Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010320 из РГПУ

Структура досуговой деятельности.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимости, эмоциональной значимости, степенью духовной активности.

Простейший вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления израсходованных во время работы сил и делится на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, что снимает усталость и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, чтобы можно было освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Обычная, простая деятельность вызывает настроение покоя. Такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он является подготовительным ступенью к более сложной и творческой деятельности.

В структуре свободного времени необходимо выделять следующие элементы:

* общественно регулируемую часть (коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых);

* лично регулируемую (индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях).

Под структурой культурно-досуговой деятельности необходимо понимать построение, взаиморасположение и взаимосвязь основных его частей.

К структурным частям досуга можно отнести: потребление культурных ценностей, самообразование, культурно-творческие занятия, игровую деятельность, досуговой общение, пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями атикультуры. Таким образом, к структурным частям досуга можно отнести соотношение времени затрачиваемого на различные его виды и формы и их взаимосвязь.

на специфические характеристики культурно-досуговой деятельности, выделенные А.Д Жарковым22:

* процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, ее целей, задач, функций, прогнозируемых результатов;

* пространственные, достаточно четко фиксирующие ее границы в рамках общего бюджета свободного времени;

* содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.

Систему культурно-досуговой деятельности, согласно А.Д. Жаркову, схематично можно представляет следующим образом:

* иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определенную иерархию, имеют устойчивый (пусть в определенных временных границах) порядок предпочтений;

* последовательность: на смену удовлетворенной потребности или достигнутой цели приходит другая; более "высокие" потребности возникают на базе удовлетворения более "низких" и т.п.;

* дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определенных этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;

* логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречить настоящему;

* сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и др.) "сильнее", "выше" и т.п.

Содержание культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как "внутренний смысл" основных структурных элементов, их конкретную наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может включать в себя различное содержательное наполнение. Например, любительские занятия у каждого человека будут наполнены разного рода деятельностью: это может быть рыбалка, цветоводство, собаководство, вышивание и т.д.

Содержание культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как "внутренний смысл" основных структурных элементов, их конкретную наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может включать в себя различное содержательное наполнение. Например, любительские занятия у каждого человека будут наполнены разного рода деятельностью: это может быть рыбалка, цветоводство, собаководство, вышивание и т.д.

Под содержанием культурно-досуговой деятельности понимается:

* Непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

* Осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время находится в фокусе его внимания;

* Оценки, которые возникают у человека по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

С этой точки зрения, к содержательному аспекту культурно-досуговой деятельности относятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции, воплощение жизненной позиции (в том числе через увлечение любимым занятием (хобби), осмысление профессионального искусства и народной культуры (через общение с авторами, восприятие оригинальных произведений искусства, через обращение к СМИ, через участие в любительских художественных занятиях, через знакомство с историческими памятниками и художественными шедеврами других народов), социально-психологические и межличностные контакты, участие в игровой деятельности или наблюдение за ее ходом.

Основные задачи культурно-досуговой деятельности в предельно концентрированном виде можно выразить через функции.

Анализ совокупного опыта культурно-досуговой деятельности позволил выявить следующие ее функции:

* рекреативную (возможность снять производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых);

* развивающую (вовлечения индивида в процесс непрерывного просвещения; включения людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.);

* компенсаторную (самореализацию творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности).

* коммуникативную функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно значимое неформальное общение;

* накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей, значений;

* воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

* социализирующую, обеспечивающая через создание структуры отношений опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

* гедонистическую (получение наслаждения и удовольствия);

* функцию регуляции социальных отношений (через карнавализацию, игру);

* воспитательную;

* функцию совместного переживания значимых событий общественной жизни, которое обеспечивают праздники.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это сложная, многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции, содержание, технологию и методику организации.

Показать полностью… https://vk.com/doc94821117_444981751
21 Кб, 4 мая 2017 в 13:51 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении