Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 010246 из РГПУ

А Р Т И К У Л Я Ц И О Н Н А Я Б А З А

Для каждого языка характерен свой способ использования органов речи для произношения, т. е. определенное их положение, степень напряженности и распределение ее в речевом канале, общая направленность движений при артикуляциях и т. д.

Артикуляционная база обозначает совокупность укладов и движений органов речи, установившаяся и ставшая привычной для каждого народа в историческом процессе общения на родном языке.

Артикуляционная база французского языка характеризуется очень высокой степенью напряженности и активности речевых органов, большой четкостью и энергичностью произнесения звуков, слитностью речевой цепочки и довольно равномерным распределением напряженности по слогам внутри нее (слабоцентрализующее ударение). При французском произношении язык всегда находится впереди (только заднее [а] представляет исключение); кончик языка находится внизу, у нижних зубов. Средняя часть языка стремится подняться вперед и вверх более энергично, чем передняя, на которой образуется типичная вдавленность, придающая даже задним звукам более светлую окраску ( передний резо нанс ). Губы артикулируют очень энергично, большинство гласных французского языка лабиализовано, энергичность губных артикуляций выражается также в том, что французские согласные имеют характерный призвук ["] на паузе. (Русские согласные окрашены на [ы].)

Сопоставляя артикуляционную базу русского и французского языков, можно отметить ряд отличительных черт французского фонетизма:

1) наличие большого количества гласных (15);

2) наличие четырех степеней открытости гласных;

3) преобладание передних гласных;

4) преобладание открытых гласных;

5) преобладание лабиализованных гласных;

6) сочетание лабиализации с передней артикуляцией гласных;

7) наличие носовых гласных;

8) наличие долгих и кратких гласных;

9) отсутствие дифтонгизации ударных гласных (нет скольжения органов речи);

10) отсутствие редукции безударных гласных (cf. русс. молоко);

11) большaя четкость согласных на паузе;

12) отсутствие оглушения согласных в конечном положении;

13) ассимиляция гласных по степени открытости = некоторые открытые гласные имеют тенденцию закрываться перед последующей закрытой гласной (maison [me-?z?)]);

14) ассимиляция согласных по звонкости = некоторые согласные оглушаются перед последующей глухой согласной (obtus [?p-?ty];

15) отсутствие ассимиляции по способу и месту образования;

16) окраска согласных на ["];

17) слитность речевой цепочки: явления сцепления (enchainement) и связывания (liaison);

18) своеобразие ритмики (слабоцентрализующее ударение, дезакцентуация, второстепенные ударения).

К Л А С С И Ф И К А Ц И Я Г Л А С Н Ы Х

anterieures posterieures non labialisees labialisees labialisees ouvertes a аа) mi-ouvertes ? ?) ? ??) mi-fermees e o o fermees i y u Система гласных:

передние (anterieures) - задние (posterieures), открытые (ouvertes) - закрытые (fermees), огубленные (labialisees) - нет (non labialisees), носовые (nasales) - нет (orales).

Системы классификации гласных так же, как и согласных, различаются рядом деталей. Предлагаемая нами физиологическая система классификации гласных основана на определении положения активных органов речи во время произнесения гласных. По этой системе гласные подразделяются по положению: I - языка, II - нижней челюсти, III - губ, IV - нёбной занавески.

I. Классификация по положению языка.

Язык является наиболее подвижным из всех органов речи. Он производит движения в двух основных направлениях: а) по вертикали (поднимается и опускается в своей средней части), б) по горизонтали (отодвигается назад и продвигается вперед).

а) Движения языка по вертикали обычно связаны с движениями челюсти: при опускании челюсти опускается вместе с подъязычной костью и спинка языка, при поднимании челюсти поднимается и спинка языка. Поэтому открытость и закрытость гласных всегда связана одновременно с положением этих двух активных органов: челюсти и спинки языка.

Для практических целей, для работы над дикцией, особенно важно именно положение челюсти, поэтому оно положено в основу классификации по степени открытости, учитывая, однако, что движения челюсти всегда сопровождаются движениями спинки языка по вертикали.

б) При движениях языка по горизонтали различают гласные переднего ряда и гласные заднего ряда.

1) Передние гласные (гласные переднего ряда): [i - e - ? - a | y - o - ? | ?) ].

При произнесении передних гласных кончик языка касается нижних зубов, спинка языка располагается более или менее низко (в соответствии с положением челюсти), участвуя в дифференциации гласных переднего ряда. Из передних гласных следует выделить звук [?], так как при одинаковом со всеми другими передними гласными положением кончика языка, тело языка при произнесении [?] слегка оттянуто назад, что придает звуку задний резонанс.

2) Задние гласные (гласные заднего ряда): [u - о - ? - а] а) - ?)].

При произнесении задних гласных кончик языка не касается нижних зубов, положение спинки языка изменяется в зависимости от открытости гласного. Задние гласные [u - о - ?] имеют передний резонанс, являясь задними по положению кончика языка. Их можно назвать задними продвинутыми вперед, так как все тело языка при их произнесении несколько выдвинуто вперед, что создает акустический эффект, сближающий звучание [u] с [у], [?] с [?]. Единственным звуком, задним по расположению языка и сохраняющим задний резонанс, является

[а].

II. Классификация по положению нижней челюсти.

Во французском языке различают четыре степени открытости гласных в зависимости от положения челюсти (и спинки языка):

1) 4-я степень открытости или гласные открытые [а - а - а)];

2) 3-я степень открытости или гласные полуоткрытые [? - ? - ?| ?) ]; 3) 2-я степень открытости или гласные полузакрытые [е - o - о]; 4) 1-я степень открытости или гласные закрытые [i - у - u].

При переходе от одной группы гласных к другой нет равномерности в увеличении раствора рта: раствор рта при гласных 1-2-й и 3-4-й степеней изменяется очень незначительно, на 1-3 мм. Наибольшее изменение раствора рта наблюдается при переходе от 2 к 3-й степени открытости, разница между ними доходит до 8-10 мм. Такая неравномерность разрешает грубо разделить французские гласные на открытые и закрытые, тем более, что эта разница в открытости существенна лишь для парных гласных разных степеней открытости:

[е - ? | o - ? | о - ? | а - а]

По поводу последней пары [а - а] необходимо сделать оговорку: оба гласных формально относят к одной степени открытости, однако расположение челюсти при их произнесении разное: при произнесении [а] челюсть расположена ниже, чем при [а], не меньше, чем на 4-5 мм.

Фактически звуки [а - а] представляют собой пятую степень открытости, являясь самыми открытыми, широкими гласными французского языка. Следует также оговорить, что звук [?)] находится на промежуточной ступени между 2 и 3-й степенями открытости.

III. Классификация по положению губ. По положению губ различают гласные:

1) нелабиализованные (неокругленные, неогубленные, негубные), характерные для переднего ряда гласных [i - е - ? - а | ?)]. При их произнесении губы не вытягиваются вперед, наоборот, уголки губ больше или меньше оттягиваются назад, "на улыбку". Границей действующего резонатора (полости рта) являются зубы.

2) лабиализованные (округленные, огубленные, губные).

Большинство гласных во французском языке являются округленными. Степень выпячивания и округления губ различна для разных гласных. Границей резонатора являются губы, удлиняющие, увеличивающие резонатор ротовой полости за счет преддверия рта.

IV. Классификация по положению нёбной занавески.

По положению нёбной занавески французские гласные подразделяются на:

1) Неносовые или ртовые.

При произнесении ртовых гласных нёбная занавеска поднята и закрывает проход в полость носа. Вся струя воздуха из легких проходит через рот, где формируются ртовые гласные: [i - е - ? - а | y - o - ? | u - o - ? - а].

2) Носовые или назализованные.

Система французских гласных насчитывает 3 носовых гласных: [а) - ?) - ?)]. При их произнесении нёбная занавеска опущена и воздух проходит одновременно через полости рта и носа. Введенный в действие носовой резонатор придает гласным одинаковый носовой тембр.

О С О Б Е Н Н О С Т И П Р О И З Н О Ш Е Н И Я Ф Р А Н Ц У З С К И Х Г Л А С Н Ы Х

1) Четкость и энергичность артикуляции.

Наличие в системе французского языка значительного количества округленных гласных и дифференциация гласных по степени открытости требуют особой четкости их артикуляции. Большая четкость звуков достигается большей энергичностью работы органов артикуляции. Четкость и энергичность произношения во французском языке гораздо больше, чем в русском.

2) Отсутствие дифтонгизации.

Для произношения ударных гласных в русском языке характерна дифтонгизация, т.е. образование из них дифтонгоидов. Дифтонгоидом называется гласный, имеющий в начале (или в конце) незначительный элемент другого, наиболее близкого ему по артикуляции гласного. В русском языке дифтонгоиды возникают благодаря тому, что нет достаточной четкости артикуляций, нет взаимопроникновения (см. особенности согласных), переход к гласному происходит на предшествующем согласном, нет предварительной установки органов, а следовательно, не может быть достаточно четкой выдержка (2-я фаза артикуляции). Во французском языке дифтонгизации нет, все гласные произносятся четко и чисто, так как во время выдержки органы речи остаются неподвижными и звук не изменяется на всем протяжении своего звучания.

3) Отсутствие редукции.

Редукцией называется изменение качества гласного в безударном положении. Редукция характерна для русского языка. Она составляет одну из основных трудностей при изучении его иностранцами, так как каждый гласный имеет свои законы редукции. Во французском языке редукции нет. Французские гласные сохраняют одинаковый тембр как в ударном, так и безударном положении.

Д О Л Г О Т А Г Л А С Н Ы Х В О Ф Р А Н Ц У З С К О М Я З Ы К Е

В речевом потоке долгота гласных неодинакова, гласные более долгие чередуются с более краткими. Долгота гласных тесно связана с ударением: ударные гласные всегда длиннее соответствующих неударных. Акустически конечные гласные в словах всегда кратки. Внутри синтагмы ударения различаются между собой по силе, и в соответствии с этим можно различать также несколько градаций долготы гласных.

Условно следует выделить всего три градации: гласные дол гие , краткие и полудолгие. Краткость гласного в транскрипции никак не обозначается. Долгота обозначается двумя точками непосредственно за звуком, который удлиняется: la terre [la-t?:?]. Полудолгота обозначается точкой при удлиняемом звуке: passer [ра•-sе].

Во французском языке наряду с обычными гласными существует ряд гласных, всегда более долгих по звучанию, чем остальные. Их называют исторически долгими. Это гласные: [a - ? ) - ?) | а - о - o]. Гласные удлиняются:

1. Любой гласный становится долгим под ударением перед конечным удлиняющим согласным [? - v - z - ? | v?]. Розовые ежи врут.

Эта долгота не зависит от качества удлиняемого гласного, но зависит от ударения, ритма речи, называется она ритмической и отмечается двумя точками (полная долгота).

Если удлиняющий согласный не является конечным, т. е., если после него произносится еще какой-нибудь согласный, то удлинения не происходит. Например: il court [il-'ku:?], но courte ['ku?t].

2. Исторически долгие гласные [a - ? ) - ?) | а - о - o]имеют полную долготу под ударением перед любым произносимым согласным или группой согласных. Например: ensemble [a•-sa:bl], la paume [la-po:m].

Так как эта долгота связана с исторически долгими гласными, ее принято называть исторической. Но это не значит, что ее можно противопоставлять ритмической: полная историческая долгота является одновременно ритмической, так как связана с ритмом предложения, появляется лишь под ударением. Это как бы долгота историческая, перешедшая под ударением в ритмическую.

3. Гласный может быть долгим только под полным ритмическим ударением, но если по каким-нибудь причинам смыслового и синтаксического порядка слово теряет свое ударение, то долгий гласный соответственно теряет часть своей долготы, становится полудолгим. Сравним слово un vase [?)-va:z] и группу слов: un vase bleu [?)va•z-blo].

Исторически долгие гласные всегда являются полудолгими в середине слова в безударном положении. Например: passer [pa•se].

4. Во всех остальных случаях гласные бывают краткими. Особенно это относится к акустически конечным звукам. Например: las - un ami - un piano. Конечные гласные [а - i - о - а] различны по долготе, исторически долгие [а - о] и здесь будут длиннее, чем [i - а], однако, поскольку их долгота не достигает предела, нужного для категории полудолгих, их условно считают краткими и долготу при них не помечают.

К Л А С С И Ф И К А Ц И Я С О Г Л А С Н Ы Х

По способу образования преграды: 1) Смычные [p, b], 2) Щелевые [f, v]

По участию активного / пассивного органа: 1) губно-губные [m, p, b], 2) зубно-губные [f, v], 3) переднеязычные [t, d], 4) среднеязычные [?, j], 5) заднеязычные [k, g], 6) увулярные [?]

По участию голоса: 1) Глухие [t], 2) Звонкие [d]

По соотношению тона и шума: 1) Шумные (глухие и звонкие), 2) Сонанты [m, n, l, ?, j, w, ?, ?, ?]

Mode

d'articulat° Classement acoustique bilabiales

(губно-губные) dentilabales

(губно-зубные) prelinguales

(переднеязычные) mediolinguales (среднеязычные) postlinguales

(заднеязычные) uvulaire

(увулярные) occlusives (смычные) bruits p b td kg sonantes m n ? ? fricatives =

constrictives (щелевые) bruits fv sz ? ? sonantes w? l j ? Существует несколько систем классификации согласных, различающихся некоторыми деталями и терминами.

Наиболее логичной представляется нам классификация французских согласных по следующим 3м признакам: I. По участию голосовых связок.

Все согласные могут быть образованы с участием голоса или без него, и в зависимости от этого разделяются на глухие и звонкие. Если при артикуляции согласного звука голосовые связки напряжены и вибрируют-согласный будет звонким, если не напряжены и неподвижны - глухим.

Кроме звонкости согласные различают еще и по напряженности: глухие произносятся с большим напряжением органов речи, чем звонкие. Усиленная напряженность компенсирует бездеятельность голосовых связок. Глухие согласные называются сильными, в отличие от звонких, которые называются слабыми, так как при произнесении их достаточно слабого напряжения органов речи, лишь дополняющего работу голосовых связок. Большинство согласных расположено парами. В каждой паре глухому согласному соответствует звонкий: [р - b | f - v | t - d | k - g].

Всего во французском языке 6 пар согласных, которые называются шумными в отличие от остальных 8 согласных, называемых сонантами. Сонанты являются звонкими согласными, не имеющими соответствующих глухих пар. Музыкальный тон в них равноценен' или преобладает над шумом: [m - n - l - ? - ? | w - ? - j].

II. По месту образования.

Местом образования согласного является преграда, препятствие, образуемое в речевом канале сближенными речевыми органами. Преграда на пути выходящего из легких воздуха может быть образована в любом месте речевого канала, где есть активный орган, который может сблизиться с другим активным или пассивным.

По месту образования различают пять групп согласных:

1. Губно-губные, билабиальные или двугубные. Препятствие образовано двумя активными органами - верхней и нижней губами: [р - b | w - ? | m]

2. Зубно-губные или губно-зубные. Препятствие образовано верхними зубами (пассивный орган) и нижней губой (активный орган): [f - v]

3. Зубно-язычные или язычно-зубные. Препятствие образовано передней частью языка (активный орган) и верхними зубами (пассивный орган): [t - d | s - z | ? - ? | l - n | (r)]

4. Нёбно-язычные или язычно-нёбные. Препятствие образовано спинкой языка (активный орган) и нёбом

(пассивный орган): [? - j | k - g]

5. Увулярные. Препятствие образовано задней частью языка (активный орган) и маленьким язычком (активный орган): [? - (R)]

Примечание. Очень распространена система классификации по одному активному речевому органу. При этой системе губно-зубные и губно-губные входят в одну группу губных согласных. В группе язычных согласных различают три подгруппы: переднеязычные [t - d | s - z | ? - ? | l - n | (r)], среднеязычные [? - j] и заднеязычные [k - g], в зависимости от той части языка, которая участвует в артикуляции согласного. При делении согласных на средне- и заднеязычные согласные [k - g] относятся к последним, что не всегда правильно, так как эти согласные изменяют свою точку артикуляции в зависимости от гласного, с которым произносятся: [k - g] - являются задними в конечном положении и перед гласными заднего ряда, однако перед гласными переднего ряда они являются среднеязычными, как [? - j]. Для учебных целей нам представляется более удобным и наглядным называние при классификации обоих органов речи, образующих препятствие. Это дает сразу почти полное представление об артикуляции каждого согласного звука и более точно характеризует согласные [k - g], которые всегда являются язычно-нёбными, вне зависимости от того, будут ли они средне- или заднеязычными.

III. По способу образования.

Способ образования согласных определяется типом возникающей на пути выдыхаемого воздуха преграды, от которой зависит характер шума. Существует три способа образования преграды в речевом канале:

1. Соприкосновение, смычка органов речи, образующих препятствие. Согласные, произносимые при таком типе преграды, называются смычными: [р - b | t - d | k - g | m - n - ?]. Среди них следует выделять шумные: [р - b | t - d | k - g] и носовые сонанты: [m - n - ?].

2. Сближение органов речи, образующих препятствие. Между сближенными органами речи остается более или менее узкая щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум трения. Согласные, произносимые при этом типе преграды, называются щелевыми или фрикативными: [f - v | s - z | ? - ? | l - j - w - ? - ?]. Среди них следует выделять шумные: [f - v | s - z | ? - ?] и сонанты: [l - j - w - ? - ?]. Согласные [l - ?] называют еще плавными.

3. Вибрации подвижного органа речи в струе выдыхаемого воздуха, при которых возникают вибрирующие, дрожащие согласные: [R - r]. При [R] вибрирует маленький язычок, при [r] - кончик языка.

О С О Б Е Н Н О С Т И П Р О И З Н О Ш Е Н И Я Ф Р А Н Ц У З С К И Х С О Г Л А С Н Ы Х

1) Четкость и энергичность артикуляции. Для согласных, как для гласных французского языка, характерна значительно большая, чем в русском языке, четкость произношения, достигаемая благодаря более энергичной работе органов артикуляции.

2) Взаимопроникновение. Во французском языке произношение гласного как бы проникает в произношение согласного. Действительно, если нужно произнести слог, состоящий из согласного и гласного, то органы речи занимают положение, необходимое для произнесения гласного, и лишь после этого произносится соответствующий согласный. Если надо произнести слог [рu], то губы заранее вытягиваются и округляются, язык оттягивается назад и лишь затем производится смычка вытянутых вперед губ. При произнесении ряда [pu - bu- tu - du - lu - mu - nu] положение губ не изменяется, несмотря на разные согласные.

Благодаря свойству согласных приспосабливаться к артикуляции гласных французские гласные произносятся без дифтонгизации так как это свойство позволяет сохранять неподвижность органов артикуляции на всем протяжении звучания гласного.

3) Отсутствие палатализации. Палатализация (что буквально означает "онёбливание") звука состоит в том, что при его произнесении передняя часть языка поднимается ближе к твердому нёбу, а при смычных зубных [l - n - t - d] увеличивается площадь соприкосновения языка с твердым нёбом. Акустическим эффектом палатализации является смягчение согласного.

Палатализация очень характерна для русского языка, где почти каждый твердый согласный имеет соответствующий парный мягкий. Во французском языке палатализации почти нет, обычно согласные произносятся твердо перед любым гласным.

Исключение составляют согласные [к - g], смягчение которых перед [а] и в окончании [ik] стало нормативным.

Русские палатализуют согласные перед [j] и передними узкими гласными [i - у | е - o]. Во французском языке эти согласные должны оставаться твердыми.

4) Четкость размыкания конечных согласных. Все конечные французские согласные на паузе размыкаются особенно четко, так как для французского языка характерен ранний отступ, т. е. сначала размыкаются органы речи, а затем прекращается подача струи воздуха. В русском языке отступ поздний, т. е. сначала прекращается подача струи воздуха, а затем размыкаются сомкнутые органы речи. Это создает впечатление затухания звука, лишает его четкости.

5. Отсутствие оглушения конечных согласных. В русском языке конечные звонкие согласные всегда оглушаются. Во французском языке конечные звонкие согласные никогда не оглушаются перед паузой.

Исключение составляют группы [pl - bl | tl - dl | kl - gl | fl - vl || p? - b? | t? - d? | k? - g? | f? - v?]. В этих группах конечные [l] и [?] оглушаются перед паузой.

Для оглушения [l] надо сделать поздний отступ, как в русском языке: прекратить звук, не отрывая кончика языка от альвеол.

Если эти группы встречаются не в конце синтагмы (не на паузе), то оглушения не происходит.

Д О Л Г О Т А С О Г Л А С Н Ы Х В О Ф Р А Н Ц У З С К О М Я З Ы К Е

Удлинение согласного, как и удлинение гласного, идет за счет удлинения второй фазы артикуляции, т. е.

выдержки. Удлинение согласного может быть двух типов:

1. Удлинение согласного, которое наблюдается под эмфатическим, эмоциональным ударением:

C'est epouvantable ! Ah, le mechant garcon ! Oh, le miserable !

В этом случае долгий согласный начинает слог и остается сильноконечным.

2. Несколько иной характер имеет долгота удвоенных (жеминированных) согласных на стыке слов, реже внутри слов, на стыке морфем: Il lit bien. [il-li-bj?)], illegal [il-le-gal]

Здесь из двух жеминированных согласных первый как бы теряет третью фазу артикуляции, а второй - первую, и согласные соединяются на второй фазе, которая таким образом удлиняется вдвое и одновременно служит слоговой гранью, так как, хотя эти согласные произносятся слитно, как один долгий звук, относятся они к разным слогам. Согласный, стоящий в конце слога, является затухающим по силе (сильноначальный согласный), стоящий же в начале - нарастающим (сильноконечный согласный). Между ними нет размыкания, произносятся они слитно, но эта разница в напряженности создает четкое ощущение слоговой грани. Таким образом, долгий согласный является двухвершинным. Он может встречаться как в середине слова, так и на стыке двух слов и всегда имеет слогоделительную черту между двумя своими вершинами, на второй фазе артикуляции. В зависимости от природы согласных можно различать следующие случаи:

1. При удвоении глухих смычных согласных [p - t - k] выдержка бывает беззвучной, так как это звуки мгновенные и возникают только при размыкании органов речи, на третьей фазе артикуляции. Долгота этих согласных выражается напряженной паузой перед ними. Во время паузы органы речи, образующие препятствие, должны быть плотно сомкнуты и напряжены, иначе не будет слухового впечатления долготы звука.

2. При удлинении звонких смычных согласных [b - d - g] голосовые связки начинают вибрировать уже на выдержке, что делает напряженную паузу не совсем беззвучной, в ней возникает некоторый неопределенный призвук, предшествующий мгновенному согласному.

3. При удлинении согласных [f - v | s - z | ? - ? | l - m - n - ?] звук слышен на протяжении всей удвоенной выдержки, как при удлинении гласных: Рассмотрим случаи удвоения согласных:

1. Долгий двухвершинный согласный встречается в середине слова, если не произносится ? разделяющее два одинаковых согласных: nettete [la-n?t-te], la verrerie [la-v??-?i], extremement [?ks-t??m-ma]

2. Долгий двухвершинный согласный произносится, если два одинаковых согласных встречаются на границе двух слов, причем один из них заканчивает предшествующее слово, а второй начинает последующее: une robe blanche, faites telephoner, une belle lampe, une faute typique, il lit, etc.

3. Долгий [?] произносится в futur simple и conditionnel present глаголов courir и mourir : je courrai, il mourrait, etc.

4. Долгий двухвершинный согласный произносится в середине некоторых слов научного происхождения

(чаще всего с префиксами ir-, il-): illisible, irresistible, irrationnel, parallele, mammifere, collegue, Emma

С Ц Е П Л Е Н И Е И С В Я З Ы В А Н И Е

Непрерывность речевого потока во французском языке объясняется спецификой французского слогоделения, наличием таких фонетических явлений, как сцепление и связывание, которые действуют в пределах синтагмы. Благодаря этим явлениям границы слов полностью стираются, границы же ритмических групп намечаются только ритмико-мелодическими средствами и иногда долготой гласных.

I. Сцепление (enchainement!) состоит в том, что конечный произносимый согласный слова произносится слитно с начальным гласным другого слова, следующего за ним в речевом потоке. При этом никаких изменений в звуковом составе синтагмы нет, изменяется лишь форма слогов отдельных слов, происходит лишь перегруппировка звуков. Возьмем слова: Marcel [ma?-s?l], admire [а-dmi:?], une statue [yn-sta-ty]. Слова Marcel и admire оканчиваются на согласные, т.е. конечные их слоги закрытые. В речевой цепочке: Marcel admire une statue

[ma?-'s?-lа-'dmi:-?yn-sta-'ty] звуки остаются теми же, но перегруппировываются, образуя новые слоги [lа] и [?уn]. При этом закрытые слоги [s?l] и [dmi:?] становятся открытыми, так как конечные согласные по правилам французского слогоделения отходят к последующему гласному. Такое сцепление в один слог элементов двух разных слов происходит на всем протяжении синтагмы, причем эти элементы могут принадлежать словам, разделенным ударением, если они стоят на границе двух ритмических групп: [ma?-'s?-lа-'dmi:-?yn-sta-'ty].

Если конечный согласный первого слога является удлиняющим, то хотя в речевом потоке он и отойдет к другому слогу, но долгота предыдущего гласного сохранится, как если бы согласный оставался при нем:

[ma?-'s?-lа-'dmi:-?yn-sta-'ty].

При сцеплении согласные не изменяют своего качества. Например: ma grande amie [mа-g?а•) -da-mi], где звук [d] сохраняет свою звонкость.

II. Связывание гласных (liaison ou enchainement vocalique).

Связывание гласных состоит в слитном произношении двух гласных, стоящих рядом в речевом потоке. Связывание происходит в границах синтагмы, как и сцепление. Можно отметить два случая:

a) Если в речевом потоке встречаются два или больше одинаковых гласных: j'ai ete [?е-е-tе], Charles va a Arles [?а?l-va-a-a?l]. В этом случае они произносятся как один долгий гласный с небольшим изменением тона и усилением струи воздуха на стыке гласных.

б) Если в речевом потоке встречаются два разных гласных, то произносятся они слитно, причем работа голосовых связок и струя воздуха не прерываются, переход между гласными, изменение уклада органов речи происходит очень быстро, на звуке. При этом первая фаза артикуляции второго гласного накладывается на третью фазу артикуляции первого, что создает между н-ши единую голосовую нить: j'ai eu [?е-у] ; le theatre [l?-tе-а:t?] ; tu as aime [ty-а-?-me] ; le heros [l?-е-?o]

Связывание гласных происходит как внутри слова, так и на границе слов внутри синтагмы.

Исключение составляют носовые гласные, которые не всегда связываются с последующими гласными: un enfant aimable [?)-nа•) -fа) -'?-mabl]

При этом носовые гласные сохраняют третью фазу артикуляции, а следующий гласный начинается резко, после легкой задержки дыхания, что создает впечатление чуть заметного толчка, обрыва единой голосовой нити (твердая атака). Гласные, произносимые рядом, но без голосового связывания, называются гласными в зиянии (еn hiatus).

В русском языке внутри слов также происходит голосовое связывание: аэропорт, оазис, муар.

На стыке же слов в русском языке наблюдается обрыв голосовой нити: "Саша 'уехала." "Чашка 'опрокинулась." Это соответствует правилам русского слогоделения, способствует фонетической целостности слова как смысловой единицы членения речевого потока.

III. Связывание согласных с гласными (liaison consonantique), которое обычно называют liaison без дополнительного уточнения.

Этот тип связывания состоит в том, что в речевом потоке в положении перед гласным произносится конечный согласный, непроизносимый в изолированном слове. При этом он образует один слог с гласным, перед которым стоит. В отличие от сцепления, при связывании согласных происходит не только перегруппировка, но изменяется звуковой состав синтагмы, возникает новый согласный, которого не было бы при раздельном произношении изолированных слов: Le grand?artiste fait?un cours [l?-g?а)-ta?-'tist|f?-t?)-'ku:?]. В этой фразе два раза при связывании возникает звук [t], хотя его нет при произнесении изолированных слов [g?а)] и [f?]. В отличие от сцепления форма конечных слогов при этом не изменяется: [g?а] и [f?] остаются открытыми, так как возникающий новый звук по правилам французского слогоделения начинает последующий слог. Если же слог был закрытым, то он таким же и останется: J'en suis fort aise [?а)-s?i-f??-'t?:z]. Закрытый слог [f??] не изменился.

Связывание происходит внутри синтагмы. Но если сцепление (enchainement) внутри синтагмы всегда обязательно, даже на границе ритмических групп, то связывание (liaison) обязательно лишь внутри ритмических групп, связывание же на границе ритмических групп внутри одной синтагмы факультативно, зависит от стиля речи.

Синтагма [l?-g?а)-ta?-'tist] не может быть произнесена без связывания, так как состоит из одной ритмической группы, а вторая синтагма состоит из двух ритмических групп и может иметь два произношения: а) ['f?-?)-'ku:?], более распространенное в разговорной речи и б) [?f?-t?)-'ku:?], более характерное для чтения или официального стиля речи.

При явлении связывания согласные часто изменяют свое качество, так:

1. Буква d произносится [t], например: un grand homme, un grand arbre.

2. Буква f в слове neuf произносится [v] перед словами: аn, heure, однако произносится [f] в остальных случаях: neuf enfants, neuf amis.

3. Буквы s, z, х произносятся при связывании [z]: les amis, allez-y, dix arbres.

4. Буква g при связывании произносится [k] в сочетаниях: le sang impur, suer sang et eau, un long hiver.

5. При связывании конечных носовых гласных в ряде случаев наблюдается явление деназализации. При этом звук теряет носовой тембр и произносится как соответствующий неносовой гласный, что может создавать акустический эффект произношения соответствующей формы женского рода. Деназализация относится к прилагательному bon и прилагательным, оканчивающимся в мужском роде на [?)], переходящее в женском роде в

[?n]: un bon eleve [b?-nе-l?:v], un certain age [s??-t?-na:?].

Если enchainement является живой нормой произношения, то liaison сохраняется обычно по традиции.

Показать полностью… https://vk.com/doc-131682364_445656436
187 Кб, 25 мая 2017 в 12:57 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении