Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 010453 из РГПУ

3. . Проявление символа лебедя в одежде.

Принадлежность конкретного тотема к какому-либо роду-племени помогает узнавать себе подобных или отличать своих от чужих. Это проявляется в особенностях одежды, головного убора, причёски, украшений. Например, русский женский головной убор кика по форме напоминает птицу, а его название происходит от названия лебединого крика - кика (кикать - "кликать, кричать"). Отсюда древнегреческое наименование лебедя - "Кикн" (так звали и сына Аполлона, превращённого после смерти в созвездие Лебедя). Интересно, что мужской головной убор алеутов, когда они были открыты русскими мореплавателями, по форме напоминал также лебединую голову.

Вывод: действительно, символ лебедя использовался в одежде и головных уборах у многих народах.

3. 5. Тотемное прошлое в русских фамилиях.

Тотемное прошлое живёт и во множестве русских фамилий, восходящих к древним обозначениям тотемной принадлежности людей. У простого народа они появились после отмены в России крепостного права. В словаре древнерусских личных собственных имён встречаются следующие фамилии: звериные: Баран, Белка, Выдра, Медведь, Пёс, Соболь, Козёл, Кот, Заяц и другие; птичьи: Воробей, Ворона, Голубь, Грач, Коршун, Кречет, Селезень, Лебедь, Дятел и другие.

Все эти древнерусские имена и прозвища, как наследие ещё более древних русских, славянских тотемов, стали неотъемлемой стороной современной жизни, войдя в живые русские фамилии.

Откуда же взялось такое множество тотемов? Это связано, наверное, с тем, что человек стремился подчеркнуть свою уникальность, обособить место и условия своего существования, обозначив отличительными особенностями в одежде, жилище, манере поведения и общения. При смене поколений и переход к новым ценностям сохранились традиции, которые переходили из одного поколения к другому. Это хорошо иллюстрирует мансийская легенда. Лебедь, повествуют сказители, был когда-то человеком, но затем из-за царивших прежде постоянных войн и столкновений, он стал просить Бога превратить его в птицу. Желание было исполнено, и таким образом появился лебедь. Он был сначала царём всех птиц, а орёл служил при нём князем. Впоследствии царская власть перешла журавлю, так как лебедь не умел вовремя кричать. Эта смена птиц происходила до тех пор, пока царём не стал орёл. Из этой северной легенды видно, как происходила смена тотемов внутри единой народности.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие русские фамилии восходят к древним обозначениям тотемов, в частности и лебедя.

3. 7. Образ лебедя в русской и славянской мифологии.

Образ, воспетый Пушкиным, Царевна - Лебедь, олицетворяет древнее светоносное Божество. Пушкин ничего не прибавил и не убавил к неувядающим народным представлениям о прекрасной волшебной Деве с горящей звездой во лбу, чья вселенская предназначенность выражается в следующих строках:

Днём свет белый затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходит к греческим традициям, где Зевс также был лебедь: в этом обличии он овладел Ледой - и в результате на свет появилась прекрасная Елена - виновница Троянской войны.

В мифологии разных народов широко отражена связь лебедя с солнцем. У греков Аполлон улетает на зиму к гипербореям в колеснице, которую везут по небу лебеди. У славян эти птицы также сопровождали бога Солнца. Изображение солнечного колеса, влекомого лебедями, встречается у этрусков. В прикладном искусстве древности идеал суточного движения солнца выражалось при помощи животных: днём светило везут по небу кони, а ночью по подземному океану водоплавающие птицы: утки, лебеди, гуси. В Древней Греции лебедь считался олицетворением света. В христианской символике лебедь служит знаком Девы Марии.

"Устойчивые представления о Лебединых девах пришло из древнегреческого мифа, в котором говорилось что Морское божество Фаркий - сын Геи - Земли сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей почитали как прекрасных Лебединых дев. О Форкидах, подобных лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал ещё Прометей в великой трагедии Эсхила. В славянских и германских сказках одинаково распространён образ Лебединых дев, что прилетают к реке или озеру, сбрасывают лебединые одеяния, превращаясь в волшебных красавиц, и купаются в прохладной воде: здесь-то и подстерегает их добрый молодец и прячет их одеяние. Ведь кто спрячет их одеяние - под власть того они и попадают. Именно так в "Песни о Нибелунгах" герой заставляет Лебединую деву предсказать ему будущее". По мифам славян, румын и бурят Девица - Лебедь, у которой добрый молодец однажды украл одежду из перьев, и стала праматерью их родов. Представления о Девице - Лебеди сохранились и у других народов, населяющих Север нашей родины: у ненцев, например, также известен образ Богини-Лебеди. Сходные персонажи есть у бурятов, якут. Лебедь считается священной птицей остяков, зырян, эвенков, бурятов, селькунов, народов Прибайкалья, чьи роды по поверью произошли от этой белой птицы. "При раскопках знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае, относящихся к V-III векам до н. э. , в погребальной камере были обнаружены войлочные фигуры лебедей. Всё это свидетельствует о том, что лебединая символика охватывала значительные пространства Евразии и распространялась на многие разноязычные народы на протяжении многих тысячелетий". На алтайской реке Лебеди - притоке Бии - и поныне проживает тюркоязычный народ Лебединцы, ведущий свою родословную от первопредка Лебедя. В башкирском фольклоре лебедь тоже является тотемом, и бытует понятие, что все лебеди - потомки небесного божества Хумай, прародительницы башкир.

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры Евразии: от древнейшего ковша в виде лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь, воинственных германских валькирий, способных превращаться в лебедей и лебединого рыцаря Лоэнгрина.

Девица - Лебедь у руссов появилась не случайно. Античные авторы писали о том, что обитают в северных широтах девы, которые могут оборачиваться птицами. Римский поэт Овидий свидетельствовал, что "женщины скифов достигают этого при помощи каких - то зелий". Примерно тысячу лет спустя после Овидия в славянской земле вятичей среди женщин существовал обычай наряжаться птицей. Статная девица надевала платье с длинными, много ниже запястий рукавами, напоминающими крылья, и под музыку танцевала. Девиц этих называли русалками, а сами ритуальные празднества - русалиями. Мы с детства привыкли к тому, что русалки живут в воде, заманивают к себе добрых молодцев, и те навсегда исчезают в омутах, привороженные чарами и красотой хвостатых дев. Возможно, в то далекое время своими танцами русалки стремились объединить земной и небесные миры. Но в память о ком существовал ритуал славян?

У древних славян высшим существом божественного мира была Птица Матерь Сва. Она вдохновляла на подвиги, помогала одолеть врагов, о чем свидетельствует "Книга Велеса": "И бьет Матерь Сва крылами и поет песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от нее все началось". Именно ей славяне посвятили ритуальные празднества, которые назывались русалиями.

Многие цивилизации знают богиню Лебедь Сва. От корня "сва" происходит слово "Лебедь" в английском и скандинавском языках - swan. У разных народов богиня Лебедь имела другие имена. Вот они: Изида, Анахита (богиня Ариев Средней Азии), Иннона (в Шумере "владычица небес"), Юнона (самая почитаемая богиня в Риме), Уна (главная богиня этрусков), Иштар (богиня Аккада), последнее ее воплощение - Дева Мария.

И Пушкин, каким - то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Радионовной. После той, первой записи, сделанной в 1828 году, пройдет три года, прежде чем сказка будет завершена. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице - Матери. В окончательном - их творит Царевна - Лебедь. Создается такое впечатление, что богиня появилась перед ним, и он отобразил ее лик с фотографической точностью. . Как величайшее откровение предстает перед нами портрет - описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилась в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит;

А во лбу звезда горит.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ лебедя в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом.

4 Перевод.

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилась в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит;

А во лбу звезда горит.

Онуоха кини кынатын дабайан,

Долгун устун которо,

Уоьэттэн кытылга,

Ойуурга котон туьэрэ,

Дьигиьис гынан, тэбэнэ туьэн,

Ыраахтаа5ы кыыс буолан кубулуйара:

Суьуо5ун анныгар ый ча5ылыйара,

Онтон сууьугэр буолла5а,

Сулус ча5ылыйан умайара.

Показать полностью… https://vk.com/doc235111476_443702844
22 Кб, 28 марта 2017 в 22:34 - Россия, Ростов-на-Дону, РГПУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении