Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 012360 из АГЗ МЧС России

(1-ый вопрос)

Предпрыжковая подготовка проводится в день (ночь) выполнения прыжков и включает в себя:

прохождение медицинского осмотра;

ознакомление парашютистов с фактической погодой, прогнозом погоды на период прыжков и метеоданными о ветре по высотам;

доведение последовательности прыжков по упражнениям и очередность посадки в ВС;

указания по действиям в особых случаях;

инструктаж о порядке сбора на площадке приземления и особенностях передвижения по аэродрому в данный летный день (ночь);

указания экипажам, выполняющим полеты на десантирование

парашютистов;

доведение дополнительных указаний, связанных с особенностями фактического состояния площадки приземления, воздушной и наземной обстановки;

доведение мер безопасности при выполнении прыжков; инструктаж стартового наряда.

Время, необходимое на предпрыжковую подготовку, зависит от характера и сложности прыжков и устанавливается РПП.

4.1.11. Перед посадкой в воздушное судно спасатели-парашютисты надевают снаряжение и

парашюты, после чего старший группы по карте проверки производит осмотр, обращая внимание на

подгонку подвесной системы парашюта, наличие необходимого снаряжения и его размещение,

правильность укладки парашюта, а также на состояние и самочувствие спасателей-парашютистов.

4.1.12. После осмотра спасатели-парашютисты снимают свои парашюты и размещают их в

воздушном судне, если сразу же не ставится задача выброски к месту бедствия.

4.1.13. Ответственность за правильностью надевания парашютов в воздушном судне,

подготовку спасателей-парашютистов к прыжку и выпуск их на прыжок несет выпускающий.

Выпускающий во всех случаях совершает прыжок завершающим.

98. Перед посадкой в самолет парашютист должен твердо знать:

содержание выполняемого упражнения; высоту прыжка;

очередность отделения от самолета; правила отделения от самолета; действия при парашютировании; правила приземления; действия парашютиста в особых случаях; правила раскрытия запасного парашюта.

99. При посадке в самолет парашютист должен занимать только указанное ему место.

После зацепления выпускающим карабина вытяжной веревки запрещается трогать карабин и держаться за вытяжную веревку. В процессе набора высоты запрещается вставать со своего места и передвигаться по пассажирской кабине. Делать это разрешается только по требованию выпускающего.

Чтобы избежать задевания парашютом за детали в самолете, не разрешается прижиматься к борту самолета и резко поворачиваться.

При включении выпускающим страхующего прибора на запасном парашюте следует убедиться (прослушиванием) в том, что прибор включен, временной интервал выработан и ранец запасного парашюта не раскрылся.

100. Получив команду "Приготовиться", парашютист должен:

встать, визуально проверить зацепление карабина, убедиться, что прибор на запасном парашюте не разблокирован (блокировочный шнур должен находиться в петле);

подойти к двери (если парашютист прыгает первыми в заходе) или встать за парашютистом, прыгающим раньше; правой рукой взяться за вытяжное кольцо, левую руку наложить на правую

(рис. 1).

101. По команде "Пошел" парашютист отделяется от самолета. Отделение от самолета производится в следующей последовательности:

серединой ступни левой ноги упереться в задний нижний угол двери; слегка нагнувшись, плавно оттолкнуться от порожка двери, перпендикулярно оси самолета, ногами вниз;

отделившись от самолета, правую ногу приставить к левой; в целях обеспечения нормального раскрытия парашюта при падении стараться сохранить вертикальное положение до момента раскрытия парашюта.

После 3 с стабилизированного падения резким движением правой руки выдернуть вытяжное кольцо раскрытия парашюта. В момент выдергивания кольца сгруппироваться(рис. 2).

102. Почувствовав динамический удар при раскрытии купола, парашютист должен: осмотрев купол, убедиться в его исправности и правильности раскрытия; выдернуть блокировочный шнур прибора на запасном парашюте; осмотреться и убедиться, что рядом на опасном для схождения расстоянии нет парашютистов; осмотр производить спереди, слева, справа, сверху и сзади;

убедившись в отсутствии опасности в схождении, произвести удобную посадку в подвесной системе. Для этого нужно взяться левой рукой за левую группу лямок, а большой палец правой руки наложить на круговую лямку в месте сидения. Натянув левую группу лямок вниз, большим пальцем правой руки передвинуть круговую лямку вперед, до удобной посадки (рис. 3).

Сдвинув круговую лямку справа, положение рук поменять и сдвинуть круговую лямку слева.

103. Произведя удобную посадку в подвесной системе, парашютист определяет направление относа и место своего приземления. При необходимости (наличие препятствий в предполагаемом месте приземления) парашютист может изменить величину и направление относа путем скольжения (рис. 4).

104. Перед приземлением - до высоты 150 м - парашютист должен занять положение лицом по ветру. Направление ветра определяется по стреле, выложенной на площадке приземления, и по смещению относительно парашютиста местных предметов на земле.

105. При парашютировании возможно раскачивание купола, которое устраняют путем натяжения передних или задних лямок. При наклонении купола вперед от вертикальной оси натянуть задние лямки. При достиженин куполом вертикального положения задние лямки отпустить и, при переходе купола назад, натянуть передние лямки.

106. На высоте 100-150 м парашютист готовится к приземлению и принимает правильное для приземления положение тела:

строго лицом по ветру;

ноги соединены в коленях и ступнях вместе и, в зависимости от скорости ветра, вынесены вперед, а в штилевую погоду - расположены почти вертикально, полусогнуты в коленях; ступни ног параллельны земле (рис. 5).

107. Если парашютист оказался перед приземлением лицом не по ветру, а для разворота купола методом скольжения нет высоты, он должен методом перекрещивания лямок развернуть корпус так, чтобы оказаться лицом по ветру (рис. 6).

108. Приземление производится на полные супни обеих ног. Чтобы уменьшить силу удара при приземлении, необходимо ноги слегка согнуть в коленях и держать их напряженно до встречи с землей.

В момент приземления парашютист не должен пытаться устоять на ногах - необходимо упасть вперед или на бок.

109. Если после приземления под действием ветра парашютиста протаскивает по земле, необходимо погасить купол парашюта.

Для этого нужно взять несколько нижних строп и, перехватывая руками, энергично тянуть их к себе, пока не погаснет купол (рис. 7).

110. Приземлившись и погасив купол, парашютист снимает подвесную систему, аккуратно собирает и укладывает парашют в переносную сумку, прибывает на сборный пункт и докладывает о выполнении задания руководителю прыжками.

(второй вопрос) Глава 17. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИ ПРЫЖКАХ С

ПАРАШЮТОМ

210. В процессе ПДП и начальной подготовки каждый парашютист должен изучить и приобрести навыки действий в особых случаях, к которым относятся:

вынужденное покидание ВС; зависание парашютиста за ВС; полный отказ парашюта; частичный отказ парашюта; непреднамеренное схождение парашютистов в воздухе; приземление на препятствие.

Действия парашютиста в особых случаях и правила применения запасного парашюта отрабатываются до автоматизма в период предварительной и предпрыжковой подготовки к УТПП.

211. На режиме взлета или посадки каждый парашютист должен быть готов к действиям по вынужденному покиданию ВС. Минимально безопасная высота покидания определяется техническими характеристиками основной или запасной парашютной системы. Команду на покидание ВС подает экипаж и дублирует выпускающий.

Перед вынужденным покиданием выпускающий (борттехник) должен произвести сброс двери (люка), через которую производится покидание, если это предусмотрено конструкцией ВС.

При вынужденном покидании ВС на высоте не ниже 100 м парашютисты друг за другом отделяются от ВС и немедленно применяют запасной парашют. На высоте не ниже 150 м (при применении парашютов с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола) парашютисты в порядке очередности прыжка прицепляют карабины вытяжных фалов парашютов и отделяются от ВС. Выпускающий следит за соблюдением парашютистами правил вынужденного покидания ВС и покидает его последним из парашютистов.

К частичному отказу относится: обрыв отдельных строп, перехлест купола стропами, порыв купола, складывание куполов при схождении. В любом из этих случаев вертикальная скорость снижения парашютиста увеличивается, и не обеспечивается безопасность его приземления.

Полный отказ - когда ранец основного парашюта не раскрылся совсем, или купол вышел из ранца, но запутался и не раскрылся, а также когда по каким-либо причинам стабилизация не прекращается, и купол основного парашюта в работу не вступает.

В случае полного или частичного отказа основного парашюта десантник должен незамедлительно применить запасной парашют.

При проведении групповых прыжков с парашютом из-за непостоянного движения воздушных потоков могут возникнуть случаи схождения десантников-парашютистов во время снижения. Схождение представляет собой встречу в воздухе парашютистов, находящихся примерно на одной высоте (горизонтальное схождение) или друг над другом на одной вертикали (вертикальное схождение). В обоих случаях может возникнуть опасность попадания одного парашютиста в купол и стропы другого.

Десантники должны избегать схождения в воздухе. Это достигается соблюдением установленного интервала движения по самолету (вертолету) и отделения, размещением десантников в самолете по весу, своевременным раскрытием основного парашюта, осмотрительностью в воздухе и умелым управлением куполом парашюта.

При создавшейся угрозе схождения двух парашютистов во время снижения им необходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого нахождения друг с другом. Для этой цели применяется скольжение.

Если один из десантников при схождении проскочит между стропами парашюта другого, и его купол сложится, то парашютист, оказавшийся верхним, обязан схватить руками погасший купол и удерживать его до приземления (рис. 6.22).

Возможны случаи, когда один из парашютистов при снижении окажется над куполом другого. При таком положении парашют верхнего десантника, попав в зону аэродинамического затенения, может сложиться и погаснуть. Чтобы предотвратить это явление, верхний десантник должен немедленно подать команду голосом нижнему о том, чтобы он глубоким скольжением ускорил свое снижение и отошел в сторону, при этом верхний парашютист должен применить скольжение в противоположном направлении (рис. 6.26). Если же этого сделать не удалось, верхний парашютист должен вынести прямые ноги вперед и соскользнуть (сбежать, перебирая ногами) с наполненного купола нижнего десантника и применить скольжение.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА

Во всех случаях, когда возникает угроза нормальному спуску на основном парашюте, применяется запасной парашют. Запасной парашют вводится в действие при частичном или полном отказе основного парашюта. Для приведения в действие запасного парашюта при частичном отказе основного парашюта необходимо:

- свести ноги вместе и подогнуть их под себя;

- зрительно найти кольцо звена ручного раскрытия запасного парашюта и взять его правой рукой, левой рукой придерживая клапаны ранца;

- выдернуть кольцо звена ручного раскрытия, выбросить его, левой рукой удержать купол;

- взять купол обеими руками и энергично отбросить его от себя в сторону и вверх, затем для ускорения раскрытия купола руками вытащить стропы из сот ранца и, взяв рукой 1 - 2 верхних стропы, рывками натягивать их на се- бя, пока купол не наполнится воздухом (рис. 6.30).

При полном отказе основного парашюта надо немедленно:

- свести ноги вместе и подогнуть их под себя;

- найти зрительно кольцо звена ручного раскрытия запасного парашюта, взять его рукой;

- выдернуть кольцо правой рукой,

выбросить его, одновременно левой рукой сбить купол с ранца вправо (рис. 6.31).

Внимание! После раскрытия запасного парашюта делать попытки к раскрытию основного парашюта категорически за-прещается.

Рис. 6.31. Раскрытие запасного парашюта при полном отказе основного

ЗАВИСАНИЕ ПАРАШЮТИСТА ЗА САМОЛЕТОМ.

В случае зависания парашютиста экипаж самолета должен принять все меры для поднятия зависшего парашютиста на борт.

Парашютист должен:

- развести в стороны руки и ноги и сделать прогиб для стабилизации положения тела в потоке,

- установить зрительную связь с выпускающим и выполнять его команды,

- подтягиваться руками по поданному фалу, содействуя своему подъему на борт.

При невозможности поднять зависшего парашютиста на борт самолета, зависший парашютист обязан, используя свой или поданный на фале нож, обрезать удерживающую его вытяжную веревку и ввести в действие запасной парашют. (Если при зависании произошло частичное раскрытие купола, обрезать свободные концы: вначале дальний от руки с ножом, затем ближний.)

Если по каким-либо причинам зависший парашютист не сможет обрезать вытяжную веревку, на которой висит, сделать это должен выпускающий, предупредив зрительно об этом зависшего парашютиста.

(3-ий вопрос)

Снижение и приземление парашютиста. Установившаяся скорость падения парашютиста, равная критической скорости наполнения купола, гасится при раскрытии парашюта. Резкое снижение скорости падения воспринимается как динамический удар, сила которого зависит в основном от скорости падения парашютиста в момент раскрытия купола парашюта и от времени раскрытия парашюта.

Необходимое время раскрытия парашюта, а также равномерное распределение перегрузки обеспечивается его конструкцией. В парашютах десантных и специального назначения эту функцию в большинстве случаев выполняет камера (чехол), надеваемая на купол.

Иногда при раскрытии парашюта парашютист в течение 1 - 2 с испытывает шести - восьмикратную перегрузку. Уменьшению воздействия силы динамического удара на парашютиста-десантника способствует плотная подгонка подвесной системы парашюта, а также правильная группировка тела.

При снижении парашютист перемещается, кроме вертикального, в горизонтальном направлении. Горизонтальное перемещение зависит от направ-ления и силы ветра, конструкции парашюта и симметричности купола во вре-мя снижения. На парашюте с круглой формой купола парашютист при отсутствии ветра снижается строго вертикально, так как давление воздушного потока распределяется по всей внутренней поверхности купола равномерно. Неравномерное распределение давления воздуха по поверхности купола возникает при воздействии на его симметричность, которое осуществляется подтягиванием тех или иных строп или свободных концов подвесной системы. Изменение симметричности купола влияет на равномерность его обтекания воздухом. Воздух, выходящий со стороны поднятой части, создает реактивную силу, в результате которой происходит перемещение (скольжение) парашюта со скоростью 1,5 - 2 м/с.

Таким образом, в безветрие для горизонтального перемещения парашюта с круглым куполом в каком-либо направлении необходимо создавать скольжение путем подтягивания и удержания в этом положении строп или свободных концов подвесной системы, расположенных в стороне желаемого перемещения.

Среди парашютно-десантных средств специального назначения парашюты с круглым куполом, имеющим щели, или куполом в виде крыла обеспечивают горизонтальное перемещение с достаточно большой скоростью, что позволяет парашютисту-десантнику, поворачивая купол, добиваться большой точности и безопасности приземления.

На парашюте с квадратным куполом горизонтальное перемещение в воздухе происходит благодаря так называемому большому килю на куполе. Воздух, выходящий из-под купола со стороны большого киля, создает реактивную силу и вызывает горизонтальное перемещение парашюта со скоростью 2 м/с. Парашютист, развернув парашют в нужном направлении, может использовать это свойство квадратного купола для более точного приземления, для разворота по ветру или для уменьшения скорости приземления.

Приземление - завершающий этап прыжка, требующий от парашютиста концентрации внимания и строгого соблюдения установленных правил безопасного приземления.

Техника управления парашютом при приземлении определена РО (РТЭ). Она зависит от типа парашюта, скорости ветра у земли, состояния площадки на месте приземления и опыта парашютиста в выполнении прыжков с парашютом.

Положение купола парашюта у парашютиста перед приземлением должно быть всегда строго против ветра, за исключением тех парашютов, приземление на которых по ветру оговорено РО (РТЭ).

Начинающие парашютисты при приземлении в штиль (скорость ветра у земли до 2 м/сек., парашют поступательно движется вперед или не имеет поступательного движения относительно земли) должны напрячь все мышцы тела и приземляться на полные ступни ног, а руками (с высоты 5 - 10 м до земли) подтягиванием задних свободных концов амортизировать приземление.

После касания земли не пытаться устоять на ногах, выполнить перекат (кульбит). Голову и руки при этом поджать к груди. Категорически запрещается опираться на выставленную прямую руку, ладонь или локоть.

Опытные парашютисты, приземляясь на "малом сносе" с тренировочными парашютами с круглыми куполами при максимально допустимой для них скорости ветра, должны амортизировать приземление натяжением передних свободных концов парашюта, а после переката немедленно перехватить стропы и, подтягивая их, погасить купол парашюта.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ПРЕПЯТСТВИЯ.

При совершении учебно-тренировочных прыжков парашютисты могут случайно оказаться над лесом, зданиями, проводами высокого напряжения и другими местными предметами.

Во всех случаях предполагаемого попадания на препятствия парашютист должен методом скольжения отойти от него (или изменением относа на управляемом куполе, имеющем собственную горизонтальную скорость). Если не удалось этого сделать, следует хорошо сгруппироваться, свести ноги вместе и встретить препятствие полными ступнями ног.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА КРЫШУ ЗДАНИЯ.

При попадании на середину крыши необходимо быстро освободиться от подвесной системы и удержаться на здании (Рис. 6).

В случае приземления на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть вниз (Рис. 7).

Если парашютиста несет на стену здания (Рис. 8), вынести ноги вперед, ступни параллельно стене.

Убрать горизонтальную скорость купола, подтянуться на задних свободных концах, создавая скольжение назад. В процессе снижения отталкиваться от стены ногами, приготовиться к приземлению. (Если вы влетели в окно, не забудьте поздороваться.)

Рис. 6 Действия парашютиста при Рис. 7 ДействияРис. 8 Отталкивание попадании на парашютиста припарашютиста от

середину крыши попадании на край крыши препятствия здания ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ЛЕС.

При приземлении на лес парашютист должен на высоте 100 м развернуться по ветру, закрыть лицо руками, взявшись за подвесную систему венами вовнутрь. Все препятствия встречать полными ступнями ног, ногами сведенными вместе (Рис. 9). При зависании на высоком дереве парашютист самостоятельно принимает меры к безопасному спуску на землю. В этом случае необходимо раскрыть запасной парашют и по его стропам и куполу опуститься на землю (Рис. 10). При освобождении от подвесной системы, сесть глубже в круговую лямку. Отстегнуть запасной парашют с одной стороны от подвесной системы и распустить его. Вначале отстегнуть ножные обхваты, затем грудную перемычку!

Гашение купола парашюта при протаскивании осуществляется забеганием с подветренной стороны от купола или подтягиванием нескольких нижних строп или строп управления до полного погашения купола. Если из-за сильного ветра погасить купол не удается - отсоединить купол основного парашюта при помощи замков отсоединения свободных концов, а при их отсутствии - обрезать ножом один из свободных концов. После приземления парашютист должен собрать и уложить парашют в переносную сумку, прибыть на старт, доложить РПП о выполнении прыжка и сдать парашюты дежурному по площадке приземления.

Нож-стропоре?з - первая и наиболее известная разновидность стропореза.

Специальный нож для разрезания строп, ремней, канатов, вер?вок, сетей. Первоначально нож-стропорез предназначался для парашютистов в качестве инструмента для собственного спасения: с его помощью можно избавиться от основного купола, еслипарашют не раскрылся, либо освободиться после неудачного приземления (на дерево или в воду). Нож-стропорез был принят на вооружение в различных армиях мира в конце 30-х - начале 40-х годов XX столетия. Массовое производство этого ножа было связано с развитием воздушно-десантных войск накануне Второй мировой войны.

Первоначально стропорез являлся предметом снаряжения парашютиста. С его помощью можно освободиться от нераскрывшегося купола основного парашюта в воздухе или отцепиться после неудачного приземления, например, на крону дерева. В настоящее время стропорезы используют также в парусном спорте, в дайвинге, в скалолазании и альпинизме. Стропорезы входят в состав снаряжения служб спасения. В частности, ими разрезают ремни безопасности для освобождения пострадавших в автомобильных авариях.

При выполнении прыжков с парашютом при силе ветра от 3 м/сек и более, после приземления характерно протаскивание. В основном подвержены протаскиванию круглые купола. Поэтому при подготовке начинающих парашютистов и курсантов спецконтингента, нужно уделять особое внимание на правила и способы гашения купола после приземления. Существуют два способа гашения купола. Способ первый. После приземления нужно встать на ноги и забежать в подветренную сторону за купол. При подготовке парашютистов, необходимо заострять внимание, что после приземления нужно как можно быстрее встать на ноги, т.к. первые 1-2 сек после приземления, пока купол ложится на землю, протаскивания не происходит. И если за это время парашютист не смог встать на ноги, то в дальнейшем это будет гораздо сложнее, так как купол тянет парашютиста за плечи. Если парашютист не смог встать на ноги и его протаскивает, можно сделать попытку встать. Для этого необходимо взяться руками за свободные концы подвесной системы, резко сгруппироваться и забросить ноги вперед, упереться ими в землю. Так как купол тянет парашютиста за плечи, то он и помогает встать парашютисту на ноги. Оказавшись на ногах, необходимо немедленно забежать за купол. Способ второй. Если погасить купол первым способом не удалось и парашютиста протаскивает, необходимо применить второй способ гашения купола. Для этого необходимо взять одну нижнюю стропу и энергично перехватывая е? руками, тянуть к себе до самой кромки купола, пока тот не погаснет. При подготовке парашютистов, необходимо раъяснить, какие характерные ошибки могут быть допущены при гашении купола. Основной ошибкой является то, что при наполовину вытянутых стропах, проекционная площадь купола уменьшается, в результате дальнейшего протаскивания не происходит, хотя купол полностью не погашен. Парашютист, думая, что купол полностью погашен, пытается встать на ноги и отпускает стропы. Купол наполняется и вновь происходит протаскивание. При обучении парашютистов, необходимо разъяснить, что втягивать нижние стропы нужно как можно быстрее без остановки. Существует еще и третий способ борьбы с протаскиванием. Этим способом можно воспользоваться в случае крайней необходимости, когда первые два способа к успеху не привели. Суть способа заключается в следующем: в процессе протаскивания нужно перевернутся на спину, отстегнуть карабин грудной перемычки, и с одной стороны карабин и скобу крепления ПЗ. После этого, убедившись, что карабин грудной перемычки и крепления ПЗ растегнуты, растегнуть карабины ножных обхватов и вылезти из подвесной системы.

При обучении парашютистов данным способом, следует уделить особое внимание на последовательность отстегивания карабинов, особо заостряя внимание на первоочередное отстегивание грудной перемычки. После погашения купола парашютист должен встать на ноги и осмотреться, и если недалеко от него происходит протаскивание другого парашютиста, то он обязан помочь ему погасить купол. Для этого он должен быстро снять с себя подвесную систему, ПЗ и бежать с упреждением к двигающемуся парашютисту. Подбежав к куполу парашютиста, он берет соединительное звено, находящееся в центре купола и тянет его против ветра, или берется за кромку купола на уровне своего роста и так же тянет купол против ветра, купол парашютиста при этом сразу гаснет.

Приземлившись, летчик должен освободиться от подвесной системы, собрать и уложить парашют в переносную сумку. Для этого купол парашюта взять за полюсную часть, вытянуть во всю длину, встряхнуть и сложить по размерам переносной сумки (скрутить).

Сложенный купол держать на коленях, а его стропы собрать скользящей петлей.

После этого парашют уложить в сумку в следующем порядке:

посередине сумки положить ранец парашюта, по одну сторону которого помещается подвесная система, а по другую купол, чехол купола и стропы, которые закрыть главным клапаном ранца. Затем крышку сумки закрыть и застегнуть на все кнопки турникеты

(4-й вопрос)

Нередко после вынужденной посадки летательного аппарата возникает угроза пожара, взрыва баков с горючим. По этой причине время, которым располагает экипаж для того, чтобы покинуть летательный аппарат, эвакуировать раненых, вынести аварийное снаряжение и удалиться на безопасное расстояние, порой оказывается крайне ограниченным. От действий экипажа в первые минуты после посадки, их организованности, четкости, быстроты во многом зависит исход последующего автономного существования. Как только минует непосредственная угроза жизни, первое, что должен предпринять экипаж, - оказать медицинскую помощь раненым:

остановить кровотечение, сделать перевязки и т. д.; а затем всех пострадавших укрыть от ветра и холода, создать им, по возможности, максимально удобные условия. Эти мероприятия особенно важны в зимнее время, чтобы не допустить переохлаждения, которому особенно подвержены люди после травмы и большой кровопотери. Затем, в зависимости от физикогеографического положения района приземления, проводят только самые неотложные мероприятия: возводят снежное укрытие (в Арктике), устанавливают солнцезащитный тент (в пустыне) и т. п. Однако с принятием дальнейших решений не следует торопиться. Огромная эмоциональная нагрузка, возникшая во время аварии, крайнее нервное напряжение, в котором проходят все спасательные мероприятия, не могут не сказаться на психическом состоянии членов экипажа. Оно может привести либо к перевозбуждению нервной системы, и тогда принимаемые решения окажутся необдуманными, поспешными, без должной оценки создавшейся ситуации, либо к заторможенности, подавленности, растерянности, безучастности к происходящему и практической неспособности принимать какие-либо разумные решения. Для принятия правильного решения, прежде всего, необходимо оценить создавшуюся ситуацию, возможности, которыми располагает экипаж. Здесь необходимо учесть каждый элемент, определяющий деятельность в условиях выживания: примерную удаленность места аварии от ближайших населенных пунктов, физико-географические особенности района приземления (время года, температура воздуха, растительность, рельеф, близость водного рубежа и т. п.) и возможность использования их в интересах выживания, физическое и психическое состояние членов экипажа, имеющееся аварийное снаряжение, величину запасов воды и продовольствия. Большую помощь могут оказать знание членами экипажа тех или иных вопросов выживания, умение

ориентироваться, определять съедобность дикорастущих растений, строить убежища, ловить рыбу или охотиться. В первую очередь, оставаясь на месте, экипаж сумеет в течение длительного времени сберечь силы, что особенно важно при наличии раненых. Во-вторых, в стационарных условиях можно выстроить удобные укрытия, а при вынужденной посадке использовать в качестве временного жилища фюзеляж самолета, если он не сильно поврежден, или кабину спускаемого аппарата космического корабля. Находясь в лагере на месте приземления, легче организовать охоту, рыбную ловлю, сбор дикорастущих съедобных растений. И, наконец, место приземления или падения летательного аппарата всегда легче обнаружить с воздуха, а это значительно упростит и ускорит работу поисково-спасательной службы

(ГЛАВНОЕ)))Планом должны предусматриваться: 1. Организация временного лагеря (выбор подходящего места для лагеря, учитывая положительные и отрицательные особенности рельефа, близость водоисточников и заболоченных участков, густоту растительности и т. п.; определение мест для строительства убежища, приготовления пищи, хранения продуктов запасов и снаряжения, размещения отхожего места и мусорной свалки; выбор строительного материала, заготовка его и строительство временных убежищ; разведение костра и заготовка топлива); 2. Определение обязанностей каждого члена экипажа (по добыванию пищи с помощью охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих съедобных растений и приготовлению пищи; по оказанию медицинской помощи; по изготовлению лагерного и походного снаряжения, ремонту одежды и обуви); 3. Проведение ориентирования на местности и определение своего местонахождения; 4. Обеспечение сигнализации и связи (подготовка радиосредств, эксплуатация, уход за ними и ремонт; ведение радиосвязи с самолетом или поисковоспасательными группами; наблюдение за воздухом для своевременного оповещения; подготовка пиротехнических и других сигнальных средств к немедленному использованию; подготовка сигнальных костров и обеспечение их топливом); 5. Определение обязанностей дежурного и очередности дежурств по лагерю; 6. Создание постоянной занятости всех членов экипажа и пассажиров; 7. Проведение общественно-политических мероприятий (бесед, занятий и т. п.), направленных на поддержание морального духа выживающих.

Не касаясь техники посадки самолета на воду, которая изложена в соответствующих инструкциях, пособиях и наставлениях, следует отметить, что действия экипажа по выживанию начинаются с момента принятия решения о вынужденном приводнении. Все аварийно-спасательное снаряжение: лодки, плоты, НАЗы и БАЗы, запасы воды, продовольствия, парашюты и т. д. сосредоточивается у выходных люков и дверей и подготавливается для быстрой выгрузки из самолета. Спуск спасательных плавсредств на воду, загрузка их имуществом, эвакуация людей разрешаются лишь после полной остановки самолета. Все последующие действия экипажа должны быть очень четкими, быстрыми и последовательными, так как время, в течение которого самолет остается на плаву, весьма незначительно. Если, например, для самолета "Дуглас-ДС-8" оно составляет 25 мин., а для "Дугласа-ДС-7" - 24 мин., то для лайнера "Локхид-1049 Суперконстеллейшен - всего 10 мин. (Doyle, Roeple, 1965; Ferrugia, 1968). Для самолетов-истребителей это время ограничено 5-10 мин. (Пынеев, 1957). Лодки и плоты, спущенные на воду, чтобы их не относило, удерживаются фалом, который обрезается как только последний член экипажа или пассажир перешли на борт спасательного плавсредства. Отплыть от самолета необходимо прежде, чем он начал погружаться. Если лодок или плотов несколько, их связывают 8-10-метровыми фалами. Это предупредит их разнос, но помимо этого, облегчит поиск терпящих бедствие, так как компактную группу значительно легче обнаружить с воздуха, чем отдельные лодки или плоты, которые обнаруживаются на расстоянии не более 3,5 км (в бинокль - 5,5 км). Как только лодки собраны вместе и скреплены друг с другом, необходимо в первую очередь оказать помощь раненым, выяснить, есть ли отсутствующие, и организовать их поиск, обследовав район погружения самолета. Поиск должен проводиться особенно тщательно при волнении моря, так как пострадавший может быть без сознания, поддерживаемый на плаву спасательным жилетом или поясом.

При покидании летательного аппарата с парашютом, после его раскрытия следует осмотреться и при обнаружении в пределах видимости земли, управляя куполом, постараться приблизиться насколько возможно к берегу.

Перед приводнением спасательный жилет поддувают 5-6 дыхательными движениями в каждый сосок и примерно за 100-150 м до поверхности воды снимают предохранитель с разъемного замка подвесной системы или, расстегнув замок грудной перемычки и сев поглубже на круговую лямку, выводят правое плечо из-под плечевого обхвата. Ни в коем случае не разрешается отпускать лямки до момента касания воды. Расстояние до поверхности воды довольно трудно определить точно, особенно если она спокойна и ярко освещена солнцем, и в результате можно упасть в воду с высоты 10-15 м и получить тяжелые повреждения. Погрузившись в воду, круговым движением высвобождаются из подвесной системы и немедленно отплывают в сторону, чтобы не запутаться в стропах. Приводнение в спокойную погоду не представляет трудностей для парашютиста. Однако при ветре в момент приводнения купол, надувшись, может затруднить освобождение от подвесной системы и потащит парашютиста. Но даже при сильном ветре приводнение с парашютом более безопасно, чем приземление. Лишь в тех случаях, когда летчик не сумел освободиться от подвесной системы, он может попасть в опасное положение, вызванное

протаскиванием. Если летчик оказался на животе, он должен перевернуться на спину и попытаться сесть на воду, одновременно стараясь расстегнуть подвесную систему .Если приводнение произошло в видимости берега и ветер дует в его сторону, освободившись от подвесной системы, но не отпуская ее, можно воспользоваться ею при ветре более 5 м/сек. в качестве буксира: купол парашюта, прежде чем он намокнет и погаснет, может протащить человека по воде на значительное расстояние. Определенную опасность представляет запутывание в стропах. Обладая положительной плавучестью, они, словно змеи, обвивают руки, ноги, тело, цепляются за снаряжение, сковывая движения. При ветре, даже небольшом, возможность запутывания не превышает 1:4 (Koenig, 1962). Однако в штилевую погоду она значительно возрастает.

Освобождаются от строп неторопливыми плавными движениями, что всегда ведет к успеху. Резкие беспорядочные действия, как правило, ведут к еще большему запутыванию.

Обычно спасательная лодка надувается автоматически еще в воздухе и после приводнения оказывается в нескольких метрах от парашютиста. Плывя к лодке, парашют удерживают за одну из строп, чтобы он не затонул вместе с НАЗом. Добравшись до лодки и расположившись так, чтобы ветер дул в спину, ее разворачивают к себе узкой стороной, там где нет газового баллончика. Затем, ухватившись за поручни и налегая грудью и животом на корму, подтягивают лодку под себя и забираются внутрь.

При этом требуется крайняя осторожность, ибо оболочку лодки легко повредить обувью, пряжками или острыми деталями снаряжения.

Разместившись в лодке, втягивают на борт НАЗ, и, если есть под руками нож, отрезают несколько строп.

Строительство временного жилища

ооружение временного жилища, защита от высоких и низких температур, солнечной радиации, ветра и т. д. - первоочередная задача, которую необходимо решать немедленно, как только минует непосредственная угроза для жизни людей после вынужденного приземления.

Существуют многочисленные типы укрытий, выбор которых может зависеть от множества причин: имеющегося строительного материала, умения и вкуса строителей, физического состояния членов экипажа, рельефа, времени года и т. п.

Это может быть односкатный (рис. 14) или двускатный навес (рис. 15), шалаш (рис. 16), снежная траншея (рис. 18). Используя парашютную ткань, можно соорудить гамак-палатку (рис. 17) или палатку-вигвам (рис. 19). В некоторых случаях в качестве временного жилья можно использовать фюзеляж самолета (рис. 20).

(в приложения)

Рис. 14. Односкатный навес.

Рис. 15. Двухскатный навес и "костер с заслоном". Необходимо натянуть стропу между двумя деревьями или положить шест и перекинуть полотнище парашюта через стропу, а затем привязать концы полотнища стропами к жердям, уложенным на колья стойки.

Рис. 16. Шалаш двухскатный и "костер таежный". Следует связать из жердей длиной 1,5-2 м две треноги. Скрепить их поперечными жердями и покрыть каркас ветвями. Поверх ветвей натянуть парашютную ткань.

Рис. 17. Гамак-палатка. На высоте 1 м от земли натянуть между деревьев две стропы (АГ и БГ), третью стропу (ВГ) привязать под углом к первым двум. Между стропами АГ и БГ необходимо вставить деревянную распорку, привязать край парашюта к стропе АГ у ножного и головного концов и натянуть парашют и закрепить его за стропу БГ, свободный конец полотнища перебросить через верхнюю стропу ВГ.

Рис. 18. Снежная траншея.

Рис. 19. Палатка "Вигвам" или "Чум". Каркас сделать из восьми заостренных книзу шестов длиной 3-5,5 м. К свободному месту прикрепить парашютную ткань, натянуть тент на каркас и раздвинуть жерди по воображаемому кругу и закрепить тент к земле колышками. С помощью свободного шеста отрегулировать отверстие дымохода.

Рис. 20. Убежище под крылом самолета.

Прежде чем приступить к строительству, следует выбрать подходящее место для жилища и заготовить строительный материал. Размеры жилища должны обеспечивать удобное размещение всех членов экипажа. Первоначально его делают с минимумом удобств, только для того, чтобы укрыть людей от непогоды, дать им возможность отдохнуть и успокоиться, отложив работы по благоустройству на следующий день.

Как только строительство закончено, необходимо развести огонь, приготовить горячую пищу и питье. В зимнее время, при высоком снежном покрове, снег предварительно утаптывают или складывают помост из нескольких стволов деревьев. Костер никогда не разжигают под большим деревом, так как снег, скопившийся на ветвях, подтаяв, может обрушиться и загасить пламя.

В летнее время неосторожное разведение огня под высохшими деревьями, среди зарослей сухой травы, мха, кустарника легко может привести к лесному пожару. Прежде чем развести костер на сухом торфянике, подготавливают "подстилку" из песка, земли или гравия, иначе огонь легко проникнет через травяной покров, вызовет пожар, который экипаж будет не в состоянии потушить. В дождливую погоду, когда трудно сохранить топливо сухим, для разжигания костра пользуются специальными палочками. Их изготавливают из небольших сухих веток, которые обстругивают до половины, так, чтобы стружка осталась на палочке в виде "воротничка". Затем стружку обкладывают сухой берестой, мхом, веточками без листьев. В сырую погоду для разведения костра можно воспользоваться таблетками сухого горючего из НАЗа. Топливо в костер подкладывают понемногу, чтобы не загасить огня. Бензин, керосин, смазочные масла - все это может служить для разведения и поддержания огня. Однако неосторожное обращение, особенно выплескивание горючей жидкости в костер, где уже тлеют угли, опасно для жизни. Существует много различных видов костров, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Для кипячения воды, для приготовления пищи, сушки одежды и обуви в дневное время пользуются "звездным", "таежным" (см. рис. 16) или костром с заслоном (см. рис. 15). Ночью для обогрева спящих лучше пользоваться нодьей (см. рис. 14). При отсутствии спичек или зажигалки можно прибегнуть к одному из способов, применявшихся людьми задолго до появления современных средств добывания огня. Если под рукой имеется какой-нибудь камень твердой породы, его можно использовать в качестве кремня, огнивом будет служить кусок стали или обух ножа-мачете. Огонь высекают скользящими ударами огнива по кремню, держа его как можно ближе к труту - измельченным сухим листьям, подсушенному мху, вате и т. п. В джунглях для добывания огня служит приспособление из пяти сухих бамбуковых планок. Одну из них - стержень длиной 40-50 см, заострив на конце, втыкают в землю примерно до половины. Четыре других складывают попарно выпуклой стороной кнаружи, положив между каждой парой кусок трута Затем, сделав на планках насечки, прикладывают их к стержню и, прижимая друг к другу, быстро двигают вверх-вниз, пока трут не затлеет. Тогда остается лишь раздуть его и разжечь костер (рис. 21).

Рис. 21. Добывание огня с помощью бамбуковых планок.

К добыванию огня трением цивилизованный человек относится весьма скептически. И тем не менее этот способ, при точном соблюдении соответствующих правил, всегда сулит успех. Для этой цели необходимо изготовить лук, сверло и опору. Лук - из метрового ствола молодой березы или орешника толщиной 2-3 см и куска стропы в качестве тетивы, сверло - из 25-30-сантиметровой сосновой палочки толщиной в карандаш, заостренной с одного конца, опору - из сухого полена дерева твердой породы (березы, дуба и т. п.). Опору очищают от коры и высверливают ножом лунку глубиной 1-1,5 см. Сверло, обернув один раз тетивой, вставляют острым концом в лунку, вокруг которой укладывают трут (рис. 21). Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук взад и вперед перпендикулярно к сверлу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани. Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить в заготовленную заранее растопку (Шульц, 1961).

Рис. 22. Добывание огня трением.

Питание в условиях автономного существования

На случай вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнения в океане для обеспечения экипажа летательного аппарата питанием в комплект НАЗа (носимого аварийного запаса) входит специальный аварийный пищевой рацион. Совершенно очевидно, что, как бы ни был разнообразен и калориен этот рацион, он может быть рассчитан лишь на несколько суток и при этом будет покрывать незначительную часть энергетических трат организма. Однако присутствие такого рациона в НАЗе весьма важно. Во-первых, он устраняет у человека страх "умереть голодной смертью", во-вторых, даже частичное восполнение расходуемых организмом тканевых ресурсов значительно выгоднее, чем полное голодание. Между тем с помощью аварийного пищевого рациона, объем и вес которого ограничены из-за недостатка места в НАЗе, можно удовлетворить лишь часть потребностей организма. При разработке таких рационов стремятся использовать продукты, имеющие при минимальном весе и объеме максимальную калорийность. Они не должны требовать предварительной кулинарной обработки, легко усваиваться, сохраняться длительное время в самых неблагоприятных климатических условиях, удовлетворять чувство голода. Помимо этого рацион должен предупреждать гипогликемию, кетоз, способствовать сохранению воды в организме. При выполнении столь многочисленных требований его вкусовые качества отступают на второй план . Стремление сохранить в аварийном пищевом рационе общепринятое гигиенистами соотношение белков, жиров и углеводов вряд ли приемлемо, так как, например, в рационах, предназначенных для Арктики, преимущество отдается жировому компоненту, обеспечивающему максимальную их калорийность. Основу рациона для районов с жарким климатом, морских аварийных пайков должны составлять углеводы, использование которых наиболее выгодно в условиях высокой температуры при ограниченном водопотреблении. Чтобы добиться уменьшения веса и объема продуктов, из них различными способами извлекают воду, что дает экономию до 40%. Наиболее эффективным является метод обезвоживания продуктов в вакууме при низкой температуре - сублимация или лиофилизация. Этот метод имеет несомненные преимущества перед обычной тепловой сушкой, так как при этом меньше денатурируются белковые вещества, лучше сохраняются витамины и в то же время усвояемость продуктов и их органолептические свойства остаются достаточно высокими (Карандаева, 1966). Из таких продуктов в 60-х годах был разработан специальный трехсуточный аварийный пищевой рацион для космических НАЗов, имевший высокую калорийность (6950 ккал) при относительно небольшом весе (1450 г). Из лиофилизированных молока, сливок, мяса, сыра, творога были составлены несколько пищевых смесей. В смесь № 1 входили сыр, творог и молоко в пропорции 1:1:1 общим весом 150 г. Смесь № 2 состояла из творога, сливок и сахара в пропорции 5:5:1 общим весом 110 г. Третья смесь была изготовлена из сливок, орехов кэшью, молока и сахара (5:5:11:1) в количестве 220 г. 300 г смеси № 4 были приготовлены из говядины, белых сухарей и сливок (6:4:5). Помимо этого в рацион входили 300 г тугоплавкого шоколада, 300 г сахара и 18 г драже, каждое из которых содержало 1650AE витамина A, по одному миллиграмму витаминов B1 и B2, 25 мг витамина C. Пищевой рацион НАЗа рекомендуется использовать лишь при отсутствии каких-либо возможностей пополнить свои запасы охотой, рыбной ловлей или сбором дикорастущих съедобных растений. Однако в любом случае имеющееся продовольствие надо распределить на возможно длительный срок. Чтобы сократить периоды полного голодания, а следовательно, процессы распада белка тканей, есть надо часто, небольшими порциями.

Охота. Выбор способа охоты во многом зависит от знаний, навыков и умения членов экипажа. Если опытный охотник может незаметно подкрасться к дикому животному и убить его одним выстрелом, то новичок, не имеющий ни соответствующих навыков, не располагающий подходящим оружием, будет безуспешно бродить по лесу. Наиболее простой и доступный способ охоты, особенно при отсутствии огнестрельного оружия или недостатке боеприпасов, - ловля небольших животных (зайцев, сурков, белок и т. д.) с помощью силков и западней (рис. 24). Для изготовления силков подходят любые веревки, парашютные стропы, стальные жилки вытяжного тросика парашюта и т. п. Силки устанавливают на звериных тропах, особенно в местах естественных препятствий - поваленный ствол дерева, груда камней и т. п. - с таким расчетом, чтобы петля-удавка висела на высоте 30-40 см, т. е. на уровне головы пробегающего животного .

Рис. 24. Силки и западни.

Рыбная ловля. Нередко рыбная ловля оказывается единственным надежным источником пищи для терпящих бедствие. Не случайно во многих НАЗах имеются целые наборы всевозможных крючков, блесен, жилок и т. д. (рис. 28). Но и при их отсутствии рыболовную снасть нетрудно изготовить из подручных материалов. Леску - из парашютных строп, веревок и даже ботиночных шнурков, рыболовные крючки - из проволоки, булавок значков, шпилек вытяжного тросика парашюта (рис. 29). В качестве приманки используют червей, мух, остатки пищи, кусочки кожи и клочки ткани, полоски станиоля, металлические пуговицы и т. д. При некотором навыке из капроновых ниток строп можно сплести сети (рис. 30).

Рис. 28. Рыболовный комплект НАЗа.

Рис. 29. Рыбснасть из подручных средств.

Рис. 30. Изготовление сети из нитей парашютных строп. А - деревянная пластинка для плетения сети. Длина 20-25 см. Ширина - по размеру ячеек; Б - игла-челнок. Длина 12 см, ширина 2 см; В - готовая сеть (длина 3-4 м, высота 0,9-1,2 м). Грузила делаются из камней, а поплавки из дерева. Сетью полностью перекрывается ручей; Г - завязывание несколькими оборотами нити; Д - узел, который используется при вязании справа-налево; Е - узел, который используется при вязании слева-направо.

Дикорастущие съедобные растения. В тайге и тундре, в пустыне и джунглях можно отыскать множество дикорастущих съедобных растений. Некоторые из них распространены повсеместно, другие имеют точный географический адрес.

Вода

Водообеспечение в тайге обычно не представляет трудностей. Если нет естественных источников, ищите воду в низких ложбинах, между холмами, в руслах высоших рек и ручьев. Иногда воду можно обнаружить на глубине 1,5 м. Однако такую воду предварительно надо прокипятить. Для утоления жажды можно воспользоватся соком березы или клена.

Водообеспечение в Артике. В летнее время запасы воды нетрудно пополнить из многочисленных источников. Воду из озер, рек и ручьев можно пить сырой. Воду стоячих водоемов необходимо предварительно кипятить или обрабатывать обеззараживающими таблетками. В холодное время года воду получают из старого льда многолетних торосов. Их можно узнать по сглаженным очертаниям и голубоватому оттенку. Не утоляйте жажду снегом, так как количество получаемой воды незначительно, а жажда лишь усиливается. Кроме того, кристаллы снега могут повредить слизистую оболочку рта. Соблюдайте правильный режим потребления воды : утром и вечером после приема пищи пейте до насыщения, днем - по мере возникновения жажды, выпивая за один прием не более 70-100 г воды. Если в найденном вами источнике имеет соленный или мыльный привкус, пить такую воду запрещается, ее можно использовать только для смачивания одежды.

Переход Решение остаться на месте приземления или покинуть его - один из самых ответственных элементов выживания. Уход с места приземления - шаг, которому должен предшествовать тщательный анализ сложившейся ситуации. Здесь необходимо учесть все: особенности рельефа и погодные условия, физическое и психическое состояние членов экипажа, расстояние до населенного пункта и имеющееся аварийное снаряжение.

Вполне оправданным будет решение достичь населенного пункта, когда расположение его точно известно, а состояние здоровья членов экипажа позволяет преодолеть расстояние до него если во время посадки самолета или спуска на парашюте кто-либо из членов экипажа заметил признаки человеческого жилья, дорогу, водоем и т. п.

При отсутствии связи и признаков поиска в течение 7-10 суток командир экипажа, взвесив все возможности, может принять решение искать помощи собственными силами. В некоторых случаях покинуть место приземления может заставить стихийное бедствие (наводнение, лесной пожар, разлом ледяного поля и т. п.).

Перед выходом в поход все самое необходимое и, в первую очередь, запасы воды и пищи, средства сигнализации, аптечка, надувная лодка должны быть распределены между членами экипажа и подготовлены к переноске. Для этой цели из купола и подвесной системы парашюта можно изготовить импровизированный рюкзак (рис. 31). Очень важно, чтобы при ходьбе рюкзак не стеснял движений, был хорошо подогнан. Здесь необходимо отметить, что парашют может оказаться чрезвычайно полезным в условиях автономного существования. Купол, стропы, ранец, даже вытяжной тросик - все можно использовать. Ткань купола является прекрасным материалом для изготовления солнцезащитных тентов, палаток и гамаков, сигнальных полотен, обмоток и упомянутых выше рюкзаков.

Рис. 31. Импровизированный рюкзак.

Но, отправляясь в путь, не следует забывать, что место аварии могут обнаружить поисковые команды. Чтобы облегчить их дальнейшие действия, командир экипажа должен оставить в лагере на видном месте коробку или пакет со сведениями о маршруте, состоянии членов экипажа и т. д. По мере продвижения по маршруту через 300-500 м на стволах деревьев делаются зарубки и оставляются ленточки парашютной ткани, чтобы в случае необходимости можно было вернуться обратно, а поисковый отряд обнаружил бы их по этим следам. При прокладывании маршрута предпочтение всегда отдается более легкому, даже если расстояние окажется большим. Через равномерные промежутки времени производится проверка, подгонка снаряжения и обуви. Скорость движения на марше рассчитывается исходя из физических возможностей слабейшего члена экипажа.

(5-ый вопрос)

Надевание и подгонка индивидуальных спасательных плавсредств.

Каждый член экипажа независимо от воинского звания, занимаемой должности и опыта работы должен быть подготовлен к полету в поисковоспасательном отношении в объеме КПП и, исходя из условий полета, обязан быть экипированным в соответствии с требованиями РЛЭ (индивидуальное полетное обмундирование, нож, подогнанное и подготовленное к полету ЗСЛ), обеспечен подготовленными к полету и готовыми к применению средствами спасения, НАЗом и другим установленным снаряжением. Подготовка средств спасения к полетам производится специалистами ПС и ПДС и ИАС (САПС) в соответствии с технологическими картами подготовки, разработанными на основании РО

(РТЭ).

На ВС, имеющих в составе экипажа бортового инженера (техника), последний выполняет предполетную подготовку средств спасения с последующим докладом командиру экипажа.

Каждый член экипажа обязан провести осмотр и подгонку своей парашютной системы.

Существует несколько способов обеззараживания воды. Можно выделить три основных: физический, химический, природный. К физическому способу обеззараживания воды можно отнести фильтрацию и кипячение. При небольших запасах пресной воды суточную норму ее потребления сократите до 500-600 г. Пейте воду небольшими порциями. С помощью химического опреснителя, имеющегося в аварийной укладке, можно получить дополнительно 1500-3500 г пресной воды.

Рис. 142. Химический опреснитель.

Простота использования и быстрота действия снискали химическим опреснителям всеобщую популярность.

Рыбная ловля- наиболее реальный способ обеспечения себя пищей в океане. Для ловли рыбы пользуйтесь рыболовным комплектом НАЗа. В качестве приманки используйте мелкую рыбешку, которая часто плавает в тени от лодки. Попытайтесь выловить ее сачком, сделанным из противомоскитной сетки или куска парашютной ткани. При отсутствии наживки можно использовать белые или перламутровые пуговицы, небольшие кусочки фольги, кожи или ткани. При ловле блесной начистите ее до блеска, опустите снасть позади лодки. Пои этом соблюдайте осторожность, особенно в тропических водах. Никогда не наматывайте леску на руку и не привязывайте к лодке, т.к большая рыба может перевернуть лодку или повредить руку. Будьте осторожны с рыболовной снастью, чтобы не проколоть лодку. Большинство рыб морей и океанов съедобно. Однако в тропических водах встречаются рыбы, мясо которых ядовито. Чтобы избежать отравления, не употребляйте в пищу рыб яркой окраски, необычной шаровидной формы, с шипами и наростами на коже. Никогда не ешьте икру, молоки и печень рыб.(связать) Однако, так же как и при автономном существовании в безлюдной местности на суше, аварийный рацион должен храниться в резерве, а основой питания должно стать все живое, что дает океан: рыбы, птицы, водоросли, планктон и т. п. Мясо большинства океанских рыб съедобно даже в сыром виде. Но поскольку при высоких температурах воздуха оно быстро портится, его рекомендуется сразу же после окончания рыбной ловли заготавливать впрок: нарезать на тонкие ломти и завяливать на солнце, чуть присолив. Добычей выживающих могут стать морские окуни, тунцы и многие другие рыбы. В тропических водах особенно часто встречается и поэтому представляет особый интерес для экипажа, терпящего бедствие, золотая макрель, или корифена . Во время автономного плавания в океане и после высадки на берег источником пищи могут стать водоросли. Одни из них можно употреблять сырыми, другие следует предварительно сварить, прожарить или потушить. Водоросли оказываются пищей не только вкусной и достаточно питательной, но и высококалорийной. Например, по некоторым данным энергетическая ценность диатомовых водорослей превышает калорийность шоколада. Широко распространены в восточных районах Тихого океана различные виды ламинарии, называемой морской капустой (Laminaria saccharina, L. cloresbuni). Это крупная водоросль темно-зеленого или желто-зеленого цвета с длинным листообразным зазубренным по краям мясистым слоевищем, достигающим в длину 5 м (рис. 147).

Рис. 147. Ламинария.

Жители Ирландии широко используют в пищу карраген, или ирландский мох (Chondrus crispus, Gigartina stellata), водоросль с разветвленными краснобурыми слоевищами (рис. 148).

Рис. 148. Ирландский мох.

Широко используется в пищу в различных странах тонкая пленчатая водоросль - морской салат (Ulva lactuca, U. latissima), широко распространенная в Тихом и Атлантическом океанах (рис. 151). Морской салат напоминает своего сухопутного "однофамильца", и его также едят в сыром виде, лишь хорошенько промыв в воде. Некоторые виды водорослей предварительно подсушивают на солнце, пока они не станут ломкими, а затем поджаривают на огне.

Рис. 151. Морской салат.

В приливо-отливной зоне можно разыскать немало моллюсков, ракообразных и других жителей океана, которые окажутся хорошим дополнением к аварийному пищевому рациону. Многие из них съедобны в сыром виде, однако в целях безопасности всю океанскую добычу следует хорошо проваривать (рис. 154).

Рис. 154. Съедобные морские животные. 1 - блюдечко; 2 - морской огурец; 3 - морская звезда; 4 - улитка; 5 - хитон; 6 - морской еж.

В расщелинах скал на небольшой глубине на американском и европейском побережьях Северной Атлантики живут омары, похожие на огромных весом до 10 кг речных раков (Homarus gammarus и Н. americanus). В тропических районах место омара занимают столь же крупные, но лишенные могучих клешней лангусты (Polinurus vulgaris). Этих ракообразных ловят с помощью остроги либо расставляя верши с приманкой из гниющего мяса или рыбы. Верши можно сплести из парашютных строп в виде закрытой сети с воронкой, обращенной внутрь.

На мелководье можно отлавливать крабов, креветок различных видов.

(вывод по вопросу)

Жажда познания окружающей среды - одна из могучих движущих сил, заложенных в человеке. Благодаря ей стали возможны великие географические открытия. Это она заставляет человека, несмотря на невероятные трудности и лишения, стремиться к полюсам планеты, взбираться, рискуя жизнью, на высочайшие вершины, опускаться в глубины океана и кратеры вулканов, штурмовать космос.

Она движет развитием науки, техники, дает людям возможности, о которых ранее они не смели и мечтать.

Но, как бы далеко ни шагнул технический прогресс, не стали теплее арктические метели, все так же потрясают своей мощью ураганы, не подобрели океанские штормы, все так же безжалостен зной пустыни.

И случается, что человек, попав в критическое положение, оказывается один на один с суровой природой.

Чтобы выйти победителем из единоборства с ней, порой недостаточно лишь только воли, мужества и бесстрашия. Нужно еще знать, как отыскать воду в пустыне и построить снежное убежище в Арктике, как распознать съедобное растение, когда кончились припасы, как защититься от нападения акул, как оказать первую помощь пострадавшему и отыскать нужное направление, заблудившись в джунглях.

От этого зачастую зависит благополучный исход борьбы.

И не только летчик и космонавт, любой человек - мореплаватель и турист, геолог и изыскатель - должен обладать минимумом знаний, чтобы выйти победителем из положения, в которое его поставил случай.

(6-ой вопрос)

Спасение пострадавшего на воде с помощью вертолета производится грузоподъемным устройством. При этом следует уменьшить воздействие на человека воздушных потоков, создаваемых вращающимися винтами. Этого можно достичь, в частности, увеличив длину подъемного троса и используя ветровую обстановку.

С помощью спускового устройства СУ-Р могут спускать спасатели, прошедшие специальную подготовку.

Помимо электролебедки вертолеты МИ-8 оборудованы системами внешней подвески для транспортировки различных грузов. Шарнирно-маятниковая внешняя подвеска состоит из шарнирно-маятникового механизма, грузового замка, переходных удлинителей, грузовых стропов с карабинами, троса для уборки и выпуска подвески вручную. Тросовая внешняя подвеска состоит из четырех тросов-стропов, шарнирного узла, весоизмерительного устройства, грузового электрозамка, удлинительного троса с грузовыми стропами.

Классическая операция по спасению заключается в применении подведенной под мышки обвязки, которая закрепляется вокруг торса. Как только она установлена, потерпевший прижимает руки вдоль тела. Даже этот простой способ часто приводит в затруднение людей, которые не умеют им пользоваться. Когда потерпевший не в состоянии обвязаться сам, то спасатель спускается на воду, чтобы помочь ему. Обвязку нельзя использовать для спасения людей слабых или больных. В этом случае используются носилки, которые могут быть и плавучими. При прибытии носилок их следует немедленно отцепить от крючка. Спасатель, который спустился для помощи, укладывает больного на носилки, страхуя его от падения. В случае эвакуации с судна необходимо проинструктировать пострадавшего о необходимости держать руки как можно ближе к телу и внутренним стенкам носилок, чтобы не ударяться о корпус. Иногда используется корзина с двумя поплавками на боках, в которую человек может легко сесть, находясь в воде. При этом от спасателя не требуется никакой помощи.

Используется также сиденье для подъема 1-2 человек, используемое при волнении на море до 5 баллов. Необходимо учесть, что раскачивающееся сиденье может поранить потерпевшего.

Если спасательная операция проводится вдали от мест базирования спасательных судов и берега, и много людей находится в воде без индивидуальных средств спасения, вертолет может спустить на воду самонадувной плот с контейнером питьевой воды, медикаментами и пиротехническими средствами. Если пребывание в воде было длительным и необходима помощь врача, то вместе со спасателем спускают в воду одежду и защитные костюмы, которые защищают от низкой температуры.

Потерпевшие могут подавать спасателям различные сигналы, чтобы привлечь внимание имеющимися в их распоряжении средствами: с помощью радио; с помощью жестов (рис. 3.3; с помощью визуальных сигналов; с помощью звуковых сигналов (табл. 3.15).

4. 5. 6.

Утвердительный (да) Нет Мне нужна техническая

помощь или запчасти (утеряно, пришло в негодность снаряжение)

7. Возьмите нас наверх 8.

Не старайтесь приземляться здесь 9.

Могу начать через некоторое время, подождите, если можно 11.

10. Приземляйтесь здесь

(расположитесь по Мне нужна срочная направлению медицинская помощь приземления)

Рис. 3.3 Сигналы жестами

Показать полностью…
2 Мб, 24 ноября 2013 в 21:15 - Россия, Москва, АГЗ МЧС России, 2013 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении