Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 015472 из ВАВТ

1 ТГП в системе общественных наук. ТГП. Предмет ТГП, методы ТГП.

Государство - особая политическая организация общества, управляющая его делами.

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.

ТГП - это наука, изучающая такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также ТГП изучает особенности правового сознания и правового регулирования.

Методы - это приемы, способы, подходы, используемые для познания и получения научных результатов.

Предмет - это то, что изучает наука.

Методы бывают: общенаучные, частнонаучные (специальные).

Общие: сравнение (методы престолонаследия, форма правления); анализ (рассмотрение позиции в отдельности); синтез; абстрагирование, подведение менее общего понятия от более общего.

Частные: метод сравнительного государствоведения и правоведения; метод формально юридический (исследование внутреннего строения правовых норм); государственное и правовое регулирование

Функции ТГП:

1) онтологическая (наука о бытие) - ответ на вопрос о возникновении государства и права, как и почему они возникли, какова их сущность и судьба

2) гносеологическая (теория познания)

3) эвристическая (наука нахождения истины) - ТГП не только описывает понятия, но и открывает новые закономерности

4) методологическая - ТГП задает другим юридическим наукам определенный уровень, предает им теоретическую и логическую целостность, формулирует понятия, принципы, категории

5) политико-управленческая - ТГП формулирует научные основы внутренней и внешней государственной политики

6) идеологическая (влияние науки на общественное сознание, общественную жизнь)

7) прогностическая (прогнозы, модели поведения, развитие государства и права)

Место ТГП в системе юридических наук.

Юридические науки бывают:

1) историко-теоретические (ТГП, история государства и права, история правовых учений, римское право)

2) отраслевые (все, предметом которых являются знания конституционного, гражданского, уголовного и т.д. права)

3) прикладные (криминалистика, судебная медицина, криминология, судебная психиатрия)

2 Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.

Общая характеристика догосударственного общества:

1) первобытная праобщина

2) родовая община

3) крестьянская община

Община - универсальная форма, через которую прошли все государства мира.

Ведущая роль в общине - вождь (первоначально - женщина)

Формальные признаки самоуправления:

1) существование власти в рамках рода

2) субъекты и объекты правления совпадают

3) власть старейшины основывается на авторитете, опыте, уважении, должность старейшины не давало никаких привилегий

4) отсутствие противоположных интересов

5) разделение труда (скотоводство и земледелие; ремесло, торговля), что приводит к усложнению хозяйственной деятельности. Матриархат сменяется патриархатом. Создаются парные семьи и крестьянские общины. Появляется избыточные продукт, что приводит к имущественному расслоению. Общество начинает делиться не только на неравных экономически, но и на людей, занимающихся управлением. Власть начинает делиться на гражданскую, военную, религиозную. Появляется племенная бюрократия. Образуется Совет Старейшин, который работает в постоянном режиме. Появляется необходимость обеспечения власти, сохранения жизни общества, ограждение от внешних и внутренних угроз. Так и появляется государство.

Роль социальных норм (общественных регуляторов)

Мононормы - нормы морали, обычаи, традиции в последствии перешедшие в правовые нормы. Они закрепляли равенство людей, одновременно являясь и правами и обязанностями. Нормы не фиксировались. Они исполнялись либо добровольно, либо под давлением общественного мнения.

Табу - обязательный и непререкаемый запрет.

Признаки первобытного строя:

1) первобытнообщинное общество социально однородно, в нем нет антагонистических противоречий

2) совпадение публичной власти со всем населением, а в государстве публичная власть отделена от населения, потому что государство удовлетворяет интересы господствующего класса

3) отсутствие аппарата принуждения

4) отсутствие распределения функций между органами власти

5) отсутствие сбора налогов

6) неписанные правила поведения - обычаи

3 Причины и предпосылки возникновения государства.

Общая характеристика догосударственного общества:

4) первобытная праобщина

5) родовая община

6) крестьянская община

Община - универсальная форма, через которую прошли все государства мира.

Ведущая роль в общине - вождь (первоначально - женщина)

Формальные признаки самоуправления:

6) существование власти в рамках рода

7) субъекты и объекты правления совпадают

8) власть старейшины основывается на авторитете, опыте, уважении, должность старейшины не давало никаких привилегий

9) отсутствие противоположных интересов

10) разделение труда (скотоводство и земледелие; ремесло, торговля), что приводит к усложнению хозяйственной деятельности. Матриархат сменяется патриархатом. Создаются парные семьи и крестьянские общины. Появляется избыточные продукт, что приводит к имущественному расслоению. Общество начинает делиться не только на неравных экономически, но и на людей, занимающихся управлением. Власть начинает делиться на гражданскую, военную, религиозную. Появляется племенная бюрократия. Образуется Совет Старейшин, который работает в постоянном режиме. Появляется необходимость обеспечения власти, сохранения жизни общества, ограждение от внешних и внутренних угроз. Так и появляется государство.

Причины возникновения государства:

1) усложнение: разделение труда, расслоение общества, потребовалось совершенствование управления обществом

2) необходимость обеспечения социальной устойчивости, поддержания порядка

3) защита территории от внешних угроз в целях обороны и захватнические устремления

4) организация крупно масштабных работ (ирригация, строительство плотин, каналов)

Древняя Греция и Египет - первые государственно оформившиеся страны.

Теория: государства делятся на унаследованные и новые. Новые делятся на:

1) поданные привыкли подчиняться государю

2) поданные жили свободно

Задачи нового правителя:

* истребить род прежнего государя

* меры для сохранения прежних налогов, законов, для того чтобы сохранить целостность государства

* ослабить сильных

* образовать колонии

* не допустить завоевания новым правителем

Только легитимное (законное) государство может существовать длительное время.

4 Теории происхождения государства

1) Теологическая (Ф. Аквинский)

Государство - результат проявления божественной воли, практическое воплощение власти бога на земле. Подчинение человека государственной воле угодно богу. Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения. Данный порядок заведении богом, поэтому власть - это всегда нечто благое. В настоящее время эта теологическая доктрина является официальной доктриной Ватикана.

2) Патриархальная (Аристотель, Роберт Фильмер, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский)

Государственная власть, власть монарха есть продолжение и развитие отцовской власти (власти патриарха) в семье, роде. По сути, такая позиция ведет к культу личности, пассивному ожиданию решений свыше, снижает социальную активность народа, способствует концентрации власти в одних руках и произволу.

3) Патримониальная (Людвиг фон Галлер)

Государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Власть ограничена территорией, кто находится на этой территории, должен подчиняться власти, кто владеет территорией, тот осуществляет власть.

4) Органическая (Платон, Г. Спенсер)

Человечество - это результат эволюции животного мира. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм - государство. Правительство в государстве выполняют функцию мозга, который через право передает обществу управленческие импульсы. Некорректность органической теории заключается в том, что она пытается вмонтировать закономерности одной системы (биологической) в другую систему (социальную).

5) Теория насилия (Людвиг Гумплович, Евгений Дюринг, Карл Каутсикй)

Государство возникло как результат войны, завоевание слабых племен более сильными и организованными. В ходе борьбы и взаимопоглащения племен появляются управляющие и управляемые, классы и сословия. Государство призвано защищать завоевания. Данная теория игнорирует социально-экономические факторы: если нет условий для содержания государственного аппарата, производства оружия, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

6) Психологическая (Л.И.Петражицкий)

Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики: потребностью человека жить в коллективе, повелевать и подчиняться, искать авторитеты, справедливые варианты действий, отношений, решений и т.д. Некорректность теории состоит в том, что причины общественных явлений подменяются их следствиями.

7) Теория Гегеля

В основе государства лежит абсолютное духовное и разумное начало. Воля государства - это само по себе разумное начало, независимое от воли лиц. Государство не служит чьим-либо интересам, а господствует. Эта теория создает культ государства, подчиняет ему человека полностью. В целом теория противостояла демократическим идеям естественных и неотчуждаемых прав человека.

8) Договорная (Эпикур, Гуго Гроций, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо, Томас Гоббс, Дж. Локк, А.Н.Радищев)

Государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Суть теории сводится к следующему: в догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами - не было ни государства, ни права, ни власти, способной защитить человека и его собственность. Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как органу, представляющему общие интересы. Государство, в свою очередь, приобрело по договору обязанность обеспечить права человека, закрепит естественные права человека законами. Если государство будет нарушать эту свою обязанность, попирать права человека, то народ вправе сменить власть, в том числе и посредством революции. Договорная теория неисторичная в том смысле, что общественных договор есть не факт истории, а социальная абстракция. Ценность теории состоит в том, что она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности и подотчетности перед народом всех государственных властных структур, о правах человека и обязанностях государства.

9) Марксистская (Л.Г.Морган, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Ленин, Г.В.Плеханов)

Государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества, изменений социально-экономических отношений, способа производства. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, расколом общества на классы и с классовыми противоречиями. Государство возникло, потому что общество разделились на классы - богатых (меньшинство) и бедных (большинство).

5. Сущность государства и государственной власти

Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Признаки государства: 1. территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; 2. публичная (государственная власть); 3. суверенитет; 4. неразрывна связь государства и права.

Сущность государства: классовая и общесоциальная.

Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различных средств: авторитета, насилия и права. Социальная власть - отношения господства и подчинения, присущие всякой общности и коллективам, основанные на воле, авторитете, различных правовых актах. Биологический подход: люди по своей природе склонны управлять, а другие - подчиняться. Маркс, Ленин: в основе власти - экономическое неравенство, повлекшее раскол общества на классы.

Признаки социальной власти:

* Вид управления, контроля, регулирования человеческой деятельности;

* Упорядочивает человеческие отношения;

* Целенаправленный характер;

* Зависит от неоднородности социума;

* Взаимосвязана с правовыми нормами поведения людей в обществе.

Государственная власть - особый вид социальной власти, концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в т.ч. государственного принуждения и военной силы. Черты: 1. публично-политический характер (от имени народа и государства);2. подкрепляется силой и авторитетом права;3. суверенна (независима от других видов социальной власти); 4.легитимность (признанность народом) - добровольное подчинения народа требованиям власти.

Сущность государственной власти - определяет содержание, назначение, функционирование, то, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Аспекты сущности: 1.экономический (марксистско-ленинская теория: тот, кому принадлежит право собственности, осуществляет власть. Сейчас экономические основы власти размыты, однако голос крупных акционеров существеннее); 2. социальный (какие слои общества поддерживают власть, современное буржуазное общество- создание среднего класса); 3. правовой (теории разделения властей, прав человека, местного самоуправления, институт парламентаризма, власти главы государства и др. Теории по-разному интерпретируются в разных странах). Концепции: этатически-тоталитарная (государство выше, чем право: оно создает, творит и использует право как инструмент политики); либеральная (естественно-правовая теория: право выше государства). В результате - конвергенция двух теорий. Методы осуществления государственной власти: убеждение и принуждение.

Анархизм - безвластие (19 век - Западная Европа: Прудон, Штирнер, Кропоткин, Бакунин). Течения: 1. индивидуализм (основатель - нигилист Штирнер "единственный и его собственность": единственная реальность - индивид, все имеет ценность, поскольку служит ему конкретно). 2. мутуализм (взаимопомощь. Французский философ - социалист Прудон "система экономических противоречий или философия нищеты": источник социальной несправедливости - неэквивалентный обмен. Собственность - это кража, деньги - лишняя категория, необходим эквивалентный обмен товаров. Война - средство разрешения проблем; 3. коллективизм (Бакунин: государство - угнетатель народа, задача народа - уничтожить государство путем революции); 4.анархо-коммунизм (Кропоткин - противник государства и частной собственности).

Признаки анархистов: идея безгосударственного существования общества, государство - зло, функции государства - лишни, отрицание того, что государство может быть узаконено согласием подданных, отрицание позитивной роли правовых норм.

Сущность государства проявляется в его функциях

6. Типология государств

По хронологическому критерию: древнее раннеклассовое государство (защита интересов рабовладельцев); государство средних веков (феодалы); государство нового времени (народ); новейшее государство (политический плюрализм).

По формационному критерию: (определяется главенствующей формой собственности): рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические (бесклассовый характер).

Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают.

В зависимости от политического режима: тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические.

Формационный подход: история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. Рабовладельческие - (Древний Рим, Греция) - два основных класса: рабы и рабовладельцы, преобладающая форма собственности - собственность рабовладельца на раба. Рабы не считались субъектами права, класс собственников использует публичную власть как орудие классового угнетения и подавления. Феодальные (возникли в Европе в 6-9вв н.э., стадии развития: централизованная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительная, абсолютная монархия). Два класса: феодалы и крестьяне. Феодалы - право частной собственности на землю. Крестьяне юридически ущемлены. Капиталистические - (Европа, Северная Америка 200-300 лет назад): люди, Лишенные средств производства, могут свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него - заработную плату. Экономическая зависимость. Классы: капиталисты (собственники средств производства) и наемные работники. Господствующая форма собственности - частная собственность капиталиста на средства производства. Стадии капитализма: свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового государства. Социалистические - власть принадлежит трудящимся классам, господствующая форма - государственная собственность на средства производства.

Цивилизационный подход: история - смена цивилизаций. (цивилизация - состояние материальной и духовной культуры: язык, идеи, искусство, наука, промышленность, религия, города, дороги, высокие технологии - компоненты). Разные критерии классификации: 1. древние, средневековые, современные. 2. Крестьянские, промышленные, научно-технические. 3. Локальные, особенные, современные. Если критерий - промышленность, то: доиндустриальные - промышленности нет, индустриальные - развитая промышленность, постиндустриальные - наука основное средство производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п. Критерий - сложный набор цивилазационных факторов (форма собственности, характер государства, общественное сознание, менталитет и т.д.): Западные - преобладает частная собственность на средства производства, плюрализм форм собственности, царит идеология прав человека, личности, государства строятся на принципе разделения властей, политический режим - демократия и т.д. Восточные - государственная, коллективная форма собственности, правовые режимы - авторитаризм, тоталитаризм, в иерархии общественной ценности преобладает все коллективное, Общественное, государственное. Смешанные - смешение черт западного и восточного типов государств (Россия).

Классификация Ростоу: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига, стадия созревающего общества, стадия массового потребления (государство всеобщего благоденствия)

7. Государство и экономика

Экономика - отношения по производству, распределению и потреблению материальных и нематериальных благ. Государство по-разному влияет на экономику в зависимости от правового режима.

Материалистическая теория: экономика первична, она предопределяет тип государства. В 20 веке доказано влияние государства на экономику:

1) системы с отсутствующими традиционными рыночными отношениями;

2) с зарождающимися рыночными отношениями;

3) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

1) В настоящий момент такие государства практически отсутствуют (Северная Корея, Куба, СССР, КНР): 1. доминирование государственной собственности над другими формами: (на природные богатства, государственная собственность - основа государства и экономики, подвергается особой защите). Частная собственность на производство запрещалась, вводились ограничения по объему и количеству собственности; 2. государство осуществляет ценообразование; 3. жесткое государственное управление экономикой: как следствие: затоваривание непродаваемой продукцией, дефицит; 4. зарплата не зависит от производительности труда: всеобщая уравниловка. К плюсам можно отнести: обеспечение минимальными социальными гарантиями, социальную защищенность населения. Такой тип экономики хорош в восстановительный период (после войн, кризисов и т.д.).

2) Переходная экономика (от командно-административной к рыночной): приватизация государственных предприятий и сочетание черт нерыночной и рыночной экономик.

3) Роль государства в рыночной экономике: 1. протекционизм, 2.обеспечение единства и стабильности общества; 3. субъект экономических отношений (финансирование образования, культуры, забота о денежном обращении, бюджет - лежат на государстве); 4. воспрепятствование негативным тенденциям (борьба с монополиями, контроль за качеством и безопасностью продукции, соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.),

Право собственности: - единая юридическая основа всех отношений экономического цикла, особые отношения между людьми по поводу материальных средств. Правовое определение: полномочия владения, пользования и распоряжения.

Владеть - относиться к вещи как к своей, право обозначать вещь как свою. Пользоваться - возможность извлечения полезных свойств из определенной вещи. Распоряжаться - возможность определять дальнейшую судьбу вещи.

Приобретение собственности:

- первоначальное производство (создание нового);

- отчуждение от одного субъекта к другому;

- национализация;

- приватизация.

Основные формы собственности:

* Государственная (федеральная собственность + собственность субъектов);

* Муниципальная собственность (собственность городских и сельских поселений);

* Частная - собственность граждан и юридических лиц. Общая собственность: долевая (каждому участнику принадлежит определенная доля) и совместная (доли не определены, собственники пользуются долей

вместе).

8 Государство и этнос

Две тенденции:

1) экономическая дифференциация

2) экономико-политическая дифференциация

Этнос - это исторически возникашая общность, которая обладает общими территориями, языком, культурой, вероисповеданием.

Но языковая общность не всегда совпадает с общность культурной.

Этнос - это устойчивый коллетив людей, противопоставляющий себя другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплментаронсти и отличающимся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени (биологичесикй признак).

Этногенез - учение о рзавития этноса (Гумилев).

Пассионарный толчок - это микромутация этносов на достаточно большой площади (территория шириной 200-400 км и длиной до 1\2 окружности Земли) возникает большое количество пассионариев, которые создают новый этнос. Продолжительность этноса - 1.5тыс. лет. Исключение - война, агрессия.

Фазы в развитии этноса:

1) фаза пассионарного подъема этноса (фиксируются изменения в этносе, основной стереотип поведения: "Будь тем, кем ты должен быть")

2) акматическая фаза (ок.300 лет, стереотип поведения "Будь самим собой")

3) фаза надлома (увелеичение числа индивидов энергодефицитного вида - субпассионариев, 200лет, стереотип поведения "Мы устали от великих. Дайте нам жить!")

4) инерционная фаза (300лет, "Пора золотой осени", медленное угасание, стереотип поведения: "Будь таким как я")

5) фаза обскурации (300лет, настрой убывает до 0, разрушаются системные связи в обществе, увеличивается число субпассионариев, стереотип поведения: "Будь таким как мы")

6) мемориальная фаза (завершение процесса эволюции этноса)

2стадии:

* регенерация (попытки сохранить этнос за счет оставшихся пассионриев)

* реликтовая (образ жизни консервируется и сохраняются лишь немногие отдельные части этноса)

Стереотип поведения: "Будь самим собой доволен!"

Каждая фаза развития этноса характеризуется:

* изменение уровня активности этноса (миграционный, социально-экономический, политический и др.)

* количество и "качество" господствующих индивидов

Гумилева критикуют по следующим причинам:

1) Гумилев не объясняет причину пассионарного толчка

2) Практика развития этноса показывает, что в мирной атмосфере долго никто не существовал

Биологическое развитие этноса позволяет учитывать, как государство и право должно регулировать жизнь общества.

9 Форма правления. Виды монархий и республик

Форма правления - это определение структуры правового положения высших и местных органов власти, а также порядок их формирования и деятельности. Существующие формы правления в настоящее время свидетельствуют об исторической традиции развития государств.

1) Монархия.

М. отличается тем, что государственная власть осуществляется одним лицом, которое передает власть в установленном порядке престолонаследия.

А) абсолютная монархия

* Власть сосредоточена в руках монарха

* Отсутствие представительных органов

* Народ лишен права участия в осуществлении государственной власти

* В некоторых АМ существуют законосовещательные органы (Госсовет 19в. Россия; Парламент в Саудовской Аравии). Эти органы имеют лишь совещательный характер, у них нет властных полномочий по принятию нормативных актов или осуществлению других действий

ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман

б) дуалистическая монархия

Отличается двойственностью осуществления государственной власти. Двойственность проявляется в том, что, с одной стороны, сильны позиции монарха, а с другой стороны, сильна позиция парламента. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх возглавляет исполнительную. При этом монарх пытается ограничивать законодательную власть наложением вето на закон. В некоторых странах монарх назначает представителя в верхнюю палату парламента. Дуалистическая монархия читается переходной формой от абсолютной монархии к ограниченной.

Марокко, Иордания, Кувейт, Катар (с 1922г)

в) ограниченная монархия

Характеризуется тем, что власть монарха ограничивается либо согласно Конституции (конституционная монархия), либо по иным законам, принимаемым парламентом (парламентская/ парламентарная республика). Монарх имеет широкие полномочия:

* Назначает министров

* Подписывает законы

Но фактически эти полномочия номинальные, т.к правительство формируется из представителей партий, фракций, обладающих большинством мест в парламенте, и монарх подписывает все законы. В ограниченной монархии говорят, что монарх царствует, но не правит. Центральное место в ограниченной монархии занимает правительство.

Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия

Рядом специфических черт обладают монархии в ряде стран, входивших в содружество, возглавляемое Великобританией (51 государство). 5 из них находятся в личной унии, т.е у них нет собственных монархов, королева Великобритании - монарх для этих стран (Канада, Австралия)

2) Республика

Характеризуется тем, что власть осуществляется коллегиальным органом, имеющим представительный характер. Республика как и монархия весьма древняя форма правления (Древний Рим, Древняя Греция, Новгород, Псков).

А) Президентская республика

Отличается от парламентсокй принципами организации и деятельности органов государственной власти

Признаки:

* Президент является главой государства и главой исполнительной власти

* Внеправламентский метод избрания президента, пардамент избирается либо народом, либо коллегией выборщиков

* Внепарламентский выбор формирования правительства, т.е правительство формируется президентом

* Правительство не несет ответственности перед парламентом, оно может быть распущено только президентом

* Парламент не несет ответственности перед президентом, т.е президент не имеет права роспуска парламента, но парламент может привлечь президента к ответственности в случае совершения последним тяжкого преступления; в президентской республике, как правило, закреплен и осуществляется принцип разделения властей

США, Аргентина, Боливия, Гватемала, Колумбия, Мексика, Панама, Гондурас

Б) парламентская республика

Центр власти смещен в сторону парламента , исполнительная власть контролируется парламентом, парламентским большинством С потерей парламентской поддержки правительство уходит в отставку. В парламентских республиках президент, если таковая должность предусмотрена , ак правило, является формальным главой государства, но не возглавляет правительство и не имеет преобладающего влияния на исполнительную ветвь власти.

Италия, Индия

В)смешанная республика

В таких странах власть парламента и президента находятся в равновесии, ни один из этих органов не имеет довлеющего влияния на другой.

Франция, Финляндия, Португалия Австрия, Ирландия, Польша

№ 10. Формы государственного устройства

1.Понятие форм государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей; способ распределения власти по территории страны.

С точки зрения государственного устройства выделяются государства:

- простые, или унитарные, где власть управляет страной из одного центра.

- сложные, или федеративные, где власть "делится по вертикали": часть власти остается в центре, а часть власти - передается вниз субъектам федерации.

2. Унитарные государства

Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы (области, округа, районы, провинции) не имеют своего собственного законодательства, органов государственнoй власти и управления, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства

1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).

Власть в унитарном государстве управляет из одного центра и не делится "по вертикали". В унитарном государстве единые высшие органы, единое гражданство, единая конституция, единая система права.

Все административно-территориальные единицы обладают одинаковыми правами и находятся в подчинении центра (либо в двойном подчинении - центра и местных органов).

Унитарные государства могут быть и мононациональными (Швеция, Норвегия), и многонациональными по составу населения.

Унитарные государства могут иметь в своем составе автономии, т. е. самоуправляющиеся образования. Наличие автономии само по себе не делает государство федеративным.

В унитарной Испании, помимо провинций, имеются также 17 автономных областей: Каталония, Страна Басков, Валенсия, Наварра, Канарские острова и т. д.

Унитарные государства могут иметь двухпалатные парламенты: парламент Великобритании, например, состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов.

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет

3. Федерации

Федерация - государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью.

Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан).

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Виды федераций

Террuторuальные - созданные по территориальному признаку; за основу в таких федерациях берутся территориальные образования - без учета национального состава.

1.Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями.

2.Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях.

3.Установлен запрет одностороннего выхода из союза.

4.Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

(США, Мексика, ФРГ)

Национальные - созданные по национальному признаку; за основу в таких федерациях берется национальный состав"; такого рода федерации чаще подвергаются распаду (Чехословакия, Югославия)

1.Субъекты - национально-государственные образования.

2.Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.

3.Гарантированность суверенитета больших и малых наций.

4.Утверждение права наций на самоопределение.(Индия)

- смешанные; в основу их устройства положены одновременно и территориальный, и национальный принципы (Канада, Индия, Россия).

В федерации власть делится "по вертикали" на власть в центре и власть в регионах.

В федерациях имеются как общие (федеральные) высшие органы власти, так и органы государственной власти субъектов федерации.

Наличие двойной (двухуровневой) системы органов государственной власти требует разграничения компетенции между общефедеральным и региональным уровнями власти.

Разделение полномочий (власти) осуществляется с помощью конституционного механизма разграничения предметов ведения на три сферы:

. сферу федеральной компетенции,

. сферу совместной компетенции,

. сферу компетенции субъектов.

В субъектах федерации могут быть органы государственной власти, представляющие все три ветви власти, - законодательную, исполнительную и судебную. Однако может быть и так, что судебная ветвь власти, например, "по вертикали" не делится, а остается общефедеральной.

Так, в США сложился дуализм судебной системы: имеется судебная система общефедеральная и судебные системы штатов. В России существует только федеральная судебная система.

В субъектах федераций могут быть свои конституции, свое гражданство.

Существуют федерации, исторически создававшиеся "снизу" - путем передачи полномочий от субъектов общефедеральным органам. (США, ФРГ).

Существуют федерации, исторически создававшиеся "сверху", - путем передачи полномочий от высших органов государства территориальным единицам. (Россия).

№11. Политические режимы

1.Понятие политического режима

Под формой политического режима понимаются методы осуществления политической власти в государстве.

Если власть действует в стране в основном методами насилия, принуждения, это - недемократический режим. И наоборот: если власть предпочитает методы убеждения, гарантирует плюрализм и права человека, это демократический режим.

Часто бывает так, что власть уже больше не может удержаться в форме монархии (или в форме унитарного государства, либо в условиях недемократического режима). Тогда происходит смена формы государства. Такая смена может происходить эволюционным или революционным путем. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

Кроме того, между различными гранями формы государства существует определенная взаимосвязь. Например, республиканская форма правления часто "тяготеет" к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму.

Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы.

2. Демократические режимы

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т. д.

Так, в рамках демократического режима могут существовать социал-демократический, либерально-демократический и другие разновидности режимов.

При демократических видах режима государственный аппарат функциониpyeт на принципе разделения властей, в обществе гарантируется политичecкий плюрализм, население реально влияет на состав грсударственных органов, обеспечиваются права и свободы человека; государством применяются методы убеждения, законности, парламентаризма.

3. Недемократические режимы

Антидемократический режим фактически отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

В рамках недемократического режима чаще всего выделяют авторитарный и тоталитарный режимы.

При авторитарном режиме население отстраняется от управления обществом и государством, ограничиваются права и свободы граждан. Ограничения демократии получают законодательное закрепление. Ограничивается деятельность оппозиционных партий, нарушается принцип разделения властей, парламент становится придатком исполнительной власти.

Тоталитарный режим ограничивает не только политическую жизнь граждан, но и личную жизнь. Запрещаются любые партии, кроме правящей. К выборам в парламент, если он существует, не допускается значительная часть граждан либо выборы превращаются в фикцию.

Часто наличие недемократических видов режима можно объяснить исторической неразвитостью демократических институтов, общественного сознания, цивилизационными особенностями общества и т. п.

12. Функции государства

Функции государства- основные направления его деятельности по решению определенных задач. Бывают: внутренние, внешние.

Классификация:

1) продолжительность осуществления (постоянные, временные);

Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции).

Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, поро-дивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются. Например, функция вос-становления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов.

2) направленность деятельности (внутренние, внешние);

3) характер (регулятивный, охранительный).

4) степень участия общества в осуществлении функций государства (общесоциальные, специальные)

Общесоциальные - это функции, в осуществление которых принимают участие как госу-дарство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции).

Специальные - это функции, которые осуществляются только государством (функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной сис-темы и др.).

Идеологическая функция:

* Обеспечение гражданам способности познавать мир;

* Повышение образовательных условий нации;

* Предоставление информационной свободы обществу;

* Пропаганда здорового образа жизни.

Внешняя идеологическая:

* Государство пропагандирует свой образ жизни, свои достижения и скрывает недостатки;

* Выпускает СМИ на других языках.

Экономическая: государство может само внутри страны владеть предприятиями получать прибыль за счет:

* Налогов и сборов

* Владения частью акций коммерческих компаний

* Осуществление финансирования кредитования

* Регулирования ценообразования

* Политики протекционизма.

Внешнеэкономическая:

* Торговля

* Участие в инвестиционных проектах

* Займы, кредитование

* Участие в ВТО.

Политическая: Государство определяет правила осуществления власти:

a. Механизмы разрешения споров и конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями;

b. Ограничение выборов, избирательных компаний

c. Придание политической борьбе юридических границ.

Внешнеполитическая:

a. Общение на высшем уровне

b. Участие глав государства в саммитах и т.д.

Социальная функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых от-ношений, установление минимальной заработной платы и т. д.

Экологическая функция - обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.

Признаки функций:

1) функции носят объективный характер;

2) функции носят систематический, постоянный характер;

3) в функциях выражается сущность и социальное назначение государства, реализуется деятельность государства;

4) функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства;

5) функции осуществляются всем государством, механизмом государства в целом (напри-мер, функция обороны осуществляется как органами государства - Министерством обороны, Со-ветом Безопасности, так и материальными средствами - вооруженными силами).

6) функции государства осуществляются в определенных формах и определенными мето-дами.

В зависимости от условий деятельности государства, внутренних и внешних факторов за-висят приоритеты, которые получает та или иная функция.

13

Государственные органы: понятие, структура, классификация

Государственный орган - это часть государственного механизма, коллектив граждан, реже - один человек, реализующая функции государства и наделен для этого властными полномочиями.

Каждый государственный орган имеет свою компетенцию, которые делятся на предметы ведения и властные полномочия по этим предметам ведения.

Признаки:

* Наделен государственно властной компетенцией

* Создаются на основе правовых актов

* Их решения имеют обязательный характер

Примеры единоличного государственного органа:

* Обутсмен

* Монарх * Президент

Классификация:

1) по принципу разделения властных полномочий

* Законодательные

* Исполнительные

* Судебные

Но: обутсмен, прокуратура не входят в эту систему

2) способ образования

* Выборные (президент, депутат)

* Назначаемые (суды, министры)

3) в зависимости от состава

* Коллегиальные (парламент, правительство)

* Единоличные(президент)

4) от объема полномочий

* Общей компетенции

* специальной компетенции

Каждый орган государственной власти имеет свои задачи, свои методы работы, полномочия. В сумме органы государства действуют согласованно, в строгом порядке, олицетворяя единую государственную власть. Это и есть аппарат государства или механизм государства.

Механизм государства - это система государственных органов, с помощью которых обеспечивается государственная власть и осуществляется государственное управление в обществе.

Признаки механизма государства:

1)Состоит из особого разряда людей - государственные служащие:

* Денежное содержание

* Особая правовая государственная защита (страхование жизни и здоровья)

* Ежегодно декларация в налоговую службу, для предотвращения обогащения государственных служащих

* Государственным служащим запрещено совмещать свою деятельность с какой-либо другой оплачиваемой, кроме творческой, научной, преподавательской

* Запрещается принимать подарки от физических лиц

2) иерархическая система соподчиненных государственных органов и учреждений, которые правомочны принимать решения, составляющие монополию государства

3) компетенция отдельных структурных элементов государственного механизма определяется нормами права. Государственный механизм располагает организационными средствами, в т.ч. орудиями принуждения, соответствующими научному и техническому уровню общества

14 Органы законодательной, исполнительной, судебной власти

Глава государства

* Президент

* Монарх * Коллегиальный глава государства

Монархия (50стран мира)

Основные особенности правового положения монарха:

* Монарх не производен, его власть непроизводна ни от какого государственного органа, избирательного корпуса; источник монаршей власти - всевышний, носит сакральный, божественный характер

* Пост монарха передается в порядке престолонаследия

1. Салическая система: наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии (Бельгия, Норвегия)

2. Австрийская система: женщина тоже может быть монархом, но она получает право престолонаследия лишь в том случае, если прекращаются все представители мужского пола (Лихтенштейн)

3. Кастильская система: женщины не исключены, но предпочтение мужчинам (Дания, Великобритания, Испания)

4. Швецкая: право наследования принадлежит и мужчине, и женщине в равном соотношении, но предпочтение отдается страшему сыну и старшей дочери

Но: В Иордании и Марокко сказано лишь о том, что престол переходит от отца к сыну.

ОАЭ, Катар, Оман - порядок престолонаследия определен обычаем.

Основные требования к монарху:

Религиозность

* Вступление в равнородный брак, т.е в брак с лицом, которое принадлежит к царствующему дому. Если брак не равнороден, то лицо теряет право наследования престола - морганостический брак.

* Пожизненное правление

* В некоторых монархиях монарх избирается (ОАЭ, Малайзия)

* Регентство (коллективное, единоличное)

Представительная деятельность. Президент.

Требования к президенту:

1. Возраст

2. Гражданство

3. Ценз оседлости

Но: существуют и более жесткие требования: США - рождение в Америке + образовательный ценз

Филиппины- умение читать и писать

Иран, Пакистан, Судан, Алжир - религиозность

Президент избирается:

* Парламент и спецальный орган (греция)

* Парламент

* Через выборщиков (США)

+ вмсете с президентом избирается вице-президент

Полномочия главы государства:

1. Представление страны в МО

2. Определение основных направлений внутренней и внешней политики

3. Участие в формировании правительства и контроле за его деятельностью

4. Право законодательной инициативы

5. Право вето

6. Право промульгации законов (обнародывание и подписание)

Законодательная власть. Парламент.

Парламент - это высший выборный законодательный и представительный орган государства; единственный орган, который вправе издавать законы (кроме абсолютных монархий). Депутаты, члены парламента являются представителями народа.

2 способа формирования:

Мажоритарная (страна делится на избирательные округа в соответствии с числом депутатов в парламенте; при делении избирательных округов учитывается количество избирательно способного населения (электорат)

Пропорциональная: РФ - 450 депутатов в ГД и ФС по всей стране, но голосуют не за отдельных депутатов, а за списки партий

Основные полномочия парламента:

* Принятие законов

* Участие в формировании правительства и контроль за его деятельностью

* Объявление амнистии

* Ратификация и денонсация международных соглашений

Правительство

Это высший назначаемый, постоянно действующий коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительно-распорядительной деятельностью в стране (министры, председатели правителсьтва, заместители председатеей правительства)

Некоторые министерства подчиняются не только председателю правительства, но и президенту (силовые структуры)

Формирование: участвуют глава государства и парламент

В парламентских монархиях правителсьвто формируется парламентом.

В президентских республиках парламент соглашается с должностью, предложенной президентом.

В США Сенат дает одобрение на назначение министров.

Виды правительств: от партийного состава

Однопартийное (Великобритания)

Многопартийное (Украина)

Беспартийное (РФ, США)

Министерства и другие органы исполнительной власти

РФ - агенства (платные государственные услуги обществу) и службы, комиссии, комитеты

Судебная власть

Суды - государственные органы, осуществляющие правосудие в форме рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел в установлено законом процессуальном порядке.

Органы, не вошедшие в систему разделения властей: Прокуратура, ОбутсменЮ Счетная Палата, Центральный банк)

15

Принципы организации и деятельности госаппарата

Каждый орган государственной власти имеет свои задачи, свои методы работы, полномочия. В сумме органы государства действуют согласованно, в строгом порядке, олицетворяя единую государственную власть. Это и есть аппарат государства или механизм государства.

Механизм государства - это система государственных органов, с помощью которых обеспечивается государственная власть и осуществляется государственное управление в обществе.

Признаки механизма государства:

1)Состоит из особого разряда людей - государственные служащие:

* Денежное содержание

* Особая правовая государственная защита (страхование жизни и здоровья)

* Ежегодно декларация в налоговую службу, для предотвращения обогащения государственных служащих

* Государственным служащим запрещено совмещать свою деятельность с какой-либо другой оплачиваемой, кроме творческой, научной, преподавательской

* Запрещается принимать подарки от физических лиц

2) иерархическая система соподчиненных государственных органов и учреждений, которые правомочны принимать решения, составляющие монополию государства

3) компетенция отдельных структурных элементов государственного механизма определяется нормами права. Государственный механизм располагает организационными средствами, в т.ч. орудиями принуждения, соответствующими научному и техническому уровню общества

Показать полностью…
60 Кб, 19 декабря 2011 в 22:49 - Россия, Москва, ВАВТ, 2011 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении