Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 010207 из РГПУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

К УЧЕБНИКУ "ЛИТЕРАТУРОЕ ЧТЕНИЕ"

(2 КЛАСС)1 Уже не раз говорилось о том, что современный урок литературного чтения должен строиться на принципах деятельностной педагогики, что способствует развитию ребёнка и формированию его личности. Только погружение в деятельность, активное участие в ней могут вывести ребёнка на конкретный результат, на приобретение им определённых знаний, умений, навыков.

Ниже приводятся примеры уроков, отражающих самые трудные и волнующие вопросы учителя, работающего в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО. Самое сложное - начать. Поэтому особое внимание уделяется первым урокам. В данном разделе пособия "Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс" представлены примеры уроков к учебнику "Литературное чтение" (2 класс) к следующим разделам:

• "Самое великое чудо на свете" (уроки 1 и 2);

• "Устное народное творчество" (урок 3);

• "Люблю природу русскую. Осень" (урок 4).

Первые две методические разработки даны к урокам, открывающим работу по учебнику во 2 классе. Эти уроки посвящены знакомству с новым учебником "Литературное чтение" (2 класс) и введению в новую тему. Учителю предложены варианты формулировок целевых установок урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Также показаны пути организации различных видов деятельности на уроках открытия нового знания.

Две другие методические разработки посвящены оцениванию результатов, представлены методические аспекты работы с рубрикой "Проверим себя и оценим свои достижения", показан механизм трансформации контрольных вопросов в форму тестовых заданий. Кроме того, в четвёртой разработке на тему "В. Берестов. "Хитрые грибы". Научно-познавательный текст "Грибы". Проверим себя и оценим свои достижения" показано, как работать над сравнением художественного и научно-познавательного текста, на что обращать внимание при работе с детьми, как вместе с ними фиксировать новое знание в виде таблицы.

РАЗДЕЛ "САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ"2

УРОК 1 (1)3 Знакомство с учебником "Литературное чтение" (2 класс). Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть элементы учебной

книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют "самым великим чудом на свете", какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью

"Лесенки достижений"; познавательные: анализировать научно-познаватель-

ный текст, выделять в нём главную мысль; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять бережное отношение к учеб-

ной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование к уроку: учебник "Литературное чте-

ние" (2 класс) в 2 частях, пособие "Рабочая тетрадь" (2 класс), мультимедиапроектор (по возможности), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные - работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные - есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые - надо подтянуться), графическая модель "Лесенки достижений".

Ход урока.

Организационный момент4.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Знакомство с новым учебником "Литературное чтение" (2 класс). Актуализация знаний и умений, полученных в 1 классе. А к т у а л и з и р у ю щ а я б е с е д а.

• Рассмотрите новый учебник "Литературное чтение" (2 класс), назовите авторов.

• Определите, из какого количества частей он состоит.

• Какое пособие есть в помощь к учебнику? (Пособие для учащихся "Литературное чтение. Рабочая тетрадь" (2 класс).)

• Пролистайте учебник, вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их.

• Определите назначение каждого элемента.

• В каких случаях необходимо пользоваться "Словариком" в конце учебника?

• Подумайте, зачем вам нужно знать элементы книги.

• Проанализируйте условные обозначения. Нет ли среди них новых знаков?

• Что нужно делать, чтобы учебник не истрепался? Каковы правила бережного обращения с книгой?

• Назовите правила выбора обложки для учебника.

• Назовите правила выбора закладки для учебника.

• Сделайте вывод о том, как нужно относиться к учебной книге и почему.

Формулирование учебной задачи урока.

Р а б о т а с о ш м у ц т и т у л о м: ц е л е п о л а г а н и е и п л а н и р о в а н и е и з у ч е н и я т е м ы.

• Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе? Что люди могут называть "самым великим чудом на свете"? Обратите внимание, какой предмет изображён справа от названия раздела.

• Вспомните, что для вас формулируют авторы на предваряющей тему страничке? (Цели изучения раздела или темы.)

• Прочитайте их. (Дети читают по цепочке вслух.)

• Как вы понимаете первую цель, т. е. то, о чём вы узнаете в этом разделе?

• Как вы понимаете цели второго блока "Мы научимся"?

• Объясните каждую запись третьего блока.

• Переверните страницу, рассмотрите материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и скажите, что будет важным на уроке.

• Правильно, сегодня на уроке вы будете говорить о книге и узнаете, почему книгу называют "самым великим чудом на свете".

• Попробуйте составить план изучения темы. (Дети предлагают пункты плана, а учитель фиксирует их на доске.)

Работа над новым материалом.

• Сейчас я прочитаю текст, из которого вы узнаете, почему книгу называют чудом, а авторов произведений - волшебниками. (Учитель читает выразительно диалог на с. 4 учебника.)

Ч т е н и е т е к с т а д е т ь м и п р о с е б я.

Б е с е д а с у ч а щ и м и с я п о с о д е р ж а н и ю т е к с т а.

• В какой форме была представлена нам информация?

(В виде диалога.) • Что такое диалог?

• Кто с кем здесь вступает в диалог? Обратите внимание на иллюстрацию сверху.

• О чём нам повествует воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести?

• Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? Какое чудо творят писатели? А в чём состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текст ом.

• Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ текстом.

• А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии? Вспомните рассказ Н. Носова "Фантазёры". (Фантазия - это основа воображения, в ней много вымысла, воображение читателя всегда идёт за мыслью автора, достраивая образы (воссоздающее воображение). Писатель пользуется творческим вообр ажением, способностью создавать нечто новое.)

Ч т е н и е т е к с т а в п а р а х п о р о л я м.

• Прочитаем этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в диалоге?

• С какой интонацией будете передавать мысли рассказчика? (С интонацией убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и читатель обладают особым талантом.)

• А с какой интонацией будете читать вопросы ребят? (С любопытством и удивлением.) Выполнение заданий учебника.

• Выполните в парах задание 1 (с. 5).

• Обратите внимание на условное обозначение, расположенное рядом с этим заданием ("Работай в паре"). Что значит фраза "обсудите с другом"? Какие правила беседы необходимо выполнить? (Слушать ответы друг друга внимательно, не перебивать, вежливо высказывать свою точку зрения, приводить в качестве аргументов доказательства из текста.)

• Прочитайте задания 2 и 3 (с. 5). Перечислите героев книг, изображённых на иллюстрации.

• Кто из этих героев наиболее симпатичен вам? Почему?

Б е с е д а о к н и г а х , п р о ч и т а н н ы х л е т о м.

• Какие книги вы прочитали летом?

• Есть ли они среди тех, что изображены на иллюстрации?

• Расскажите о наиболее понравившихся книгах так, чтобы другим захотелось их прочитать.

Подведение итогов урока, рефлексия.

• Какие знания и умения, приобретённые в 1 классе, вы сегодня закрепили на уроке?

• Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на сегодняшний день? (Бережное и аккуратное отношение к учебной книге.)

• Что узнали нового на уроке?

• Чему научились?

• Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно?

Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.

• Вспомните, как вы оценивали себя и других в 1 классе, с помощью каких условных знаков. (С помощью разноцветных фишек.)

• Что обозначал цвет каждой фишки? (Красный цвет - работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёный - есть небольшие недочёты в работе, фиолетовый - надо подтянуться.)

• Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фишек.

• Сегодня вы познакомитесь с новой формой оценивания - "Лесенкой достижений". У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и почётное место, честь вам и хвала! Попр обуйте теперь оценить себя с помощью "Лесенки достижений", поставив на одну из её ступенек треугольник.

Домашнее задание.

• Расскажите родителям о том, какое ценное знание вы получили сегодня на уроке.

• Выполните задание 3 на с. 5 учебника.

• Подберите обложку и закладку к учебнику.

УРОК 2 (2)

Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"5

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг - ридерах. Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока,

исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

познавательные: анализировать высказывания мудре-

цов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника

на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта "О чём может рассказать школьная библиотека".

Личностные: осознавать пользу книг и чтения для

себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование к уроку: учебник "Литературное чтение" (2 класс), пособие "Рабочая тетрадь", мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

А к т у а л и з и р у ю щ а я б е с е д а.

• Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

• Почему это знание ценное?

• Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям. Р а б о т а в п а р а х.

• Дома вы должны были выбрать обложку и закладку для учебника "Литературное чтение" (2 класс). Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

• Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

• Встаньте те, кто получил красную фишку за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

• А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант.

Формулирование учебной задачи урока.

Р а б о т а с о ш м у ц т и т у л о м : ц е л е п о л а г а н и е и п л а н и р о в а н и е и з у ч е н и я т е м ы .

• Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

• Что написано на этой странице? (Тема и цели.)

• Рассмотрите материал урока, который вы сегодня будете изучать, на с. 6-12. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

• Давайте вернёмся к плану изучения темы, который составили на прошлом уроке. Посмотрите, что ещё вам сегодня предстоит сделать.

• Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

• Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, написанному на доске:

1. Узнаем:...

2. Научимся:...

3. Будем учиться:...

Работа над новым материалом.

П о с т а н о в к а п р о б л е м н о г о в о п р о с а у р о к а.

• Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

• А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

• Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Ч т е н и е с т а т ь и о б и б л и о т е к а х.

С о о б щ е н и е у ч е н и к а о П т о л е м е е (5-6 п р е д л о ж е н и й ).

Р а с с к а з у ч и т е л я о б и б л и о т е к а х м и р а с п о к а з о м с л а й д о в.

(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуют ся популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)

Р а с с к а з у ч и т е л я и л и б и б л и о т е к а р я о б а л ф а в и т н о м к а т а л о г е.

• Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

• Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоят фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быст ро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.

П е р е ч и т ы в а н и е с т а т ь и п о а б з а ц а м.

Б е с е д а н а з а к р е п л е н и е з н а н и й о б и б л и о т е к а х.

• Для чего создавались библиотеки?

• От каких слов произошло слово "библиотека"?

• Где появились первые библиотеки?

• Какие библиотеки считаются первыми?

• Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

• Кто такой Птолемей, чем он прославился?

• Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

• Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.

Проект "О чём может рассказать школьная библиотека" (или "Почему нам интересно ходить в библиотеку"6).

• Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

• Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

Чему вы научились, выполняя проекты?

• Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

• Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

• Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно правильно распределить силы и время.

Работа с заданиями учебника.

Р а б о т а с и л л ю с т р а ц и я м и в у ч е б н и к е.

• О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обрат итесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

• Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

• А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

• Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления, и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?

• А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры. Можно показать изображение на слайде.)

• Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.

План

1. Ридер - самая современная книга.

2. Внешний вид ридера.

3. Функции пользователя.

4. Преимущества ридеров перед другими видами книг.

В ы с т у п л е н и я г р у п п у ч а щ и х с я с р а с с к а з а м и о б э л е к т р о н н ы х к н и г а х. О ц е н и в а н и е в ы с т у п л е н и й.

• Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуе тесь. Предлагаю вам использовать "Лесенку достижений". Также нужно продумать критерии оценивания, я вам в этом помогу.

• На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический. (Школьники совместно выбирают 2-3 характеристики, оценивают каждую группу по выбранной шкале.)

Р а б о т а н а д о с м ы с л е н и е м в ы с к а з ы в а н и й о к н и г а х в у ч е б н и к е.

• Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?

• Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?

Чтение стихотворения Р. Сефа "Читателю".

(Стихотворение учитель читает выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей стихотворения.)

• Какова основная идея стихотворения?

• Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились?

• Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь?

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

• Что нового узнали на уроке?

• В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

• Поднимите руки те, у кого возникло желание "читать всю жизнь", ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

• Предлагаю в "Портфеле достижений" каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

• Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек. Домашнее задание.

• Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3,

с. 11, задания 2 и 3).

• Подготовка рассказа о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

Составление плана подготовки проектного задания по выбранной теме с указанием сроков выполнения работы.

РАЗДЕЛ "УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"7

УРОК 3 (14)8

Обобщение и проверка знаний по разделу "Устное народное творчество"

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть малые фольклорные

жанры, узнавать их, отличать друг от друга; знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки. Метапредметные:

регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть; осмыслять план урока, предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания; познавательные: сравнивать малые фольклорные

жанры между собой, разделять их на группы по известным признакам, соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений, считывать информацию с предложенных в учебнике схем (композиция сказки, виды малых фольклорных жанров), собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам); коммуникативные: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: самоопределяться в выборе заданий,

определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал.

Оборудование к уроку: учебник "Литературное чтение" (2 класс), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, контрольно-оценочный лист9 на каждого ребёнка, в конце которого нарисована "Лесенка достижений".

Ход урока.

Формулирование учебной задачи урока.

Р а б о т а н а д н а з в а н и е м р у б р и к и.

• Ребята, прочитайте, как называется рубрика, с которой сегодня будем работать.

• Как вы понимаете это название, что значит проверить себя и оценить свои достижения?

• Правильно, это значит понять, всё ли ты запомнил, проверить ещё раз, умеешь ли ты делать хорошо то, чему учился на протяжении изучения темы. А оценить свои достижения - это значит понять, на каком уровне (на какой ступеньке "Лесенки достижений" - новой шкалы оценивания результатов) ты будешь находиться, когда выполнишь все задания.

• Определите, что сегодня будет главным на уроке, какова основная задача урока, если тема урока звучит так: "Проверим себя и оценим свои достижения". (Будем учиться проверять, как мы усвоили пройденный материал по теме "Устное народное творчество", чему научились за это время.)

Р а б о т а н а д п л а н о м у р о к а.

• Ребята, на доске (на слайде) написан план сегодняшнего урока. Прочитайте его и задайте вопросы, если вам что-то непонятно. Постарайтесь следовать этому плану.

План урока

1. Проверяем свои знания о малых произведениях устного народного творчества, оцениваем уровень достижений.

2. Проверяем свои знания о сказках, оцениваем уровень достижений.

3. Проверяем умения в выполнении практических упражнений, оцениваем уровень достижений.

4. Создаём свои произведения, творим, оцениваем результаты.

Проверка знаний по материалам раздела учебника "Устное народное творчество" и оценка

уровня достижений учащихся10. Работа с рубрикой "Проверим себя и оценим свои достижения".

И н с т р у к ц и я у ч а щ и х с я о н а к о п л е н и и о ц е н о к в п р о ц е с с е у р о к а.

• Урок сегодня необычный, и нужно очень постараться, чтобы ваши достижения были высокими, чтобы каждый из вас к концу урока поднялся на самую верхнюю ступеньку "Лесенки достижений". Для этого нужно понять, что разноцветные фишки, которые вы будете использовать для оценивания своих результатов и результатов одноклассников, будут иметь определённый вес. Так, красная фишка будет означать 2 балла, зелёная - 1 балл, а фиолетовая - 0 баллов. Каждый из вас должен стремиться набрать как можно больше красных фишек, так как они означают наибольшее количество баллов.

• У вас на парте лежат контрольно-оценочные листы. Подпишите их. Здесь даны все задания, рядом с которыми нужно проставить баллы, полученные вами за каждое задание. В конце урока мы посчитаем, кто сколько фишек набрал и кто из вас может встать на самую высокую ступеньку "Лесенки достижений".

В ы п о л н е н и е з а д а н и й р у б р и к и " П р о в е р и м с е б я и о ц е н и м с в о и д о с т и ж е н и я " : п р о в е р к а з н а н и й о м а л ы х ж а н р а х у с т н о г о н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а , о ц е н и в а н и е у р о в н я д о с т и ж е н и й.

К заданиям на проверку знаний о малых жанрах УНТ относятся задания 1, 3, 5 (учебник, ч. 1, с. 56, 58). Эти задания можно выполнять в том порядке, в каком они написаны. Учитель перед каждым заданием говорит, как его нужно выполнять и как оценивать. Педагог должен знать уровень подготовки детей в классе. Следует заранее продумать, успеют ли дети выполнить все задания. Можно взять задания выборочно, при этом принцип оценивания останется тот же.

Задание 1 (работа в паре): дети должны назвать жанр, который они хорошо знают, и привести пример из изученного материала (дать название или прочитать строчки из данного произведения наизусть). За каждый правильный ответ учащийся получает красную фишку (фишек у детей должно быть много, у каждого должна быть коробочка, куда они их будут складывать). Если учащийся подсматривает в учебник и читает строчки произведения по тексту, но находит правильно, то даётся зелёная фишка. Если учащийся не знает текста и не может найти его в учебнике, то он получает фиолетовую фишку. Всего за первое задание ребёнок должен набрать 11 фишек (по количеству примеров): все красные - 22 балла, все зелёные - 11 баллов, все фиолетовые - 0 баллов. Конечно, у ребят будут и красные, и зелёные, и фиолетовые фишки, а соответственно и разное количество баллов. Второклассники уже хорошо считают в пределах 100, поэтому им не составит труда быстро сосчитать баллы. Учащимся, у которых выполнение задания вызвало затруднение, нужно помочь. Далее баллы заносятся в контрольно-оценочный лист каждым учеником самостоятельно.

Задание 3 (выполняется самостоятельно каждым учеником): учитель даёт примерное время выполнения задания, например 5 минут. За это время ребёнок должен соотнести отрывок из произведения с названием его жанра. После того как дети выполнили задание (они аккуратно могут провести стрелочки от текста к названию жанра), учитель называет правильные ответы, а школьники оценивают себя с помощью фишек. Правильно должны быть названы 5 жанров. Если все фишки красные, учащийся получает 10 баллов, зелёные - 5 баллов, фиолетовые - 0 баллов. Дети считают баллы и записывают их в контрольно-оценочный лист.

Задание 5 (выполняется самостоятельно каждым учеником): принцип работы тот же, что и в предыдущем задании. Должно быть 4 правильных ответа. Если все фишки красные, учащийся получает 8 баллов, зелёные - 4 балла, фиолетовые - 0 баллов.

Проверка знаний о сказках, оценивание уровня достижений.

К заданиям на проверку знаний о сказках относятся задания 14, 15, 16 (с. 62, 63). Все эти задания предусматривают индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Задания 14 и 15 удобнее оценивать вместе. Это нужно объяснить учащимся.

Принцип оценивания результатов заданий 14 и 15: если учащийся утверждает, что в схеме ошибок нет, верно находит присказку - 2 балла (красная фишка), допускает одну ошибку - 1 балл (зелёная фишка), допускает 2 ошибки - 0 баллов (фиолетовая фишка).

Принцип оценивания результатов задания 16: правильно определяет название сказок в обоих случаях - 2 балла, допускает одну ошибку - 1 балл, не определяет, из какой сказки взяты строки, - 0 баллов.

П р о в е р к а у м е н и й в п р а к т и ч е с к и х у п р а ж н е н и я х , о ц е н и в а н и е у р о в н я д о с т и ж е н и й.

К практическим заданиям можно отнести задания 4, 9, 11, 18.

Задание 4 (выполняется в малых группах по 4 человека - две пары): учитель сообщает, что учащимся нужно парами прочитать потешку в лицах. Одна пара читает другой паре. При этом происходит взаимное оценивание.

Пары раздают фишки нужного цвета друг другу.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 4: если учащийся читает очень выразительно - 2 балла, читает с запинками, интонации неточные - 1 балл, интонации не соответствуют роли - 0 баллов. Затем пары считают баллы и каждый учащийся ставит в контрольно-оценочный лист столько баллов, сколько получил за чтение.

Задание 9 (выполняется в малых группах - по 4 человека): учитель объясняет ребятам, что их задача - придумать интересный вопрос, т. е. спросить о сказке так, чтобы вопрос был интересный и звучал вежливо. Затем ребята в парах задают друг другу вопросы, а другая пара их оценивает. Каждый школьник получает за свой вопрос отдельную фишку, которая переводится в баллы. Баллы записываются в индивидуальный листок контроля.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 9: если вопрос интересный, задан в вежливой форме - 2 балла, вопрос задан в вежливой форме, но простой для формулирования ответа - 1 балл, не смог сформулировать вопрос - 0 баллов.

Задание 11 (выполняется в паре): учитель объясняет школьникам, что каждый из них выбирает того героя, которого ему хочется характеризовать (если ввиду какихто причин необходимо упростить задание, то можно взять только двух героев для характеристики - лису и курочку, описание которых дано в учебнике на с. 61). Один ребёнок называет другому слова, характеризующие героя. Оба выслушивают друг друга и оценивают ответ с помощью разноцветных фишек. Каждый затем проставляет баллы в индивидуальный контрольно-оценочный лист.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 11: если все слова для характеристики найдены верно - 2 балла, дана неточная характеристика героя - 1 балл, если ученик не смог найти нужные слова - 0 баллов.

Задание 18 (выполняется в паре): учитель объясняет, что это задание трудное, над ним надо хорошо подумать. С помощью интонации при чтении пословицы нужно выделить то слово, которое передаёт этот смысл. Например, в первом случае нужно выделить слово декабрь, а во втором - слово кончает, чтобы показать нужный смысл высказывания. Пусть дети попробуют прочитать правильно. Потом учитель демонстрирует, как это нужно было сделать, и после этого дети оценивают друг друга.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 18: если учащийся правильно передал интонацию при чтении - 2 балла, неточно передал интонацию - 1 балл, не смог найти нужную интонацию - 0 баллов.

Баллы заносятся в контрольно-оценочный лист.

Задания творческого характера можно предложить детям выполнить в группах на выбор, если останется время. При этом необходимо пояснить, что каждое выполненное задание будет оцениваться красной фишкой как дополнительное задание повышенной сложности. Дополнительную красную фишку получат те, кто предлагал идеи, сочинял и выразительно читал перед классом, т. е. самые активные участники группы. И только группа может решить, кому дать дополнительную красную фишку. Творческие задания необходимо на уроке заслушать целиком, чтобы учащиеся знали, за что другие получают дополнительные фишки.

Если времени на них на уроке недостаточно, то можно предложить выполнить эти задания на уроке внеклассного чтения или во время другой внеурочной деятельности, а также в группе продлённого дня по выбору учащихся, а какие-то посоветовать выполнить дома с родителями или старшими братьями и сёстрами. Затем дополнить баллами оценочный лист и снова назвать лидеров. Подведение итогов урока, рефлексия.

• Ребята, пришло время подвести итоги, посчитать, сколько каждый из вас набрал баллов при выполнении заданий. Сложите все баллы, которые вы получили, и впишите общую сумму в строку "Всего баллов".

• А теперь посмотрим, кто занимает самую верхнюю ступеньку "Лесенки достижений", кто стал лидером. Ребята, набравшие от 0 до 16 баллов, размещают треугольник на самой первой ступеньке "Лесенки достижений". Это низкий уровень овладения материалом. Школьники, набравшие от 17 до 35 баллов, имеют средний уровень подготовленности, размещают треугольник на второй ступеньке "Лесенки достижений". И учащиеся, набравшие от 36 до 52 баллов (и выше - при наличии дополнительных фишек), имеют высокий уровень знаний и умений, ставят треугольник на самую высокую ступеньку.

• Ребята, а кто из вас получил дополнительные баллы за творческие задания? Поаплодируем им и порадуемся за них!

• Чему вы научились сегодня на уроке?

• Что вам было особенно трудно? А что легко?

• Попробуйте выполнить остальные задания дома вместе с родителями.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно детям предложить выполнить те задания, которые на уроке не затрагивались и которые они могли бы выполнить, например, вместе со взрослыми.

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ11

Урок 4 (22) В. Берестов. "Хитрые грибы". Научно-познавательный текст "Грибы". Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Осень"

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать особенности художественного и научно-познавательного текстов, уметь их различать на основе знания данных особенностей; уметь читать выразительно поэтический текст, выделяя с помощью интонации логические ударения. Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать учебную задачу

урока вместе с группой учащихся, принимать её, сохранять на протяжении урока; прогнозировать содержание текста на основе заголовка; осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов или контрольных вопросов, размещённых в рубрике "Проверим себя и оценим свои достижения", оценивать результаты своей деятельности на уроке; познавательные: сравнивать художественный и научно-познавательный тексты, выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения, сопоставлять заголовки к текстам с их содержанием, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев; коммуникативные: отвечать на вопросы учителя и учебника по содержанию текстов, а также на вопросы обобщающего характера из рубрики "Проверим себя и оценим свои достижения", уметь в совместном сотрудничестве обсуждать целевые установки урока, строить монологическое высказывание из 5-6 предложений о текстах разных типов, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.

Личностные: делиться своими впечатлениями из собственного опыта, связанного со сбором грибов, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний; проявлять творческие способности при восстановлении строчек из стихов о грибах.

Оборудование к уроку: мультимедиапроектор, карточки с изображением грибов, карточки со стихами о грибах, тесты для проверки знаний и умений учащихся, контрольно-оценочные листы на каждого ребёнка.

Ход урока.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Работа над загадками о грибах.

• Ребята, прочитайте загадки, подумайте, что их объединяет. (Все они о грибах.)

* * *

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

* * *Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. * * *

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

* * *Я под шапкою цветной На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

• А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Какие чувства вы при этом испытывали? Расскажите.

• Какие грибы вы уже знаете? На какие большие группы они делятся?

• Подумайте, о чём вы сегодня будете читать на уроке, какова тема урока.

• Правильно, вы будете читать и изучать стихотворение поэта В. Берестова "Хитрые грибы", а также познакомитесь со статьёй о грибах из энциклопедии.

(Здесь учитель может сказать несколько слов о поэте В. Берестове, его основных увлечениях и показать его портрет, если дети с ним ещё близко не знакомы. Сообщение о поэте можно попросить подготовить одного из учащихся класса, если есть такой ученик, у которого хорошо развиты монологическая речь и память.) Формулирование учебной задачи урока.

Работа в группах.

• Ребята, разбейтесь на группы, рассмотрите материал учебника на с. 76-77, подумайте, какова будет основная задача сегодняшнего урока. Каждая группа должна предложить по одной формулировке. Обратите внимание на два абсолютно разных текста, свяжите с этими наблюдениями учебную задачу. (Учащиеся из своего опыта уже знают разнообразные формулировки задач, поэтому они могут предложить разные варианты: что узнаем, чему научимся, над чем будем размышлять и т. д.)

О б с у ж д е н и е з а д а ч у р о к а , в ы б о р н а и б о л е е т о ч н ы х ф о р м у л и р о в о к , з а п и с ь и х н а д о с к е ( з а п и с а т ь н е о б х о д и м о 1 - 3 з а д а ч и ).

Работа над новым материалом.

О з н а к о м л е н и е с о с т и х о т в о р е н и е м В . Б е р е с т о в а " Х и т р ы е г р и б ы ": р а б о т а н а д з а г о л о в к о м с т и х о т в о р е н и я.

• Ребята, прочитайте название стихотворения, подумайте, почему автор так назвал своё стихотворение.

• Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно назыв ают хитрым?

• О каких хитростях грибов пойдёт речь в стихотворении? Нет ли среди загадок той, которая рассказывает о хитрости грибов? (Есть, это загадка 3.)

• А теперь давайте проверим ваши предположения.

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я у ч и т е л е м ( и л и п о д г о т о в л е н н ы м у ч е н и к о м ).

Б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю с т и х о т в о р е н и я.

• Понятно ли вам, что обозначает слово лукошко? (Следует показать картинку и растолковать значение слова.)

• Как вы думаете, прав ли автор в том, что он "большой корзиной все грибы перепугал"?

• Почему же он так и не нашёл грибов?

• Как автор называет грибочки? Прочитайте.

• С каким чувством он произносит слово хитрые? (Автор употребляет слово "хитрые", как бы укоряя грибы в том, что они спрятались.)

• А грибы на самом деле хитрые?

• Почему же автор их так называет? (Чтобы сказать нам о том, что они умеют прятаться и этим проявляют свою хитрость.)

• Правильно, ребята. А ещё автор с помощью этого слова создаёт образ грибов, которые от нас то и дело прячутся. Поэты часто используют слова не в прямом, а в переносном значении, чтобы создать оригинальный образ.

• Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашёл ни одного гриба?

• Как же автор относится к "хитрым грибочкам"? Что мы можем сказать о нём как о человеке?

• Почему строки о "хитрых грибочках" вызывают у вас улыбку? С какой интонацией будете читать эти строки?

• Для чего, на ваш взгляд, автор рассказал эту историю? (Чтобы мы не сердились на грибы, когда они от нас прячутся, чтобы были более терпеливыми и внимательными, наблюдательными, подмечали те места, где могут прятаться грибочки, и, конечно, радовались, как и автор, процессу сбора грибов, наслаждались такими моментами жизни.)

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я у ч а щ и м и с я п р о с е б я.

• Ребята, сначала прочитайте стихотворение молча, попытайтесь осмыслить интонации при чтении, отметьте важные слова.

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я у ч а щ и м и с я в п а р е.

• Сейчас вы будете читать это стихотворение друг другу в паре. Постарайтесь передать с помощью интонации чувства автора, его отношение к грибам, которые спрятались. Если с первого раза не получится, постарайтесь попробовать ещё раз. Затем оцените чтение друг друга с помощью "Лесенки достижений".

Р а б о т а н а д с т а т ь ё й " Г р и б ы " ( и з э н ц и к л о п е д и и ).

• Сейчас вы будете читать статью. Попробуйте понять, о чём она, какую тему раскрывает, схожа ли она по тематике со стихотворением поэта В. Берестова. Чтение статьи вслух по цепочке.

• О чём же эта статья? (О грибах.)

• Посмотрите, есть ли у неё автор. Из какого источника она взята?

• Для чего, на ваш взгляд, эта статья размещена в энциклопедии?

• Сравните текст стихотворения В. Берестова и текст статьи из энциклопедии. Что в них общего? (Тема общая, оба текста рассказывают о грибах.)

• А кто, по вашему мнению, пишет тексты в энциклопедиях? (Учёные, которые много знают, изучают долго какой-то один вопрос, находят различные доказательства своим предположениям.)

• Одинаково ли рассказывается о грибах в стихотворении и статье? Как рассказывает о грибах поэт? А как о грибах рассказывает учёный? (В представленных текстах рассказывается о грибах по-разному: в статье сооб щается информация, какие-либо факты о грибах, а в стихотворении автор выражает свои чувства и отношение к той ситуации, в которой он оказался во время сбора грибов.)

• Давайте посмотрим, от чьего имени рассказывается о случившемся в стихотворении. (От имени автора.)

• Правильно, в стихотворении часто звучит указание на конкретного человека: "увела меня", "я... корзинку взял с собой", "я заглядывал под пни", "я... все грибы перепугал". Найдёте ли вы в научном тексте указание на конкретного человека? Перечитайте ещё раз текст.

• Обратите внимание, какую форму выбирает поэт для своего рассказа. (Стихотворную.) А какую форму выбирает учёный? (Прозаическую.) Почему? (У них разные цели.)

• А чем же различаются цели поэта и учёного, для чего они писали свои произведения? (Цель статьи - дать информацию о грибах, а стихотворения - поделиться своими чувствами и впечатлениями от случившегося.)

• Можно ли сделать вывод о том, что в этих текстах авторы про грибы рассказывают по-разному? Обоснуйте свою точку зрения.

(По итогам данного обсуждения можно составить таблицу, которая впоследствии будет служить детям опорой при различении художественных и научно-популярных текстов.)

Поэт Учёный Цель текста Поделиться чувствами и впечатлениями от случившегося, нарисовать словами образ "хитрых грибочков" Сообщить факты, важную информацию о

грибах и их разновидностях Форма выражения мыслей Форма стихотворная (ритм и рифма) Форма прозаическая Средства выражения мыслей Использование слов в переносном значении Использование слов только в прямом значении Р а б о т а в г р у п п а х.

• Ребята, рассмотрите иллюстрации на с. 77. Какие грибы вы видите, почему они получили такое название? Давайте проверим, а знаете ли вы другие грибы. Сейчас я каждой группе раздам карточки с изображением грибов, вы должны быстро разделить их на съедобные и несъедобные. (Обязательно нужно заслушать ответы групп, обсудить выполнение задания.)

• А теперь попробуйте по данным строчкам восстановить стихи о грибах.

* * *

Возле леса, на ,

Украшая тёмный ,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый .

С л о в а д л я с п р а в о к : опушка, бор, мухомор.

* * *

А на стареньком пеньке,

И особенно в ,

Аж семьёй растут грибочки,

Дружно, как солдаты,

Тянутся .

С л о в а д л я с п р а в о к : тенёк, опята.

* * *

Шоколадно-бурый . К скользкой шляпке лист .

Воротник ажурный тонок.

Гриб такой зовут .

С л о в а д л я с п р а в о к : гриб, прилип, маслёнок.

* * *

Скромный, тоненький и , Этот гриб, поверьте, . Попадёт грибочек в , Всех в больницу .

С л о в а д л я с п р а в о к : бледный, вредный, суп, увезут.

* * *

На ножках-белоснежках

Проснулись . Хоть сыро им ,

Но всё ж приятно ножкам.

И шляпкам очень хрупким

В траве вполне .

С л о в а д л я с п р а в о к : сыроежки, немножко, уютно.

(Задания нужно проверить, заслушать все получившиеся стихи, оценить с помощью разноцветных фишек работу каждой группы.)

Работа над рубрикой "Проверим себя и оценим свои достижения".

Работая над данной рубрикой, можно выбрать разные формы проверки и оценки знаний учащихся. Можно воспользоваться контрольными вопросами, предложенными в учебнике, и ответить на них в ходе коллективного обсуждения. А можно перевести данные вопросы в тесты и ввести балльную систему, чтобы школьники по набранным баллам могли оценить себя сами12. Тесты можно распечатать на отдельном листе для каждого ученика. Чтобы учащиеся могли проверить правильность выполнения заданий, учитель на слайдах или на доске даёт правильные варианты решения и систему оценивания каждого задания в баллах. Итого учащиеся должны набрать 9 баллов и получить отметку "отлично". Если ребёнок набрал 7-8 баллов, то он получает отметку "хорошо", если учащийся набрал 5-6 баллов, то получает оценку "удовлетворительно", если меньше 5 баллов, то отметку "неудовлетворительно". Неудовлетворительные отметки учитель фиксирует только для себя, в мониторинговом журнале, но не выставляет в классный журнал и дневник ребёнка. Баллы заносятся в персональный контрольно-оценочный лист, подобный тому, что предложен в "Приложении". По окончании работы каждый учащийся ставит фигурку треугольника на соответствующую ступеньку "Лесенки достижений". Приведём пример таких тестов.

Тест 1

Укажи правильный ответ знаком "+".

Отличительными признаками поэтического произведения являются:

Рифма. Диалог. Ритм.

Восклицательные предложения.

(За каждый правильный ответ учащийся получает

1 балл, а всего за задание - 2 балла.)

Тест 2 Укажи правильный ответ знаком "+".

Какой из текстов можно назвать стихотворением? В саду поселилась осень... Горели тёмным пурпуром клёны...

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор! Листья поблёкнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

(За правильный ответ начисляется 1 балл.)

Тест 3 Соедини стрелками между собой слова, которые образуют рифму.

холоднеебрусника крикагрустнее

(За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, всего за правильно выполненное задание - 2 балла.)

Тест 4 Восстанови текст стихотворения, вписав в пустые строки нужные слова.

Поспевает , Стали дни ,

И от птичьего

В сердце стало .

(За каждое правильно вписанное слово начисляется 1 балл, всего за правильно выполненное задание -

4 балла.) Ответы на тесты

Тест 1: рифма и ритм (2 балла).

Тест 2: второй текст является стихотворением (1 балл).

Тест 3: холоднее - грустнее, крика - брусника (2 балла).

Тест 4: брусника, холоднее, крика, грустнее (4 балла).

Подведение итогов урока, рефлексия.

• С чем сегодня познакомились на уроке, что нового узнали?

• Чему научились?

• Что было особенно трудным?

• Что было особенно интересным?

• У кого тесты выполнены без единой ошибки? Поздравим этих учащихся аплодисментами. Свои работы вы можете поместить в "Портфель достижений".

Домашнее задание.

Подготовиться к конкурсу чтецов: выучить понравившееся стихотворение наизусть, стараться читать его с чувством.

1 В данном разделе пособия "Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс" автора Н. А. Стефаненко представлены выборочные разработки уроков к учебнику "Литературное чтение" (2 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др.

2 На изучение раздела выделено 2 ч.

3 В скобках указан номер урока в "Календарно-тематическом планировании".

4 Этот этап обязателен при любом типе урока, поэтому далее в ходе уроков он упоминаться не будет.

5 Урок может быть проведён в школьной библиотеке. Если такой возможности нет, предложите школьникам воображаемое путешествие в библиотеку.

6 При наличии пособия "Литературное чтение. Рабочая тетрадь" авторов М. В. Бойкиной, Л. А. Виноградской воспользуйтесь материалами рубрики "Наши проекты" на с. 10-11.

7 На изучение раздела выделено 12 ч.

8 В скобках указан номер урока в "Календарно-тематическом планировании".

9 Форма контрольно-оценочного листа даётся в "Приложении к разделу "Методические разработки уроков к учебнику "Литературное чтение" (2 класс)" на с 124.

10 К сожалению, не все виды заданий можно оценить с помощью балльной системы, поэтому те задания, которые не предусмотрены для перевода в баллы, нужно выполнять коллективно и за самые лучшие ответы давать дополнительные бонусы. Например, на полях контрольно-оценочного листа разрешать учащимся ставить знак "+", что будет означать, что этот ребёнок претендует на лидерство и отличную отметку по итогам урока. Такие задания можно перемежать с заданиями, которые подвергаются балльному оцениванию, но выполнять их нужно в соответствующем блоке, т. е. среди заданий, относящихся к малому фольклору или к блоку проверки знаний и умений по сказкам.

11 На изучение раздела выделено 8 ч.

12 Задание 2 из рубрики "Проверим себя и оценим свои достижения" трудно перевести в тестовую форму, поэтому можно провести конкурс чтецов или разрешить детям послушать друг друга в паре либо группе, оценить чтение по разработанному учителем алгоритму или предложить подготовить выразительное чтение стихотворения дома, а следующий урок начать с конкурса чтецов.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

98

99

98

98 99

• 99

98

99

99

Показать полностью… https://vk.com/doc190038173_446270097
164 Кб, 4 июня 2017 в 18:09 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении