Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010231 из РГПУ

Диагностика изодеятельности детей 6 - 7 лет.

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

* первая применяется при анализе продуктов деятельности;

* вторая - при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа )

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

* форма передана точно;

* есть незначительные искажения;

* искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

* части расположены верно;

* есть незначительные искажения;

* части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

* пропорции предмета соблюдаются;

* есть незначительные искажения;

* пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

* по всему листу;

* на полосе листа;

* не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

* соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

* есть незначительные искажения;

* пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

* движение передано достаточно чётко;

* движение передано неопределённо, неумело;

* изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а)цветовое решение изображения:

* передан реальный цвет предметов;

* есть отступления от реальной окраски;

* цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

* многоцветная или ограниченная гамма - цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

* преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

* безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

* слитная;

* линия прерывистая;

* дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим: * средний;

* сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

* слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

* мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

* крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

* беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

* ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

* ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

* ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

* адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

* эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при критике - сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

* безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

* адекватна;

* неадекватна (завышенная, заниженная);

* отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

* к предложенному заданию;

* к процессу деятельности;

* к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

* выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

* требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

* необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию "творчество" и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й - 3 балла; 2-й - 2 балла; 3-й - 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее - 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 - 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Показать полностью… https://vk.com/doc1786856_446154202
20 Кб, 29 мая 2017 в 13:13 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении