Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010326 из РГПУ

Вопрос 9 Физиолого-педагогическая характеристика разминки

Какие же задачи решаются в вводной части занятия? Это, прежде всего, педагогическая подготовка - создание благоприятной ситуации для решения педагогических задач. Следующая задача - психологическая настройка, обеспечение психической готовности к занятиям (тренировке). Не менее важна и функциональная настройка - усиление деятельности систем дыхания и кровообращения, повышение температуры тела и т. п. Большое значение имеет и двигательная настройка - вхождение в темп и режим специализированных двигательных актов, достижение оптимума двигательных реакций.

Весь комплекс физических упражнений, проводимых в вводной (подготовительной) части занятий с целью заблаговременной и всесторонней мобилизации функций организма, их подготовки к выполнению предстоящих упражнений, принято называть разминкой.

Не следует путать разминку с врабатыванием - функциональными изменениями, возникающими в организме в начальном периоде работы (например, при выполнении комплекса физических упражнений для развития основных физических качеств). Чем менее подготовлен организм, тем длительнее и напряженнее период врабатывания. Правильно организованная разминка облегчает процесс врабатывания и обеспечивает более высокую готовность к выполнению основной группы физических упражнений.

- слагается из трех частей.

В первой части спортивной разминки особое внимание уделяют подготовке к предстоящей работе суставов, связочного аппарата, сухожилий и мышц. С этой целью в комплекс включают упражнения умеренной интенсивности, последовательно вовлекающие в деятельность все основные суставы. В целом на первую часть разминки отводят около 5 мин.

Во второй части спортивной разминки в течение 5-10 мин. хорошо использовать бег умеренной интенсивности. (При этом частота сердечных сокращений - ЧСС - повышается до 120- 160 уд/мин.)

Третья, специальная, часть включает упражнения, близкие по своей биомеханической структуре к упражнениям, выполняемым в основном разделе спортивной тренировки. Однако интенсивность таких упражнений и длительность пауз между ними должны соответствовать режиму умеренной мощности. Продолжительность этой части разминки - 15-20 мин.

. Этот переход нервных процессов на новый уровень функционирования и обеспечивает разминка. В результате увеличивается подвижность нервных процессов, улучшаются восприятие и переработка информации, достигается большая координация регуляции всех звеньев двигательной и других систем, обеспечивающих оптимальную деятельность физиологических функций во время выполнения физических упражнений.

Под влиянием разминки происходит подготовка к предстоящей работе суставов, связок, сухожилий и мышц. Подготовка суставов достигается за счет того, что во время выполнения соответствующих упражнений усиливается выделение в полость сустава синовиальной жидкости (так называемой смазки), уменьшающей трение суставных поверхностей и тем самым предохраняющей их от повреждений. В результате разминки повышается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость суставов. Все это предотвращает травмы, разрывы, трещины и т. д. Вот почему в разминку, особенно спортивной направленности, важно включать эту часть.

При разминке, как правило, повышается температура тела, особенно рабочих мышц, и потому разминку иногда называют разогреванием. Повышение температуры способствует снижению вязкости мышц, что облегчает выполнение движений с большей амплитудой и более высокой скоростью сокращения и расслабления. Специальные исследования показали, что при повышении в результате разминки температуры тела на 2 °С скорость сокращения мышц может увеличиваться до 20 %.

Разминка мобилизует все звенья систем дыхания и кровообращения. Если же основная работа начинается без предварительной разминки, то некоторое время организм работает в условиях недостаточного кровообращения.

Вопрос 10 Физиолого-педагогическая характеристика основной части

В ходе тренировки соблюдаются общие педагогические принципы -активности, сознательности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности и прочности. Вместе с тем имеются специфические принципы тренировки - единство общей и специальной физической подготовки, непрерывность и цикличность тренировочного процесса, постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок.

Тренировка оказывает серьёзное влияние на функциональную деятельность организма спортсмена. Это влияние сказывается в совершенствовании процессов высшей нервной деятельности, связанных с данным видом спорта, в изменении характера реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, ритма и силы сердечных сокращений, в изменениях процессов обмена в организме, в характере и степени расхода энергии при спортивной работе и т. п.

Эти изменения физиологических процессов приводят к более лёгкому приспособлению организма спортсмена к повышенным требованиям, которые предъявляет спортивная работа в отношении мощности, скорости и координированности движений. Они имеют большое значение для выработки силы, быстроты, выносливости и ловкости, проявляемых спортсменом в избранном им виде спортивной деятельности.

Содержание спортивной тренировки в различных видах спорта различно и стоит в связи с особенностями того или другого вида спорта..

При всём своём разнообразии тренировка в различных видах спорта имеет общие черты и может быть определена как Педагогический процесс, направленный, с одной стороны, на достижение спортсменом наивысших результатов в определённом виде спорта, а с другой стороны - на всестороннее физическое развитие и воспитание необходимых спортсмену морально-волевых качеств. Спортивная тренировка оказывает воздействие на деятельность всех органов и систем организма. Ведущее значение в этой перестройке деятельности организма имеют изменения, происходящие в центральной нервной системе и её высшем отделе - коре головного мозга. Основное значение здесь имеет синтезирующая и анализирующая деятельность коры головного мозга и связанная с ней выработка соответствующих для каждого вида спортивной деятельности динамических стереотипов.

Воспитание и обучение, а также спортивная тренировка являются не чем иным, как формированием у учащихся соответствующих прочных условнорефлекторных связей. Процесс выработки двигательных навыков и привычек представляет собой длинную цепь условных рефлексов и подчинён законам высшей нервной деятельности.

Вопрос 11 Физиолого-педагогическая характеристика заминки

Заминка - это упражнения, выполняемые по окончании тренировки в медленном и лёгком темпе, которые позволяют организму перейти из возбужденного состояния в спокойное или близкое к спокойному.

В заминку прежде всего входят упражнения на растяжку и кардиоупражнения. Растяжка возвращает мышцам былую длину и эластичность, а заодно сокращают процесс восстановления. Кардиоупражнения подготавливают нашу нервную систему и наши мышцы к отдыху.

- постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:

- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

- регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания "слабых мест".

Длительность заключительной части 3-5 мин.

Вопрос 12 Кислородный долг и его составляющие

Кислородный долг - это объем кислорода, который необходим организму, для окисления продуктов обмена, накопившихся в результате физической нагрузки. Различают две составляющие кислородного долга. Первая - это восстановление кислородного резерва. Для его оплаты человеку надо просто отдышаться (1-1,5 минуты). Вторая - это устранение накопившейся молочной кислоты (до 1,5 часов).

Кислородный долг включает два компонента (Р. Маргария):

а) алактатный кислородный долг - это количество О2, которое необходимо затратить для ресинтеза АТФ и КФ и пополнения тканевого резервуара кислорода (кислород, связанный в мышечной ткани с миоглобином);

б) лактатный кислородный долг - это количество О2, которое необходимо для устранения накопленной во время работы молочной кислоты. Устранение молочной кислоты заключается в окислении одной ее части до Н2О и СО2 и в ресинтезе гликогена из остальной части.

Алактатный кислородный долг устраняется на первых минутах после окончания работы. Устранение лактатного кислородного долга может продолжаться 30 мин и больше.

В тех случаях, когда выполняется работа высокой мощности, системы доставки кислорода не обеспечивают потребность энергетических процессов, следствием чего является накопление в тканях недоокисленных продуктов. После завершения физической нагрузки у человека сохраняется гипервентиляция, в процессе которой ликвидируется кислородная задолженность, оцениваемая максимальным кислородным долгом (МКД)

Показать полностью… https://vk.com/doc-58072012_445047475
23 Кб, 3 мая 2017 в 20:33 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении