Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010444 из РГПУ

"Беседа о композиции в детском изобразительном творчестве"

Вам всем, конечно известно, что такое композиция и основные её закономерности. Об этом можно прочитать в любом учебнике по данной теме и найти множество определений композиции от разных авторов разных периодов времени, но суть остаётся неизменной, и вряд ли вы хотите ещё раз об этом услышать. Но я всё же позволю себе напомнить, что

"композиция" в переводе с латинского ( compositio) обозначает сочинение, составление, расположение.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определённом порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе образующих форму, которая представляет собой некое гармоничное целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, закономерности строения или конструкции предмета, симметрия - в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм - в повторяемости одного или нескольких элементов через определённые интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и фильмов.

Именно композиция всегда определяет качество картины, её успех или неудачу, поэтому любую даже самую маленькую, несложную картинку, мы начинаем с композиции. Так, как композитор сочиняет музыку, художник сочиняет картину.

Беседуя с детьми о композиции, я обращаю их внимание на то, что в основе любой картины (композиции) всегда лежит идея, для воплощения которой будут направлены все дальнейшие действия. На начальном этапе необходимо определиться, каков творческий замысел ребёнка, какой художественный образ он хочет создать, какое настроение выразить? Для этого я прошу детей подумать и дать ответы на поставленные вопросы и только тогда приступать к работе над эскизом. С помощью эвристических вопросов таких, как где и когда, в какое время года, в какое время суток, в каких краях, в современном мире или давным-давно, а может быть в будущем, происходит данное событие? Кто главный персонаж, как он одет, какое место он занимает в картине? Часто мы прибегаем к проговариванию замысла, что помогает автору попытаться представить конечный результат.

Мы определяем, что главное в картине: настроение, среда, персонаж?

У меня в программе есть такое задание-игра "Путаница". Суть задания состоит в том, что в первой его части на листе А-4 дети рисуют под диктовку ряд предметов, не имеющих смысловой связи, например: рыбка, дерево, цветок, бочка, собака, птичка, дом, облако, ведро, человек, солнце, озеро, удочка. В большинстве случаев у детей получается "каша", и некоторые предметы не помещаются в лист. В процессе работы у ребят возникают вопросы: где рисовать рыбку, какой цветок, зачем бочка, что за человек (мальчик или девочка), а главное, какого размера должны быть все эти предметы.

Во второй части задания дети слышат связный рассказ о том, как мальчик с собакой пошёл на озеро удить рыбу. На берегу озера росло большое старое дерево, на ветке которого сидела птичка, а под деревом валялась старая бочка. Мальчик поймал одну рыбку, опустил её в ведро и пошёл домой т. к. на небе появилось большое облако, оно хотело закрыть солнце. На обратном пути мальчик сорвал красивый цветок для мамы.

Таким образом, все предметы названы, сюжет понятен. Задача нарисовать историю, выделить главного персонажа, определиться с планами. Получив две разных картинки, сравниваем результат, обсуждаем, пытаемся разобраться, чем последовательное рисование отличается от композиции.

Работая над упражнениями, необходимо чётко формулировать композиционные задачи, а не только практические. Например, в упражнении "Осень" я прошу ребят провести линию, горизонта значительно отступив от края листа, чтобы возникло пространство для последующего изображения животных, птиц, грибов и упавших листьев. Затем мы рисуем тушью кистью деревья разной высоты с разной шириной кроны, таким образом, знакомясь с ритмом, одной из композиционных закономерностей.

Что касается линии горизонта в построении композиции детьми, это отдельная очень интересная тема. Спросите ребёнка: "Что такое линия горизонта? Где она?" Ответ будет правильным "Граница между небом и землёй". Дело в том, что дети рисуют, то, что видят, а видят они, благодаря своему маленькому росту огромное небо и лишь ощущают землю под ногами, не видя её. Именно поэтому дети строят своё изображение прямо на краю листа. Теперь-то я знаю, что такое положение дел связано с психологическими особенностями возраста, но тогда только случай помог мне разобраться в ситуации и не мучить детей своей тупой настойчивостью. В первый год работы с детьми я пыталась добиться от ребят хоть немного приподнять линию горизонта от края листа, объясняла, что тогда мы сможем поместить на первом плане много дополнительных персонажей и тому подобное, но ничего не помогало! И вдруг малюсенький мальчик за первой партой воскликнул: "Линия горизонта, линия горизонта, зачем она нужна, какая граница между небом и землёй, ведь небо везде?" Я присела на корточки, чтобы было удобнее с ним разговаривать, и вдруг поняла, что мы с ним смотрим на мир с разных точек зрения. Для него действительно небо было везде, и понять меня он не мог. Хорошо, что я его поняла! Нужно было что-то делать!

Как же убедить ребят изменить свою точку зрения, что делать? Для достижения цели необходимо было найти веские причины для обоснования таких действий. Я придумала задание "Птичка над землёй". Детям предлагалось представить себя птицей, взлететь высоко в небо, увидеть землю с птичьего полёта, и, вернувшись нарисовать увиденное. Потихоньку дело сдвинулось, многие меня поняли и остались довольны результатом. Потом было задание "Гуси - лебеди", где поставлена задача: изобразить происходящее с точки зрения летящего гуся. Это задание, помогло детям понять преимущества высокой линии горизонта и расширило их композиционные возможности.

В начале обучения по программе "Графика и другие виды изобразительного искусства" дети знакомятся с творчеством художников-примитивистов. На примере их работ, дети убеждаются, что можно создать законченное произведение искусства даже при минимуме навыков. Самое главное - быть убедительным. Мы обращаем внимание на простоту, лаконичность и декоративность картин примитивистов, а так же на композиционные приёмы. Почему именно примитивисты, а не возрождение или реализм? Да потому, что при рассматривании произведений старых мастеров или мастеров реалистической живописи дети восклицают: "Конечно, это же настоящий художник! Мы так не можем". Другое дело творчество художников-примитивистов такое понятное и выразительное. И не будет у ребят страха перед белым листом бумаги, не будет боязни нарисовать человека, не будет комплекса "Я не умею", если взрослые люди позволяют себе писать такие картины, то нам тем более можно.

Сюжетный центр композиции в простых графических композициях: "Доисторический мир" А-3, фломастеры и "Принцесса в новом платье" А-3, гелевая ручка.

"Доисторический мир" задание: придумать сюжет про двух или более динозавров, используя иллюстративный материал нарисовать картинку, в которой один из динозавров крупнее других. Выделить главного персонажа цветом, тоном или контуром. Динозавры должны находиться в среде обитания.

"Принцесса в новом платье" задание: нарисовать принцессу в вертикальном формате, изображение должно занимать примерно 2/3 листа, придумать ей нарядное платье, раскрасить чёрной гелевой ручкой, используя графические знаки. Когда лицо, причёска, платье и аксессуары будут готовы нарисовать пространство, в котором она находится. Решите, что главное в вашей картине, принцесса или пространство вокруг. В зависимости от этого уделите больше внимания тому, что важнее.

Мы уже договорились, что самое главное, с чего начинается работа - это идея, сюжет, а затем уже идея композиции, то есть творческая.

В станковой композиции пейзажа чаще всего мы опираемся на иллюстративный материал, либо на пленэрные эскизы, либо напамять, либо на воображение. Иллюстративный материал мы используем для того, чтобы добиться достоверности в творческих работах на тему "Блокада", "Мой любимый Петербург", "Пушкинский Петербург", "Прогулки по Петербургу".

Дети учатся изображать архитектуру по памяти. Этому посвящён цикл занятий "Архитектура Санкт-Петербурга", мы говорим о стилях в архитектуре: петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, ампир. На практической работе ребята делают зарисовки в формате А-5, используя иллюстративный материал, затем вырезают изображения и создают коллективную работу "Прогулки по Петербургу". Дети так же знакомятся с костюмами того времени, рисуют людей в старинных нарядах и населяют ими свой Петербург.

Далее каждый учащийся выбирает понравившийся объект, внимательно смотрит на картинку, убирает изображение и старается рисовать по памяти. В случае необходимости ребёнок уточняет забытые детали и работает дальше. Когда пейзаж готов, помещаем в него фигуры людей, одетых по моде того или иного времени согласно творческому замыслу автора, "делаем погоду", обобщаем в нужных местах, уточняем детали и картина готова. Работа в форматеА-2 или 50Х70, техника на выбор.

После большой длительной творческой работы воспитанникам предлагается краткосрочное задание "Закладка для книги" или "Графическая композиция растительных элементов в квадрате".

Методическая разработка "Закладка для книги".

Данная методическая разработка предназначена для занятий с детьми 7-10 лет первого и второго годов обучения. Упражнение "Закладка для книги" предлагается детям для того, чтобы поставить их в новые условия, отойти от привычного формата и создать тематическую картинку в узкой вертикальной полосе.

Направление: композиция.

Материалы и инструменты: бумага формат 7х30 см., карандаш, ластик, фломастеры, акварельные карандаши, гелевая ручка.

Время необходимое для проведения задания 2 часа.

Цель: создание тематической композиции на литературную тему в узком вертикальном формате.

Задачи: * Научить детей с помощью эвристических вопросов выбирать наиболее выгодные сюжеты и объекты для изображения в узком вертикальном формате.

* Научить детей выделять цветом или светом главного персонажа и центр композиции.

* Закрепить навыки работы графическими инструментами.

* Использовать в работе графических знаков.

Описание упражнения:

Беседа с детьми о том, что такое закладка, зачем она нужна, что может быть изображено на закладке и почему композиция на ней должна быть вертикальной?

Напомнить детям знакомые им литературные произведения и литературных героев, которых выгодно изобразить на закладке, то есть какие персонажи будут выглядеть естественными в вертикальном формате: Дядя Стёпа, Бременские музыканты и другие.

С помощью эвристических вопросов помочь детям выбрать произведение для работы.

Раздать детям формат7х30 см.

Ограничить формат закладки узкой рамкой, чтобы изображение не упиралось в края формата. Работа карандашом.

Решить, кто или что будет центром композиции.

Работая карандашом, расположите объекты по вертикали один над другим, так, чтобы изображение было самостоятельной сюжетной картинкой и не выглядело бы узкой полосой, вырезанной из большой работы.

Выберите инструменты для работы и определитесь с цветовой гаммой.

Приступая к работе фломастерами, начните с главного персонажа.

Работая фломастерами, обратите внимание на баланс света и тени в композиции.

Выделяя главное, не забудьте уделить внимание всей поверхности закладки, постарайтесь сохранить целостность вашей картинки.

В конце работы обратите внимание на рамку, проведённую вначале, возможно вам придётся её раскрасить.

Композиция в декоративно-прикладном искусстве часто включает в себя орнамент, различного рода узоры, рамки. В орнаменте может быть использован любой предмет в упрощённом, нередко в плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов и рефлексов. Кроме того цветовая условность связана с мерой насыщенности и количеством красок, ярких, интенсивных, или же, напротив, блёклых. В программе "Графика и другие виды изобразительного искусства" есть раздел "Роспись по дереву". Воспитанники знакомятся с некоторыми видами росписи по дереву: Городецкая, Хохлома, Мезень, Пермогородская, и выполняют несколько упражнений на бумаге. Затем ребята создают эскизы авторских росписей в размер доски карандашом, потом ищут цветовую гамму для своей работы, составляют колера и дальше работают над эскизом. Основной принцип композиции авторской росписи по дереву: изображение должно быть соразмерным формату доски, оно может быть симметричным и ассиметричным, между изображением и краями доски должно быть поле (воздух), чтобы узор или рамка, идущая по краю доски не прилипала к основному изображению. Обязательно ограничение цвета (не более четырёх цветов) и локальное, плоское письмо. Работа в цвете выполняется на доске без предварительного карандашного рисунка сразу кистью, гуашью, затем покрывается лаком ПФ.

Декоративное рисование чёрно-белая графика. "Сказочный лес" задачи: придумать и нарисовать лес из несуществующих растений, населить его сказочными животными, использовать растяжку чёрного цвета, определить количество чёрного, белого и серых цветов. Создать художественный образ леса доброго или злого. Работа в форматеА-3, чёрная гелевая ручка, маркер.

"Декоративный натюрморт из заданных предметов" чёрно-белая графика. Задачи: самостоятельно составить натюрморт из предлагаемых предметов, определить смысловые связи между предметами, дополнить натюрморт придуманными декоративными тканями, добиться гармонии белого, серого и чёрного, выбрать, какой цвет будет доминировать. Работа в формате А-3, гелевая ручка.

Педагог дополнительного образования Сивкова Наталья Анатольевна

ДДТ "Союз" Выборгского района

Показать полностью… https://vk.com/doc-128551621_443706363
29 Кб, 31 марта 2017 в 17:29 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении