Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010439 из РГПУ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА"

Направление подготовки "44.03.01. - Педагогическое образование"

Образование в области безопасности жизнедеятельности

Выпускная квалификационная работа

Методика духовно-нравственного воспитания молодежи как средство противодействия национальному экстремизму

Обучающегося 4 курса

очной формы обучения

Романовой Юлии Владимировны

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры социальной безопасности

Бырылова Елена Анатольевна

Рецензент:

к.п.н., доцент кафедры методики обучения

безопасности жизнедеятельности

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

Введение3

Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания молодёжи как средства противодействия национальному экстремизму 6

1.1 Духовно-нравственное воспитание как социальное и педагогическое явление6

1.2 Патриотическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания молодёжи13

1.3 Проблема национального экстремизм среди молодежи15

1.4 Патриотическое воспитание как профилактика национального экстремизма18

Вывод по первой главе

Глава II Организация процесса духовно-нравственного воспитания с использованием22

2.1 Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания с использованием22

2.2 Экспериментальная проверка модели духовно-нравственного воспитания с использованием24

Вывод по второй главе

Заключение26

ЛитератураОшибка! Закладка не определена.

Приложение

Введение

Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. Экстремизм - это не новое явление в политической жизни общества. Главное отличие от других идейно-политических течений в том, что используются крайние формы воздействия на людей и в частности на подростков. Молодежь на сегодняшний день отличается от других групп населения значительным уровнем мобильности и интеллектуальной активностью. Однако в современном обществе наблюдается утрата культуры, переосмысление человеческих ценностей, идей. В век большого разнообразия социальных сетей, вовлечь подростка в секту очень легко. Люди, которые агитируют и приглашают втакого рода сообщества, очень хорошие психологи, которые без труда могут "обработать" сознание подрастающего поколения. Поиск жертв стал гораздо легче с появлением сети интернет. Группа риска - дети, которые ничем не интересуются и жалуются на свою жизнь, то есть трудные подростки. Дети оказались в условиях духовного и культурного хаоса. Особую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения всегда играла школа, поскольку именно школа является единственным социальным институтом, который целенаправленно занимался формированием мировоззрения, различных идейных установок учащихся. Конечно, ценности личности в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко и системно воспитанию личности уделяется время в школе. Поэтому в школе должен быть упор не только на интеллектуальную жизнь школьника, но и на духовную и культурную.

В то же время, наряду со всеми негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ "Об образовании" перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Школа должна попытаться помочь обучающимся, вовлекая их в различные кружки, секции и тому подобное. Все это необходимо в целях воспитания чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к закону, формирование духовно-нравственных ценностей.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет и государство, политический строй. Государством разрабатываются различные программы и законы, направленные на развитие личности, в том числе и нравственное. Важную роль, во всей ее сложной структуре воспитании личности играет ее основа - семья. От того, как мы воспитываем подрастающее поколение, зависит будущее не только России, но всего мира в целом

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание

школьников

Предмет исследования - содержание, формы и методы духовно-

нравственного воспитания на уроках обж, во внеурочной и внеклассной деятельности.СОГЛАСУЕМ ПОЗЖЕ ПРИ ВСТРЕЧЕ!

Цель исследования: обосновать и разработать методику духовно-нравственного воспитания молодежи как средство противодействия национальному экстремизму, на основе патриотического воспитания с учетом особенностей его реализации в условиях современной Росcии.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования;

2. Проанализировать правительственные программы патриотического воспитания

3. Рассмотреть негативные явления в духовно-нравственной сфере, наблюдающиеся у современных школьников и раскрыть пути их преодоления;

Методы исследования: Теоретический анализ методической, педагогической литературы.

База исследования: школа № 316 г. Санкт-Петербурга, ул. Софийская, д.34, корпус 3, литерА,10 А класс.

Структура. Выпускная квалификационная работа представлена в объеме 32 страниц и состоит из введения, 2 глав, заключения.

Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания молодёжи как средства противодействия национальному экстремизму

1.1 Духовно-нравственное воспитание как социальное и педагогическое явление

Глобальные трансформации на рубеже XX-XXI вв., переживаемые Россией, привели к кризисным явлениям в социально-экономической и духовной жизни общества. Угрозу духовной безопасности современного российского общества представляют манипулирование общественным сознанием со стороны средств массовой информации, недооценка обществом и государством значения науки, образования, культуры в становлении личности.

Вопрос о духовно-нравственном воспитаниии затрагивался ещё в древние времена. Демокрит считал что, "мы должны приучить себя к добродетельным делам и поступкам". Для того чтобы приобрести духовно нравственное воспитание нужно сочетать в себе как духовность, так и нравственнось (где духовность выступает в качестве веры в Бога, а нравтсвенность даёт направление на чистые и правильные поступки).

Римский император - философ Марк Аврелий говорил : "Я называю духом в человеке то начало, которое имеет самостоятельную жизнь в самом себе и возбуждает человека к сознательной жизни". Это значит, что человек осознаёт совершаемые поступки, основываясь на внутреннем "духе", то есть на нравственности.

Л.Н. Толстой по поводу духовного начала сказал следующее: "Люди же, не принимающие духовного начала, берут в руководство связь физическую, ту самую, которая так сложна, что мы никогда не можем знать её, так как каждое следствие есть следствие следствия. И потому такие люди не могут иметь твердого основания для своих поступков". Таким образом, прибегая к использованию физической силы, люди ограничены в понимании своих действий.

Философ В. С. Соловьев на основе своей книги "Добро от Бога" вывел духовно-нравственные правила, получившие название "Имей в себе Бога". Это является предписанием религиозной нравственности, кооторая поможет духовно возвысится человеку.

А. С. Арсеньев определяет нравственность как психическую характеристику личности, принимающей или отвергающей систему норм, правил поведения, сформированных в человеческом обществе, воспринимающей или отрицающей эти правила и проявляющей тем самым свою внутреннюю позицию.1

Есть разные точки зрения на определение что такое "духовно-нравственное воспитание". Сама нравственность рассматривается как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. 2

Духовно-нарвственное воспитание - содействие духовно-нравственному становлению ребенка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него...3. По мнению Т. И. Петраковой, в педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление "человеческого в человеке". 4Духовность возвышает личность над физиологическими потребностями, это то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность -это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Она даёт нам вектор, который направляет нас к избранным целя и ценностям. Своим пересечением духовность и нравственность, утверждает Петракова, образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности. "Духовность - это не вещь в себе, а лишь особое восприятие жизни, приоритет в нем сложного над простым, высокого над низким, развитого над неразвитым"5 такой взгляд на соотношение нравственности и духовности имеют академики РАО доктор психологических наук С. К. Бондырева и доктор медицинских наук Д. В. Колесов. Они считают, что духовность так такавая не содержит в себе человеколюбия и несёт только отрицательную черту.

Традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.Во многих регионов России Образовательное пространство функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И. А. Ильина, Я. А. Коменского, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

В различных психолого-педагогических исследованиях представлены различные направления и концепции духовно-нравственного воспитания. Цели, задачи, содержание, формы и методы нравственного воспитания раскрыты в работах Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, В.В. Воронова, И:И; Зарецкой, A.C. Макаренко, Н.И; Болдырева; B.C. Селиванова, И.Ф. Харламова, и др.

Таблица 1 Сущность духовно-нравственного воспитания, раскрытая в работах различных авторов.

№ Автор работы Сущность духовно-нравственного воспитания с точки зрения автора 1 Ю.К. Бабанский Юрий Константинович сформулировал важнейшие теоретические представления: об обучении как целостной системе; о критериях оптимизации и оптимальности; о мерах, обеспечивающих достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников. Главная особенность теории заключается в ее ярко выраженной гуманистической направленности.[1] 2 О.С. Богданова Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются личностью в процессе деятельности и общения. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации. 3 Н.И. Болдырев Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. 4 В.В. Воронов Одной из задач нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника является воспитание культуры межнационального общения. Современная школа, должна обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. 5 И.И. Зарецкая Высказываются идеи об использовании культурологического подхода в учебном процессе как компонента его содержания 6 И. А. Ильин И.А. Ильин рассматривал семью как связующее звено между индивидуально-личностным, социокультурным и общесоциальным компонентами развития личности и относил семейное воспитание к числу приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания. Ученый называл семью оплотом национальной жизни, школой социального чувствования и мышления хранительницей традиций народа и считал, что разрушение семьи несет катастрофические последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом. 7 Я.А. Коменский Коменский объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца.Управление человека собой является, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. 8 A.C. Макаренко Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. 9 И.Г. Песталоцци Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; "деятельная любовь к людям" - вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. 10 А.И. Пирогов "Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание" Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. "К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, одностороннийспециализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку" 11 Ж.Ж.Руссо Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственной труда каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость. Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Основная задача нравственного воспитания, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка. Естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, которое происходит через самостоятельное накопления им жизненного опыта 12 B.C. Селиванов Самое лучшее и самое современное в педагогике как науке и методике воспитания основано на достижениях прошлого.

Успех производственной деятельности во многом зависит от постоянства, устойчивости рабочего коллектива, от организации делового и личностного сотрудничества его членов. 13 В.А. Сухомлинский Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности - "азбуки морали" и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др. 14 К. Д. Ушинский Признание семьи как основного института формирования личности, одного из важнейших микрофакторов социализации человека. Взгляды этого ученого отличают признание ведущей роли семьи и семейной нравственности в процессе воспитания гражданственности, формирования правильного отношения к ближним, к своему народу, обществу, Отечеству. 15 И.Ф. Харламов Убеждение как важнейший метод воспитания

Это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств.

Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного и стихийного воздействия на личность, ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности личности, не заданные человеку от рождения. Результативность духовно-нравственного воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Д. Данилюком, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым и являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога;социально-педагогическогопартнёрства;индивидуально-личностногоразвития;интегративности программ духовно-нравственного воспитания;социальной востребованности воспитания .

Таким образом, духовно-нравственное воспитание - это интегральный, стратегический ресурс общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к общественно приемлемому поведению, но и как основание самоопределения и самореализации личности.

1.2 Проблема национального экстремизма среди молодёжи.

Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, мерам и действиям. В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов.6 Экстремизм и его проявления являются не только российской проблемой. В последние годы во всем мире отмечается увеличение числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

* принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

* выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. (ст. 3 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").

Согласно ст.15 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Экстремизм делится на три вида : политический, религиозный и национальный. Политический экстремизм - это стремление к дестабилизации, уничтожению существующих государственных структур и, в конечном счете, разрушению политической системы современного общества с целью установления нового политического порядка, основные черты которого характеризуют его как режим антидемократического типа.7

Религиозный экстремизм - это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им.8

Национальный же экстремизм, по другому межнациональный, этнорасовый, представляет собой устрашения другой нации или расы, вытеснения ее представителей в низшие касты (для выполнения черной, тяжелой работы), уничтожения ее культуры. Такой экстремизм также обосновывает превосходство одних народов над другими, а в самом радикальном своем проявлении, нацистском, прямо требует уничтожения "неполноценных". Кризисные явления в полиэтнических государствах вызывают рост национального эсктремизма, который становится фактором дестабилизации и разрушения окружающего мира в целом.9

Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И "зеркалом" всех изменений и перемен являлась молодежь - как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она замечает и остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц газет и журналов.

Национальный экстремизм может иметь как организованный (деятельность партий, политических институтов и т. д.), так и неорганизованный характер. Он характеризуется нетерпимостью к другим нациям и расам, верой в национальную исключительность, догматизмом, нетерпением, максимализмом, отсутствием чувства реальности. Национал-экстремизм обусловлен обострением межнациональных противоречий на почве национальной дискриминации, неравенства, угнетения.

Однако, в современной глобализованной политической жизни феномен экстремизма уже не ограничивается пределами кризисного состояния, он глубоко проникает и укореняется в нормативных структурах и механизмах естественно-исторического развития общества. Традиционно присущая человеку агрессивность в современных условиях испытывает опасные и угрожающие изменения, стимулируемые влиянием процессов глобализации, модернизации всех сфер общественной жизни. В начале XXI века экстремизм не только выходит на уровень локальных и глобальных процессов политической жизни, но становится и непосредственно востребованным отдельными политическими движениями, не мыслящими свое существование без экстремизма.

Идея о том, что есть лишь один народ, который знает правду, один ответ на мировые проблемы или одно решение удовлетворяющие нужды населения на протяжении истории, приносила огромный вред. Когда разнообразие идентичности ставится под сомнение, когда отрицается какой либо образ жизни, когда существует угроза фундаментальной свободе выбирать свой образ жизни, именно тогда неизбежен конфликт, насилие и страдании.

Конституция Российской Федерации гласит: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества".10

Предупреждение межнациональных конфликтов представляет собой исключительно сложную и важную задачу, так как это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими проявлениями. Следовательно, такие причины должны быть объектами профилактического вмешательства со стороны органов местного самоуправления, правоохранительных в особенности.

1.3 Патриотическое воспитание как профилактика национального экстремизма

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Одной из важной составляющей духовно-нравственного воспитание является патриотическое воспитане. В современных условиях в воспитательноски процессе приоритет отдаётся именно патриотизму, потому что он позволит сформировать нравственного, обладающего чувством переживания за собственную страну, человека. Патриотизм - это ценность, основа духовно -нравственного воспитания.

Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - Родина, Отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" . Патриот - это тот человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ .

Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Роль и значение патриотического воспитания возрастает в момент острого напряжения граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.

Патриотизм рассмтаривается в нескольких аспектах : в философском, как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом, как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное нравственное качество.

В современной педагогике существует множество трактовок понятия "патриотическое воспитание". В. И. Лутовинов и С. В. Матвеева определяют и патриотическое воспитание как динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма. Однако воспитательное воздействие на личность не всегда приводит к желаемомурезультату. По мнению В. В. Пионтковского и Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как "процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников" . По мнению В. В. Пионтковского и Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как "процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников". Так же можно сказать, что воспитание партиотизма зависит от того, как молодёжь включается в различные виды деятельности, которые связанные по своему содержанию с патриотизмом.

Исходя из выше перечисленного, можно дать определение патриотическому воспитанию , следующим образом, что это специально организуемый, процесс, не только педагогический, но социальный, который направлен на взаимодействие между людьми в различных видах деятельности, которые способствуют формированию патриотизма.

Исторически явление патриотизма исходило из имеющейся необходимости развивать и защищать обособленные государства, формировавшие привязанность людей к родной земле, языку, традициям и предполагало защиту себя, своей семьи. В дальнейшем это привело к тому, что патриотизм стал составной частью общественного сознания. В словаре В.И. Даля патриотизм трактуется как "любовь к отчизне". "Патриот" по В.И.Далю - "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник".

Значительно позже, уже в 20-м веке патриотизму стали приписываться более широкие нравственно-ценностные характеристики. В.А. Сухомлинский выделял личностную суть этого явления: "Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может равнодушно пройти мимо отдельного человека". И.А. Ильин писал, что "патриотизм есть чувство любви к родине; и потому он, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного. Патриотизм - есть состояние духовное...". Философ был убежден, что опытный воспитатель может пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Для этого он должен "как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его родины, вовлечь ее в него и приучить ее прибывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое само- определение осуществится свободно и непосредственно". Истинный патриотизм - духовное качество, высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ее нравственных абсолютов

Воспитание патриотизма является сегодня одной из приоритетных задач в деле обеспечения национальной и духовной безопасности страны. И в этом плане патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, экстремизму, сепаратизму и космополитизму.важна такая система образования, которая выстраивает пути патриотического воспитания с опорой на методологию "диалога культур", принципов культуросообразности, природосообразности, поликультурности образовательного процесса, понимания места и цели патриотического воспитания в целостной логике воспитания в образовательном учреждении, призвана обеспечить становление граждан, уважающих права и свободы личности, и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В условиях многонациональной и поликонфессиональной России осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения и связанные с этим вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде на государственном уровне имеет особую значимость. Об этом свидетельствуют следующие документы: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909;государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", разработанная на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества; Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р; Проект Федерального закона "О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации" и др., которые утверждают, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии развития российской культуры, патриотизма и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.Сегодня наблюдается последовательная тенденция роста числа социальных инициатив, направленных на преодоление указанных кризисных явлений. Возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные в своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность. Активизируется благотворительная деятельность частных лиц, предпринимателей во взаимодействии с общественными, молодежными, религиозными организациями для преодоления унижающей людей бедности, улучшения социального самочувствия населения, воспитания патриотизма и гражданственности, духовно- нравственной культуры молодежи.

Важным направлением профилактики экстремизма является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, что предусматривает реализацию следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодежи к труду, содействие в её трудоустройстве и занятости; развитие волонтерства и социально-направленной деятельности; поддержка организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных объединений; развитие музейной деятельности и другое.

Вывод по первой главе

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, независимо от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

ГлаваIIОрганизация процесса духовно-нравственного воспитания с использованием ролевой игры "Золотое правило нравтсвенности" в школе.

Вторая глава посвящена методике - ролевая игра. В главе описываются цели и задачи методики, этапы организации и проведения, подведение итогов. Данную разработку можно испльзовать на уроках в различных классах, но мы расмотрим на примере десятого и одинадцатого класса.

2.1 Цели и задачи ролевой игры. Результаты по ФГОС

Ролевая игра это такой вид самостоятельной деятельности учеников, в ходе которой весь новый материал они изучают самостоятельно. Суть этой игры заключается в том, что ученики вживаются в опереденную роль и отвечают за определённую позицию. Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого "проживания" жизненной и профессиональной ситуации.

Цели ролевой игры:

1. Разнообразить учебный процесс.

2. Развить у школьников такие качества, как: коммуникабельность, внимательность, умение слушать, умение аргументировать свою позицию, работа в команде.

3. Сплотить коллектив путем вовлечения в учебный процесс.

4. Расширить кругозор.

5. Создать творческий подход к учебному процессу.

6. Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.

7. Выполнять различные социальные роли;

8. Выражать разные гражданские позиции

К задачам ролевой игры отностяся:

1. Дать необходимый перечень общественных понятий и определений.

2. Дать представления об актуальных проблемах современного мира и научить находить их в жизни.

3. Поддерживать интерес к решению задач, используя разные способы

4. Развивать диалогическую речь, культуру общения.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях.

Обращаясь в федеральному государственному образовательному стандарту, можно выделить следующие результаты:

Личностные:

1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающе-го социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- ис-следовательской, творческой и других видов деятельности;

3. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Метапредметные:

1. Регулятивные.

1) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Коммуникативные:

1) готовность к сотрудничеству;

2) толерантность;

3) терпимость к чужому мнению;

4) умение вести диалог;

5) умение находить компромиссное решение.

3. Познавательные:

1) Устанавливать, причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

Предметные:

1. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности

2. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, принимать коллективное решение, распределять роли, брать ответственность на себя за другие группы

3. относительно-целостное представление о человеке, об обществе, об окружающем мире

4. умение находить нужную социальную информацию в различных источниках,

2.2 Организация и провдение ролевой игры .

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы

1. .Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 558, [2] с. : табл., 1 л. портр. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). - Библиогр.: в конце гл.; Список осн. науч. тр. Ю. К. Бабанского.: с. 547-555;

2. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

3. В.В. Воронов

4. И. А. Ильин; Москва: Русская Книга, 1993-1999.

5. И.Г. Песталоцци, Журнально-газетное объединение, Москва 1933

6. И.И. Зарецкая; Социальный проект, 2014 -80с.

7. Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное.М.: Карапуз, 2008, 288 с. (сер. Педагогика детства) с. 18-60

8. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т. 5. - М.: Просвещение, 1976.

9. О.С. Богданова Просвещение, 1979.- 111 с.

10. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1985. - 493, [3] с. - (Педагогическая библиотека). - Библиогр.: с. 489-491 . - Указ.: с. 493.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики"

"Просвещение", Москва, 1982 г.

11. Руссо Ж.Ж. Эмиль или О воспитании. Перевод с французскаго М.А.Энгельгардта. Спб.: издательство газеты "Школа и жизнь", 1912. 489, [2] с.

12. Селиванов, B.C Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 336с.

13. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т. 2.

14. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений - М.: 1985,т. 2.

15. Харламов, И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики

16. Данилюк, А.Д. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / А.Д.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков- Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения 02.02.2017)

17. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"[Электронный ресурс]- Режим доступа:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-rostranstvo/documenti/postanovlenie-pravitelstva-rf-30-12-2015-1493.html(дата обращения 03.02.2017)

Приложение

1 "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ", Дьячкова М.А. 2008

2 Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

3 РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 "ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЮГО-ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ" НА 2008-2010 ГГ."

4 Петракова, Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики / Т. И. Петракова // Педагогика. - 2007. - № 2. - С. 59-68.

5 Бондырева, С. К. Нравственность / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. -М. : Изд-во Моск. психолого-социального. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОД-ЭК", 2006. - 336 с.

6 Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

7 http://studbooks.net/574700/politologiya/politicheskiy_ekstremizm "Идеология терроризма"

8 http://www.ekstremizm.ru/baza-znaniy/item/23-religioz

9 Кулагин В.М. Международная безопасность / В.М. Кулагин. - М.: Аспект Пресс, 2006. - с.317

10 Конституция РФ (глава, статья, страница)

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2

Показать полностью… https://vk.com/doc72844055_443844126
128 Кб, 2 апреля 2017 в 2:24 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении