Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 010300 из РГПУ

Целевая прогулка.

Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность, где они живут, находящиеся вблизи объекты.

Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.

Так же во время прогулки дети знакомятся с памятниками на территории школы и их историей.

Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.

Наблюдения за растениями, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.

Усвоения знаний - аспект всестороннего развития ребенка.

Возможности целевой прогулки на природе

Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, воспитатели осуществляют важную воспитательную задачу - формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями, т.е. установление объективных связей между предметами и явлениями природы, среди которых ведущими являются причинные. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления.

Важно то, что в процессе ознакомления с растениями, животными во время целевых прогулок развивается речь детей, пополняется словарь, проводятся беседы - а это средство развития диалогической и монологической речи.

Целевые прогулки создают прекрасные возможности для развития сенсорной сферы ребенка. Каждая встреча с новыми объектами природы - это возможность увидеть, прикоснуться, понюхать, прислушиваться к ним, и воспитатели в полной мере должны использовать эти возможности.

Нельзя переоценить роль целевых прогулок для развития у детей познавательных интересов и наблюдательности - исключительно важных качеств.

В наше время исключительно важное значение приобрели проблемы экологического воспитания - формирование нового, сознательного, ответственного, бережного отношения к природе, развития экологической этики, основанной на идее сопереживания, самооценке всего живого. Экологическое воспитание тесно связано с экологическим образованием. Лишь на основе знаний, о деятельности в природе формируется экологическая культура, которая заключается в том, что человек осознает общие закономерности природы и общества, считает природу родным домом, которую надо беречь и о которой надо заботиться.

Какова же роль целевых прогулок в формировании экологической культуры детей?

Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения дети получают знания о взаимосвязях в природе, о ценности для человека тех или иных объектов природы, о правилах природопользования.

Ознакомление с различными объектами природы во время целевых прогулок является важным средством эстетического развития детей. Восприятие красочных пейзажей, гармоничных сочетаний красок у цветов - все это пробуждает у детей чувство красоты, воспитывает любовь к природе. Большую роль в этом играет эмоциональная чувствительность воспитателя, умение не только увидеть красоту природы, но и доступно донести это детям, чтобы привить эстетические ценности, важные не только для эстетического развития личности, но и для хорошего, гуманного отношения к окружающей природе.

Целевые прогулки являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу - цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.

Пребывание среди природы, влияние природных факторов, активные движения детей во время целевых прогулок стимулируют обмен веществ, закаляют детей.

Чрезвычайно благоприятные условия для целевых прогулок имеет территория нашей школы, с цветниками, прудом, фруктовым садом, памятниками.

Характерный признак целевых прогулок на природу - неоднородная насыщенность их исследовательским материалом в разные времена года в связи с природными процессами, характерными для нашей флоры и фауны.

Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения на участке школы, например, березку или воронье гнездо , совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

На таких прогулках дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Рассматривание памятников вызывает у детей желание узнать причину и историю их появления на территории школы, узнать, кто создал памятник.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время прогулки дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать тюльпаны на клумбы, осенью - убирать листья. Самым значимым является то, что во время этих акций дети накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на прогулках вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений ("Угадай по запаху", "Узнай по описанию", "Ветка, ветка, где твоя детка?", "Раз, два, три, к березе беги!")

В заключительной части прогулки воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного этапа - подведение итогов прогулки.

После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, написать отзыв, написать рассказ или сказку, сочинить стихотворение, вылепить или сделать аппликацию по впечатлениям после прогулки, проводятся беседы об увиденном.

Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей школьного двора и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой прогулки макет может дополняться, преобразовываться. Таким образом, целевые прогулки помогают расширить представления воспитанников об экологических системах, сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду, обращать внимание на окружающие объекты и интересоваться их историей.

Показать полностью… https://vk.com/doc5840281_445228095
36 Кб, 14 мая 2017 в 13:44 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении