Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 005272 из ИУБиП

51. Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в законодательстве Российской Федерации. Участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Виды таможенных процедур

Основные

* Выпуск для внутреннего потребления, или импорт - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Товары получают статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий: уплата таможенных пошлин и налогов; соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.

* Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Вывозить можно только товары, находящиеся вне таможенной территории РФ в свободном обращении, то есть речь идет только о российских товарах.

* Международный таможенный транзит (МТТ) - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию и местом их убытия с этой территории. Под режим международного таможенного транзита можно поместить любые иностранные товары, за исключением запрещенных в явном виде. Для регулирования МТТ применяется не только ТК ТС, но и международные соглашения.

Экономические

* Переработка на таможенной территории (толлинг) - переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза. Предусмотрены 4 вида операций по переработке товаров, которые могут применяться: переработка или обработка товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров; ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей; переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его. Предельный срок переработки товаров составляет 3 года. Режим завершается выпуском продуктов переработки с таможенной территории РФ либо выпуском остатков, отходов переработки с таможенной территории РФ.

* Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором иностранные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин) для целей проведения операций по переработке и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения. Операции по переработке товаров включают: собственно переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров. Срок переработки не может превышать 1 года. Режим завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения.

* Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ (с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и неприменением к ним мер нетарифного регулирования) для целей проведения операций по переработке (в течение установленного срока) и последующего ввоза продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД. Предельный срок применения таможенного режима составляет 2 года. Завершается ввозом продуктов переработки на территорию РФ.

* Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования. Срок временного ввоза товаров составляет 2 года. Режим может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения. При этом стоимость и количество товаров определяется на день помещения товаров под таможенный режим, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения.

* Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на специально выделенных и обустроенных для этих целей таможенных площадках. Таможенный склад является зоной таможенного контроля. Товары могут храниться на складе в течение 3 лет.

* Свободная таможенная зона (свободный склад) - для участников особых экономических зон

Завершающие

Реимпорт - таможенная процедура, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории ТС , ввозятся на таможенную территорию ТС без уплаты таможенных пошлин.

* Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин.

* Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин.

* Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин.

Специальные

* Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за пределами этой таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин.

* Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин.

* Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на судах, самолетах и в поездах, используемых для перевозки пассажиров или товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам их экипажей, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

* Иные специальные таможенные режимы, касающиеся перемещения, в основном, в интересах государственных органов либо в целях проведения аварийно-спасательных операций.

Кроме вышеперечисленных таможенных режимов используется понятие "режим наиболее благоприятствуемой нации" ("режим наибольшего благоприятствования"), не имеющее ничего общего с понятием "таможенный режим".

Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды и структура.

Правовой режим - предельно широкое понятие. По сути, совокупность, система норм права, которая регулирует отношения м/у людьми по поводу определенных объектов. Обратной стороной правового режима является правовой статус - совокупность прав и обязанностей отдельного субъекта. Правовой режим - система норм, регулирующая определенную деятельность разных субъектов по поводу того или иного объекта. Важны не субъективные права, а система регулирующего воздействия на общественные отношения. Значение - возможность посмотреть на всю схему регулирования, состоящую из блоков.

Общий режим деятельности публичной администрации (общий адм-правовой режим) - система норм, регулирующая деятельность органов или долж.лиц публичной администрации при в/д с невластными субъектами или внутри системы публичной администрации, при реализации ПА своих функциональных обязанностей.

Общий адм-правовой режим рассчитан на типичные социально-управленческие ситуации, на повседневную деятельность.

Совокупность механизмов регулирования, обеспеч.управленч.воздействие в экстраординарных условиях - образует специальные адм-правовое режимы, которые могут применяться на опред. территориях, в отношении опред.объектов или в отношении опред.круга лиц.

Специальные административно-правовые режимы (САПР)

Цель САПР: обеспечение безопасности при возникновении внешних или внутренних угроз.

Значение специального административно-правового режима:

1. обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную опасность или имеющих важное гос.значение.

2. определение порядка реализации прав и обязанностей, а также условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природо-охранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия.

3. обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций или восстановления правопорядка.

4. установление порядка пользования предметами, составляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

И т.д.

Т.е. экстраординарные ситуации социального или природно-техногенного характера, или возникновение иных факторов, треб.режимного регулирования.

Нормативная основа специальных административно-правовых режимов:

- ФЗ, т.к. САПР как правило предполагает определенное ограничение прав => д.б. ФЗ (ч.3 ст.55 Конституции). В ФЗ, которые закрепляют САПР, должен содержаться минимальный набор элементов такого режима: носитель режима, основания для введения, субъект, осуществляющий режимное управление.

- 2 способа закрепления САПР:

1) в НА, посвященных специально 1 конкретному виду режима (О ЧС, о ЗАТО, о гос.границе и т.д.)

2) закрепление как элемента кодифицированного акта. (Градостроит., УИК, Таможенный Кодекс).

При этом САПРы неизбежно допускают возможность детализации норм закона подзаконными актами, при этом нужно стремиться к минимизации подзаконного регулирования САПРов.

- Акты, конкретизирующие САПР на территории конкретного объекта. В отношении общефедеральных режимов - Правительство, в отношении объектов/процессов, имеющих отраслевую принадлежность - ФОИВ.

Признаки специальных административно-правовых режимов:

1. сфера их применения. Они устанавливаются в сфере деятельности ПА и связаны с выполнением ей организационно-управленческих функций.

2. наличие предписания, образующего режимные правила, и состоящих из запрещающих и обязывающих админ.-прав. норм.

3. наличие субъектов публичной администрации - ОПА.

4. административно-правовой метод воздействия, который применяется для регулирования отношений м/у властными и невластными субъектами.

5. наличие мер дисциплинарной и административной ответственности за нарушение правил, установленных режимом.

Режимные приемы (с помощью чего создается режим):

1. зонирование территорий, т.е. разграничение участка на отдельные территории в зависимости от применяемого на нем режима.

2. создание специальных постоянных/временных органов, наделенных компетенцией по поддержанию режимов. Характер этих органов может варьироваться в зависимости от такого, какой вводится режим. Если карантин по гриппу => гос-во ограничивается совещательными или координационными органами, не изымая полномочий из постоянно действующих органов. Если более жесткий режим - создаются др.органы.

3. закрепление специальных правил жизнедеятельности на территории.

4. закрепление правового положения объекта-носителя режима.

Виды специальных административно-правовых режимов:

В зависимости от подведомственности:

1. федеральные

2. региональные

3. местные

Режим может быть и на всех уровнях одновременно (ЧС)

По объекту (в отношении чего устанавливается)

1. территориальные режимы. (Территория ЗАТО, карантин, ВП, ЧП)

2. объектные режимы. (Атомная энергетика, водохранилища, ИВС, паспортный режим)

3. режимы обращения с предметами, представляющими опасность или имеющими важное гос.значение (оружие, наркотические и психотропные вещества, яды, документы, содержащ.гос.тайну)

4. функцинально-деятельностные режимы, определяющие особый порядок функционирования органов, должностных лиц. (Противопожарный режим, эвакуационный режим, режим контртеррорестич.операции, таможенный режим).

По основаниям введения:

1. ординарные. Существуют на постоянной основе и в большинстве случаев не предполагают издания конкретизирующих актов, т.е. регулирование только нормативное.

2. экстраординарные. Вводятся в случае возникновения нестандартной ситуации.

Отличит.особенности:

- применение мер, ограничивающих конституционные права граждан и организаций

- введение доп.адм-правовых обязанностей и запретов

- предоставление доп.полномочий органам власти для поддержания режимов

- введение форм особого управления территорией, выражающихся в формах перераспределения компетенции, приостановления деятельности отдельных органов.

Всегда устанавливается на определенный срок, который определяется:

- вообще предельным сроком, после которого возникает нормативная обязанность проверить наличие оснований

- обязанность отменить режим после отпадения оснований.

Таможенный союз ЕАЭС - форма торгово-экономической интеграции России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер[1]. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Руководящие органы

Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания - Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. "О Евразийской экономической комиссии" и "О регламенте работы Евразийской экономической комиссии". Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету.

Общие сведения

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана - 7,11 %, Белоруссии - 4,55 %, Киргизии - 1,9 %, Армении - 1,11 %.

Трудовым мигрантам - гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения,Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.

52. Структура административного процесса

Административный процесс включает в себя три составляющие: административные процедуры, административную юрисдикцию, административную юстицию.

Административные процедуры - это упорядоченные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и образуемых этими органами государственных учреждений, направленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Под административной юрисдикцией понимается процесс рассмотрения и разрешения административных споров, в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам.

Административная юстиция подразумевает судебный контроль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнительной власти, и актов, принимаемых органами местного самоуправления.

Выделяют следующие виды производств:

1) по обработке и принятии нормативных актов;

2) по принятии индивидуальных актов управления;

3) по применению административно-процессуальных мер и мер пресечения;

4) по делам об административных правонарушениях;

5) по применению дисциплинарных взысканий;

6) регистрационно-разрешительное;

7) надзорно-контрольное;

8) по заявлениям граждан, в том числе как особый вид производства по жалобам;

9) делопроизводство;

10) по земельным, пенсионным, налоговым, бюджетно-финансовых делах;

11) по делам по возмещению материальных убытков и др.

53. Административная процедура - это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

Административная процедура - это, по сути, алгоритм действий, который должна выполнить публичная администрация (орган государственной власти или орган местного самоуправления) для решения конкретного дела.

Значение административных процедур:

1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотношения является установить право на ношение огнестрельного оружия - требуют только то, что необходимо для установления этого права

2. административные процедуры снижают степень усмотрения. Решение должно быть принято в течение 30 дней, т.е. нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.

3. обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего - со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.

4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.

5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

Задачи административных процедур (которые они решают):

1. обеспечивается эффективность деятельности публичной администрации/публичной власти.

2. создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях

Правоотношения, в которых необходимо использование административных процедур(Использование административных процедур необходимо в следующих правоотношениях):

1. при регулировании реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан и организаций во взаимоотношении с публичной администрацией (органами власти). Если нет процедуры => невозможность реализации права.

2. в отношениях, регулирующих применение должностными лицами публичной администрации (органов власти) полномочий, связанных с воздействием на граждан, в т.ч. применение мер государственного контроля и надзора, а также мер принуждения.

3. при закреплении прав представителей публичной администрации, связанных с изданием индивидуальных и нормативных правовых актов, принятием иных видов управленческих решений с совершением юридически значимых действий. Порядок издания нормативного акта - нормотворческая процедура.

Этот перечень открытый. Но эти 3 группы - обязательно использование административной процедуры.

Цели административных процедур:

1. выровнять правовое положение властного и невластного субъектов. Процедура позволяет превратить права представителя публичной администрации в обязанности, а также предоставить доп.права невластному субъекту.

2. процедура д.давать возможность невластным субъектам понять, в каком порядке они могут реализовать свое право или каким образом будет осуществляться контроль за исполнением возложенной на них обязанности.

Структура административной процедуры.

Элементы процедуры (обязательные):

1. участники процедуры и их правовой статус. Существуют 2 стороны:

- наделенная властными полномочиями и осуществляющая публичную функцию, по общему правилу это государственные органы, могут быть государственные и муниципальные учреждения, а также при передаче соответствующие функции иные организации. Может быть представлена несколькими органами и должностными лицами. В этой ситуации процедура должен определять порядок координации действий этих органов и должностных лиц. Процедура должна определять, чье требование будет решающим. Способы:

А. указывается, какой орган должен скорректировать свои требования в случае противоречия требованиям иных органов.

Б. если внутри администрации муниципального образования устанавливается согласование в нескольких инстанциях, должен быть определен единый орган/структурное подразделение, которое курирует процесс согласования и ответственно за подготовку единого консолидированного решения.

- невластные субъекты - граждане или организации. Правовой статус включает права и обязанности. С точки зрения нормативного регулирования права и обязанности субъектов, обладающими властными полномочиями делятся на 2 группы:

А. права, не связанные с обременением невластных субъектов. => право запросить информацию у другого органа. Реализация данного права невластного субъекта не затрагивает. Право собирать доп.информацию, запрашивать документы. Их регулирование может носить максимально общий характер в рамках процедуры.

Б. права, связанные с обременением невластных субъектов. Затребовать у гр-на доп.сведения, или обязать предоставить доп.справку, обязать явиться. Реализация таких прав д.б. максимально подробной. Должно быть определено, при каких условиях соотв.право м.б. реализовано. Простого усмотрения должностного лица недостаточно. => Должны быть основания для реализации права, формы решения, сроки и требования, предъявляемые к действиям гражданина или организации.

Права и обязанности невластных субъектов зависят от характера процедуры, а также степени усмотрения должностных лиц при разрешении дела. Общее правило: чем меньше усмотрения у должностных лиц, тем меньше доп.процедурных прав предоставляется гражданам и организациям. Чем больше усмотрения - тем больше прав, чтобы обеспечить контроль за использованием этого усмотрения.

Виды процедур

- админстративные процедуры реализации права посредством обращения в орган власти. Возможность закрепления след. прав: предоставления доп.документов, заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление. П: регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанности: предоставить доп.документы, получить согласование, явиться в орган, дать пояснения

- контрольно-надзорная административная процедура. Права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки, знакомиться с документами, оформляющими наиболее важные этапы проверки и её результат. Обязанности: не препятствовать проведению проверки, в т.ч. в предоставлении доступа к объекту проверки.

- процедура разрешения споров. Права: присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства, получить итоговое решение. Как таковой обязанности нет.

- конкурсные или аукционные процедуры. Права: право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, присутствовать при вынесении решения, право знать о мотивах принятия решения. Общая обязанность - соблюдение требований, предъявляемых к участникам процедур.

+ регистрационные процедуры: регистрация нормативного правового акта, регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация юридических лиц. Регистрация нормативного правового акта: Постановление Правительства №1009. Независимая антикоррупционная экспертиза - учебное заведение, или физическое лицо с определенными требованиями.

Сроки административных процедур

Общее правило - любая процедура д.б. ограничена по времени. В противном случае присутствует опасность её неограниченного затягивания, что влечет нарушение прав и свобод граждан и юридических лиц. Общий срок процедуры, т.е. максимальный промежуток времени, в течение которого должно быть вынесено решение по существу должен устанавливаться исходя из суммарной продолжительности всех действий, которые могут быть совершены должностным лицом.

В случае, когда в рамках процедуры отдельные действия, которые могут быть совершены, составляют её значительную часть (более половины) и при этом являются факультативные, то в процедуре могут быть предусмотрены 2 и более альтернативных общих срока. Пример: срок рассмотрения заявления 15 дней, если документ требует дополнительной проверки - то 45 дней.

Следует избегать возможностей продления общих сроков, базирующейся на усмотрении. Пример: "в исключит.случаях". В наиб.важных процедурах, треб.максимальной процессуальной защиты, могут быть предусмотрены промежуточные сроки. Пример: сроки совершения отдельных действий (срок личного приема).

действия органа или должностного лица, которые он должен совершить для разрешения дела.

Процедура никогда не описывает само действие. Т.к действие каждый раз уникально. Процедура описывает требование к действию. Степень детальности регулирования требований зависит от того, насколько важным оно является для принятия итогового решения. Те действия, которые носят вспомогательный характер (уведомление гр-на о том, что его обращение направлено по подведомственности, или действие, связан.с уведомлением о том, что документы пришли) - регламентируются в общей форме. => уведомляется в такой-то срок. Где действия носят принципиальное значение (экспертное заключение) => что должно содержать и т.д, максимально подробное регулирование.

Сам порядок действий внутри процедуры м.б. как линейным, так и содержать развилки, когда в зависимости от выполнения предыдущего решения совершается одно из нескольких.

При этом предельная детализация не нужна. Любое действие подлежит описанию в процедуре, если она имеет значение для решения дела. Если неважно, с какой стороны бумажка лежит у служащего, то не надо писать, откуда он её берет.

Решения, которые принимаются в рамках административной процедуры.

Решения по административным процедурам делятся на 2 вида:

1. промежуточные решения. Имеют место, если процедура является сложно устроенной и на опред.этапах необходима фиксация результатов ранее совершенных действий. П: При передаче от одного субъекта - другому. Типовые варианты промежуточных решений: передать дело на след.стадию, вернуть дело на предыдущую стадию, передать дело по подведомственности, приостановить дело до наступления опред.обстоятельств.

2. итоговые решения - те решения, которые разрешают дело по существу или завершают процедуру при невозможности разрешения дела по существу. Итоговые решения, завершающие процедуру, оформляются в виде административных актов. Регулирование итоговых решений д.б. максимально подробным. Д.б. определены основания принятия каждого из решений и сам перечень решений, которые м.б. приняты.

Какова должна быть форма акта, какие реквизиты он должен содержать, кем подписываться, в какой форме выноситься, какие структурные части он должен содержать: описательная, мотивировочная, резолютивная части.

Свойства административных процедур (2 свойства):

- чем большее значение имеет тот или иной элемент административной процедуры для принятия итогового решения, тем более полно он д.б. урегулирован.

- чем больше детальность процедуры, чем существеннее предоставляемые ею гарантии, тем больше затрат она потребует как от представителей публичной администрации, так и от граждан и организаций.

54. Административное судопроизводство - это средство рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на действия органов власти и разрешения споров между административными органами управления и населением (индивидуальными гражданами и организациями).

Судебная власть и судьи считаются формально независимыми от исполнительной ветви власти, и обращение в суд против произвола со стороны чиновников - стандартная процедура правовой защиты. В результате судебного разбирательства может быть отменен или исправлен незакономерный административный акт.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Порядок рассмотрения дел регламентируется в основном нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК) и Административно-процессуального кодекса РФ (АПК). Также в зависимости от особенностей дела применяются особые федеральные законы. В частности, обжалование действий органа власти регламентируется законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Обращения вконституционный суд рассматриваются в порядке, предусмотренным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Административное судопроизводство подчиняется общим принципам отправления правосудия. На него распространяются все гарантии беспристрастности судей, которые действительны для других видов судопроизводства.

СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Особенностью административного судопроизводства является то, что суд проверяет только законность властных актов, действий и бездействий органов власти.

Если суд устанавливает, что обжалуемое действие было незаконным, он удовлетворяет требование заявителя и восстанавливает его нарушенные права. Если, по мнению суда, обжалуемое действие было законным и прав истца не нарушило, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Ответственность за административные правонарушения предполагает изменение или признание недействительным определенного правового акта, выполнение требований истца, а иногда санкции к должностному лицу вплоть до смещения с должности.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРОВ

Наиболее распространены следующие категории административных споров:

* обжалование гражданами действий должностных лиц или органов власти (например, нарушениях порядка выборов, препятствие к занятию государственной должности);

* споры, касающиеся актов государственных органов и должностных лиц (это касается как ненормативных актов, так и нормативных актов, которые нарушают права других органов управления, юридических и физических лиц);

* тематические споры (налоговые, экологические, таможенные);

* споры по правонарушениям, предусмотренным КоАП;

* споры о компетенции в системе органов исполнительной власти.

ПОДСУДНОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Жалобы граждан и юридических лиц по административным делам направляются в различные виды судов:

* суды общей юрисдикции;

* арбитражные суды;

* конституционные суды.

В судах общей юрисдикции чаще всего рассматриваются административные дела по поводу нарушения прав и свобод граждан, создания препятствий осуществления таких прав, незаконного возложения на гражданина какой-либо обязанности или привлечения к какой-либо ответственности.

Арбитражным судам подсудны экономические споры о нарушении прав юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, о нарушении прав собственника, отказе в регистрации, выдаче лицензии, взыскании штрафа, банкротстве, возмещении убытков, признании недействительными нормативных актов и т.п.

В конституционный суд обращаются лица или организации, права и свободы которых нарушаются законом, который в целом или в отдельных положениях может быть признан судом не соответствующим Конституции РФ.

55. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

КАС РФ вступил в действие с 15 сентября 2015 года. В соответствии с положениями данного кодекса, Верховный суд и суды общей юрисдикции уполномочены рассматривать категории административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.

Категории рассматриваемых дел

Применение кодекса административного судопроизводства позволяет отнести к компетенции судов, при рассмотрении дел, те административные дела, которые касаются оспаривания НПА, действий органов власти, различных типов решений и прекращения работы СМИ.

С указанной даты все дела, данной категории, которые рассматривались в производствах ВС и судов общей юрисдикции должны рассматриваться в соответствии с положениями КАС России.

Не могут быть рассмотрены дела по правилам КАС, которые федеральный закон относит к компетенции рассмотрения других судов. Не смотря на их публично-правовое происхождение. В соответствии с правилами КАС не могут быть рассмотрены дела, связанные с административными правонарушениями и применением взыскания на бюджетные средства РФ.

Некоторые категории дел могут рассматриваться в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства России, не смотря на то, что до этого они рассматривались в исковом, приказном или особом производстве дел. Такими категориями дел, к примеру, являются споры о взыскании налогов и других платежей с физлиц, носящих обязательный характер.

Рассмотрению в порядке административного производства подлежат дела, связанные с прекращением своей деятельности СМИ (ранее рассмотрение проводилось в порядке искового производства).

Отличие КАС РФ от ГПК РФ И АПК РФ

Основные правила, которые касаются применения процессуальных норм при рассмотрении административных дел, заимствованы в КАС без изменений (это касается ГПК России, а именно процессуальных норм начиная с порядка предъявления административного иска и до исполнения судебных решений).

Кодекс административного судопроизводства России теперь содержит аналогичные нормы АПК России, которые касаются процессуального порядка освобождения сторон от доказывания определенных обстоятельств, признанных ими.

Вступивший в силу новый кодекс содержит и новые положения. В соответствии с требованиями, которые предъявляются к инициированию производства административного дела, в суд должно быть подано административное исковое заявление. Прежде процессуальные законы предусматривали подачу только заявлений и исков.

Процессуальные нормы вновь принятого документа содержат правовую возможность вызова участников административного дела, при наличии их согласия, посредством СМС-сообщений. Ранее условия их извещения сопровождались выполнением ряда условий. Постановление Пленума ВС России № 11 от 24.06.2008 13 от 26.06.2008.

При оспаривании НПА необходимо наличие высшего юр. образования

Существенным ограничением для лиц, которые намерены оспаривать нормативно-правовые акты, является требование КАС о наличии у них высшего юридического образования. При отсутствии подтверждений о таковом суд должен оставить поданное заявление без движения.

Применение мер предварительной защиты

По своему содержанию такие меры защиты прав заявителя близки к положениям ГПК РФ при обеспечении иска в гражданском процессе. В Кодексе административного судопроизводства указаны основания их применения, а также перечень возможных к применению мер. При оспаривании НПА применяется всего лишь одна мера - запрет применения такого акта по отношению к заявителю. Перечень применяемых в кодексе мер может быть расширен по усмотрению суда. Критерием применения конкретной меры служит отсутствие запретов на это в законодательстве.

Коллективный иск

Также КАС России содержит правила подачи и рассмотрения коллективного админ. иска. Для этого в соответствии с требованием данного документа необходимо единовременное выполнение 4-х условий:

* многочисленность участников стороны заявителя в деле

* однородность оснований и предмета рассмотрения спора

* общий ответчик (соответчики)

* применение одинакового способа защиты прав заявителями

Обязанность доказывания

Обязанность доказывания правомерности своих действий, решений или вынесенных нормативных актов при их оспаривании в административном производстве ложится на организации, которые обладают государственными или другими публичными полномочиями.

Сроки производства по делу

Что касается сроков, в течение которых должен быть принят к производству иск, то он составляет всего три дня. Для рассмотрения дел определены общие сроки: три месяца в ВС России, два месяца в судах поднадзорных инстанций. Их продление, возможно всего на один месяц.

Изменены новым документом и условия подачи заявлений, которые касаются пересмотра дел в связи с новыми обстоятельствами. По общим правилам сохраняется трехмесячный срок со дня, когда Постановление ВС России вступило в силу.

Но установлен шести месячный срок подачи заявления (представления) с того момента, когда вступает в силу последний акт, на основании которого дело было рассмотрено по существу. В случаях, когда вышеуказанное обстоятельство выявлено в процессе рассмотрения жалобы о пересмотре судебного решения в порядке надзора, срок для подачи заявления должен исчисляться со дня, когда заявитель получил копию определения о том, что ему отказано в передаче дела в Президиум ВС.

Упрощенный порядок производства дела

Установлены случаи возможного рассмотрения дел в упрощенном порядке (в письменном производстве). Этот порядок применяется в случаях, когда стороны производства по делу подали ходатайство о проведении дела в их отсутствие, при этом обстоятельства рассмотрения не требует обязательного присутствия участников процесса.

Важно: Что же касается применения правил рассмотрения заявлений связанных с оспариванием НПА, то в соответствии с нормами КАС это возможно, если оспариваемый акт является действующим. Если административный иск подан с требованием, касающимся рассмотрения правомерности НПА, уже утратившего силу, то суд должен отказать в принятии к рассмотрению этого заявления. Если это касается акта еще не начавшего свое действие, то суд должен возвратить поданный иск заявителю.

На сегодня, уже сложилась практика применения правил КАС России по таким делам. Она показывает, что суд отказывает в обоих случаях в принятии заявления, хотя указанные в КАС России варианты вынесенных решений по поданным заявлениям, имеют разное правовое значение.

При рассмотрении указанной категории дел. Суд вправе сделать в своем решении указание на то, что сложившаяся практика применения того правового акта, который рассматривается в административном процессе не соответствует его толкованию.

Правовая характеристика кодекса административного судопроизводства и отдельных его положений позволяет сделать вывод о том, что некоторые из прописанных норм могут толковаться по-разному, и уже на этом этапе действия КАС РФ появляется неоднозначная практика его применения.

После введения кодекса административного судопроизводства в действие, с 15. 09. 2015 года вступили в силу его основные положения, исключение составляют отдельные нормы этого документа, которые начнут свое действие с 15 сентября 2016 года и с 1 января 2017 года исходя из указаний на это Федерального закона от 08 03 2015 г. N 22-ФЗ.

Кодекс административного судопроизводства РФ 2016 - законодательный акт высшей юридической силы в области осуществления судебного производства по делам о совершении правонарушения. Этот закон определяет основные положения и закрепляет главные принципы административного судопроизводства.

В нем же закрепляются задачи, которые он выполняет:

гарантия доступного правосудия в области разрешения административных споров;

защита и охрана прав человека, осуществляемых в рамках реализации административных правоотношений;

своевременное и верное разрешение судебных дел административного характера;

сохранение и укрепление принципов законности в регулируемой области.

Кодекс имеет значение не только для реализации определенных в нем задач, но и для повышения уважительного отношения к закону в целом, сохранения общественного правопорядка.

Структура Кодекса административного судопроизводства РФ включает в себя 365 статей, которые сгруппированы в 9 разделов:

I раздел включает общие понятия: предмет, принципы и задачи административного судопроизводства и иные важные моменты;

II включает описание мер принуждения процессуального характера;

III определяет порядок производства в судах первой инстанции;

IV рассматривает особенности и правила судопроизводства по отдельным видам и категориям административных дел;

V определяет порядок осуществления и применения упрощенного производства;

VI рассматривает судебное производство, осуществляемое в порядке апелляции;

VII закрепляет порядок судебного производства в отношении решений, уже вступивших в законную силу; VIII раздел рассматривает вопросы процессуального характера, которые связаны с исполнением актов, вынесенных судами по административным делам;

IX глава определяет итоговые положения.

Показать полностью… https://vk.com/doc135043085_437564585
55 Кб, 2 июня 2016 в 22:16 - Россия, Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении