Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 010401 из РГПУ

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по физике для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа по физике проводится с целью:

1) оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 7 классов по темам "Физические явления. Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие тел. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов";

2) выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания при изучении в курсе физики основной школы перечисленных тем;

3) оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения перечисленных тем.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется следующими документами:

• Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);

• Примерная программа основного общего образования по физике. VII-IX классы. (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/)

3. Дата проведения работы - 11 мая 2012 года.

4. Структура и содержание диагностической работы

Диагностическая работа по физике для 7 классов содержит 14 заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности. Работа включает следующие типы заданий:

1) Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, но верным является только один;

2) Задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр;

3) Задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.

Работа содержит 8 заданий с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.

Приоритет заданий с выбором ответа и с записью краткого ответа обуславливается необходимостью обеспечения полноты проверки за счёт использования большого числа заданий.

В работу включаются 9 заданий базового уровня (7 заданий с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом) и 5 заданий повышенного уровня сложности (1 задание с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом).

Работа охватывает учебный материал, изученный в 7 классе за первую, вторую и третью четверти (сентябрь-март). В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания, изученным за данное время по темам "Физические явления. Первоначальные сведения о строении вещества.

Движение и взаимодействие тел. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по физике и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения предмета на тот или иной вопрос темы, и её важность для дальнейшего изучения курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий теста по элементам содержания темы.

Таблица 1 Распределение заданий по элементам содержания тем

Темы курса физики Число заданий Физические понятия (физические явления, величины, единицы измерения) приборы для измерения физических величин 3 Первоначальные сведения о строении вещества 1 Взаимодействие тел

? масса, плотность

? механическое движение

? силы в механике

? равнодействующая сила 5

2 1

1 1 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

? давление твёрдых тел

? давление столба жидкости

? выталкивающая сила, плавание тел 5

2 1 2 Итого: 14

В работе предусматривается проверка усвоения конкретных знаний и умений по трём уровням: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой ситуации (см. таблицу 2). Воспроизведение знаний подразумевает знание основных фактов, понятий, моделей, явлений, законов. Применение знаний в знакомой и изменённой ситуации подразумевает сформированность умений объяснять физические явления, анализировать процессы на качественном и расчётном уровне, иллюстрировать роль физики в разработке технических объектов.

Таблица 2 Распределение заданий по уровням усвоения содержания

Уровни усвоения содержания Число заданий 1. Воспроизведение знаний 4 2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации 5 3. Применение знаний и умений в изменённой ситуации 5 Итого: 14

При разработке содержания диагностической работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов содержания, указанных в таблице 1, но и, в равной мере, проверки овладения видами деятельности, перечисленными в таблице 3.

Таблица 3 Распределение заданий по видам деятельности

№ Проверяемый вид деятельности Число заданий 1. Понимание смысла изученных физических явлений (узнавать описание явления, его определение, различать условия протекания явления, объяснять явления на основе имеющихся знаний) 4 2. Понимание смыла физических величин (узнавать название, определение и единицы измерения физической величины, различать аналитическую формулу и её графическую интерпретацию, применять формулу для анализа процессов на качественном и расчётном уровне) 4 3. Понимание смысла физических законов (узнавать словесную формулировку закона, применять закон для анализа процессов на качественном и расчётном уровнях, различать проявления законов в окружающей жизни и их использование для создания технических устройств) 2 4. Решение расчетных задач с использованием одной или двух формул по одной из тем курса физики основной школы 2 5. Владение основами методологических знаний и умений (различать/формулировать цели проведения, порядок проведения и умение делать выводы из описанных наблюдений и опытов, определять цену деления, пределы измерения прибора и записывать его показания) 2

Каждый вариант тестирования составляется таким образом, чтобы в заданиях использовались различные способы представления информации: графики, таблицы, схематичные рисунки. При выполнении таких заданий тестируемые должны дополнительно к умениям, перечисленным выше, продемонстрировать также умения работать с информацией различного типа.

5. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение одного задания составляет:

1. для заданий базового уровня сложности - от 2 до 3 минут; 2. для заданий повышенной сложности - от 3 до 7 минут; На выполнение всей работы отводится 45 минут.

6. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении тестирования дополнительно используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).

7. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в соответствии с критериями оценивания. Если ученик записал больше элементов ответа, чем требуется по инструкции, то ответ считается неверным.

3. Задание с развёрнутым ответом оценивается экспертом с учётом правильности и полноты ответа. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл ? от нуля до максимального балла.

Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом, образцы выполнения заданий с развёрнутым ответом приведены в "Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий", которые предлагаются к каждому варианту работы.

Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом, полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы ? 20 баллов, за задания базового уровня сложности ? 11 баллов, повышенного уровня ? 9 баллов.

Если учащийся получает за выполнение всей работы 6 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по проверяемому материалу и нуждается в дополнительном изучении материала и повторной диагностике.

Результат учащегося, лежащий в пределах от 7 до 11 баллов, говорит об усвоении им лишь наиболее важных элементов проверяемой темы, недостаточном владении формируемыми способами деятельности. Учащийся нуждается в серьёзной коррекционной работе по проверяемой теме. Данный уровень усвоения соответствует отметке "удовлетворительно".

При получении 12?15 баллов учащийся показывает усвоение всех содержательных элементов проверяемой темы и оперирование ими на уровне выполнения стандартных учебных задач. Данный уровень усвоения соответствует отметке "хорошо".

При получении 16?20 баллов учащийся демонстрирует освоение предметных знаний на уровне овладения достаточно сложными учебными действиями, умениями применять полученные знания при решении задач. Данный уровень усвоения соответствует отметке "отлично".

8. План работы

В таблице 4 предлагается план диагностической работы по физике, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: тематическая принадлежность, проверяемый вид деятельности, уровень сложности, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

Условные обозначения

Уровни сложности заданий: Б - базовый, П - повышенный.

Тип задания:

ВО - задания с выбором ответа, КО - задания с кратким ответом, РО - задания с развёрнутым ответом.

План диагностической работы по физике для учащихся 7 классов

№ Проверяемый элемент содержания Код проверя-

емого вида

деятельности Уровень сложности Тип задания Время выполне ния

задания (мин) Макс. балл за выпол- нение 1 Измерение физической величины 5 Б ВО 2 1 2 Строение вещества, диффузия 1 Б ВО 2 1 3 Механическое движение 2 Б ВО 2 1 4 Масса. Плотность 2 Б ВО 2 1 5 Силы в механике 3 Б ВО 2 1 6 Равнодействующая сила 1 Б ВО 2 1 7 Давление твёрдых тел 2 П ВО 3 1 8 Выталкивающая сила, плавание тел 3 Б ВО 2 1 9 Физические понятия: физическое явление, величина,

единицы измерения (соответствие) 1, 5 Б КО 3 2 10 Физические величины и приборы для их измерения

(соответствие) 2, 5 Б КО 3 2 11 Плотность вещества, агрегатное

состояние (множественный выбор) 1, 2 П КО 4 2 12 Давление столба жидкости (задача) 4 П КО 5 1 13 Сила Архимеда (эксперименты) 5 П РО 6 2 14 Вес тела в жидкости (задача) 4 П РО 7 3 ИТОГО: Б ? 9 П ? 5 ВО - 8

КО - 4

РО ? 2 45 минут 20 баллов

Демонстрационный вариант

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по физике отводится 45 минут. Работа состоит из 14 заданий: 8 заданий с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.

К каждому заданию с выбором ответа приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При их выполнении обведите кружком номер выбранного ответа. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Для заданий с кратким ответом ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Ответы на задания с развёрнутым ответом записываются на отдельном листе. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование Обозначение Множитель Наименование Обозначение Множитель мега М 10 6 санти с 10- 2 кило к 10 3 милли м 10- 3

Плотность воды 1000 кг/м3 алюминия 2700 кг/м3 спирта 780 кг/м3 меди 8900 кг/м3 парафина 900 кг/м3 ртути 13600 кг/м3 мрамор 2500 кг/м3 керосин 800 кг/м3

Ускорение свободного падения g = 10 Н/кг

К каждому из заданий №1 - №8 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Длину бруска измеряют с помощью линейки. Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

1) 7,5 см 2) (7,5±0,25) см 3) (7,5±0,5) см 4) (7,5±0,1) см

2. В каком агрегатном состоянии может находиться вещество, если оно имеет собственную форму и объём?

1) только в твёрдом 2) только в жидком 3) только в газообразном

4) в твёрдом или в жидком 3. На рисунке представлен график зависимости модуля скорости ? тела от времени t.

Какой путь прошло тело за первые 10 секунд?

1) 50 м 2) 15 м 3) 10 м 4) 5 м

4. Три тела имеют одинаковый объём. Плотности веществ, из которых сделаны тела, связаны соотношением ?1 m2 > m3 2) m1 m2 F2

3) p1 = p2; F1 > F2 4) p1 < p2; F1 = F2

8. Один и тот же пенопластовый кубик плавает и на поверхности воды, и на поверхности спирта. Сравните выталкивающие силы, действующие на кубик в этих случаях, и глубину погружения кубика в жидкость.

1) выталкивающая сила одинаковая, глубже погрузится в спирте

2) выталкивающая сила одинаковая, глубже погрузится в воде

3) выталкивающая сила в воде больше, погружение одинаковое

4) выталкивающая сила в спирте больше, погружение одинаковое

Ответом к каждому из заданий 9-11 будет некоторая последовательность цифр. Впишите в таблицу внизу задания цифры - номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.

9. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ПРИМЕРЫ

А) физическая величина 1) движение

Б) единица измерения 2) барометр

3) плотность

4) секунда

5) диффузия

А Б Ответ:

10. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ПРИБОР

А) сила упругости 1) барометр

Б) атмосферное давление 2) рычажные весы

3) мерный цилиндр

4) динамометр

5) спидометр

А Б Ответ:

11. Изучите таблицу.

Вещество Плотность, кг/м3 Агрегатное состояние при 0 °С Вода 1000 жидкость Дерево (дуб) 700 твёрдое тело Глицерин 1260 жидкость Железо 7800 твёрдое тело Керосин 800 жидкость Лёд 900 твёрдое тело

Используя данные таблицы, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

1) 1 л воды имеет массу больше, чем 1 л глицерина.

2) Из представленных твёрдых тел на поверхности керосина будет плавать только деревянное.

3) Если глицерин налить в воду, то он окажется на поверхности.

4) 9 дм3 дуба имеют такую же массу, как и 7 дм3 льда.

5) При одинаковом объёме масса керосина больше массы воды.

Ответ:

Решите задачу. В бланк впишите только полученный Вами ответ в указанных единицах измерения.

12. Какой высоты должен быть столб ртути, чтобы он оказывал такое же давление, как столб воды высотой 3 м? Ответ укажите в метрах, округлив до сотых долей. Единицы измерения указывать не нужно.

Ответ: ________

Для ответа на задания 13 и 14 используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на соответствующее задание.

Задание 13 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

13. У семиклассника Сергея есть в распоряжении динамометр, железный цилиндр и два стакана с водой: в одном из них вода из-под крана, а в другом - насыщенный раствор соли в воде. Он измеряет вес цилиндра сначала в воздухе, а потом - в каждой из жидкостей. Данные занесены в таблицу.

Тело Вес в воздухе, Н Вес в воде, Н

(плотность воды 1000 кг/м3 ) Вес в растворе соли, Н

(плотность насыщенного раствора соли в воде 1200 кг/м3 ) Цилиндр железный 4,0 3,5 3,4

Какой вывод может сделать Сергей по результатам данного эксперимента? Объясните, почему вы сделали данный вывод.

Для задания 14 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

14. Какое давление оказывает на грунт мраморная колонна объёмом 8 м3, имеющая площадь основания 1,25 м2?

Система оценивания работы

За верное выполнение каждого из заданий 1-8 выставляется 1 балл.

№ задания Ответ № задания Ответ 1 2 5 1 2 1 6 3 3 1 7 3 4 2 8 1

Задания 9-11 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если не указан ни один из элементов правильного ответа.

Правильный ответ на задание 12 оценивается 1 баллом.

№ задания Ответ 9 34 10 41 11 24 или 42 12 0,22

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 13 и 14

13. У семиклассника Сергея есть в распоряжении динамометр, железный цилиндр и два стакана с водой: в одном из них вода из-под крана, а в другом - насыщенный раствор соли в воде. Он измеряет вес цилиндра сначала в воздухе, а потом - в каждой из жидкостей. Данные занесены в таблицу.

Тело Вес в воздухе, Н Вес в воде, Н

(плотность воды 1000 кг/м3 ) Вес в растворе соли, Н

(плотность насыщенного раствора соли в воде 1200 кг/м3 ) Цилиндр железный 4,0 3,5 3,4

Какой вывод может сделать Сергей по результатам данного эксперимента? Объясните, почему вы сделали данный вывод.

Ответ:

1) Вывод: при погружении тела в жидкость выталкивающая сила тем больше, чем больше плотность жидкости.

2) На погружённое в жидкость тело действуют сила тяжести (вниз) и выталкивающая сила (вверх). Так как сила тяжести при погружении цилиндра в жидкость не меняется, изменение веса связано с выталкивающей силой.

Критерии оценки выполнения задания Баллы Представлено правильное решение, включающее вывод (п.1) и объяснение

(п.2) 2 Представлены оба элемента ответа, но в одном из них допущена ошибка.

ИЛИ

Представлен только один элемент верного ответа 1 Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 балла 0 Максимальный балл 2

14. Какое давление оказывает на грунт мраморная колонна объёмом 8 м3, имеющая площадь основания 1,25 м2?

Дано: V = 8 м3 S = 1,25 м2 ? = 2500 кг/м3 Решение: р = F/S F = mg m = ?V p =(?Vg)/S p =(2500 м3• 8 м3 • 10 Н/кг)/1,25 м2 р = 160000 Па = 160 кПа р - ? Ответ: р = 160 кПа

Содержание критерия Баллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении - формулы для давления твёрдого тела, силы тяжести, массы тела через плотность и объём);

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями) 3 Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка 2 Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка 1 Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла 0 Максимальный балл 3

Физика. 7 класс 1

Физика. 7 класс 2

(c) МИОО 2012 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия

МИОО запрещена

(c) МИОО 2012 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия

МИОО запрещена

Физика. 7 класс 1

(c) МИОО 2012 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия

МИОО запрещена

Показать полностью… https://vk.com/doc1862352_443925653
365 Кб, 11 апреля 2017 в 13:00 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении