Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
odt

Студенческий документ № 005260 из ИУБиП

19. Федеральный закон принят в целях регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (трудовой деятельностью в интересах общества и государства). Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, имеющие основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежащие призыву на военную службу; имеющие основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 42 месяца. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 36 месяцев.

Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу осуществляется на основании поданного им заявления. Проходящий альтернативную гражданскую службу имеет право на отпуск в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Законом устанавливаются и иные права, обязанности и ответственность проходящих альтернативную гражданскую службу граждан, а также основания и порядок увольнения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г

21. Субъекты конституционно-правовой ответственности

Круг субъектов конституционно-правовой ответственности как ответственности за ненадлежащее осуществление публичной власти ограничен. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Однако для того, чтобы лицо могло нести конституционно-правовую ответственность, оно должно обладать деликтоспособностью, т.е. способностью нести ответственность за свои действия.

Деликтоспособность должностных лиц начинается с момента их вступления в должность (с начала срока полномочий) и заканчивается моментом прекращения полномочий. Деликтоспособность коллегиальных субъектов - органов публичной власти, определяется моментом их создания, однако привлечение к конституционно-правовой ответственности должностных лиц как членов коллективного органа также возможно только в отношении уже вступивших в должность лиц.

Государство является своего рода абстракцией. Даже в случае привлечения государства к гражданско-правовой ответственности за нарушение прав граждан и причинение им материального и морального вреда, ответчиком в суде выступает Министерство финансов РФ. Представляют государство и выражают его волю вовне ряд конкретных органов власти и должностных лиц. Именно они и могут подвергаться конституционно-правовой ответственности, но не само государство.

Рассмотрение проблемы конституционно-правовой ответственности в последнее время привлекает все большее внимание исследователей, однако сразу следует оговориться, что возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности и меры ответственности субъектов Федерации обязательно должны быть закреплены в Конституции. Конституция РФ 1993г. не предусматривает ни одной из перечисленных мер (кроме отмены решения органов власти, что, как мы полагаем, не является мерой ответственности), а следовательно, не закрепляет возможности привлечь субъект РФ к конституционно-правовой ответственности. Введение чрезвычайного положения также не относится в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" к мерам ответственности субъекта РФ. После устранения причин, послуживших основанием для его введения, в субъекте РФ восстанавливается деятельность органов государственной власти субъекта (если она была приостановлена), продолжается дальнейшее нормальное функционирование всех органов власти, общественных объединений, предприятий и учреждений. Субъект РФ, как территориальное образование, не несет каких-либо негативных последствий. К ответственности могут быть привлечены отдельные физические и юридические лица, общественные объединения, но не субъект Федерации.

Таким образом, можно констатировать, что круг субъектов конституционно-правовой ответственности не совпадает с кругом субъектов конституционного права и строго ограничен в законодательстве РФ.

Особого рассмотрения требует вопрос о субъектах, правомочных применять меры конституционно-правовой ответственности, а в отдельных случаях владеющих правом возбуждать этот вопрос либо иным образом (например, посредством дачи заключений) участвующих в процедуре реализации конституционно-правовой ответственности. К числу таких органов и должностных лиц в России относятся: Президент РФ, главы органов исполнительной власти (высшие должностные лица) субъектов Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд, собрание (сход) избирателей, избиратели конкретного избирательного округа. Таким образом, целый ряд органов и должностных лиц могут выступать одновременно и как субъект, привлекаемый к конституционно-правовой ответственности, и как субъект, привлекающий к конституционно-правовой ответственности.

Опыт зарубежных государств убеждает в том, что для эффективной реализации конституционно-правовой ответственности необходимо либо создание специального органа, правомочного привлекать иные органы и должностных лиц к конституционно-правовой ответственности (например, Государственный Трибунал в Польше), либо активное участие в процессе привлечения к ответственности Конституционного Суда. Действующая Конституция РФ ограничивает возможности развития конституционно-правовой ответственности, поскольку не предусматривает ни возможности создания специального органа, ни каких-либо серьезных полномочий Конституционного Суда в этой области. Представляется необходимым усиление роли Конституционного Суда путем предоставления ему, например, права рассматривать вопросы о конституционности политических партий, о наличии в действиях должностных лиц состава конституционного деликта.

Мерами конституционно-правовой ответственности являются:

2.1. Признание Конституционным Судом РФ акта или его отдельных положений неконституционными.

2.2. Признание Конституционным Судом РФ неконституционным не вступившего в силу международного договора РФ.

2.3. Признание Конституционным Судом РФ издания акта не входящим в компетенцию соответствующего органа государственной власти.

2.4. Приостановление Президентом РФ действия акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Действие акта приостанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ в случае противоречия его Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Перечень случаев исчерпывающий. Установлен срок, на который приостанавливается действие акта: до решения этого вопроса соответствующим судом. Таким образом, праву Президента РФ на приостановление акта органа исполнительной власти корреспондирует его обязанность обратиться в суд для решения вопроса по существу. На практике Президент РФ использует свое право, но ни разу не обращался в таких ситуациях в суд, что вносит правовую неопределенность в механизм действия актов органов исполнительной власти.

2.5. Выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ.

2.6. Отказ Правительству РФ в доверии со стороны Государственной Думы в соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции РФ.

2.7. Отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ в соответствии с ч. 2 ст. 117 Конституции РФ.

2.8. Отмена Президентом РФ постановлений и распоряжений Правительства РФ в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ.

2.9. Роспуск Президентом РФ Государственной Думы в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 111, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.

2.10. Отрешение от должности Президента РФ в соответствии со ст. 93 Конституции РФ.

2.11. Отмена акта государственного органа в случаях, предусмотренных законодательством.

2.12. Отзыв депутата, досрочное прекращение полномочий депутата по другим основаниям вопреки его воле.

2.13. Отказ в заверении списков кандидатов, принятии уведомления о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе.

Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 29 сентября 1995 г. отказала избирательному объединению "Партия народного капитала" (ПНК) в заверении копий федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы и списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам. Основанием к отказу в заверении копий списков явился приказ председателя партии от 24 июля 1995 г., по которому граждане, вступившие в данную партию, получали материальные преимущества как акционеры при выплатах по акциям и билетам АО. Верховный Суд Российской Федерации 11 октября 1995 г. отказал указанному избирательному объединению в удовлетворении жалобы на постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, подтвердив тем самым законность отказа в заверении списков кандидатов.

При рассмотрении дела выяснилось также, что ряд представленных в списках лиц фактически начал предвыборную агитацию, сопровождая ее предоставлением части граждан материальных преимуществ.

Суд создал прецедент, связанный с признанием такой меры ответственности, которая позитивным законодательством не предусматривалась. Следовало бы закрепить эту меру ответственности в законодательстве1.

Сложнее ситуация с закреплением отказа в принятии уведомления о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе. Уведомительный порядок в принципе не предполагает принятия или непринятия соответствующего уведомления. Но должна ли избирательная комиссия пассивно наблюдать, если при сборе подписей нарушается законодательство о финансировании выборов? Думается, нет. Однако для этого необходимо предоставить ей указанное полномочие.

Отказ в приеме подписных листов и иных документов в настоящее время возможен только в случае пропуска сроков их представления в соответствующую избирательную комиссию. Законодательство вслед за практикой закрепило пакетный принцип представления документов для регистрации в качестве кандидата, регистрации списка кандидатов. Кроме подписных листов в этот пакет, в частности, входит первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения (блока). Следовало бы четко закрепить, что отсутствие какого-либо из предусмотренных законодательством документов, в частности первого финансового отчета, является достаточным основанием для отказа в приеме документов на регистрацию кандидата, списка кандидатов.

2.14. Вынесение предупреждения кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку), инициативной группе избирателей. Вынесение предупреждения зарегистрированному кандидату за финансовые правонарушения предусмотрено законодательством ряда субъектов Российской Федерации. Так, закон о выборах депутатов Московской городской думы 1995 г. предоставил окружной избирательной комиссии право выносить письменное предупреждение кандидату, нарушившему требования указанного закона.

Практике работы избирательных комиссий чаще всего известны устные предупреждения избирательных комиссий о недопустимости нарушения законодательства, которые адресованы кандидатам, избирательным объединениям (блокам).

2.15. Отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов). Возможность отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов по проекту закона о выборах депутатов Государственной Думы (ст.91) предусмотрена в следующих случаях:

а) установления факта подкупа избирателей кандидатом, избирательным объединением (блоком) в соответствии с избирательным законодательством;

б) если кандидат, избирательное объединение (блок) не создали избирательного фонда в срок, установленный федеральным законом;

в) если кандидат, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал и иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента установленной федеральным законом предельной суммы расходов кандидата, зарегистрированного кандидата за счет средств избирательного фонда;

г) если избирательное объединение (блок) при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовало и иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной федеральным законом предельной суммы расходов избирательного объединения (блока) за счет средств избирательного фонда;

д) если кандидат, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, израсходовал избирательный фонд в размерах, превышающих более чем на 0,5 процента от установленной федеральным законом предельной суммы расходов кандидата, зарегистрированного

кандидата за счет средств избирательного фонда, установленную федеральным законом предельную сумму расходов для кандидата, зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу;

е) если избирательное объединение (блок) израсходовало избирательный фонд в размерах, превышающих более чем на 0,5 процента от установленной федеральным законом предельной суммы расходов избирательного объединения (блока) за счет средств избирательного фонда;

ж) бесплатного или на льготных условиях использования кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

з) проведения сбора подписей кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока), являющимися государственными или муниципальными служащими, в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

и) непредставления кандидатом, избирательным объединением (блоком) финансового отчета.

2.16. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов). Решение о регистрации кандидата, списка кандидатов может быть отменено при совершении, в частности, финансовых правонарушений.

2.17. Признание выборов недействительными по решению суда.

2.18. Расформирование (досрочный роспуск) государственного органа.

2.19. Освобождение должностного лица от занимаемой должности.

Развитие конституционного права обусловливает необходимость как расширения мер конституционно-правовой ответственности, так и тщательного регулирования процедур. В частности, остро стоит вопрос о мерах ответственности как федеральных властей, так и властей субъектов Российской Федерации за нарушение основ федеративной государственности, неисполнение Конституции РФ и законов. Существующих мер явно ж-достаточно.

?

Показать полностью… https://vk.com/doc135043085_393866798
25 Кб, 24 мая 2015 в 23:09 - Россия, Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2015 г., odt
Рекомендуемые документы в приложении