Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010318 из РГПУ

Функции менеджмента в досуговой деятельности.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. В русском языке "менеджмент" означает "управление" - функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от "менеджер" - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Управленческий труд - часть общего технологического процесса деятельности учреждений культуры.

Предметом управленческого труда является информация (устная, письменная, визуальная).

Субъект - руководитель, объект - подчиненный. При этом контакты между ними и посетителями учреждений культуры надо рассматривать как особый вид информационной деятельности.

Продуктом управленческого труда является управленческое решение. Управленческий труд в учреждениях культуры - это интеллектуальный труд, состоящий в оценке и проектировании решений, опирающийся на экономическую, педагогическую, психологическую и искусствоведческую культуру. Его основное содержание - работа с людьми и документами.

Управленческий труд - это деятельность, распространяемая на людей, которые не связаны правовыми и нормативными актами. Поэтому управление - элемент, функция организованной системы, биологически, социально, технически обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, достижение цели деятельности.

В учреждении культуры и, особенно в коллективе художественной самодеятельности устанавливаются коллективные связи между субъектами познания, практики и управления. Именно руководители и специалисты учреждения культуры есть коллективный субъект управления познавательной и творческой деятельностью в социальной среде, создающий условия для коллективного освоения культуры, снимающий противоречие между практикой и творческим процессом.

"Субъект управления, снимая противоречие между познанием и практикой, является тем активным творческим центром личности, который осуществляет единство объективного и субъективного, бытия и мышления".

Творческие способности присущи каждому человеку, ибо уже сам процесс познания - это процесс перехода от одной решенной задачи к другой. Управление обычно представляется в динамике как деятельность, направленная на процессы, идущие в учреждении культуры. В связи с этим выделяются цели, средства и методы управления, этапы управления (прогнозирование, планирование, координирование, принятие решения, контроль). В качестве стратегических и тактических целей управления учреждением культуры выступают его сохранение или преобразование в новую организационную структуру и совершенствование технологического процесса, протекающего в нем.

Управленческая деятельность учреждений культуры охватывает все стороны жизнедеятельности управляемого объекта, решая при этом две основные задачи: поддержание функционирования этой системы в соответствии с нормативными требованиями и целенаправленное воздействие на функционирование коллектива, обеспечивающее его изменения в запланированном направлении.

Первый - это управление администрацией, которое осуществляется отдельными актами и фрагментами деятельности и сводится к поддержанию связи между ними или изменению их в нужном направлении. К этому типу управления относятся и вопросы организации и изменения технологических процессов, финансовой политики, создания коммерческой службы.

Этот процесс является центральным и определяющим звеном менеджмента учреждения культуры, поскольку технология управления со-

стоит из принятия управленческих решений (единоличных и коллективных) и контроля за степенью и характером реализации этих решений. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимно дополняют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Все эти оперативные составляющие менеджмента учреждения культуры образуют целостное технологическое единство, которое может быть представлено следующей схемой: решение - цель - средство - контроль - результат. В этих понятиях и заложен концептуальный потенциал управленческих основ в таком учреждении, необходимый для практики технологической ориентации. В нем выражается представление об управленческом "механизме" как об органическом единстве, целостности средств управления учреждения культуры для достижения заданной цели.

Другой управленческой основой функционирования учреждения культуры является налаживание взаимодействия с другими типами учреждений, направленного на результативное достижение целей менеджмента как творческого процесса.

Система управления учреждения культуры объективно складывается в процессе функционирования отношений между различными сторонами и элементами коллективной деятельности. Интегрирующим ее звеном являются отношения "руководитель - коллектив - руководитель".

В зависимости от характера связей субъекта и объекта методы менеджмена в учреждении культуры можно разделить на две группы: непосредственные (субъект-объект), воздействующие на коллектив как объект и на отношения с горизонтальными связями: руководитель - руководитель, группа - группа, участник - участник, и опосредованные (субъект - объект - субъект), когда руководитель, управляя объектом своего воздействия (коллективом, группой или участником), переводит его в новое качество - в субъект самоуправления или управления. При идеально организованном процессе управления роль руководителя здесь минимальна. Реальный управленческий акт совершается за счет активности участников "снизу" - лидером, советом и т.д.

Методы менеджмента не должны быть единственными или преобладающими в арсенале руководителя. Управленческое воздействие есть органическое единство непосредственных и опосредованных методов, обеспечивающих технологический процесс. Воздействие на технологический процесс и на создание условий его функционирования в самодеятельном коллективе или любительском объединении обеспечивается исключительно управленческой деятельностью. Для освоения менеджмента в учреждениях культуры необходимо овладеть как непосредственными, так и опосредованными методами.

Применяемые в коллективах учреждений культуры методы опосредованного управления включают в себя:

- использование коллектива в качестве субъекта педагогического воздействия на посетителей учреждения культуры;

- организацию управления и самоуправления с помощью совета коллектива, актива;

- социально-психологическое и педагогическое самоуправление с помощью неформальных лидеров.

Причем в процессе управленческой деятельности удельный вес опосредованных методов в самодеятельных коллективах должен быть гораздо выше, чем в каких-либо других.

Теория и методика менеджмента оказываются сопоставимыми, взаимопроникающими, взаимопереводимыми управленческими операциями.

Первую группу операций менеджмента составляет "сфера прогнозирования". Это оценка будущего места учреждения культуры в культурной жизни населенного пункта, постановка целей, определение этапов и сроков проведения мероприятий, критериев оценки.

Затем "администрирование". Это группа операций начинается с ознакомления с материалами, отражающими культурные запросы различных коммерческих структур, которые непосредственно связаны с удолетворением потребности людей в отдыхе, разъяснением им особенностей этих структур, их реальных возможностей.

Третья группа - "воздействие и контроль". Это: личный пример; непосредственное воздействие; определение функций сотрудников учреждения культуры по развитию культурно-досуговой деятельности.

Вместе с тем в менеджменте важно помнить и о большой роли творческих групп, в которые входят сценаристы, режиссеры и другие специалисты учреждения культуры, занимающиеся синтезом различных видов искусства и использованием его в культурно-досуговых программах для достижения определенной цели.

"Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации".

Словом, менеджмент - это единая система, в структуре которой множество социальных сущностей (коллектив учреждения культуры, аудитория постоянная, переменная и потенциальная, актив учреждения культуры и т.д.). Отсюда эффективность менеджмента в учреждении культуры следует рассматривать прежде всего как обеспечение целей, актуальных в течение определенного периода времени. Система будет эффективной, если она способствует достижению оптимального результата, определяющего цель менеджмента при обеспечении необходимого и достаточного функционирования системы, которая находится в зависимости от определенной системы ценностей и решаемой задачи.

Показать полностью… https://vk.com/doc94821117_444982790
21 Кб, 4 мая 2017 в 14:22 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении