Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 010367 из РГПУ

68. Организация делопроизводства в образовательном учреждении.

Работа с официальной документацией - это деятельность директора (руководителя) школы, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе управленческих действий. Она включает в себя все операции по составлению и оформлению документов, весь комплекс работ с документами (ведение переписки, исполнение и контроль исполнения, учет документов, их систематизация, хранение, использование, порядок сдачи в архив и т. д.). Составной частью этого направления является документирование - процесс составления и оформления документов.

Документ - это объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи. Документ, созданный и оформленный в установленном порядке, называется официальным (управленческим). В состав каждого документа входит обязательный набор элементов, которые называются реквизитами: текст, название вида документа, автор, адресат, дата, подпись и др. Основным реквизитом документа является его текст.

Важной является классификация документов по видам и разновидностям. Вид - это понятие, употребляемое для обозначения группы документов одного названия (приказ, письмо, распоряжение, записка). Разновидность документа детализирует понятие "вид", уточняет характер деятельности,

Функции документа:

- информационная (документирование, хранение и предоставление информации);

- управленческая (с помощью документов решаются управленческие вопросы);

-коммуникативная (документы являются средством обмена информацией);

- правовая (документ может являться письменным доказательством в суде и быть источником права);

- организационная (документ устанавливает или упорядочивает действия сотрудников школы, учеников или родителей).

Виды документов и их подготовка

Приказ Приказ является основным нормативно-правовым актом, регулирующим управленческий процесс в школе. От грамотного его составления во многом зависит эффективность принимаемого решения. Рассмотрим методику составления приказа по основной деятельности школы. Подготовка его включает в себя следующие этапы:

- инициирование издания приказа;

- сбор необходимой информации;

- подготовка проекта документа;

- согласование;

- проверка правильности оформления;

- подписание;

- доведение приказа до исполнителей. Основаниями для принятия управленческого решения, выраженного в приказе, могут быть:

- действующее законодательство;

- подзаконные нормативные акты, регулирующие деятельность учреждения образования;

- локальные акты образовательного учреждения (решения педагогического совета, конференций, собраний);

- заявление работника;

- акты проверок.

Подготовка приказа осуществляется либо в целях исполнения предписаний вышестоящего органа управления образованием, либо в целях разрешения оперативных задач, стоящих перед руководством школы. При этом назначаются заместитель директора или подразделение школы (например, бухгалтерия), ответственные за разработку проекта нормативного акта, и указывается перечень структурных подразделений, заключения которых необходимы при его подготовке (в случае необходимости).

Проект документа оформляется в бумажном и электронном виде и согласовывается с указанными для согласованиями структурами или специалистами (например, при тарификации - с руководителями метод объединений).

Обычно используются следующие устойчивые словосочетания:

"В целях...", "На основании...", "Во исполнение...", "В связи с...". Если основанием для издания приказа является нормативный акт вышестоящего органа, то в констатирующей части следует указать вид акта, его автора, полное название (заголовок), номер и дату, т. е. все поисковые данные. Если нет необходимости давать разъяснения, то констатирующая часть может отсутствовать.

Исполнитель указывается в дательном падеже. Например: "Учителям начальных классов...", "Главному бухгалтеру..." и т. п. Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме "подготовить", "зачислить", "обеспечить", "утвердить". Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему предлагаемых работ. Обычно устанавливается отдельный срок исполнения для каждого задания. Последним пунктом в приказах указывается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением документа (должность и ФИО).

Доведение приказа до исполнителей осуществляется через циклические оперативные мероприятия (планерки), информационные стенды и персонально директором школы или специально назначенным лицом. Ответственность за организацию контроля и своевременное исполнение поручений возлагается на руководство организации или руководителей структурных подразделений.

В случае отказа работника удостоверить своей подписью факт предъявления ему соответствующего приказа юридическая сила последнего сохраняется, если в книгу приказов заносятся подписи руководителя учреждения или его заместителя, а также подписи присутствовавших при объявлении приказа свидетелей.

Непосредственный контроль за своевременностью исполнения поручений, указанных в тексте приказа, осуществляют заместители директора по должности или специально назначенные лица из числа сотрудников школы.

69. Социальная ответственность в управлении.

Социальная ответственность относится к действиям организации, направленным на поддержку устойчивого развития общества и окружающей среды, а также сохранение длительного существования организации путем минимизации отрицательных и максимизации положительных воздействий на общество и окружающую среду, посредством инициативного взаимодействия и обмена информацией с заинтересованными сторонами во всех сферах влияния организации.

Организации несут социальную ответственность в отношении своей внутренней и микросреды, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом. Внутренняя и микросреда организации. Определяются как люди и другие организации, которые подвергаются прямому воздействию поведения организации и которые заинтересованы в ее показателях. Сюда входят покупатели, кредиторы, поставщики, служащие, владельцы/инвесторы, национальное правительство и т.п.

Социально-ответственная деятельность организации также может быть ориентирована на удовлетворение интересов разных стекхолдеров: акционеров, инвесторов, сотрудников организации, потребилеьей продуктов организации, партнеров, поставщиков, представителей государственной и муниципальной властей, социальные и общественные группы и др.

70. Организация документооборота в ОУ.

Документооборот - это движение документов в образовательном учреждении с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Электронный документооборот - систем ведения документации, при которой весь объем создаваемых передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникативных технологий на компьютерах, объединенных в сетевую структуру, предусматривающую возможность формирования и ведения распределенной базы данных. Деятельность образовательного учреждения любого типа, в том числе и учреждения дополнительного образования, сопровождается составлением различных видов документов: - организационные документы учреждения (устав, структуру, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка); -·распорядительные документы учреждения (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения); -·документы по личному составу учреждения (приказы по личному составу, трудовые контракты или договоры, личные дела, трудовые книжки и пр).; -·информационные и справочные документы учреждения (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы и др.); -·нормативные документы вышестоящих органов (приказы начальника Управления образованием, охрана окружающей среды и др.). Внедрение и эффективное использование систем электронного документооборота - одно из важнейших направлений развития информационного общества.

Обеспечение деятельности образовательной организации в условиях рыночной деятельности и договорных отношений невозможно без осуществления работы с документацией в школе. Правильно организованный документооборот в школе позволяет обеспечить слаженное управление образовательным процессом, финансово-хозяйственными операциями, упрощает составление отчетности. Руководителю ОО очень важно помнить, что всякое управленческое решение базируется на информации, представленной в письменном или электронном виде, а значит - создать условия для рациональной и своевременной обработки документации. Документооборот в образовательной организации включает работу с организационными документами (уставами, договорами, должностными инструкциями, расписаниями), распорядительными актами (приказами, инструкциями), информационно-справочными документами (планами, отчетами, справками, телеграммами).

71. Концепция "обучающейся организации" как технология развития компетентности персонала образовательного учреждения

Понятие "обучающаяся организация" широко используется в теории и практике менеджмента. Оно означает коренные изменения в организационной культуре, позволяющие сделать процесс глубинных организационных изменений устойчивым и необратимым.

Признаки обучающихся организаций. Существуют разные подходы к определению характеристик обучающихся организаций. Мы остановимся на пяти характеристиках (или дисциплинах, по определению Сенге), которые были предложены Питером Сенге в его работе "Пятая дисциплина" [Сенге, 2003].

Формирование общего видения - это коллективная дисциплина. Она учит людей воспитывать в себе чувство преданности группе или организации, чему служат достижение общего представления о желаемом будущем, а также формализация объединяющих коллектив принципов деятельности, которая должна привести их в это общее будущее. Невозможно ничем заменить смелость, убежденность, приверженность и ясность намерений, если они существуют в организации. Именно эти качества формируют ощущение необходимости обучения и вызывают коллективное желание учиться. Без общего видения действительно значимый процесс обучения может возникнуть только во время кризисов, а закончиться - после преодоления кризиса.

Индивидуальное мастерство (совершенствование личности). Общее видение следует из индивидуального видения. Коллективная вовлеченность в процесс обучения исходит из персональной приверженности процессу обучения. Организация, которая постоянно учится формировать свое будущее, должна состоять из личностей, непрерывно обучающихся тому, как создавать больше по-настоящему значимого для их собственной жизни. Это дисциплина человеческих устремлений, охватывающая результаты, к которым больше всего стремятся люди (личное видение будущего), и реалистичную оценку сложившегося положения вещей (имеющегося в действительности). Обучение искусству создания "творческого напряжения" между мечтой и реальностью повышает качество принимаемых решений и помогает достигать большего на выбранных направлениях.

Интеллектуальные (ментальные) модели. Это дисциплина размышления и исследования, нацеленная на достижение более точного понимания тех установок и восприятий, которые влияют на мышление и поступки людей. Постоянное размышление о внутренних картинах мира, их обсуждение и оценка помогают людям с большей определенностью управлять своими действиями и решениями.

Командное обучение - это дисциплина взаимодействия в коллективе. Постигая искусство ведения диалога и дискуссий, группа открывает доступ к коллективному мышлению, учится мобилизовывать энергию и деятельность членов коллектива на достижение общих целей, развивая при этом синергетический эффект, когда групповые знания и способности превышают сумму индивидуальных талантов ее членов. В конечном счете, обучение эффективно лишь в группах, где люди необходимы друг другу, чтобы действовать (истинное значение понятия "команда").

Системное мышление - эта дисциплина дает возможность людям лучше осознать свою взаимосвязанность в ситуациях стабильности и изменений, учит управлять силами, определяющими последствия их действий. В основе системного мышления лежит теория динамики сложных систем, позволяющая понять закономерности их внутреннего развития. Освоение таких инструментов и методов, как системные архетипы, обучающиеся лаборатории и моделирование1, помогают постичь науку управления этими системами, действовать в согласии с изменениями природы и общества [Сенге, Клейнер, Роберте, 2003, с. 32-33].

72. Теории поведения человека в организации.

Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправлено - любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано - в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы - возможно измерить отдельные составляющие.

В целом качества личности зависят от следующих основных обстоятельств.

Во-первых, от индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов).

Во-вторых, от положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, доступа к информации, перспектив продвижения и т. п.).

В-третьих, от специфики окружающей обстановки, формальных и неформальных отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность).

В-четвертых, от пола (психологических различий между мужчинами и женщинами - гендерных отличий)

В-пятых, от особенности психических состояний, т. е. относительно устойчивых проявлений психики, присущих человеку в течение сравнительно длительного времени. Такие состояния бывают: познавательными (любопытство, заинтересованность, сомнение, сосредоточенность и проч.); эмоциональными (радость, грусть, злость, обида, страх, робость и т. п.); волевыми, позволяющими сознательно контролировать и управлять своей деятельностью (стойкость, целеустремленность, настойчивость, решительность, дисциплинированность и проч.).

Показать полностью… https://vk.com/doc-62745270_444426601
117 Кб, 22 апреля 2017 в 10:44 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении