т., бесконечный прогресс невозможен, как и "райский период перед концом света". Бегство от энтропииосуществляется путем возврата к "Омеге", гоминизируется сама смерть, замечает Т. Стремление к "Омеге"означает перерастание феномена человека в феномен человечества. Жизнь вечна, поскольку угрозауничтожения несовместима с механизмом сознательной деятельности, с механизмом эволюции. В то жевремя прохождение критических точек является обязательным законом эволюции.

Сложнейшие проблемы современного человечества порождены фундаментальной тревогой бытия.Человечество терзаемо "недугом тупика" и "недугом бесчисленности и необъятности". Рамкииндивидуального сознания замыкают человеческий дух.

Универсум необратимо деперсонифицируется. И только так он может вместить в себя человеческуюличность. Человечество нуждается в деперсонификации всего, чем восхищалось. Личность становитсятюрьмой, из которой следует освобождаться, передавая себя "как дар", "как пламя" обществу целиком.Коллектив и Универсум - это то, что прочно в мире. Жизнь реальнее, чем жизни, заключает Т. Понятие"Омега" отражает сверхличность не как безоблачность, а как создание в каждом из нас абсолютнооригинального центра, в котором Универсум осознает себя уникальным, неподражаемым образом нашейличности.

Идея конца света несовместима с идеей несчастья, которая чересчур человеческая, индивидуальная. Нетэнергии отчаяния, отмечает Т. Всякая сознательная энергия, как и любовь, основана на надежде.

Жизнь в целом - Добро, высшая ценность. Но в ее основе, как и в основе эволюции, заключено Зло,разлитое в страданиях отдельных существ. Драматическое и вечное противоречие между элементом имножеством прослеживается на всех уровнях эволюции. И только на стадии духа, когда эта антиномиядостигает пароксизма, она проясняется, и тогда, отмечает Т., безразличие мира к своим элементампревращается в огромную заботу о личности.

На определенных этапах общественного развития Зло, по мнению Т., выступает как необходимость, стимулдля совершенствования человеческого рода (как у Бёме Qual, внутренняя расколотость, мука, переходит вкачественную сторону - Qualitat, деятельность). По образному выражению Т., эволюция - это "дыбастановления", "волочильня для индивида". Созидая единство духа человечества, эволюция преодолеваетЗло как разобщенность индивидуальных интенций. Но и в этом случае "все приключения в области духа -Голгофа".

"Феномен человека" Т. определяет как научную работу, введение к объяснению мира, а не метафизическийили теологический трактат. Склонность Т. к мифолого-литературным приемам, своеобразные гимны иличные обращения к Природе создают неповторимый стиль произведения, позволяющий говорить о"Феномене человека" как об одной из интереснейших книг 20 в.

Присущий Т. внутренний конфликт между верой и разумом негативно отразился на его судьбе. При жизни Т.его филос. взгляды были мало известны, т.к. на их распространение, публикацию филос. и религиозныхработ, а также преподавательскую деятельность Т. был наложен запрет орденом иезуитов. Запрету Т.всецело повиновался. С 1925 ему было запрещено читать лекции, с 1951 по 1954 - бывать в Париже,несмотря на то что в 1950 он был избран членом Парижской академии наук. Будучи крупным ученым, Т.годами не имел постоянной работы, разрабатывал свои теоретические идеи без к.-л. поддержки, не создалшколы, не оставил прямых учеников. После смерти Т. орден изъял его сочинения из библиотек католических

учреждений. "Ересь" Т., с т.зр. представителей ордена, состояла в отходе от томистской традиции приматабогословия перед наукой, в антидоктринальности и фальсификации веры, в пантеизме, граничащем сатеизмом. Т., напротив, считал свой вариант пантеизма закономерным и не противоречащим христианскойортодоксии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

(Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь,- 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. философ, учёный (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и католич. теолог. Членордена иезуитов (1899), священник (1911). Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Т.видел своё жизненное призвание в радикальном обновлении христ. вероучения, в коренномпреобразовании религии в соответствии с совр. наукой. За религ. инакомыслие, отвергавшееортодоксальные церк. догмы, Т. был лишён права преподавания, публикации своих филос.-теологич.сочинений и изгнан церк. властями из Франции. Более 20 лет прожил в Китае. С целью палеонтологич.изысканий объездил все континенты. После повторного изгнания из Франции жил в США.

Осн. пороком ортодоксальной томистской теологии Т. считал её статичность, которую стремилсяпреодолеть на основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении богом первочеловека -родоначальника всего человечества, Т. считал, что человек - наиболее совершенный результатмноготысячелетней эволюции органич. мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции нсорганич.мира. Т. различает три последовательные, качественно различные стадии эволюции: "преджизнь"(литосфера),"жизнь" (биосфера) и "феномен человека" (ноосфера).

Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Т. определял свою филос. позицию как"монизм". Единство материи и сознания основано на том, что материя есть "матрица" духовного начала.Физической ("тангенциальной") энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная("радиальная") энергия, возрастающая в процессе эволюции. Духовное начало имманентно всему сущему:как источник целостности оно свойственно в скрытом виде уже молекуле и атому. В живой материи сознаниеобретает психич. форму. В человеке оно становится "самосознанием" (человек "знает, что он знает").

Движущей силой эволюции является, согласно Т., целеустремлённое сознание ("ортогенез").Эволюция принимает у Т. телеологич. форму: её конечная при-тягат. сила - вершина прогресса - пункт"Омега" (символич. обозначение Христа). "Космогенез" превращается у Т. в "христогенез".

Появление человека, по Т.,- не завершение эволюции, а ключ к возрастающему совершенствованиюмира. Очеловечение сына божия (Т. оспаривает рождение Иисуса девой Марией) выражает исключит. рольчеловека в дальнейшей эволюции. Существующий мир несовершенен. Человеч. страдания(символизируемые распятием Христа) - стимул активного содействия человека совершенствованиюбытия. Самосознание - источник "персонализации" - влечёт за собой стремление к "социализации",понимаемой Т. как единодушие.

Социальные воззрения Т. носят гуманистич. характер, но крайне утопичны. Обществ. прогрессосновывается у него на моральном начале - всеобщей любви,

нравств. побуждения облекаются в религ. оболочку; стремление "вперёд" сочетается со стремлением"ввысь". Социальный идеал Т. отождествляется со "вторым пришествием" Христа. Т. о., теология у Т.перерастает в христологию.

Учение Т. получило широкое распространение в кругах интеллигенции как во Франции, так и в др.странах. Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕ?Н

(Teilhard de Chardin), Пьер (1 мая 1881 - 10 апp. 1955) - Франц. ученый-палеонтолог, философ, теолог.Член ордена иезуитов с 1899. Несоответствие взглядов Т. офиц. доктрине католицизма стало причинойотстранения его от деятельности профессора Католич. института в Париже и долговрем. запрета публикацийего филос. работ.

Опираясь на достижения совр. науки, ?. пытался создать цельное мировоззрение, т.н. научнуюфеноменологию, в к-рой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Гл. методологич.принцип Т. - идея эволюции. Эволюцию Вселенной ("космогенез") он изображает как ряд этапов усложненияединой субстанции - "Ткани Универсума", одновременно духовной и материальной. Ход космогенеза, по Т.,осуществляется в соответствии с законом "сложности - сознания": усложнение и повышение уровняорганизации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности ("психизма"). Сэтой т. зр. Т. рассматривает сознание как свойство "...материи, достигшей определенного уровняорганизованности" (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302). В то же время жизнь и сознание, по Т., имманентны "ТканиУниверсума" - этой модификации особой радиальной энергии, к-рая имеет психич. природу и обеспечиваетпродвижение эволюции "вперед и вверх". С помощью радиальной энергии Т. вводит духовное начало, как"внутреннее вещей" в самое материю и дает телеологич. истолкование эволюции. Конечной целью и вместес тем регулятором космогенеза является "пункт Омега" - духовный центр, одновременно имманентный итрансцендентный Универсуму. Он воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, не нарушаяпринципа естеств. причинности. В итоге радиальная энергия выступает как естеств. форма божеств.благодати или "любовь - энергия". Ключ к пониманию эволюции Вселенной Т. видит в "феномене человека".Человек - вершина стрелы эволюции, направленной в будущее. В нем эволюция осознает самое себя, еепродвижение осуществляется отныне через сознат. деятельность людей. Преобразуя материю, человеквключается в творчество эволюции и несет ответственность за ее успех. История человечества, по Т., -завершающий этап космогенеза. С внешней, веществ. стороны она представляет собой инструментальнуюфазу развития жизни. С внутр. стороны ее предпосылкой является качественно новый этап возрастаниядуховной энергии - "персонализация", возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовногопокрова Земли). На этом этапе отд. жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. поток,подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. Впервые в ходе эволюции достигает драматич.напряжения противоречие между бессмертием жизни как таковой и смертностью отд. жизней и сознаний.Процесс персонализации и расширения ноосферы происходит на основе "социализации" - объединениялюдей в более обширные коллективы, усложнения социальных систем, что в конечном счете ведет кформированию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции - высвобождению духовнойэнергии и воссоединению всех личностей в "точке Омега" (в бессмертной "сверхжизни"). Дальнейшеепродвижение эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. Технич. прогресс и развитиеэкономики - необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор - "... ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции" (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103). Религияобосновывает мораль эволюции, для чего она должна, объединившись с наукой, обновить толкование своихпринципов и стать религией действия. Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики.Доктрина Т. крайне противоречива. Христианский эволюционизм Т. во многих пунктах оказываетсяразновидностью пантеизма, с сильной материалистич. тенденцией. Оптимизм, гуманизм и коллективизмтейярдизма отличают его от господств, течений совр. бурж. философии. Жизнеутверждающий пафосдоктрины Т. создал ему определ. авторитет среди зап. интеллигенции. "Умеренные" тейярдисты,выдвигающие на первый план христианские мотивы концепции Т., оказывают влияние на обновление офиц.доктрины католицизма. В то же время тейярдизм привлекает "левых" католиков, создавая почву для диалогамежду ними и марксистами.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teuhard de Chardin) Пьер (l мая 1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана,Овернь - 10 апреля 1955, Нью-Йорк) - французский философ, ученый-палеонтолог и теолог. С 1899 -член Общества Иисуса (орден иезуитов), в 1911 рукоположен в священники. Профессор Католическогоинститута в Париже (1920-23). В 1923-46 жил в Китае, с 1951 - в Нью-Йорке. В Китае активно занималсяисследованиями в палеонтологии и антропологии. Участвовал в экспедиции 1929, в результате которой былоткрыт синантроп. Его основные труды в области теологии и философии направлены на то, чтобыпереосмыслить основные догматы католической церкви в терминах теории эволюции. Тейяр пыталсяубедить церковную иерархию признать эволюционные взгляды, однако отношение Ватикана к его работамбыло преимущественно отрицательным. Руководство Общества Иисуса запретило ему преподавать (с этимсвязан уход из Католического института в 1926) и публиковать труды по теологии. Тейяр несколько разпытался добиться разрешения на публикацию книги "Феномен человека", но получал отказ. Тем не менее ондо конца жизни оставался иезуитом и подчинялся всем распоряжениям ордена.

Пытаясь построить новую (соответствующую, как он полагал, современной науке) теологию, Тейяр

противопоставил свою доктрину принятым в католической церкви томистским взглядам, в которых онусмотрел два важных недостатка. Во-первых, все построения томизма основываются на статическойрациональной схеме, которая не позволяет описать динамику творения, грехопадения и искупления(основных событий, смысл которых должна прояснить христианская теология) как взаимосвязанных инепрерывно совершающихся процессов. Процессуальное (а не событийное) описание христианской историитем более необходимо, что оно согласуется с эволюционной теорией происхождения человека. Тот факт, чточеловек есть продукт эволюции органического мира, Тейяр считает достоверно установленным. Отрицать егобыло бы столь же неразумно, как вращение Земли. Второй недостаток традиционной теологии Тейяр видит втом, что она озабочена гл. о. положением индивида, его отношением к Богу, спасением, местом в церкви. Помнению Тейяра, человечество необходимо мыслить как коллективный субъект, как целостный организм,обладающий единым разумом. Теология должна описать спасение именно такого субъекта. Последнеевозможно лишь при признании эволюции и в рамках динамического (процессуального) представленияотношений Бога и мира.

Принято считать, что Тейяр испытал сильное влияние А. Бергсона, с которым его сближают не тольковзгляды, но и стиль письма. Однако многие идеи теологии Тейяра восходят к Гегелю, поскольку и природу, иисторию он видит как саморазвергывание единого духовного первоначала. Это развертывание Тейярописывает как эволюцию, движимую внутренней духовной энергией, порождающей материю, а затемзаставляющей ее принимать все более сложные формы. Тейяр описывает три состоявшихся этапаэволюции, которые он называет "преджизнь", "жизнь" и "мысль", а также пытается протезировать четвертыйэтап, называемый "сверхжизнью". Первые три этапа - это постоянное усложнение материи, приводящеесначала к появлению жизни, а затем к возникновению разумных существ. Содержанием каждого из этихэтапов является непрерывное усложнение и появление все более совершенных форм. На всех этапахразвивающаяся материя всегда представляет собой единую систему, однако развитие состоит также и впостоянном росте ее консолидации. Переход к очередному этапу происходит как нарушение непрерывности,скачок в развитии. Главный смысл этого скачка - переход на более высокую ступень цельностиразвивающейся системы. Появление жизни означает образование гармонизированной общности живого инеживого, которую Тейяр называет биосферой. Возникновение мысли означает зарождение внутрибиосферы еще сильнее консолидированной общности всех форм бытия - ноосферы. На каждом этапедействует тенденция, противоположная развитию. Появлению все более совершенных формпротиводействуют не

прекращающиеся деградация и распад. Для неорганического мира характерен рост энтропии,происходящий сообразно второму началу термодинамики. У живых организмов происходят постоянныемутации, ведущие к вымиранию, возникновению тупиковых ветвей эволюции и т. п. Наконец, в ноосфередействует постоянное стремление человека к обособлению, эгоистическому противопоставлению себяприроде и обществу. Последнее возможно и как личный эгоизм одного человека, и как групповой эгоизмнекоторого социума (нации, расы, класса и т. п.).

Прогнозируемый Тейяром четвертый этап эволюции станет результатом скачкообразного переходаноосферы в такое состояние, когда ее единство будет совершенным. Момент этого перехода Тейярназывает "точкой Омега". После него все тенденции к распаду и обособлению будут преодолены, ачеловечество превратится в единый разумный организм, находящийся в абсолютной гармонии с миром. Всовременной истории Тейяр пытается усмотреть тенденции к единению человечества, к возникновениюколлективного разума и к гармонизации отношений с окружающей средой. Развернутая Тейяром картинаэволюции позволяет ему дать отличную от традиционной интерпретацию догматов церкви. Прирассмотрении творения, грехопадения и искупления важнейшим для христианской традиции является мотивперсонального свободного акта, который должен быть понят как событие. Так, творение мира есть свободноедействие Бога. Тейяр рассматривает творение как эволюцию. Грехопадение не есть для него событие; оноесть процесс, оттеняющий творение и необходимо его сопровождающий. Грех и зло являются сначала внеживой материи, а потом трансформируются сообразно этапам эволюции. Их можно рассматривать какнеизбежные неудачи развития. На ноосферной стадии необходимое появление таких неудачных формназывается первородным грехом. Искупление же есть уничтожение греха, т. е. окончательное преодолениетенденции к распаду.

Т. о., события, являющиеся результатом свободной воли Бога и свободного выбора каждого человека,Тейяр заменяет процессом, непрерывно развивающимся сообразно имманентным законам. Он устраняеттакже отделенность Церкви от мира, настаивая на необходимости конечного слияния "града земного" и"града Божия". В целом его взгляды были отвергнуты церковной иерархией. Однако после посмертнойпубликации его основных трудов они дали толчок дискуссиям среди богословов и в последующем привели кнекоторым изменениям в католической теологии. С другой стороны, концепция Тейяра близка кэволюционистским представлениям в философии естествознания и созвучна взглядам многих видныхученых (напр., В. И. Вернадского, у которого Тейяр заимствовал термин "ноосфера").

Показать полностью… https://vk.com/doc135043085_386455994
33 Кб, 27 апреля 2015 в 22:35 - Россия, Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2015 г., odt
Рекомендуемые документы в приложении