Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 006229 из ЮФУ (бывш. РГУ)

Минобрнауки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

"Южный федеральный университет"

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Курсовая работа

Методические рекомендации по написанию и оформлению

Составители: М.М. Гордеева, Л.Б. Савенкова

Ростов-на-Дону - 2016

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ 2016 года даются в соответствии с действующими нормативными документами (ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ.Р 7.0.5-2008)1 и предназначены для студентов направлений "Журналистика" и "Филология" (профили: "Зарубежная филология", "Отечественная филология (Русский язык и литература)", "Прикладная филология (Русский язык)") Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета.

Составители методических рекомендаций будут благодарны читателям за любые замечания и пожелания, которые помогут улучшить качество данного пособия.

Адреса для отзывов, комментариев, пожеланий: mgordeeva@sfedu.ru, savenkova@sfedu.ru.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Учебная цель написания курсовых работ

Место курсовой работы в учебном плане студента-журналиста

Место курсовой работы в учебном плане студента-филолога

Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения

Выбор тем курсовых работ студентами направления "Журналистика"

Выбор тем курсовых работ студентами направления "Филология" (профиль "Зарубежная филология")

Выбор тем курсовых работ студентами направления "Филология" (профили: "Отечественная филология", "Прикладная филология")

Заявление на курсовую работу по журналистике

Заявление на курсовую работу по филологии (профиль "Зарубежная филология")

Заявление на курсовую работу по филологии профили "Отечественная филология", "Прикладная филология"

Порядок утверждения темы курсовой работы

Композиция курсовой работы

Общие требования к языку курсовой работы

Научный стиль

Общие требования к оформлению курсовой работы

Структурные элементы курсовой работы и их оформление

Образец Оглавления к курсовой работе

Образец Содержания к курсовой работе

Ссылки Способы введения библиографических ссылок в текст

Списки источников материала и использованной научной и справочной литературы

Приложения

Срок сдачи курсовых работ

Список источников, использованных при подготовке настоящих методических рекомендаций

Приложение. Курсовая работа в виде доклада. Образец оформления

Учебная цель написания курсовых работ

Курсовая работа является одним из важнейших видов образовательного процесса. По сути, это итог годовой учебно-теоретической деятельности студента, который имеет возможность углубленно рассмотреть заинтересовавшую его тему и приобрести навыки научного исследования.

Целью написания курсовых работ как вида учебно-научной деятельности студента является выработка навыков проведения самостоятельного научного исследования, умения сопоставлять и объяснять данные, выявлять причины и следствия явлений и закономерности протекания процессов.

Место курсовой работы в учебном плане студента-журналиста

В соответствии с учебными планами бакалавриата курсовые работы выполняются по следующему графику.

2015-2016 уч.г. Направление "Журналистика" курс Код направления Семестр отчетности 1 42.03.02 2 2 42.03.02 4 3 42.03.02 6

Место курсовой работы в учебном плане студента-филолога

В соответствии с учебными планами бакалавриата курсовые работы выполняются по следующему графику.

2015-2016 уч.г. Направление "Филология", профили: "Отечественная филология (Русский язык и литература)", "Прикладная филология (Русский язык)", "Зарубежная филология (Английский / Испанский / Немецкий / Французский язык и литература)" курс Код направления Семестр отчетности 1 45.03.01 2 2 45.03.01 4 3 45.03.01 6

Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения

Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

Уже первая курсовая работа может носить исследовательский характер, но может представлять собой и аналитический обзор литературы по выбранной теме. В этом случае студент должен уметь найти нужные источники, внимательно изучить их, сделать критический анализ содержания, сравнить позиции разных авторов и высказать собственную аргументированную точку зрения на полученную информацию. Таким образом, программой-минимум первого курсового сочинения является выработка навыков поиска необходимой литературы, овладение методами работы с нею, критический анализ содержания прочитанного, синтез полученной информации.

Следующие курсовые работы наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования.

При этом вторая курсовая работа направлена преимущественно на научное описание результатов эмпирического исследования, а последующие (для студентов-филологов бакалавриата это касается уже выпускной квалификационной работы) должны содержать объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязи с другими объектами и явлениями.

Таким образом, курсовые работы различаются широтой охвата объекта исследования, степенью аналитичности, методами работы с материалом, уровнем обобщения результатов. В дальнейшем курсовая работа может перерасти в выпускную - бакалаврскую, а на базе последней может быть написана и магистерская диссертация.

Конечно, студенту совсем не обязательно работать над одной темой в течение ряда лет (хотя выпускные квалификационные работы (ВКР), выросшие из курсовых, как правило, бывают глубже и интереснее), но ему необходимо приобрести навыки научного исследования, а это возможно только при ответственном отношении к курсовому сочинению.

У тех студентов, которые несерьезно подходят к написанию курсового сочинения, делают его наспех, выбирая тему в последний момент и представляя преподавателю опус, являющийся, по сути дела, компиляцией (порой это бывают переписанные из разных книг или скачанные из Интернета фрагменты текста), возникают большие проблемы при написании выпускной работы из-за отсутствия умения анализировать материал, выявлять тенденции, делать обобщения.

Выбор тем курсовых работ студентами направления "Журналистика"

На отделении журналистики ЮФУ, начиная с первого курса, студенту предоставляется возможность выбрать тему по любой учебной специальной дисциплине в зависимости от его интересов. На каждой из четырех кафедр, обеспечивающих образовательный процесс по направлению "Журналистика" (кафедра истории журналистики, кафедра речевой коммуникации и издательского дела, кафедра средств массовых коммуникаций, кафедра теории журналистики) есть список тем курсовых и выпускных квалификационных работ. Студент также может предложить свою тему, обосновав ее выбор и актуальность. Определив тему, в сентябре - первой половине октября студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, при которой он хочет писать работу. Форма заявления зависит от того, имеет ли студент предварительную договоренность с потенциальным научным руководителем.

Выбор тем курсовых работ студентами направления "Филология" (профиль "Зарубежная филология")

Студенту отделения романо-германской филологии ЮФУ, начиная с первого курса, в зависимости от его интересов предоставляется возможность выбрать тему по любой учебной специальной дисциплине, преподаваемой на кафедре английской филологии, кафедре иберо-американской филологии и коммуникативистики, кафедре общего и сравнительного языкознания, кафедре романской филологии, кафедре теории и истории мировой литературы, кафедре теории и практики немецкого языка.

Курсовое исследование может быть посвящено актуальным проблемам

- теории литературы,

- истории литературы страны изучаемого языка,

- сравнительного литературоведения,

- общего языкознания,

- основного изучаемого языка,

- компаративной лингвистики,

- методики преподавания филологических дисциплин в общеобразовательной или высшей школе.

На каждой из названных кафедр студент может получить консультацию по поводу возможной тематики курсовых работ.

Студент также может предложить свою тему, обосновав ее выбор и актуальность.

Определив тему, в сентябре - первой половине октября студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, при которой он хочет писать работу. Форма заявления зависит от того, имеет ли студент предварительную договоренность с потенциальным научным руководителем.

Выбор тем курсовых работ студентами направления "Филология" (профили: "Отечественная филология", "Прикладная филология")

Студенту отделения русского языка и литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, начиная с первого курса, в зависимости от его интересов предоставляется возможность выбрать тему по любой учебной специальной дисциплине, преподаваемой на кафедре общего и сравнительного языкознания, кафедре отечественной литературы, кафедре русского языка, кафедре теории и истории мировой литературы.

Курсовое исследование может быть посвящено актуальным проблемам

- теории литературы,

- истории русской литературы,

- истории зарубежной литературы,

- сравнительного литературоведения,

- общего языкознания,

- современного русского языка,

- компаративной лингвистики,

- методики преподавания филологических дисциплин в общеобразовательной или высшей школе.

На каждой из названных кафедр студент может получить консультацию по поводу возможной тематики курсовых работ.

Студент также может предложить свою тему, обосновав ее выбор и актуальность.

Определив тему, в сентябре - первой половине октября студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, при которой он хочет писать работу. Форма заявления зависит от того, имеет ли студент предварительную договоренность с потенциальным научным руководителем.

Образцы заявлений студента на курсовую работу

Заявление на курсовую работу по журналистике

1.1. Заявление студента, который имеет предварительную договоренность с потенциальным научным руководителем

Заведующей кафедрой истории журналистки

доценту А.Г. Беспаловой

студентки 2 курса дневного отделения

Н.П. Ивановой

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне писать курсовую работу на тему "Европейская действительность в "Письмах из Франции" Д. Фонвизина и "Письмах русского путешественника" Н. Карамзина" под руководством проф. д.ф.н. Станько А.И.

10.10.2015 г. Подпись

1.2. Заявление студента, который не имеет предварительной договоренности ни с одним потенциальным научным руководителем

Заведующей кафедрой истории журналистки

доценту А.Г. Беспаловой

студентки 3 курса дневного отделения

А.С. Петровой

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне писать курсовую работу на тему "В.Г. Короленко и Л.Н. Толстой против смертной казни (Статьи "Бытовое явление" и "Не могу молчать")" и назначить научного руководителя.

10.10.2015 г. Подпись

Заявление на курсовую работу по филологии (профиль "Зарубежная филология")

1.3. Заявление студента, который имеет предварительную договоренность с потенциальным научным руководителем

Заведующему кафедрой

теории и практики немецкого языка

доценту А.И. Норановичу

студента 3 курса дневного отделения

В.Г. Сидорова

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне писать курсовую работу на тему "Лексико-семантический состав обращений к сверстнику как отражение в Интернет-общении картины мира подростка (на материале немецкоязычных чатов)" под руководством доцента Н.М. Шапошниковой.

10.10.2015 г. Подпись

1.4. Заявление студента, который не имеет предварительной договоренности ни с одним потенциальным научным руководителем

Заведующему кафедрой

английской филологии

профессору С.Г. Николаеву

студента 3 курса дневного отделения

А.Б. Иванова

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне писать курсовую работу на тему "Синтаксические средства авторизации предложения в современном английском языке" и назначить научного руководителя.

10.10.2015 г. Подпись

Заявление на курсовую работу по филологии профили "Отечественная филология", "Прикладная филология"

1.5. Заявление студента, который имеет предварительную договоренность с потенциальным научным руководителем

Заведующему кафедрой

теории и истории мировой литературы

доценту О.Е. Гайбарян

студентки 4 курса дневного отделения

Н.П. Ивановой

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне писать курсовую работу на тему "Мотивная структура романа Газданова "Вечер у Клэр"" под Вашим руководством.

10.10.2015 г. Подпись

1.6. Заявление студента, который не имеет предварительной договоренности ни с одним потенциальным научным руководителем

Заведующему кафедрой

общего и сравнительного языкознания

профессору Л.В. Табаченко

студента 2 курса дневного отделения

А.Б. Иванова

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне писать курсовую работу на тему "Язык и диалект: к соотношению понятий" и назначить научного руководителя.

10.10.2015 г. Подпись

Порядок утверждения темы курсовой работы

Во второй половине октября все поданные заявления рассматриваются на заседаниях кафедр, где уточняются темы, назначаются научные руководители. Кафедра может предложить студенту скорректировать или даже полностью изменить тему. Последнее связано с разными причинами (неактуальность темы, ее достаточная изученность, отсутствие необходимого эмпирического материала, отсутствие руководителя-специалиста по данной проблеме и т.п.). За кафедрой остается также право заменить научного руководителя. Руководитель курсовой работы назначается заведующим кафедрой из числа ее преподавателей (как правило, с учетом пожеланий студента).

Списки тем курсовых работ с указанием сведений о научных руководителях фиксируются в протоколах заседаний кафедр и хранятся на кафедрах.

Композиция курсовой работы

Курсовая работа имеет трехчленную структуру и состоит из введения, основной части и заключения.

Во Введении, которое обычно занимает в среднем от пяти до десяти процентов от всего объема работы,

- обосновывается выбор темы, ее актуальность;

- характеризуется степень разработанности темы в отечественной и мировой науке;

- формулируется проблема;

- определяются объект и предмет исследования, основная цель и задачи работы;

- характеризуется материал исследования;

- перечисляются методы исследования;

- указываются композиционные особенности основной части и формулируется краткое содержание ее глав (и параграфов - при наличии деления глав на параграфы);

- характеризуется практическая (а иногда и теоретическая) значимость исследования;

- может быть сказано об апробации работы (указания на апробацию обязательны только для магистерской диссертации, хотя приветствуются в выпускных квалификационных работах всех видов и курсовых работах).

Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования - это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Проблема исследования - это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема - это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель исследования ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном.

Задачи исследования - это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление; построение классификаций; разработка методик и их реализация и т.д.), решается конкретная исследовательская проблема.

Основная часть имеет, как правило, не менее двух разделов (двух глав), каждый (каждая) из которых может в свою очередь делиться на подразделы (параграфы) в зависимости от темы исследования и его цели. Деление разделов на подразделы не является обязательным при написании курсовой работы в силу скромности объема ее основной части (для первой курсовой он может ограничиться 15-17 страницами, для второй - 20-22, для третьей - 25-27; не исключено и написание более обширных курсовых работ, но указанные выше объемы считаются достаточными для получения оценки "отлично"). Однако и здесь выделение подразделов расценивается как достоинство, ибо делает более отчетливой логику исследования. Если подразделы выделяются, это следует делать в каждом разделе. При этом таких подразделов в каждом разделе должно быть не менее двух.

Первый раздел обычно носит теоретико-методологический характер. Студенту необходимо продемонстрировать знание рассматриваемых теоретических и методологических положений, исторический аспект проблемы и уровень ее разработанности в исследуемых научных областях.

Назначение и содержание второго раздела (или остальных разделов, кроме первого, если в целом их количество более двух) может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом.

Если вся работа является теоретико-аналитической (например, "Журналистика в системе власти", "Журналистика и общественное мнение"; "Понятие синонимии в отечественном языкознании"; "Сонет как твердая стихотворная форма"), то второй раздел, как и первый, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне, в таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов - филологических, социологических, исторических и т.д.

Если работа имеет опытно-экспериментальный характер, то содержание второго раздела представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подводятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

Если материал работы (ее эмпирическая база) рассматривается в различных аспектах, то каждому аспекту может быть посвящен новый раздел. Таким образом, общее количество разделов основной части курсовой работы, где материал рассматривается в двух аспектах, равно трем (вспомним: первый раздел - теоретический), а в работе, где анализ материала идет в трех направлениях, - четырем.

С учетом того, что объем текста курсовой работы без списков использованных источников и приложений обычно не превышает 30 страниц, выделение более трех разделов нецелесообразно.

Каждый раздел основной части должен заканчиваться выводами. В них должны быть сформулированы те частные теоретические суждения, которые могут быть выведены из содержания самих разделов и демонстрируют последовательное решение задач, поставленных во Введении.

В Заключении, которое занимает обычно от пяти до десяти процентов всего объема работы, даются краткие выводы по теории вопроса, по проведенному анализу, предложения по проделанной работе. Следует помнить, что прямой повтор формулировок выводов по разделам в Заключении недопустим: необходимо указать на основной результат исследования, указать, в чем состоит достижение цели исследования; здесь же могут быть обозначены перспективы решения проблемы и дальнейших исследований в данной сфере.

Общие требования к языку курсовой работы

К языку курсовой работы предъявляются определенные требования. Здесь используется научный стиль речи. Изложение ведется от третьего лица, недопустимо использование местоимения "я". Не допускается использование оборотов разговорной речи, излишней эмоциональности, экспрессивности. Недопустимо сокращение слов в тексте, кроме случаев, когда это определяется нормативными положениями (ГОСТ 7.12-93).

Научный стиль

Научный стиль. Анализ особенностей стиля // Русский язык и культура речи. - http://shpora07.narod.ru/stil/science.htm (дата обращения: 05.11.2012).

Помещенный ниже текст, как следует из его библиографического описания, взят из Интернета. Автор текста на сайте не указан. Сам текст представляет собой реферативное обобщение сведений о научном стиле и может быть полезен студенту, пишущему курсовую работу. Некоторые элементы текста снабжены сносками - комментариями корректирующего характера, которые принадлежат Л.Б. Савенковой. Они выделены красным шрифтом.

Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Наука - своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки - точность и объективность.

Как же строится научный текст? Сюжет научного текста необычен: автор приобщает читателя к процессу поиска истины. Читатель должен пройти вслед за ним путь, чтобы, сделав (и, тем самым, перепроверив) логические ходы, прийти к желаемому выводу-результату. Автор моделирует ситуацию, представляя процесс поиска истины в наиболее, по его мнению, оптимальном варианте.

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение";

2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть";

3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - "заключение".

Способ изложения, таким образом, является способом доказательства. Текст даже не очень больших по объёму научных произведений - статей, сообщений - принято делить на рубрики, подчёркивая переход от одного исследовательского эпизода к следующему.

Текст научного произведения создаётся как цепочка "шагов" - действий внутри текста, образующих логический каркас, который затем в тексте, насыщенном специальными символами и соответствующей терминологией воспринимает даже неподготовленный читатель.

В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично поясняет своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т.д.

Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель:

* фактическую, непосредственно об объекте исследования;

* информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию.

Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста - одно из существенных свойств научного текста.

Сложность информации, с которой "работают" партнёры по научной коммуникации, заставляет автора заботиться об организации фактической информации таким образом, что бы собеседнику легче было её воспринимать и удерживать в памяти. Так, чтобы не терять нить повествования, автор напоминает читателю, о чём идёт речь, время от времени возвращаясь к тому, о чём он говорил, обычно добавляя к этому небольшую порцию новой информации - в тексте такому движению соответствует смысловой повтор.

По объёму смысловые повторы различны: это может быть фрагмент текста (одна-две страницы, один или несколько абзацев), предложение, часть предложения, сложное словосочетание. Смысловые повторы не являются недостатком научного текста, но, наоборот, помогают организовать его. Некоторые повторы - необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы. В курсовых, дипломных работах, диссертациях смысловыми повторами небольшого объёма (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором большая часть (например, глава - выводами по главе), а вся работа - смысловым повтором в объёме одной - двух страниц (Заключением)2.

Закономерности употребления языковых средств в научном стиле определяет факторы, о которых уже говорилось, - объективность и точность.

Объективность подразумевает, что информация не зависит от прихоти конкретного лица, не является результатом его чувств и эмоций. В тексте научного произведения она проявляется и в присутствии некоторых обязательных компонентов содержания, и в форме - в манере повествования.

Одним из основных способов создания эффекта объективности содержания является ссылка на научную традицию - указание на обращение к данному объекту исследования, проблеме, задаче, термину и т.п. других учёных. Ссылка на научную традицию в небольших работах3 часто ограничивается списком фамилий учёных, занимавшихся данной проблемой. Такие списки чаще всего составляются по алфавиту.

Игнорирование принципа преемственности вызывает у читателя негативное впечатление. В лучшем случае это может быть расценено как небрежность, в худшем - как присвоение себе результатов чужого интеллектуального труда, то есть плагиат.

"Объективность формы" научного стиля предполагает отказ от языковых средств, которые связаны с передачей эмоций: не используются междометия и частицы, передающие эмоции и чувства, эмоционально-окрашенная лексика и экспрессивные модели предложений; явное предпочтение отдаётся нейтральному порядку слов; для научной речи не характерна восклицательная интонация, ограниченно используется вопросительная.

Требование объективности определяет особенности манеры повествования. Прежде всего, это отказ от повествования в первом лице, то есть от "личной" манеры повествования.

Специфика научного стиля связана с тем, что значение времени в научном стиле неактуально (это и понятно, поскольку наука говорит о "вечных истинах"): противопоставление настоящего прошедшему и будущему практически исчезает4.

Важной чертой науки является точность. Научный стиль в сознании обычного человека, безусловно, прежде всего ассоциируется с терминами.

Главная особенность и ценность термина в том, что он несёт логическую информацию большого объёма.

Научный стиль, как и официальный, очень последователен в выборе и употреблении слова: он резко сужает состав лексики общего языка, налагает запрет на нелитературную лексику (жаргонизмы, диалектизмы, просторечные слова), не допускает литературные слова, если они имеют эмоциональную окраску. Слово, входя в научный обиход, окраску теряет, наполняясь другим содержанием.

В то же время научный стиль всё время испытывает потребность в новых единицах для обозначения новых вновь рождающихся понятий, поэтому процессы словотворчества идут очень активно.

Широко используются приставки анти- (антитела, антикриминальный), би- (биполярный, бицветный), квази- (квазиколичественный), сверх- (сверхновая) и др., суффиксы -ист (импрессионист), -ость (оседлость), изм- (символизм), -от-а (долгота), -ит (амазонит), -ни-е (клонирование).

Заметим, что термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи - по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. - они образуют терминологические системы.

На этот факт необходимо обратить внимание, поскольку введение терминологической единицы без выявления её связей затрудняет восприятие. Понятия должны согласовываться друг с другом, вписываться в общую картину, а не быть отдельными разрозненными фактами. Информация должна в конечном счёте представлять собой научное знание.

Объективность и абстрагированность (обобщённость) научного стиля в морфологии проявляется в его "пристрастии" к определённым частям речи и особом использовании некоторых форм.

Самую большую частоту употребления имеют существительные, а среди них большинство принадлежит существительным с абстрактным значением: время, движение, направление и т.п. Употребление кратких прилагательных в научном стиле в несколько раз выше, чем в других (равен, пропорционален, аналогичен, способен, возможен, характерен, ежедневны).

Черты научного стиля могут проявляться с большей или меньшей степенью строгости. Это зависит от многих причин: и от жанра, и от предмета рассмотрения (в технических науках язык регламентирован в большей мере, чем в гуманитарных), но главным фактором всё таки является фактор адресата. Автор текста, если он хочет не только сообщить научную информацию, но и добиться её понимания, должен ориентироваться на объём знаний своего партнёра, и на то, какова цель знакомства партнёра с этой информацией.

В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего "собеседника", он может использовать одну из вариаций научного стиля: собственно научный, научно-учебный или научно-популярный подстиль. Главная разновидность - собственно научный подстиль. На его основе возникает облегчённая разновидность, предназначенная для тех, кто только постигает новую область знания, научно-учебный подстиль. Малая степень компетенции читатели или слушателя приводит к появлению научно-популярного текста.

В области науки основными письменными жанрами являются тезисы, статья и монография, так как именно с их помощью передаётся новая научная информация, другие жанры представляют либо переработку этих сведений, которые они дают, преподнося информацию в адаптированном, сжатом виде (реферат, аннотация), либо дают ей оценку (рецензия, отзыв).

Строгость научного стиля достигает своего апогея в жанрах, которые являются документом, а потому испытывают на себе влияние официально-делового стиля. Жёсткие требования предъявляются к итоговым студенческим работам5: регламентирована композиция работы (деление на главы или параграфы, наличие плана (оглавления), разделов "Введение", "Заключение" (или "Выводы"), "Библиография", а часто и "Приложение"), её оформление (указание на титульном листе реквизитов "Научный руководитель", "Жанр" (курсовая, дипломная работа и т.п.), "Год", "Учебное учреждение" и др.).

Общие требования к оформлению курсовой работы

Работа должна быть выполнена печатным способом (с использованием компьютера и принтера) на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным.

Рекомендуется кегль 14 п., полуторный межстрочный интервал, гарнитура шрифта Times New Roman.

Размеры верхнего и нижнего полей - не менее 20 мм, левого поля - не менее 30 мм, а правого - не менее 10 мм.

Абзацный отступ равен 1 см и устанавливается автоматически.

Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры пишут только со второго листа (в центре нижней части листа без точки). На нем помещается Содержание (или Оглавление), которое включает следующий перечень структурных элементов работы: Введение, наименования всех разделов (глав) и подразделов (параграфов), Заключение, списки источников материала и использованной литературы, а также наименования приложений (при их наличии в работе) с указанием номеров страниц, с которых начинается каждая композиционная часть работы.

Приложения включают в общую (сквозную) нумерацию страниц.

Структурные элементы курсовой работы и их оформление

Курсовая работа начинается с титульного листа (см. приводимые ниже образцы), на котором указываются: сведения об учебном учреждении, где выполнена работа, наименование работы, вид выполненной работы, фамилия, инициалы студента, с указанием курса и группы, а также должность, ученая степень, фамилия, имя и отчество научного руководителя, город и год выполнения работы.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

"Южный федеральный университет"

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Кафедра истории журналистики

КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И. ЭРЕНБУРГА В "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ" (1941-1945 гг.)

Курсовая работа

по направлению 42.03.02 - Журналистика

студ. 2 курса очной формы обучения

Ивановой Наталии Петровны

Научный руководитель -

проф. д.ф.н. Станько Александр Иванович

Ростов-на-Дону - 2016

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

"Южный федеральный университет"

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Кафедра русского языка

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

КАК КОМПОЗИЦИОННАЯ ОСНОВА

РУССКИХ ПОСЛОВИЦ

Курсовая работа

по направлению 45.03.01 - Филология

студ. 2 курса очной формы обучения

Ананьиной Ирины Петровны

Научный руководитель -

проф. д.ф.н. Савенкова Людмила Борисовна

Ростов-на-Дону - 2016

Заголовки таких структурных элементов работы, как ОГЛАВЛЕНИЕ/СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА, НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (или: НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА), следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая. Длина строки заголовка не должна превышать 40 символов. Пространные заголовки делают многострочными. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Основная часть работы6 традиционно делится на главы, а они в свою очередь могут делиться на параграфы. В этом случае за титульным листом размещается ОГЛАВЛЕНИЕ. Однако если возникает необходимость дальнейшего дробления параграфов на структурные части (ступенчатое деление параграфов на пункты и подпункты), которые снабжены собственными заголовками, при оформлении работы не употребляют ни слово "Глава", ни слово "Параграф" (или соответственно значок "§"), ни слово "Подпараграф". При необходимости условно именуя в самом тексте курсовой работы элементы многочленной рубрикации разделами и подразделами, эти номинации в заголовках не употребляют, заменяя их арабскими цифрами.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример - 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.

Пример - 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Дальнейшее членение подраздела на части также отражается в его нумерации. -

Пример - 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

В такой ситуации взамен оглавления на втором листе работы пишут СОДЕРЖАНИЕ.

Размещая после каждого раздела выводы, автор может снабдить их соответствующим заголовком (Выводы). В этом случае "Выводы" становятся структурным элементом работы, само это слово помещается и в Оглавлении/Содержании с указанием соответствующей страницы, но в отличие от разделов и подразделов выводы не нумеруются. Если автор не озаглавливает выводы к разделу, он просто отделяет их от основного текста одним межстрочным интервалом. В этом случае в Оглавлении/Содержании слово "Выводы" не пишется.

Следует помнить, что заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов, указанные в Содержании/Оглавлении, должны в точности соответствовать заголовкам тех же структурных частей в самом тексте работы.

Оглавление/Содержание оформляется тогда, когда автор закончил создание курсовой работы. При распечатке окончательного варианта работы лист ОГЛАВЛЕНИЕ/СОДЕРЖАНИЕ печатается в последнюю очередь. Необходимо следить за тем, чтобы номера страниц, на которых начинается каждая структурная часть, были указаны в тексте Оглавления/Содержания без искажения.

Разделы (Главы) и подразделы (параграфы) работы не только нумеруются, они должны иметь заголовки. Заголовки четко и кратко отражают содержание каждой структурной части. Названия подразделов (параграфов) не могут совпадать с названиями разделов (глав), а последние, в свою очередь, не должны повторять названия работы в целом. В противном случае нарушается логика изложения (часть приравнивается к целому).

Заголовки разделов и подразделов следует печатать полужирным шрифтом с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая.

При этом заголовки разделов следует печатать прописными буквами, а заголовки подразделов - начинать с прописной буквы.

Каждый раздел рекомендуется начинать на новом листе. Если текст делится только на разделы (главы), между заголовком раздела (главы) и его текстом следует делать три межстрочных интервала. Если имеются и разделы, и подразделы, расстояние между заголовками раздела и подраздела - два межстрочных интервала. Заголовок подраздела отделяется от текста подраздела одним межстрочным интервалом.

По правилам редактирования начало текста, следующего за заголовком подраздела, должно находиться на той же странице, что и заголовок. При этом количество строк текста, размещаемого вслед за заголовком на одной странице, не должно быть менее трех. В противном случае заголовок должен быть перенесен на следующую страницу вместе с текстом.

Факультативным элементом работы является Приложение.

Образец Оглавления к курсовой работе

Образец оформления Оглавления к курсовой работе на тему

"Композиционно-языковые особенности приказа как отражение стандартизации производственных ситуаций"

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 Глава 1. Организационно-распорядительные документы: место в общей типологии документов и характерные черты 5 § 1. Общая типология документов 5 § 2. Приказ как вид служебной документации 9 Глава 2. Текст приказа как отражение типовой ситуации в типовой форме 13 § 1. Типовая композиционная схема приказа 13 § 2. Типология приказов 17 § 3. Особенности языкового наполнения приказа в соответствии с характером производственной ситуации

22 Заключение 27 Научная и справочная литература 28 Приложение А. Образцы приказов, отвечающих различным композиционным схемам

30 Приложение Б. Перечень основных клишированных оборотов, используемых в приказах

36

Вниманию автора курсовой работы!

Оглавление удобно вписывать в табличную форму, как и сделано в приведенном выше образце. Однако в беловом варианте сетку следует скрыть, выбрав в настройках команды "Таблицы и границы" опцию "Нет границы".

Образец Содержания к курсовой работе

Образец оформления Содержания к курсовой работе на тему

"Композиционно-языковые особенности приказа как отражение стандартизации производственных ситуаций"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 1 Организационно-распорядительные документы: место в общей типологии документов и характерные черты 5 1.1 Общая типология документов 5 1.2 Приказ как вид служебной документации 9 2 Текст приказа как отражение типовой ситуации в типовой форме 13 2.1 Типовая композиционная схема приказа 13 2.2 Типология приказов 17 2.3 Особенности языкового наполнения приказа в соответствии

с характером производственной ситуации

22 Заключение 27 Научная и справочная литература 28 Приложение А. Образцы приказов, отвечающих различным композиционным схемам

30 Приложение Б. Перечень основных клишированных оборотов, используемых в приказах

36 Вниманию автора курсовой работы!

Содержание удобно вписывать в табличную форму, как и сделано в приведенном выше образце. Однако в беловом варианте сетку следует скрыть, выбрав в настройках команды "Таблицы и границы" опцию "Нет границы".

Ссылки При отсылке в тексте работы к использованному источнику (цитировании или пересказе его фрагмента, отсылке к основной мысли работы предшественника и т.п.), необходима библиографическая ссылка. Назначение ее - сообщить точную информацию об упомянутом источнике.

Существуют различные виды ссылок: сноски (подстрочные ссылки), внутритекстовые ссылки, затекстовые ссылки. При написании курсовой работы оптимальнее всего использовать сноски или затекстовые ссылки.

Сноски обычно помещаются внизу страницы, на которой расположена цитата, пересказан фрагмент чужого текста и т.п. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками "?". Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Обычно она набирается более мелким шрифтом. Например:

______________________

1 Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. М., 2000. С. 104.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, то во второй сноске не повторяют полностью ее название, а пишут:

______________________

1 Там же. С. 68.

Если та же книга цитируется на другой странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишут: Указ. соч. Например:

______________________

1 Лазутина Г.В. Указ. соч. С. 43.

В сноске на статью из журнала требуется указать фамилию и инициалы автора, название статьи и наименование журнала, в котором она помещена, год и номер издания, а также номера страниц, на которых она напечатана. Например:

______________________

1 Руденко И. А. Детская пресса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1994. № 3. С. 18-23.

В сноске на газетную статью требуется указать фамилию и инициалы автора, название статьи и наименование газеты, в которой она помещена, число, месяц и год издания. Например:

__________________________

1Бабаева Л. В поисках утраченного героя // Московские новости. 1994. 16-23 янв. С. 9.

Нумерацию сносок можно делать сплошной или для каждой страницы делать свою.

Под затекстовыми ссылками понимается указание цитируемых работ с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце всей работы. Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания документа в списке использованных источников и заключать в квадратные скобки. Например: Профессор Е.П. Прохоров [15, с. 307] говорит о четырех возможных вариантах воздействия СМИ на "потребителя".

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то сноску или ссылку следует начинать словами "Цит. по:" или "Цит. по кн.:", "Цит. по ст.:". Далее идет обычное описание источника.

Возможны различные способы введения библиографических ссылок в текст.

Ссылки на таблицы, диаграммы, приложения берутся в круглые скобки.

В курсовых работах по литературоведению или лингвистике круглые скобки используются также при цитации текстов, выступающих в роли эмпирической базы исследования, в то время как квадратные скобки сигнализируют о ссылке на научную или справочную литературу.

Вид библиографической ссылки Стандартный оборот речи (маркер) 1. Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина В соответствии с определением, приведенным в ?6, с.64?, под ... будем понимать...

В словаре ...?12? термин "..." определяется как...

Понятие... в современной культурологии трактуется как ... ?18, с.22-27? 2. Нейтральные ссылки, ссылки-упоминания Проблеме ... посвящены работы ?17-21?

Опыт ... описан в публикациях ?4-12?

Метод ... нашел отражение в работах ?3, с.56-78; 14, с. 21-34? 3. Ссылки сопоставления: 3.1. Нейтральные ссылки с элементами классификации Проблеме ... уделялось серьезное внимание в публикациях как теоретического ?12-21?, так и экспериментального характера ?22-27?

Известны исследования по ... как отечественных ?16-23?, так и зарубежных ученых ?44-56?

Методика ... привлекла интерес как педагогов ?3-8?, так и теоретиков культуры ?8-12?, вызвала дискуссию в среде практических работников ?12-22? 3.2. Ссылки, отражающие сходство взглядов Как в публикациях ?4-8?, так и в работах ?9-11? предлагается...

В соответствии с концепцией ..., предложенной в монографии ?33?, в статье ?21? используется способ ...

Аналогичный прием был применен в ?4? 3.3. Ссылки, отражающие различия взглядов Противоположная точка зрения высказана в работе Г.Т. Гриднева ?34?

Иной способ решения проблемы ... предложен в работах С.Д. Орлова ?14-19?

В отличие от работы ?9?, трактующей ..., в исследовании ?23? предлагается ... 4. Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора Вряд ли можно согласиться с тезисом Г.Н. Маркова о том, что "..." ?45, с.66?

Утверждение авторов статьи ?16? о том, что ..., является весьма спорным.

Предложенный в монографии ?54? способ решения проблемы ... страдает рядом недостатков ... 5. Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку зрения автора С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работах ?34-37?

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях ?54-56?...

Списки источников материала и использованной научной и справочной литературы

В конце работы помещаются списки источников материала, составляющих эмпирическую базу исследования, а также научной и справочной литературы, использованной при изучении истории и теории вопроса. Списки позволяют автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывают степень изученности проблемы.

Возможны различные способы группировки наименований источников, включенных в упомянутые списки: алфавитный, систематический, по видам источников и др. Удобнее всего отделить сведения об эмпирической базе от описания теоретических трудов, изученных автором работы. Однако, если работа носит сугубо теоретический характер и не предполагает обращения к каким-либо источникам (художественным, публицистическим, официально-деловым, научным текстам, записям устной речи, материалам чатов, блогов и т.п., извлеченным из Интернета) с целью анализа их содержательных, структурных или собственно лингвистических особенностей, списка источников материала не составляется. Справочные издания либо включаются в единый перечень научной и справочной литературы (если их немного), либо оформляются отдельным, третьим списком.

В работах по журналистике зачастую необходимы ссылки на законодательные и нормативные документы. Они размещаются первыми в общем списке источников.

Таким образом, возможны следующие наименования списков источников, к которым обращался автор работы:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В пределах каждого из перечисленных частных списков соблюдается алфавитный способ описания.

При алфавитном способе библиографические описания источников приводятся в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий источников, если автор не указан7.

Если студент использовал книги и статьи на иностранных языках (читал сам, а не познакомился с ними по пересказу другого автора), то они указываются на языке оригинала и помещаются после источников, опубликованных на русском языке.

Списки использованных источников имеют единую сквозную нумерацию.

Источники следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца.

Библиографическое описание источников осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

Набор элементов библиографического описания может быть расширенным и сокращенным. В сокращенном варианте, рекомендуемом для курсовых работ, допускается не указывать издательство. Следует соблюдать единообразие в способе библиографического описания источников, применяя для всех них либо сокращенный, либо полный вариант.

При указании места издания сокращенно пишутся названия городов Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ленинград (Л.), Нижний Новгород (Н. Новгород), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д.). Названия остальных городов рекомендуется писать полностью.

Образцы библиографического описания источников

Книга под фамилией автора

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов.

1 автор Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов / Е. П. Прохоров.- М.: Аспект Пресс, Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 368 с.

Горчева, А. Ю. Политический менеджмент: исторический опыт России: учеб. пособие / А. Ю. Горчева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.- 138 с.

2 автора

Гоуайзер, Ш. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения: монография / Шелдон Гоуайзер, Эванс Уитт. - М.: Вагриус, 1997. - 208 с.

3 автора Матвеева, Л. В. Психология телевизионной коммуникации: учеб. пособие для вузов / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2004. - 316 с.

Книга под заглавием

Описание книги дается под заглавием, если книга написана четырьмя и более авторами. Под заглавием описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

История мировой журналистики: монография / Беспалова А. Г. [и др.]. - Ростов н/Д., 2000. - 344 с.

Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: материалы научно-практической конференции. Москва, 31 января - 4 февраля 2006 г. - М., 2006. - 599 с.

Статья из книги, сборника

Асмолов, А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача / А. Асмолов // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: сб. статей. - М., 2002. - С.16-21.

Статья из газеты, журнала

Митрофанов, С. Человек эпохи СМИ / С. Митрофанов // Среда. - 1996. - № 3. - С. 31.

Руденко, И. А. Детская пресса / И. А. Руденко // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 10. Журналистика. - 1994. - № 3. - С. 18-23.

Бабаева, Л. В поисках утраченного героя / Л. Бабаева, Г. Лапина // Московские новости. - 1994.- 16-23 янв. - С. 9.

Примечание

В аналитическом описании статьи из газеты страница указывается в том случае, если газета имеет более 8 страниц.

Авторефераты диссертаций

Азарная, М. А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности: автореф. дис... канд. филол. наук / М. А. Азарная. - Ростов н/Д.: РГУ, 2006. - 20 с.

Диссертации

Гордеева, М. М. Русско-французские связи в журналистике первой половины XIX в.: дис. ... канд. филол. наук / Гордеева Марина Михайловна. - Ростов н/Д., 1995. - 232 с.

Архивные материалы

Информация Госиздата Совнаркому Украины о распространении книги на местах. 9 авг. 1923 г. - Центр. гос. арх. Окт. революции УССР, ф. Р-2, д. 921, л. 25-26.

Ресурсы удаленного доступа

Делахей, Майкл. Советы тележурналисту. - Режим доступа: http://www.v-montaj.narod.ru (дата обращения: 03.09.12).

или: Члиянц, Г. Создание телевидения // qrz.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. - URL: http://www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 03.02.13).

Законодательные материалы, нормативные акты

Конституция Российской Федерации. - М.: Приор, 2001. - 32 с.

О государственном языке Российской Федерации: федер. закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ // Рос. газета. - 7 июня. - С. 10.

Как уже упоминалось, после списков использованных источников могут помещаться приложения.

Приложения

Приложение относится к числу факультативных структурных элементов работы, однако наличие одного, а иногда и нескольких приложений позволяет автору более полно познакомить читателей с эмпирической базой, развернуто представить расклассифицированный в различных отношениях материал, сопроводить текст схемами, таблицами, материалами анкетирования, соцопроса, разнообразными фото-, аудио- или видеоматериалами и т.д., повышающими степень наглядности изложения и убеждающими в достоверности выводов исследования.

Приложение помещается после списка источников материала и использованной в работе научной и справочной литературы.

Если в работу включается несколько приложений, то каждое из них следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение". Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч. Ъ, Ы, Ь. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Срок сдачи курсовых работ

Курсовые работы проектного типа завершаются к 31 марта и защищаются в течение весенней недели академической мобильности.

Срок сдачи курсовых работ, которые не являются результатом проектной деятельности, - независимо от специальности или направления обучения - 25 мая. В случае если основные положения курсового исследования проходят апробацию на одном из заседаний ежегодной научной студенческой конференции и получают высокую оценку жюри секции, студент получает оценку "отлично" при условии оформления курсовой работы в виде доклада. При этом объем такой курсовой работы составляет 10-12 страниц (не считая списка использованной литературы).

Список источников, использованных при подготовке настоящих методических рекомендаций

1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ-7.18-79, ГОСТ 7-34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2004. - 165 с.

2. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. - Введ. 2002-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2001. - 23 с.

3. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. - Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. Минск: Изд-во стандартов, 2001. - 16 с.

4. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. - Введен впервые; введ. 2008-04-28. Москва: Стандартинформ, 2008. - 19 с.

5. Волков, Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -127 с.

6. Гендина, Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. - Кемерово, 1998. - 170 с.

7. Научные работы: методика подготовки и оформления / сост. И.Н. Кузнецов. - Минск.: Амалфея, 1998. - 272 с.

8. Опыхтина, Л. М. Методика работы над дипломным сочинением /Л. М. Опыхтина. - М.: Факультет журн. МГУ, 1993. - 122 с.

9. Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗов по специальности 021400 "Журналистика" высшего профессионального образования / сост. М. И. Алексеева, А. А. Ширяева, Л. Г. Свитич. - М., 2004. - 53 с.

10. Памятка студенту / сост. М. И. Алексеева. - М.: Факультет журн. МГУ, 2003. - 41 с.

11. Правила оформления и представления учебно-методической документации: метод. указания / сост. С. В. Фролко. - Невинномысск: НИУЭП, 2001. - 49 с.

12. Сборник нормативных актов / сост. А. И. Нарежный, Н. В. Изотова, В. В. Колганов, Т. М. Макушенко. - Ростов н/Д., 2006. - 180 с.

13. Франциферов, Ю. В. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации. Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю. В. Франциферов, Е. П. Павлова. - М.: Приор-издат, 2003. - 128 с.

14. Эко, Умберто. Как написать дипломную работу / Умберто Эко. - М.: Университет, 2003. - 240 с.

На следующей странице размещен образец титульного листа и начала курсовой работы в виде доклада. Список литературы оформляется обозначенном выше порядке.

Приложение. Курсовая работа в виде доклада. Образец оформления

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

"Южный федеральный университет"

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Кафедра русского языка

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ИЗ КИНОФИЛЬМОВ Л.И. ГАЙДАЯ

Курсовая работа в форме доклада

по направлению 45.03.01 - Филология

студ. 3 курса очной формы обучения

Молчанова Вячеслава Валерьевича

Научный руководитель -

проф. д.ф.н. Савенкова Людмила Борисовна

Ростов-на-Дону - 2016

Доклад на заседании секции "Актуальные проблемы современной лексикологии" студенческой научной конференции Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации 07.04.2016 г.

Не является секретом, что язык есть отражение сознания и мировоззрения, а в крылатых единицах особенности культуры проявляются концентрированно. Этим обусловливается актуальность выбранной темы.

Объектом изучения в настоящей дипломной работе являются крылатые единицы из кинофильмов Л.И. Гайдая, а предметом - условия их крылатизации и те особенности семантики, которые демонстрируют отражение в этих выражениях менталитета россиян.

Цель работы заключается в выявлении особенностей мировоззрения россиян, отражённых в крылатых единицах, источником которых являются кинофильмы Л.И. Гайдая.

Достижению цели может способствовать решение следующих задач:

1) На основе анализа работ по крылатологии дать краткий обзор изучения крылатых единиц в отечественной лингвистике;

2) разграничить крылатые единицы и сходные с ними лингвистические феномены;

3) изучить взаимосвязь крылатизации текстового фрагмента и жанра фильма, послужившего его источником;

4) проследить влияние литературной основы на крылатизацию текстового фрагмента;

5) рассмотреть основные типы героев, чьи реплики фигурируют в речи россиян как крылатые единицы;

6) выяснить, с какими ценностями связана семантика исследуемых крылатых единиц (далее - КЕ).

Материалом для работы послужили, в первую очередь, КЕ, получившие хождение в речи благодаря употреблению отдельных выражений персонажами фильмов "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Операция "Ы"...", "Иван Васильевич меняет профессию". Кроме того, в сопоставительных целях использовались КЕ из 102 кинофильмов других режиссеров. Эти киноленты вышли на экран в период с 1934 по 2007 годы. Общее число КЕ, привлеченных к анализу, - 215.

Основными источниками материала послужили следующие словари: "Крылатые выражения из области искусства" С.Г. Шулежковой [1996], "Словарь крылатых фраз российского кино" В.С. Елистратова [2010], "Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино" А.Ю. Кожевникова [2009] и "Крылатые слова нашего времени. Толковый словарь. Более 1000 единиц" Л.П. Дядечко [2008]. В словарях А.П. Ходасова [1999], Р.И. Яранцева [2001] и Н.С.и М.Г. Ашукиных [1996] было обнаружено по нескольку единиц.

Общее количество проанализированных контекстов, взятых из Национального корпуса русского языка и со страниц разнообразных интернет-сайтов - 2950.

Основными методами исследования являются методы дефиниционного, структурного, семантического, лингвокультурологического анализа, а также элементы количественного анализа.

Для начала определим понятие "крылатые единицы". Считая, что этот термин является родовым, мы считаем, что оно синонимично термину "крылатые слова", которое дается в электронной энциклопедии "Кругосвет".

В соответствии со сказанным можно определить крылатые единицы как "различные в структурном отношении устойчивые сочетания слов, в большинстве случаев афористического характера, источник возникновения которых (литературный, фольклорный, публицистический и т.п.) мыслится как общеизвестный" [http://www.krugosvet.ru/?q=print/35701] .

В их числе, учитывая характер структуры, стоит "различать собственно крылатые слова (Иуда, Каин, Аполлон, Геркулес), крылатые выражения (пара гнедых) и крылатые фразы (Молодым везде у нас дорога)" [Шулежкова 2002, с. 19] .

1 При работе над "Методическими рекомендациями" был использован и целый ряд других источников.

2 Речь идет о смысловых повторах. Это означает, что дословного повторения одной и той же мысли в разных частях одного научного текста быть не должно.

3 Имеются в виду в первую очередь тексты рефератов, лекций и т.п., где упоминания фамилий ученых в устной речи вполне достаточно для того, чтобы продемонстрировать слушателям, что автор, излагающий научную проблему знаком с историей вопроса. Однако создатель реферата, лекции и т.п. всегда должен быть готов при необходимости дать точные отсылки к работам тех ученых, имена которых он перечисляет. В письменных работах отсылки к именам ученых без конкретизации сведений об их работах нежелательны.

4 Здесь следует уточнить: следствием "неактуальности противопоставления" времен в научном тексте является предпочтительность употребления глаголов в форме настоящего времени.

5 В отношении учебно-научных работ, в том числе курсовых и выпускных квалификационных сочинений требования, предъявляемые в разных вузах, зачастую имеют свою специфику. Автор текста дает краткий обзор встречающихся на практике вариантов оформления студенческих работ. Студентам Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ необходимо следовать тому комплексу требований, который изложен в "Методических рекомендациях" на сайте института. В частности, из приводимых ниже вариантов названий структурных частей студенческих работ рекомендуются не все (план студент пишет для себя, в черновике работы, а в беловой версии использует наименования "Содержание" или "Оглавление"; "Выводы" и "Заключение" не равнозначны друг другу (Выводы завершают разделы, а Заключение подводит итог всей работы ) и т.п.

6 Словосочетание "Основная часть работы" в тексте курсовой работы не пишется. Вместо этого сразу за текстом введения в целесообразном порядке размещают озаглавленные разделы (которые, в свою очередь, могут делиться на подразделы).

7 В некоторых случаях целесообразна хронологическая подача перечня источников, например, такой способ может использоваться при создании работы по истории печати - источники перечисляются в соответствии с хронологией публикации документов или хронологией событий и т.п.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью…
257 Кб, 12 сентября 2016 в 15:20 - Россия, Ростов-на-Дону, ЮФУ (бывш. РГУ), 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении