Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010288 из РГПУ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА"

Кафедра психологии профессиональной деятельности

Направление Психологическое консультирование

Производственная (педагогическая) практика

по диссертации

"Характеристики автобиографических

событий у лиц с разным

уровнем самоактуализации

Выполнил:

Студент I курса

заочного отделения

специальности 7МК

"Психологическое

консультирование"

Вусова И.В.

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры

психологии профессиональной деятельности

Богдановская И. М.

Руководитель:

Доктор психологических наук,

профессор,

Профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи

заведующая лабораторией прикладной психологии

Кораблина Е.П.

Санкт-Петербург - 2017

Тренинговое занятие по развитию

самоактуализации личности

Самоактуализация - это стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности. Она является одной из первостепенных потребностей личности.

Цель:

Повышение степени стремления к самоактуализации участников тренинга, построению жизненных планов, в соответствии с осознаваемыми ими потребностями.

Задачи: - развитие представлений о собственных психологических возможностях, потребностях, интересах, ценностях

- развитие внутренней регуляции в когнитивном, эмоционально-волевом поведенческом уровне.

- соотнесение компонентов самопознания "хочу", "могу", "имею", "надо"

- обучение анализу реальных жизненных ситуаций, рефлексии, действий, чувств

- формирование общественно значимых мотивов выбора жизненного пути и профессии, места в мире и среди других людей

- развитие личности как субъекта собственной жизни, ответственности ее за свой свободный выбор, перед самим собой, близкими

- обучение эффективным способам общения, установлению контакта с другими людьми

- развитие умения эффективно предавать информацию

Методы обучения и схема проведения тренинга личностного роста:

Общее время: 6 часов ( с 2-мя перерывами )

Количество: 8-12 человек

Правила группы:

- правило добровольности

В тренинге участвуют только тот, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

- правило равенства

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на "ты" и по имени.

- правило "здесь и сейчас"

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

- правило эмпатии и толерантности

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношения ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников тренинга, их мыслей и чувств; ориентацию членов Т-группы на взаимную поддержку.

- правило активности

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

- правило "стоп"

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

- правило конфиденциальности

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге, не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Материально-техническое обеспечение:

-просторное помещение, с наличием сидячих мест по количеству участников, аудиоаппаратура, ватман, бумага А 4, карандаши, фломастеры, цветной мел, гуашь, кисточки для рисования, маркеры, мяч, веревка, клубок ниток, зеркало, бейджики ,старые журналы, яркие, с красивыми картинками - прекрасный материал для работы над коллажем тренинга, свечи, визитки, иголки, ручки, демонстрационная доска, набор цветной бумаги, ножницы, клей ПВА.

Вступление:

Рано или поздно человек занимающийся саморазвитием сталкивается с рядом вопросов, на которые самостоятельно ответ найти уже не может. Но ответы на важные вопросы сами по себе не появляются. И тут на помощь приходят тренинг по развитию самоактуализации, который является неким ключом к решению задач по большей части связанных с недоверием к себе и попытке, либо желанием переложить ответственность за собственную жизнь на окружающих (родных, коллег, знакомых...)

Тренинги развития самоактуализации помогают человеку выработать навыки дисциплины, стать более организованным, обрести вдохновение и уверенность в себе, учат относиться к миру позитивно и решать проблемы быстро и конструктивно. Эти тренинги для работы со здоровыми людьми и направлены именно на рост личности, а не на ее лечение.

Скорость развития самоактуализации и эффективность тренинга всегда задаётся желанием и внутренними возможностями личности. Они будут полезны всем, кто хочет достичь новых вершин, улучшить свою жизнь, погрузиться внутрь себя и быть всегда в ладах с собой; всем, у кого много энергии и сил, а также всем, кто не боится открыть в себе что-то новое.

Ход мероприятия:

1.Знакомство

2. Основная часть

3. Упражнение - медитация

4. Продолжение основной части

5. Рисуем домик, в котором есть простор для самосовершенствования

6. Прощание

1.Знакомство

Упражнение "Бейдж"

Цель упражнения: снижение напряжения участников тренинга; знакомство.

Тренер заранее делает заготовки импровизированных бейджев для членов Т-группы. Их должно быть в два раза больше, чем участников тренинга. Они имеют разные причудливые формы, т.е.,выполнены в виде: галстука, бабочки, медали, ордена, клипсы, шляпы, кулона и т.п.

Каждый участник выбирает себе бейдж, пишет на нем фломастером свое имя и свой девиз, садится в круг, говорит группе как его звать (называет настоящее или вымышленное имя) и произносит свой девиз.

Члены группы задают друг другу вопросы по существу девиза.

2. Основная часть

Упражнение "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение "Представление о достигнутом успехе".

Цель упражнения: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Задание:

1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас - добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.

2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Психологическая сущность упражнения: так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то, если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха, Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

3. Упражнение - медитация

Упражнение для медитации "Куст розы"

Перед проведением медитации необходимо попросить участников сесть удобно (руки свободно лежат на коленях; снять очки, если они есть; как можно лучше расслабиться) и закрыть глаза.

Представьте куст розы: корни, стебли, листья, а на самом верху - бутон. Бутон закрыт и окружен зелеными чашелистиками. Некоторое время рассматривайте все детали.

А теперь представьте, что чашелистики стали раскрываться, разворачиваться наружу, открывая взору скрытые ранее лепестки - нежные, тонкие, все еще закрытые.

Теперь начинают медленно раскрываться сами лепестки. По мере того, как это происходит, вы сознаете, что в глубинах вашего существа также происходит некий расцвет. Вы чувствуете, как в вас что-то раскрывается и постепенно выходит на свет осознания.

Смотря на розу, вы чувствуете, что она открывается в том же темпе, что и вы. Ее раскрытие - это ваше раскрытие. Вы продолжаете наблюдать, как роза открывается свету и воздуху, являя себя миру во всей красе. Вы вдыхаете аромат и впитываете его своим существом.

Теперь всмотритесь в самый центр, в источник движущих его жизненных сил. Пусть оттуда появится образ. Этот образ будет выражать то прекрасное, значимое, созидательное, что хочет выйти сейчас на свет сознания из глубин вашего существа. Это может быть образ чего угодно. Пусть он возникнет сам собой без вашего участия. Созерцайте какое-то время этот образ, проникаясь его содержанием. Образ может что-то сообщить вам с помощью слов и без них. Будьте готовы принять это сообщение.

4. Продолжение основной части

Упражнение "Волшебный магазин"

Цель упражнения: Актуализация личностных ценностей.

Членам Т- группы дается установка закрыть глаза и представить себя в волшебном магазине, где находится множество разных ценных вещей. Необходимо мысленно осмотреть товары. Тренер говорит о том, что одну из понравившихся вещей вы можете взять себе. Представьте, что это за вещь, опишите ее. Объясните членам группы, почему вы выбрали именно ее. Скажите, хотелось ли еще взять что-нибудь, что именно?

Далее группа осуществляет анализ символов, по которым определяются актуальные потребности (ценности) личности.

Заключительный вывод делает тренер.

Рефлексия.

5. Рисуем домик, в котором есть простор для самосовершенствования

Упражнение "Новоселье"

Цель упражнения: рефлексия личностной динамики за период тренинга.

Тренер благодарит членов Т-группы за участие в тренинг и отмечает, что за время тренинга они выросли из прежней своей ракушки. Он предлагает всем справить свое новоселье в новом доме, где есть простор для самосовершенствования. Тренер раздает членам группы: плотные листы белой бумаги (формат А-4, картон), цветные карандаши, ножницы, клей ПВА. Он ставит задание "построить" домик (нарисовать, вырезать, разукрасить). Каждый должен написать: на фасаде своего дома то, что обрел он за время тренинга; на его фундаменте -установки, значимые цели и решения, выводы; в окне то, что открыл для себя, в себе или в других; на трубе то, что "вылетело", от чего избавился или стремиться избавиться; на крыше - свои мечты или то, что сумел защитить в себе или то, что позволило обрести защищенность.

Каждый демонстрирует группе свой домик и дает комментарии по содержанию надписей, возможно и по самой постройке.

Рефлексия упражнения, занятия и всего тренинга.

6. Прощание

Участники благодарят друг друга за совместно проведенное время.

Заключительная часть

Подводя итоги мероприятия, можно отметить, что его замысел полностью соответствует потребностям и интересам участников тренинга. Участники проявляли инициативность, демонстрировали активность и заинтересованность.

Можно сказать, что поставленные цели, в рамках одного тренинга, достигнуты, но впереди еще предстоит не раз возвращаться к этой теме, что бы закрепить весь усвоенный материал.

Польза от проведенного мероприятия несомненна: оно способствовало развитию личностных процессов, формировало правильное отношение к определению и достижению долгосрочных целей.

Показать полностью… https://vk.com/doc6893400_445644418
71 Кб, 16 мая 2017 в 21:04 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении