Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010357 из РГПУ

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Доклад

на тему: Организация учителем разнообразной учебной среды на уроке как средство создания атмосферы сотворчества и сотрудничества взаимного доверия между ребёнком и учителем

Выполнили студенты

3 курса группы 17 СПП(у)

Гесслер Татьяна

Воробьёв Артур

2017 г

Сущность образовательной среды

Мировые тенденции экономического и общественного развития предъявили новые социальные требования к системе российского образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что "каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций".

Понятие среда в психологии появилось благодаря принятию большинством специалистов идеи экологической психологии. Экологическая психология возникла под влиянием идей о необходимости изучения экологии человека и социальной экологии, сложившихся в 70-е годы ХХ века. Эта отрасль знаний ставила своей целью изучение закономерностей взаимодействия человека, общества и окружающей среды. По мнению югославского ученого Д. Марковича, социальная экология есть составная часть "Экологии человека", изучающей "влияние среды на человека и человека на среду..."

Понятие "среда" отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Само понятие образовательной среды (и производные от него) разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Коллективом ученых и педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, Н.Б.Крылова, М.М.Князева и др.) разрабатывались философские аспекты понятия "образовательная среда", приемы и технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ (О.С.Газман, М.В.Кларин, И.Д.Фрумин, В.А.Ясвин и др.), уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников систем развивающего обучения (В.В.Давыдов, например, ввел в образовательную практику понятие "школа взросления"), сотрудников Института психологии РАО (В.В.Рубцов, В.И.Панов, Б.Д.Эльконин).

Образовательная среда - понятие более узкое. Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение Козырева В.А., И.К. Шалаева, А.А. Веряева. Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Существуют различные модификации образовательных сред: например, А. А. Калмыков и Л. А. Хачатуров описывают виртуальные образовательные среды. При этом дается специфическое определение, в котором использован аксиологический подход: "под виртуальной образовательной средой понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, то есть личность, находящуюся в процессе образовательного становления, осваивающую как новые знания, так и новые степени свободы". Другие исследователи описывают интегрированные и распределенные образовательные среды.

Говоря об учебных средах (или средах обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания (оба процесса присутствуют в названных средах). Понятие "учебная среда" еще более конкретизирует "образовательную среду", так как в образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучаемого/учащегося в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. По нашему мнению, среда обучения - это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила и вещественный антураж для разворачивания процессов обучения и развития. О.П. Околелов говорит о педагогической среде обучения, под которой он понимает генерируемое индивидуумами-участниками процесса обучения системное образование, пронизанное специфическими, характерными именно для этого образования взаимодействиями. В данном случае на первый план выдвигается коммуникация внутри среды.

Наибольшей популярностью в последнее время пользуется термин "информационно-образовательная среда". В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию 31 мая 1995 г., под информационно-образовательной средой понимается "системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей". В дальнейшем под информационно-образовательной средой мы будем понимать определенным образом связанные между собой образовательные учреждения, которые находятся в условиях информационного обмена, организуемого специальными программными средствами.

Анализируя имеющееся понятие "образовательная среда", необходимо отметить их разнообразие и исследовать глубину. В.А. Ясвин определил образовательную среду как "процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу". И выделил компоненты образовательной среды.

В свою очередь, Ковалев Г.А. выделяет в качестве структурных единиц образовательной среды: физическое окружение, человеческие факторы и программы обучения.

Процесс развития личности так же необходимо изучать с учетом естественного окружения. При этом естественное окружение, существует и оказывает влияние на нескольких разных уровнях. Ури Бронфенбреннер выделяет четыре таких уровня:

1. Микросистема - "комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающее самого этого человека" (семья, школа, сверстники и пр.).

2. Мезосистема - совокупность влияющих друг на друга

микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой

группой сверстников.

3. Экзосистема - "расширение мезосистемы, охватывающее другие специальные структуры, как формальные, так и не формальные, которые сами не включают в себя развивающегося человека, но воздействуют на непосредственные условия, в которых человек оказывается".

4. Макросистема - "преобладающие институциональные паттерны культуры или субкультуры, такие, как экономическая. социальная, образовательная, правовая и политическая системы, конкретными проявлениями которых являются микро-, мезо- к экзосистемы".

В.И. Панов в своих трудах систематизировал модели образовательной среды.

1. Эколого-личностная модель разработчик В.А. Ясвин.

2. Комуникативно - ориентированная модель - В.В. Рубцов.

3. Антрополого - психологическую модель - В.И. Слободчиков.

4. Психодидактическая модель образовательной среды разработана коллективом авторов: .П.Лебедевой, В.А.Орловым В.А.Ясвиным и др.

5. Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Человек в процессе обучения рассматривается в системе "человек - окружающая среда".

На основании типологии образовательных сред Я. Корчака, Ясвиным В.А. была разработана методика векторного моделирования образовательной среды предполагающая построение системы координат, состоящей из двух осей: ось "свобода-зависимость" и ось "активность-пассивность". Для построения в этой системе координат вектора соответствующего тому или иному типу образовательной среды необходимо на основе анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определена наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка и три вопроса на наличие возможностей для развития активности.

"Активность" понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство, борьба личности за свои интересы, соответственно "пассивность" - как отсутствие этих свойств.

"Свобода" связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью и т.п., (зависимость" понимается как приспособленчество, послушание чужой воле, личная безответственность и т.п.

На основании данного анализа можно судить о модальности образовательной среды. Именно по данному параметру можно судить об образовательной среде с качественной, типологической точки зрения.

Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия

Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к без оценочному отношению к нему как к личности. Стили взаимоотношений педагога и учащихся являются особо значимой составляющей педагогического общения, или способствующей успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию, или затормаживающей эти процессы.

Таким образом, сотрудничество учителя и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.

При этом в деятельности и общении детей и педагогов должно культивируются самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.

Для разных возрастных категорий учащихся сотрудничество должно принимать различные проявления. Например, для детей дошкольного возраста и учеников младшей школы сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах делается упор на мотивацию обучению, как первого звена карьерного роста и благополучия. Педагогу, как человеку опытному и авторитетному важно донести до подростка, что знания необходимы для развития гармоничной личности и благополучия. И что именно благодаря накопленному багажу знаний и умений юноша способен завоевать авторитет среди сверстников. Ведь для подростка актуально приобретение всех видов научных и практических, бытовых знаний, самоутверждение и самореализация. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, и педагога в том числе, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Возникает необходимость не только в сотрудничестве, но и сотворчестве педагога и учащихся.

Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний учащимися умением учителей не только использовать в обучении психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. Успех зависит от атмосферы, которая царит на уроках, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.

С одной стороны, обстановка деловая, где все трудятся в меру своих сил и способностей, с другой - непринужденная, светлая, насыщенная положительными переживаниями: удовлетворением, радостью. Дети желают учиться. Учитель вместе с детьми, а не над ними. Все превосходство учителя не в возрасте, не в особых правах и власти над детьми, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете. Миссия учителя - возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование. В этих условиях формируются действенные знания и происходит личностное развитие: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое.

Личностный подход в сфере взаимоотношений учителя и учащихся - это доброжелательное и уважительное отношение к личности ученика. Главный инструмент личностного подхода - умение внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди других единственных и неповторимых.

Диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения.

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников, студентов)(интеракция), общающихся между собой, образует в результате более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, что разрастается внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как управление (министерство, комитет, отделы образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, кафедры, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из них характеризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситуацию, стиль и эффективность. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении.

Важно также отметить, что образовательная система, например школьное, особенно дошкольное образование, взаимодействует с системой "семья" (родители, родители родителей) и с системой "общественность". Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосредственно в классе (в аудитории). Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть проекция системы их ценностей на характер учебной деятельности.

Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S>O, где S - это активный субъект, выступающий инициатор процесса обучения, проецирующий свои знания и навыки, и производящий контроль и оценку из усвоения. В этой схеме объектом обучения и воспитания предстает школьник. Базируясь на характеристике взаимодействия, как активность всех его участников, схему учебного взаимодействия в последние годы трактуют как двухсторонне субъектно-субъектное взаимодействие S1S2 где S1 - учитель (преподаватель) и S2 - ученик (студент) образуют общий совокупный субъект S характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. С учетом того, что учитель работает в коллективе учащихся, именуемом группой или классом, ему сменяется как педагогу формирование этого класса (группы) как совокупного субъекта, чьи учебные усилия также должны быть направлены на достижение общей цели. Представленная выше схема, иллюстрирующая педагогическое взаимодействие является многоярусной структурой, прочность которой гарантируется наличием психологического контакта между сторонами данного взаимодействия.

Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу взаимодействующих сторон.

Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление "заражения", механизм которого рассматривается в социальной психологии как способ интеграции групповой деятельности. Древнее по своему происхождению и многообразное по проявлению, заражение выступает как форма спонтанного внутреннего механизма поведения человека.

Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, сомышление, которое представляет собой вовлеченность двух сторон в идентичную активную деятельность, направленную на решение проблем или определенных интеллектуальных задач.

Этот принцип так называемого интеллектуального содействия обусловливается совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например учителя и учеников.

Стратегию сотрудничества формируют механизмы стимулирования учителем познавательных интересов учащихся.

Таким образом, можно сказать, что сотрудничество педагога и учащегося - это одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны:

1) пространственное и временное соприсутствие,

2) единство целей,

3) организация и управление деятельностью,

4) разделение функций, действий, операций,

5) наличие позитивных межличностных отношений.

Сотрудничество происходит по четырем основным направлениям: линия "учитель - ученик(и)", как правило, подкрепляется активностью в направлении "ученик плюс ученик", что обусловливается самим коллективным характером учебной деятельности. Кроме того, на сотрудничество педагога и учащегося влияют контакты по линиям "учитель и учительский коллектив", а также общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе.

Сотрудничество педагога и учащихся сказывается и на формировании общегруппового сотрудничества.

На помощь организации учебного сотрудничества приходят разнообразные способы и приемы, одновременно ставящие рамки деятельности учеников.

Так к самым распространенным из них относятся дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов в ходе рассмотрения учебных заданий.

Фиксируется также зависимость приемов от формы сотрудничества: итоговой и текущей. При итоговом решение задачи, предназначенной для совместной работы, может быть индивидуальным, а его контроль и оценка - производиться совместно, в процессе обсуждения итогового результата. В текущем сотрудничестве решение задачи на всех этапах ведется совместно всеми участниками.

Теоретический анализ проблемы решения задач в совместной деятельности показывает, что не всякая задача способна в точности отвечать сотрудничеству: эффективное общение и решение совместных проблем возможны в случае логических рассуждений, двухстороннего анализа и взаимной оценки разных точек зрения.

Соответственно задача, адекватная учебному сотрудничеству, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения.

Проблемные учебные задачи наиболее адекватны сотрудничеству. Такие задачи по критерию доминирования познавательного процесса при их решении относятся к мыслительно-мнемическим. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях.

В общем контексте предложенной В.Я. Ляудис схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя - учеников В.П. Панюшкин разработал динамику становления их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, которые постоянно меняются при изменении деятельности учащихся.

Первая фаза - процесс приобщение к действиям. Она состоит из таких формы:

1) разделение деятельности между педагогом и учащимися,

2) действия учеников, относящиеся к имитации,

3) действия учеников, относящиеся к подражанию.

Вторая фаза динамики совместной деятельности - согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу входят следующие формы:

4) действия учащихся, в которых доминирует самостоятельная регуляция,

5) действия учащихся, в которых доминирует самоорганизация,

6) действия, к которым ученики побуждаются без внешнего вмешательства.

Прогнозируется и третья фаза. Так В. Панюшкин пишет об партнерстве в ходе усовершенствования приобщения к действиям. Развитие и укрепление данной модели взаимодействия педагога и учащихся способствует равноправенству.

Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.

Протекание учебного процесса, происходящее в условиях сотрудничества учеников и учителя по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, обнаруживает ряд преимуществ по сравнению с деятельностью индивидуальной.

Это не зависит от формы организации сотрудничества педагога и учащихся, количества учащихся вовлеченных в совместную деятельность. Главное - отношение учащихся к процессу сотрудничества и сотворчества.

Сотворчеству, как один из видов взаимодействия имеет схожие механизмы, но для него требуется не логический анализ, а совместное преобразование действительности.

Отличаются и способы его внедрения: работа кружков, самодеятельных коллективов, конкурсы и соревнования.

Сотворчество на сегодняшний день, при настоящем уровне развития технологии обучения является с одной стороны эффективным и плодотворным общением педагога и школьника, с помощью вербальных и невербальных средств, речевой и коммуникативной стратегии деятельности.

С другой стороны - сотворчество учителя и учащегося - это создание новой педагогической реальности, обладающей такими признаками как полиязыковый и поликультурный характер.

Расширение поля деятельности обоих участников для участников педагогического процесса, а также упрочнение и развитие их личного языкового статуса проходит как составляющая взаимного творческого обогащения.

Культурное взаимообогащение педагога и учащегося в ходе сотворчества является одновременно и важным условием, и критерием самого совместного творчества. Более яркое проявление творческих функций влечет за собой повышение продуктивности процесса сотворчества, направленного на обновление содержания образования и его технологической базы. Педагогу приходится сталкиваться со сложными профессиональными и коммуникативными задачи при высоком творческом потенциале учащихся.

Суммируя данные сведения можно прийти к выводу, что учебное взаимодействие сложный многоуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество по нескольким линиям, важнейшим из которых является сотрудничество педагога и учащегося. Оно требует психологического контакта и является одним из стилей педагогического взаимодействия.

Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин

Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.

Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: выбор решения альтернативных, разрешение проблемных ситуаций, поиск суждений о фактах или явлениях, решение задач, имеющих неоднозначные ответы, выдвижение гипотез. На первой фазе происходит распределение действий: педагог дает задание, ставит вопрос, а учащийся преступает к его аргументированному решению, поиску ответа. Учащийся имитирует подход учителя к решению проблемы, подражает его ходу рассуждение или отталкивается от точки зрения, поддерживая или отрицая ее. Во второй фазе главную роль играет самопобуждение - ученик стремиться дать исчерпывающий ответ или выдвинуть гипотезу, проявляющую его оригинальность и умение аргументировать точку зрения.

Например, на уроке истории педагог может предложить учащимся выдвинуть собственные варианты того, как могли альтернативно развиваться те или иные исторические события в гипотетической ситуации. Все ответы выслушиваются внимательно и поощряются. Ученик должен почувствовать интерес педагога к своим гипотезам, получить пространство для самостоятельного ориентирования в данном вопросе. Развивающийся диалог предполагает наводящие вопросы со стороны учителя. Наставник предлагает ученику самостоятельно оценить его точку зрения и дает собственную оценку, сравнивая их и подталкивая ученика к нахождению собственных ошибок. Таким образом, достигается единство поставленной цели - нахождение оптимального варианта решения проблемы.

Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся.

Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учиться самостоятельно принимать решения под руководством опытного и лояльного наставника. Например, на уроке литературы при рассмотрении действий главных героев художественного произведения, педагог может попросить учащихся поставить себя на место одно из героев и предложить свою линию поведения. Занимательным вариантом может стать небольшая инсценировка эпизода произведения с распределением ролей главных героев между педагогом и учащимися. С последующим анализом ощущений и действий героев.

В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким. Этому способствуют не только диалог, но такие способы сотрудничества как учебная дискуссия, дебаты, семинар, мозговой штурм. Педагог должен донести до учащихся, что сотрудничество, это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.

Преподавание точных дисциплин: математики, физики, химии и других требует практического материал для работы с учащимися на основе самообразования и самовоспитания для решения исследовательских и экспериментальных задач по темам курса. В ходе педагогического диалога важно раскрыть для учащихся практическое значение научных законов и правил. Самоорганизумые и саморегулируемые действия детей направлены на освоение прикладной стороны дисциплины: проведение экспериментов, опытов. Руководство учителя должно быть ненавязчивым. Для убедительности и мотивации интереса учеников педагог может прибегнуть к парадоксальным экспериментам, например научным фокусам. А учащимся отвести роль ассистентов.

Например, на уроке математики в ходе двухстороннего сотрудничества педагог может предложить игру в математический софизм. Учитель формулирует перед учащимися софизм - заведомо ложное утверждение, ошибки в котором можно найти только после математического анализа. Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики учащимися. Обнаружение и анализ ошибки, заключенной в софизме, при поддержке учителя зачастую оказываются более поучительными, чем просто разбор решений "безошибочных" задач. Эффектная демонстрация "доказательства" явно неверного результата, в чем и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и "закрепить" то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому ее пониманию и осмыслению.

В последнее время в изучении технических предметов и точных наук особую роль занимает компьютер. Специальные компьютерные программы способны повысить интерес учащихся к процессу познавания и самостоятельной работы.

Особое место занимает сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося на уроках труда. Так называемое трудоведение, или основы трудовых навыков, в методике преподавания в основном ориентировано на сотрудничество "ученик-учитель". Выполнение практических заданий включает в себя коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке и помощи педагога. Особо важны на подобных занятиях невербальные стратегии, наглядный показ примера выполнения того или иного задания учителем.

Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся увеличивает мотивацию учеников к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к учебе, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже отстающих учеников. То есть, разрабатывая задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности.

Как завоевать доверие учеников? Советы начинающим учителям по взаимному доверию и взаимной помощи.

Доверие ученика является очень ценным ресурсом для учителя, показателем сплоченности и моральной зрелости тандема "педагог-школьник". Настоящему профессионалу под силу создание не только рабочей, но и дружеской, доверительной обстановки на уроке. Такой учитель может по праву гордиться установленными отношениями со своими воспитанниками. Педагог, которому удалось завоевать расположение учеников, вправе рассчитывать на соответствующую отдачу, к примеру, на повышение интереса и мотивации к изучению своего предмета.

Как расположить к себе учеников? У каждого опытного учителя найдется свой ответ на этот вопрос. В нашем докладе мы обобщили наиболее популярные и эффективные рекомендации относительно того, как завоевать доверие школьников.

В поисках доверия: 10 советов начинающему педагогу

1. Ищите в отношениях золотую середину!

Может ли учитель рассчитывать на доверительные отношения с учениками, следуя в работе принципу "все будет так, как я сказал, возражения не принимаются"? Запугать детей таким подходом очень просто, а вот расположить к себе не получится. Но это совершенно не означает, что нужно во всем идти на поводу у своих воспитанников.

Найдите определенный баланс - золотую середину. Выйдите на один уровень общения со школьниками, сохранив при этом нужную дистанцию. Главное, чтобы дети почувствовали, что их педагог - это хороший, приятный, открытый человек, интересная личность. Именно таким людям дети доверяют и тянутся к ним.

2. Интересуйтесь своими учениками!

Много ли учителей могут рассказать о своих учениках что-то большее, чем фамилия, имя и успеваемость по предмету? (Кстати, чем быстрее вы запомните новых учеников, тем лучше будете выглядеть в их глазах) Многие ли знают, чем живут их ученики, что любят, а чего терпеть не могут, чем увлекаются, к чему стремятся? Безусловно, эта задача не самая простая, особенно для педагога, имеющего большую нагрузку. Но знать хотя бы несколько индивидуальных особенностей ученика - значит уже обладать неоспоримыми преимуществами.

К примеру, расскажите ученику, что вы знаете о его достижениях в плавании, и гордитесь им! Поверьте, тот факт, что учителю интересны его личные достижения, не оставит ребенка равнодушным. А разве сложно в начале урока искренне поинтересоваться, как у ребят дела? Много времени такая беседа не отнимет, а небольшой мостик между педагогом и учениками будет возведен.

3. Будьте открыты с учениками!

Искренность и открытость учителя воспринимается детьми как особая степень доверия. И отвечают они, как правило, тем же. Приведем простой пример. Многим из нас знакома ситуация, когда с самого утра абсолютно не складывается день. Почему бы открыто не сказать об этом ученикам? Они оценят вашу откровенность, и вряд ли кому-то придет в голову огорчать любимого учителя своим поведением.

4. Станьте примером и защитником для учеников!

Не уставайте лично демонстрировать своим ученикам пример ответственности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремленности. Всегда выполняйте данные ребятам обещания, доводите начатое дело до конца. Умейте вовремя вступиться за своих учеников, защитить их от обид.

5. Говорите ученикам правду!

Рассмотрим такой пример. Очень часто школьников интересует, как изученный на уроке материал может пригодиться в дальнейшей жизни. И учитель начинает старательно доказывать, что без знания этой теоремы или гипотезы в жизни придется очень туго. Дети чувствуют, что это далеко не так, и определенная степень доверия к педагогу утрачивается. Не лучше ли учителю быть изначально честным со своими воспитанниками?

6. Избегайте шаблонов в работе!

Постарайтесь сделать каждый урок необычным и интересным! Чтобы стать любимым учителем, к которому ребята спешат на каждое занятие, нужно признать на помощь сердце, душу и интуицию! Даже такое рутинное дело, как проверка домашнего задания, может стать настоящей изюминкой урока.

7. Хвалите и поддерживайте учеников!

Не упускайте возможности заслуженно подчеркнуть значимость достижений учеников, не оставляйте незамеченными их успехи, хвалите за приложенные усилия и старания. Научитесь поддерживать воспитанников и в неудачах. Школьнику важно понять, что любые ошибки являются ценным опытом на пути к достижению поставленной цели. Однако помните, хвалить детей нужно правильно!

8. Запаситесь терпением!

Постарайтесь не ругать и не раздражаться на учеников, если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре, многим детям непонятны резкие перепады настроения учителя. Не употребляйте слова, которые могут обидеть ученика, снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих учеников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение.

9. Станьте источником оптимизма!

Вспомните, с чего начинается дружба в известной детской песенке! Не скупитесь на искреннюю улыбку! Помните о том, что дети очень чувствительны к настроению взрослых. Постарайтесь обучать предмету легко, заряжайте ребят оптимизмом! Это сделает их более уверенными в своих силах, избавит от ненужных страхов. Заручиться доверием учеников педагогу поможет и отличное чувство юмора. Ведь дети по натуре - большие весельчаки!

10. Сохраняйте доверие!

Завоевав расположение школьников, приложите все усилия, чтобы его сохранить! А для этого бывает достаточно просто уместно пошутить или от души похвалить ребят. Главный же совет, как завоевать и сохранить доверие учеников, заключается в искренней любви и уважении к детям, в желании подарить своим воспитанникам лучшее из того, что в ваших силах!

Показать полностью… https://vk.com/doc-111357820_444587811
44 Кб, 24 апреля 2017 в 20:37 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении