Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 012352 из АГЗ МЧС России

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине "Управление персоналом"

Тема № 3/1. "Проектирование системы управления персоналом"

Учебные вопросы:

1. Стадии и этапы организационного проектирования

2. Методы построения системы управления персоналом

3. Цели и функции системы управления персоналом

Организационное проектирование - процесс разработки проектов организации производственных систем и систем управления.

Целью орг. проектирования является придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.

Целевые подсистемы обеспечивают комплексность управления для достижения главной цели деятельности организации путем интеграции и координации выполнения конкретных функций подсистемы линейного руководства, функциональных и обеспечивающих подсистем системы управления.

К целевым относятся подсистемы:

- управления выполнением плана производства и поставок продукции (оказания услуг);

- управления качеством продукции; управления трудовыми, финансовыми, материальными ресурсами;

- управления развитием производства;

- управления развитием системы управления;

- управления социальным развитием организации;

- управления охраной окружающей среды.

Состав целевых подсистем может меняться в зависимости от требований производства и внешней среды организации.

Проектируются взаимосвязи подсистем и элементов целостной системы между собой внутри подсистемы, с элементами производственной системы, а также взаимосвязи с внешней средой.

В общем виде проект системы управления организации состоит из:

- технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления,

- задания на орг. проектирование (ЗО),

- организационного общего проекта (ООП),

- организационного рабочего проекта (ОРП).

Технико-экономическое обоснование целесообразности и необходимости совершенствования системы управления (ТЭО) предназначено для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности совершенствования системы управления организацией.

ТЭО включает следующие разделы: введение, характеристика существующей производственной системы и системы управления, цели и критерии совершенствования системы управления, ожидаемые технико-экономические результаты совершенствования системы управления, выводы и предложения.

Основным разделом ТЭО является "Характеристика существующей производственной системы и системы управления".

Сюда включаются:

- результаты анализа производственной системы и ее основных элементов;

- результаты анализа системы управления организацией и ее составных частей - подсистем линейного руководства, а также целевых, функциональных, обеспечивающих подсистем и их основных элементов;

- перечень и характеристика недостатков, резервов, узких мест в производственной системе и системе управления (в том числе по отдельным составляющим их элементам);

- оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в производственной системе и системе управления в целом и по составляющим их элементам, а также степени ухудшения технико-экономических и социальных показателей деятельности.

Данный раздел включает результаты обследования существующей производственной системы и системы управления организацией.

Задание на орг. проектирование системы управления (ЗО) является исходным документом для разработки проекта совершенствования системы управления организацией.

В состав ЗО рекомендуется включать разделы, в которых раскрываются:

а) основание разработки проекта совершенствования системы управления;

б) цель разработки проекта;

в) результаты анализа состояния производства и управления организацией;

г) требования к построению системы управления организацией;

д) предложения по совершенствованию производственной системы и системы управления; е) технико-экономические результаты разработки и внедрения проекта совершенствования системы управления;

ж) состав, содержание и организация работы по разработке и внедрению проекта;

з) порядок приемки проекта совершенствования системы управления организацией;

и) источники информации, используемые при разработке проекта;

к) сроки разработки проекта и источники финансирования.

Важнейшим разделом этапа ЗО являются "Требования к построению системы управления организацией", которые содержат формулировку требований к системе управления в целом, а также к подсистемам и элементам системы управления. Здесь излагаются важнейшие закономерности, принципы и методы построения системы управления и отдельных ее частей (подсистем, элементов). В разделе приводятся требования к качеству выполнения функций системы управления организацией.

Организационный общий проект системы управления организацией (ООП) разрабатывается на основе утвержденного ЗО на систему управления организацией.

Документация этого этапа проектирования должна состоять из пяти частей:

- общесистемной документации,

- документации подсистемы линейного руководства,

- целевых подсистем,

- функциональных подсистем,

- подсистем обеспечения.

К общесистемной документации относят:

- ведомость документов проекта;

- проект специализации организаций и цехов основного производства;

- схему проектируемой производственной структуры с описанием;

- схему организационной структуры управления с описанием;

- основной стандарт организации на систему управления;

- пояснительную записку к проекту;

- проект плана мероприятий по подготовке к внедрению проекта;

- расчет ожидаемого экономического эффекта от внедрения проекта.

Основное содержание пояснительной записки составляют проектные решения, направленные на совершенствование специализации производства и производственной структуры организации. Особое внимание здесь отводится рассмотрению предложений по совершенствованию системы управления в целом, в том числе по совершенствованию управления функционированием отдельных подсистем. При этом предложения должны составляться с учетом направлений развития всех элементов каждой из подсистем.

Расчет ожидаемого экономического эффекта от внедрения проекта включает следующие данные:

- исходные данные для расчета экономической эффективности;

- расчет единовременных затрат;

- расчет текущих затрат (носители информации и канцтовары, затраты на электроэнергию, амортизационные отчисления, текущий ремонт технических средств, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, почтово-телеграфные и накладные расходы и т.п.).

Документация подсистем линейного руководства, функциональных, целевых подсистем и подсистем обеспечения управления включает основной стандарт организации на соответствующую подсистему, положения о должностных лицах дирекции и о подразделениях.

Организационный рабочий проект системы управления организацией (ОРП) разрабатывается на основе утвержденного ООП системы управления организацией.

Цель рабочего проекта - разработка рабочей документации, необходимой для внедрения системы управления, проведения приемо-сдаточных работ, а также обеспечение нормального функционирования системы управления организацией.

Рабочая документация этапа рабочего проектирования должна состоять по аналогии с ООП из пяти частей:

- общесистемной документации,

- документации подсистемы линейного руководства,

-целевых,

- функциональных подсистем,

- подсистем обеспечения.

Содержание пояснительной записки к рабочему проекту отличается от содержания пояснительной записки к общему проекту более глубокой детализацией проектных решений по совершенствованию управления и дополнительными сведениями о составе проекта, отзывах на проект и источниках информации.

Этап внедрения проекта совершенствования системы управления включает в себя следующие стадии:

- материально-техническую подготовку,

- профессиональную подготовку управленческих работников,

- социально-психологическую подготовку работников организации,

- разработку системы стимулирования внедрения проекта,

- опытное внедрение и внедрение проекта,

- контроль за ходом внедрения,

- расчет фактического экономического эффекта от внедрения проекта,

- проведение приемосдаточных работ.

Целью организации являются конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых она хотела бы достигнуть.

Выработка цели организации - задача достаточно сложная и трудоемкая, предполагающая использование метода "дерева целей".

Экономическая цель - получение прибыли от реализации продукции или услуг заданного объема и требуемого уровня качества.

Научно-техническая цель - обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при постоянном повышении производительности труда на основе новых технологий.

Производственная цель - обеспечение выпуска планового объема продукции и оказания услуг заданного уровня качества и ритмичности производства.

Коммерческая цель - обеспечение реализации продукции и услуг, а также результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в заданные сроки.

Социальная цель - обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Цели и функции основных подразделений службы управления персоналом:

Цель отдела кадров - сохранение квалифицированных работников в условиях нестабильного производства и наем новых работников.

Функции отдела кадров:

- обеспечивать кадрами организацию (наем, расстановка, увольнение);

- вести кадровое делопроизводство;

- анализировать текучесть кадров и дисциплину труда;

- учитывать движение персонала;

- подготавливать кадровые приказы и др.

Цель отдела обучения - обучение руководителей, специалистов, рабочих.

Функции отдела обучения:

- организовывать обучение руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики по отдельным программам;

- организовывать проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов, рабочих по правилам техники безопасности и охраны труда;

- организовывать повышение квалификации, переподготовку руководителей и специалистов через обучение в высших и средних учебных заведениях;

- организовывать подготовку преподавателей из числа руководителей и специалистов организации;

- осуществлять учебно-методическое руководство производственно-экономическим обучением рабочих через подготовку и переподготовку;

- изучать и обобщать опыт работы лучших работников;

- организовывать производственную практику студентов и учащихся.

Цель отдела труда и заработной платы - объективная оценка результатов деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда.

Функции отдела оценки персонала и оплаты труда:

- разрабатывать штатные расписания и изменения к нему на основе утвержденной организационной структуры, согласовывать штатные расписания структурных подразделений;

- систематически отслеживать численность по структурным подразделениям;

- внедрять современные системы оплаты труда, ориентированные на конечный результат;

- разрабатывать и совершенствовать системы оценки труда персонала;

- формировать и внедрять системы премирования;

- внедрять контрактную форму найма персонала;

- формировать коллективный договор и организовывать контроль за ходом его выполнения;

- осуществлять контроль за соблюдением КЗоТ РФ в части нормирования и оплаты труда, правил внутреннего распорядка;

- организовывать работу по аттестации рабочих мест;

- разрабатывать графики работы организации (одно-, двух- и трехсменный режим) и согласовывать графики работы структурных подразделений;

- анализировать технико-экономические показатели структурных подразделений по труду;

- составлять статистическую отчетность по трудовым показателям.

Цель отдела социального развития - осуществление прав и гарантий социальной защиты для каждого работника.

Функции отдела социальной защиты:

-разрабатывать формы социальной защиты работающих;

- планировать и использовать средства социального страхования;

- организовывать фонды материальной помощи;

- оформлять пенсионные дела и проводить работу с ветеранами труда, осуществлять медицинское и другие виды страхования работающих;

- организовывать выплаты ссуд, всех видов пособий и обеспечение санаторно-курортными путевками, социальную защиту молодежи, организовывать общественные мероприятия для работников и ветеранов организации.

Цель отдела охраны труда и техники безопасности - обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте.

Функции отдела охраны труда и техники безопасности:

- организовывать и координировать работу по охране труда в организации;

- контролировать соблюдение законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда работников;

- совершенствовать работу по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда;

- консультировать работодателей и работников по вопросам охраны труда;

- проводить анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- согласовывать разрабатываемую на предприятии проектную документацию в части соблюдения в ней требований по охране труда;

- анализировать и обобщать предложения по расходованию средств фонда охраны труда;

- составлять отчетность по охране труда.

Цель социологической лаборатории - формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении.

Функции социологической лаборатории:

- изучать социологические и психологические проблемы организации труда, быта и отдыха работников, разрабатывать пути и методы их разрешения;

- повышать стабильность трудового коллектива, его активность и инициативность;

- повышать эффективность системы социального управления;

- пропагандировать социологические и психологические знания;

- разрабатывать системы комфортных взаимоотношений в организации, основы корпоративной культуры, мероприятия по повышению удовлетворенности трудом.

Характеристика содержания функций менеджера по персоналу кадровой службы организации

Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: начиная с изучения рынка труда и найма на работу и заканчивая уходом на пенсию и увольнением.

Его функции:

- разрабатывать стратегию управления персоналом;

- разрабатывать кадровую политику и планировать кадровую работу;

- анализировать кадровый потенциал, прогнозировать и определять потребности в рабочих кадрах и специалистах, проводить маркетинг персонала;

- поддерживать деловые связи со службами занятости и организациями по рекрутингу персонала;

- комплектовать руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития;

- планировать, организовывать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей;

- оценивать профессиональные, деловые и личностные качества работников в целях рационального их использования;

- создавать условия для наиболее полного использования и планомерного роста работников, планировать карьеру и служебно-профессиональное продвижение персонала;

-участвовать в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по подбору и расстановке специалистов;

- организовывать учет и движение персонала;

- изучать причины текучести персонала и разрабатывать меры по ее снижению;

- управлять занятостью персонала;

- оформлять прием, перевод и увольнение работников;

- заниматься мотивацией и стимулированием труда работников;

- участвовать в разработке и внедрении планов социального развития организации;

- работать по профориентации;

- формировать трудовой коллектив организации (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);

- организовывать трудовую адаптацию молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием и новых работников, организовывать работу по их закреплению и использованию;

- оценивать работу персонала, формировать резерв, проводить аттестации;

- применять положения практической социологии при формировании и воспитании трудового коллектива, диагностировать социально-психологический климат;

- разрабатывать и применять современные методы управления персоналом;

- использовать новые информационные технологии управления персоналом;

- применять законы о труде, решать правовые вопросы в трудовых отношениях;

- управлять социальными и производственными конфликтами и стрессами;

- обеспечивать соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда, организационной культуры;

- обеспечивать безопасные условия труда, экономическую и информационную безопасность;

- проводить работу с увольняющимися работниками.

Показать полностью…
2 Мб, 13 октября 2014 в 23:11 - Россия, Москва, АГЗ МЧС России, 2014 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении