Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 010430 из РГПУ

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Часть 1 Ответом к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответа в тексте работы, затем перенесите его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание),

1 цифра или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и Запишите слово, пропущенное в таблице. других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ: ___________________________.

Задания части 2 (21-29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать

2 собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое оно указано. для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. 1) дистанционное обучение; 2) международные связи; 3) тенденция

Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек. интернационализации; 4) современное общество;

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, 5) взаимопроникновение культур Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и Ответ: ___________________. набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

5 Ниже приведен перечень категорий. Все они, за исключением двух, являютсяУстановите соответствие между функциями и государственными предписанными статусами. органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.

еврей; 5) партийный активист; 6) юноша.

Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

ПРИЗНАКИ

А) естественное разделение и специализация труда

Б) автоматизация

В) массовое промышленное ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1) аграрное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

1) пенсионер; 2) несовершеннолетний; 3) государственный служащий; 4)

Ответ: Г)Д) производстворазвитие высоких технологийинформатизация общества

Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

А Б В Г Д Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов Ответ:

6 3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые

предметы, не имеющие природных аналогов. В познании общества, в отличие от познания природы

3 4 4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать

5) природную среду.Человек как личность формируется в процессе социализации. 1)2) не выдвигается гипотеззначима роль ценностных установок познающего

3) не используется метод моделирования

Ответ: ___________________________. 4) истина имеет относительный характер

5) объект и субъект познания совпадают

6) сложно выявить объективные законы

Ответ: ___________________________.

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

7 Выберите верные характеристики экстенсивного экономического роста и 9 10 Найдите в приведенном ниже списке запишите цифры, под которыми они указаны. экстенсивные факторы экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

залежных земель

1)2) При экстенсивном экономическом росте происходит освоение целинныхПри экстенсивном экономическом росте происходит повышение квалифи и - 1) расширение таксомоторного парка

3) кации работниковПри экстенсивном экономическом росте происходит внедрение новых 2)3) повышение квалификации работников здравоохранения создание автоматизированной системы обработки телефонных вызовов технологий 4) внедрение энергосберегающих технологий

4) При экстенсивном экономическом росте происходит увеличение капита-5) введение в строй дополнительной сборочной линии на заводе

ловложений 6) увеличение добычи нефти

5) При экстенсивном экономическом росте происходит привлечение допол-

нительно рабочих Ответ: ___________________________

Ответ: ___________________________.

На рисунке отражена ситуация на рынке

стационарных компьютеров: линия спроса

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками:

D переместилась в новое положение D1. к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую (P - цена товара, Q - объем спроса позицию из второго столбца. товара.)

8 Какие из перечисленных факторов могут

ФУНКЦИИ БАНКИ вызвать такое изменение? Запишите

А) осуществляют кредитование юридических 1)центральные банки цифры, под которыми они указаны.

лиц 2)коммерческие банки

Б) проводят эмиссию банкнот и монет

В) проводят государственную валютную 1) рост числа продавцов компьютеров на

политику рынке

Г) регулируют деятельность кредитных 2) переход многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

институтов 3) снижение пошлин на ввод комплектующих для стационарных

Д) осуществляют кредитование физических лиц компьютеров

4) падение доходов потребителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 5) существенное удешевление системных блоков и мониторов

Ответ: ___________________________.

А Б В Г Д Ответ:

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

11 Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт - это всегда конфликт индивидуальных интересов.

2) В процессе социального конфликта стороны осознают свои интересы и стараются их защитить.

3) Все конфликты оказывают дезинтегрирующие, разрушительное влияние на общественную жизнь.

4) Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

5) Последствия социального конфликта нельзя оценить однозначно.

Ответ: _________________________

12 В государстве Z правительство наметило реформу образования.

Предварительно был проведен социологический опрос, включавший, в частности, такой пункт анкеты: "Что должна давать школа в первую очередь?" Полученные данные представлены в диаграмме (% от числа опрошенных).

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди всех опрошенных гарантии поступления в вуз более всего важны для людей старше 40 лет.

2) Для всех возрастных групп приоритетом является получение учениками необходимых знаний.

3) Опрошенные старше 30 лет примерно одинаково оценивают воспитательную функцию школы.

4) Представители всех возрастных групп не рассматривают подготовку к поступлению в вуз как главную цель школы.

5) Запланированная правительством реформа образования должна усилить воспитательную функцию школы.

Ответ: ___________________________.

13 Выберите верные суждения о лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формальное лидерство может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений.

2) Чем прочнее идеологические убеждения лидера, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность; 3) Влияние лидера всегда опирается на прямое применение силы, с помощью которой он добивается признания правомерности своего руководства.

4) Власть традиционного лидера основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом, его компетенция четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

5) Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости.

Ответ: ___________________________.

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

14 Установите соответствие между характеристиками монархий и их видами: к

каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РФ А) управление федеральной 1) Государственная Дума собственностью 2) Правительства РФ

Б) обеспечение проведения в 3) Президент РФ

РФ единой финансовой

политики

В) принятие федеральных законов

Г) осуществление мер по обеспечению обороны страны

Д) присвоение почетных званий РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Ответ:

15 Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выберите среди них примеры, характерные для функционирования правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Глава государства отдал приказ, что верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг.

2) Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом.

3) Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов.

4) Конституционный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента.

5) По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах.

6) В средствах массовой информации негласно запрещено размещать какие либо материалы без согласования со службами безопасности..

Ответ : ___________________________.

16 Что согласно Конституции РФ является обязанностями граждан? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к

природным богатствам

2) платить законно установленные налоги и сборы

3) защищать Отечество

4) участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры

5) получать социальные пособия, установленные законом 6) участвовать в отправлении правосудия

Ответ: ___________________________.

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

17 Установите соответствие между примерами правоотношений и 18 Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВА ВИДЫ ПРАВ

A) право каждого из супругов по 1) личные права ПРИМЕРЫ своему желанию выбирать при 2) имущественные права

заключении брака фамилию одного А) Аттестационная комиссия из них в качестве фамилии подтвердила отсутствие у Марка Г.

Б) равенство супругов в вопросах достаточного уровня квалификации для занимаемой должности. материнства и отцовства, Б) Виктор П. неоднократно не исполнял

воспитания и образования детей без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько

B) право собственности одного из дисциплинарных взысканий. супругов на награды, денежные B) 24-летний Роман В. был направлен призы, ценные подарки, на военную службу по призыву. полученные им за спортивные Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает достижения в другой город. Д) По истечению срока трудового

Г) право совместно владеть договора Петр М. не был избран на

вещами, приобретёнными в браке ранее занимаемую им должность

Д) свобода каждого из супругов в заведующего кафедрой философии. выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО

ДОГОВОРА В РФ

1) инициатива работодателя

2) инициатива работника 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

А Б В Г Д Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б В Г

Д Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

Ответ:

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

19 Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне Список терминов: возле дома. Сотрудники экологической милиции предупредили его о 1)потребность 2)деятельность неправомерности таких действий. Выберите в приведенном ниже списке 3) природа

позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры,4) социальный

под которыми они указаны. 5) естественный

6) подлинный (разумный )

1) Трудовое право 7)8) индивидуальность индивид

2) административный проступок 9) идеальный (духовный)

3) дисциплинарная ответственность

4) штраф В данной ниже табслова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вамилице приведены буквы, обозначающие пропущенные

5) конституционное право

6) судимость слова.

А Б В Г Д Е Ответ: ___________________________. Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. 20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. "Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная

_________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом.

_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и

воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.

_________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности".

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть раз. использовано только один

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Юридическая ответственность является одной из форм, или

разновидностей, общесоциальной ответственности. Последняя включает в себя также политическую, моральную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности.

Юридическая ответственность всегда влечёт за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка.

Юридическая ответственность всегда наступает в форме общественного отношения, которое устанавливается между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом является управомоченной

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

23 стороной, а правонарушитель Рядом авторов высказываются суждения относительно того, что в общемпонятии юридической ответственности как разновидности социальной - обязанной. Авторюридической отмечает, ответственности снимает вопрос о наступлении что отсутствие хотя бы одного из признаков

ответственности необходимо выделять два других самостоятельных вида юридической ответственности. Назовите любые три признака юридической ответственности: позитивную и негативную. Позитивная юридической ответственности и кратко охарактеризуйте каждый из них.

24 ответственность рассматривается как долг, обязанность субъекта действовать в соответствии с требованиями социальных норм, а негативная - как обязанность субъекта претерпевать лишения за нарушение предписанийО каких двух видах юридической ответственности размышляет автор? социальных норм. Приведите довод в поддержку выделения этих видов и опровержение

Для возникновения и осуществления на практике юридической (суждение, показывающее нецелесообразность такой дифференциации).

ответственности требуются определенные, предусмотренные законом

основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием юридической ответственности является совершение правонарушения.

25 26 Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вообще вопрос о наступлении юридической ответственности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "сфера (подсистема) По своему содержанию юридическая ответственность проявляется в видеобщественной жизни"? Привлекая знания обществоведческого курса, либо возложения на виновное лицо карательных санкций за совершенное составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию правонарушение, либо вменения ему в обязанность восстановления там, где об одной из подсистем общества, и одно предложение, раскрывающее это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. Карательные и восстановительные санкции взаимосвязь сфер общественной жизни. предусмотрены различными отраслями права. Однако в некоторых из них (например, в уголовном или административном праве) основной акцент делается на карательные санкции, в то время как в других (например,Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания гражданском праве) - на восстановительные санкции. приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским Юридическая ответственность независимо от её видов реализуется в строгом кодексом РФ..

соответствии с установленными в рамках правовой системы принципами.

27 Среди них общепризнаны такие, как законность, обоснованность,Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний справедливость, неотвратимость, целесообразность и недопустимость школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его повторной ответственности за совершение одного и того же устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но правонарушения. работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые три

(М.Н. Марченко) особенности регулирования труда работников младше 18 лет.

28 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Познаем ли мир?". Составьте план. в соответствии с которым Вы будете освещать эту

21 Какие три особенности, характерные именно для юридической тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или ответственности, выделяет автор? более детализированы в подпунктах.

22 Какие два вида санкций выделяются в тексте? Опираясь на обществовед ческие знания, охарактеризуйте любой из них.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5). Правоведение "Право - это искусство добра и справедливости". (Изречение римского права) 29.5 29 29.1 Философия Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе". (П.С. Гуревич) Экономика "Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации".

(П.Т. Хейне) Социология, социальная психология "Не всякие различия между людьми создают стратификацию". (Е. Бергель)

Политология "Когда власти необходимо применить силу для достижения повиновения, это значит, что её основания пошатнулись". (М.

Дюверже) 29.2 29.3 29.4 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл

в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При

изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный

жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не

менее двух примеров из различных источников.)

vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.

№ задания Ответ № задания Ответ 1 деятельность 11 245 2 4 12 234 3 35 13 125 4 345 14 22133 5 12233 15 234 6 256 16 123 7 234 17 124 8 24131 18 11323 9 156 19 24 10 24 20 218549

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Юридическая ответственность является одной из форм, или разновидностей, общесоциальной ответственности. Последняя включает в себя также политическую, моральную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности.

Юридическая ответственность всегда влечёт за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка.

Юридическая ответственность всегда наступает в форме общественного отношения, которое устанавливается между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом является управомоченной стороной, а правонарушитель - обязанной.

Рядом авторов высказываются суждения относительно того, что в общем понятии юридической ответственности как разновидности социальной ответственности необходимо выделять два других самостоятельных вида юридической ответственности: позитивную и негативную. Позитивная ответственность рассматривается как долг, обязанность субъекта действовать в соответствии с требованиями социальных норм, а негативная - как обязанность субъекта претерпевать лишения за нарушение предписаний социальных норм.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вообще вопрос о наступлении юридической ответственности.

По своему содержанию юридическая ответственность проявляется в виде либо возложения на виновное лицо карательных санкций за совершенное правонарушение, либо вменения ему в обязанность восстановления там, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. Карательные и восстановительные санкции предусмотрены различными отраслями права. Однако в некоторых из них

(например, в уголовном или административном праве) основной акцент делается на карательные санкции, в то время как в других (например, гражданском праве) - на восстановительные санкции.

Юридическая ответственность независимо от её видов реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках правовой системы принципами. Среди них общепризнаны такие, как законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость, целесообразность и недопустимость повторной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

(М.Н. Марченко)

21 23 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы В ответе должны быть указаны особенности юридической ответственности:

- государственно-правовое осуждение лица, нарушившего

закон;

- наступление отрицательных последствий для нарушителя в виде ограничений имущественного или личного порядка;

- обретает форму отношения между государством и

правонарушителем. Указаны три особенности 2 Указаны две особенности 1 Указана одна особенность ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы В ответе должны быть названы и конкретизированы три признака юридической ответственности:

- противоправность - нарушение существующей нормы права;

-общественный вред - ущемление прав и интересов

участников правоотношений;

- наличие вины - осознание лицом противоправности своего деяния Названы и конкретизированы три признака юридической ответственности 3 Названы два и конкретизированы два признака. ИЛИ названы три признака 2 Назван и конкретизирован один признак. ИЛИ Названы два признака 1 Назван один признак.

ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 22 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы В правильном ответе должны быть:

- названы два вида санкций: карательные и восстановительные; - конкретизирован один из видов этих санкций, например:

карательная

- лишение свободы, восстановительная - возмещение убытков. Названы два вида санкций, один из них конкретизирован 2 Назван и конкретизирован один вид санкций. ИЛИ Названы два вида санкций 1 Назван один вид санкций.

ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 Какие три особенности, характерные именно для юридической Автор отмечает, что отсутствие хотя бы одного из признаков ответственности выделяет автор? юридической ответственности снимает вопрос о наступлении юридической ответственности. Назовите любые три признака юридической ответственности и кратко охарактеризуйте каждый из них.

Какие два вида санкций выделяются в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любой из них.

24 25 Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы В правильном ответе должны содержаться следующие элементы: 1) названы два вида юридической ответственности: позитивная и негативная;

2) приведен довод в поддержку такой классификации: выделение этих видов ответственности показывает примеры не только неправомерного поведения, но и дает образцы правомерного поведения;

3) приведён контрдовод: выделение позитивной ответственности ведёт к смешению юридической ответственности с моральным долгом.

Могут быть приведены другие аргументы Названы два вида юридической ответственности, приведены довод и контрдовод 3 Названы два вида юридической ответственности, приведён только довод.

ИЛИ Названы два вида юридической ответственности, приведён контрдовод 2 Названы два вида юридической ответственности 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: "Сфера общественной жизни - это выделившееся в процессе исторического развития общества направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их существования";

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об одной из подсистем общества, например: "Социальная сфера включает коммуникативную деятельность, в результате которой люди объединяются в социальные группы и общности по различным основаниям";

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об одной из подсистем общества)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: "Взаимосвязь сфер общественной жизни проявляется в том, что изменения в одной из них приводят к последующим изменениям в остальных".

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных институтов).

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах 3 О каких двух видах юридической ответственности размышляет автор? Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "сфера (подсистема)

Приведите довод в поддержку выделения этих видов и контрдовод (суждение, показывающее нецелесообразность такой дифференциации). общественной составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об жизни"? Привлекая знания обществоведческого курса, одной из подсистем общества, и одно предложение, раскрывающее

взаимосвязь сфер общественной жизни.

проиллюстрированы примерами другие основания приобретения права собственности Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания 3 Правильно названы два-три основания, два из которых ИЛИ

Правильно названы два основания, приведены три примера. проиллюстрированы примерами. 2 Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.

ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера. 1 Правильно названы только одно-три основания. ИЛИ

Приведены только один-три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 понятия Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 2 Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я),

содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия 1 Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности: 1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);

2) купля-продажа ( Владимир купил в магазине мебель для кухни );

3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);

4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).

Могут быть приведены другие примеры, названы и

27 Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые три особенности регулирования труда работников младше 18 лет.

. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) ответ на вопрос: действия работодателя правомерны;

2) пояснение, например: Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: торговля табачными изделиями отнесена к их числу; 3) три особенности: работник в возрасте до 18 лет:

- принимается на работу без испытательного срока;

-подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;

- не может работать в ночное время

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Правильно ответ, пояснение и три особенности 3 Правильно указаны ответ, пояснение и одна-две особенности. ИЛИ Правильно указаны ответ и три особенности 2 Правильно указаны ответ и пояснение.

ИЛИ Правильно указаны ответ и одна-две особенности. 1 Правильно указан только ответ.

ИЛИ Ответ не указан (указан неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 28 предметов.

6. Особенности рационального познания:

А) опора на результаты чувственного познания;

Б) абстрактность и обобщенность;

В) отражение сущности предмета, его внутренних закономерных связей.

Возможно другое количество и и(ли) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах Отсутствие любых двух из 1, 2 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит

раскрыть содержание этой темы по существу Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа

плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактноформальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Исторический аспект потребности в познании мира:

А) мифологическое объяснение бытия; Б) религиозное объяснение бытия;

В) научное объяснение бытия.

2. Различные взгляды на познаваемость мира:

А) гносеологический оптимизм;

Б) скептицизм;

В) агностицизм.

3. Уровни (ступени) познания:

А) чувственное;

Б) рациональное.

4. Спор о критериях истины:

А) позиции эмпириков

Б) позиции рационалистов.

5. Особенности чувственного познания:

А) непосредственное взаимодействие с объектом познания;

Б) наглядность и предметность;

В) воспроизведение отдельных сторон и свойств Структура предложенного плана Наличие пунктов

плана, без которых

данная тема

не может быть

раскрыта по существу Корректность формулировок пунктов

плана Баллы Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу 3 Два пункта, детализированы в подпунктах.

ИЛИ Три пункта, любой один Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Познаем ли мир?". Составьте план. в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29 Два и более Два Формулировки пунктов пунктов, любые плана позволяют в целом один-два из раскрыть содержание темы, которых отдельные неточности в

детализированы формулировках не в подпунктах искажают план по

существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным 0 критериям

выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

ИЛИ 29.2 29.1 Философия Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе". (П.С. Гуревич) Экономика "Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации".

(П.Т. Хейне) План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл 3

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

№ Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 К2 Характер и уровень теоретической аргументации Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) 29.3 В ответе приводятся отдельные относящиеся к те но не связанные между собой и с другими компонентами

аргументации понятия или положения , 2 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).

ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0 К3

Качество фактической аргументации Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) 2 Фактическая аргументация, относящаяся к

обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример 1 Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0 Максимальный балл 5 Социология, социальная психология ""Не всякие различия между людьми создают стратификацию". (Е. Бергель) Политология "Когда власти необходимо применить силу для достижения повиновения, это значит, что её основания пошатнулись". (М.

Дюверже) Правоведение "Право - это искусство добра и справедливости". (Изречение римского права) 29.4 29.5 Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 2 / 18

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 1 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий:

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий:

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 1 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий:

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 1 / 18

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 1 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий:

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 1 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 1 / 18

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 13 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ" vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 1 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ " vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 13 / 18

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 13 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ" vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ" vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 06.02.2017 13 / 18

(c) 2017 Всероссийский проект "Самоподготовка к ЕГЭ" vk.com/ege100ballov Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целяхРазбор всех заданий: vk.com/obshestvo_100/2017kim12

Составитель: УЦ ГОДОГРАФ

Показать полностью… https://vk.com/doc168184697_443871884
779 Кб, 5 апреля 2017 в 8:00 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении