Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 015498 из ВАВТ

1.Причины перехода от плановой к рыночной эк-ке и сущность переходного периода.

Причины:

- естественное развитие

- теория заговора

- потенциал развития системы

Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок(не менее 10 лет), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование АКС и формируется основа рыночной системы (установившиеся и сравнительно стабильные формы хоз связей между эк-кими агентами)

Модели: радикальный и постепенный

Типы: односторонняя и двусторонняя

2.Типы и модели системных реформ

Понятие сис. реформы - преобразования, меняющие тип социально-экономической системы в короткие по историческим меркам сроки (внесис. Реформы воздействуют на эк-ку, но не меняют саму систему).

Типы:

Двухсекторный - путь трансформации соц. эк-кой системы, при котором длительное время сосуществует механизм плановой эк-ки и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы.

Односекторный - путь трансформации соц. эк-кой системы, при котором с самого начала разрушается плановый механизм и создание рын. эк-ки осуществляется только на базе рыночного механизма и новой политической системы.

Модели: - радикальный путь или "шоковая терапия": базируется на быстром, широком и параллельном проведении системных реформ; быстрый демонтаж централизованного планирования и замена его экономическими методами регулирования.

- постепенный или "эволюционный" путь: базируется на медленном и последовательном проведении системных эк-ких реформ; длительное время существует АКС и рыночный механизм.

3.Результаты хозяйственного развития в России после начала системных реформ.

4. Либерализация цен и ее роль в становлении рыночных институтов.

Либерализация цен - ценообразование на основе спроса и предложения, при этом возможно сохранение государственного контроля над ценами и тарифами на ряд общественно значимых товаров и услуг.

Сущность Л.Ц. состоит в отказе от всеобъемлющего государственного установления цен на внутреннем рынке.

Необходимость либерализации обусловлена несколькими факторами:

- без свободного ценообразования не действуют рыночные механизмы распределения ресурсов об-ва;

- Л.Ц. приводит к ликвидации искаженной структуры относительных цен;

- отмена гос контроля над ценами способствует прекращению дотаций, субсидий и тем самым ведет к уменьшению дефицита гос бюджета;

- переход к ценообразованию на основе соотношения спроса и предложения устраняет товарные дефициты;

- возможна объективная оценка приватизации имущества.

Последствия:

* Рост цен, не равномерный по странам;

* Выравнивание ценовых деформаций (начинают с сырья, энергоносителей, основных видов продовольствия)

* Освобождение цен от гос контроля и свободный доступ на рынок всех эк-ких агентов устраняют товарный дефицит, увеличивают степень насыщения рынка, ведут к росту качества и ассортимента товаров.

5. Политика финансовой стабилизации в переходной эк-ке и ее инструментарий.

Финансовая стабилизация соответствует концепции монетаризма, в соответствии, с которой главным условием экономической стабилизации и роста является здоровая денежная система. Монетаристская политика проводится в рамках существующих систем, прежде всего в рыночных экономиках, и не направлена на изменение их основ.

Сценарий макроэкономической стабилизации:

Ортодоксальный сценарий делает упор на ликвидацию бюджетного дефицита, за счет уменьшения гос расходов, увеличения доходов. Ограничение денежной эмиссии, повышение ставки рефинансирования, увеличение нормы резервных требований, продажа государственных ценных бумаг. Денежный якорь: проводится жесткая бюджетная, налоговая денежно-кредитная политика с целью ограничения денежной массы и сокращения совокупного спроса.

Валютный якорь: поддерживаемый ЦБ фиксированный обменный курс позволяет преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания.

Гетеродоксный сценарий делает упор на проведение жесткой денежно-кредитной политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

6.Сущность, формы, методы и этапы приватизации в России.

Приватизация представляет собой процесс замещения гос собственности (федеральной и муниципальной) другими формами собственности (частной, коллективной) путем ее перераспределения или продажи.

Цели приватизации:

1. Содействие либерализации эк-ки

2. Создание конкурентной среды

3. Формирование массового слоя частных собственников

4. Привлечение инвестиций

5. Сокращение дефицита гос бюджета

6. Обеспечение соц мира

Конечная цель - повышение эффективности эк-ки

Формы приватизации:

1.Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод

государственного предприятия в частноправовую форму. Она ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам.

2. Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае,

когда государственное предприятие продается частным стратегическим

инвестором.

3. Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого

метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии.

4. Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

5. Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

В России следует различать два основных этапа:

1.Ваучерная - безвозмездная приватизация путем выдачи населению ваучеров(сертификатов, купонов, бонов)

"+": быстрое протекание процесса; одинаковые стартовые условия для всех граждан; отсутствие соц конфликтов; формирование рынков капитала.

"-":полученные собственнические права представляют собой лишь стартовое условие для дальнейших сделок; не позволило получить денежные средства ни гос-ву, ни предприятиям; проблемы гос бюджета; помешало модернизации.

2.Денежная приватизация - приватизация путем продажи гос имущества частным инвесторам на денежных конкурсах и аукционах.

"+": поступление доходов в бюджет и инвестиций в приватизируемое предприятие; обеспечивает появление эффективного собственника.

"-":в начале рыночных преобразований обычно отсутствует легальный капитал в размерах, достаточных для покупки гос имущества; предприятия продаются по заниженным ценам; длительный период.

7.Результаты приватизации в России: достижения, недостатки.

Негативные итоги:

1.если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;

2.приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;

3.предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;

4.значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Достижения:

1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;

2.отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;

8.Преобразование кредитно-денежной системы в России.

Переход к рыночной системе предполагает радикальное преобразование банковской системы и формирование финансовых рынков, в том числе денежного, валютного и рынка ценных бумаг.

В переходной и рыночной эк-ке задачи ЦБ:

1.стабильное функционирование банковской и денежно-кредитной системы

2.проводит денежно0кредитную политику, которая имеет целью обеспечить стабильность цен, эк-кий рост и полную занятость.

Главная задача банковской реформы состояла в ликвидации монополии гос-ва в данной сфере, создание условий для повышения коммерческой самостоятельности и ответственности банковских институтов.

Основные направления: реорганизация Госбанков в классические центральные банки и учреждение первых коммерческих банков; формирование двусторонней банковской системы.

В СССР Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и Сбербанк включала банковская система в предреформенный период. В 1987г создание двух уровневой банковской системы. Верхний уровень: Госбанк => ЦБ, который выполнял функции центрального эмиссионного банка, проводил денежно-кредитную политику. Нижний уровень: коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Создание КБ в России с 1988, проходило по трем путям:

1.учреждение КБ на базе трансформированных отделений гос-ных специализированных банков;

2.создание КБ предприятиями гигантами или руководителями отраслей промышленности;

3.организация КБ по инициативе предпринимателей с целью обслуживания негосударственных предприятий.

9. Динамика производства в странах с переходной экономикой.

Экономические реформы оказали сильное, но неодинаковое воздействие на объем производства и производительность труда в с/х всех стран с переходной эк-кой.

Китайская модель (Вьетнам) привела к росту объема пр-ва в среднем более чем в 1,5 раза, а производительности труда - на 25%

Центральноевропейская модель (Чехия, Словакия и Венгрия) характеризуется резким сокращение объема пр-ва с одновременным его ростом в расчете на одного занятого вследствие оттока работников из с/х. В первые годы реформирования объем с/х продукции упал на 30%, но к середине 90-х годов стабилизировался. Быстрый рост производительности труда.

Российская модель ( страны СНГ) характеризуется одновременным резким сокращением объема с/х продукции почти на 50%, а производительности - на 30%

Динамика производства с/х продукции в странах с переходной эк-кой определяется исходными условиями (форма земельной собственности, период централизованного планирования, дореформенная политика цен на сельхозпродукцию, трудоемкость с/х и т.д.)

В России и др странах ЦВЕ эти изменения были весьма глубокими, что повлекло за собой существенное сокращение продукции. Развитие с/х в переходной эк-кой зависит от изменения ценовых соотношений в результате либерализации цен. Производительность труда зависит от политики реформирования.

10. Налоговая система в России.

Налоговая система - совокупность взимаемых в стране обязательных платежей в виде налогов, пошлин сборов, правил их уплаты и налоговых органов. Основы Н.С. закреплены в Налоговом кодексе РФ. Налоги устанавливаются законодательными органами, а за их сбором следят налоговые органы.

Классификация российских налогов:

1.по методу взимания делятся на:

Прямые - это налоги на доходы и имущество налогоплательщика (налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц)

Косвенные - это налоги на товары и услуги (НДС, таможенные пошлины и сборы, акцизы(налоги на некоторые товары)

2.по характеру ставок делятся на:

Регрессивные налоги - это налоги, ставки которых уменьшаются при возрастании объекта налога (например: единый социальный налог начисляется на выплачиваемую з/п)

Пропорциональные налоги - это налоги, ставки которых неизменны и не зависят от размеров объекта (подоходный налог с физических лиц, ставка которого постоянна вне зависимости от размеров дохода налогоплательщика)

3.по объектам поступления делятся на:

Федеральные - 16 налогов: НДС, акцизы, налоги на прибыль организаций и доход физ. лиц, единый социальный налог, таможенные пошлины и сборы, на пользование природными ресурсами, федеральные лицензионные сборы

Региональные - 7 налогов: на имущество организаций, на недвижимость, транспортный и дорожный налоги, налог с продаж, игорный бизнес, региональные лицензионные сборы

Местные - 5 налогов: земельный, на имущество физ. лиц, на наследование( дарение), на рекламу, местные лицензионные сборы.

11.Налоговая реформа в России.

Цели: упрощение налоговой системы, снижение общей налоговой нагрузки( тяжесть выплаты для налогоплательщиков), более равномерное распределение налогового бремени.

Первая цель достигается с трудом, для большинства российских фирм отношения с налоговыми органами отнимает много времени.

Более заметен прогресс в снижении налоговой нагрузки на фирмы за счет снижения ставок налога на добавленную стоимость (с 20-18%), единого социального налога (с 35,6-26% фонда заработной платы) и налога на прибыль предприятий(с 35-24%) и отменой многих налоговых льгот.

К реализации третьей цели налоговые реформы России только приступают, намечая увеличить налоги на имущество физ. и юр. лиц, а так же платежи за пользование природными ресурсами с сырьевых компаний.

12. Государственный и корпоративный долг.

Государственный долг - это долговые обязательства гос-ва и муниципальных образований перед отечественными и иностранными юридическими и физическими лицами, иностранными гос-вами и международными организациями.

Обязательства перед резидентами называется государственным внутренним долгом, перед нерезидентами - государственным внешним долгом. Источник государственного долга - дефицит гос бюджета.

Корпоративный внешний долг -

Долг государственных корпораций: РАО ЕЭС, Газпром, и т.д.

13. Рынок труда и безработица.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

В России к трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте (за исключ инвалидов I и II групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях), а так же работающие лица пенсионного возраста и работающие подростки в возрасте до 15 лет. Трудовые ресурсы делятся на экономически активное и экономически неактивное население. В свою очередь, экономически активное население включает занятых и безработных.

К экономически активному населению относится 50% населения России. 8% доля безработных в экономически активном населении.

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Различают:

1. фрикционную ( временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения ),

2.структурную (безработица, вызванная изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не владеющие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться),

3.сезонную,

4.циклическую (безработица, вызываемая циклическими спадами производства),

5.региональную безработицы.

Безработица в России определяется двумя способами: по числу зарегистрированных безработных и по методике Международной организации труда.

14. Проблемы пенсионной системы и задачи пенсионной реформы.

Российские пенсионеры являются одной из наиболее бедных частей населения, потому что их пенсия едва превышает прожиточный минимум. Однако пенсионная реформа (2002г) нацелена не столько на повышение пенсии, сколько на перестройку пенсионной системы. Установление более высокого пенсионного порога выхода на пенсию с тенденцией к выравниванию для мужчин и женщин, сокращение льготных пенсий, увеличение трудового и введение страхового стажа с соответствующими изменениями. Прежняя система работала на основе перечисления пенсионерам средств от работающих граждан, нынешняя система ориентируется на то, чтобы средства, отчисляемые на выплату пенсий, накапливались и преумножались через их инвестирование в ценные бумаги. В условиях демографического кризиса, когда работающих становится все меньше, а пенсионеров - все больше, новая пенсионная система может быть более надежной для финансирования пенсионеров.

15. Проблемы реформирования ЖКХ

Идея реформ: Добиться самоокупаемости ЖКХ и устранить проблему невысокого качества обслуживания при завышенных ценах на услуги.

Постепенно поднимая плату за жилье и коммунальные услуги, большинство регионов добились самоокупаемости. В результате в целом по стране плата за жилье и коммунальные услугу близки к 100% себестоимости услуг ЖКХ. Однако проблем остается немало. Во-первых, это невысокое качество нередко в сочетании с завышенной ценой этих услуг. Во-вторых наличие во многих бедных регионах большого числа людей, которые сами не в состоянии полностью оплачивать жилье и коммунальные услуги ( предусматривается адресная помощь из региональных бюджетов).

Реформа ЖКХ только разворачивается, но в конечном счете она нацелена на то, чтобы население полностью оплачивало стоимость жилья и коммунальных услуг, и одновременно на повышение качества этих услуг.

16. Формирование предпринимательского класса в России.

Согласно ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Совокупность условий, влияющих на формирование, развитие и возможности реализации предпринимательских функций составляет среду предпринимательства. Среда состоит из: экономической свободы, рыночное пространство, конкуренция, роль гос-ва.

В СССР первой попыткой реформирования классической системы управления предприятиями была реформа Косыгина. Самое главное в этой реформе - некоторая децентрализация управления и распределения финансовых потоков, сокращение числа планируемых сверху показателей, предприятия получали большую самостоятельность. Предприятия получили право образовывать три фонда стимулирования: фонд материального поощрения, фонд развития производства и фонд социального развития. Цель формирования этих фондов - создать стимулы повышения эффективности - не была достигнута. В целом реформа Косыгина имела весьма противоречивое воздействие на советскую эк-ку. С одной стороны, появлялись зачатки рыночных отношений, впрочем крайне зарегламентированных. С другой стороны, нарушалась слаженная система планового управления.

17. Теневая экономика: ее сущность и значение.

Теневая эк-ка - это общее понятие, обозначающее всякую экономическую деятельность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. Теневая эк-ка включает в себя следующие сегменты:

1.Эксполярная эк-ка - неофициальные, но легальные виды деятельности.

2.Неформальная эк-ка - законная деятельность, скрываемая или преуменьшаемая производителями.

3.Криминальная эк-ка - экономическая деятельность, запрещенная законом и нарушающая закон: наркобизнес, контрабанда, проституция, коррупция

4.Фиктивная эк-ка - включает такие виды деятельности, как отражение в статистической и бухгалтерской отчетности несущественной хоз. деятельности

Причины роста теневой э.:

1.Кризисное состояние национальной экономики, которое порождает рост безработицы и обуславливает рост малого предпринимательства, где развиваются теневые отношения.

2.Характер государственного вмешательства в эк-ку ( т.э. зависит от степени гос регулирования, уровня налогообложения, масштабов коррупции)

3.Открытие эк-ки => обострение конкурентной борьбы => снижение издержек легально и нелегально.

4.Массовый приток иммигрантов из развив. стран, внутренняя миграция из депрессивных районов.

Теневая эк-ка выполняла две важные функции:

1.Экономическая.Через систему стихийных обменов между предприятиями преодолевались постоянно возникавшие диспропорции в материально-техническом снабжении.

2.Социальная.Благодаря теневой эк-ке обеспечивалась социальная ниша для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах.

Выполняла стабилизирующую функцию. Во-первых, с точки зрения эк-ких агентов, теневая эк-ка позволяет хозяйствовать эффективнее, т.к. экономит на налоговых изъятиях. Во-вторых, теневая эк-ка расширяет возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях.

Создавая новые раб места и источники дохода, теневая эк-ка выполняет роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в об-ве.

18. Криминализация экономики. Формы и экономическая роль.

Криминализация - частичная трансформация нормальных рыночных отношений в квазирыночные, когда искажаются условия и накладываются дополнительные серьезные ограничения на предпринимательскую деятельность.

Предприниматели оказываются вынужденными не только выплачивать дань криминальным структурам, но и принимать определенные правила, которые не имеют ничего общего с предпринимательством. В конечно счете это тормозит становление рыночной эк-ки. Появление широкого слоя людей, связанного с криминальными доходами, способствует чрезмерному социальному расслоению об-ва => ослабление власти, что может привести к социальным конфликтам, даже к гражданской войне. Происходит дискредитация производительного частного труда - источника благополучия об-ва.

Формы криминализации:

Легальная эк-ка - разрешенная законом эк-кая деятельность юридических лиц, при выполнении ими своих обязательств перед налоговыми и прочими государственными органами.

Нелегальная эк-ка - запрещенная экономическая деятельность.

Теневая эк-ка - допускаемая законом экономическая деятельность, выведенная из-под гос контроля и сопровождающаяся неуплатой налогов.

19. Реформирование с/х в России.

Аграрные реформы были направлены на изменение характера земельных отношений и структуры землевладения. На смену исключительной государственной монополии на землю как объект собственности и хозяйствования должно было прийти многообразие форм собственности и землепользования. Изменение организационных форм сельскохозяйственного пр-ва ( ликвидация или реорганизация с/х предприятий). Расширение спектра форм хозяйствования, появление товариществ с ограниченной ответственностью, кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств.

Аграрная реформа в России пошла по пути наделения бывших колхозников и рабочих совхозов имущественными правами на земельные доли. Были установлены ограничения на размеры участков и на распоряжение полученной в собственность землей. Частная собственность была узаконена. Земельная реформа привела к определенному перераспределению угодий из бывшего коллективного сектора в индивидуальный.

Реорганизация колхозов и совхозов проходила в 1992-1993гг.. В результате аграрных преобразований в России сложилась трехсекторная модель организационных форм сельского хоз-ва: сектор коллективных хоз-в, сектор личных подсобных хоз-в, фермерский сектор.

20. Проблемы частной собственности на землю и купли-продажи земли.

В России частный бизнес поначалу выступал в форме кооперации. Кооперативы были в праве свободно продавать и покупать любую продукцию, самостоятельно договариваться о ценах с поставщиками и покупателями, нанимать рабочую силу. Другой формой собственности перехода от гос к частной была аренда. Аренда предприятия означала что гос предприятие переходило трудовому коллективу.

Проблемы купли-продажи земли:

-частная собственность на с/х землю не играет большой роли как стимулятор эффективности пр-ва

-купля-продажа земли приведет к тому, что землю скупят богатые

-при нынешней дешевизне земли она может служить в России залоговым имуществом лишь в незначительной мере.

21. Формы и роль реформирования внешнеэкономических связей в общей стратегии системного перехода.

22. Отмена госмонополии внешней торговли и перехода на рыночный механизм ее регулирования.

23. Введение обратимости национальной валюты. Уровни обратимости.

ОБРАТИМОСТЬ ВАЛЮТЫ - свободный обмен денежных единиц страны на валюту других стран и на международно признанные платежные средства.

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валюты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:

• выбор момента и темпа введения обмена валюты;

• для кого - резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;

• по каким операциям - текущим операциям платежного баланса или финансовым.

Первая проблема. Истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый вариант сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Подобная девальвация удорожает импорт, что усиливает инфляцию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте.

Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты имеет преимущество, так как основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стабилизация экономики, сокращение дефицита государственного бюджета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накопление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране.

Вторая проблема - определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в равноправном сотрудничестве.

Третья проблема касается выбора операций, по которым вводится обмен валюты.

Валютный курс необходим для:

• взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

• сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

• периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

24. Виды валютных курсов. Влияние валютного курса на экономику.

Валютный курс - это стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.

Плавающий курс валют значительно колеблется по величине и зависит от рыночного спроса и предложения на определенный вид валют. На динамику плавающего валютного курса оказывают сильное влияние центральные банки стран, а также различные временные рыночные искажения и другие факторы.

Фиксированный курс валют колеблется в узких рамках. Он определяется установленным соотношением денежных единиц разных стран.

Так же существуют реальный валютный курс, номинальный валютный курс ивалютный курс поддерживающий постоянный паритет покупательной силы.

Реальный валютный курс - это отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.

Номинальный валютный курс - курс действующий в настоящий момент времени на валютном рынке.

Валютный курс поддерживающий постоянный паритет покупательной силы - это когда номинальный и реальный курс совпадают.

Валютный курс оказывает определенное влияние на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий.

Резкие колебания валютного курса усиливают нестабильность международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений, вызывают негативные социально-экономические последствия, потери одних и выигрыши других стран. Изменения курса валют влияют на перераспределение между странами части валового внутреннего продукта, которая реализуется на внешних рынках.

25. Бегство капитала из России.

Бегство капитала - стихийный и нерегулируемый гос-вом вывоз капитала физическими и юридическими лицами за рубеж, в целях более надежного и выгодного вложения капитала, а так же чтобы избежать высокого налогообложения, потерь от инфляции.

Основные причины утечки капитала:

1.общие неблагоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата в стране (падение темпов роста и инвестиционной активности, нарастание политической нестабильности, сокращение емкости рынка, высокий бюджетный дефицит, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков и др.);

2.чрезмерно энергичные меры и рецепты по либерализации российской экономики, навязанные нам по линии мировых финансовых институтов, прежде всего МВФ;

3.последствия проводимого в стране хозяйственного курса, в том числе во внешнеэкономической сфере: возрастание налогового бремени, ожидание девальвации национальной валюты, жесткая кредитная политика и др. (политика завышенного курса рубля, длительное время проводимая Центральным Банком РФ, стимулирует вложение средств в дешевый доллар и отток капитала из страны);

4.чрезмерно высокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства;

5.недоверие бизнеса к правительству, а населения - к банкам и иным финансовым институтам, деятельность которых связана с распоряжением активами вкладчиков;

6.криминализация экономической деятельности, безопасность и высокая эффективность легализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономических операций;

7.высокие риски рыночного обесценения капитальных активов;

8.неопределенность российских границ с бывшими союзными республиками;

9.отсутствие четкого регулирования легального экспорта капитала из России;

10.активное участие в оттоке российского капитала за рубеж крупного сегмента финансово-банковской системы Запада (участие в приеме российских капиталов, обучении российских банкиров умению работать в оффшорах, содействие в реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов с завышенными ценами и т.п.).

26. Исходные условия системных преобразований в бывших советских республиках и состояние их экономики.

В России и странах СНГ исходные условия для перехода к рыночной эк-ке представлялся менее благоприятным, чем в странах ЦВЕ.

Исходные условия:

1.Уровень общего социально-экономического развития представлял собой противоречивую картину. По производству ВВП на душу населения по ППС она находилась в верхнем эшелоне развивающихся стран, по образовательно-квалификационному уровню рабочей силы, наличию развитой научно-технической сферы СССР принадлежало к развитым. Жизненный уровень уступал западным стандартам.

2.Длительность существования АКС.60 лет, так что к началу реформ два поколения не имели представления о рыночной эк-ке.

3.Наличие элементов рыночной эк-ки в рамках АКС. Гос сектор занимал монопольное положение во всех сферах хоз жизни. В 30е полностью отсутствовало мелкое частное производство и торговля. Развал АКС повлек за собой особенно глубокий спад пр-ва.

4.Уровень милитаризации народного хоз-ва. Производство в советской эк-ке развивалось при игнорировании запросов потребительского рынка => трудности адаптации промышленности к рыночным условиям.

5.Преобладающий менталитет и трудовая этика населения. Враждебное отношение к предпринимательству.

6.Идеологический фактор. Коммунизм - идеал социальной справедливости.

27. Проведение системных реформ бывших советских республиках и состояние их экономики.

По типу проведения системных реформ эти страны могут быть разделены на три группы: радикалы (страны Балтии, Эстония, Киргизия, Казахстан), консерваторы (Узбекистан, Белоруссия, Туркмения) , промежуточная группа (прочие страны СНГ). Радикалы применяли методы "шоковой терапии", консерваторы постепенный переход, а промежуточная группа проводила преобразования медленнее радикалов, но быстрее консерваторов. Данная классификация условна, т.к. темпы и глубина преобразований часто не совпадали в различных областях. Например Казахстан (1992-1994гг.) - классическая промежуточная страна, но затем системные реформы ускорились и сейчас эту страну можно отнести к радикальной группе.

28. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Интеграция - процесс развития устойчивый взаимосвязей соседних государств , ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласований межгосударственной экономики и политики.

Экономика СССР развивалась как высоко интегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом. Разрыв сложившихся связей после распада СССР был очень болезненным (от 1/3 до 1/2 падение ВВП приходилось на последствия от разрушений этих связей).

Сразу же после распада СССР у бывших советских республик возникли тенденции в взаимной интеграции. На первом этапе они проявлялись в попытках ослабить дезинтеграционные процессы в прежнем едином эк-ком пространстве, в первую очередь в тех областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хоз-ва.

Факторы эк-кой интеграции:

1.Сложившееся в СССР разделение труда, которое невозможно было изменить за короткий промежуток времени.

2.Длительное совместное проживание народов.

3.Технологочиская взаимозависимость предприятий, строившихся по общим стандартам.

4.Наджеды на приток большой помощи от развитых стран оказались завышенными.

Факторы экономической дезинтеграции:

1.Укрепить государственность и суверенитет.

2.Расширение специализации.

3.Различия в характере системных реформ => трудности в налаживании взаимных связей.

4.Активное противодействие Запада к интеграции стран СНГ.

29. Экономические отношения между странами СНГ

30. Исходные условия рыночных и институциональных преобразований в странах ЦВЕ.

Темпы, методы и результаты рыночных преобразований во многом зависели и в определенной мере продолжают зависеть от исходных условий: длительность существования АКС, наличие частного предпринимательства, степень сбалансированности отраслевой структуры эк-ки, открытость эк-ки.

ЦВЕ делятся на две группы:

1.Более развитые в социально-экономическом отношении страны, где продвижение к рыночной эк-ке происходило последовательно и высокими темпами. В данных странах были созданы основы рыночной эк-ки до поворота к АКС, основы рыночной сохранилось в сознании. Более сбалансированная структура народного хоз-ва (развитая легкая промышленность). Жизненный уровень населения высокий.

2.Менее развитые в социально-экономическом отношении страны Балканского региона, где переход к рыночной эк-ке оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществлялся гораздо медленнее (Албания, Болгария, Босния Герцеговина, Македония, Румыния, Сербия, Черногория). Не было устойчивой традиции рыночной эк-ки, формирование АКС на базе традиционной системы. Более низкий уровень населения. Менее развитые связи балканских стран с Западной Европой. Общество менее психологически подготовлено к радикальной трансформации.

Показать полностью…
52 Кб, 22 января 2012 в 18:05 - Россия, Москва, ВАВТ, 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении