Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010442 из РГПУ

Возрастная нейро- и патопсихология

Профессор Лурия, один из основателей культурно-исторической теории высших психических функций человека, развивал идеи Л. С. Выготского в сферах психологии, нейропсихологии, психологии развития, дефектологии, культурно-исторической психологии. Его вклад в развитие различных отраслей психологии в XX веке очень велик.

Данная книга раскрывает нам исследования экспериментальных работ К. Амано, которые проводились совместно с А. Р. Лурия. Исследование синтаксических способностей у умственно отсталых детей включало в себя две цели. Первая была практической: решить проблему, заключавшую в том, то многие умеренно или глубоко умственно отсталые дети в специальных школах оставались на однословной стадии. Другая -теоретическая. Лурия писал, что "язык формируется в отношениях ребенка с окружающей его реальностью. Это требует определенных действий со стороны ребенка. Такие действия неизменно включают активного субъекта и объекты. Взаимодействие между ними создает основу для будущих "субъект-предикат-объектных" отношений, найденных в сущности структуру языка". Амано и Лурия создали четырехступенчатую программу, основанную не теории П. Я. Гальперина (1959): 1) формирование и обобщение конкретных действий с объектами; 2) сворачивание (свертывание, сокращение) конкретного действия, перенос действия в речевой план и построение предложений на основе кинематических схем предложений; 3) построение предложений на основе пространственных схем; 4) построение предложений во внутренней речи.

На 1-й стадии умственно отсталый ребенок должен был выучить "механизм построения предложений" на материализованном уровне. Для этого была создана ситуация, в которой на диван помещалась игрушечная семья, а на стол было помещено игрушечные предметы. Также, были подготовлены стул и стол, на которых деятель должен был совершать действие. Например, для обучения предложению "Папа ест яблоко" педагог показывал ребенку картинку, затем выбирал куклу-папу, при этом говоря, сажал ее на стул, после чего подносил яблоко ко рту куклы-папы, изображая, что папа ест, сопровождая речью. На 2-й стадии ребенок обучался строить предложения, произнося каждое слово с символическим жестом. На 3-й - ребенок строил предложения, выкладывая из кубиков горизонтальные схемы под картинками, соответственно произносимому слову. На 4-й - ребенок строил предложения опираясь на схему. Результаты показали, что дети могут овладеть глагольно-предикатными конструкциями (деятель-действие), четырехсловными конструкциями (деятель-средство-объект-действие) и вопросительными предложениями.

Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций (Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева)

В данной статье описываются виды помощи в работе школьного психолога, а именно: детям с трудностями учения; одаренным школьникам, в том числе неуспешным в школе; детям с психосоматическими заболеваниями; детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб здоровью. Все эти категории детей объединяет признак - выраженная неравномерность развития высших психических функций. Это означает, что разные структуры и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах. Синоним "неравномерности" является "принцип гетерохронности развития". За гетерохронией и неравномерностью стоят разные механизмы: первая определяется видовой генетической программой развития, вторая - индивидуальной программой и средовыми факторами.

Неравномерность развития ВПФ - явление нормальное. Социальная среда предъявляет социума требования в пределах его адаптивных возможностей, но в наш век общество завышает требования к уровню обучения и образования, что ведет к интенсификации обучения. Также, ухудшение экологии, напряженная стрессогенная жизнь родителей и многое другое ведут к ухудшению психо-физического здоровья детей. Все это приводит к тому, что перед более слабыми детьми становятся более высокие требования. В этих условиях звенья ВПФ становятся тормозом дальнейшего развития и успешного обучения. Педагог или психолог, заинтересованный в реальной помощи ребенку, может остановиться на функциональном диагнозе и организовать коррекционную работу с учетом слабых и сильных составляющих ВПФ, в том числе и познавательной деятельности ребенка.

В коррекционно-развивающей работе с детьми нейропсихологи развивают два направления: первое нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций, второе - на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.

Первое из них, называемые методикой "замещающего онтогенеза", исходит из того, что "воздействие на сенсо-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ". Методика предполагает отработка того единства аффекта, восприятия и действия, которое является основой для развития социального общения и всех интериоризируемых психических функций человека.

Второе - реализует идеи Выготского о ходе процесса интериоризации. Выделяются несколько стратегий коррекционно-развивающей работы. Одни из них, аналитические, опираются на выявление сильных и слабых сторон развития ребенка. К ним относятся: 1) "атака слабости"; 2) коррекция с опорой на сохранные звенья; 3) смешанный подход. Другой тип - интерактивный, направлен на обеспечение высокой мотивации к обучению, вовлечение ребенка в активное взаимодействие со взрослым. Все эти подходы имеют свои плюсы и минусы.

В данной статье описывается предложенный авторами комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению который предполагает развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого. Это взаимодействие строится исходя из теоретических позиций Выготского и Лурия:

- с учетом закономерностей процесса интериоризации (осуществляется через варьирование заданий от простого к сложному);

- с учетом слабого звена функциональных систем ребенка (предполагает, что в процессе взаимодействия взрослый сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку; работа предполагается отработку слабого звена во всех вербальных и невербальных функциях);

- при эмоциональном вовлечении ребенка в процесс взаимодействия (если эмоциональная сфера -сильная сторона ребенка, на нее можно опираться в организации коррекционно-развивающей работы, если она является слабой стороной, ее развитие должно стать первоочередной задачей коррекции).

На этих теоретических основаниях построен рад коррекционно-развивающих методик. Раскрывать не будет, перечислим названия: методика Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной "Школа внимания" (1997); методика В. М. Когана "Куб" Линка; система методов для развития зрительно-вербальных функций (Пылаева, Ахутина, 1999); задания на конструирование предметов, разработанные Н. Г. Калитой (1975).

СТР. 189

Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии (Т. В. Черниговская)

СТР. 263

Нейропсихологический подход к доклинической диагностике деменции альцгеймеровского типа (И. Ф. Рощина, Г. А. Жариков, Н. М. Михайлова, И. В. Колыханов, Я. Б. Калын, Н. Д. Селезнева)

В данной статье представлены результаты нейропсихологического исследования по изучению болезни Альцгеймера с синдромом сомнительной деменции. В ходе исследования были продиагностирована группа пациентов (39 чел.) Центра по изучению болезни Альцгеймера. Это люди, которые самостоятельно обратились в центр с жалобами на снижение памяти.

В качестве признаков сомнительной деменции в соответствии со шкалой CDR клиницистами рассматривались такие признаки, как: постоянная легкая забывчивость, неполное воспроизведение событий, легкие затруднения в определении временных взаимоотношений, а аналитических мыслительных операциях. Отмечались легкие личностные изменения по типу акцентуации или нивелировки личностных особенностей и признаки снижения психической активности и интеллектуальных интересов. Также было проведено КТ- или МРТ - исследования головного мозга, после чего были обнаружены легкие признаки диффузной атрофии головного мозга.

В качестве контрольной группы было обследовано 40 здоровых испытуемых пожилого возраста без психических и тяжелых соматических заболеваний.

Проводилось комплексное динамическое нейропсихологическое исследование состояния ВПФ по методу Лурия. Нейропсихологическое обследование включало специальное исследование всех компонентов праксиса, зрительного и слухового гнозиса, оптико-пространтсвенной деятельности, импрессивной и экспрессивной речи, различных сторон мнестической деятельности, интеллектуальных операций.

Результаты контрольной группы соответствовали описанным Загянской, Зуевой и Корсаковой трем вариантам нормального старения: 1) нейродинамическому (дефицитарность со стороны глубинных неспецифических структур мозга); 2) пространственному (снижение функций субдоминантного полушария мозга); 3) регуляторному (функциональная недостаточность переднелобных структур мозга).

У здоровых испытуемых наблюдались легкие трудности пространственной организации психической деятельности (18 чел.), снижение нейродинамических параметров деятельности (14 чел.), легкие дефекты контроля и программирования деятельности (5 чел.).

У пациентов с сомнительной деменцией отмечалось большое разнообразие симптомов снижения различных составляющих психических функций: снижение кинетической и пространственной организации движений, нормативной функции речи; снижение памяти; снижение программирования и контроля за протеканием деятельности. При этом у этих пациентов наблюдались те же варианты старения, как у здоровых испытуемых.

Таким образом, катамнестическое исследование пациентов с сомнительной деменцией позволяет говорить о наиболее неблагоприятных вариантах снижения ВПФ.

Показать полностью… https://vk.com/doc-128195501_443661584
19 Кб, 1 апреля 2017 в 17:27 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении