Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
odt

Студенческий документ № 009338 из МГТУ ГА (РФ)

Особенности армейского рукопашного боя.

БУЗА - северо-западная система русского рукопашного боя. Первые известные нам литературные упоминания о БУЗЕ как о рукопашном бое относятся к 1750 году, хотя в традициях бойцов сохранились и совсем архаичные черты воинской культуры соотносимые с временами раннего средневековья. Наряду с состязаниями "стенка на стенку" и боевым плясом, призванными поддерживать общую физическую форму в мирное время, базовая техника БУЗЫ сформировалась на опыте рукопашных боёв с оружием. Возвращаясь из действующей армии, бойцы приносили новый полевой опыт в свою бойцовскую артель, так, из века в век, происходило накопление и усовершенствование техники боя. Гражданская, Халхин-гол, Финская, Великая Отечественная, дали бесценный боевой опыт, в том числе и рукопашных боёв. Вернувшиеся с войн носители традиции рукопашного боя БУЗА - солдаты и офицеры, принимали участие не только в боевых действиях, но и готовили рукопашников у Блюхера, были практиками и методистами войсковой разведки, партизанили, формировали и обучали диверсионные группы, ходили в штыковые атаки. В 80-х и 90-х годах двадцатого столетия, традиция пополнялась опытом конфликтов нашего времени. Такова современная БУЗА, верная древнему обычаю - не стареть.

Прежде чем рассуждать об армейском рукопашном бое, необходимо сузить перечень знаний и навыков, традиционно относимых к этой теме.

Сегодня на страницах газет и журналов часто смешивают два понятия: воинское искусство и рукопашный бой. Из-за этого возникает путаница, мешающая ясно и разборчиво видеть обсуждаемый предмет. Нам кажется неправомерным считать, что рукопашный бой это не только контактная схватка с противником, но и способы выживания, ориентирования на местности, полевая медицина и т.д. Эти необходимые каждому воину знания следует относить к воинскому искусству и тщательно изучать, однако они не имеют прямого отношения к рассматриваемой нами теме.

Рукопашный бой это контактное боевое столкновение в одиночку или группой, с использованием холодного оружия, подручных средств, с применением на ближней дистанции гранат и огнестрельного оружия, а также способов ведения боя без оружия.

Полностью разделяю мнение авторов статьи, полковников В Даниленко, С. Сергиенко и А. Толстыги: "Лучшая боевая система - русская".

Этот тезис не требует бумажных доказательств, он многократно утверждён штыками наших предков. Забавно, что только в России появляются люди решающиеся оспаривать эту истину, в то время как весь остальной мир помнит и не сомневается.

Восточные единоборства не только чужды нам своей религией и идеологией, но и перегружены ненужными, непонятными, а зачастую бессмысленными, устаревшими даже для азиата ритуалами, которым приписывается небывалая боевая результативность. Разумеется, отечественные мастера восточных единоборств могут гораздо полнее поведать об этой проблеме.

М.И. Драгомиров писал: "Что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение". Как с этим не согласиться?

Практичный и эффективный Русский рукопашный бой мало известен в войсках. Решить эту проблему можно проведением регулярных краткосрочных семинаров в военных училищах. Так же как есть курсы переподготовки (повышения квалификации) офицеров (разведчиков, парашютно-десантной службы и т.д.), необходимо создать в системе Вооруженных Сил централизованные курсы подготовки инструкторов по русскому рукопашному бою, в которые откомандировывались бы офицеры и прапорщики из различных частей. Такой центр мог бы помимо всего прочего собирать, анализировать и хранить информацию о различных методиках, а также боевой опыт солдат и офицеров. Тогда при их увольнении из Вооруженных Сил он будет передаваться дальше и вновь применяться. Увлечённые русским рукопашным боем офицеры и прапорщики обязательно будут внедрять его среди своих подчинённых.

На наш взгляд первейшей проблемой армейского рукопашного боя является отсутствие в войсках необходимого количества кадровых, качественных специалистов по этому разделу боевой подготовки. По этой же причине нет и единой продуманной методики подготовки личного состава, в рамках которой в короткий срок (42 часа, две недели) молодому бойцу можно дать полноценную действенную систему боя. Глубина знаний и качество навыков, боевой опыт должны расти на протяжении всей службы, а базовые навыки можно и нужно закладывать сразу, в первые недели подготовки.

В построении учебного плана необходимо рационально формировать приоритеты применимости. Так если бойцы вооружены ПБСом, то нет первоочередной необходимости обучать их метанию ножа и пехотной лопатки на дистанцию, превышающую 3 метра, незачем оттачивать снятие часового ножом. Это не первоочередная задача. Навыки боевого метания должны формироваться так, чтоб боец мог поразить противника броском любого предмета в условиях непосредственного боевого контакта на расстоянии не более 2-3 метров. Освоение больших дистанций, требует большего времени, такая атака малорезультативна: трудно бросить, трудно попасть, трудно воткнуть.

Помимо условного разделения курса обучения на уровни: общий, полный и расширенный, необходимо понимать, что РБ солдата и офицера, должны качественно отличаться. Солдат должен обладать объемом навыков необходимым для решения поставленной задачи, нет смысла перегружать его знаниями теории РБ и методики обучения. Он должен владеть основами всех разделов и совершенствовать их боевым опытом. Нет необходимости, да и возможности обучать солдат всем тонкостям рукопашного боя.

Техническая часть офицерского рукопашного боя должна базироваться на тех же принципах, что и РБ солдата, но его знания должны быть глубоки, ему необходимо знать структуру системы, понимать цели и способы обучения, самостоятельно тренировать своих бойцов. Офицер - это инструктор-методист, продолжающий совершенствоваться в боевых искусствах всю жизнь.

Вполне естественно, что каждого воина сделать выдающимся рукопашником невозможно, да это и не нужно. Помимо РБ остаётся основной объем первоочередных, необходимых в воинской специализации знаний. Чтобы занятия по РБ не были обременительным "довеском" к и без того нелёгким служебным будням, необходимо специализировать рукопашный бой, соотнося программу занятий с военной специальностью. Такая "специализация" РБ должна преподаваться после прохождения "основного курса", в ней нужно расставить акценты и развить знания и навыки, наиболее востребованные условиями несения службы. Например, очевидны различия в требованиях к РБ разведчиков-диверсантов, штурмовой группы, подразделений охраны и т.д. Большинство подобных программ уже написаны, нужно лишь привести их к продуманному единообразию. Конечно, расширение кругозора в любых отраслях военной науки нужно приветствовать, но необходимо помнить и о первоочередных задачах, это сделает подготовку результативнее.

Прежде всего, нужно обучать воина применять оружие в рукопашном бою. Армия - значит вооружённая. Уметь грамотно использовать в рукопашном боестолкновении, элементы снаряжения, подручные средства, вот чему в первую очередь должны учиться военные рукопашники. Для чего тратить время на закалку рук и постановку сильного нокаутирующего удара, если можно обучить бойца наносить удары предметами, которых на нём висит предостаточно, которых кругом валяется несметное множество? Безусловно, удар магазином или камнем будет эффективен не менее удара кулаком. Вот этому и надо учить. Постановка удара невооруженной рукой является задачей второстепенной для армейского рукопашного боя. Необходимо уделять особое внимание штыковому бою, применению в схватке пехотной лопатки, палки, нужно тщательно изучать ножевое фехтование, тем более что русская "ножовщина" является одной из сильнейших в мире. Особое внимание нужно уделять тактике группового боя с применением гранат и стрельбой на дистанции до 5 метров.

Представьте себе бойца, не тратившего время на постановку нокаутирующего удара, набивку кулаков, на изучение "танцевальных комплексов", на стояние в "кибадачах" и т.д., а в освободившееся время научившегося поражать любым предметом уязвимые части защищённого каской и бронежилетом противника, фехтующего на автоматах, сапёрках, ножах. Он опаснее подготовленного спортсмена, и на подготовку такого бойца не требуется много времени.

Все способы ведения боя, будь то стрельба, броски, штыковой бой или ножевое фехтование, тактическое перемещение или страховка, должны строиться на простой и единой двигательной модели. Она есть в русском рукопашном бое. Это даст рукопашнику возможность во всех ситуациях боя действовать не шаблонно, но опираясь на единую двигательную модель. Он будет чувствовать общность всех своих технических действий, к которым придётся добавлять лишь поправки на поражающие факторы и ТТХ используемого оружия. Это упростит обучение и повысит надёжность эксплуатации боевой системы во время боевых действий.

Трудно переоценить педагогическую пользу, получаемую военнослужащим от занятий рукопашным боем. Нигде как в рукопашном бою противники не встречаются лицом к лицу. Никакая другая ситуация не требует такого напряжения физических и душевных сил от воина. Только здесь боец воочию видит, как его атаки калечат и умерщвляют врага.

В современной войне рукопашные боестолкновения случаются редко. Тем не менее, физические, и душевные качества, воспитывающиеся у практикующего РБ, являются базовыми для эффективного ведения любых видов боевых действий. Эти занятия закаляют характер воина, воспитывают боевой дух, развивают тактическое мышление и приучают находить не стандартные решения в неожиданных ситуациях. Они формируют личность солдата, характер и дух подразделения.

Авторитет офицера преподающего своим бойцам рукопашный бой, необычайно высок. Командир, тренирующий подчинённых становится знатоком их личных качеств, достигает высокого взаимопонимания в коллективе. В среде бойцов занимающихся вместе, устанавливается такое чувство локтя, которое почти невозможно воспитать в группе не бывавшей в боевых действиях.

Необходимо сказать и ещё об одном, может быть самом важном аспекте боевого искусства. Самые грозные боевые техники превращаются в ничто, если человек трусит. Воину нужна непоколебимая духовная опора, на которую невозможно повлиять и которую невозможно отнять. Для русского человека, русского воина огромное значение играет понимание того, ради чего он готов сражается и умирать. М.И. Драгомиров говорил:

"В бою только тот бьёт, кто не боится погибнуть; для человека, воспитавшего себя таким образом, нет неожиданностей... И только при этом условии... дерзость и упорство в достижении цели станут делом естественным".

Мотивом может служить только глубокое, укоренившееся в человеческой душе убеждение, что он сражается за настоящее, нравственное дело. М.Д. Скобелев в статье о поддержании духа в войсках писал:

"Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому, как 3 к 1"

По нашему глубокому убеждению только тогда когда Российская армия снова станет носительницей христианской нравственности, когда Православная церковь получит возможность окормлять и укреплять дух нашего воинства, мощь нашей армии окрепнет и возрастёт стократно

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении