Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010220 из РГПУ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Цель исследования: изучение особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

(вспоминаем, что социально-личностное развитие это:

* Представление ребенка о себе, своих способностях, самооценка, самовосприятие;

* Эмоциональная сфера;

* Взаимодействие со взрослыми и сверстниками, взаимоотношение в сообществе, социальный статус ребенка в группе...)

Диагностика детей, предполагает грамотное использование студентами современных психолого-педагогических исследовательских технологий, обработку полученных данных, интерпретацию и комплексную оценку с прогнозом развития.

Основные направления диагностики:

* особенностей социально-личностного-развития ребенка и социальных отношений детей старшего дошкольного возраста.

* особенностей развивающей среды образовательного учреждения,

* особенностей педагогического взаимодействия взрослых субъектов образовательной среды с дошкольниками и их влияния на развитие ребенка.

Результатом обследования становятся заключения на ребенка и группу детей характеризующие специфику социального развития, а так же подробные характеристики (монографические портреты развития) конкретного ребенка и группы в целом как первого детского социального коллектива.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ:

1. Дневник практики, куда входят:

* Визитка ДОУ с информацией об учреждении;

* Характеристика группы детей (списочный состав, с указанием состава, количества мальчиков/ девочек и социального статуса детей в группе);

* Результаты диагностики специфики педагогического взаимодействия;

* Результаты изучения особенностей социально-личностного развития детей (!!!! Двух детей) и характеристики группы.

* Фрагменты фотозаписей за проявлениями детей относительно друг друга, взрослого, относительно своей успешности/неуспешности в деятельности; эмоциональных реакций.... В таких видах деятельности как игра; на занятиях; самостоятельная деятельность; режимные моменты; общение;

* Монографические портреты на детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерные вопросы к беседе с заведующей или старшим воспитателем детского сада

1. Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении и группах раннего возраста:

- № ДОУ, район, приоритетное направление, Ф.И.О. заведующей, старшего воспитателя, адрес детского сада, телефон;

- С какого года функционирует сад (день рождения ДОУ)?

- Лауреатом каких конкурсов и научно-исследовательских проектов является ДОУ и его сотрудники? Есть ли награды у детского сада, какие?

- Отзывы родителей о дошкольном образовательном учреждении, связь с выпускниками детского сада (выдающиеся выпускники).

- Сколько детей посещает дошкольное образовательное учреждение?

- Количество детей, посещающих группы старшего дошкольного возраста, количество групп (их краткая характеристика), группы бюджетные и внебюджетные; востребованность групп раннего возраста.

- По каким образовательным и парциальным программам работает ДОУ? Почему? Какие дополнительные услуги представляет сад детям старшего дошкольного возраста?

- Кто они - потребители образовательных услуг? Краткая характеристика родителей детей, посещающих детский сад.

- Есть ли у детского сада девиз, постулат, которым руководствуются сотрудники в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста?

2. Педагоги и специалисты детского сада, работающие с детьми старшего дошкольного возраста:

- Какое образование имеют руководитель, воспитатели групп, какие квалификационные категории? Какие специалисты работают с детьми, какие решают профессиональные задачи? Где и как повышают профессиональную квалификацию педагоги и специалисты?

- В чем заключаются специфические особенности воспитателя группы старшего дошкольного возраста? Какими способностями ему необходимо обладать, какие профессиональные умения важны для такого специалиста?

- Как осуществляется сотрудничество специалистов и воспитателей групп старшего возраста, специалистов и родителей? Существуют ли трудности? Какие? Возможные пути решения.

3. Любая другая информация по усмотрению руководителя ДОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Алгоритм выполнения диагностического задания,

связанного с изучением специфики педагогического взаимодействия:

Шаг 1. Ознакомьтесь заранее с содержанием методик, их всего три. Подготовьте

методики к "работе", распечатайте вопросы, таблицы для заполнения.

Шаг 2.

Корректно выясните у педагога, когда ему будет удобно ответить на вопросы опросника и анкеты, и только после этого предложите ему это сделать. Обязательно фиксируйте ответы педагога.

Шаг 3.

Внимательно ведите наблюдение за ситуациями педагогического взаимодействия, оценивая показатели наблюдения (методика №2) в соответствии с предложенными критериями.

Шаг 4.

В итоге, у Вас должен сформироваться диагностический материал по трем методикам, а именно: наблюдение, опрос и анкетирование.

Обобщите весь материал и сделайте развернутый вывод о специфике педагогического взаимодействия, осуществляемого с детьми старшего дошкольного возраста:

* на какую модель взаимодействия ориентирован педагог? Совпадает ли это с реальностью?

* Каков уровень проявления субъект-субъектного взаимодействия с детьми и какое это может оказывать влияние на социально-личностное развитие детей?

* Как Вы можете охарактеризовать взаимодействие с точки зрения выраженности компонентов (когнитивного, поведенческого, эмоционального)?

* Постарайтесь обосновать полученные Вами результаты, а не только констатировать их.

* можно ли сказать, что проанализированное Вами педагогическое взаимодействие способствует успешному социально-личностному развитию детей и почему?

* какие рекомендации Вы могли бы дать воспитателю по результатам диагностики взаимодействия, осуществляемого ими? (обязательно зафиксируйте их в дневнике практики)

Диагностические методики:

МЕТОДИКА № 1

"Опросник для воспитателей" (Ситаров В.А. Маралов В.Г.), направленная на изучение специфики ориентации педагога на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста.

Опросник для воспитателей.

Цель - оценка представлений и ориентированности педагогов на ту или иную модель поведения с детьми, а также выявление уровня стереотипности педагогов.

Инструкция. Уважаемый воспитатель! Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся воспитания и обучения дошкольников.

Если вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл "5".

Если согласны в большей степени, чем не согласны - балл "4".

Если согласны и не согласны в равной степени - балл "3".

Если в большей степени не согласны - балл "2".

И, наконец, если полностью не согласны - балл "1".

Благодарим вас.

1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий

2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы

3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем

4. Послушание детей - заслуга педагога

5. Ребенок подобен глине, из него можно "лепить" все, что угодно

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя

7. Основная цель воспитателя - реализовать требования программы воспитания и обучения детей

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы - вооружение детей знаниями, умениями, навыками

9. Главное в работе педагога - добиться исполнительности детей

10. Воспитание - прежде всего, это требовательность к детям

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам

12. Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обучении детей

13. Наказание - не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше - выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

43-47 баллов - умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

38-42 балла - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия;

37 и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

Таким образом, чем выше сумма баллов, тем более выраженной является ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

МЕТОДИКА № 2

Метод наблюдения, позволяющий охарактеризовать педагогическое взаимодействие педагога, как условие, способствующее проявлению субъектной позиции ребёнка.

Показатели субъект - субъектного взаимодействия педагога и ребёнка:

* Педагог осуществляет совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов, целей деятельности;

* Педагог обращается к ребенку, как к источнику свободных и ответственных действий;

* Происходит совместное обсуждение педагогом и ребёнком условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант деятельности;

* Педагог осуществляет совместное планирование необходимых действий реализации задуманного;

* Договор педагога и ребёнка о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного;

* Педагог сохраняет, как особую ценность, активность ребёнка;

* Педагог не запрещает действовать ребёнку;

* Педагог не навязывает ребенку своего варианта решения проблемы;

* Педагог создает для ребенка прецедент наличия различных вариантов действий, предоставляя ребёнку самостоятельно выбрать необходимый. Педагог учитывает феноменальный опыт ребенка;

* Педагог проявляет к ребёнку уважительное отношение.

Критерии для оценки показателей субъект - субъектного взаимодействия педагога и ребёнка:

* Никогда - 0 баллов

* Иногда - 1 балл

* К некоторым детям - 1 балл

* На определённых занятиях - 1 балл

* Достаточно часто - 2 балла

* Всегда - 3 балла

* Ко всем детям - 3 балла

* На всех занятиях, проводимых воспитателем - 3 балла

Анализ результатов позволяет оценить уровень проявления субъект-субъектного взаимодействие педагога с ребёнком.

22-33 балла - Высокий уровень

11-22 балла - Оптимальный уровень

0-11 баллов - Недостаточный уровень

Характеристика уровней сформированности субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком:

Высокий уровень.

Высокий уровень субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком характеризуется безусловным принятием педагогом воспитанников, взрослый оказывает каждому ребёнку помощь в "высвобождении" его личных интересов и их реализации. Воспитатель осуществляет взаимодействие с ребёнком на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Воспитанник не ощущает, как педагог руководит процессом воспитания. В то же самое время воспитанник, имеющий личностные, деятельностные и индивидуальные особенности, является субъектом собственного воспитания, сотворению себя в любых условиях, преодолевая противоречия деятельности. Педагог, как субъект управления воспитательным процессом, несет ответственность за его результаты.

Оптимальный уровень.

Оптимальный уровень характеризуется неполным составом проявлений субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. На данном уровне взаимодействия воспитательный процесс не предполагает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. Он предполагает уход от жесткого манипулирования сознанием воспитанников, отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению. При оптимальном уровне субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника достигается развитие самостоятельности. Активно происходят процессы его самоопределения, самореализации, саморазвития. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии, что становится предпосылкой для становления субъекта воспитания - личности, воспитывающей саму себя.

Недостаточный уровень.

Недостаточный уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех показателей субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. В данном типе взаимодействия отсутствует отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, нет осознаваемой общей цели совместной деятельности, наблюдается индифферентность по отношению друг к другу, скрытая или явная конфронтация, со стороны воспитателя заметно подавление личности ребёнка, его опека. Диалог между взрослым и ребёнком нарушен, сотрудничество отсутствует как таковое. С некоторыми детьми взаимоотношения воспитателя являются нейтрально-отрицательными.

МЕТОДИКА № 3

Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми (модифицированный вариант анкетирования Л. В. Байбородовой).

Педагогу предлагается ряд суждений, свое согласие с данным суждением педагог фиксирует знаком "+", а несогласие - знаком "-":

Контрольная оценка взаимодействия воспитателя с детьми

Таблица 1.

Суждения Оценка 1. Я могу точно предсказать результаты моей работы. + 2. Мне трудно ладить с детьми. - 3. Я справедлива по отношению к детям. + 4. Моя задача - умело помогать детям преодолевать трудности. + 5 Иногда мне не хватает чуткости. - 6. Мнение детей является для меня важным. + 7. Я тщательно планирую работу с детьми. + 8. Дети меня любят. + 9. Я требовательна по отношению к детям. - 10. Я всегда могу дать разумный ответ на вопрос ребенка. + 11. Дети доверяют мне. + 12. Моя оценка важна для детей. + 13. Мне легче работать по шаблону, чем "заниматься творчеством". - 14. Взаимодействие со мной детям приносит радость, удовольствие. + 15. Я стараюсь всем детям уделять равное внимание. + 16. Я всегда учитываю индивидуальные особенности детей + 17. Я умею чувствовать настроение ребенка. + 18. Я всегда выслушиваю мнение ребенка + 19. Я считаю, что применяемые мною методы и приемы эффективны. + 20. Дети делятся своими мыслями, переживаниями со мной. + 21. Необходимо обращать внимание на все ошибки ребенка. - 22. Я хорошо знаю сильные и слабые стороны каждого из своих воспитанников. + 23. Дети пытаются подражать мне. + 24. Между мной и детьми сложились теплые отношения. +

В предложенной таблице проставлены знаки, характерные для идеального состояния взаимодействия педагога с детьми. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется 1 баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту.

Когнитивный компонент включает фразы: 1, 4, 7, 10, 12, 16, 19, 22.

Эмоциональный компонент: 2, 5, 8, 11, 14, 15, 17, 23.

Поведенческо - волевой компонент: 3, 6, 9, 13, 18, 20, 21, 24.

Характеристика компонентов педагогического взаимодействия.

В структуре педагогического взаимодействия выделяют следующие компоненты:

1. Когнитивный, который характеризуется знанием личностных особенностей друг друга, лучших сторон ребенка, его интересов и увлечений, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед ребенком и детьми.

2. Эмоциональный компонент, включает в себя стремление лучше узнать друг друга, обоюдный интерес друг к другу, понимание, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения друг друга, проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, сопереживание, сочувствие, восприятие другого как пример для подражания, в целом стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.

3. Поведенческий, выражается в осуществлении постоянных контактов в срабатываемости координации действий на основе взаимного содействия, включает в себя помощь, подстраховку, поддержку друг друга, изменения способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяет творческий характер отношений. (Н. Н. Обозов, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассматривается как комплекс специально разработанных методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии. (Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Полякова М.Н.)

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально- коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Не претендуя на создание комплексной методики диагностики социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста, постараемся обозначить ту систему диагностических методов, которые позволят воспитателю проектировать задачи педагогического процесса по данному направлению.

Предмет диагностики - особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задача диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

* Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.

* Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения- умения вступать в контакт, умения ориентироваться при общении на чувства и переживания др.

* Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

ШАГ 1.

Заполнить карточку основных сведений ребенке.

Карточка основных сведений о ребенке

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Дата рождения.

3. Ф.И.О. матери, место работы

4. Ф.И.О. отца, место работы

5. Сколько времени ребенок посещает сад?

6. Какова ситуация в семье

а) полная, неполная

б) есть ли сестры, братья, дедушки, бабушки

7. Есть ли хронические заболевания, родовые травмы? Каково состояние нервной системы?

8. Какой ребенок по характеру? (общительность, активность)

9. Какое настроение (спокойное, возбужденное, плаксивое) обычно преобладает у ребенка?

10. Есть ли у ребенка страхи? Чего боится?

11. Быстро ли ребенок устает?

12. Как ребенок относится к незнакомым взрослым, сверстникам?

13. Кто в семье чаще воспитывает ребенка?

14. Какой режим в семье?

15. Есть ли трудности у ребенка в общении со взрослыми и со сверстниками?

16. Какие меры воздействия на ребенка (поощрение, наказание, внушение, выговор, объяснение, рассуждение) применяются в семье?

17. Легко ли переключается ребенок с одного вида деятельности на другой? Как реагирует на запреты?

18.Какие привычки есть у ребенка? Особенности в поведении?

19. Чем больше всего любит заниматься ребенок? Чем можно доставить ему радость?

20. Во что любит играть ребенок со сверстниками?

21. Как называют ребенка дома?

22. Кто из взрослых забирает ребенка домой?

ШАГ 2 Создать индивидуальный профиль степени выраженности проявления субъектной позиции ребёнка, используя метод наблюдения за самостоятельной и организованной деятельностью детей в ДОУ.

Определить тип проявления субъектной позиции ребёнка старшего дошкольного возраста в самостоятельной и организованной деятельности, по степени выраженности (балльная оценка) таких показателей индивидуального профиля как:

* наличие мотива, как естественного желания к деятельности

* наличие способности к самостоятельному выбору

* наличие умений проектировать собственную деятельность

* умение ребёнка занимать рефлексивную позицию по отношению к деятельности

* наличие воли (механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на деятельность)

* проявление ребёнком творчества в деятельности

Индивидуальный профиль, отражающий степень выраженности субъектных проявлений ребёнка в процессе организованной и свободной деятельности.

Ф.И. ребёнка: ____________________________________________________

"О" 1 2 3 4 5 "S" 1. Нуждается в помощи взрослого или сверстника при выборе вида деятельности, партнёров для совместной деятельности, необходимых материалов и оборудования 1. Наличие способности к самостоятельному выбору (вида деятельности, партнёров для совместной деятельности, необходимых материалов и оборудования) 2. Внимание ребёнка ситуативно (удерживается благодаря использованию воспитателем игровых, сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, вопросов, замечаний). 2. Наличие воли (механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на деятельность) 3. Соорганизует свои действия с действиями и предложениями педагога 3. Наличие мотив как естественного желания (побуждения) к деятельности 4. Ребёнок ждёт помощи педагога, следует за педагогом, желая получить алгоритм собственной деятельности 4. Наличие умения проектировать собственную деятельность (Ребёнок определяет, что он может сделать самостоятельно для осуществления желаемого результата) 5. Ребёнок занимает эгоцентрическую позицию в деятельности, заботиться лишь о собственных интересах и желаниях. 5. Умение занимать рефлексивную позицию по отношению к деятельности (Ребёнок не просто действует, а размышляет над тем: Как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в ситуацию). 6. Деятельность ребёнка нацелена только на конечный результат, не может действовать без образца предложенного взрослым или сверстником. 6. Проявление творчества в деятельности (Отход от шаблонного мышления, потребность ребёнка в самом процессе деятельности, высокий эмоциональный подъём в процессе деятельности).

Критериями для оценки типа проявления субъектной позиции ребёнка старшего дошкольного возраста, в самостоятельной и организованной деятельности, является определение степени выраженности вышеперечисленных показателей в соответствии с пятибалльной шкалой индивидуального профиля.

От 6 - до 14 баллов - Слабый тип проявления субъектной позиции.

От 15 - 21 балла - Неустойчивый тип проявления субъектной позиции.

От 22 - до 30 баллов - Устойчивый тип проявления субъектной позиции.

Характеристика типов проявления субъектной позиции ребёнка старшего дошкольного возраста в самостоятельной и организованной деятельности:

Слабый тип. Ребёнок со слабым типом проявления субъектной позиции. соорганизует свои действия с действиями и предложениями педагога, ждёт от него конкретной помощи, хочет получить алгоритм собственной деятельности. Ребёнок, как правило, нуждается не только в помощи со стороны взрослого, но и в помощи со стороны сверстника, особенно в выборе самостоятельного вида деятельности, партнёров для совместной деятельности, а также необходимых материалов и оборудования. В организованной деятельности внимание ребёнка ситуативно и удерживается благодаря использованию воспитателем игровых, сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, вопросов или замечаний. Ребёнок чаще всего занимает эгоцентрическую позицию в свободной и организованной деятельности, заботиться лишь о собственных интересах и желаниях (отнимает игрушки, предметы, не исполняет правила игры). Организованная деятельность ребёнка нацелена только на конечный результат. Ребёнок с данным типом субъектной позиции не может действовать без образца предложенного взрослым или сверстником.

Неустойчивый тип. Ребёнок с неустойчивым типом проявления субъектной позиции в организованной и свободной деятельности проявляет то устойчивый тип субъектной позиции, то слабый тип проявления субъектной позиции, в зависимости от внутренних (настроение, состояние здоровья, мотивация) и внешних (определённый воспитатель, тематика занятия, отрезок дня и т.п.) факторов.

Устойчивый тип. Ребёнок с устойчивым типом проявления субъектной позиции обладает мотивом, как естественным желанием, побуждающим его к свободной деятельности (играть, рисовать, конструировать), или к организованной деятельности (смастерить открытку для мамы, нарисовать натюрморт, дорисовать буквы). Ребёнок с данным типом субъектной позиции способен к самостоятельному выбору вида деятельности, партнёров для совместной деятельности, необходимых для деятельности материалов и оборудования. Ребёнок обладает умениями, необходимыми ему для проектирования собственной деятельности. Ребёнок определяет, что он может сделать самостоятельно для осуществления желаемого результата, а в чём ему потребуется помощь взрослого, сверстника. Он умеет занимать рефлексивную позицию по отношению к деятельности, т.е. не просто действует, а размышляет над тем: как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в ситуацию (сверстники, педагог, родители). Ребёнок обладает наличием воли. В организованной и в самостоятельной деятельности ребёнок концентрирует внимание и направляет свои усилия на процесс деятельности. В деятельности всегда проявляет творчество. В самом процессе деятельности у дошкольника наблюдается высокий эмоциональный подъём.

ДАЛЕЕ

ШАГ 3 методики направленные на изучение самовосприятия дошкольника.

Экспериментальная ситуация "Рассказ незнакомому другу"

Методика проведения: В индивидуальной беседе ребенку рассказывается, что жители из другой страны прислали письмо, в котором они очень просили каждого из детей детского сада рассказать немного о себе. После этого ребенку предлагается рассказать о себе то, что ему захочется.

Если ребенок затрудняется рассказать о себе, воспитатель задает вопросы:

* Расскажи, как ты выглядишь?

* Есть ли у тебя друзья?

* Что ты любишь делать?

* Что ты умеешь лучше всего? и т.д.

Желательно зафиксировать рассказ детей и оценить то, о чем рассказывал ребенок, в первую очередь особенности своего внешнего вида, свои умения, то чем он любит заниматься, личностные качества, Обычно то, с чего ребенок начинает рассказ о себе является наиболее значимым для него самого. Важно обратить внимание и на то, как ребенок рассказывал и отвечал на вопрос - уверенно, заинтересованно, с желанием, смущаясь, односложно, отказывался от ответа. Эти особенности характеризуют не только сформированности представлений дошкольника о себе, но и о самоотношении ребенка.

Углубить информированность педагога о развитии представлений о себе у детей старшего дошкольного поможет беседа с детьми.

Беседа "Что ты любишь"

( модифицированный вариант методики Корепановой М.)

Методика проведения: Сегодня мы поговорим о тебе, мне хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему хочешь научиться

* Что ты любишь больше всего на свете?

* Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать все?

* Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.

* Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

* Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел научиться?

* Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить?

Для определения тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно используется тест "Лесенка", которая разработана для дошкольников в нескольких модификациях.

Экспериментальная методика "Лесенка"

(вариант Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной)

Стимульный материал: На листе бумаги нарисованы силуэты лестницы из 6 ступенек. ,фигурки мальчика и девочки.

Методика проведения: Методика начинается с непринужденного разговора о семье ребенка, его близких родственниках, о друзьях в детском саду.

1 серия. Затем экспериментатор показывает лист бумаги с изображением лестницы и говорит, что если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но тоже хорошие дети. На второй лестнице соответственно распределяются плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке - самые плохие и так далее.

После этого ребенку дается фигурка мальчика или девочки (в соответствии с его полом) и просят поставить ее на ту ступеньку, которой, соответствует он сам. При этом ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку.

2 серия. После этого ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель, мама, друзья. Можно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку и кто на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.

Обработка данных. Подсчитываются оценки отдельно по каждой серии эксперимента. Чем выше ступенька лесенки, тем выше самооценка ребенка. Для старшего дошкольного возраста нормальным считается, когда ребенок ставит себя на 4-6 ступеньки.

При ответах на вопросы обращают внимание на следующие показатели

* проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о себе, оценивать себя;

* каким ребенок считает себя и на какую из 6 ступенек ставит себя;

* может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту

или иную ступеньку;

* каково соотношение между самооценкой ребенка и его представлениями об его оценке педагогом, близкими.

Более глубоко изучить представления детей привлекательных и непривлекательных для него качествах, понять его отношение к себе поможет другой вариант методики.

Методика изучения сформированности образа "Я" дошкольника

(Модифицированный вариант методики. А.Б. Венгера)

. Стимульные материалы: на бумаге нарисована вертикальная шкала с делениями от -10 до +10 (центр обозначен "0"), фишка.

Методика проведения:

1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Далее ребенку предъявляют шкалу с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы и набор антонимов ("хороший - плохой", "добрый - злой", "умный - глупый", "смелый - трусливый", "сильный - слабый"). Экспериментатор дает следующую инструкцию: "На этой шкале - все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу - самые злые, посередине - средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой".

После того как ребенок сделал выбор, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы хотел быть".

Результаты проведенной методики оформляют в таблицу

Особенности образа "Я"

Содержание представления ребенка о себе Фамилия имя ребенка "Я -хороший" "Самокритичный" Содержательное представления о себе Примечания педагога Обобщая результаты методики, выясняют сформированность у детей образа "Я", представлений о себе и отношения ребенка к себе. Высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе.

ШАГ 4 методики направленные на изучение положения ребенка в группе и особенности взаимоотношений детей друг с другом.

Дано ДВЕ методики "Новоселье" и "Метод вербальных выборов"

ВЫБРАТЬ ОДНУ, которая кажется понятнее и интереснее....

Ситуация "Новоселье".

Содержание ситуации: Ребенку предлагается изображение двух домов !!!! СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ В КОНЦЕ: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но мало привлекательный, темно серый дом. Взрослый говорит ребенку: "Этот красивый розовый дом построен для тебя, в нем много разных интересных игрушек, и ты можешь поселить в свой дом, всех, кто тебе нравится, с кем бы ты хотел быть рядом, играть, разговаривать, что-то вместе делать" (Записываем до 5 - 6 новоселов).

Если ребенок, делая выбор, ограничивается только членами своей семьи, ему предлагается подумать, кого из детей, посещающих с ним детский сад, он хотел бы поселить в свой красивый дом (записываем). Затем внимание ребенка обращается на другой дом: "Если кого-то ты не хочешь поселить в свой дом, и тебе не нравится с ними общаться, для них у нас есть другой, вот этот серый дом. Кого бы ты поселил в него? Этот дом стоит далеко, и его жильцы тебе не будут мешать" (записываем тех, кого называет ребенок).

Если ребенок забыл поселить в дома воспитателей, спрашиваем: "А в каком доме будут жить О.В. и Т.Н.?". По каждому ребенку сделанные им выборы (положительный и отрицательный выбор в соответствии с красивым и некрасивым домом) записываются в таблице, разделенной на две колонки: положительные и отрицательные выборы, в которых по каждому ребенку перечисляются имена людей (отдельно сверстников и взрослых), с которыми он хочет или не хочет общаться.

Если ребенок не желает поселить в свой нарядный дом кого-нибудь из членов своей семьи или воспитателей, это является сигналом определенного неблагополучия в отношениях со взрослыми. Аналогично, если в некрасивый дом ребенок помещает многих детей группы, это показывает, что его отношения в детском саду складываются не лучшим образом и его потребность в широких положительных контактах со сверстниками не удовлетворена.

Сравнение результатов по всем детям группы показывает, каково положение каждого ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее благоприятное положение занимают дети, получившие не менее 5-6 выборов от сверстников (их наиболее часто сверстники поселяют в лучший дом). Благоприятное положение в межличностных отношениях занимают дети, получившие не менее 3-4 положительных выборов. Они относятся к группе предпочитаемых и также занимают лучший дом. Недостаточно благоприятное положение занимают дети, которых большинство сверстников поселяет в некрасивый дом (отрицательный выбор). Они либо вообще не имеют положительного выбора от сверстников (это так называемые изолированные дети), либо он минимальный - 1-2 выбора (без взаимности).

Метод вербальных выборов

(Е. О. Смирнова)

В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы:

* С кем из детей группы ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь?

* Кого ты хотел бы пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?

* С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате каждый из детей получает от сверстников определенное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу, фрагмент которой приводится ниже.

Имя Саша П Оля В. Юра М. Таня Д. Саша П. - - + Оля В. - + + Юра М. + - + Таня Д. + - Положительный выбор 2 0 1 3 Отрицательный выбор 1 1 2 0

Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять каково положение ребенка в группе и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора. Они остаются как бы вне внимания сверстников. А также дети, получившие преимущественно отрицательные выборы, т.е. сверстники активно выражают свое нежелание общаться с ними.

В целом, методики помогают получить данные о том, как фактически складываются отношения со сверстниками у каждого ребенка в детском саду, как эмоционально переживается им сложившаяся ситуация общения, а также оценить общую картину взаимоотношений, симпатий и антипатий детей в группе и наметить конкретные пути дальнейшей воспитательной работы.

В целом, высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях:

> Умение устанавливать контакт со сверстником:

* проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты,).

> Умение ориентироваться на партнёра с целью согласования позиций в общей деятельности:

* признает равенство прав участников;

* учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего решения задачи;

* замечает эмоциональное состояние партера, предлагает помощь.

> Умение вести диалог:

* представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнёра форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т.п.).

* умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял.

* проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений, проявляет интерес к высказываниям партнёра.

* использует реплики поддерживающего характера.

> Поведение в конфликтных ситуациях:

* стремится к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций;

* пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции:

* договаривается с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям.

> Результат взаимодействия:

* проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности

* выражает готовность продолжить общение.

Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, можно отметить:

* какие проявления (положительные или отрицательные) преобладают у ребенка по отношению к сверстникам;

* какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуациях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;

* какова общая направленность положительных проявлений: широкая направленность по отношению к другим детям; узко- избирательная направленность - только по отношению к близким друзьями; эгоистическая направленность - проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;

* как проявляется самостоятельность положительных действий ребенка по отношению к сверстникам: проявляется без напоминания, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого.

* какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок; в какой педагогической помощи он нуждается.

Результаты исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отражаются в соответствующих индивидуальных картах.

Карта взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в детском саду

№ п/п

Проявления дошкольника Степень выраженности

(отметить знаком +) постоянно часто эпизодически отсутствует 1. Отношение к детскому саду

Положительное, жизнерадостное настроение ребенка в детском саду

Охотное участие в общих делах,

в разных видах совместной деятельности детей 2.

Отношения со сверстниками Пользуется симпатией и популярностью у сверстников Доброжелательно относится к сверстникам

Имеет постоянных друзей (друга)

Активно вступает в контакт

Проявляет инициативу в общении и общей деятельности Принимает участие в совместных делах (играх, худ. деятельности и пр). Вступает в сотрудничество

Способен уступить, принять и согласовать общий замысел Проявляет справедливость, учитывает интересы других детей в ситуациях выбора Стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности Понимает эмоциональные состояния, настроение других детей Проявляет сочувствие, эмоциональную поддержку

Проявляет заботу, оказывает помощь Может сдержать свои реакции, есл если этого требует ситуация

общения Проявляет ответственность

в выполнении обещаний В трудных ситуациях общения

апеллирует к правилам

и справедливости 3.

Коммуникация

В общении понятен другим Вступает в общение и поддерживает диалог

Словесно выражает желания и чувства Участвует в групповых обсуждениях

Умеет выслушать других, действовать согласовано

Соблюдает формы культурного общения со сверстниками Рассказывает о себе и своих друзьях 4. Нравственные представления На конкретных примерах может раскрыть содержание понятий (дружба, доброта, честность, сочувствие, справедливость и т.п.)

Обнаруживает знание норм и правил общения и отношений

Может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений Стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому поведению. Правильно оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний Использование разнообразных методов педагогической диагностики позволяет выявить существующие проблемы в развитии взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками и определить эффективные пути и средства обогащения детского опыта общения.

ШАГ 5

СОСТАВЛЕНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

НА РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(с учетом следующей информации

о социально-личностном развитии по следующей схеме)

* Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.

* Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.

* Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми - активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими не владеет).

* Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть).

* Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

* Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.

* Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые причины.

ПРИЛОЖЕНИЕ

"2 домика"

Показать полностью… https://vk.com/doc-112809527_446249255
296 Кб, 1 июня 2017 в 16:18 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении