Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
odt

Студенческий документ № 005276 из ИУБиП

Слово "католичество" (или "католицизм") образовано от греческого прилагательного "katolikos" -"всеобщий". "Ekklesia katolika" означает "всеобщая Церковь". Именно эти слова входят в оригинал Никео-Константинопольского Символа веры: "Верую... во всеобщую Церковь..."

Позже, когда различие междузападным и восточным путями христианства было осознано, название "католичество" закрепилось за Западной Церковью.

Суть католической традиции невозможно постичь с помощью цифр, однако общее представление об этом вероисповедании они всё же могут дать. Согласно статистическим данным, в мире насчитывается от 600 до 850 млн католиков, что составляет около 15% населения планеты. В Латинской Америке 90 % жителей - католики, в Европе - около 40, в Северной Америке - 25, в Африке - 13, а в Азии - около 2,5, причём две трети из них - филиппинцы.

В мире существует несколько крупных католических сообществ, живущих и развивающихся по своим, достаточно сложным законам. Например, в странах Латинской Америки, где стремительно растёт население, а священников не хватает, очень важна миссионерская деятельность, или евангелизация. Именно там Католическая Церковь становится подлинно народной "церковью для бедных". Наоборот, в западноевропейских, традиционно христианских странах католиков становится всё меньше.

В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Однако с начала 90-х гг. в этих странах существует право свободного выбора вероисповедания. В мусульманских государствах к немногочисленным католикам относятся по-разному - в зависимости от уровня веротерпимости в данной стране католических Церквах это требование распространяется только на епископов, а священники могут быть как женатые, так и принявшие обет безбрачия. Для диаконов Латинской Церкви целибат также необязателен.

ВЕРА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Вероучение Католической Церкви изложено в Никео-Константинопольском Символе веры и раскрывается в решениях первых семи Вселенских соборов, а также соборов, проводившихся позже по инициативе папы.

В главных вопросах вероучения католичество имеет много общего с православием, но есть и отличия. Вот основные из них.

ФИЛИОКВЕ

Согласно Символу веры, принятому на соборах в Никее (325 г.) и в Константинополе (381 г.), Святой Дух исходит от Бога Отца. Начиная с VI в. некоторые богословы учили, что Святой Дух исходит и от Бога Сына. Тем самым подчёркивалось равенство Бога Отца и Бога Сына. Это добавление к Символу веры и получило название филиокве (от лат. filioque - "и от Сына"). Впервые оно было сформулировано на Толедском соборе в 589 г. и стало одним из поводов разделения Церкви в XI в. на Восточную и Западную.

В IX столетии при императоре Карле Великом эту формулу "и от Сына" приняла вся Западная Церковь, но вплоть до XI в. папы выступали против употребления её в богослужении. Восточные христиане сочли добавление ересью. Всё усложнилось ещё и тем, что значения глагола "исходить" в греческом оригинале и в латинском переводе Символа веры, используемом на Западе, несколько различны. Сегодня эта дискуссия официально ещё не завершена, но уже выработаны промежуточные формулы, способные удовлетворить обе стороны.

ЧИСТИЛИЩЕ

Слово чистилище не встречается ни в Новом Завете, ни в первых христианских писаниях. Это богословское понятие постепенно разрабатывалось на основе молитвы за умерших. Богословы исходили из простого рассуждения: если умершие попадают непосредственно к Богу, то зачем нужно молиться за них? Необходимость этой молитвы издавна вызывала разногласия. Однако христиане знали по личному опыту, что пока человек жив, его душа нуждается в очищении. Следовательно, делали вывод богословы, и после смерти душу необходимо сначала очистить, и только потом она будет допущена к Богу, приблизится к Его святости. Современный богослов Питер Крифт сравнивает чистилище с больницей, где "долечивается" душа, и со школой, где она "учится"

В протестантизме учение о чистилище безусловно отвергается, чего нельзя сказать о православии. Понятие "воздушных мытарств" - испытаний души сразу после смерти тела - близко к представлениям католических мистиков.

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии её матерью Анной был провозглашён лишь в 1854 г. папой Пием IX, но восходит к древней традиции. Матерь Божию всегда называли Пресвятой и Пречистой, основываясь на приветствии архангела Гавриила, обращённом к Марии: "...радуйся, Благодатная!" (Лк. 1.28). Правда, здесь возникает богословская проблема. Иисус - Спаситель человечества - был сыном Марии, но если Она - Пресвятая, то как Иисус может быть её Спасителем? По этому вопросу существуют серьёзные разногласия между католичеством и православием, суть которых можно выразить только языком церковных споров.

ИЕРАРХИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Иерархия Римско-Католической Церкви восходит к апостольским временам. Можно выделить три ступени священства: епископы, священники (или пресвитеры) и диаконы. Однако особая роль в управлении Католической Церковью принадлежит епископу Рима. Согласно католическому учению, он является преемником князя апостолов - св. Петра, которому Сам Христос вверил попечение над всей Церковью.

ПАПА С первых веков христианства Римский епископ обладал особым авторитетом в Церкви, хотя и не имел прямой власти над другими епископами (особенно восточными). С падением Западной Римской империи епископ Рима, именуемый также папой Римским, постепенно стал главой не только духовной, но и в некоторой степени политической жизни христиан Западной Европы. После великого разделения Церквей (1054 г.) папа остался верховным иерархом Католической Церкви. Официальный титул папы таков: Епископ Рима, Наместник Иисуса Христа, Преемник Князя Апостолов, Первосвященник (или Верховный Понтифик) Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской Провинции, Монарх Государства-города Ватикан.

Как епископ папа участвует в епископской коллегии, а как епископ Рима председательствует в ней. Он несёт полную ответственность за диоцез (епархию), который ему поручен. Папы всегда уделяли большое внимание этой обязанности, несмотря на тяжесть Вселенской миссии. Заботиться о диоцезе, насчитывающем 3 млн жителей, папе помогает кардинал - викарий Рима (от лат. vicarius - "наместник", "заместитель"), у которого тоже есть помощники. Викариат Рима расположен в Латеранском дворце около базилики Св. Иоанна Латеранского. Верховной властью над всей Церковью обладает епископская коллегия вместе с епископом Рима. Однако папа как наследник св. Петра и первосвященник и сам обладает верховной властью. Он созывает соборы и синоды и председательствует на них, рукополагает (возводит в сан) кардиналов и епископов, провозглашает догмы.

На него возложены обязанности Вселенского пастыря, и потому главным в его служении Господу является проповедь Слова Божия. Папа обращается к верующим во время воскресных богослужений, зарубежных поездок, приёмов в международных организациях и т. д., а каждую среду - к паломникам, прибывающим в Рим (такая речь называется магистерий). Это может быть и частная беседа.

Особая форма проповеди - энциклика (от позднелат. encyclicus - "окружной", "общий"), т. е. письмо, адресованное всем епископам мира или определённой страны, а через них - всем верующим. Как правило, энциклика сообщает о решении папой тех или иных вопросов, касающихся всех католиков.

Ватикан - самое маленькое государство в мире. Его независимость гарантируется Святому престолу перед лицом любой временной власти.

На том месте, где, по преданию, был похоронен св. Пётр - первый епископ Рима (вероятнее всего, он был казнён неподалёку, а потом предан земле на кладбище, находившемся на склоне Ватиканского холма), в IV в. император Константин Великий построил базилику. Вскоре она стала местом паломничества христиан.

Войны и варварские нашествия повредили святыню. И в XVI столетии папа Юлий II на её месте начал грандиозное строительство нового храма - собора Св. Петра, который сохранился до наших дней. Рядом был воздвигнут Ватиканский дворец - резиденция папы. Здания дворцового комплекса включают Ватиканский секретный архив и Апостольскую библиотеку, богатейший музей религиозного и светского искусства, издательство и многоязычную типографию, Папcкую академию наук, различные службы и личные покои папы.

На территории Ватикана папа обладает всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Папа Римский управляет Государством Ватикан с помощью администрации, составляющей правительство.

КАРДИНАЛЫ

В ранней Церкви епископы избирались духовенством и верующими диоцеза. Организация выборов епископа Рима была поручена настоятелям главных приходов и диаконам, которые помогали папе во время богослужения. Эти священники стали называться кардиналами (от лат. cardo - "ось", "центр"), потому что были опорой в церковных общинах.

В 1059 г. папа Николай II решил, что отныне папы будут назначаться собранием кардиналов, а участие народа в выборах сведётся к простому одобрению. В 1150г. при папе Евгении III кардиналы образовали священную коллегию под председательством декана и камергера, в обязанности которого входило распределение средств. В 1179 г. III Латеранский собор постановил: для избрания папы необходимо большинство в две трети голосов плюс один голос. Это решение до сих пор сохраняет силу. Вплоть до середины XX в. большинство в коллегии составляли итальянцы, однако с 1946 г. они в меньшинстве.

Назначение кардинала целиком во власти папы. Многие кардиналы (сегодня их около 150) не из римского духовенства, однако папа всегда ставит их во главе либо одной из семи исторических пригородных церквей Рима, либо древнего прихода, либо древнего римского диаконата.

В течение долгого времени, для того чтобы стать кардиналом, было необязательно иметь сан священника. В 1919 г. Бенедикт XV установил, что будущему кардиналу необходимо по крайней мере быть рукоположённым в священники, а в 1962 г. Иоанн XXIII закрепил кардинальский титул исключительно за епископами. С 1970 г. по решению папы Павла VI участвовать в избрании папы могут лишь те кардиналы, которым ещё не исполнилось 80 лет. Кардиналы, служащие в римских конгрегациях (учреждениях, курирующих разные направления деятельности Католической Церкви) или в других постоянно действующих органах Святого престола, в 75 лет должны сложить с себя полномочия, и только папа властен продлить их.

Вероучение

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Источник внутреннего права Католической церкви, наряду со Священным Писанием, - Священное Предание, которое включает в себя каноны - свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, "есть жизнь Святого Духа в Церкви". Согласно догматической Конституции второго Ватиканского собора Dei Verbum "Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви"[7]. Со Священным Писанием и Священным Преданием тесно связано понятие "учительство церкви" (Магистериум). Согласно католической доктрине на "учительстве церкви" лежит обязанность аутентичного истолкования и Писания и Предания, причём учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему[7].

В Католической церкви существует семь таинств:

• крещение,

• брак • миропомазание (конфирмация)

• евхаристия

• исповедь

• елеосвящение

• священство.

Особенности вероучения

См. также Различия между православием и католицизмом

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

• филиокве - догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);

• догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;

• учение о чистилище;

• учение об индульгенциях;

• широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;

• почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);

• утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

• централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;

• безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);

нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Показать полностью… https://vk.com/doc135043085_384199597
36 Кб, 19 апреля 2015 в 21:58 - Россия, Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2015 г., odt
Рекомендуемые документы в приложении