Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 015503 из ВАВТ

ФИНАНСЫ ДЕНЬГИ И КРЕДИТ

1. Деньги: экономическая сущность и функции.

Деньги - товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Потребность в деньгах возникает, когда покупатели приобретают товары или услуги посредством платежа, а не обмена одного предмета потребления на другой

Продукт = товар: 1) производится с целью продажи

2) удовлетворяет человеческим потребностям

3)обладает стоимостью

Виды денег: 1)натуральные деньги (скот, зерно, драгоценные камни и т.п.), а также золото и серебро в виде слитков и монет

Главная черта натуральных денег - собственная стоимость как товара и соответствие номинала реальной стоимости

Важнейшее достоинство натуральных денег - гибкое приспособление к потребностям обращения без ущерба для владельца.

2)символические деньги - знаки стоимости, заменители денег

Главные особенности символических денег - номинал значительно выше стоимости

Причины появления:

- отставание добычи золота от потребностей экономического оборота

- необязательность использования натуральных денег в часто повторяющихся сделках

- развитие кредитных отношений

Функции денег: 1)мера стоимости - измерение и сравнение стоимости различных товаров и услуг.

2)средство накопления - превращение денег в особый актив, позволяющий переносить покупательную способность из настоящего в будущее

3)средство обращения - посредник в движении товаров от продавцов к покупателям. Крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться (ликвидность). 4)средство платежа - погашение разного рода денежных обязательств (товары и услуги продаются в кредит, с отсрочкой платежа)

5)мировые деньги

Функции денег взаимосвязаны между собой, основой этих взаимосвязей выступает функция денег как меры стоимости. При отсутствии у денег этой функции все остальные практически не смогут полноценно выполнять свою роль

2. Мировые деньги

Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами.

Функции:

- золото - "золотой стандарт"

- национальные валюты, наиболее приемлемые в международной торговле:

1)международная, выполняющая одну или несколько функций денег (меры стоимости, средства обращения или накопления) за пределами государства-эмитента

2)ключевая, статус которой зависит от размера ВВП страны и степени участия в мировой торговле, независимости национальной экономики от внешнего влияния (евро, фунт стерлингов, японская иена и швейцарский франк)

3)доминирующая - валюта, используемая в международных сделках (доллар)

3. Особенности и статус национальных валют в мировой валютной системе

Национальные валюты, наиболее приемлемые в международной торговле:

1)международная, выполняющая одну или несколько функций денег (меры стоимости, средства обращения или накопления) за пределами государства-эмитента

2)ключевая, статус которой зависит от размера ВВП страны и степени участия в мировой торговле, независимости национальной экономики от внешнего влияния (евро, фунт стерлингов, японская иена и швейцарский франк)

3)доминирующая - валюта, используемая в международных сделках (доллар)

4. Денежное обращение, его элементы

Денежное обращение - процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах между:

- Центральным банком и кредитными организациями

- коммерческими банками

- коммерческими банками и предприятиями, организациями, учреждениями

- коммерческими банками и физическими лицами

- предприятиями и физическими лицами

- коммерческими банками и финансовыми институтами

- финансовыми институтами различного уровня и физическими лицами

5. Наличное денежное обращение

6. Безналичное денежное обращение

Безналичный денежный оборот - это движение стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований

7. Оценка текущего состояния денежной системы по соотношению денежных агрегатов

Денежная масса - сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота

Денежные агрегаты:

- М0 = наличные деньги в обращении + остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций, что позволяет обслуживать наличный оборот

- М1 = М0 + средства на расчетных счетах юридических лиц + средства страховых компаний + депозиты до востребования населения в коммерческих банках

- М2 = М1 + срочные депозиты населения в коммерческих банках + краткосрочные государственные ценные бумаги

- М3 = М2 + депозитные сертификаты + ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке

Денежная масса (М2) в 2011-2012 г.г., (млрд. руб.)

В том числе: Дата Всего Наличные деньги (M0) Безналичные средства 01.01.2011 20011,9 5062,7 14949,2 01.01.2012 24543,4 5938,6 18604,8

8. Закон денежного обращения. Скорость обращения денег

Скорость обращения денег:

- показатель скорости обращения денег в кругообороте доходов, рассчитывается как отношение ВНП или национального дохода к агрегатам М1 или М2

- показатель оборачиваемости денег в платежном обороте, отношение суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении, определяет скорость безналичных расчетов

Уравнение обмена:

M ?V = P ?Q Расходы на покупку выручка продавцов

M - объем денежной массы

V - скорость обращения денег

Р - средняя цена, по которой продается каждая единица произведенного товара или услуги

Q - физический объем произведенных товаров и услуг

Закон, определяющий количество денег в обращении:

M = (P1 * Q1 - P2 * Q2 + D1 - D2) / V

M - объем денежной массы

P1Q1 - сумма цен товаров и услуг, находящихся в обращении

P2Q2 - сумма цен товаров, проданных в кредит

D1 - сумма платежей по долговым обязательствам

D2 - сумма взаимно погашаемых платежей

V - скорость обращения денег

9. Основные виды денежных систем

Денежная система - сложившееся исторически и законодательно закрепленное устройство

денежного обращения в стране

Два типа денежных систем:

1)системы металлического обращения:

- биметаллизм (золото и серебро)

- монометаллизм (золото и другие знаки стоимости: банкноты, казначейские билеты), т. н. золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты

2)системы бумажно-кредитного обращения

10. Эволюция мировой валютной системы

11. Денежные системы, основанные на "золотом стандарте"

Золото?й станда?рт - монетарная система, в которой основной единицей расчётов является некоторое стандартизированное количество золота.

- золото сохранно от порчи

- редкий, труднодобываемый, представляющий большую ценность металл

- золото компактно, портативно

- золото однородно по составу (стандартные слитки монетарного золота имеют пробу 995/1000)

Формы золотого стандарта:

- золотомонетный стандарт - активное обращение золотых монет, государство было обязано свободно их продавать

- золотослитковый стандарт - золотые монеты не находились в обращении, свободная чеканка не осуществлялась, обязательства денежных властей заключались в продаже золотых слитков

- золотодевизный стандарт - денежные власти обменивали национальную валюту на иностранную валюту, для которой существовал золотой стандарт

"Золотые точки" (Gold points of exchange)

- пределы, в которых колебался валютный курс в условиях золотого стандарта при свободной купле - продаже золота и его неограниченном вывозе. Фактические пределы колебаний укладывались в 1%

Преимущества:

- обеспечение стабильности, как во внутренней, так и во внешней экономической политике, что объясняется следующим: транснациональные потоки золота стабилизировали обменные валютные курсы и создали тем самым благоприятные условия для роста и развития международной торговли

- стабильность курсов валют, что обеспечивает достоверность прогнозов денежных потоков компании, планирование расходов и прибыли

Недостатки:

- зависимость денежной массы от добычи и производства золота (открытие новых месторождений и увеличение его добычи)

- невозможность проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем страны

12. Бумажно-кредитные денежные системы

- вытеснение золота из оборота, только функция сокровища, аккумуляция его в золотых резервах

- государство берет на себя регулирование денежного оборота

- кредитные операции банков - основа для выпуска наличных и безналичных денег

- пропорции наличного и безналичного оборотов меняются в сторону уменьшения доли наличных денег

13. Основные элементы денежной системы. Примеры

Принципы организации денежной системы - правила, в соответствии с которыми государство организует денежную систему: централизованное управление денежной системой

1) прогнозное планирования денежного оборота

2) устойчивость и эластичность денежного оборота в соответствии с потребностями экономики

3) кредитный характер денежной эмиссии, т.е. только в результате проведения банками кредитных операций

4) обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков (золотом, валютой, ценными бумагами и др.), регламентируемая государством

5) неподчиненность ЦБ правительству и подотчетность его парламенту страны

6) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования

7) надзор и контроль за денежным оборотом, пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота

8) функционирование национальной валюты, регламентирование ее курса государством

9) кассовая дисциплина

- Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров

- Виды наличных денег, являющиеся законным средством платежа (банкноты, казначейские билеты, разменные монеты)

- Эмиссионная система - установленный законом страны порядок эмиссии и обращения денег

- Денежное регулирование - комплекс мер государственного воздействия (таргетирование) для достижения соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития

14. Основные черты современных денежных систем. Примеры

- децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями

- разделение функций выпуска безналичных и наличных денег:

- выпуск наличных денег - центральными государственными банками, безналичных денег - коммерческими банками

- отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличным денежными оборотами

- механизм государственного денежно-кредитного регулирования

- управление денежной системой через центральный банк

- прогнозирование и планирование денежного оборота

- приоритетный характер безналичного оборота

- активный финансовый контроль за денежными средствами со стороны налоговых органов

- ЦБ страны независим от правительства в принимаемых решениях

- денежные знаки обеспечены активами банковской системы: золото, валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги

- сбережения населения привлекаются коммерческими банками, нет монополии ЦБ

15. Особенности современной денежной системы России

- Правовые основы - Федеральные законы:

"О денежной системе РФ"

"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

- Национальная денежная единица РФ (национальная валюта) - рубль

- Валюта РФ включает:

находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ и монеты

средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ

средства в рублях на счетах в банках и кредитных учреждениях за пределами РФ

- Банкноты (банковские билеты) и монеты ЦБ РФ - единственное законное средство платежа на территории РФ

- Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ

- Право эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ имеет только ЦБ РФ

- Контроль за организацией наличного и безналичного денежного оборота также возложен на ЦБ РФ

Инструменты денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ:

- процентные ставки по операциям ЦБ

- резервные требования

- операции на открытом рынке

- рефинансирование кредитных организаций

- валютные интервенции

- установление ориентиров роста денежной массы

- прямые количественные ограничения

Денежная база на 01.02.2012, млрд. руб. Денежная база (в широком определении) 7 898,5 наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций 6 407,7 корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России 724,9 обязательные резервы 390,1 депозиты кредитных организаций в Банке России 375,7 облигации Банка России у кредитных организаций 0 - эмиссия облигаций от своего имени

16. Денежные системы США, Великобритании, Японии, Китая, Канады

1)США

Характерная черта - длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии: правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов.

Федеральная резервная система - специально созданное в 1913 году независимое федеральное агентство для выполнения функций ЦБ и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. Основанием для создания - Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство

ФРС - независимое федеральное агентство правительства США

Структура ФСР:

- 12 региональных федеральных резервных банков со статусом самостоятельного юридического лица, но под управлением Совета управляющих ФРС

- банки-члены, акционеры региональных Резервных Банков

1)Национальные банки с правом на осуществление банковской деятельности, полученным от федерального правительства (1933 банка)

2)Банки штатов, ведущие операции в его пределах (829 банков)

- Совет управляющих ФРС

- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC)

- консультационные советы

3 основных эмитента денег:

- Казначейство - казначейские денежные билеты (1$ - 10$) серебряные монеты и разменные монеты (из никеля и меди). Эмиссия казначейских денег ? 11% наличной денежной массы

- ФРС (федеральные резервные банки) - банкноты, главное средство наличного денежного оборота страны

- Коммерческие банки - векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги

Доллар США:

- Помимо США доллар служит законным средством платежа в независимых государствах: Восточный Тимор, Либерия, Маршалловы Острова, Палау, Панама, Сальвадор, Федеральные Штаты Микронезии, Эквадор

- Доллар США является ведущей мировой резервной валютой: больше половины золотовалютных резервов ведущих мировых держав хранится в долларах США, они используются для совершения большинства международных торговых операций

- Курс доллара США по отношению к другим валютам устанавливается в ходе торгов на международном валютном рынке в зависимости от спроса и предложения ?2/3 долларов обращаются за пределами США

Курс доллара США к рублю

2)Великобритания

Денежная единица - фунт стерлингов

В названии - отражение его первоначального весового содержания:

из одного фунта серебра чеканили 240 пенсов ("стерлингов)

20 пенсов = 1 шиллинг

1 фунт = 12 шиллингов

- Наличные деньги (банкноты и монеты) ? 32% денежной массы

- 3 основных эмитента денег: Казначейство - монеты

- Банк Англии -банкноты

- Коммерческие банки - банковские депозиты

- Эмиссию фунта стерлинга осуществляют кроме Банка Англии также пять банков административных единиц Великобритании - Королевский банк Шотландии (The Royal Bank of Scotland), три банка Северной Ирландии и банк острова Джерси

- Помимо Великобритании фунт стерлингов используется как законное средство платежа на территории коронных владений Соединенного Королевства - остров Мэн, Нормандские острова, и большинства заморских территорий

Курс фунта стерлингов к доллару США

3)Япония

- Эмиссионный институт - Центральный банк Японии был создан в 1882 году сроком на 30 лет для обуздания инфляции, которую вызвало большое количество частных банков, эмитировавших свои банкноты

- Со временем это срок был продлен на 30 лет, а в 1942 году банк получил бессрочный статус

- По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии

- Золотой стандарт был введен в Японии в 1897 г. и просуществовал до Первой мировой войны в форме золотомонетного стандарта

- Золотое содержание 1 йены = 0,75 грамм золота

- Йена содержала 100 сен, одна сена - 10 рин

- В 1953 г. в следствие инфляции деньги достоинством меньше одной иены были упразднены

- Наличные деньги (банкноты и монеты) ? 30% денежной массы

- Японская йена занимает третье место в списке восьми наиболее популярных валют, которыми торгуют на международном валютном рынке Forex

Курс японской йены (100) к доллару США

4)Китай

- Денежная единица КНР- юань

- Эмиссионный институт - Народный банк Китая (учреждён 1 декабря 1948г.)

- До 1935 г. в Китае фактически действовал серебряный стандарт. Курс китайской валюты колебался в зависимости от мировой цены серебра. С 15 октября 1934 года курс юаня отошёл от стоимости серебра на мировом рынке

- В 1935 была проведена денежная реформа, серебряные юани были изъяты из обращения и заменены бумажными

- По денежной реформе 1948 золотое содержание юаня было установлено в 0,22217 г чистого золота и выпущены новые бумажные деньги

- С 1994 г. по июль 2005 г. юань был привязан к доллару США с обменным курсом 8,27:1

- 21 июля 2005 г. Китай отказался от привязки юаня к доллару и поднял курс национальной валюты на 2 %. Курс юаня теперь определяется исходя из его отношения к корзине из нескольких валют

Курс юаня к доллару США

5)Канада

- Денежная единица с 1870 г. - канадский доллар (CAD)

- Эмиссионный институт - Банк Канады (с 1935 г.)

- Канадский доллар используется в основном во внутренних расчетах

- С 1854 до 1933 года в Канаде действовал золотой стандарт валюты, в соответствии с которым все бумажные деньги могли обменяться на золото без всяких ограничений

- До 1970 г. обменный курс канадского доллара был жестко привязан к доллару США. С мая 1970 г. канадский доллар имеет "плавающий" валютный курс

- Канадский доллар, как валюта международных расчетов, используется в ограниченных масштабах. Это объясняется спецификой внешнеэкономических связей Канады и США. Около 2/3 внешнеторгового оборота приходится на США, а в расчетах используется доллар США. При расчетах по долгосрочным контрактам со странами Западной Европы и Японии используется фунт стерлингов

- Банк Канады планирует заменить купюры на хлопковой основе, которые быстро приходят в негодность, стойкими к влаге полимерными денежными знаками, которые в 2-3 раза долговечнее. Изменения призваны уменьшить затраты на выпуск банкнот, а также повысить защищенность национальной валюты от подделок. Также Канада намерена также сократить затраты на производство разменных монет, заменив преимущественно никелевые монеты в 1 и 2 доллара аналогичными из стали

Курс канадского доллара к доллару США

17. Виды денежных реформ

Денежные реформы - законодательные акты, направленные на укрепление денежной системы страны. В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, осуществляется переход от одной денежной системы к другой

Виды денежных реформ:

- девальвация - снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту

- деноминация - уменьшение (укрупнение) масштаба цен

- нуллификация - аннулирование сильно обесцененной единицы и введение новой валюты

- ревальвация - увеличение валютного курса к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту

- реставрация - восстановление прежнего содержания денежной единицы

18. Денежные реформы в СССР и России

1)СССР Упорядочение денежного обращения в СССР в 1961 г - деноминация 1961 года была одной из самых гуманных реформ. По всем вкладам в Сбербанке граждане получили на 10 старых рублей один новый рубль. Наличные деньги обменивались без ограничений по такому же коэффициенту. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз. Вся мелкая металлическая монета номиналом 1, 2, 3 копеек не уменьшилась в стоимости в 10 раз, но продолжила обращение по тому же номиналу

Денежная реформа 1991 г. - преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, бороться со спекуляцией, контрабандой рублей и валюты, коррупцией и, хотя бы частично, решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Реформой предусматривалось, что 50- и 100-рублёвые купюры образца 1961 года в течение 3-х дней будут обменены на банкноты образца 1991 года

2)Россия

Денежная реформа 1992-93 г.г. - преследовала цели борьбы с инфляцией и изъятия из обращения казначейских билетов старого образца Госбанка СССР, а также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.

- прекращение обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 г.г. и использование в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

- изъято 24 миллиарда банкнот

- отказ Деноминация 1997 г. - нарицательная стоимость денежных знаков и масштаб цен изменились в соотношении 1000:1

19. Факторы, влияющие на инфляцию в Российской федерации на современном этапе

Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги

В последние годы относительно высокая инфляция в России обусловлена многими факторами: низкой конкуренцией среди производителей, высокими издержками из-за банковских ставок, удорожанием импортируемого продовольствия (с учетом обесценения курса рубля в начале 2009г. на 30%), увеличением денежной массы, повышением тарифов на услуги ЖКХ и засухой 2010г. При этом перелома в сторону снижения темпов роста цен удалось "добиться", прежде всего, за счет снижения потребительского спроса и сокращения притока капитала, что само по себе является негативным фактором для экономики.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией

• дефляционная политика (регулирование спроса: снижение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы и т.д.)

• политика доходов (регулирование издержек: контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов роста)

Антиинфляционная политика после 2009г. базируется на трех китах: снижении ставки рефинансирования, выделении льготных банковских кредитов предпринимателям и регулировании цен на медикаменты и продукты питания. Сегодня к этим мерам прибавились также регулирование темпов прироста денежной массы, зерновые интервенции, снижение госрасходов и старое доброе изымание ликвидности. Поддержание устойчивого курса рубля и диверсификация экономики - это меры, которые будут способствовать как снижению инфляции, так и экономической стабильности

20. Финансовая система государства, её основные элементы

Финансовые отношения охватывают:

- Экономические денежные отношения, связанные с

формированием и исполнением государственных бюджета, внебюджетных фондов, кредита

- Экономические денежные отношения децентрализованных денежных фондов предприятий различных форм собственности (банковские кредитные организации, страховые компании и проч. небанковские кредитные организации, промышленные, торговые и др. предприятия, общественные организации, домохозяйства и проч.)

ФИНАНСЫ отличны от ДЕНЕГ по содержанию и функциям

Деньги - это всеобщий эквивалент, мера стоимости, средство платежа, обращения, мировые деньги Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, механизм контроля за образованием и использованием фондов денежных средств Назначение данного инструмента - не только обеспечить образование денежных доходов и фондов предприятий и государства в целом, но и проконтролировать расход финансовых ресурсов Финансы - распределительная категория

Финансы выражают денежные отношения между:

1)предприятиями

-в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг

2)предприятиями и вышестоящими организациями

-при создании централизованных денежных средств и их распределения

3)государством и предприятиями

-при уплате ими налогов, в бюджетную систему и финансирования расходов

4)государством и гражданами

-при внесении ими налогов и добровольных платежей

5)предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами

-при внесении платежей и получении ресурсов

6)отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Главный материальный Главным условием роста источник денежных фондов финансовых ресурсов является страны - национальный доход увеличение национального

дохода 21. Основные функции финансовой системы государства

Социально-экономическая сущность финансов: за счет кого/чего государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах используются эти средства

Функции финансов: 1) контрольная заключается в анализе распределения ВВП по соответствующим фондам и расходованию по их целевому назначению, в соответствии принятым законом о расходах бюджета на данный год

2) регулирующая связана с вмешательством государства через финансовые механизмы (налоги, дотации) в процесс воспроизводства

3) распределительная - создание основных первичных доходов и перераспределение национального дохода

22. Особенности финансовой системы России

23. Консолидированный бюджет России

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, часть финансовой системы РФ

С юридической точки зрения, бюджет - правовой акт, Закон, представляющий основной финансовый план образования, распределения и использования денежного фонда государства

Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет Субъекта Федерации и местные бюджеты

Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, "Бюджет расширенного правительства"

24. Государственный бюджет субъектов РФ, местных бюджетов

Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2011 годы

ХЗ че еще

25. Государственные внебюджетные фонды РФ: цели создания, особенности

Внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь

Основные особенности внебюджетных фондов:

• Строгая целевая направленность

• Финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет

• Внебюджетные фонды формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц

• Тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер

• Средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением

26. Государственный кредит, его основные функции

27. Пенсионный фонд России. Особенности пенсионной реформы в России и за рубежом.

Пенсионный фонд России - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам

• Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России

• Создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение

• Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ

• • Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет

• 10,8 % - по доходам

• 10,2 % - по расходам

• Выплачивает пенсии более 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты 20 млн. льготников

• В 2011 г. расходы на выплату пенсий (включая и трудовые, и социальные) равнялись 8,7% ВВП

• Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России

• Создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение

• Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ

• • Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет

• 10,8 % - по доходам

• 10,2 % - по расходам

• Выплачивает пенсии более 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты 20 млн. льготников

• В 2011 г. расходы на выплату пенсий (включая и трудовые, и социальные) равнялись 8,7% ВВП

• Численность экономически активного населения в январе 2012 г. составила 74,9 млн. чел. (? 53% от общей численности населения)

• Численность безработных граждан (по методологии МОТ) в январе 2012 г. составила 4,9 млн. чел. (6,6% экономически активного населения)

• В органах службы занятости было зарегистрировано 1,3 млн. безработных граждан (1,7% экономически активного населения)

Программа государственного софинансирования пенсии (софинансирование, программа "1000 на 1000") - это уникальная государственная программа, которая позволяет увеличить будущую пенсию за счёт дополнительных взносов как самого гражданина, так и за счёт средств государства.

Суть программы заключается в формировании пенсионных накоплений граждан РФ путём уплаты дополнительных (к обязательным) страховых взносов гражданина на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии, и такой же суммы страховых взносов (софинансирования) государства, а также взносов организаций-работодателей (при желании работодателя).

28. Фонд обязательного медицинского страхования в России. Проблемы государственного медицинского страхования и перспективы развития

ФОМС - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а также иными законодательными и нормативными актами

Среди основных функций фонда:

• Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования

• Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования

• Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования

Серьезной проблемой ОМС является хроническое недофинансирование, связанное с платежами органов исполнительной власти за неработающее население. Эти платежи должны базироваться на стоимости территориальных программ ОМС. Однако до сих пор отсутствуют регламентирующие документы по расчету нормативов платежей. Фактически они вносятся исходя из разницы между стоимостью территориальной программы и взносами хозяйствующих субъектов, которые составляют 3,1% от фонда оплаты труда. Поэтому чем больше средств на ОМС платят работодатели за работающих лиц, тем меньше взносы местных органов за неработающее население. В результате доля средств, поступающих на страхование неработающего населения, составляет немногим более 30%, тогда как неработающее население составляет 55% всей численности населения РФ. Таким образом, страховую медицину искусственно держат на голодном пайке, существенно сокращая возможности улучшения качества медицинского обслуживания.

29. Фонд социального страхования в России. Особенности, перспективы развития социальной помощи в России и за рубежом.

ФСС - второй по величине из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования", а также иными законодательными и нормативными актами

Функции Фонда:

• выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности ("больничных")

• обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение

• обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами

• оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

• оплата родовых сертификатов

• доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам

• доплата за диспансеризацию работающих граждан

• оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами

• оплата (полная или частичная) для детей застрахованных

• граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)

Перспективы развития

Фонд социального страхования Российской Федерации вынужден заниматься обеспечением средствами реабилитации инвалидов, путевками отдельных категорий граждан и др. Основная сложность в том, что за время реформ у государства накопились колоссальные долги перед людьми определенных категорий, и возвращать их приходится в ускоренных темпах, создавая соответствующие базы данных. По мере сокращения долгов и перехода работы Фонда социального страхования РФ в нормальный режим

основной задачей Фонда останется обеспечение населения пособиями по

временной нетрудоспособности, в том числе связанной с профессиональными заболеваниями и производственными травмами, с которой он вполне справляется.

Должно быть прекращено постепенное превращение внебюджетных фондов в бюджетные. Доходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования в значительном своем объеме формируются сегодня за счет средств федерального бюджета. В результате работа фондов усложняется ответственностью за исполнение несвойственных им задач.

30. Содержание финансовой политики

Управление финансами Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное собрание и две его палаты: Совет Федерации и Государственная Дума Совокупность государственных мероприятий по исполнению финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику В нее, в частности, входит: ?разработка концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; ?создание адекватного финансового механизма; ?управление и контроль за финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, системы законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятия и рынка ценных бумаг

Управление финансами:

- оперативное управление

- прогнозирование

- контроль

- регулирование

- планирование

Финансовый контроль - совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному

Государственный финансовый контроль -обязательное и необходимое условие эффективного функционирования экономической системы любого государства

Государственный финансовый контроль в РФ включает контроль за:

- исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

- организацией денежного обращения

- использованием кредитных ресурсов

- состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов - предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ

31. Бюджетная система РФ, принципы ее организации = финансовая система РФ ( 22 билет)

32. Консолидированный бюджет РФ (билет 23)

33. Принципы построения бюджетных систем зарубежных стран

34. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

В основе - стратегические цели развития страны, сформулированные в:

>?Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" Федеральному Собранию

>Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года

>Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и других документах

35. Основные функции и принципы работы Казначейства РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства Финансов

Центральный аппарат (первый уровень):

1.Управление бюджетного учёта и отчётности;

* Управление обеспечения исполнения федерального бюджета (бывшее Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счётом

* Управление финансово-бюджетных операций;

* Управление совершенствования функциональной деятельности;

* Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности;

* Административное управление;

* Управление финансовых технологий;

* Финансовое управление;

* Юридическое управление;

* Управление информационных систем;

* Управление режима секретности и безопасности информации;

* Управление развития бюджетных платежей.

Межрегиональное управление Федерального казначейства - второй уровень - территориальный орган, располагается в Москве. Управления Федерального казначейства по субъектам федераций - второй уровень - территориальные органы, располагаются в административных центрах субъектов Федерации. Отделения Федерального казначейства - третий уровень управления - располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах, по решению соответствующего территориального управления.

С января 2005 года по сентябрь 2007 года Федеральное казначейство возглавляла Нестеренко Татьяна Геннадьевна. 28 сентября 2007 г. Председателем правительства РФ освобождена от занимаемой должности и назначена заместителем министра финансов РФ. С 5 октября 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Артюхин Роман Евгеньевич

36. Территориальные финансы РФ.

ТФ - система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий

В России на 1 января 2012 г.

83 субъекта федерации

? 29 тыс. местных бюджетов

Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами:

>конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления (из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам)

>развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства

Территориальные бюджеты - основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер

Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий - особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете

Источником региональных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности

Заемные средства делятся на банковские кредиты и облигационные займы

По Закону о Бюджете РФ доходная часть территориальных бюджетов состоит из собственных доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов

Межбюджетными трансфертами называются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ

Межбюджетные платежи (межбюджетные трансферты) имеют чисто перераспределительный характер

?Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня

?Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенцией. Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями, или блок-грантами

Собственные источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов РФ подразделяются на:

налоговые поступления

неналоговые поступления

иные поступления из вышестоящих бюджетов

К налоговым доходам субъектов РФ относятся:

?доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов, полностью зачисляемые в бюджеты субъектов РФ (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес)

?отчисления от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ (налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых, сбора за пользование объектами животного мира, некоторых акцизов и др.)

Нормативы отчислений федеральных налогов утверждаются в Бюджетном кодексе РФ в виде определенной фиксированной ставки

Неналоговые доходы региональных бюджетов РФ:

>доходы от использования, продажи и иного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности

>?часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ

>?доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственного и местного управления

>?средства, полученные в результате применения мер принудительного изъятия

?Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования ?Субсидии - бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов

?Субвенции - это средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы для осуществления целевых расходов

В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования средства могут быть востребована органами власти, выдавшим их

Доля дотаций и субвенций в территориальных финансах (расходах) определяется как налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обяз. расходов

Собственные доходы бюджета -доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы

К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты

Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием

Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами

Система расходов территориальных бюджетов

Обязательные расходы территорий -денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.)

Дискреционные расходы (discretionary spending) -денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению:

управление

охрана правопорядка

дорожное хозяйство

образование

жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий

здравоохранение и окружающая среда

социальные нужды

культура, спорт, досуг

уборка улиц

пожарная охрана

сбор и утилизация отходов

37. Особые экономические зоны РФ и их назначения.

38. Государственный внешний долг России

Гос внешний долг России - 10,4% ВВП

Внешний долг России - обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это явлаeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну кредитора (Кипр, США и т.д.)

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП

39. Государственный внутренний долг России

Внутренний долг государственный - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3 083 210,184 млн рублей.

40. Государственный финансовый контроль. Основные направления контроля.

ФК - совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному

Государственный финансовый контроль - обязательное и необходимое условие эффективного функционирования экономической системы любого государства

Государственный финансовый контроль в РФ включает контроль за:

>исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

>организацией денежного обращения

>использованием кредитных ресурсов

>состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов

>предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ

Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:

>?регламент осуществления - обязательный, инициативный

>?временя проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий

>?субъект контроля - президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный; ведомственный; аудиторский

>?объект контроля - бюджетный, за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, за денежной массой

Функции государственного финансового контроля:

1. Контроль источников поступления бюджетных средств

2. Контроль направлений расходования бюджетных средств

3. Контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности

4. Пресечение финансовых злоупотреблений

5. Контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов

6. Контроль за эффективным предоставлением и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций

7. Контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных финансово-кредитных учреждениях

Система органов финансового контроля в странах мира, в целом, однотипна и включает следующие элементы:

?ведомство главного ревизора - аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства - контроль над расходованием государственных средств и государственного имущества

?налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну

?контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений

?аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых потоков и увеличение прибыли

41. Система органов финансового контроля

Органы гос.фин.контроля:

1. счетная палата

2. гку при призеденте РФ

3. министерство финансов

4. ЦБ РФ 5. федеральное казначейство

6. федеральные службы

а. федеральная налоговая служба

б. федеральная таможенная служба

в. Росфинмониторинг

г. Росфиннадзор

д. фсфр

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др.

Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории

В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, но вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента

Счётная палата Российской Федерации

- парламентский орган финансового контроля в РФ

Статус Счётной палаты определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О Счётной палате РФ", согласно которому Счётная палата -постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания

Министерство финансов РФ

? орган, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере:

>?проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета

>?организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций

>?составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ

Федеральное казначейство (Казначейство России) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства Финансов

Федеральная налоговая служба (ФНС России) ? федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов

Федеральная таможенная служба (ФТС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, находится в прямом подчинении Правительства РФ

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), находится в прямом подчинении Правительства РФ. В 2011 г. к ФСФР присоединена Федеральная служба страхового надзора

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций

42. Экономическая сущность кредита.

Сущность кредита - это передача кредитором ссуженной стоимости заемщику для использования на началах возвратности и в интересах общественных потребностей

Экономическая основа кредитных отношений - кругооборот капитала

Два условия кредитной сделки:

1.Кредитор и заемщик должны выступать как юридически самостоятельные субъекты, материально гарантирующие выполнение обязательств, вытекающих их экономических связей

2.Кредит становится необходимым при совпадении интересов кредитора и заемщика

Экономическая категория кредита отлична от денег:

Разный состав участников: кредитор - заемщик и покупатель - продавец

Кредит предполагает отсрочку платежа

Неотъемлемое свойство кредита: ДОВЕРИЕ (от лат. credere - верить )

Непременное условие: возвратность

Кредит работает не только с деньгами, но и с ценными бумагами

Кредит приносит прибыль, кредитор получает больше авансированной стоимости

43. Базовые функции кредита

Перераспределительная - распределение временно освободившейся стоимости во временное пользование: межтерриториальное; межотраслевое; внутрииотраслевое

Экономия издержек обращения

Ускорение концентрации капитала

Обслуживание товарооборота

44. Форма кредита. Примеры

по характеру ссуженной стоимости:

- товарная форма кредит

- денежная форма кредита (наиболее типичная)

- смешанная ( товарно - денежная)

по типу кредитора:

- банковский

- коммерческий (хозяйственный) - используется вексель

- государственный

- международный

- гражданский (частный, личный)

- ростовщический

в зависимости от целевых потребностей заемщика:

- производственная форма

-потребительская форма

- ипотечная форма и др

45. Виды ссудного процента. Примеры

Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости

Для кредитора цель сделки -получение дохода на ссуженную стоимость, для заемщика цель - также увеличение прибыли.

Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком м кредитором. Долей кредитора является ссудный процент

Посредством нормы ссудного процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита

Уровень ссудного процента определяется макроэкономическими факторами:

соотношением спроса и предложения средств

степенью доходности на других сегментах финансового рынка

политикой Центрального банка (нормой резервирования)

и др. Банковский процент - форма кредита, когда хотя бы один из субъектов отношений банк

Банк ссужает, как правило, привлеченные средства. Доля дохода банка представляет собой компенсацию за посредничество, за риск, который принял на себя банк в случае неплатежа по ссуде

Верхняя граница процента за кредит определяется рыночными условиями ? величиной банковского % других банков внутри государства и за его пределами

Нижний предел банковского процента складывается с учетом затрат банка по привлечению средств и обеспечению функционирования кредитной организации (зарплаты служащих, уплаты налогов, величины расходов на хозяйственные нужды, планируемую прибыль и др.)

Ставка рефинансирования - это плата по процентам за ссуду коммерческими банками Центральному банку.

46. Кредитная система РФ

Кредитными организациями в России являются:

Центральный Банк

коммерческие банки

небанковские кредитные организации

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным Законом

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1.Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц

2. Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие

3. Ведение банковских счетов физических и юридических лиц

47. Кредитная организация. Отличия банковских и небанковских кредитных организаций

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции:

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

- осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов лиц

- осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным Законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России

48. Операции небанковских кредитных организаций

В настоящее время выделено три, определенные Банком России, категории небанковских кредитных организаций (НКО):

I. Расчетная небанковская кредитная организация

Основные операции:

открытие и ведение банковских счетов юридических лиц осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе, электронных денежных средств, (за исключением почтовых переводов) деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Расчетная небанковская кредитная организация не имеет права:

на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады

на открытие и ведение банковских счетов физических лиц

на осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам

на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов

на выдачу банковских гарантий

Цель создания Расчетной НКО - обеспечение безрисковой системы расчетов и переводов. Фактически, Расчетная небанковская кредитная организация - это тот же банк, но без права привлекать вклады и выдавать кредиты, с ограниченными Центральным банком рисками

Минимальный уставный капитал для создания Расчетной НКО установлен ст.11 Закона о банках:

90 млн. рублей (0,5 млн. евро) - в случае получения лицензии предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

18 млн. рублей - в случае если НКО не ходатайствует о получении указанной выше лицензии.

II. Платежная небанковская кредитная организация (небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций)

Основные операции:

открытие и ведение банковских счетов юридических лиц (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов)

осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов)

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов)

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)

Платежная небанковская кредитная организация по сравнению с Расчетной имеет более узкий круг позволенных ей операций

Основная цель создания Платежной НКО может быть - выполнение функций оператора по переводу денежных средств, а также расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, являющихся банковскими платежными агентами. Т.е. Платежная небанковская кредитная организация должна обеспечивать безрисковую систему переводов денежных средств без открытия банковских счетов, прежде всего в рамках организации мгновенных, электронных, мобильных и т.п. платежей

Минимальный размер уставного капитала установлен в сумме 18 млн. рублей.

III. Кредитно-депозитная небанковская кредитная организация

Название данных НКО говорит само за себя: они имеют право на осуществление определенных кредитно-депозитных операций, но не осуществляют расчетные операции.

Основные операции:

?привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок)

?размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет

?купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме, исключительно от своего имени и за свой счет

?выдача банковских гарантий

49. Виды небанковских кредитных организаций. Примеры

К НКО можно отнести следующие организации:

негосударственные пенсионные фонды

страховые компании

факторинговые компании

форфейтинговые компании

лизинговые компании

паевые инвестиционные фонды

депозитарные фонды

ломбарды

ссудно-сберегательные кассы

кредитные союзы и проч

50. Функции центральных банков

Структура, форма собственности и ряд функций центральных банков отдельных стран имеют существенные различия, которые обусловлены особенностями их политического и экономического развития

>Полностью государственные

>Смешанные (государственно-частные)

>Акционерные

>Неакционерные

Функции центральных банков

>эмиссионный центр страны

>совершает операции преимущественно с банками данной страны ("банк банков")

>поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы ("банкир правительства")

>денежно-кредитное регулирование

>внешнеэкономическая функция

51. Методы денежно-кредитного регулирования, используемые

центральными банками

резервные требования - обязательные резервы коммерческих банков на счетах в центральном банке

политика рефинансирования валютные интервенции

операции на открытом рынке

кредиты рефинансирования

процентная политика (ставки рефинансирования)

объем рефинансирования

таргетирование денежной массы

прямые количественные ограничения (размеров банковских кредитов, контроль условий кредитования, портфельные ограничения)

52. Основные модели организации ЦБ

Три основные модели организации центральных банков

?Традиционная (ЦБ стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многие страны Африки, страны Восточной и Центральной Европы)

?Американская (ФРС США,ФРС Индии)

?Европейская

53. Особенности ЦБ России

Центральный банк РФ

пример традиционной модели организации центрального банка учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР (Государственный банк РСФСР)

с ноября 1991 г. объявлен единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики (Центральный банк Российской Федерации, Банк России)

правовой статус:

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

54. Основные функции ЦБ РФ

Важнейшие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

-осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам;

- является депозитарием средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные договорами с МВФ

55. Организационная структура ЦБ РФ

Организационная структура:

Центральный аппарат (29 структурных подразделений)

59 главных управлений

19 национальных банков

5 отделений Московского ГТ У

1 165 расчетно-кассовых центров

Центральное хранилище

Сеть межрегиональных хранилищ

56. Банковская система России: ее структура и особенности

Банк России (ЦБ РФ)

кредитные организации - юридические лица, имеющие право: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц

размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности

открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц

филиалы и представительства иностранных банков

банковская группа ? объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) из них оказывает существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций

банковский холдинг ? объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо (головная организация банковского холдинга), не представляющее кредитную организацию, имеет возможность оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций

Головная организация может создавать

управляющую компанию банковского холдинга

ассоциации банков ? не предусматривают цели извлечения прибыли. Представляют позиции своих членов в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в Банке России, защищают их интересы

(АРБ, 16 территориальных банковских союзов)

Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО)

? некоммерческая организация в форме государственной корпорации для реструктуризация кредитных организаций с нестабильным финансовым состоянием с целью восстановления и эффективного развития банковской системы РФ

57. Функции Коммерческого банка

аккумуляция и мобилизация временно свободных денежных средств

посредничество в кредите

посредничество в осуществлении платежей и расчетов

создание платежных средств

58. Принципы деятельности коммерческого банка

прибыльность хозяйствования. Банк -коммерческое предприятие, в его основе лежит получение прибыли, которая в общем виде определяется как разница между процентами по кредитам и процентами по вкладам

?спекулятивный принцип. Банк старается дешевле купить ресурсы и дороже их продать, поэтому проценты по вкладам всегда ниже, чем по кредитам, курс покупки валюты ниже курса продажи, курс покупки ценной бумаги ниже курса ее продажи

?"риск ради прибыли". Банк рискует как собственным, так и привлеченным капиталом, поэтому он стремится увеличить собственный капитал, чтобы можно было расширить свою деятельность и проводить больше рисковых операций, приносящих большую прибыль

"все для клиента". Банк знает, что чем больше у него будет клиентов, тем больше денежных средств он сможет привлечь и разместить и соответственно получить большую прибыль, поэтому проводит активную работу по привлечению клиентов

принцип взаимной заинтересованности с партнерами. Банки между собой не только конкурируют, но и сотрудничают (система корреспондентских счетов, система межбанковского кредитования, ведение кредитных историй клиентов и т.п.

59. Пассивные операции коммерческих банков

пассивные

? деятельность банка по аккумулированию собственных и привлеченных средств в целях их размещения, операции по мобилизации средств:

привлечение вкладов (депозитных, сберегательных)

получение кредитов от других банков

эмиссия собственных ценных бумаг

Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности

60. Активные операции коммерческих банков

активные

Ссудные

Предоставление средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности

Расчетные

Кассовые

Инвестиционные Фондовые

Гарантийные

Зачисление и списание средств со счетов клиентов, в т.ч. для оплаты их обязательств перед контрагентами

Операции по приему и выдаче наличных денежных средств

Операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги небанковских структур для совместной экономической деятельности, а также размещение срочных вкладов в других кредитных организациях

Операции с ценными бумагами, котирующимися на фондовых биржах

Операции с векселями

Выдача банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий

61. Активно-пассивные операции коммерческих банков

62. Финансовые услуги коммерческих банков

Финансовые услуги коммерческих банков:

лизинговые

факторинговые

форфейтинговые

трастовые

Финансовые услуги коммерческих банков

Лизинг (leasing)

- предоставление материальных ценностей в аренду на разные сроки без перехода права собственности

?краткосрочный, до 1 года (рентинг)

?среднесрочная, 1 - 3 года (хайринг)

?долгосрочный, 3 - 20 лет (лизинг)

Лизинг Лизинговые операции приравниваются к кредитным операциям,

так как схожи с коммерческим кредитом и носят название

кредит-аренда

Факторинг (factoring)

- выкуп платежных требований у поставщика товаров, переуступка банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами

классический факторинг - поставщик переуступает банку право на все суммы, причитающиеся от покупателя, конечный риск неоплаты со стороны покупателя - на поставщике

безрегрессный факторинг - полное или частичное покрытие рисков неплатежей со стороны покупателя

конфиденциальный факторинг - отсутствие требования обязательного уведомления дебиторов о переуступке задолженности в пользу банка, конечный риск неоплаты со стороны покупателя - на поставщике

1. Поставка клиентом товара, услуги с отсрочкой платежа (до 180 дней)

2. Уступка клиентом права требования платежа по поставке банку

3. Выплата банком финансирования (до 90% суммы поставки) клиенту

4. Оплата поставки покупателем (дебитором клиента) на счет банка

5. Выплата банком остатка денежных средств за вычетом комиссий клиенту

Форфейтинг (а forfait) - предоставление определенных прав в обмен на наличный платеж, форма кредитования экспорта Банком путем покупки долговых требований по внешнеторговым операциям

Форфейтинг

1. Экспортер и импортер заключают сделку с указанием срока платежа

2. Экспортер обращается с заявкой в форфет-компанию, которая определяет условия

операции. Если экспортер заранее проконсультировался с ней, то он имеет возможность включить расходы по учету векселя в стоимость контракта

3. Импортер выписывает коммерческий вексель и авалирует его в банке своей страны

4. Векселя, индоссированные банком страны импортера, отсылаются экспортеру

5. Экспортер индоссирует векселя и продает их на первичном рынке "а форфе" форфет-компании, которая отказывается от права регресса

5а. Экспортер получает инвалютную выручку

6. Форфетинговая компания индоссирует векселя и перепродает их на вторичном рынке

7. Форфет-компания (или последний держатель векселя) предъявляет импортеру вексель к оплате 7а. Импортер через свой банк оплачивает предъявленный вексель в установленный срок

Траст операции банков по управлению имуществом и выполнение иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах их доверенного лица

управление денежными средствами и ценными бумагами

управление целевыми фондами

распоряжение доходом и инвестирование

купля-продажа активов

привлечение и погашение займов

выпуск и первичное размещение ценных бумаг

предоставление имущества и денежных средств в ссуду

страхование активов

др.

Учредитель траста, т.е. собственник имущества или имущественных прав, которые он передает в управление по доверенности доверительному собственнику. Учредителем траста может выступить любое физическое или юридическое лицо, в том числе орган государственной власти или управления, предприятие, учреждение, общественная, религиозная, благотворительная организации, а также иностранное, физическое или юридическое лицо, лицо без гражданства, международная организация

Доверительный собственник - юридическое или физическое лицо, которое принимает на себя функции управления имуществом на условиях, предусмотренных договором траста. В качестве доверительных собственников выступают часто банки, которые заинтересованы в развитии трастовых операций

Бенефициарий (выгодоприобретатель) - любое физическое или юридическое лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении траста. Бенефициарий траста вправе получать доходы, возникающие в силу владения имуществом, переданным в траст доверительному собственнику, в пределах и на условиях, установленных договором об учреждении траста. Учредитель также может быть бенефициарием траста

Пожизненный траст учреждается лицом по договоренности с банком. Например, клиент переводит деньги в доверительное управление банку, поручая ему выплачивать доход в течение его жизни, а после смерти передать капитал жене и детям

?Страховой траст возникает, если клиент назначает банк доверенным лицом по страховому полису и поручает ему выплачивать доход своей жене после его смерти и передать сумму полиса детям после смерти жены

?Корпоративный траст учреждается в форме имущества, закладываемого в банке в обеспечение выпуска облигаций компании

?Траст в пользу наемных служащих может иметь форму пенсионного фонда или плана участия в прибылях

63. Классификация банковских кредитов

По основным группам заемщиков: кредиты хозяйству

населению,

государственным органам власти

другим банкам

?По назначению (направлению): потребительский

промышленный

торговый

сельскохозяйственный

инвестиционный

бюджетный

межбанковский

По обеспечению: необеспеченные (бланковые)

обеспеченные кредиты залоговые

гарантированные

застрахованные

По способу погашения погашаемые единовременно (на определенную дату, обычно в конце срока договора)

погашаемые в рассрочку (частями, в сроки, согласованные с банком)

банковская гарантия -

призвана обеспечить надлежащее исполнение должником (принципалом) своего обязательства перед кредитором (бенефициаром)

? односторонняя сделка, в соответствии с которой гарант дает обязательство выплатить оговоренную денежную сумму по представлению кредитором требования об ее уплате

За получение банковской гарантии должник (принципал) обязан уплатить гаранту комиссионное вознаграждение

64. Операции банков с ценными бумагами

деятельность банков как эмитентов

деятельность банков как инвесторов

деятельность банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокерская, дилерская, доверительное управление, клиринг, депозитарная)

деятельность по осуществлению традиционных банковских операций, связанных с обслуживанием рынка ценных бумаг (кредитование)

Деятельность банков как эмитентов

операции по эмиссии (выпуску) собственных ценных бумаг и их первичному размещению, а также операции и другую деятельность по обеспечению реализации прав инвесторов: выплата процентов и дивидендов

погашение долговых ценных бумаг при наступлении срока

создание условий для участия владельцев акций в управлении банком, включая проведение общих собраний акционеров

предоставление информации о деятельности банка-эмитента

Деятельность банков как инвесторов:

проведение операций по покупке и продаже ценных бумаг в свой портфель

привлечение кредитов под залог приобретенных ценных бумаг

операции по реализации банком-инвестором прав, удостоверенных

приобретенными ценными бумагами (получение процентов, дивидендов и сумм, причитающихся в погашение ценных бумаг)

участие в управлении акционерным обществом-эмитентом

участие в процедуре банкротства в качестве кредитора или

акционера, получение причитающейся доли имущества в случае ликвидации общества

В рамках инвестиционной деятельности банки осуществляют также операции с производными финансовыми инструментами (фьючерсными и форвардными контрактами, опционами), которые подразделяются на спекулятивные и хеджинговые

Деятельность банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг:

брокерской - совершение банком гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии

дилерской - совершение банком сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством их покупки и (или) продажи по объявленным им ценам

по управлению ценными бумагами - осуществление банком от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления последними

клиринговой - осуществление деятельности по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним

депозитарной - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на них

Традиционные банковские операции, связанные с обслуживанием рынка ценных бумаг:

предоставление клиентам кредитов на приобретение ценных бумаг и под их залог

предоставление банковских гарантий по выпускам облигаций и иных ценных бумаг (например жилищных сертификатов)

выполнение функций платежных агентов эмитентов

ведение счетов участников рынка ценных бумаг и осуществление денежных расчетов по итогам операций на последнем

65. Операции банков в иностранной валюте

открытие и ведение счетов клиентуры в иностранной валюте

установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и иностранными банками

осуществление международных расчетов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг

покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

привлечение и размещение валютных средств внутри страны

осуществление кредитных операций на международных денежных рынках

проведение депозитных и конверсионных операций на международных денежных рынках

Основные виды валютных операций банков

66. Современное состояние и перспективы развития банковской системы РФ

Показать полностью…
5 Мб, 15 июня 2012 в 19:10 - Россия, Москва, ВАВТ, 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении