Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 006216 из ЮФУ (бывш. РГУ)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ и САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для СТУДЕНТОВ 1 курс

Сдача самост. работы начинается в начале ноября

СЕМИНАР 1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

1. Методы описательной психологии:

* включенное наблюдение; биографический; интроспективный и др.;

2. Методы объяснительной психологии:

* наблюдение, эксперимент;

* анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование;

3. Методы практической психологии:

* проективные методики и др.

* консультирование; тренинги;

4. Терапия:

* гипноз, психоанализ;

* телесная терапия, танцевальная терапия;

* психодрама, терапия искусством и др.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

2. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1. Общие основы психологии. М., 2002.

5. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

6. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: "МаРТ". 2004

7. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

СЕМИНАР 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

1. Бихевиористическое направление в психологии (Дж. Уотсон, Э. Торндайк и др.).

2. Психоаналитическое направление в психологии (З. Фрейд).

3. Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу).

4. Когнитивная психология (Дж. Келли)

5. Отечественная психология, вклад в разные науки:

* Л.С.Выготский,

* С.Л.Рубинштейн,

* А.Н.Леонтьев.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск. М., 2000.

4. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д.:РГПУ, 1994.

5. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: "МаРТ". 2004

6. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д., 1996. 2001.

8. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

9. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

10. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

СЕМИНАР 3. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

1. Общая характеристика ощущения .

2. Интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения.

3. Краткая характеристика видов ощущений:

* кожные ощущения;

* вкусовые и обонятельные ощущения;

* слуховые ощущения;

* зрительные ощущения.

4. Общая характеристика ощущения. Виды восприятия (сложные и простые)

5. Основные свойства восприятия.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

4. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: "МаРТ". 2004

5. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

8. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

9. Психология для студентов вузов. М.; Ростов н/Д. 2004

10. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

11. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

12. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.,1977.

13. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб. 2003.

СЕМИНАР 4. ПАМЯТЬ. ВНИМАНИЕ.

1. Общая характеристика памяти.

2. Виды памяти.

3. Характеристика основных процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание и т.д.)

4. Общая характеристика внимания: свойства, функции.

5. Виды внимания.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

4. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск. М., 2000.

5. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов н/Д.2004.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М, 1995.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

9. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.М., 2000.

10. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: "МаРТ". 2004

11. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

12. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

СЕМИНАР 5. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

1. Общая характеристика мышления.

2. Виды мышления

3. Мыслительные операции (перечислить и описать).

4. Речь как средство общения.

5. Речь - ее функции, виды

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002.

2. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1995.

3. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: "МаРТ". 2004

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - М.: Мир, 1992.

5. Гамезо А. Атлас по психологии. М., 2003

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

7. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

8. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

9. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

10. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

11. Панферов В.Н. Психология человека. - СПб., 1997, 2000.

12. Психология для студентов вузов. М.; Ростов н/Д. 2004

13. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

14. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

СЕМИНАР 6: ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

1. Общая характеристика эмоций

2. Свойства эмоций

3. Основные формы эмоций: настроение, стресс, фрустрация, чувства, аффект

4. Воля - определение. Виды волевых актов

5. Функции воли. Волевые свойства личности

СЕМИНАР 7. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ.

1. Общая характеристика обзора учений о темпераменте по:

* Гиппократу (гуморальная теория);

* Э. Кречмер, У. Шелдон (конституциональная теория);

* И.П. Павлов (нейродинамическая теория).

2. Свойства темперамента (перечислить и описать)

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.

5. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др. М.: "МаРТ". 2004

6. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов н/Д.2004

7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

9. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.М., 2000.

10. Психология для студентов вузов. М.; Ростов н/Д. 2004

11. Психология:Учебник для гуманитарных вузов/Под ред.В.Н. Дружинина.СПб. 2005.

12. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

СЕМИНАР 8. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ: ХАРАКТЕР. СПОСОБНОСТИ

1. Понятие о характере. Классификация черт характера.

2. Типологии характера по К. Юнгу, А.Е. Личко.

3. Способности: структура, уровни.

4. Задатки

5. Виды способностей

СЕМИНАР 9. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. Содержание понятия "личность".

2. Структура личности: направленность, характер, темперамент, способности, мотивация

3. Зарубежные концепций личности (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон и др.).

4. Отечественные концепций личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.).

5. Основные свойства личности.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

2. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов, 1996.

3. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д., 1996. 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

6. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: "Питер", 1997.

СЕМИНАР 10. Категории деятельности в психологии

1. Понятие деятельности (А.Н. Леонтьев)

2. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели деятельности.

3. Деятельность, действия, операции.

4. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. Т.2 / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.1983.

2. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д. РГПУ, 1994

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001

4. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

5. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

6. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

7. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, Н.Н. Мозговой и др.. М.: "МаРТ". 2004

8. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

4. Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

5. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Спб., 2000.

8. Ильин Е.П. Психология воли. СПб. 2002.

9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.

10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002.

11. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск. М., 2000.

12. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д. РГПУ, 1994.

13. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

14. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, А.В. Ярошевского. М., 1995.

15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша. Межличностное общение. СПб., 2001.

16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. Т.2 / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.1983.

17. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1997.

18. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

19. Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

20. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов., 1996.

21. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

22. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

23. Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др.. М.: "МаРТ". 2004

24. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

25. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

26. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

27. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

28. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.,1977.

29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: "Питер", 1997.

30. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб. 2003.

Дополнительная литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М. Просвещение, 1987.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2000.

4. Годфруа Ж.Что такое психология? М., 1992.

5. Голубева Э.А. Способности и склонности. М., 1989.

6. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1998.

7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

9. Климов Е.А. Психология. М. 1996.

10. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.

11. Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. Ростов-на-Дону, 1997.

12. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

13. Малашкина М.м. Популярная история психологии. М., 2002.

14. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.,1989.

15. Максименко С.Д. Общая психология. 1999.

16. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // хрестоматия по психологии. М.Просвещение, 1987.

17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001.

18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. 2 т. Ростов н/Д., 1996.

19. Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990.

20. Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А. М., 1997.

21. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология. Ростов-н/Д. 1995.

22. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.

23. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

24. Филатов. Общая психология. 2001.

25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

26. Шадриков В.Д. Способности человека. М., Воронеж, 1997.

27. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М. Знание,1971.

28. Журналы: "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Мир психологии", "Психология", "Детский психолог" и др.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

БЛОК ЗАДАНИЙ № 1

ЗАДАНИЕ 1. Заполнить таблицу: "Стадии развития психики и поведения животных" (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии и уровни психического отражения Характеристика стадии

(особенности поведения животных) Примеры животных данной стадии развития

Литература, по которой заполняется таблица:

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2 / Под ред. В.в. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001. с.76-86

ЗАДАНИЕ 2. Заполнение таблицы

Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии, представленные в списке литературы, семинаров).

Ф.И.О. ученого

(годы жизни) Научные взгляды, разработанные понятия, теории Основные научные труды

(название произведений, год написания) И.П. Павлов Л.С. Выготский С.Л. Рубинштейн А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия Б.Г. Ананьев В.Н. Дружинин К. Юнг А. Адлер В. Франкл К. Левин

БЛОК ЗАДАНИЙ № 2

Предлагаемый блок вопросов рассчитан на контроль по всем темам курса. Вопросы имеют разный уровень сложности и, соответственно, - разную функциональную нагрузку, но в комплексе предполагают разностороннюю проверку усвоения материала курса.

ЗАДАНИЕ 1. Темы: отрасли психологии; методы науки. Процессы

Ответьте на следующие вопросы:

1. Направление в психологии, отрицающее сознание как предмет и сводящее психику к различным формам поведения, называется .............................

2. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов, называется ..................................................

3. Одним из методов психологии, представляющий собой краткое стандартизированное исследование, называется ...................................

4. Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования.

1. психология сознания А. познание 2. бихевиоризм B. психика 3. психоанализ C. самоактуализация личности 4. гештальтпсихология D. бессознательное 5. гуманистическая психология E. сознание 6. когнитивная психология F. целостные структуры психики 7.отечественная психология G. поведение

5.Первая психологическая лаборатория была создана:

а) В. Вундтом с) для изучения сознания

б) в 1732 г. д) верны все ответы

6. Какой из методов может выявить причинно-следственные связи:

а) опрос с) наблюдение

б) беседа г) эксперимент

7. Гуманистический подход:

а) основан на изучении приемлемых форм поведения;

б) направлен на расцвет способностей человека;

в) все ответы не верны.

ЗАДАНИЕ 2. Темы: личность, свойства личности и др.

1.Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности - ............... .

2. Привычка - это:

1. Способность осознанно выполнять определенное действие, составляет основу мастерства.

2. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

3. Способ выполнения действия.

3. Назовите и определите правильную иерархию (последовательность) в схеме структуры потребностей по А. Маслоу:

1. возможность находиться рядом с людьми №_______________________

2. знать, понимать, исследовать №____________________________

3. голод, жажда и др. №____________________________

4. гармони, порядок, красота №____________________________

5. чувство защищенности №___________________________

6. одобрение, признание, авторитет №___________________________

7. реализация своих целей, развитие личности №___________________

4. Допишите правильный ответ:

1. Допишите следующую формулу: "_________рождаются. ____________становятся.______________ отстаивают" А.Н. Леонтьев.

2. Согласно древнему учению Гиппократа "sanquis" переводится, как __________ и соответствует ____________ темпераменту; "melas chole"-______ и соответствует _____________ темпераменту; "phleqma" -_______и соответствует _________темпераменту; "chole" _____ и соответствует __________темпераменту.

ЗАДАНИЕ 3. Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений отечественных и зарубежных авторов.

Постарайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?

1. пример:

"Приятель дорогой, здорово! Где ты был?" -

"В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил:

Все видел, высмотрел; от удивленья,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа старовата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!" -

"А видел ли слона? Каков собой на взгляд!

Я чай, подумал ты, что гору встретил?" -

"Да разве там он?" - "Там". - "Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил".

(И. А. Крылов)

2. пример. Жил человек рассеянный На улице Бассейной... Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать. В рукава просунул руки, Оказалось, это брюки. Вместо шляпы на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки... Стал натягивать гамаши, Говорят ему: "Не ваши...".

(С. Я. Маршак)

3. пример Известный композитор, и химик Александр Порфирьевич Бородин как-то принимал в своем доме гостей. Утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в прихожую. В другой раз А. П. Бородин отправился с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. А. П. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время подошла его жена, Екатерина Сергеевна, и А. П. Бородин бросился к ней: "Катя! Ради Бога, как тебя зовут?".

Задание 4. Эмоции и чувства

Объясните, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение - какое?

1. Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд

И волны. - И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут

Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.

Пылали кубышки с полуночным дегтем.

И было волною обглодано дно.

У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.

Казалось, покамест птенец не накормлен,

И самки скорей умертвят, чем умрут,

Рулады в крикливом, искривленном горле.

(Б. Пастернак)

2. Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим...

И, наконец, - чтоб было всем известно! -

Что ты любим! любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной.

(М. Цветаева)

3....И в яму, в бородавчатую темь

скольжу к обледенелой водокачке

и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

и разлетаются грачи в горячке,

и я за ними ахаю, крича,

в какой-то мерзлый, деревянный короб...

(О. Мандельштам)

4. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

(С. Есенин)

БЛОК 3. ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Составление кроссворда по любой теме курса "Психология". По 10 вопросов по горизонтали и вертикали. Инструкция: кроссворд включает только понятия, фамилии ученых, единичные названия теории (существительные в И.п., ед.ч.).

2. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки 15-20 выражений), характеризующие:

- человека как индивида, индивидуальность, личность;

- описывающие: возрастные, половые и этнические особенности человека

3. Составить список художественных произведений, максимально раскрывающих содержание понятий "индивид", "индивидуальность", "личность" (12-15 названий).

4. Ниже перечислены литературные герои. Кто из них на ваш взгляд, и почему, может быть отнесен к "экстравертам", а кто - к "интровертам"?

Родион Раскольников, д'А-ртаньян, Скарлетт О'Хара, Ромео, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Печорин, Санчо Панса, Сонечка Мармеладова, Настасья Филипповна, Манилов, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, Наташа Ростова, Пьер Безухов, А. Болконский, Василий Теркин, Ассоль

5. Образное и нестандартное мышление. Попробуйте представить себе, как выглядит черная дыра, и нарисуйте ее. Как выглядит "совесть", "трусость", "смелость", "нежность", "доброта"? Нарисуйте на одном и том же листе справа - "хорошо", а слева - "плохо", а в центре нарисуйте свое настроение.

Шкала оценки знаний: Каждый блок заданий оценивается в 10 баллов. 100-90% выполненных заданий соответствуют оценке "отлично" (30-25 баллов); 80-70% выполненных заданий соответствуют оценке "хорошо" (25-20 баллов); 60-50% выполненных заданий соответствуют оценке "удовлетворительно" (20-15 % баллов). 45-30% выполненных заданий соответствуют оценке "неудовлетворительно" (10 и менее баллов).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. История возникновения психологической науки. Предмет исследования.

2. Современная психология, ее задачи и место в системе наук.

3. Основные отрасли современной психологической науки.

4. Общая характеристика методов психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тест.

5. Современные направления психологии: бихевиоризм, психоанализ,

6. Современные направления психологии: гуманистическая и когнитивная психология.

7. Развитие отечественной психологической науки (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.).

8. Сознания: структура и функции.

9. Характеристика основных подходов к проблеме личности в отечественной и зарубежной психологии.

10. Понятие и строение человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности. Навык.

11. Ощущение как элементарный сенсорный процесс.

12. Свойства, виды ощущений.

13. Общая характеристика восприятия.

14. Свойства, классификация видов восприятия.

15. Психологическая характеристика внимания.

16. Виды и свойства внимания.

17. Психологическая характеристика мышления. Виды мышления.

18. Мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез и др.)

19. Мышление и речь.

20. Речь как познавательный процесс. Виды, функции речи

21. Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения.

22. Представление: определение, виды, основные механизмы.

23. Психологическая характеристика памяти.

24. Свойства, процессы, виды памяти.

25. Психологическая характеристика эмоций и чувств.

26. Классификации эмоций.

27. Формы эмоций: стресс, аффект, чувства (виды).

28. Понятие о способностях. Виды, структура способностей.

29. Связь понятий - задатки и способности.

30. Основные теории типологии темперамента (Гиппократ, Э. Кречмер, И.П. Павлов).

31. Темперамент. Свойства темперамента.

32. Понятие о характере. Акцентуации характера по А.Е. Личко.

33. Понятие о воле. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности.

34. Соотношение понятий "индивид", "субъект", "личность" и "индивидуальность".

1

Показать полностью…
137 Кб, 19 сентября 2016 в 15:22 - Россия, Ростов-на-Дону, ЮФУ (бывш. РГУ), 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении